40 Забылось все тяжелое, неприятное, что Господь судил пережить за 11 лет моей жизни в Академии... Не уношу ни на кого никакой злобы, вражды и огорчения. Слишком много вижу за собой собственных недостатков, промахов и ошибок, чтобы винить за все кого-либо другого, кроме самого себя!.. И слишком тяжелый путь избираю себе, чтобы можно было пуститься в него, не сжимаясь сердцем от разлуки с родной академической семьей, с которой успел сжиться тысячами нитей, и не оглянуться на нее слезно-прощальным, благоговеюще признательным взором... Простите же меня все, кому я подал какие-либо основания для нарушения внутреннего мира и спокойствия, и, если не можете не помянуть лихом, об одном умоляю: забудьте лучше вовсе имя безутешного Иосифа, волею судеб Божиих из родных краев отводимого в страны чуждые и неприязненные...   Бывший инспектор Московской духовной академии архимандрит Иосиф, настоятель Яблочинского Св[ято]-Онуфриевского монастыря, Седлецкой губернии.   24 июля 1906 г. Московская Духовная академия.   ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 5084. Л. 35 – 36. На л. 35 вверху справа над текстом рукой епископа Евдокима (Мещерского) сделана помета: «9 авг[уста] 1906 г. Р[ектор] А[кадемии] Е[пископ] Е[вдоким]». На л. 36 список подписей тех, кто читал письмо: «Читали: Е[пископ] Е[вдоким], Цветков, Каптерев, Беляев, Глаголев, М. Муретов , А. Голубцов , И. Попов , А. Спасский, Громогласов, С. Смирнов , Воронцов Е. » и т. д. Всего 26 подписей.   Публикация и примечания О. Ефремовой.   Подготовка текста О. Ефремовой с участием О. Хайловой. 1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917 – 1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 865. 4 Осенью 1898 года в МДА возникли студенческие беспорядки в виде сходок, вызванные недовольством одним из инспекторов. От имени всех студентов в Святейший Синод было послано письмо с требованием прислать ревизора. Дважды на Совет МДА приходили депутации студентов, в числе которых был Иван Петровых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

находясь в Ливадии, в Крыму, Император Николай II болел брюшным тифом. Лечением Государя первоначально занимался лейб-медик хирург Г.И. Гирш, затем профессор Военно-медицинской академии Л.В. Попов. Болезнь Императора вынудила поднять вопрос о престолонаследии. На случай наихудшего исхода болезни Николая II Наследником престола был объявлен Великий князь Михаил Александрович. См.: Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. М., 1991. С 385–386. 1064 22 ноября (ст. ст.) Русская Православная Церковь празднует память св. благоверного князя Михаила Тверского (†1318) – небесного покровителя Великого князя Михаила Александровича, бывшего Наследником Российского престола до 1904 г. 1065 Покровский Сергей Сергеевич (1877–?), выпускник МДА, кандидат богословия. Окончил МДА в звании действительного студента (1901), в степени кандидата богословия утвержден 28.09.1901 г. Активный участник студенческого философско-психологического кружка МДА (1899–1901), см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ 1902. Т. 1. 2. С. 411–430. О С.С. Покровском см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3099. Личное дело студента МДА. 1066 Алексий (Баженов Дмитрий Владимирович, 1872 – после 1938), епископ Елизаветградский, обновленческий «митрополит». В 1898 г. поступил в МДА. 11.03.1900 г. пострижен в монашество, а 06.04.1900 г возведен в сан иеродиакона. Уволен решением Правления МДА (1901), принят в СПбДА. Рукоположен во иеромонаха (1902), окончил СПбДА со степенью кандидата богословия (1902), преподавал в Псковской ДС. Помощник смотрителя Рязанского духовного училища (1904); смотритель Бахмутского духовного училища (1906); ректор Черниговской ДС (1911), с возведением в сан архимандрита, 08.12.1913 г. хиротонисан во епископа Николаевского, викария Херсонской и Одесской епархии; епископ Елизаветградский, викарий Херсонской и Одесской епархии (1919), временно управляющий Одесской епархией (1920–1921), 26.06.1921 г. отстранен Св. патриархом Тихоном от управления Одесской епархией, в начале 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 2012 г. было принято решение о возрождении взорванной в 1812 г. ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Новодевичьей слободе. В 2013, 2014 и 2015 гг. экспедицией Беляева были проведены археологические раскопки, в 2015-2016 гг. церковь возведена у вост. стены Н. м. м. (проект архит. И. В. Уткина), чин великого освящения храма провел Патриарх Кирилл 7 июля 2016 г. В подвальном этаже храма развернута церковно-археологическая экспозиция. Среди находок в Н. м. м.