Некий ловец диких зверей пришел для ловли на гору аввы Афанасия. Увидев, что Авва послабляет братии, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его, сказал ему: «Вложи стрелу в лук твой и натяни тетеву». Охотник сделал это. Старец говорит: «Натяни больше, еще больше, еще». Охотник сказал: «Если сверх меры натянуть лук, то он переломится!» «Так бывает и в деле Божием, – ответил старец, – если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут отдела Божия, потому по временам необходимы послабления» (77,38). ВТОРНИК. Мф. Зач. 35. (10,9–15) О НЕСТЯЖАТЕЛЬНОСТИ И ЛЮБОСТЯЖАНИИ Нестяжательность приближает к небесам, освобождая нас не только от страха, забот и опасностей, но и от прочих неудобств (32,369). Известно, что не иметь нужды во многом признается величайшим благом… но признается и то, что гораздо высшее благополучие – быть выше даже потребности иметь какую-либо собственность. Посему будем заботиться более о душе, о теле же – сколько нужно, а о внешнем – нисколько не станем прилагать попечения. Ибо таким образом и здесь достигнем высшего блаженства, заключающего в себе Небесное Царство (47,291). Нестяжательный муж молится чистым умом, а любостяжательный во время молитвы представляет образы вещества (54,140). Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мысли (52,295). Больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром (59,31). Да не подумает кто-либо, что без труда и легко достигается преуспеяние в нестяжательности (45,99). Никто не может приобрести действительной нестяжательности, если не убедит себя и не уготовится к тому, чтобы с радостью переносить искушения (52,379). Не должно заботиться об избытке нужного для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности, но надобно быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства (3,353). Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджогом к пожеланию большего (15,430).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Совершенная победа над сребролюбием одерживается тем, чтобы не допускать оставаться в нашем сердце искре желания какого-либо и малейшего стяжания, в той уверенности, что мы уже не в состоянии будем погасить ее, если хоть сколько-нибудь пищи будем подавать этой искре в нас (50,99). СУББОТА. Лк. Зач. 72. (13,18–29) О СТРАСТЯХ, ЗАГРАЖДАЮЩИХ ПУТЬ К ЦАРСТВИЮ НЕБЕСНОМУ Царство Небесное уподобляется квасу в безгрешном воплощении Бога и Спасителя нашего, Которым растворен весь мир, и составом единого тела, восприятого от нашей сущности и от Богородицы Марии… все от века человечество обновлено в возрождении (47,129). Вот проложены стези к Горним, уготован путь в рай. Но с начала и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения, и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на идущих твердо (25,218). Чтобы нам достигнуть Царствия, поревнуем добродетели мучеников, мужеству, ревности, вере, презрению настоящего, желанию будущего. Можно преуспевать в этом и вне гонений. Пусть даже костер не разожжен впереди, зато в наличности страсть сильнее огня; пусть нет звериных зубов, зато теснит ярость мучительнее зверя; пусть не стоят по сторонам палачи, терзая бока, зато лежит внутри зависть, съедающая дух мучительнее всякого палача. Итак, нужно нам, приготовившись к борьбе со страстями и поставив оплотом против них силу любомудрых помыслов, так совершать настоящую жизнь и быть всю жизнь в подвиге, чтобы, потрудившись немного времени, быть увенчанными и наслаждаться вечными благами, всегда будучи с Господом и вкушая того сожительства, превосходящего всякое слово и мысль… (43,301). Как душа, пребывающая в праздности и безопасности, пленяется страстями, так, наоборот, – упражняющаяся постоянно в подвигах благочестия, не имеет даже и времени когда-нибудь подумать об этом, потому что забота о подвигах отвлекает ее от всего этого (43,637). Мудрые, когда восстанут страсти, не слушают их, а изъявляют гнев на злые пожелания и делаются врагами самим себе (30,136). С какою страстью человек не борется мужественно, не противится ей всеми мерами и услаждается ею, та привлекает его и держит как бы узами какими (30,400).