41. востантъ на сдъ съ родомъ симъ и сдтъ к покашас и с, бол зд. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы 42. Царица южска востанетъ на сдъ съ родомъ симъ и сдитъ и, к земл слышати премдрость соломнов: и с, бол соломна зд. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона Мужие Ниневитстии (Ниневитяне), т. е. жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства. Город Ниневия славился многолюдством, богатством и изнеженностью. Бог послал пророка Иону к Ниневитянам, чтобы призвать их к покаянию; и они вняли проповеди пророка, покаялись, так что это раскаяние на два века отдалило погибель города, которою грозил им Бог чрез пророка. Ниневия была разрушена Вавилонянами уже около 600-го года до Р. Христова. Следовательно, она еще существовала 200 лет. Восстанут на суд и осудят осудят именно тем, что Ниневитяне, вняв проповеди Иониной, покаялись, а Иудеи, особенно фарисеи, не слушают проповеди даже самого своего Мессии. И се боле (вот больше) Ионы здесь, т. е. Он, Сам Спаситель, явление которого между Иудеями имеет несравненно большее значение, чем явление Ионы между Ниневитянами: Иона раб, а И. Христос Владыка; Иона пророк, а И. Христос Сам Господь; Иона проповедник покаяния Ниневитянам, а Христос всему миру, Спаситель всего рода человеческого. Царица южская (южная), это царица Савская, из города Савы в Аравии, которая, слыша о чрезвычайной мудрости Соломона, чтобы удостовериться в его мудрости, нарочно приезжала в Еврейскую землю ( 3Цар. 10 ). От пределов конец земли. Это выражение означает отдаленность той страны, о которой идет речь ( Втор. 28:49 ). Царица Савская осудит род сей, потому что она нарочно пришла издалека, чтобы послушать мудрость Соломона, а Иудеи не хотели слушать И. Христа, который есть воплощенная божественная премудрость. И се боле Соломона здесь, опять указание И. Христом на Самого Себя. Соломон был царь Иудеи, а Господь царь неба и земли, царь царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пс.44:2:10 . «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе... Дочери царей между почётными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте». Объяснение. Соломон жил и умер; престол его не вечен; а нынче у Иудеев и совсем нет Царского престола; следовательно, песнь сия о царе, не о Соломоне, а о Сыне Божием, престол Которого вовек: Пс.44:7–12 . Царство Его не от мира сего: Ин.18:30 . Он царствует одесную престола величия на высоте: Евр.1:3 . Здесь-то одесную Его стала и Царица, Пресвятая Дева, и потому Она есть Царица Небесная; ст.10. О почитании Её и пророчествует Давид: Пс.44:13–18 ; ср. Лк.1:48–50 . Иер. 7: 18:44:17–19:25 . «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтоб огорчать Меня». Объяснение. Здесь говорится о чествовании языческой «богини неба» Астарты, заимствованной израильтянами от язычников: Суд.2:13 ; 3Цар.11:5 ; 4Цар.23:7 . Божия Матерь никогда не называется «богиней», а называется «Царицей Небесной». Пс.44:10 . Кроме того, чествование языческой богини неба происходило уже тогда, когда христианской Царицы Небесной ещё не было (повествующий о богине неба прор. Иеремия жил в ветхом завете). О молитвенном ходатайстве Пресвятой Богородицы Лк.2:19 . «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём». Объяснение. Дважды об этом говорил евангелист: Лк.2:51 , указывая тем, откуда он почерпал знание о евангельских событиях, т.е. от Пресвятой Матери Божией, которая была с самого начала «очевидицею»: Лк.1:2 , и ходатаицей пред Господом: Ин.2:1–11 ; поэтому правосл. христиане и прибегают к Ней с молитвою о ходатайстве пред Сыном Её: Откр.12:1 . Ин.2:3–5 . «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? Ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Объяснение. Отсюда видно, что Божия Матерь явилась в первый раз ходатаицей за немощный и бедствующий род людской, отсюда и основание для обращения к Богоматери с мольбою о ходатайстве перед Сыном, ибо о Ней сказано: Пс.44:10–14:18 ; Лк.1:48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Он был среди Ниневитян чужестранец, никому не знаемый; а Я – ваш сродник по плоти»... Господь представляет и другой пример:  ЦАРИЦА ЮЖНАЯ , царица южных стран, или Савская,  ВОССТАНЕТ НА СУД С РОДОМ СИМ И ОСУДИТ ЕГО ,  ИБО ОНА ПРИХОДИЛА ОТ ПРЕДЕЛОВ ЗЕМЛИ , из дальних стран,  ПОСЛУШАТЬ МУДРОСТИ СОЛОМОНОВОЙ; И ВОТ ,  ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ СОЛОМОНА  – здесь Сама воплотившаяся Божия Премудрость. Южная царица решилась сама идти к Соломону издалека, хотя была женщиной, решилась единственно из любви к мудрым наставлениям. Соломон был царь одной Иудеи, а Я – Царь Неба и земли. Соломон, не выходя из чертогов, принял царицу, а Я Сам пришел к не ищущим Меня, Сам прохожу ваши грады и веси. Соломон беседовал с ней о деревьях и растениях, а Я предлагаю беседы о неизреченных вещах, о страшнейших таинствах; и вы не хотите слушать Меня! Неверие и испорченность сердца – это то же, что злой дух беснования.  КОГДА НЕЧИСТЫЙ ДУХ , или вообще всякая греховная страсть, овладевшая сердцем человека,  ВЫЙДЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА , изгоняемая его покаянием, ТО ХОДИТ ПО БЕЗВОДНЫМ МЕСТАМ , приражается к душам святым, в которых нет для него тины или влаги страстных вожделений, питающей злые навыки, – и скитается этот дух,  ИЩА ПОКОЯ, И НЕ НАХОДИТ , потому что не находит злых сердец, в которых могла бы найти себе гнездо греховная страсть;  ТОГДА ГОВОРИТ: ВОЗВРАЩУСЬ В ДОМ МОЙ , в знакомое мне грешное сердце человека порочного,  ОТКУДА Я ВЫШЕЛ , откуда я изгнан Божиим повелением.  И ,  ПРИДЯ ,  НАХОДИТ ЕГО НЕЗАНЯТЫМ , находит сердце того человека ничем не занятым, ВЫМЕТЕННЫМ И УБРАННЫМ:  все в сердце прибрано, сор грешных мыслей выброшен, есть даже некоторые украшения, – добрые расположения. Но если человек остается ленивым и нерадивым, праздным и к себе невнимательным, если Христос еще не занял в его сердце места, откуда изгнан враг, если это сердце еще открыто и готово принять первого, кто придет,  ТОГДА ИДЕТ  этот злой дух, эта греховная страсть, И БЕРЕТ С СОБОЮ СЕМЬ ДРУГИХ ДУХОВ ,  ЗЛЕЙШИХ СЕБЯ , и возвращается с большей силой и лютостью, с семью смертными грехами и страстными помыслами (ибо как есть семь даров Духа Святаго, так есть и семь смертных грехов)  И ,  ВОЙДЯ ,  ЖИВУТ ТАМ; И БЫВАЕТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ТОГО ПОСЛЕДНЕЕ ХУЖЕ ПЕРВОГО , потому что прежде была еще надежда на исправление, а теперь зло крепче овладело сердцем, нежели раньше.  ТАК БУДЕТ И С ЭТИМ ЗЛЫМ РОДОМ , если не хотите внимать Мне, если решитесь еще на большее злодейство, на убиение Меня, вашего Господа, и «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»  ( Мф. 24:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Мф.12:42 . Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли по­слушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. «Царица южная»: царица Савская, приходившая к Соломону ( 3Цар.10 ). Сава, вероятно, был город в Аравии, на юг от Иудеи. – «От пределов земли»: выражение, означающее отдаленность страны, о которой идет речь (ср. Втор.28:49 ). – Она осудит род сей: ибо пришла издалека слушать мудрость Соломона, а иудеи не хотели слушать воплотившуюся божественную премудрость. – «Больше Соломона»: «Соломон, не выходя из чертогов, принял пришедшую к нему жену; а Я Сам пришел к неищущим Меня. Соломон принял царицу, подвигшуюся от концов земли; а Я Сам прохожу грады и веси. Соломон беседовал с нею о деревах и растениях, и от сих бесед не могла она получить большой пользы; а Я предлагаю беседы о неизреченных вещах, о страшнейших таинствах» (3лат., ср. Феофил.). Мф.12:43–45 . Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом. Господь говорит иносказательно и «прикровенно, впрочем так, что притча Его должна возбудить в них (иудеях) великий страх» (Злат.). Смысл речи таков: иудеи требовали от Христа какого-либо необыкновенного знамения – с неба, для доказательства, что Он – Мессия. Отказав им в этом и указав на знамение Ионы пророка, Господь теперь иносказательною речью дает им знать, что хотя бы Он и сотворил для них такое чудо, разительное и убедительное, хотя бы даже, пораженные таким чудом, они на некоторое время действительно уверовали в Него, как во Христа, и явили признаки исправления; но их нравственная испорченность до такой степени сильна и застарела, что по прошествии некоторого времени их неверие возникнет еще с новою силою и упорством, и они сделаются еще хуже.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Разница только в том, что ниневитяне поверили знамению Ионы и покаялись, а книжники и фарисеи не поверят воскресению Христову и потому заслужат себе сугубое наказание: НИНЕВИТЯНЕ ВОССТАНУТ НА СУД С РОДОМ СИМ, говорит Господь, И ОСУДЯТ ЕГО, ИБО ОНИ ПОКАЯЛИСЬ ОТ ПРОПОВЕДИ ИОНИНОЙ, и заслужили себе милость Божию: их город после того существовал еще 200 лет, И ВОТ, ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ ИОНЫ, ибо, говорит св. Златоуст, «Иона был раб, а Я – Владыка; он проповедовал разрушение, а Я пришел благовествовать царствие. И жители Ниневии поверили ему без всякого знамения, а Я представил много знамений; Иона явился с угрозами, а Я с прощением; жители Ниневии были язычники, а с вами обращались столь многие пророки. Об Ионе никто не пророчествовал, а обо Мне возвещали все пророки, и дела Мои совершенно согласны с пророчествами. Он убежал от лица Господня, думая устраниться от осмеяния, а Я наперед знал, что буду распят и поруган, и пришел в мир. Он не хотел перенести и того унижения, чтоб видеть спасенными ниневитян, а Я перетерплю смерть, и смерть позорнейшую, и после этого посылаю еще других проповедовать. Он был среди ниневитян чужестранец, никому незнаемый, а Я – ваш сродник по плоти»... Господь представляет и другой пример: ЦАРИЦА ЮЖНАЯ, царица южных стран, или Савская, ВОССТАНЕТ НА СУД С РОДОМ СИМ И ОСУДИТ ЕГО, ИБО ОНА ПРИХОДИЛА ОТ ПРЕДЕЛОВ ЗЕМЛИ, из дальних стран, ПОСЛУШАТЬ МУДРОСТИ СОЛОМОНОВОЙ; И ВОТ, ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ СОЛОМОНА – здесь Сама воплотившаяся Божия Премудрость. Южная царица решилась сама идти к Соломону издалека, хотя была женщина, решилась единственно по любви к мудрым наставлениям. Соломон был царь одной Иудеи, а Я – Царь неба и земли. Соломон не выходя из чертогов принял царицу, а Я Сам пришел к не ищущим Меня, Сам прохожу ваши грады и веси. Соломон беседовал с нею о деревах и растениях, а Я предлагаю беседы о неизреченных вещах, о страшнейших таинствах; и вы не хотите слушать Меня! Неверие и испорченность сердца это то же, что злой дух беснования. КОГДА НЕЧИСТЫЙ ДУХ, или вообще всякая греховная страсть, овладевшая сердцем человека, ВЫЙДЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА, изгоняемая его покаянием, то ХОДИТ ПО БЕЗВОДНЫМ МСТАМ, приражается к душам святым, в