Сегодня все места ада обходит Господь наш; сегодня Он сокрушил врата медные, сегодня сломил засовы железные  . Обрати внимание на точность выражения. Не сказал «открыл врата медные», но «сокрушил врата медные», дабы место пребывания в узах сделалось бесполезным. Не снял засовы, но сломал их, дабы стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? Ибо, говорит, что Бог разрушил, кто потом исправит?.. Желая показать, что смерть имеет конец, Он сокрушил врата медные. Медными же назвал не потому, что врата были из меди, но чтобы показать жестокость и неумолимость смерти… Хочешь знать, как была она сурова, неумолима и тверда, словно алмаз? В течение столь долгого времени никто не убедил ее отпустить ни одного из тех, кем она обладала, пока, сойдя [во ад], не принудил ее [к этому] Владыка ангелов. Ибо сначала Он связал сильного, а потом расхитил сосуды его, почему [пророк] и добавляет: «сокровища темные, невидимые»…   Ведь это место ада было мрачным и безрадостным, и никогда не приняло оно естество света; поэтому и назвал он их темными, невидимыми. Ибо они были поистине темными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо  . Далее Златоуст говорит о том, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда весь род человеческий, связал ад и победил смерть: Он называет ад «сокровищами темными». Это справедливо, ибо великое богатство хранилось там. Ведь все естество человеков, которое суть богатство Божие, прельстившим первого человека диаволом было ограблено и подведено под ярмо смерти… Как некий царь, найдя главаря шайки разбойников, который нападал на города, повсюду совершал ограбления, скрывался в пещерах и там прятал богатство, связывает этого главаря разбойников и предает его казни, а сокровище переносит в царские хранилища, так поступил и Христос: главаря разбойников и тюремного надзирателя, то есть диавола и смерть, Он связал Своей смертью, а все богатство, то есть род человеческий, перенес в царские хранилища… Сам Царь пришел к узникам, не устыдившись ни темницы, ни узников, — не мог же Он устыдиться тех, кого создал, — и сокрушил врата, сломал засовы, предстал аду, всю стражу его оставил в одиночестве и, взяв тюремного надзирателя связанным, так взошел к нам. Тиран приведен пленным, сильный — связанным; сама смерть, бросив оружие, обнаженной прибежала к ногам Царя  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

§5. Бывает нередко и так, что во время трудных родов родильницы, или же ее родственники, просят священника, чтобы он на известное время отворил в церкви Царские врата, в полной уверенности, что это всего лучше вспомоществует скорейшему разрешению. Так как этот обычай тоже не имеет в себе ничего предосудительного, и основывается на глубокой вере народной, то священники не должны строго отказываться от его исполнения. Но при этом всего лучше поступают те, которые обыкновенно отворяют Царские врата, сопровождая этот обряд служением заздравного молебна о болящей, и потом уже, по окончании оного, оставляют св. врата не затворенными на определенное время. Отворять Царские врата с разными непризнанными в церкви церемониями, как это водится в иных местах, совершенно запрещается. Отделение II. О Крещении погружательном и обливательном – Какую воду надобно употреблять для Крещения? – О елее, употребляемом для Крещения. – О крещальнях. – Что делать с водою, остающеюся после Крещения, а также и с волосами, постригаемыми у младенцев при Крещении? §6. Св. Крещение, по уставу нашей православной Церкви, может и должно быть совершаемо как чрез троекратное погружение крещаемого в купели с произнесением обычных слов, и при том не иначе, как именно таким образом: священник говорит: крещается раб Божий, или раба Божия (имя рек) во Имя Отца (и погружает дитя в первый раз), аминь; – и Сына (погружает дитя во второй раз), аминь; – и святаго Духа (и погружает в третий раз), аминь; ныне и присно и во веки веков, аминь. При этом священник обыкновенно должен брать младенца так, чтобы правою своею рукою закрыть разом его ротик, уши и нос, и в тоже время поддерживая крещаемого с нижней части левою рукою, аккуратно и поспешно погружать оное в воду так, чтобы младенец за каждым погружением непременно покрывался весь водою, и при том не иначе, чтобы вместе с этим ясно, раздельно и безошибочно были произносимы слова Крещения по образцу, вышеуказанному (см. требн. чинопоследов. Крещения). §7. Но в случае большой слабости младенца, наприм. преждевременных родов его или неожиданной, сильной болезни и т.