К. представлен на иконах «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе чудотворцев Дальних пещер (за прп. Феодосием Киево-Печерским), в центре 5-го ряда, за прп. Павлом Послушливым, рядом с др. затворниками. Как правило, это оплечный образ святого вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Так он написан на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - клобук высокий округлый, бороды не видно, надпись на нимбе: «пр(д) Kaciahъ затво:». Др. варианты изображения К. в том же месте композиции встречаются, напр., на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - в островерхой схиме, с более узкой на конце и волнистой бородой, надпись: «    »; на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия) - борода седая округлая, средней величины; на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - в образе средовека, с крупными чертами лица. Место полуфигуры К. на иконе могло меняться: в центре 4-го ряда правой группы на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; святой наименован затворником); в левой группе чудотворцев в 6-м ряду 3-й слева - на иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания, надпись: «  » («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. К. изображен также на иконах, выполненных в посл. четв. XIX в. в иконописных селах Владимирской губ. (СГХМ, ризница СДМ, частное собрание; см.: «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Всё остаётся людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а также в иконописном среднике на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

Е. М. Юхименко Иконография Изображения К. В. встречаются на нек-рых рисованных темперой и чернилами настенных листах, созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст., и на произведениях, по стилистике и технике исполнения сходных с иконами. Так, «портрет» К. В. в овальном картуше сохранился в цикле поясных прямоличных изображений выговских основателей и киновиархов 1-й четв. XIX в. (СГИХМ). На К. В. охристая ряса и коричневая мантия, клобук на плечах, на голове островерхая скуфья. У него характерное лицо с морщинами на щеках и переносице, борода длинная, более узкая на конце, но незаостренная, пряди волос лежат на плечах; пальцы правой руки сложены в двуперстном жесте; внизу подпись: «    ». Подобный извод воспроизводился на книжных эстампах сер.- 2-й пол. XIX в. ( Филиппов И. Ф. История Выговской старообр. пуст. СПб., 1862. Вкл.). На листе 1-й трети XIX в. (ГЛМ; см.: ПЭ. Т. 8. С. 558) К. В. и инок Виталий показаны в молении на берегу р. Выг на фоне обнесенного деревянной стеной скита с часовней и поклонным крестом под сенью; в облаках - благословляющий Спаситель. К. В. изображен слева, одет в голубую рясу, короткую темную мантию и черный клобук, персты его правой руки сложены для крестного знамения. Похожий тип изображения с более панорамным пейзажем и разнообразными скитскими постройками воспроизведен на миниатюре 1908 г. работы Ф. А. Каликина (ЦМиАР). В центре одного из листов нач. XIX в. (ГМИР) между 4 портретами выговских основателей размещено круглое клеймо с молящимися на фоне скита иноками К. В. и Виталием. Образ К. В. включен также в настенную композицию родословного древа киновиархов Выгорецкого общежития. Так, на листе 1-й четв. XIX в. (ГЛМ) фронтальные изображения К. В. и инока Виталия в картушах расположены по сторонам от центрального рисунка деревянных построек скита и 2 келий на переднем плане. На некоторых лубках образы основателей помещены в верхней части древа (1-я пол. XIX в. из собрания А. П. Бахрушина - ГИМ ОПИ. Ф. 1. Ед. 126). Вероятно, образ К. В. есть и на листе «Поклонение иконе Пресв. Богородицы и панорама Выговского и Лексинского общежительств» худож. В. Тарасова (1838, ГИМ) и на близкой по рисунку гравюре (2-я четв. XIX в., ГРМ - Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 195). На аналогичной по композиции живописной картине, созданной предположительно в 70-80-х гг. XIX в. в мастерской Преображенского кладбища в Москве (поступила в ГРМ из ОЛДрП; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Рус. музея. СПб., 2008. С. 128-129. Кат. 112), К. В. написан 1-м в левой группе, в земном поклоне перед Печерской иконой Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2458717.html

