Выставка «Гармония эмали. Меднолитая пластика» открылась в Музее им. Андрея Рублева В экспозиции представлены произведения христианской меднолитой пластики, декорированные эмалью МОСКВА. Выставка «Гармония эмали. Меднолитая пластика» открылась 9 августа в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). В экспозиции представлены произведения христианской меднолитой пластики, декорированные эмалью. Выставка открылась в камерном зале в помещении храма Михаила Архангела и будет доступна для посетителей с 10 августа по 1 октября 2023 г. Подобная выставка в ЦМИАР проходит впервые, здесь представлено 150 предметов из собрания музея и из частных коллекций. Эмаль – требующий высокого мастерства материал, техника изготовления которого была заимствована из Византии. В Древней Руси меднолитые изделия с эмалью были известны с домонгольского периода. К этому времени относятся показанные на выставке самые ранние экспонаты – кресты-энколпионы XII века, украшенные перегородчатой многоцветной эмалью. В экспозиции можно увидеть весь спектр литых реликвий разных времен: помимо энколпионов, это нательные кресты и иконы, дорожные иконы и складни – как компактные, так и большие многофигурные. Как отмечают в экспликации кураторы выставки директор ЦМИАР Михаил Миндлин и научный сотрудник сектора декоративно-прикладного искусства научно-фондового отдела ЦМИАР Анна Хохлова, значительную часть экспозиции составляют предметы, выполненные в литейных мастерских Выговского монастыря – крупнейшего Поморского духовного и художественного центра старообрядчества, а также в московских литейных заведениях, которые c конца XVIII века стали продолжателями традиций поморского литья. В искусстве украшения эмалью меднолитых произведений литейщики Выга достигли высокого уровня мастерства. Их эмали отличались богатой палитрой и гармоничными колористическими решениями. Изделия московских мастеров характеризуются особой декоративностью и разнообразием цветов, создающих порой неповторимые сочетания.

http://sedmitza.ru/text/10289777.html

В иконописных подлинниках содержатся разные предписания об изображении А.: его внешность уподобляется облику прп. Сергия Радонежского ( Большаков. С. 76), святителей Иоанна Новгородского (ИРЛИ. Бобков 4. Л. 82 об. 2 марта), Филиппа Московского, Гурия (Руготина) , архиеп. Казанского. В памятниках кон. XVII-XVIII в. А. часто изображался вместе с блгв. вел. кн. Михаилом Ярославичем на фоне Твери, как на иконе кон. XVII в. (ТКГ): святитель представлен слева, в архиерейской мантии, омофоре и схимническом куколе, с седой бородой средней величины, на левой руке Евангелие, правая - в молении; в центре вверху - образ Преображения Господня, внизу - вид Твери с пятиглавым Спасо-Преображенским собором и колокольней. Образы А. и Михаила Ярославича помещены на водосвятной чаше 1687 г. (ТГОМ), происходящей из Спасо-Преображенского собора; на прориси с иконы XVIII в. (ГРМ), где святые предстоят Господу Иисусу Христу в облачном сегменте; на иконе нач. XIX в. (ЦМиАР); иконе 1802 г. (частное собрание. Москва), происходящей из Твери, где, вероятно, представлен вид Жёлтикова мон-ря. В архиерейской мантии, омофоре и митре, с жезлом в левой руке, на фоне пейзажа А. изображен на иконе 1738 г., выполненной Егором Греком (ЦМиАР),- вместе со сщмч. Феодотом , еп. Киринейским (память к-рого также празднуется 2 марта); с Евангелием в руках - в правой части складня-мощевика 2-й пол. XVIII в. (ГММК); в полном богослужебном облачении (саккосе, омофоре, палице и митре, с панагией и крестом на груди, жезлом в руке) - на иконе-мощевике кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР), к-рой в 1803 г. была благословлена кнж. А. Гагарина. Редкий образ А. в полной схиме, с окладистой бородой, имеется на деисусной иконе сер. - 2-й пол. XIX в. (ЦАК МДА), а также на прориси с иконы 1814 г. «Русские святые» ( Маркелов. С. 461), где А. назван «преподобным». К небольшим паломническим иконам относится поясной образ святого, кон. XIX в. (ЦМиАР). Преставление святителя помещено на Святцах годовых, 1864 г. (ГМЗРК), выполненных в технике финифти. На хромолитографии 1893 г. (РГБ), изданной в Москве, А. изображен в молении Пресв. Богородице, вокруг - 15 клейм его жития. В храме Воскресения Христова («Спас-на-крови») в С.-Петербурге (1894-1907) есть мозаика с образами прп. Антония Сийского и А.