п., можно крестить его и чрез обливание. В таком случае крещающий обыкновенно берет дитя под ручки левою рукою, и в тоже время возливает правою рукою воду на его голову, произнося слова Крещения, как указано выше (§6-й). Только священник должен строго наблюдать при этом, дабы таковое Крещение допускаемо было не иначе, как в случае крайней опасности; ибо «оное вообще строго запрещается церковию православною, и допускается только в крайних случаях, в виде исключения из общаго правила.» (Правосл. Догматич. Богосл. пр. Макария, о Крещении §203).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Диакон: «Премудрость». В это время закрываются царские врата; однако если читаются паремии из Нового Завета (в праздники апостолов Устав назначает читать паремии из Соборных посланий), то царские врата остаются открытыми до конца паремий. Чтец: »... чтение». Диакон: " Вонмем». Чтец читает 1-ю паремию. Аналогичный диалог диакона и чтеца имеет место и перед другими паремиями. В конце последней паремии диакон выходит на амвон для произнесения сугубой ектении («Рцем вси...» ). Диакон: «Рцем вси...» Священник (возглас): «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...» Хор: «Сподоби Господи...» Диакон произносит просительную ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви...» Священник (возглас): «Яко благ и человеколюбец...» Хор: " Аминь». Священник (благословляя народ): " Мир всем». Хор: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Хор (протяжно): «Тебе, Господи». Священник тайно читает главопреклонную молитву и возглашает: «Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена...» Хор: «Аминь» и далее поет стихиры на стиховне (по Уставу). Хор: «Ныне отпущаеши...» Чтец: Трисвятое по «Отче наш». Хор поет тропари по Уставу (в начале пения тропарей диакон открывает царские врата, а конце последнего тропаря выходит на амвон). Диакон: «Премудрость» (уходит в алтарь). Хор: «Благослови». Священник (возглас): «Сый благословен...», и до отпуста стоит перед престолом при открытых царских вратах. Хор: «Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру...» Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...» Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: «Слава, и ныне». «Господи помилуй» (трижды). «Благослови». Священник стоит в царских вратах и творит отпуст по Уставу. Хор поет многолетие: «Великаго Господина...» В конце многолетия духовенство целует престол, диакон закрывает царские врата. Вечерняя трапеза Молитвы, которые положены по Уставу перед и после вечерней трапезы, находятся в Часослове после последования вечерни. Перед трапезой следует петь или читать следующее: «Ядят убозии, и насытяться, и восхвалят Господа взыскающие Его, жива будут сердца их в век века». «Слава, и ныне». «Господи помилуй» (трижды). «Благослови».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Поэтому учитель, чтобы более привлечь учеников к вниманию, по временам обращается с вопросами к ученикам, особенно относительно порядка богослужения, который хотя отчасти всем детям известен.     Учитель. Как начинается всенощное бдение?     Ученик. Отверзаются царские врата, выходит диакон и говорит: «Востаните, Господи, благослови!»Затем священник произносит возглас: «Слава Святей и Единосущней...»    Учитель заставляет этот возглас прочитать весь или сам произносит, если в произношении учеников будет недоставать должной выразительности и соответствующей содержанию возгласа священной важности. Затем ученик продолжает говорить, что после возгласа «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу...» на клиросе поют «Благослови, душе моя, Господа» (эти стихи также читаются учителем или учеником) и священник, впереди которого идет диакон со свечою, кадит весь храм. Далее учитель, спросив, не знает ли кто значения всего совершаемого в начале всенощной, если никто не знает, начинает говорить: «Все, что совершается в начале всенощной, напоминает сотворение мира и блаженное состояние первых людей в раю. Отверстые царские врата напоминают блаженную жизнь первых людей в раю, каждение напоминает то время, когда по сотворении мира Дух Божий носился над водою, т.е. над созданным неустроенным миром; псалом «Благослови, душе моя, Господа», особенно, например, слова «вся премудростию сотворил еси», напоминают о сотворении мира». Далее учитель спрашивает: «Что бывает по окончании каждения?»     Ученик. Царские двери затворяются, выходит пред царские врата священник и читает молитвы, называемые светильничными, а по окончании псалма «Благослови, душе моя, Господа» выходит из алтаря диакон и произносит Великую ектению, которая начинается словами: «Миром Господу помолимся».    