2012. С. 84). Редкой иконой, вероятно связанной происхождением с Учмой, является образ К. с сюжетами его чудес, на фоне обители (кон. XVIII - нач. XIX в., ЦМиАР, из собрания В. Г. Ломцова). Святой представлен в молении Богородице с Младенцем, персты сложены для крестного знамения, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Братие поминаите наставники ваша иже». В центре композиции - Успенский собор с колокольней и придельным храмом, где изображены в раке св. мощи К. На переднем плане показано явление преподобного Дометиану и Гликерии, взирающим из палаты на монаха-всадника на белом коне, держащего в руке горящие свечи. К. написан также молящимся слева, под облачным сегментом, как бы входящим в отверстые для него двери церкви. На верхнем поле надпись: «          ». В 1825 г. в С.-Петербурге для иконы был изготовлен серебряный оклад с гравированным орнаментом в виде виноградной лозы на полях. Аналогичная икона кон. XVIII - нач. XIX в., с более точным изображением архитектурных сооружений, хранится в собрании Ульяновского обл. художественного музея ( Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике 14-20 вв. Ульяновск, 2010. С. 98, 537. Ил. 26. Кат. 53). Известен подобный образ в окладе XIX в., дополненный клеймами с престольными праздниками Учемской пуст. и с избранными святыми ( Горстка. 2001. Вкл.). Избранные святые. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ц. во имя блгв. царевича Димитрия на поле в Угличе) Избранные святые. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ц. во имя блгв. царевича Димитрия на поле в Угличе) Образ К. вводился в композицию «Собор Угличских святых», варианты которой в иконописи сложились во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Наиболее ранний пример изображения ряда Угличских чудотворцев в составе визант. и рус. святых - икона-пядница «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт.

http://pravenc.ru/text/1681243.html

Наибольшее количество изображений Г. в связи с особым почитанием было сосредоточено в Соловецком мон-ре. Первое упоминание о его изображении содержится в описи мон-ря 1582 г.: на серебряной крышке Евангелия вместе с преподобными Зосимой и Савватием - «писаны чернилы» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 109). Судя по монастырским документам, иконы с образом Г. хранились и в ризнице обители (нек-рые под серебряными окладами), и во мн. соловецких храмах. Единоличные иконы преподобного встречаются редко; к ним относятся, напр., пядница сер. XVII в. из соловецкой ризницы (ГММК); икона 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК), Г.- в схиме и монашеской мантии с «золотопробельным» письмом складок, с непокрытой головой, волнистыми волосами и окладистой бородой, руки раскрыты ладонями перед грудью. В местном ряду соловецкой ц. свт. Филиппа, митр. Московского, стоял образ Г. и прп. Елеазара Анзерского на одной доске, над ними - Св. Троица. Вместе 4 Соловецких святых - Зосима, Савватий, Г. и Филипп, митр. Московский,- были изображены на иконах местного ряда в храмах Савватиевского скита, Филипповской пуст., Вознесенского скита на Секирной горе; существовали также хоругви с таким изводом. Сохранившимися образцами иконографии являются иконы 2-й пол. XVII в. из Троицкого собора мон-ря (ГММК), 1-й пол. XIX в. из собрания А. Н. Муравьёва, впосл. в музее КДА (НКПИКЗ), а также сев. резьба по кости кон. XVIII в. (Елецкий краеведческий музей) - добавлен вид обители и образ «Восстание Иисуса Христа из гроба». Образы 3 соловецких преподобных представлены на иконах-пядницах 2-й трети XIX в. (ЦМиАР; Г. написан в центре), 2-й пол. XIX в. с частицами мощей (к-рая в 80-х гг. XX в. передана архим. Германом (Красильниковым) в Данилов муж. мон-рь в Москве, в 1992 временно находилась в Соловецком мон-ре, затем до 1995 на Соловецком подворье - в ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве, где был выполнен список с образа - Первый на Москве Московский Данилов мон-рь. М., 2000. С. 161, 171, 249). В молении образу Спасителя вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Елеазаром Анзерским Г. изображен на поморской иконе нач. XIX в. (СГИАПМЗ) в полном соответствии с указанием большинства иконописных подлинников. 5 Соловецких святых со свт. Стефаном Сурожским помещены на сев. иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР), Г.- слева во 2-м ряду, со сложенными в молитве ладонями.

