Итакъ, пусть не величаются что они распяли простаго человека. Видимое — была а что въ ней содержалось, то было слово Царя, произшедшее не отъ языка, но изъ естества. Ибо Единородный называется Словомъ не органическимъ, но Сýщественнымъ и ипостаснымъ, которое никакого не чувствовало въ своемъ существе, будучи словомъ безстрастнымъ, но усвоило себе видимой части существа. И какъ слово царское, принявъ на себя буквъ, вместе принимаетъ на себя и равнымъ образомъ и Единородное Слово пригвожденной плоти соделало собственными Себе. Посему, какъ царскую осуждается на смерть, поелику онъ вооружается на слово царское, такъ и видимое естество, будутъ наказаны за то, что дерзнули возстать на Самое Слово Богъ воздастъ имъ за ихъ, какъ за Ему причиненное. Но довольно уже сказано. Дóлжно щадить и память вашу. Поелику предметовъ, затемняя умъ слушателей, делаетъ то, что они забываютъ слышанное. Да поможетъ вамъ благодать удержать въ памяти своей и сказанное, и другимъ принести отъ сего пользу, и наследовать за то царство небесное, которое да дастъ Богъ всемъ намъ получить. Слава Ему и держава во веки вековъ. Аминь. Печатается по uздahiю: Святаго Феодота епископа Анкирскаго Слово на день Рождества Христова .//Журналъ «Xpucmiahckoe чmehie, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Akaдeмiu». — 1825 г. — Часть XX. — С. 270–294.   notes Примечания 1 Еретикъ IV века. 2 Подобное место находится и въ другомъ Слове Св. феодота на тотъ же день, которое говорено было также на Ефесскомъ Соборе: «Какъ, скажетъ кто нибудь, Единородный соделался рабомъ, пребывъ темъ, чемъ былъ, и сделавшись темъ, чемъ не былъ? Если хочешь то познать, — знай, что соделался; но какъ соделался, ведаетъ одинъ Ибо и ты не можешь мне сказать: какъ Египетская река сделалась тогда какъ свойство воды осталось неизменнымъ. Ибо Евреи пользовались изъ реки водою; а для Египтянъ Нилъ превратился въ кровь, и сделался темъ, чемъ не былъ, пребывъ темъ, что былъ. Скажи мне: какимъ образомъ? Но не можешь сказать. Поелику это есть чудо непостижимое для разума. Также, какимъ образомъ и светъ въ Египте учинился мракомъ, не потерявъ свойства своего, но оставаясь темъ, четъ былъ? Ибо для Израильтянъ былъ день, и ясно светилъ имъ светь; но для Египтянъ самый сей светъ былъ мракомъ. Одно было видимое, но было и светомъ и въ то же время тьмою, не такъ впрочемъ, чтобы одно свойство переменилось въ другое. Ибо настала тьма, не истребивъ света. Здесь Богъ чудодействуетъ, не следуя закону природы. Какъ же вода въ Ниле, оставаясь водою, сделалась Или какъ светъ, удерживая свойство свое, учинился мракомъ? Ибо не скрылся светъ, чтобы уступить место мраку. Равно не переменилось и свойство воды. Свидетельствуютъ то Евреи, оную въ Но и самое свойство сохранила невредимымъ, и сделалась темъ, чемъ она не была, что есть чудо, Богомъ явленное, и умъ нашъ превосходящее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

Итак, помазание на царство в России – в отличие от Византии – в принципе не отличалось от Миропомазания, которое совершалось над каждым православным человеком после его Крещения. Соответственно, если как на Западе, так и в Византии помазание монарха предшествует венчанию (то есть коронации, возложению царского венца), то в России оно совершается после венчания 718 . Очевидным образом само венчание при этом уподобляется Крещению: Миропомазание совершается в данном случае после венчания именно потому, что в обычном случае оно совершается после Крещения. Вместе с тем помазание царя непосредственно включается здесь в литургическое действо: действительно, помазание совершалось во время литургии после возгласа «Святая святым», и сразу же после помазания митрополит (или в дальнейшем патриарх) обращался к царю со словами: «Приступи, царю, аще достоин, помазанный, причаститися», – после чего и следовало причащение 719 ; таким образом, царь приобщается Святым Таинам именно в качестве помазанника, уподобившегося в самом акте помазания Христу. Здесь следует отметить, что обряд венчания (коронации), предшествующий помазанию, построен как сокращенная утреня 720 : таким образом, венчание соотносится с утреней, а помазание – с обедней. Соответственно, помазание на царство выступает как кульминационный итог всей церемонии поставления 721 . При этом «царское место» в середине церкви, где совершается венчание, коррелирует с «царскими дверями», ведущими в алтарь, перед которыми совершается помазание; следует отметить при этом, что наименование «царские двери» в этот период – в отличие от периода более раннего – соотносится с Христом как Царем славы 722 . Таким образом, два царя – небесный и земной – как бы пространственно противопоставлены в храме; иначе говоря, они находятся в пространственном распределении. Неслучайно уже со времени Ивана IV «царское место» в московском Успенском соборе именуется «престолом» 723 – престол царя земного, расположенный посреди храма, очевидным образом коррелирует, опять-таки, с престолом Царя небесного, находящимся в алтаре 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Петр велел Головкину объявить королю, что он, царь, готов вступить в соглашения с Франциею, сообща с Пруссиею; но надобно, чтоб Франция прямо объявила, что она в пользу новых своих союзников сделать намерена, и обо всем представила бы формальное предложение, также чтоб определено было место, где, и министр, через которого будут происходить переговоры. Головкин по царскому указу предлагал Голландию как самое удобное место для переговоров, на что соглашался и прусский король. Но, будучи готов войти в соглашение с Франциею, чтоб отнять у шведов их постоянную союзницу, Петр не хотел служить Франции орудием для достижения ее целей, не хотел, чтоб она вовлекла его во вражду с императором, и потому Головкин объявил Фридриху-Вильгельму: «Если дойдет до заключения союза с Франциею, то не постановлять ничего противного цесарю, дабы свободные руки иметь, потом заключить союз и с цесарем, если интересы России и Пруссии того потребуют». Головкин объявил также, что царь находит невозможным для себя утвердиться в Германии и держать в ней постоянно русское войско, как Франция этого желает. Король отвечал, что он одного мнения с царским величеством, и если соглашение с Франциею состоится и будет надобность, то всегда можно русские войска ввести в империю: Пруссия всегда позволит им свободный проход, и поляки воспрепятствовать ему не в состоянии. До берлинского двора дошли слухи, что в Голландии Гёрц делал предложение царю или его министрам об отдельном мире с Швециею. Петр поручил Головкину объявить прусскому королю, что во время пребывания его в Голландии Гёрца там не было, не было и таких предложений ни от него, ни от кого-либо другого ни самому царю, ни министрам его. Король отвечал, что он сам получил известие о давнем пребывании Гёрца во Франции и, будучи обнадежен дружбою царского величества, все эти слухи считает неимоверными. Ильген сообщил Головкину по секрету известия, полученные от Ротембурга, что Гёрц, находясь в Париже, старается всеми способами отдалить царя от других северных союзников, и особенно от короля прусского. В дальнейших разговорах с Головкиным Ильген начал внушать, что на королей английского, датского и польского мало надежды, ясно видно, что северные союзники друг с другом расходятся, только царь с королем прусским находятся в твердой дружбе; поэтому надобно им еще теснее соединиться и принять меры для упреждения всех противных замыслов, составить сообща план о мирных условиях и стараться о заключении отдельного мира с Швециею. Ильген прямо признался, что до вступления своего короля в войну он отводил его от ней; но теперь, когда в войну уже вступили, то он находит главный интерес своего короля в тесном союзе с Россиею и желает, чтоб царские войска оставались в Мекленбурге и чтоб даже число их увеличилось вдвое. «Мы почти со всеми перессорились, полагая всю надежду на царское величество, – говорил Ильген, – и если царское величество нас оставит, то мы будем в большой опасности».