- многочисленные застежки и накладки переплетов (что свидетельствует об активном чтении сестрами книг; высокую грамотность насельниц подтверждает и массовое употребление владельческих надписей в быту, особенно на керамических сосудах); личные святыни, с нек-рым влиянием западнорус. иконографии, при этом сюжетно близкие московской традиции: крест с гравировкой и чернением, где распятие соединено с образом св. Никиты, что имеет сходство по стилю с гравюрами Букваря Кариона (Истомина); резной деревянный крест с распятием в высоком рельефе на фоне сплошной стены виноградных лоз, где видна связь с изделиями центральноевроп. резчиков. В изученных в некрополе резных надгробиях встречаются даты от Сотворения мира и от Рождества Христова, что также характерно для западно-правосл. книжников. С 2014 г. в обители ведутся масштабные реставрационные работы (документация по этим работам подготовлена в 2012-2014). 26 июня 2017 г. Президент Путин подписал указ «О праздновании 500-летия основания Новодевичьего монастыря (г. Москва)» в 2024 г. В связи с этим с 2017 г. начался период активных археологических работ. К 2018 г. численность насельниц Н. м. м. составляет ок. 30 чел.; подворьями обители являются храм в честь Успения Пресв. Богородицы в с. Шубине в городском округе Домодедово Московской обл. (с 1995) и храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского в пос. Санатория им. Герцена Одинцовского р-на Московской обл. (с 2008). Л. А. Беляев, М. М. Шведова Арх.: РГАДА. Кабинет Петра I. Оп. 9. Д. 71. Отд. 2; ГИМ ОР. Син. 149. Царственная книга; Чуд. 300; ГИМ ОПИ. Ф. 596 (Новодевичий мон-рь). Д. 2310, 17635, 19152 (Опись церк. и ризничного имущества, 1860 г.), 19154 (Опись церк. и ризничного имущества, 1915 г.); Отчет о реставрации диаконника Смоленского собора. М., 1982//Архив МНРХУ. 10-13/75. 358; Петров А. А. Документы по истории Моск. Новодевичьего мон-ря в фонде Моск. духовной консистории ЦИАМ: Дипл. работа студента 5-го курса дневного отд-ния Ист.-арх. ин-та РГГУ. М., 1994: Ркп.//Экспозиционно-фондовый отдел «Усадьба Измайлово»; Справка о реставрации настенных росписей Смоленского собора/Сост.: Л. В. Бетин//ГИМ ОПИ. Ф. 596.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

34 Более точные даты жизни и деятельности, основанные на архивных документах и современных исследованиях, см. в конце изд.: «Основные даты жизни, деятельности и мученического подвига Патриаршего Местоблюстителя священномученика Петра (Полянского) , митрополита Крутицкого». 35 Лесков Н. С. Соборяне//Соб. соч. в 11 т. М.: Изд-во Художественной Литературы, 1957. Т. 4. С. 186. 37 Аксиос – достоин (греч.). Этим возгласом клир и народ выражают свое согласие с поставлением нового служителя Церкви. 38 Б. Зайцев писал о Патриархе Тихоне: «Навсегда врезалось лицо его – с крупным толстовским носом, серыми, простыми глазами, пепельною бородой, обыкновенное хорошее “мужицкое» лицо. Огромной серьезностью, но и спокойствием, и добротой веяло от него. Он благословлял проходивших и неотразимо вызывал в памяти образ Николая Угодника, деревенского русского святого» (Зайцев Б. Венец Патриарха//Перезвоны. Литературно-художественный журнал. 1926. 17. С. 12). 39 Сейчас известны три варианта даты рождения будущего священномученика митрополита Петра Крутицкого: 26 июня, 28 июня и 20 июля 1862 г. Согласно Метрическому свидетельству, выписанному 15 марта 1883 г., «В метрич[еской] кн[иге] Коротоякского у[езда], с. Сторожевого, Богоявленск[ой] ц[еркви] за 1862 г. значится: рожден 20 июля, 29 крещен Петр. Род[ители] его: свящ[енник] Федор Евграфович Полянский и закон[ная] жена его Мария Александровна, оба правосл[авного] вероисповед[ания]. Восприемники были: свящ[енник] Василий Андреев Расторгуев и г. Старого Оскола купца Василия Стефановича Чиркина жена Анна Александровна. Таинство крещ[ения] сов[ершил] свящ[енник] Вас[илий] Расторгуев с причтом». (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3118 Л. 3). Согласно же Аттестату воспитанника Воронежской духовной семинарии: « Петр Полянский , сын умерш[его] свящ[енника] Воронеж[ской] еп[архии], Коротоякского у., с. Сторожевого Федора Полянского, род[ился] 26 июня 1862 г., по ок[ончании] курса в Костром[ском] д[уховном] у[чилище] поступил в июне 1879 г. в Воронеж[скую] д[уховную] с[еминарию], окон[чил] в июле 1885 г. по 1-му разряду» (Там же. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1449 Не исключено, что этим было инспирировано изготовление кивория над Гробом Господним, который Дмитрий Сверчков создал через три месяца после известия о готовящемся привозе величайшей святыни. 1451 Гухман С. Н. Соловецкая редакция «Документального» сказания о даре шаха Абасса России//ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28, с. 383. 