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Человеку надобно, по собственному произволению, возделывать землю сердца своего и трудиться; потому что Бог требует от человека труда, усилия и делания. Но если не явятся свыше небесные облака и благодатные дожди, ни в чем не успеет трудящийся земледелатель (прп. Макарий Египетский , 68, 197). Источник. Источник. Вот признак христианства: сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел, оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано; постясь, говорить: «я не постился»; молясь: «не молился»; пребывая в молитве: «не пребывал, полагаю только начало подвигам и трудам». Хотя бы и праведен был ты перед Богом, должен говорить: «я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». Но должно также христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «если не избавлен я сегодня, буду избавлен на утро». Насаждающий у себя виноградник, прежде нежели приступить к труду, имеет в себе радость и надежду, и когда вина еще нет, живо представляет в уме точило, вычисляет доходы, и в таких мыслях принимается за труд; надежда и ожидание заставляют его трудиться усердно, и делает он пока большие издержки в доме. А подобным образом домостроитель и земледелец сперва расточают много своей собственности, в надежде на будущую прибыль. Так и здесь, если не будет у человека перед очами радости и надежды, что приимет избавление и жизнь, то не возможет стерпеть скорбей и принять на себя бремя и шествие тесным путем. А сопровождающие его надежда и радость делают, что он трудится, терпит скорби, и принимает на себя бремя, и идет тесным путем (прп. Макарий Египетский , 68, 197–198). Источник. Источник. ...Человек не тотчас, как услышит Божие слово, делается уже достойным благой части. А если бы вместе с тем, как услышит, делался достойным благой части, то не было бы уже подвигов, или случаев к брани, или поприща для борьбы; но всякий без труда, как скоро услышал бы, достигал упокоения и меры совершенства. На деле бывает не так. Утверждая противное, отнимаешь у человека волю и отрицаешь бытие сопротивной силы, противоборствующей уму. Мы же говорим, что слушающий слово приходит в сокрушение и потом, поскольку благодать, по Божию смотрению к пользе человека, удаляется от него, начинает он упражняться и поучаться во брани, борется и подвизается против сатаны, и после долгого состязания и борения одерживает победу и делается христианином. А если бы, слышанием только, без труда достигал кто благой части, то и лицедеи, и все блудники вошли бы в Царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига, потому что узок и тесен путь (см.: Мф. 7, 14 ). Сим-то негладким путем и надобно шествовать, и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь (прп. Макарий Египетский , 68, 218). Источник. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ничто так не может доставить спасения, как постоянное обращение к Богу, как сохранение этой надежды, хотя бы стеклось бесчисленное множество обстоятельств, повергающих в отчаяние. Это стена несокрушимая, безопасность невозмутимая, крепость непобедимая, поэтому, хотя бы обстоятельства угрожали смертью , опасностью, совершенною погибелью, не переставай надеяться на Бога и ожидать от Него спасения, потому что для Него все легко и удобно, и из безвыходных обстоятельств Он может доставить выход. Не тогда только надейся получить Его содействие, когда дела твои текут счастливо, но особенно тогда, когда настанет волнение и буря, когда будет угрожать крайняя опасность: тогда-то особенно Бог и показывает Свою силу (36,409). Божественная благодать, срастворяясь с человеческим усердием, спасает человека (48,436). Если мы поистине хотим спастись, то должны мы всею силою и со всем усердием любить Истину и охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от Истины и Жизни (55,106). Кто уклоняется от истинной веры, следует заблуждениям других, тот делается добровольным проповедником учения демонов (28,330). Христос есть Ипостасная и Сущая Истина, и без сей Истины невозможно как познать Истину, так и получить спасение (30,417). (Христос) всеял свет во тьму и обличил ее тайны, но прикрыл Свою сокровенность и с нас совлек и снял одежду скверн (26,154). Он освободил людей от заблуждения и привел к Истине. Он сделал землю небом, не природу стихий изменив, а возродив, и возродив между земными людьми жизнь небесную (35,524). Иисус для нас спасение, пока мы живем здесь, и Жизнь, когда мы переселимся отсюда (37,598). Христос бывает для нас всем: и Ведением, и Мудростью, и Словом, и Осиянием, и Созерцанием, и Знанием, и любящим Его дает вкусить от благ Своих и в настоящей жизни, отчасти дает также им таинственно слышать и неизреченные некий глаголы, от большей части скрытые. Ибо если Христос не будет для нас всем вместе, то будет следовать, что Царство Небесное и блаженство его неполны и несовершенны (57,478).