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Это мнение взяло верх, и войско перешло к селу Тайнинскому. Но выбранное место оказалось очень невыгодным, и через несколько дней обнаружилась большая опасность: некоторые из русских, находившихся при Лжедимитрии, завели сношения с Москвою, ночью бежали в Москву, но были схвачены сторожами и объявили товарищей: одних из них посадили на кол, другим отрубили головы. Счастливо избавившись от этой опасности, самозванец не хотел более оставаться в Тайнинском: он думал отрезать Москву от сообщения с севером, а между тем царские войска отрезывали его от юга, перехватывая шедших к нему из Польши купцов и ратных людей. Вот почему решили возвратиться на старое место; но московское войско стояло на Тверской дороге: Лжедимитрий, разбив его, перешел на Волоколамскую дорогу и выбрал наконец удобное место для стана – в Тушине, между двумя реками: Москвою и Всходнею. Сюда к Рожинскому и товарищам его приехал опять из Москвы от послов королевских пан Доморацкий с приказом выходить из областей московских, но поехал с прежним ответом: Рожинский хотел вступить в Москву после решительной битвы. Царское войско, в числе семидесяти тысяч, стояло на реке Ходынке, сам царь с двором и отборными полками стоял на Пресне, готовый его поддерживать. Ночью врасплох Рожинский напал на царское войско, захватил весь обоз и гнал бегущих до самой Пресни, но здесь, подкрепленные полками, высланными царем, бегущие остановились и в свою очередь погнали поляков, которые остановились за рекой Химкою, отсюда опять ударили на русских и, отогнавши их за Ходынку, возвратились в свой тушинский стан, очень довольные, что так кончилось дело, ибо некоторые из них, испуганные поражением у Пресни, прибежав в стан, велели уже запрягать возы, чтобы бежать дальше к границе. Поляки хвалились, что они последние прогнали русских, которые не преследовали их более из-за Ходынки, но признавались, что битва дорого им стоила. Опасаясь нападения, они окопали свой стан, обставили частоколом, поделали башни и ворота. В половине августа Рожинский прислал к боярам грамоту, требуя переговоров; бояре отвечали: «Пишете к нам, боярам, и ко всем людям Московского государства о ссылках, чтобы мы бояр, дворян и изо всех чинов людей прислали к вам говорить о добром деле, а вы пришлете к нам панов и рыцарских людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Большой спор был, чуть ли не до драки. Когда попритихли, возговорил Лукич Селиверстов, не больно могутен он был, однако, ухватистый по торговому делу. Лен, воск и прочее в Уренях на себя искупал и сам в город возил; там и набрался разуму. – Старцы, – говорит, – нам, извините, непригодны. Писание, конечно, святое Божие слово, а только мы люди есть, человеки, во грехе пребывающие, и по Писанию жить не могём. С другого же понимания старшина и урядник есть власть, однако, начальству подчиненная. Досель становому и исправнику повиновались, а в конечном счете царское повеление соблюдали. А теперь – в чьем они будут повиновении? Выходит, этого-то товарища Ленина, который на царское место заступил, а от него опять к Фролке, к другому такому злодею в лапы… Это так… Опять же рассудить: тот же Фролка объяснял, что товарища Ленина приказ: власть на местах утверждать. Значит мы, Урени, свою власть сотворить в полном праве, и такую власть, чтобы верху над ней не было… – Царя, что ли! – А хотя бы и царя… или как бы вроде… Пообсели старцы и мужики. Есть над чем позадуматься. Оно и правильно выходит, и боязно. Царь есть Помазанник Божий, откуда же сие Уреням? Однако же, цари Российские из Ипатьева монастыря вышли, и хоромы их там доселе нерушимы стоят, монахи по ним богомольцев водят. И царя в те поры на Руси не было, а вступил он на царство по народному избранию, утвержденному праведным патриархом. До окаянного Никона дело было. С другой стороны глянуть: Ленин этот власть на местах избирать велит, значит, с ним спора никакого быть не может, к тому же Урени – место отлетное, сокрыто лесами и топями и проезда к нему летом нет. Начетные старцы тоже соглашаются: – Несть бо власть, аще не от Бога, – говорят, – так и в Писании сказано, только царю править с ними в совете, как оно было в древние праведные времена, щепотникам на прельщение не поддаваться и в истином благочестии пребывать. Порешили – царя! Вышли к народу и устами Нафанаила объявили: – Своего царя избираем, а кого хотите звать на царство – того кричите!

