4:22. Лотки и кадильницы. Слово, которое использовано здесь и в 3 Цар. для кадильницы, относится к одному из двух ее видов – в данном случае с длинной ручкой (см.: Лев. 10:1 ; Чис. 16:6 ). Благовония и горячие угли клались в соответствующие сосуды, и с ними обносили все помещение или жертвенник. В кумранских текстах упоминается кадильница, на которой в храм вносили огонь. В египетском изобразительном искусстве эпохи Нового царства встречаются кадильницы с ручкой, которые использовали в ритуале, призванном отогнать злой дух, или носили в процессии. Лотки использовались для заправки лампад или для переноса благовоний к жертвенникам ( 3Цар. 7:50 ). 5:1–7:22 Освящение храма Соломона 5:3. Праздник в седьмой месяц. Здесь приводится только порядковый номер месяца, но не его название: это месяц афаним, или тишри. См. об этом осеннем месяце в коммент, к 3Цар. 8:2 . В календаре часто месяцы просто приводились по номерам, без названий. В седьмом месяце справляли праздник урожая, или кущей (Суккот). 5:12. Белый виссон. Хотя льняные одежды в основном предназначались для священников ( Лев. 6:10; 16:4 ), по особым случаям левиты и музыканты также облачались в белые одежды. Льняное полотно для священнических одежд импортировалось из Египта, где оно тоже использовалось для облачения жрецов. 5:12. Музыкальные инструменты. Кимвалы, псалтири, цитры и трубы были типичными музыкальными инструментами того времени; они описаны в древних ближневосточных источниках и изображены на рельефах и в живописи, начиная с 3-го тыс. до н. э. Кимвалы – медные инструменты из группы ударных, но размеры их неизвестны. Трубы, о которых здесь идет речь, это не трубы из бараньего рога, часто упоминающиеся в других ситуациях. Цилиндрические, с раструбом трубы в те дни использовались как в военной обстановке, так и в ритуальных целях. Об этом свидетельствуют египетские рельефы, а также музыкальные инструменты, найденные, например, в гробнице Тутанхамона (серебряная труба длиной около 2 футов). 6:12,13. Молитвенная поза. В ст. 12, а также в 3Цар.8говорится, что Соломон «воздвиг руки свои»; он стоял с руками, поднятыми к небу, с ладонями, открытыми кверху, когда обращался к собранию и произносил молитву посвящения. Из 3Цар. 8следует, что Соломон на том же месте преклонил колени, и эта же деталь добавлена во 2Пар. 6:13 . В молитвах-заклинаниях в Месопотамии, например, обращенных к Иштар, молящийся обычно простирался ниц или ритуально воздевал руки. В хеттских источниках описываются те же позы и жесты. Царские молитвы тоже нередки, хотя трудно сказать, произносились ли они экспромтом, или были заранее подготовлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В самом деле, в церквах и при гробницах мученических для того сидят в преддверии нищие, чтобы мы, глядя на них, получали великую пользу. Именно, подумай, что мы, когда входим в земные царские чертоги, не можем видеть ничего подобного, – отовсюду выходят тебе на­встречу мужи важные, знаменитые, богатые и разумные; а в чертогах поистине царских, то есть, в церкви и молитвенных домах, устроенных над гробами мучеников – беснова­тые, убогие, нищие, старые, слепые и увечные. Для чего же это? Для того, чтобы ты, глядя на них, научался, во-первых, тому, что, если входишь (во храм) с некоторою надменностью, ты должен, при виде их, оставить надменность, привести в сокрушение свое сердце и тогда уже входить и слушать то, что читают, – потому что молящиеся с гордостью не может быть услышан, – далее тому, что ты, увидев старца, не должен гор­диться молодостью, –потому что и эти старики были молоды, – еще тому, что ты, когда слишком тщеславишься воинским званием и властью, предоставленною тебе от царя, должен по­думать, что и в числе