http://pravenc.ru/text/76186.html

XIV в., и на иконе «Прп. Афанасий Афонский», XV в. (мон-рь Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в рус. памятниках: на новгородской таблетке «Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф», кон. XV в. (НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной бородой, книзу раздвоенной; на таблетке «Преподобные Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский», сер. XVI в. (ГТГ); на иконе «Святые Николай Чудотворец, Антоний Великий, Афанасий Афонский», сер. XVI в. (ЦМиАР); иконе «О Тебе радуется», 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в группе преподобных. Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря. Клеймо иконы Божией Матери «Экономисса» с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР) На иконе Божией Матери «Экономисса с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским (?)», XVIII в. (ЦМиАР), написанной рус. мастером с греч. гравюры, по сторонам от средника расположены 10 сюжетов из жития А. А., в т. ч. исцеления больного водянкой и мон. Антония, А. А. превращает соленую воду в питьевую, явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника из скалы, А. А. изгоняет бесов из мон-ря и др.; внизу - вид Вел. лавры, подобное изображение А. А. вместе с прп. Антонием Киево-Печерским - на гравюре сер. XVIII в., отпечатанной в Вене ( Ровинский. Народные картинки. С. 455. 1158). Сохранился складень с образом преподобного и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали отдельные изображения на сюжет «Богородица изводит источник из скалы» (литография, в издании А. В. Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч. Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского Пантелеимонова мон-ря). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. А. описан как «старец плешивый, с остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что «ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как утаение своих помыслов» (Ч.