http://azbyka.ru/fiction/neugasimaya-lam...

Когда: 7-8 марта в 18:30 Где: Дом молодежи Санкт-Петербурга (Новоизмайловский пр., 48) Подробнее Конкурсы Стартовал юбилейный всероссийский конкурс " Доброволец России " Конкурс дает возможность пройти обучение у ведущих экспертов, выйти на новый уровень развития своего проекта, найти единомышленников и партнеров, тиражировать инициативу на федеральный уровень. Регистрация открыта до 30 апреля Подробнее СОЛь - конкурс лидеров социальных  инноваций Цель конкурса: выявление лидеров социальных инноваций и их поддержка, в том числе для того, чтобы создавать воронку для социально-преобразующего инвестирования и масштабирования социального воздействия этих проектов. Прием заявок до 13 апреля Подробнее Новости Санкт-Петербурга Традиции и новаторство. Молодежь и люди 55+ развивают районы Санкт-Петербурга Новую социальную инициативу " Место, где я живу " запустили в четырех районах города. Активные горожане объединяются в команды, чтобы развивать культурную идентичность отдельных территорий мегаполиса. Сейчас кураторы набирают команды по 30 человек от каждого района. Подробнее Санкт-Петербург ждет " внуков Победы " Международный слет пройдет с 6 по 10 мая и соберет вместе лучших добровольцев и потомков героев, защищавших Ленинград. Это уникальный шанс успеть сказать " спасибо " лично и своими глазами увидеть город, переживший страшные дни Блокады. Чтобы принять участие в международном слете, необходимо до 20 марта подать заявку. Подробнее Куда сходить бесплатно XIV Международный фестиваль " Посвящение маэстро " Фестиваль - дань памяти великим композиторам - наполнен концертами, спектаклями, оперными и балетными постановками. Когда: 6 марта 2020 в 19:00 Где: Загородный пр., 27 Подробнее 8 Марта в ГМЗ " Царское Село " В честь Международныго женского дня музей-заповедник " Царское Село " дарит всем девушка бесплатный вход на постоянную экспозицию " Придворный экипаж в Царском Селе " и музей " Россия в Великой войне " в Ратной палате. Когда: 7, 8 и 9 марта Где: г. Пушкин, Садовая ул., 7

http://mitropolia.spb.ru/docs/novosti-re...