их есть люди, которые некогда были знатными при дворах царей, наконец, тому, что ты, когда на­деешься на телесное здоровье, должен, обратив на них внимание, смирить свою гордость. Таким образом, постоянно при­ходя сюда, здоровый  не будет  много мечтать  о  своем здо­ровье, а больной получить немалое утешение. Впрочем не для того только они садятся здесь, но и для того, чтобы ты стано­вился милосерднее и преклонялся   на  милость,  еще для того, чтобы ты благоговел пред человеколюбием Божиим, – потому что если Бог не гнушается ими,  но поставил   их в преддверии дома Своего, то тем более ты (не должен  гнушаться ими), – наконец для того, чтобы ты не слишком гордился ве­ликолепными чертогами земными. Итак, не стыдись, когда нищий зовет тебя по имени, и не отталкивай его,  когда он подойдет к тебе и обнимет твои колени, ведь они в некотором смысле достойные удивления собаки царских чертогов. Я назвал их собаками не потому, чтобы хотел унизить их, –  нет, – наоборот, чтобы воздать им великую похвалу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

И в этой области персы были преемниками мидян и эламитов, находившихся в свое время под влиянием вавилонской культуры и здоровыми заимствованиями с запада семитического, хеттского и ионийского оплодотворивших туземное иранское творчество. Искусство Ахеменидов не было эклектическим заимствованием из Вавилона, Ниневии, Экбатан и Суз. Художники, окружавшие Кира, Дария и Ксеркса, развивали и туземные элементы, перерабатывали и совершенствовали западные, искусно привлекая и египетские; кроме того, возможно, что работавшие у них и греческие мастера (напр., упоминаемый у Плиния Телефан фокейский) сумели придать произведениям! особенно скульптурным, то изящество и легкость, каких не имели памятники восточных народов. У Ассирии и через нее из Малой Азии это искусство заимствовало сооружение дворцов на эспланадах, украшение их барельефами, помещаемыми в виде облицовки лестниц и нижней части стен. Отсюда идут крылатые колоссальные фигуры у входов, барельефы, представляющие борьбу бога (иди царя) с чудовищами мрака, изображение Аурамазды в виде крылатой фигуры. Сюжеты барельефов: процессии с данью, царская гвардия – также, до известной степени, напоминают Ассирию, равно как и многие детали и технические приемы. Столь знаменитые персидские эмалированные фигуры, представляющие в Сузах ряды царской гвардии и фризы львов, также находятся в связи с вавилонскими, а может быть и эламскими художественными школами. Царские гробницы в более древнее время в башнях, потом в скалах, различные детали архитектуры (особенно карниз) и, самое главное, тронная зала («Ападана»), являющаяся наиболее типичным и величественным произведением древне-персидского искусства, заимствованы из Египта. Эти залы, найденные в Персеполе (Дария и Ксеркса – знаменитые залы в 100 колонн) и Сузах (Артаксеркса II, впрочем восходящая к тому же Дарию, о чем сам Артаксеркс II говорит в своей надписи), может быть, стояли на эспланадах и представляли обширные площади, покрытые лесом колонн; частью они были открыты, частью имели стены, украшенные барельефами.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Все остальные гробницы были разрушены; царские мумии выброшены и, валяясь на песке, рассыпались пылью под ногами прохожих. Только летучие мыши, гиены да шакалы гнездились в гробах. Воры грабили их тысячу лет, но всё не могли разграбить дочиста. Как пели слепые певцы на пирах: Слышал я и о том, что постигло праотцев: Стены гробниц их разрушены, Гробы их запустели, как гробы нищих, И место их не узнает их: Были они, как бы не были. Тут же, в дикой скале, похожей на лежащего льва, вырублен был, неведомо кем и когда, великий Сфинкс. Лицо его