Слова Ангела укрепляли желание и надежду Ставрофилы, и сердце ее, объятое пламенною ревностью, стремилось к обителям небесного отечества. «Желаю — говорила она, — Иерусалима небесного. И чем нетерпеливее желаю, тем мужественнее готова претерпеть все ради оного (Блаженный Августин, посл.32 к Павлин). Надежда великих воздаяний отирает всякий пот трудов, все слезы скорбей с лица моего. Воздаяние вечное, как магнит, благодатно влечет меня к себе. Пламенно желает сердце мое насладиться оным воздаянием, и уже стремится предстать туда, где уповает получить вечное веселие» (Блаженный Августин. На Пс. 68). АНГЕЛ. Благо, благо, Ставрофила; вкушай начатки славы небесной, похваляйся надеждою славы великого Бога. Яснее же скажу: похваляйся в скорби, ибо в ней упование славы. Крест и Царство Небесное сопряжены между собою: не понесши первого, нельзя достигнуть и второго. Познал это возлюбленный ученик Христов, который написал так: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1:9). Это значит, что кто желает вместе с Господом пребывать в царствии, должен быть общником Его скорбей и терпения: одно от другого отделено быть не может. И самому Христу, «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лук. 24:26). Итак, что ты окажешь, Ставрофила? Ты призвана к Царству, к Царству Сына Божия, и, если бы за это надлежало ежедневно подвергаться тысяче смертей, то не следовало ли бы претерпеть все это? Для получения временного господства чего бы ты не сделала? А когда тебе предстоит быть участницею царства Единородного Сына Божия, ужели не бросишься на тысячу мечей, не ввергнешь себя в огнь? И в этом не было бы еще ничего великого (Св. Иоанн Златоуст, беседа 2 на гл.1 к Колос.). Поэтому, если хочешь наследовать блаженную жизнь, пренебреги настоящею. Если хочешь быть превознесенною на небе, смири себя в мире. Если хочешь с Господом царствовать, неси с Ним крест. Одни только рабы креста обретают путь блаженства и истинного света.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

СТАВРОФИЛА. А я, слыша в Евангелии заповедь Божию о любви к врагам, считала ее неудобоисполнимою, и думала, что очень немногие, и то едва могли исполнить ее. АНГЕЛ. Так! Исполнение сей заповеди есть великое совершенство; впрочем она дана была еще и в Ветхом Завете. Что другое значит сие повеление: «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4, 5)? Что значит оказанное Соломоном: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25:21—22)? СТАВРОФИЛА. Удивительно, что и в закон, которым ничего не приведено в совершенство, содержится и предлагается такое совершенство. АНГЕЛ. Правда, что наверх добродетелей с великим трудом восходит немощная душа, ослепленная прежде тьмою страстей; но ты, несмотря на это старайся простираться выше, и не тогда считай себя совершенно исцелевшею от памятозлобия, когда помолишься об оскорбившем, или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он подвергся какому либо бедствие, душевному пли телесному, поскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься (Св. Иоанн Лествичник. Ст. 9, Отд. 12). СТАВРОФИЛА. Увы! Как далеко отстою я от этого совершенства! И когда достигну я туда, куда проложили путь своею жизнью столько святых мужей и жен? АНГЕЛ. Не отчаивайся, и не думай, что своими силами ты можешь это исполнить; но усердно молись, чтобы совершил это Сам Тот, Кто заповедует. Ибо Он охотно внемлет молящимся, когда они просят Его о помощи в том, что Он заповедует им (Св. Григорий Двоеслов. бесед. 35 на Еванг.) Примеры высоких добродетелей святых мужей не должны приводить тебя в отчаяние или малодушие; напротив они лучше всего другого могут научить тебя одному из двух: или возбудить в тебе ревность к подражанию их святой жизни, или чрез блаженное смирение привести тебя к глубокому познанию своей немощи и зазиранию себя (Св. Иоанн Лествичник. ст. 26; отд. 125). Верь мне, Ставрофила, великое несовершенство — не понести своего несовершенства, и изъявлять нетерпение по поводу того, что ты нетерпелива. Должно и это благодушно терпеть, пока помощью Св. Духа не будешь возведена на высшую степень совершенства, а дотоле должно прилагать старание и труд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Если всего этого ты вскоре не отринешь от себя, то совратишься с пути крестного, и уклонишься на путь греховный. Прелестница эта представит тебе удовольствия и почести, в которых