Это значит, что когда мы начинаем молиться, то должны быть в мире со всеми. Великой она называется потому, что в ней более прошений, чем в других ектениях. Затем в ектении мы молимся о мире для всего мира, о святом храме, в котором совершается богослужение, о Святейшем правительствующем Синоде, об Императоре и всем Царствующем доме, о том, чтобы Господь покорил под ноги Императору всякого врага и супостата, о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных, о плавающих, путешествующих, недугующих, о том, чтобы избавиться от всякия скорби, гнева и нужды и чтобы Господь заступил, спас и помиловал нас Своею благодатию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господи помилуй – 40. Молитва «Всесвятая Троице». Хор: «Буди имя Господне» (трижды). Чтец: «Слава, и ныне» – пс. 33: «Благословлю Господа на всякое время». Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (до «Честнейшую...»). Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честейшую херувим...». Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...». И бывает отпуст (полный). Чтец: на «И ныне» – «Ослаби, остави…». По «Отче наш» – кондак предпразднства. Молитва «Всесвятая Троице». Не читается. Не читается. Свящ.: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Свящ.: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честейшую херувим...». Свящ.: «Слава Тебе, Христе Боже...». И бывает отпуст (полный). Практический порядок отправления великих часов Священник облачается в фелонь и надевает поручи для изнесения св. Евангелия, диакон одевает стихарь. Заранее поставляется аналой посреди церкви, напротив царских врат. Священник в предшествии диакона выходит из алтаря царскими вратами, со св. Евангелием в руках, диакон – с кадилом и свечой. Священник полагает св. Евангелие на аналой и творит начало по обычаю, т.е. возглас: «Благословен Бога наш...» (впереди аналоя с Евангелием ставится подсвечник с горящей свечой или лампадой). Чтец (тоже на середине храма, поодаль от священника) начинает 1-й час: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе...» и далее обычное начало. После возгласа: «Яко Твое есть Царство» священник в предшествии диакона со свечой совершает полное каждение по чину: св. Евангелия, алтаря, иконостаса, всего храма и народа. На 3-м и 6-м часе диакон до чтения Евангелия совершает каждение св. Евангелия, местных икон, иконостаса, настоятеля и предстоящих. На 9-м часе священник в предшествии диакона совершает полное каждение всего храма, как и на первом часе (в Уставе указано совершать каждение всего храма одному диакону). По прочтении св. Евангелия на 9-м часе священник в предшествии диакона со светильником уносит Евангелие в алтарь, предварительно оградив им народ крестообразно с амвона (согласно церковному обычаю). Диакон затворяет царские врата и закрывает их завесой до начала изобразительных. В конце изобразительных, при пении «Достойно есть...», в практике, если царские часы совершаются в пятницу без литургии и вечерни, которая служится в свое время вечером, царские врата открываются, и священник творит отпуст. (После отпуста царские врата снова закрываются.) А в те дни, когда по прочтении царских часов совершается вечерня с литургией, то в таком случае отпуст бывает при закрытых царских вратах. Уставная особенность Рождественской вечерни, совершаемой в навечерие праздника

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

По окончании 3-й паримии Триоди (Исаии) царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее (как на Литургии). Прокимен Апостола, глас 6-й: «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней»; стих: «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою». Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии. Апостол – 1 Кор., зач. 125 (I, 18 – II, 2). Аллилуиарий, глас 1-й (по Типикону – глас 5-й): «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея»; стих: «Поношение чаяше душа моя и страсть»; стих: «Да помрачатся очи их, еже не видети». Евангелие (составное) – Мф., 110 зач., XXVII, 1–38; Лк., XXIII, 39–43; Мф., XXVII, 39–54; Ин., XIX, 31–37; Мф., XXVII, 55–61 . По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне. После чтения Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (со своими припевами: «Господь воцарися...», «Ибо утверди вселенную...», Дому Твоему подобает...»). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою...» (по обычаю, во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей). «Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и поются тропари, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава, и ныне» – «Мироносицам женам...». Во время пения тропарей предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на главе на середину храма и полагает на уготованную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых мирян нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-03/