http://pravenc.ru/text/164711.html

Наиболее распространенный извод с образом К. на фоне основанной им обители на Красном о-ве Нового оз. имеет 2 иконографических варианта: с фронтальной фигурой святого и его изображением вполоборота влево, в молении. Практически все известные иконы-пядницы этого извода были созданы местными вологодскими и белозерскими мастерами. Две иконы 1-го типа посл. четв. и кон. XVIII в. (ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 66, 71) идентичны по композиции: фоном для расположенной в центре фигуры святого с разведенными в стороны руками (в левой - развернутый свиток: «Не скорбите убо…») является панорама острова с пятиглавой Одигитриевской и шатровой Введенской церквами (почти у ног К.), без монастырской ограды, вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Архитектура храмов соответствует исторической действительности, как отчасти и на иконе 2-й трети XIX в. (ЦМиАР), где по окружности острова расположено 10 келий. Прп. Кирилл Новоезерский, с житием. Икона. Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (КБМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский, с житием. Икона. Кон. XVII — 1-я четв. XVIII в. (КБМЗ) Более точно особенности монастырского ансамбля воспроизведены на иконах 2-го типа: К. со свитком или с четками в руке написан не на острове, а на берегу, в молении Иисусу Христу в облачном сегменте, либо иконе Божией Матери «Одигитрия» (Смоленской или Тихвинской), а стены монастыря, представленного с верхней точки обзора, буквально омываются водами Нового оз. С разной степенью достоверности изображались все храмы обители: Воскресения Христова с приделом К. и колокольней, иконы Божией Матери «Одигитрия» и прп. Алексия, человека Божия, праведных Захарии и Елисаветы, апостолов Петра и Павла (подробнее об этапах строительства мон-ря и их отражении в иконописи см.: Хрусталёв. 2000). К этой группе памятников относятся произведения кон. XVIII - сер. XIX в. из собраний ВГИАХМЗ (происходят из вологодских церквей), ГЭ, КБМЗ, ЧерМО, ЦМиАР (см., напр.: Петрова Т. Г. 2000. С. 70-71; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 38-39, 111-113. Кат. 26-28). Изредка на берегу озера тоже показан храм - Тихвинская ц. на Кобылиной горе, где хранилась принесенная К. икона Божией Матери. Вид Новоезерской обители, восстановленной после пожара 1906 г., запечатлен на иконе 1916 г. (частное собрание, Тотьма; см.: Хрусталёв. 2000. С. 61).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Иконография Г. Нового времени повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII-XIX вв., является «Чудо о змии». Известны памятники краткого (напр., медная икона с рельефной надписью на рамке, XIX в., ЦМиАР) и распространенного (напр., медная икона с эмалевыми вставками, Москва, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР) изводов. В XIX в. в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике (напр., трехстворчатый складень «Чудо вмч. Георгия о змии. Избранные святые», XIX в., ЦМиАР), так и пешего Г.-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции (как правило, на левой створке крайняя левая фигура, стоящая за фигурами священномучеников Власия и Антипы, напр. трехстворчатый складень, Москва, XIX в., ЦМиАР). Г. остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых: 2-частная икона «Преображение. Чудо вмч. Георгия о змии. Святые Флор, Иоанн, Лавр, Димитрий» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Праздники и избранные святые» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Избранные святые» (XVII в., ГЭ), медная литая икона XIX в. (ЦМиАР). На иконе «Образ-сказание, каким святым каковые благодати, исцеления от Бога даны» (1-я пол. XIX в., ц. Воскресения Христова в Ульяновской обл.) изображение Г. помещено в клейме 23 с подписью: «от снедения скота зверми ст Георгию под». В кон. XX - нач. XXI в. появилось много работ, в основе к-рых древние визант. и рус. образцы, напр. житийная икона «Чудо вмч. Георгия о змии» (1997, написана в Московском иконописном центре «Русская икона»), ее житийный цикл повторяет московскую иконографию образа из Успенского собора г. Дмитрова (1-я треть XVI в., ЦМиАР), икона «Чудо вмч. Георгия о змии» в окладе (2002) с поясными изображениями святых Власия, Флора и Лавра в композиции средника копирует икону 2-й пол. XVI в. (ПИАМ). Краткий извод «Чуда вмч. Георгия о змии» представлен на иконе-панно, выполненной в технике эмали (автор С. Д. Маценко, 2002), и мн. др.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Иоанну Воину. Житие/Сост.: иером. Карион (Истомин). М., 1695. Л. 45-52). Сохранилось неск. ранних житийных икон И. В. с подробными циклами, включающими более 10 сцен: икона с 18 клеймами (5 утрачены) из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (1-я треть XVIII в., КГОИАМЗ); икона с 16 клеймами из Никольской ц. Устюженского у. (кон. XVII в.?, УКМ); икона с 12 клеймами (нач. XVIII в., ЦМиАР). Судя по иконам из КГОИАМЗ и ЦМиАР, программы подобных произведений в целом соответствовали Житию, составленному Карионом Истоминым. Так, в них включены изображения И. В., посылаемого имп. Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний И. В. и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона ЦМиАР) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из КГОИАМЗ входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей И. В. (в частности, явление вдове, к-рой святой сообщил свое имя и указал место погребения). На иконе из ЦМиАР показано только преставление И. В., большое внимание уделено эпизодам с участием императора, к-рые не имеют лит. параллелей (И. В. изображен стоящим перед имп. Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям И. В. в походе (в 3 клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, вероятно, отражают пожелания заказчика, к-рый почитал И. В. прежде всего как св. воина (при этом в составе цикла иконы из ЦМиАР есть 2 клейма, посвященные делам милосердия святого - утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами кон. XIX в. для храмовой иконы московской ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка (Москва православная. 2000. С. 597), и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н. П. Лихачёва с 14 сценами, 2 из к-рых в среднике, 1-я пол. XIX в., ГРМ; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны.