http://pravenc.ru/text/76982.html

Екатерина Багинская, митрополит Нифон. Фomo: blagovesm-info.r u Москва, 19 апреля, Благовест-инфо. Международный семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии» состоялся 18 апреля в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР). На вечере были представлены документальные фильмы «Раннехристианское искусство Сирии» и «Неизведанная Сирия. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши». Семинар организован в рамках совместного проекта ЦМИАР и Российского культурного центра в Дамаске (Сирийская Арабская Республика). Проект «Россия – Сирия. Диалог культур в памятниках христианского искусства» направлен на знакомство сирийской и российской аудитории с шедеврами искусства христианского Востока и Древней Руси посредством выставочной деятельности и обмена киноматериалами, сообщил замдиректора ЦМИАР Сергей Богатырев. Первым этапом этого проекта стала организация в Дамаске выставки «Лики русской иконы» , на которой были показаны копии избранных шедевров из собрания ЦМИАР. Планировалось, что эта выставка будет работать до 31 мая, но, учитывая огромный интерес, предполагается продлить ее, а также показать в других городах Сирии. На открытии вечера 18 апреля гостей приветствовали сирийские дипломаты – третий секретарь Посольства Сирийской Арабской Республики в Российской Федерации Кинан Сакер и его коллеги. Представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон сказал: «Радостно, что есть энтузиасты, которые изучают свои культурные традиции и культурные традиции других стран и общин, потому что знания друг о друге нас обогащают и сближают. … Духовный опыт предков – это духовное наследство, которое принадлежит нам всем, без границ. Пусть этот диалог укрепляет многовековые связи, умножает любовь между нашими народами». Директор Российского культурного центра в Дамаске Николай Сухов присоединился к встрече онлайн. Он также говорил о сближении народов Сирии и России посредством культурных проектов. Российской аудитории важно помнить, что корни русского христианского искусства во многом происходят из Сирии, которая в древности была «территорией богословских дискуссий, открытий в искусстве». По словам Сухова, задача Российского культурного центра сейчас состоит в том, чтобы вместе с сирийскими коллегами зафиксировать и сохранить те памятники, которые устояли во время 12-летней войны, а также развивать новые выставочные и кинопроекты.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Рисунок храма в упрощенном варианте повторялся на иконах, к-рые Соловецкий мон-рь заказывал в большом количестве мастерам из владимирских иконописных сел, в частности из Холуя. Множество паломнических недорогих иконок сохранилось и бытует на Севере, напр. маленький образ кон. XIX - нач. ХХ в. на кипарисовой доске из дер. Усть-Кыма Лешуконского р-на Архангельской обл. (АМИИ), где Е., в монашеском одеянии и в куколе, указывает правой рукой на постройки скита. Тогда же образ святого появился в монументальной живописи Соловецкого мон-ря: на сев. стене в интерьере надвратной Благовещенской ц., вблизи иконостаса, изображены в рост 4 местных святых, среди них - Е. (роспись 2-й пол. XIX в. в масляной технике). Прп. Елеазар с Соловецкими святыми и свт. Стефаном Сурожским. Икона. Кон. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Елеазар с Соловецкими святыми и свт. Стефаном Сурожским. Икона. Кон. XVIII в. (ЦМиАР) Документы зафиксировали образы Е. в иконостасах церквей и часовен Соловецкой обители: в деисусном ряду Благовещенской ц., в местном ряду ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского («образ Германа Соловецкого и Елеазара Анзерского на одной доске, а над ними - Святая Троица»), в ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия («образ Пресвятой Богородицы во весь рост, с припадающими преп. Германом и Елеазаром» - ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 160 об., 262 об.). На иконах Е. часто изображали вместе с прп. Германом Соловецким, на графических листах - парным прп. Иринарху Соловецкому . На иконе кон. XVIII в. (ЦМиАР, см.: Из новых поступлений: Кат. выст./ЦМиАР. М., 1995. С. 37. Кат. 54. Ил. 60) 5 Соловецких святых вместе со свт. Стефаном Сурожским предстоят Спасителю в облаках, Е.- в правой части вверху, напротив прп. Германа, в куколе, с седоватой бородой средней величины, со сложенными на груди ладонями, надпись: «Прп(д)бный Eлeaзapiй Ahзepckiй». Е. вместе с др. Соловецкими чудотворцами почитался старообрядцами Выговской пуст., что отразилось в поморской иконописи, напр. на иконе нач. XIX в. из ц. Сретения Господня дер. Малошуйка Онежского р-на Архангельской обл., где он представлен крайним справа, вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, с кудрявыми волосами и широкой волнистой бородой.

http://pravenc.ru/text/189679.html

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР). В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ). Лит.: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60; Завьялова М. К. , Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г./Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова//Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В. , Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

http://pravenc.ru/text/154327.html

в пещере, с книгой, с черепом, с лампадой или со свечой (ГИМ, ЦМиАР). Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Сцены из Жития прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального. Гравюра мон. Илии. 1660 г. (Патерик, или Отечник Киево-Печерский. К., 1661. Л. 195) (РГБ) Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры Икона и рака прп. Иоанна, Киево-Печерского, Многострадального, в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры В киевской деревянной резьбе поясной образ И. (в пещере, со скрещенными руками, с черепом и книгой) включался в ряд сюжетов паломнических икон; в частности, он присутствует в нижней части композиции под престолом на Печерской иконе Божией Матери 2-й пол. XVIII в. (ЦМиАР), 1-й трети XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей), 1-й пол. XIX в. (ГИМ), 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР), а также на иконах XIX в. с фигурами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских по сторонам Успенского собора лавры (иногда с избранными святыми). И. представлен погрудно или по пояс внизу, под зданием храма (ГИМ, Егорьевский историко-художественный музей, частные собрания; см.: Давыдова Е. В. Центры миниатюрной резьбы XIX ст. Киев//Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2004. 1(5). С. 105-107. Ил.). Единоличный образ И. традиц. иконографии - с небольшой бородой и волосами на прямой пробор, в пещере, с раскрытой книгой - известен, напр., на резной иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР). В монументальной живописи образ И., трактованный в академической манере, встречается, напр., в росписи интерьера храма Христа Спасителя, рядом с композицией «Крещение киевлян равноап. вел. кн. Владимиром» (70-е гг. XIX в., худож. Д. Н. Мартынов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре И. введен в группу подвижников XII в.