пребывают отроковицы мира сего, которыми и ты можешь наслаждаться по желанию своему: но если ты тотчас же не отвратишь очей твоих, да не видят суеты, то скоро отвергнешь крест, и пойдешь в след подруг твоих. Потом ветхий твой человек будет представлять тебе соблазн креста и насмешки дщерей Вавилонских, но ты заткни уши твои от гласа льстивых слов их, и будь, «как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» (Пс.37:15). Плотское мудрование будет представлять тебе, что крест очень тяжел и неприятен, но ты «по слову уст» Господних, сохрани «себя от путей притеснителя» (Пс.16:4), и отвергнув угождение плоти, восприми тяжесть креста. «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге» (Прем.13:1). СТАВРОФИЛА. Наставленная тобою, я теперь буду более внимать себе и тщательнее блюстись от льстивой этой госпожи, которой прежде угождала. АНГЕЛ. И благо тебе будет, но этого еще недостаточно. Должно еще умертвить душевного человека, т. е. отречься памяти, разума и воли. Отрекись памяти, которая, как на дщицах, содержит в себе различные начертания предметов бесполезных и суетных, возбуждающие ум к размышлению о них, а волю к желанию оных. И так изгладь из памяти твоей все льстивые изображения благополучия мирского; иначе недолго пребудешь на пути крестном. Свет внутренних очей, т. е. разум покори служению Святого креста, и не следуй собственному своему разумению: «потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим.8:7), оно завлечет тебя во многие соблазны. Обманчивое воображение представит тебе крест большим и тягчайшим, нежели каков он на самом деле, от чего ты будешь всегда печальна и нетерпелива. Кичливый разум будет представлять, что тебе приличнее нести крест другой, а возложенный на тебя; но ты отвергни все это, и «все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив» (Сир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

2:4). Наконец, отрекись и от воли твоей; ибо она, увлекаясь в разные стороны своими пожеланиями, любовью, печалью, весельем или гневом, будет покушаться свернуть иго креста; но ты взирая на образ Сына Божия, всегда отрекайся своей воли, и имей в сердце и в устах твоих слова Христовы: «не Моя воля» , Господи, «но Твоя да будет» (Лук. 22:42). И так «о сем заботься, в сем пребывай» (1Тим. 4:15). Глава 15. Выслушав это, Ставрофила начала приуготовляться к возвращению домой. «Приношу тебе благодарение, — сказала она Ангелу, — что ты научил меня пути спасения. Теперь время мне уже идти домой, куда прежде меня возвратились сестры; и я боюсь, не огорчился ли на меня отец мой, что я замедлила и не возвратилась вместе с ними». АНГЕЛ. Если это будет, то вот тебе и случай, с чего начать крестный путь, и поверь мне, ты окажешься неготовою к понесению креста, если не снесешь отеческих слов. И так иди с миром, и если желаешь не только поучаться пути крестному, но и шествовать по нему, то чрез несколько времени приходи опять сюда, да восприимешь крест, и последуешь Христу Господу. «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф.26:41), и сколько первый жаждет спасения, столько последняя противится ему. Разительный пример того мы видим в Апостоле Петре. От сердца, исполненного любовью к Господу, он мужественно говорил: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лук. 22:33); и: «если и все соблазнятся, но не я» (Мк. 14:29). Но прошло немного часов и он на слова рабыни начал божиться и клясться что не знает «человека сего» (Мк. 14:71). Так и Ставрофила когда пресладостно беседовала с Ангелом Господним, и внимала из уст глаголам жизни вечной, то с горячим усердием жаждала креста, и ничего отраднее не находила, как чрез терпение скорбей быть общницею страданий Христовых. А когда, пребывая опять с дщерями мира, вкусила сладкого яда мирских утех, то уже уныло и неусердно думала о пути креста, и едва не раскаялась в своем обещании. Между тем, возбуждаясь святостью обета, она не надеялась иметь покоя от мучительницы совести, если не устоит в своем намерении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