которых нет для него тины или влаги страстных вожделений, питающей злые навыки, – и скитается этот дух, ИЩА ПОКОЯ, И НЕ НАХОДИТ, потому что не находит злых сердец, в которых могла бы найти себе гнездо греховная страсть, – ТОГДА ГОВОРИТ: ВОЗВРАЩУСЬ В ДОМ МОЙ, в знакомое мне грешное сердце человека порочного, ОТКУДА И ВЫШЕЛ, откуда я изгнан Божиим повелением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Астарта это –божество Сидонское ( 3Цар. 11:5 ), считавшееся «богиней неба», которой язычники приносили человеческие жертвы, сопровождавшиеся блудом. Совратившиеся в идолопоклонство иудеи построили Астарте подле храма Иерусалимского особые «домы блудилищные», а изображение Астарты поставили было в самом храме Господнем. Но царь Иосия «вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» ( 4Цар. 23:4–7 ). Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божьей Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божья Матерь нигде и никогда не называется «богиней неба», а именуется «Царицей небесной». И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и воссел одесную Отца» ( Мар. 16:19 ), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя» (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицей Небесной». 3) На все эти лжемудрствования сектантов можно ответить, основываясь на св. Писании, следующее. Во–первых, Божия Матерь не была обыкновенной женщиной, а была до рождения и после рождения Христа Пречистой Девой, это видно и из сказания Евангелия о Рождестве Иисуса Христа и из предсказаний об этом св. пророков. «В шестой месяц, повествует св. Лука, послан был Ангел Гавриил к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

    Он был среди Ниневитян чужестранец, никому не знаемый; а Я — ваш сродник по плоти»... Господь представляет и другой пример: ЦАРИЦА ЮЖНАЯ, царица южных стран, или Савская, ВОССТАНЕТ НА СУД С РОДОМ СИМ И ОСУДИТ ЕГО, ИБО ОНА ПРИХОДИЛА ОТ ПРЕДЕЛОВ ЗЕМЛИ, из дальних стран, ПОСЛУШАТЬ МУДРОСТИ СОЛОМОНОВОЙ; И ВОТ, ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ СОЛОМОНА - здесь Сама воплотившаяся Божия Премудрость. Южная царица решилась сама идти к Соломону издалека, хотя была женщиной, решилась единственно из любви к мудрым наставлениям. Соломон был царь одной Иудеи, а Я — Царь Неба и земли. Соломон, не выходя из чертогов, принял царицу, а Я Сам пришел к не ищущим Меня, Сам прохожу ваши грады и веси. Соломон беседовал с ней о деревьях и растениях, а Я предлагаю беседы о неизреченных вещах, о страшнейших таинствах; и вы не хотите слушать Меня! Неверие и испорченность сердца — это то же, что злой дух беснования. КОГДА НЕЧИСТЫЙ ДУХ, или вообще всякая греховная страсть, овладевшая сердцем человека, ВЫЙДЕТ ИЗ ЧЕЛОВЕКА, изгоняемая его покаянием, ТО ХОДИТ ПО БЕЗВОДНЫМ МЕСТАМ, приражается к душам святым, в которых нет для него тины или влаги страстных вожделений, питающей злые навыки, — и скитается этот дух, ИЩА ПОКОЯ, И НЕ НАХОДИТ, потому что не находит злых сердец, в которых могла бы найти себе гнездо греховная страсть; ТОГДА ГОВОРИТ: ВОЗВРАЩУСЬ В ДОМ МОЙ, в знакомое мне грешное сердце человека порочного, ОТКУДА Я ВЫШЕЛ, откуда я изгнан Божиим повелением. И, ПРИДЯ, НАХОДИТ ЕГО НЕЗАНЯТЫМ, находит сердце того человека ничем не занятым, ВЫМЕТЕННЫМ И УБРАННЫМ: все в сердце прибрано, сор грешных мыслей выброшен, есть даже некоторые украшения, — добрые расположения. Но если человек остается ленивым и нерадивым, праздным и к себе невнимательным, если Христос еще не занял в его сердце места, откуда изгнан враг, если это сердце еще открыто и готово принять первого, кто придет, ТОГДА ИДЕТ этот злой дух, эта греховная страсть, И БЕРЕТ С СОБОЮ СЕМЬ ДРУГИХ ДУХОВ, ЗЛЕЙШИХ СЕБЯ, и возвращается с большей силой и лютостью, с семью смертными грехами и страстными помыслами (ибо как есть семь даров Духа Святаго, так есть и семь смертных грехов) И, ВОЙДЯ, ЖИВУТ ТАМ; И БЫВАЕТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ТОГО ПОСЛЕДНЕЕ ХУЖЕ ПЕРВОГО, потому что прежде была еще надежда на исправление, а теперь зло крепче овладело сердцем, нежели раньше. ТАК БУДЕТ И С ЭТИМ ЗЛЫМ РОДОМ, если не хотите внимать Мне, если решитесь еще на большее злодейство, на убиение Меня, вашего Господа, и «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет»  (Мф. 24:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

да приидет Царствие Твое. См. 17,20.21; статью «Молитва». 11 прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему. См. Мф. 6,14.15 ; Мк. 11,25.26 . не введи нас в искушение. Бог не вводит в искушения, но оставляет за ними право на существование. Это прошение к Господу о помощи в минуты искушений (см. 1Кор. 10,13 ). 11 если вы, будучи злы. Т.е. подвержены силам зла, греховны. 11 силою веельзевула, князя бесовского. Веельзевул имя языческого божества ( 4Цар. 1,2 ), которое израильтяне по созвучию воспринимали как «господин навоза», «господин мух» и применяли к предводителю сонма бесов. См. ком. к Мк. 3,22 . 11 требовали от Него знамения с неба. И таковым явилось исцеление немого (ст. 14). 11 перстом Божиим. Как и в Исх. 8,19 , это выражение означает, что нечто совершается Самим Богом. У Матфея (12,28) сказано: «Духом Божиим», что, однако, практически синонимично словам Иисуса у Луки. то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Иными словами, люди ощущают на себе воздействие силы Царства Божия. 11:21–22 Основная мысль та, что Иисус, будучи сильнее сатаны, установит Свою власть над людьми, освобожденными из-под власти «князя мира сего». 11 возвращусь в дом мой. См. ком. к 9,41. 11 находит его выметенным. Т.е. свободным как от зла, так и от добра. 11 он ищет знамения. Такое требование могло исходить только от недостатка веры. 11 как Иона... так будет и Сын Человеческий. Знамением для жителей Ниневии явились три дня, проведенные Ионой во чреве кита; для израильтян же верным знамением станет воскресение Иисуса на третий день после смерти. 11 Царица южная. Т.е. царица Савская. Ее владения находились на территории современного Йемена. 11 Ниневитяне. Имеются в виду жители Ниневии, покаявшиеся в ответ на проповедь Ионы ( Иона 3,6–10 ). 11 Светильник тела есть око. Не знамения, видимые телесными глазами, свидетельствуют о Христе, а свет Божественного откровения, исходящий от Иисуса. Чтобы увидеть этот свет, необходимо духовное видение «если око твое будет чисто». 11 не умыл рук перед обедом. Речь идет о ритуальном омовении рук от скверны, которая могла пристать ним при прикосновении к предметам, почитавшимся нечистыми. Нечистые руки могли осквернить пищу, а та, в свою очередь, попав внутрь человека, сделать нечистым все его тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мф.12:42 .  Царица южская востанет на суд с родом сим и осудит и: яко прииде от конец земли слышати премудрость Соломонову: и се, боле Соломона зде. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Югом называет Эфиопию, которую третья книга Царств ( 2Цар.10:1 ) назвала Савою. Эта страна находилась на пределах вселенной. Сказал: «и се, боле Соломона зде», потому что Соломон был царь одной Иудеи, а Христос – Царь неба и земли; тот беседовал о человеческой мудрости, а Этот – о Божественной. Показав, таким образом, путем сравнения чрезмерное лукавство их, предсказывает в притче бедствия, какие должны их постигнуть. Мф.12:43 .  