http://pravenc.ru/text/469003.html

Новаторство Дионисия в области Ж. и. проявилось в композиционном решении, напр. в построении архитектурных кулис, имеющих значение в организации пространства клейма и сочетании сюжетов. На Ж. и., созданных этим мастером, часто отсутствует четкое разделение клейм: на верхнем и нижнем полях действие плавно разворачивается, события перетекают одно в другое. Иногда фигура или здание на условном стыке сюжетов объединяют повествование в единое целое. Созданные Дионисием иконографические схемы впосл. варьировались; в зависимости от размеров иконы и ее предназначения эти схемы могли быть сокращены или дополнены за счет более подробного следования тексту Жития и иллюстраций чудес святого, особенно в произведениях, близких по манере и качеству исполнения к миниатюре, как, напр., на иконе «Свт. Петр, с житием» письма Истомы Савина (нач. XVII в., ГТГ). Прп. Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1591 г. Иконописец Евстафий Головкин (ТСЛ) Прп. Сергий Радонежский, с житием. Икона. 1591 г. Иконописец Евстафий Головкин (ТСЛ) В первые десятилетия XVI в. учениками Дионисия было написано неск. Ж. и., в т. ч. для церквей Дмитрова: для Успенского собора - упомянутый образ прп. Сергия и «Вмч. Георгий, с житием», а также «Вмч. Георгий, с житием» для Пятницкой ц. (обе - в ЦМиАР). От раннего XVI в. сохранилось еще 2 Ж. и. вмч. Георгия: из ц. св. Георгия на Красной Горке в Москве и из ц. св. Георгия с. Баренцева Ярославской обл. (обе - в ЦМиАР). В среднике всех 4 икон помещено ростовое изображение вмч. Георгия; житийные циклы из 16 клейм различаются лишь последовательностью расположения сюжетов. Вероятно, эти иконы были ориентированы на общий прототип, восходящий к визант. произведениям XIII в. Тяготение к сложным иконографическим программам, отличающее искусство XVI в., оказало влияние на Ж. и. Расширился круг лит. источников. От нач. XVI в. известно 3 иконы «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением»: из Троицкой единоверческой ц. в Москве, из собрания И. С. Остроухова (обе - в ГТГ), из ц. ап. Иоанна Богослова на р. Тошне (ВГИАХМЗ). Повествовательные циклы этих икон в 16-17 клеймах излагают события Жития ап. Иоанна Богослова, написанного Псевдо-Прохором (V в.). На иконе «Ап. Иоанн Богослов на Патмосе, с хождением» из ц. Иоанна Богослова Борисоглебского мон-ря в Дмитрове (кон. XV в., ЦМиАР, см.: Иконы XIII-XVI вв. в собрании ЦМиАР. М., 2007. С. 132; по мнению автора наст. статьи - 1-я треть XVI в.) в 44 клеймах помимо подробного изложения текста Жития проиллюстрированы также отдельные эпизоды Апокалипсиса ( Попов Г. В. Иллюстрации «Хождения Иоанна Богослова» в миниатюре и станковой живописи кон. XV в.//ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 208-221). Циклы икон 2-й пол. XVI в. на этот сюжет представляют вариации ранних образов.

http://pravenc.ru/text/182315.html

По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского , в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных А. и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона , Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре ( Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных А. и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем ( Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, А. двуперстно благословляет, в левой руке свиток. А. вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия ) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением А.; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы А. и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых «на золоте»; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе. На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе кон. XVIII в. ( Петров . Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР). Изображение А. в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/115866.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010