было первое изваянное в камне лицо человека. Имена его: Ра-Хармаху– Солнце-на-краю-неба; Ху-Зешеп – Ужасный-Сверкающий; и Хепэр—Воскресающий. Вечно засыпаемый песками, подымал он из них голову с таинственной улыбкой на плоских губах, чтобы увидеть первый луч восходящего солнца, и в каменных очах его был сверкающий ужас смерти – воскресения. Неподалеку от Сфинкса находился храм, построенный тоже неведомо когда и кем. Четырехгранные столпы, потолочные брусья из таких исполинских глыб, что трудно было поверить, что они вырублены руками человеческими – всё из черного гранита, – гладко, голо, божественно просто. Храм не был разрушен: и разрушать в нем было нечего; но запустел, как всё кругом. Мимо проходила большая дорога из Мемфиса в Гелиополь. Постоялый двор с харчевней приютился в храме. Алебастровые плиты пола были заплеваны, и зеркала гранитов потускнели от кухонного чада. Однажды, в конце зимы, пастухи держали ночную стражу на Ростийском поле: скотские стойла находились в пещерных гробницах по склонам соседних холмов. У самого подножья Сфинкса развели большой костер из кизяка и дурровой соломы. Ночь была холодная, степной ковыль побелел от инея. Путники, не нашедшие приюта на постоялом дворе, присоседились к огню пастухов. Между ними был Иссахар. Когда царь Ахенатон уехал из Города Солнца в Мемфис, он отправился за ним, но, не найдя его там, начал разыскивать. Тут же был дядя Иссахара, купец Ахирам, ехавший в город Танис по торговым делам с молоденькой невесткой своей, Тавифой, и Юбра, бывший раб Хнумхотепа; раненный в Нут-Амоновском бунте, он долго болел и только теперь выздоровел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Иерусалим уцелел во многом благодаря системе водоснабжения, усовершенствованной Езекией (см. рис. 82). Источник Тихон находился за пределами городских стен. Понятно, что враг мог быстро сломить сопротивление осажденных, преградив доступ к источнику. Еще во времена ханаанеев из города к источнику провели не очень удобную – местами почти вертикальную – шахту, но вряд ли ее можно было использовать в условиях осады. Рабочие Езекии пробили горизонтальный туннель, по которому вода отводилась в подземный резервуар, расположенный в 500 м от источника, на противоположном склоне холма. Туннель нигде не выходил на поверхность, и воздух поступал в него через специально пробитые вентиляционные колодцы. Высота потолка по всей длине подземного хода превышала человеческий рост. Туннель очень извилистый, – может быть, древние строители обходили находившиеся здесь царские гробницы. Надпись, оставленная на скале, гласит: «Постройка туннеля завершена. Вот ее история: каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон, и, когда они были еще на расстоянии пяти локтей, – они уже услышали друг друга. Наконец они встретились, ударяя киркой о кирку, и немедленно потекла вода из источника в купель». Со временем потолок резервуара обвалился. В новозаветный период оставшийся без крыши резервуар обнесли аркадой и превратили в бассейн, ныне известный как Силоамская купель. Гробница начальника дворца Езекии – царедворца Севны – была высечена в скале около Иерусалима (надпись из гробницы показана на рис. 83). Для библейской археологии важен следующий момент: сын Синаххериба, Асархаддон, назначенный наместником Вавилонии, уже стал отстраивать город, когда в 681 г. Синаххериб был убит, по Библии, своими сыновьями Адрамелехом и Шарецером во время молитвы в доме своего бога Нисроха (ср.: 4Цар. 19, 37 ). По данным клинописи, убийцей был действительно сын, по-ви-димому старший, обиженный предпочтением, оказанным его брату Асархаддону. Убийцы царя бежали в Ван-ское царство, где нашли поддержку, и с войском появились в Мелитене. Здесь