Егда же нечистый дух изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Безводными местами называет пустыни, и разумеет души святых, не имеющие никакой влаги страстей, лишенные и не производящие никакого зла. Мф.12:44 .  Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. Домом его – называют человека, из которого он вышел не по своей воле, а по повелению Божию. Мф.12:44 .  И пришед обрящет празден, пометен и украшен. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным. Это сказал об освобожденных от демонов; такие люди, по лености и нерадению своему, легко опять представляют убежище и пленяются демоном. Находит, сказано, прежний дом свой праздным, и не имеющим Духа Святого, или добродетели, а также пометенным и очищенным, т.е. приготовленным для принятия его, сверх того – украшенным, т.е. приятным для него. Мф.12:45 .  Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту. Тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там. Лютейших, т.е. могущих причинять еще более страданий. Убоялся войти, чтобы когда-либо опять не изгнали его, как одного и слабого. «Семь» иудеи принимали в смысле множества, Злой дух, который берет еще семь духов, злейших себя, есть чревоугодие, за которым следуют – блуд, сребролюбие, гнев, уныние, нерадение, тщеславие и гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Седмица 24-я по Пятидесятнице Понедельник. О любви, чуде и знамении Лк.11:29–33 1Сол.2:20–3:8 Однажды приступили к Господу Иисусу Христу «фарисеи и саддукеи, и, искушая Его, просили показать знамение с неба» ( Мф.16:1 ). Но Господь ответил: «род сей лукав; он ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Все, что делал Господь, это, во-первых, любовь и милосердие. Во-вторых, это всегда чудо, то есть свободное и независимое распоряжение всем, что в мире. И в-третьих, это еще и «знамение», то есть указание на Его высочайшее достоинство. Господь делает, а в результате получается и одно, и другое, и третье. Он и обличает тех, кто пытается оторвать одно от двух других. Любовь без чуда, это не любовь, а бессилие. Чудо без любви – всего лишь фокус. А просто знамение, это всего лишь – самореклама. И в том, что фарисеи в поисках знамения ухитряются не увидеть неотрывной от знамения всемогущей любви, Господь видит их безнадежное пребывание во тьме. Чтобы рассеять эту тьму, Он приводит два как бы примера. «Как бы» – потому что всякий пример, это, во-первых, чей-то свободный выбор. Во-вторых, это – конкретное событие. А в-третьих, это еще и суд над тем, кто в подобной ситуации поступил не так. «Пример», это – как свеча, поставленная «на подсвечнике, чтобы входящие» не просто услышали о свете, но реально бы «видели свет», и спохватились бы, что их тайное вдруг стало явным. Потому-то «царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их». «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его». И как же не осудит их царица Южная! Она, женщина, оставляет надолго свое царство, и «от пределов земли», за тысячу верст, и не в кресле самолета, а на верблюде, по аравийской пустыне отправляется только затем, чтобы «послушать мудрости Соломона»! А «здесь», совсем рядом, Тот, Кто неизмеримо «больше Соломона». И как же не осудят их Ниневитяне! Они поверили пророку Ионе, «и объявили пост, и оделись во вретища», «и крепко вопияли к Богу», и «каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» ( Иона 3,5–8 ). А «здесь» – Тот, Кто «больше Ионы», терпеливо зовет покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010