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Убоимся и все соделаем, дабы не явиться нам, вследствие бездушия, чуждыми любви к Богу: ибо не любяй брата своего, егоже виде, говорит Евангелист, Бога, егоже не виде, како может любити? ( 1Ин. 4, 20 ), а не любящий Бога, как возмог бы быть с Ним? А тот, кто не с Ним, тот отойдет от Него, а отходящий от Него, конечно, впадет в геенну (свт. Григорий Палама , 26, 54–55). Источник. ...Проявим дела любви к нашим во Христе братьям: оказывая милость нуждающимся, обращая на правый путь заблуждающихся, какое бы это ни было заблуждение, какая бы это ни была нужда, заступаясь за обиженных, поддерживая в немощи лежащих, будь то страдающие по причине видимых врагов или болезней или же по причине злых духов и страстей бесчестия, посещая заключенных в темнице, а также и перенося поступающих против нас, и угождая друг другу, хотя бы кто и имел на кого недовольство, потому что и Христос угождал нам; и просто молвить: всеми способами и всеми делами и словами, всем, чем обладаем, явим любовь друг к другу, дабы и от Бога получить нам любовь и быть благословенными от Него и наследовать обетованное нам, уготованное для нас от сложения мира, Небесное и Вечное Царство... (свт. Григорий Палама , 26, 55). Источник. Милосердие никого не осуждает, любит врагов, полагает душу за друзей, соделывает человека богоподобным (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 522). Правда Божественная явилась человечеству в Божественном милосердии и повелела нам уподобиться Богу совершенным милосердием (см.: Мф. 5, 48 ), не какою другою добродетелью... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 522). Совершенство христианской, а потому и человеческой добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в крещении и возделанной заповедями (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 407). Источник. На Суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилования одна милость, как опытное доказательство любви (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 42). Источник. Свойственно милости рождать веру, и вере – милость (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 236). Милость должна сретаться с истиною (ср.: Пс. 84, 11 ) (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 198). Источник. Ища милости у Господа, сами милости оказывайте другим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 151).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Дай мне уверенность в том, что я получу Царство Небесное, – да тогда заколи меня, если хочешь, хоть сегодня: я буду благодарен тебе за это, потому что ты ускоряешь для меня наслаждение теми благами (свт. Иоанн Златоуст , 55, 771). ...Царствие Небесное не есть награда за дела, а благостный дар Владыки, уготованный верным рабам. Раб не требует свободы, как награды; но (получив ее) благодарит, как должник, а (не получив) ожидает, как милости (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 183). ...Если возвышенным взглядом ума будем рассматривать то состояние, в котором живут небесные Горнии Силы, которые истинно пребывают в Царстве Божием, то должны будем признать, что это состояние не иное какое, как вечная и непрестанная радость. Ибо что столь свойственно и пристойно истинному блаженству, как не спокойствие постоянное и радость вечная? (прп. авва Моисей, 56, 176). Источник. ...Если Царство Божие внутри нас находится, и это Царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И напротив, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и диавола (прп. авва Моисей, 56, 176). ...Как в царство диавола (веельзевула) вступают через совершение пороков, так Царство Божие приобретается упражнением в добродетелях, чистотою сердца и духовным знанием (прп. авва Моисей, 56, 177). Источник. ...Всегдашнее царствование Христа во святых, которое наступает тогда, когда по истреблении из сердец наших смрадных пороков власть диавола прекращается и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, – когда вместо побежденной плотской похоти воцаряется в уме нашем чистота, вместо подавленного гнева – спокойствие, вместо попранной гордости – смирение... (прп. авва Исаак, 56, 336). Источник. ...Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усильные искатели (прп. авва Авраам, 56, 632). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Посмотрим, какие и каковы суть обиталища добродетелей, за которые всякий должен пролить кровь свою, чтоб стяжать их? – Первое такое обиталище есть блаженное смирение, как сказал Христос Господь: блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5, 3 ). Желающий войти в сие обиталище смирения, а чрез него и в Царство Небесное, – если не предаст себя прежде на заклание, как овча, связанное по рунам и ам, и на принесение себя в жертву руками всякого, кто захотел бы заклать его, и если не умрет совершенною смертью, чрез умерщвление воли своей, – никогда не войдет в него и не стяжет его. Если же этого не стяжет, не стяжет и никакого другого. Ибо тому, кто оставит эту добродетель, невозможно будет успеть ни в какой другой. Господь положил, чтобы добродетели следовали одна за другою в своем порядке и постепенно. Представь в уме своем, что добродетели в жизни людей являются, как некие острова посреди моря, отделенные один от другого водою, но соединенные посредством мостов и состоящие таким образом во взаимной связи. Первая из этих добродетелей есть блаженное смирение, в которое вошедший западною дверью посредством покаяния и пробывший в нем довольное время, выходит восточною дверью и, перешедши затем чрез мост, вступает в обиталище плача, а после того, как пробудет и там довольно времени, омоется, очистится и облечется в благообразие плача, перебегает и оттуда в жаждалище и алкалище правды, т. е. в алчбу и жажду всякой добродетели. Потом идет он в палату милостивости и благоутробия и, перешедши чрез нее, или, лучше сказать, углубляясь паче и паче внутрь его, обретает царскую сокровищницу чистоты, в которую вступив, узревает невидимого Царя Славы, сидящего внутри его. Палата эта есть тело, царская сокровищница – душа, с которою, когда соединится Бог ради исполнения заповедей Его, делает ее всю Божественным светом и богом чрез единение с Собою и благодатью Своею. И только всякий проходящий означенным путем добродетелей приходит в сие боголепное состояние. Вступить в это шествие с другой стороны или, минуя то или другое обиталище, искусственным некиим способом перебраться в дальнейшее совершенно невозможно. Именно гак, как сказано, определил входить в Царство Небесное Владыка Христос, и быть сему иначе никак не возможно. Если пределы моря пребывают неподвижными и морю нет возможности выступить из них, не тем ли паче сохранится неподвижным и неизменным то, чему быть так, а не иначе определил Господь в деле нашего спасения? (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 359–361). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Представь себе теперь, что этот город есть Царство Небесное, ночь – смерть каждого, завтрашний день – Второе Пришествие Христово, которое есть день Суда. Итак, кто не постарается достигнуть Царствия Небесного и внити в него, пока находится в настоящей жизни, и в то время, как выйти душе его из тела, окажется находящимся вне сего Царствия, – найдет на него ночь, т. е. смерть, – и не знать, что будет с ним в завтрашний день, т. е. в день Суда, – позволят ли, или не позволят ему войти в град Царя Великого (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 449–450). ...Царствие Небесное есть добродетельное житие... (прп. Григорий Синаит , 93, 187). Царствие Небесное подобно скинии богозданной; ибо и оно в будущем веке, подобно Моисеевой, будет иметь две завесы, – из коих в первую внидут все освященные благодатию, во вторую же – только совершеннейшие (прп. Григорий Синаит , 93, 188). Многими обителями назвал Спаситель различные степени тамошнего состояния. Царствие одно, но многие имеют внутри (себя) различия, по различию имеющих внити в него в добродетели и ведении, и в мере обожения (прп. Григорий Синаит , 93, 188). ...Тому, кто имеет наследовать оное вечное Царство, оно должно быть присуще, как проявление и плод любви и как бы некая, лежащая над всем глава всех добродетелей... (свт. Григорий Палама , 26, 50). Источник. ...Царство Небесное предлагается произволяющим; ибо то, что бывает по принуждению и поневоле, не заслуживает мзды перед праведным Судией (прп. Максим Грек , 68, 74). Источник. Вход в Царство Небесное, которое Святым крещением насаждено в сердце каждого христианина, есть развитие этого Царства действием Святаго Духа (свт. И шатий Брянчанинов, 38, 154). Источник. Царствие Небесное – мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 5). Стяжавший внутри себя Царствие Божие (ср.: Лк. 17, 21 ) имеет руководителем Святаго Духа, Который наставляет всякой истине (ср.: Ин. 16, 13 ) руководимого им человека, не допускает его быть обманутым ложью, облекающеюся для удобнейшего обмана в призраки истины (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 267).