их и разбил Асархаддон. Это сообщение полностью подтверждает библейское повествование (см.: 4Цар. 19, 36–37 ), в истинности которого было ранее высказано множество сомнений. Среди прочих сведений об Асархаддоне особый интерес вызывает следующее его сообщение: «Я повелел двадцати двум царям западных земель приготовить для меня строительный материал для моего дворца». Так как среди перечисляемых вассалов встречается имя царя иудейского, то справедливо будет предположить, что после похода Синаххериба Езекия уже не пытался восстановить самостоятельность, довольствуясь ролью подданного ассирийского царя (о походах же Асархаддона против непокорных говорит представленная на рис. 84 Стела, где он изображен держащим побежденных – сидонского царя Авдимилкута (стоит) и фараона Тахарку – за веревки, продетые через губы плененных владык).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

На первом саркофаге разобрана надпись: «Саддан царица», имя ничего не объясняющее и ничего не доказывающее в вопросе, кому принадлежали и для кого высечены царские гробницы. Надпись второго надгробного камня, более подробная, гласит: «Здесь похоронена смиренная жена, госпожа Рахиль, дочь нашего учителя равви Исаака из Забарова. Она скончалась в третий день 17 Тевета года 5583. Да присоединена будет душа ее к жизни». Не воображала, вероятно никогда, Рахиль Исааковна из Зборова, в Галиции, умершая в 1823 г., что ее надгробный камень, благодаря Соси, будет сохраняться в луврском музее, наравне с надгробными камнями египетских фараонов и ассирийских царей. Но не в этом дело, многие ли знают приведенный мною конец истории. В свое время шум наделан, французское влияние поставлено высоко, впечатление на туземцев произведено громадное, – а это все, что требовалось. Подобно тому, как сделано мною для протестантских учреждений в Святой земле, позволю себе, в особом приложении к настоящему очерку, подробно перечислить все, известные мне, латинские учреждения в Палестине. Здесь же в заключение приведу несколько данных, которые определят до известной степени достигнутое латинскою пропагандою в Святой земле. В 1840 г. латинян было до 2000 человек и до 30 латинских учреждений в 10 разных местах Святой земли. В 1881 г. число латинян возросло до 12000 человек, а число латинских учреждений до 150, в том числе 56 учебных заведений, в 36 разных местах Святой земли. Этих данных, мне кажется, достаточно, чтоб судить о величине пути в 40 лет пройденного латинянами. На этом остановлюсь и я в кратком моем очерке деятельности иноверных общин. Сводя вместе все сказанное выше, приходится сознаться, что одни, так сказать, официальные усилия протестантских и латинских правительств оказались бы недостаточными для образования иноверных общин, а, в особенности, для их поддержания и развития. Так одно учреждение англопрусского епископства не далеко бы подвинуло вперед протестантство в Святой земле, а восстановление латинского патриархата, даже при поддержке императорской Франции, увеличило бы лишь римский двор одним новым титулом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

В большинстве этих ученых экспедиций, сделанных, преимущественно на счет французского правительства, главную роль, как в английских, так и германских экспедициях, играла конечно политическая подкладка. Как эти экспедиции понимали свою миссию, может служить образцом экспедиция сенатора Соси, умершего в конце прошлого года. В сопровождении аббата Мишона, капитана генерального штаба Желлиса, своего сына и многочисленной прислуги, дважды объехал он всю Святую землю, по сю и по ту сторону Иордана, соря настолько французским золотом, что долго после него поездка за Иордан сделалась, для простых смертных, невозможною, в