http://pravenc.ru/text/471095.html

XIX в. (ЦМиАР). В ряду избранных святых на полях образ А.-х. помещен на иконе Божией Матери «Троеручица», с избранными святыми, кон. XVII в. (ГИМ),- поясное изображение, рядом с архангелами Михаилом и Гавриилом; на Владимирской иконе Божией Матери, 2-я пол. XVII в.? (ГИМ),- в рост, правая рука поднята в молении; на иконе Божией Матери «Умиление», с избранными святыми, 60-е гг. XIX в. (ГИМ),- копии с образа С. Ушакова . В росписи юж. и сев. порталов Успенского собора Московского Кремля А.-х. представлен справа от врат сидящим и пишущим на свитке (ср. изображения ангела, записывающего имена входящих в храм); живопись относится ко времени поновлений росписи в XIX и XX вв. В XVIII и особенно в XIX в. встречаются единоличные изображения А.-х. (напр., на прориси с иконы кон. XIX в. (ИРЛИ. ПД) - на его груди медальон с образом Младенца Христа), но наиболее часто образ А.-х. присутствует на «семейных» иконах нередко старообрядческого происхождения, в центре группы святых, соименных заказчикам, где выступает покровителем и хранителем семьи: «Ангел-хранитель и избранные святые» 1829 г. (ЦМиАР); «Ангел-хранитель, равноап. кн. Ольга и мч. Акепсим» мстерского иконописца И. Панкрышева, 1895 г. (ГМИР; поднесена имп. семье в связи с рождением св. блгв. царевны Ольги Николаевны ),- А.-х. представлен с ветвью и мечом; на иконах «Ангел-хранитель и избранные святые», кон. XIX - нач. XX в., мастерской М. О. и Г. О. Чириковых (Частное собрание), и нач. XX в. (ЦМиАР); на эмалевой иконе «Сщмч. Елевферий, еп. Иллирийский, Ангел-хранитель и вмц. Екатерина», 2-я пол. XIX в. (ЦМиАР). Нередко А.-х. представлен с почитаемыми святыми, как в меднолитом трехстворчатом складне «Деисус с избранными святыми», 1721 г. (ГРМ); на иконе «Ангел-хранитель, мученики Флор и Лавр», кон. XIX в. (ЦМиАР); на полях икон, напротив патронального святого: «Мученики Гурий, Самон и Авив», 2-я пол. XIX в. (ГМИР),- с мц. Антониной; на Владимирской иконе Божией Матери, посл. четв. XIX в., палехской мастерской Белоусовых (Частное собрание.

http://pravenc.ru/text/115106.html

О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского , в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона , Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре ( Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем ( Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия ) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением А.; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы А. и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте»; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе. На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе кон. XVIII в. ( Петров . Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР). Изображение А. в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115866.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010