Если вечерня совершается отдельно от Литургии (в субботу и воскресенье), после паремий, малой ектении и возгласа «Яко свят еси…» поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол к Коринфянам, зачало 143-е (Кор. 10; 1–4) и Евангелие от Луки, зачало 9-е ( Лк. 3; 1–18 ). После этого ектения «Рцем вси…» и продолжение вечерни. Если вечерня соединяется с Литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом «Яко свят еси, Боже наш…» а затем поется Трисвятое. Паремии праздника читаются следующим образом. После 3-й паремии отверзаются Царские врата и чтец возглашает: «Глас пятый», и тропарь «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет «Человеколюбче, слава Тебе». Певцы поют окончание: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Да возвеселятся и возрадуются языцы, яко судиши людем правотою и языки на земли наставиши. Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Земля даде плод свой. Благослови ны, Боже, Боже наш, благослови ны, Боже, и да убоятся Его вси концы земли. Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Слава» – «Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «И ныне» – «Да просветиши во тьме седящия». Певцы: «Человеколюбче, слава Тебе». Чтец: «Явился еси в мире, Иже мир сотворивый, да просветиши во тьме седящия», и сам поет: «Человеколюбче, слава Тебе». Затворяются Царские врата. Так же как и по 3-й паремии, исполняется тропарь по 6-й паремии, а клирос поет завершающие его слова: «Токмо на седящия во тьме. Слава Тебе». По окончании паремий отверзаются Царские врата. Ектения малая с возгласом: «Яко Свят еси, Боже наш…». Поется Трисвятое. Затем прокимен, 3-й: «Господь Просвещение мое…». Стих: «Господь защититель живота моего от кого устрашуся». Апостольское чтение – послание к Коринфяном, зачало 143-е. После Апостола – Евангелие от Луки, зачало 9-е.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Основную цель настоящего исследования мы видим в раскрытии символики архитектурных и резных форм царских враг, играющих существенную роль в сложении законченного образа древнерусского иконостаса, тем более что история художественного оформления царских врат подсказывает это: древнейшими были врата без фигуративных изображений, т. е. вначале появилась архитектурная форма, и лишь затем изображения, комментирующие ее символику. Для решения этой проблемы мы рассматриваем древнерусские царские двери XIII-XVII вв. обладающие, с одной стороны, общими типологическими чертами убранства, с другой стороны, вариативностью в элементах оформления. Особое внимание мы уделяем резным вратам XV-XVI вв. в художественном образе которых присутствует ярко выраженная изобразительность архитектурных форм, многообразие используемых мотивов. На наш взгляд, один из основных вопросов заключен в том, каким символическим смыслом наделялись сами архитектурные формы царских врат? А это, в свою очередь, побуждает нас исследовать круг тех источников, которые могли бы дать ответ на этот вопрос. В качестве такого рода источников могут быть привлечены материалы, опубликованные в работах последних лет. посвященных семантике отдельных конструктивных и изобразительных мотивов оформления алтарных преград 1022 и врат, ведущих в святилище, в частности, в исследованиях по иконографии Ковчега Завета. Скинии и храма Соломона 1023 . Благодаря вышеуказанным работам, посвященным ветхозаветной символике в средневековом искусстве, в частности, в алтарном оформлении, стало возможным попытаться проследить влияние ветхозаветной образности на сложение художественного убранства такого важного предмета литургического обихода, как царские двери. Обосновать такого рода направленность исследования можно тем, что почти всем предметам литургического обихода свойственна определенная ветхозаветная символика, поскольку христианский храм изначально в средневековой культуре рассматривался как свершение ветхозаветных прообразов. Поэтому трудно предположить, что царские врата могли быть исключением из этого правила. Эго подсказывает и то. что наиболее устойчивые особенности архитектурных форм и конструкции царских врат, которые восходят к древним доиконоборческим моделям, обладают общностью с мотивами дверей, используемых в иконографии Ковчега Завета, храма Соломона. В художественном оформлении врат оказываются семантически значимыми сами архитектурные формы. до сих пор не становившиеся предметом специального рассмотрения. Исследованию, в первую очередь, их символики посвящается данная статья. Художественно-символическая структура древнерусских царских врат

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Далее читается псалом 22, после чего священники при помощи заранее приготовленных камней вбивают гвозди в углы напрестольной доски. Царские врата отверзаются, архиерей выходит на амвон и, преклонив колена, читает молитву, в которой, вспоминая освящение Иерусалимского храма царем Соломоном, просит Бога о ниспослании Святого Духа на новосооруженный храм и о том, чтобы этот храм сохранился до скончания века. Произносится великая ектения, заканчивающаяся словами: «Яко Свят еси, Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши...» Далее архиерей вновь входит в алтарь, и царские врата затворяются. Приносится теплая вода, вино и розовая вода. Архиерей читает молитву на освящение воды; вода смешивается с вином и розовой водой, после чего раствор возливается на престол, а священники отирают его специальными платами при чтении псалма 83. После произнесения слов «Слава Богу нашему во веки веков» архиерей тем же раствором окропляет антиминс. Читаются стихи 50-го псалма, и священнослужители вытирают престол губками. Архиерей произносит «Благословен Бог наш...» и помазывает престол крестообразно святым миром: кресты наносятся на напрестольную доску в трех местах и на каждом из четырех столпов престола. Антиминс тоже помазывается миром крестообразно в трех местах. Хор поет псалом 132, по окончании которого архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков». Начинается чтение псалма 131, во время которого престол облачается в срачицу (рубашку кубообразной формы) и обвязывается веревкой таким образом, чтобы на каждой стороне престола образовался крест. Затем престол облачается в индитию (верхнее облачение, тоже кубообразной формы). Читается псалом 92, после которого архиерей произносит возглас «Благословен Бог наш...» и облачает жертвенник. Далее царские врата отверзаются, архиерей снимает запон и нарукавники и совершает полное каждение алтаря и всего храма при пении псалма 25. Архиерея сопровождают священники, один из которых кропит стены храма святой водой, а другой помазывает стены святым миром, используя кисточку, прикрепленную к высокому шесту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Чаще всего заходили посетители из Дубового, здесь рядом. Приходили навестить родных или пробирались в Хвалынск, а по пути заглядывали к остролукскому батюшке, посетовать на упорство своего батюшки, отца Федора, попросить совета в каких-нибудь семейных делах. Вслед за ищущими справедливости появились скандалисты и бестолковые, жалующиеся на священников из-за личных неудовольствий или по недопониманию. Например, явились как-то и из Березовой недовольные слабым голосом отца Григория. Отец Сергий старательно объяснил, что священника нужно ценить не за голос, а за убеждения, смотреть, не самочинник ли он, не обновленец ли. Отец Григорий как раз показал себя в этих отношениях лучше большинства. А что голос слабый, так он старше всех в округе, кроме екатериновского батюшки, и у них же, в Березовой, состарился. Один из недовольных заявил, что отец Григорий и служит не по Уставу, во время отпевания не открывает Царские врата, как это делается в Острой Луке. — Так это я делаю не по Уставу, — возразил отец Сергий. — Нигде не написано, чтобы открывать Царские врата, просто в Острой Луке был такой обычай. Мне, когда я приехал, он понравился, я тоже стал так делать, а в Уставе этого нет. И снова объяснения, на этот раз того, что в разных местах существуют различные местные обычаи, не узаконенные Уставом. Если это обычаи благочестивые, то священник может следовать им, даже лучше следовать, незачем ломать то, к чему народ привык, но может и не следовать. Вот здесь, и в Острой, и в Березовой, есть обычай после пасхальной заутрени, когда священник христосуется с прихожанами, обходить вокруг села с иконами и с пением «Христос Воскресе!..» Обычай хороший, а все-таки, если бы сюда поступил новый батюшка и не разрешил брать иконы, его можно было бы просить, уговаривать, а не требовать, — в Уставе этого нет. А открывать Царские врата при погребении в Березовой и никогда не было принято, так что нечего этим смущаться. Из Левенки были несколько раз. Зимой, закутавшись в шали и тулуп чуть не до потери человеческого образа, приезжала женщина, особенно жалевшая семью Седнева, а незадолго до Пасхи, в самую ростепель, когда не проедешь ни на санях, ни на колесах, явился верховой, да не простой крестьянин, взгромоздившийся на лошадь, а настоящий кавалерист. Он и при встрече с отцом Сергием повел себя как военный — вытянулся и гаркнул во всю мочь: «Здравия желаю, ваше преосвященство!»

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010