Так рассуждал царь, так он и сделал; смотря, он не видел, слыша, не понимал. Узнав, что некоторые из монашествующих, и след которых, по его мнению, простыл, остались в живых, он исполнился гнева, послал глашатаев по всему городу и по всей стране кричать, чтобы, по прошествии трех дней, не было ни одного монаха в его стране. Если же, по прошествии означенного времени, будет кто-нибудь из них найден, то будет сожжен или убит. Монахи, - говорил он, - убеждают народ обратиться к распятому Богу. В это время случилось нечто такое, что огорчило и еще более раздражило царя против монахов. Один знатный вельможа безукоризненной жизни, занимавший видное место в государстве, исповедывавший истинную веру и заботившийся о спасении своей души, скрывал это из страха перед царем. Некоторые из близких к царю людей, завидуя почестям, оказываемым этому вельможе царем, думали о том, как бы оклеветать его перед ним. Однажды, когда царь вышел на охоту со своими царедворцами, то в числе их был и этот добродетельный муж. Гуляя наедине (я думаю, что это случилось по Божественному устроению), он нашел в чаще человека, лежащего на земле, у которого нога была сильно повреждена диким зверем. Увидя проходящего вельможу, он просил его не пройти мимо, но сжалиться над его немощью и отвести в свой дом, прибавляя, что он не будет для него совершенно бесполезен и непригоден. Благочестивый вельможа сказал ему: " Я возьму тебя и окажу тебе помощь, на сколько это в моих силах. Но что это за польза, которую, как ты говоришь, принесешь мне? " - " Я, - говорит раненый, - исправитель слов, именно: если как-нибудь в разговоре будет что-либо испорчено неосторожными словами, то я забочусь о том, чтобы зло не пошло дальше " . Благочестивый муж не придал никакого значения этим словам, однако велел отвести его в свой дом и окружить нужным попечением. Завистники же, о которых сказано раньше, не скрывая более своего нерасположения к означенному вельможе, оклеветали его перед царем, говоря, что он, забыв царское к себе расположение, не только оставил служение своим богам и принял христианство, но и злоумышляет против всего царства, подстрекая чернь и располагая к себе всех. " И если ты, - говорили они, - желаешь убедиться в истинности наших слов, то призови его к себе и, испытывая его, скажи ему, что ты хочешь, оставив отцовскую веру и царское достоинство, сделаться христианином и облачиться в монашескую одежду, которую ты прежде преследовал как зло " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Если случится, что кто-нибудь из прислужников заболеет, то он приказал, чтобы его тотчас же удаляли оттуда, а вместо него ставили другого, здороваго и хороших качеств, чтобы царевич не видел ничего, выходящаго из ряда обыкновеннаго. Так разсуждал царь, так он и сделал; смотря, он не видел, слыша, не понимал. Узнав, что некоторые из монашествующих, и след которых, по его мнению, простыл, остались в живых, он исполнился гнева, послал глашатаев по всему городу и по всей стране кричать, чтобы, по прошествии трех дней, не было ни одного монаха в его стране. Если же, по прошествии означеннаго времени, будет кто-нибудь из них найден, то будет сожжен или убит. Монахи,— говорил он,— убеждают народ обратиться к распятому Богу. В это время случилось нечто такое, что огорчило и еще более раздражило царя против монахов. Один знатный вельможа безукоризненной жизни, занимавший видное место в государстве, исповедывавший истинную веру и заботившийся о спасении своей души, скрывал это из страха перед царем. Некоторые из близких к царю людей, завидуя почестям, оказываемым этому вельможе царем, думали о том, как бы оклеветать его перед ним. Однажды, когда царь вышел на охоту со своими царедворцами, то в числе их был и этот добродетельный муж. Гуляя наедине (я думаю, что это случилось по Божественному устроению), он нашел в чаще человека, лежащаго на земле, у котораго нога была сильно повреждена диким зверем. Увидя проходящаго вельможу, он просил его не пройти мимо, но сжалиться над его немощью и отвести в свой дом, прибавляя, что он не будет для него совершенно безполезен и непригоден. Благочестивый вельможа сказал ему: " Я возьму тебя и окажу тебе помощь, на сколько это в моих силах. Но что это за польза, которую, как ты говоришь, принесешь мне? " — " Я,— говорит раненый,— исправитель слов, именно: если какнибудь в разговоре будет чтолибо испорчено неосторожными словами, то я забочусь о том, чтобы зло не пошло дальше " . Благочестивый муж не придал никакого значения этим словам, однако велел отвести его в свой дом и окружить нужным попечением. Завистники же, о которых сказано раньше, не скрывая более своего нерасположения к означенному вельможе, оклеветали его перед