СТАВРОФИЛА. Слова твои ободряют сердце мое. Да будет мне по слову твоему. Укрепи веселием душу мою и направи ноги мои на путь мирен. АНГЕЛ. Радуйся и возвеселись упованием славы Божией: ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется» в вас (Римл. 8:18). Если ради дневного пропитания и за самую ничтожную плату люди иногда подъемлют столько трудов, как видишь это на ремесленниках, земледельцах и прочих, то каких трудов не должно понести за воздаяние жизни вечной? Если так ценят и простой хрусталь, то чего стоит бисер многоценный? И кто не пожелает ради истинного сокровища потрудиться столько, сколько другой трудится ради мнимого? А верь мне, Ставрофила, что несравненно легчайшим трудом можно купить бисер Царствия Небесного, нежели каким многие стараются приобрести тленные блага (Посл. Бл. Иеронима к Непоциану). Если для мореходцев страшные бури морские, для земледельцев зной и хлад, для воинов сражения и раны, для бойцов тяжелые удары кажутся легкими и удобоносимыми ради надежды временных и суетных выгод, то не более ли легкими должно считать все труды в этой жизни, когда в воздаяние за них представляется небо и неизреченные вечные блага (Св. Иоанн. Златоуст. бесед. 24 на Мф.)? СТАВРОФИЛА. Поистине это сладкое и действительное побуждение к благодушному и охотному несению креста. АНГЕЛ. Все Святые Божии сим размышлением укрепляли себя к терпению скорбей. «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24—26). А почему? «Ибо он взирал на воздаяние» . Почему, скажи мне, Святому первомученику Стефану, побиваемому камнями, удары их казались как бы приятною росою? Потому что он, «воззрев на небо, увидел славу Божию» (Деян.7:55). Почему христиане первенствующей церкви «сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других , ...и расхищение имения своих приняли с радостью» ? Потому что ведали, что «есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» (Евр.10:33—34). И кто, видя перед собою радость жизни вечной, не презрит наслаждений мира сего (Блаж. Август., на Пс.68)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

АНГЕЛ. Но тебе должно помнить еще и то, что кресты, коими Господь посещает, бывают или наказанием согрешающего, чтобы воздвигнуть его от падения, или обузданием, чтобы не согрешал. Как опытный врач иногда пускает кровь не потому, что человек болен, но для того, чтобы он не заболел: так и Бог крестами отсекает причины и побуждения к будущим грехопадениям. Предвидя, что некоторые много могут согрешить, Господь посещает их болезнями тела, дабы не согрешали, так как им полезнее страдать от болезней ко спасению, нежели оставаться здравыми на погибель души. Многие в болезни сохраняют чистоту нравов, а получивши здоровье впадают в пороки; во время немощи телесной никого не обижают, а когда укрепятся силами, обижают и оскорбляют неповинных. О, как многие при здоровье делаются беззаконниками, которые во время телесных страданий своих были чужды пороков! Болезнями отсекаются согрешения (Бл. Августин на Посл.97 и беседа 7 на Иоанна). Как виноградная лоза, если ее не обрезают, перерождается, дичает и становится бесплодною, так и человек делается худшим, если остается без наказания. СТАВРОФИЛА. «Бог нам прибежище и сила» ( Псал.45, 2 ); не отступим от Него. Он подает нам блага, чтобы мы не утрудились на пути, наказует нас, чтобы мы с оного не совратились. Человек делается лучше, когда немощствует; ибо если кто болен, его не беспокоит, как здорового, ни любостяжание, ни похотение; он не увлекается пристрастием, не желает чести, презирает богатство. Изможденная плоть редко бесчинствует; напротив, в здоровье и благополучии человек часто бывает строптив, и небрежет о добрых делах. АНГЕЛ. Теперь ты сама познаешь, и справедливо вспомянула это. Но ты должна и чаще о сем вспоминать, и когда потребует нужда, исполнять это и на деле. Ибо к чему орудие, если не употреблять его? Какая польза от лекарства, если его не принимают, и на что нож, если им не режут? Крест и скорбь полезны против всех искушений вражиих, как полезно резание врача: но если ими не пользуешься, то соделаешь их для себя бесполезными. Что для плоти неприятно, то составляет врачевание души: болезнь уязвляет плоть и исцеляет душу; немощь телесная ослабляет силу похотения. Почему же не принимаешь их с любовью? Когда к дому, объятому огнем несут воду, домовладелец радуется, что помогают ему погасить пожар. Когда огнь греха начинает возгораться в сердце твоем, то Господь оказывает тебе милосердие, если обильно изливает на тебя поток скорбей. Горе же тем, кои, терпя скорби небрегут о исправлении жизни своей, и таким образом не пользуются ниспосылаемыми им средствами ко спасению. Потому-то и в Св. Писании как бы с некоторым удивлением сказано: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» ( 2Пар.16, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

«Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое», говорил апостол Павел галатам (Гал.1:11); коринфянам он писал: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» (1Кор.9:1). Апостол Павел считал, что он послан на проповедь не Церковью, а самим Христом, а значит он апостол, равный двенадцати апостолам Христовым, «Апостол, выбранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал.1:1;ср.1:12). В начале Послания к Галатам апостол Павел обосновывает подлинность своего апостольства, оспариваемого иудействующими. В частности, он указывает на тот факт, что после явления ему Христа на дороге в Дамаск, он не пошел сразу же в Иерусалим, чтобы получить своего рода «инвеституру» от двенадцати апостолов, а направился в Аравию (Гал.1:11–17). В свою очередь, в Деяниях подразумевается, что он получил некое научение в Дамаске и был там крещен (Деян.9:17–19), а об удалении в Аравию не сообщается. Между тем, оно весьма значимо: апостол Павел избирает царский путь, именно царскому пути следовали все мистики. Он хочет удалиться в пустыню, остаться в одиночестве, побыть некоторое время наедине с Богом и полностью отдаться в руки Божьи. В этот период апостол Павел испытал могущественное действие Святого Духа и позже рассказал о своем духовном опыте в Послании к Фессалоникийцам: «…наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе» (1Фес. 1:4–5). Мы мало что знаем о жизненных перипетиях апостола Павла до того, как он отправился в свое первое миссионерское путешествие около 45 года. Помимо трехлетнего уединения в пустыне, нам известно о преследованиях его в Дамаске, откуда ему удалось убежать, спустившись в корзине с городских стен (Деян.9:23–25; 2Кор.11:32–33). В Послании к Галатам упоминается о кратком пребывании апостола Павла в Иерусалиме (Гал.1:18). В течение некоторого времени он был вынужден скрываться в родном городе Тарсе (Деян.9:30; Гал.1:21). Мы знаем, что в это же время Варнава, бывший по происхождению киприотом, тот самый Варнава, который уже стал известным благодаря своей щедрости в первой Иерусалимской общине (Деян.4:36–37), а позже, после обращения апостола Павла, представил его апостолам, был отправлен апостолами в Антиохию, чтобы поддержать появившуюся там Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Глава 3. Что есть крест и как он многообразен ( «Многи скорби праведным» (Псал.33:20)) Вразумленная словами Ангела, Ставрофила, желая еще более быть наставленною, сказала: «вот, я решился говорить» к Ангелу Господа моего, «я, прах и пепел» (Быт.18:27). Скажи мне, умоляю тебя, служитель Божий, что означают слова: «да возьмет крест свой»? Всякий ли из нас должен носить древо крестное, или распинаться на древе подобно Господу Иисусу Христу? АНГЕЛ. «Ты говоришь как одна из безумных» (Иов. 2:10), не разумея Писания. Ибо крест христианина не есть только видимое знамение креста, но решимость проводить жизнь добродетельную. Вся жизнь человека христианина, если она сообразна с учением Евангельским, есть крест и страдание. Были подобно тебе, Ставрофила, некоторые усердные, но не вполне искусные монахи, имевшие ревность Божию не по разуму. Принявши просто и буквально слова Господни: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38), они поделали себе деревянные кресты, и всегда нося их на плечах своих, не назиданием послужили для людей, а возбудили этим общий смех. Их справедливо обличал Авва Серен, как людей, следовавших не духу животворящему, а убивающей букве писания (пр. Кассиан Римлянин Собесед. 8, гл. 3.). Крест, который Бог повелевает носить, состоит не только в том, чтобы быть пригвожденным к древу, но и в том, чтобы чрез все течение жизни поучаться и упражняться во всех добродетелях. Ибо все ли ученики, ходившие во след Христа Господа, были распяты? Все ли девы, которые, по слову Апокалипсиса, «последуют Агнцу» (Откр.14:4), распинались на крестах? Разве распят был Апостол Павел, сказавший: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат.6:14) (Блажен. Августина, беседа 32 о святости)? Принятие креста ничто другое означает, как умерщвление плотских похотей, отвержение навыков злых, отчуждение от мирской суеты, и удаление от всякого греха. СТАВРОФИЛА. Светом истины ты просвещаешь тьму неведения моего. Но и еще осмеливаюсь вопросить тебя: неужели не получили никакой душевной пользы те которые в простоте сердца носили деревянные кресты?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