виду несоразмерных ни с чем требований, избалованных им, бедуинских шейхов. Недалеко от северной стены Иерусалима находятся большие погребальные пещеры, издавна известные под именем царских гробниц. Еще Робинзон отождествлял их с гробницею Елены, царицы адиабенской, которая в I веке по Р. X. приняла, со своим семейством, иудейство и была погребена в окрестностях Иерусалима. Соси вдруг усмотрел в этой гробнице, вопреки указаниям Библии и других исторических данных, погребальную пещеру царей иудейских. Вооруженный султанским фирманом, он торжественно принялся за ее раскопку и в одной из вновь открытых комнат, нашел нетронутый саркофаг и в нем скелет, рассыпавшийся от первого прикосновения к нему воздуха. Французские, а за ними остальные европейские и американские газеты разгласили об открытии французским ученым праха царей иудейских. Но это была только первая часть всей истории. Найдя этот саркофаг, Соси предъявил на него права от имени французского императора. Тогда иерусалимские евреи учинили бунт и толпами окружили царские гробницы, не дозволяя увозить священный для них царственный прах и его саркофаг. Иерусалимский губернатор, как уверяли, подкупленный ими, принял их сторону. Тогда полетели депеши в Бейрут, Париж, Константинополь, дошло даже до угроз разрыва и, в конце концов, Соси торжественно, под прикрытием целого батальона турецких солдат, увез его в Яффу, а оттуда в Париж, где он стоит в луврском музее, рядом с другим надгробным камнем, приобретенным, также Соси, за дорогую цену в Тивериаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

Такими же пропилеями для заупокойного храма, по-видимому, Хефрена было сооружение у Гизэской скалы, обделанной в виде великого сфинкса, столь изящное по своей простоте и монументальности. Эти храмы уже непосредственно примыкают к тем, которые нам известны от классического времени Египта. Скульптура имеет в основе веру в тесную связь между изображением и изображаемым; статуи и барельефы жили и являлись носителями и воплощениями тех, кого представляли. На заре истории египтянин клал в гробницы грубые фигурки магического характера; веруя в необходимость для вечной жизни сохранения тела и не умея ещё в достаточной мере этого достигнуть путём бальзамирования, он прибегал к искусству для замены настоящего тела его подобием. Сначала он делал из камня в натуральную величину «подставные головы, передающие характерные черты лица погребённого», потом стал изготовлять цельные статуи, помещаемые в гробнице в особом закрытом хранилище. Портретность, требуемая самим существом дела, достигалась и бывала изумительной, правда, главное внимание художник обращал на голову и лицо, причём размеры и пропорции далеко не всегда выдерживались. Нередки семейные группы в трогательных интимных позах, фигурки и статуи секретарей, слуг и т. п., магически оживавших и служивших умершему за гробом. Такое же происхождение и назначение имели барельефы, покрывавшие стены гробниц. Они представляли покойного в его земной обстановке, среди семьи, в имении, наблюдающим за полевыми работами, в месте службы, исполняющим царские поручения, на охоте, на войне и т. п. Всё это также магически делалось реальным за пределами гроба, а для нас имеет значение первоклассного культурно-исторического материала. Со времени III династии характер египетского искусства определился, и народ нашёл свой художественный язык. Если раньше были возможны памятники, напоминавшие, например, вавилонское искусство, то теперь индивидуальность египетского искусства установилась вполне, и египетский народ выявил свои великие художественные дарования, которые в древнем мире поставили его рядом с греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/d...