царем, говоря, что он, забыв царское к себе расположение, не только оставил служение своим богам и принял христианство, но и злоумышляет против всего царства, подстрекая чернь и располагая к себе всех. " И если ты,— говорили они,— желаешь убедиться в истинности наших слов, то призови его к себе и, испытывая его, скажи ему, что ты хочешь, оставив отцовскую веру и царское достоинство, сделаться христианином и облачиться в монашескую одежду, которую ты прежде преследовал как зло " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Подобно и тогда, как наименование Царя угрожало Ему смертью, Он только исправил неточное понятие о Своем царстве, сказав: царство Мое несть от мира сего; но на вопрос Пилата: Царь ли еси Ты? ответствовал не обинуясь: ты глаголеши, яко Царь есмь Аз, ты говоришь справедливо, что Я Царь ( Ин.18:36–7 ) 640 . Действительно, дело нашего спасения может быть доведено до конца только таким лицом, которое имеет царскую власть; Искупитель для завершения Своего дела должен пройти царское служение. Положим, человек получил познание о Боге и даже видел Его в лице Богочеловека; из учения и жизни Христа узнал путь, ведущий к Богу; удостоверился в том, что Бог не потребует новой жертвы за грех, что смертью Христа с избытком удовлетворено правосудие Божие, что Бог готов войти в общение с человеком. Но это собственно только подготовление ко спасению, а еще не самое восстановление человека в первобытной невинности и в тесном общении с Богом. Грех произвел в человеке разрушение: в восстановленном человеке, в противоположность смерти, должна быть жизнь. Грешник – раб греха и диавола: спасающийся должен вырвать корень греха и на его место насадить семя добра, возрастить это семя и убить всякое проявление греха, вместе с этим и через это освободиться от владычества диавола. Таким образом, для окончательного спасения грешника нужно было возродить его, сделать его новою тварью, нужно было управить на пути спасения и возвести его к вечному блаженству. Все это делает наш Спаситель. Предначинательно царское служение Христа началось еще до смерти Его. «Во днех плоти многими различными образы Он подавал человекам жизнь и исцеление, дабы никто, ни в каких обстоятельствах, не оставался без надежды на Его помощь»... 641 . Эта надежда вполне оправдана и осуществилась непосредственно после крестной смерти Христа. «Спаситель мира» после того, как в видимом мире распялся и умер, в мире невидимом даже до ада нисшел, и души верных озарил, и от сени смертной извел их, и двери рая и неба им отверз; и, паки в видимом мире, свет воскресения показал» 642 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

58 О житейской нетрезвости Джонсона и готовности его к самообману сохранилось красноречивое свидетельство Фаины Карман, одной из первых ленинградских гидов, работавшей в «Интуристе» с 1931 по 1937. Во время визита. Джонсона в Ленинград они должны были с утра отправиться на экскурсию в Царское Село. Перед отъездом к ней подошел сотрудник НКВД «и предупредил, чтобы мы до трех часов в номер гостиницы не возвращались, так как номер будет “просвечиваться”, то есть все вещи настоятеля подвергнутся досмотру. К сожалению, такие просьбы все чаще становились нормой, и отказываться было нельзя. Экскурсия с Хьюлеттом Джонсоном закончилась где-то в час дня. И оставшееся время я показывала ему другие памятники архитектуры, чтобы не возвращаться в “Асторию” раньше положенного времени. Вконец измучив этого далеко не молодого человека, я вернулась с ним в номер точно в положенный час. Вечером группа, в которой находился Джонсон, уезжала, и таможенники осматривали вещи всех туристов. Кроме вещей настоятеля! Надо было видеть, как он был горд от того, что ему, духовному лицу, доверяли даже советские чиновники-атеисты!» (Добро пожаловать! Поглазеть на коммунизм!//МК в Питере: Российский региональный еженедельник. 2006, 5 апр.) 60 Включая школьную форму, ибо школа и ремесленные училища – уже есть служба по ведомству Министерства образования (какой она была и в царское время). 61 По мнению современного исследователя советского зодчества, ансамбль в архитектуре сталинского периода понимался его создателями «как подчинение всех элементов структуры (архитектурной, социальной и т.п.) единому спущенному сверху замыслу, с заранее определенным набором обязательных эмоций», отказом от индивидуального восприятия «в пользу анонимной приобщенности к этому замыслу». Если же обитатели этого образцового города оказываются недостойными его идеи, то «их при необходимости семьями вывозят на Лубянку, чтобы вселить на их место новых выдвиженцев» (Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 306, 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010