" Кто говорит, что пребывает в Нём, тот должен поступать так, как Он поступал " (1Ин. 2:6). Испытание министра Некогда одного министра по ложному доносу обвинили в тяжком преступлении: в заговоре против царя. Он не был виновен и отрицал на всех допросах своё причастие к этому делу. Царь принял решение испытать оклеветанного министра, и ему объявили следующее царское распоряжение: " Если обвиняемый будет упорно отрицать свою вину, тогда его следует казнить за упорство и нераскаяние. Если же обвиняемый сознается в своём участии в заговоре против царя, казнь милостиво заменить пожизненным заключением " . А палачу и страже было дано указание казнить министра, если он признает свою вину в преступлении. Если же он будет настаивать, что не причастен к заговору, то его следует оставить в живых и отправить в ссылку. Палач зачитал министру царский указ и грозно сказал: - Говори своё последнее слово: если виновен, скажи " да " , - и будешь помилован. Если же ты скажешь " нет " , то будешь казнен, как упорствующий и не раскаивающийся в своём злодеянии. Министр выслушал указ и без колебаний сказал: - Нет! Казнь не состоялась. " Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. " (Мф. 7:24) Истинный счастливец Один учитель, знаменитый своими знаниями, долго и усердно молил Бога показать ему такого человека, от которого бы он мог узнать прямейший путь, удобно ведущий к Небу. Однажды, когда он, проникнутый этим желанием, усерднее обыкновенного воссылал молитвы, ему показалось, что он слышит глас свыше, повелевающий ему выйти из кельи к притвору церковному: " Там, - говорил голос, - найдёшь ты человека, которого ищешь " . Вышел учитель и нашёл у дверей церковных нищего старца, всего покрытого язвами и ранами, в самом жалком виде. Проходя мимо, учитель сказал ему обычное приветствие: - Добрый день тебе, старец! А старец отвечал: - Не помню, чтобы для меня был какой-нибудь день недобрым. Учитель остановился и, как бы исправляя своё первое приветствие, промолвил:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Узнав о большом собрании израильтян в Массифе, филистимляне, боясь восстания, двинули на них свои войска. Но на этот раз Господь был со Своим народом, и филистимляне потерпели ужасное поражение. С этого времени весь Израиль признал Самуила своим судьей. Таким образом, у израильского народа снова появился вождь, направивший его на трудный путь духовного возрождения и политического единства. Во время правления Самуила страна наслаждалась миром и благоденствием. Центром религиозной и государственной жизни стал город Рама, и отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя свои обязанности первосвященника и судьи еврейского народа. Стремясь к духовному просвещению народа, Самуил из своих последователей создал пророческую школу, которая готовила просвещенных ревнителей веры. При Самуиле был уже целый «сонм пророков», которые помогали ему искоренять идолопоклонство и насаждать истинную веру среди израильского народа. Мудрое правление Самуила продолжалось до самой его старости. Когда же он состарился, то поставил двух своих сыновей судьями над израильским народом. Но, как ни странно, его сыновья оказались нечестными судьями. Жадные и продажные, они брали взятки и выносили несправедливые приговоры. Народ израильский стал выражать недовольство существующим порядком и, в конце концов, совершенно перестал уважать судей. У всех соседних народов были цари, и израильтяне пришли к выводу, что только монархический строй может их спасти от филистимлян. Желая избрать себе царя, израильские старейшины пришли к Самуилу в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8:5). Это требование глубоко опечалило старца. До этого у еврейского народа была теократия, т. е. Богоправление. Господь у них был и небесным, и земным Царем. Теперь же народ пожелал себе другого царя. Самуил не знал, что ответить старейшинам, и обратился с молитвой к Богу. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними…» (1 Цар. 8:7). Узнав волю Божию, Самуил пообещал старейшинам подыскать кандидата на царский престол. Глава XIII. Период Царей. (Приблизительно 1040–586 гг. до н. э.) Помазание Саула на царство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010