Среди многочисленных искусно выполненных архитектурных элементов ученые обнаружили несколько украшенных урн для хранения останков. Пока не обнаружено никаких надгробных надписей, однако археологи еще надеются их обнаружить. На пресс-конференции, отвечая на вопросы, профессор Нецер заявил: «Мы еще не закончили раскопки гробницы Ирода Великого и не можем предоставить мировой общественности полный отчет о найденных археологических материалах. Но для меня в результате обнаружения гробницы стал абсолютно понятен замысел Ирода в отношении Иродиона. Вообще, самым важным в нашем открытии для себя я считаю возможность оценить великого правителя как архитектора и градостроителя, который по существу первым начал строить комплексно. Это человек с железной логикой и хорошим воображением. Великий он или ужасный, я, как ученый, говорить не берусь. Я не оцениваю. Я даю факты. Как человек, могу сказать о нем, что, как все неординарные личности, Ирод был многоликим». КАМЕНОЛОМНЯ ВРЕМЕН ИРОДА С именем Ирода связана и еще одна недавняя находка. В сентябре этого года в окрестностях Иерусалима археологами была обнаружена древняя каменоломня, появившаяся еще во времена правления Ирода Великого. Это открытие было сделано практически случайно: исследователи наткнулись на каменоломню во время раскопок на месте, где планировалось построить школу. Примерно датировать каменоломню удалось благодаря найденным здесь монетам и фрагментам керамической посуды. Неожиданным «подарком» стал железный лом. Видимо, загнав инструмент в скалу под неправильным углом, каменщики не смогли извлечь его обратно. Теперь можно с уверенностью утверждать, что именно отсюда привозили восьмиметровые каменные блоки, шедшие на строительство храма в Иерусалиме. Благодаря этому открытию наконец-то известно, где добывались известняковые плиты для строительства Второго храма. Погребение царя Ирода в описании Иосифа Флавия Затем приступлено было к погребению царя. Архелай не остановился ни пред какими затратами; для придачи большого блеска похоронной процессии, он выставил пред народом все царские украшения. Парадная кровать была из массивного золота и украшена ценными камнями; покрывало - из чистого пурпура и пестрело узорами; тело, лежавшее на нем, было покрыто алым сукном; голову царя обвивала диадема, а над нею лежала золотая корона; правая рука держала скипетр. Парадную кровать окружали сыновья и многочисленная толпа родственников; непосредственно за ними шли телохранители, отряд фракийцев, затем германцы и галлы- все в военных доспехах. Впереди шло остальное войско, предводительствуемое полководцами и командирами, в полном вооружении; за ними следовали пятьсот рабов и вольноотпущенников с благовонными травами в руках. Тело перенесено было на расстояние двухсот стадий в Иродион, где оно, согласно завещанию, было предано земле. Таков был конец Ирода.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Я был в милости у царя до наступления дня 166 представления. Доведено от начала до конца, как было найдено записанным 167 . Часть деревянного гроба эпохи Среднего Царства с перечнем жертвенных даров. Ибис на зарослях папируса. Newberry, Benihassan, IV, pl. IX. Посмертные надписи в автобиографической форме принадлежат к числу наиболее характерных произведений египетской письменности 168 и представляют непрерывную цепь от третьей династии до конца языческой культуры. Они начертаны на стенах гробниц, на плитах, на портретных статуях. Начинаясь почти всегда с перечня титулов и должностей покойного, как в рассказе Синухета, они затем влагают в уста названного рассказ о себе в первом лице. Характер этого рассказа мог быть различен не только в разные эпохи, но и в разных египетских центрах. От трех фраз ассуанца Хекаиба о том, что он жил в свое удовольствие, и от сухих формулярных списков до больших памятников глубокого исторического интереса с несомненным литературным достоинством; мы располагаем целым рядом промежуточных форм большей или меньшей обстоятельности и литературной обработки. В Древнем и Среднем царствах любили рассказывать об исполнении царских поручений, о важных деяниях, причем приводили и документы, особенно царские письма. Надпись Хирхуфа, Элефантинского номарха времен VI династии служит наилучшим образцом подобного рода текстов в эпоху Древнего царства. Для Среднего можно указать на надпись вельможи Ихернофрета, современника Сенусерта III, извлечения из которой даны в переводе в нашем курсе 169 , где также приводятся наставления, имеющие литературный интерес и влагаемые в уста вельможи этой же эпохи – Схотепибра и помещенные в его надгробной надписи 170 . Весьма разнообразны надписи этого рода, дошедшие до нас из эпохи Нового царства. Здесь и сухие, но полные и деловитые перечни деяний, наград и подвигов, причем соблюдена (что бывает далеко не часто) форма полной биографии, благодаря упоминанию рождения, родителей, места происхождения, смерти и погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/r...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010