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении Закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцов Православной Церкви. Жизнь, всецело посвященная исполнению заповедей, есть постоянное памятование о Боге (105,256). Рассказывали об авве Данииле. Когда варвары пришли в скит, все отцы убежали, старец же сказал: «Если Господь не попечется обо мне, то незачем мне и жить». И прошел он среди варваров никем не замеченный. Тогда сказал он себе: «Вот, Бог позаботился о тебе, сделай же, как сделали отцы, – беги». И авва Даниил убежал вслед за братией (74,62). ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 41. (9,7–11) О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ Народи же разумевше, по Нем идоша: и прием их, глаголаше им о Царствии Божий ( Лк. 9,11 ). Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые во взаимном оказании друг другу равной чести не подражают детям (3,349). Царствие Небесное есть истребление всякого греха (31,144). Царство Небесное восхищают не беспечные, не распущенные, не избалованные, не изнеженные, но усиленные искатели (50,632). Царство для нас уготовано еще до создания мира (32,11). Небо есть такое место, которое недоступно никакому нападению, плодоноснее всякой земли, и сложившим в нем свои богатства дает пожинать плоды их в великом изобилии (32,112). Невозможно ясно выразить, как велико зло – лишиться небесных благ (38,271)… Никому другому из безгрешных учеников Господь не доверил ключей от Царства Небесного, но вручил их Петру, чтобы он, когда увидит кого-нибудь покаявшимся в согрешениях и освободившимся от них покаянием и желающим войти в Царство Небесное, вспомнив о своем падении, сделался помощником ему во спасении (39,986). Кроме избавления от геенны и приобретения Царства, нужно упомянуть и нечто другое важное: выше всего этого – любить Христа и быть от Него любимым (40,592). В Царствии Божием нет древа познания добра и зла, но только древо жизни. Уже не от ребра Адама – жена, но все мы едино от ребра Христова (42,409). Дай мне уверенность, что я получу Царство Небесное, и тогда заколи меня, если хочешь, хоть сегодня… я буду благодарен Тебе за это, потому что Ты ускоряешь для меня наслаждение теми благами (43,771).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Таково и Царство Небесное, и райские утехи: постом, воздержанием, бдением и любовию достигает туда каждый; это пути, ведущие на небо к Богу. Не убойся положить начало доброго пути, вводящего в жизнь; пожелай только идти сим путем; и если окажешься готовым, тотчас благоустроится перед тобою путь, и, шествуя радостно, будешь давать себе роздыхи, и проводить их с приятностию, потому что стопы души твоей будут укрепляться после каждого роздыха. Чтобы не встретить тебе затруднения на пути, ведущем в жизнь, Господь ради тебя Сам стал путем жизни для желающих в радости идти к Отцу Светов (прп. Ефрем Сирин , 32, 375–376). Царство Небесное принадлежит не беспечным возлежащим и почивающим, не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим, и кающимся, и вопиющим к Нему день и ночь; они будут утешены Утешителем (прп. Ефрем Сирин , 32, 402). Сам рай вожделевает принять тебя, как собрата твоего, разбойника, и отверзает широкую дверь свою ключом крестного знамения (прп. Ефрем Сирин , 33, 136). Источник. Вот, проложены стези к горним, уготован путь в рай. Но сначала шествия и до конца теснятся вокруг все страсти и искушения, и даже при вратах Царствия всякие злострадания нападают на идущих твердо (прп. Ефрем Сирин , 33, 218). Источник. Если идешь путем к Царству, то сам себя ничем не обременяй, ибо неугодно Богу, чтобы вошел ты в чертог Его обремененный ношею... Если идешь к Царству, то сбрось с себя все излишнее. Разве будет чего недоставать тебе в Царстве и надобно брать это с собою? Будь благоразумен. К трапезе Своей призывает тебя Бог; сбрось с себя всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы с Ним шел ты и с Ним вселился в чертог Его. Источник. Смотри, Царствие Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя; ищи там Царства и без труда найдешь Его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотений, из тенет греха, из дебри лихоимства... Войди в самого себя, живи в себе, в тишине своей внутренности, с умеренною и чистою душою, с покойным и смиренным духом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010