1455 Опись собора Ивановского монастыря 1763 г. (ЦИАМ, ф. 1179, оп. 1, ед. хр. 258. Л. 26 об.–28 об.). 1457 Такие раки в то время стояли, например, над захоронениями св. Варлаама Хутынского, св. Кирилла Белозерского, св. Антония Сийского и др. 1459 Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского... с. 142; Опись Новгорода 1617 года. М., 1984. Ч. 1 (Далее – Опись Новгорода 1617 г.), с. 33. 1460 Савицкая О. Д. Исследования и реставрация Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря//Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1990. Вып. III, с. 92, 96. 1461 Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины – второй noлobuhыXVI в.//Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. М., 1993, с. 124. 1463 Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора Ростовского Авраамиева монастыря//История и культура Ростовской земли. 1992. Ростов, 1993, с. 174–186. 1464 Подъяпольский С. С. О церкви Кирилла XVI века в Кирилло-Белозерском монастыре//Кириллов: Краеведческий альманах. Вологда, 1997. Вып. 2, с. 157–168. 1465 Ильинский П. Переславский Никитский монастырь и его подвижник, преподобный Никита Столпник. Владимир, 1897, с. 10. 1468 Морозкина Е. Н. Архитектурный ансамбль Крыпецкого монастыря//Архитектурное наследство. М., 1963. 15, с. 66. 1469 Мельник А. Г. Ансамбль Соловецкого монастыря в XV–XVII веках: История, архитектура, оформление храмовых интерьеров. Ярославль, 2000, с. 147. 1472 См.: Преподобный Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Изд. подготовлено Г. М. Прохоровым, Е. Г. Володарским и Е. Э. Шевченко. СПб., 1994, с. 305 1473 ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2, с. 62. Добронравов В. Г. История Троицкого Данилова монастыря в г. Переславле-Залесском. Сергиев-Посад, 1908, с. 20, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

161 (Тареев – Тареев Михаил Михайлович (07.11.1867–04.06.1934) – профессор МДА. Родился в семье священника с. Козловские Выселки Михайловского уезда Рязанской губернии. Окончил Рязанскую ДС (1887), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1891); оставлен профессорским стипендиатом при Академии. С 14.10.1892 г. преподаватель гомилетики, литургики, практического богословия и французского языка в Псковской ДС. С 21.01.1899 г. преподаватель латинского языка в Рижской ДС. 18.02.1902 г. удостоен степени магистра богословия. Магистерское сочинение «Искушения Господа нашего Иисуса Христа: Комментарий на Мф. 4:1–11 ; Мр. 1:12–13 ; Лк. 4:1–13 » (М., 1900); удостоено премии митрополита Макария в 1902/03 учебном году. С 06.05.1902 г. экстраординарный профессор МДА по кафедре нравственного богословия. 26.08.1904 г. удостоен степени доктора богословия. Докторское сочинение «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа ( Флп. 2:5–11 ): Экзегет. и ист.-критич. исслед.» (М., 1901), «Жизнь и учение Христа. Ч. 1: Философия евангельской истории. Жизнь Иисуса Христа – Слава Божия» (Сергиев Посад, 1903). С 13.08.1905 г. ординарный профессор. С 03.03.1915 г. член Правления Академии; с 04.05.1917 г. редактор академического журнала «Богословский вестник». В мае–июне 1917 г. делегат от МДА в Комиссию по реформе высшей духовной школы. С 1919 г. преподавал педагогику в Военноэлектротехнической академии в Сергиевом Посаде; с 1923 г. – педагогику в педагогическом техникуме г. Сергиева. С 1927 г. проживал в Москве, занимался научными исследованиями. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 4259. Личное дело студента МДА М.М. Тареева ; Там же. Д. 5229. Личное дело преподавателя МДА М.М. Тареева; МДА в начале XX века. С. 92–93.) 162 (Зосимова пустынь – Смоленская Зосимова мужская пустынь, в бывшей Ульяновской пустоши, близ реки Молокчи (Владимирской и Суздальской епархии), приписанная в 1867 г. к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Основана, по преданию, схимонахом Зосимой в последней четверти XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Николаевич Лебедев (8.10.1876, село Астафьево Подольского у. Московской губ. - 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. В 1891 г. окончил Перервинское ДУ, в 1897 - Московскую ДС. В 1902 г. рукоположен во иерея. Служил в ц. с. Косякова Звенигородского у. Московской губ., затем - в ц. с. Абашкина Бронницкого у. Московской губ. Первому аресту подвергся когда служил в с. Косякове за то, что допустил сбор средств на ремонт церкви. Был оштрафован. Повторно арестован за отпевание покойника без документа о регистрации смерти и вновь оштрафован. В конце 30-х гг. Бронницкий горсовет составил справку для НКВД, в которой сообщалось, что А. «является попом, нигде не работает, живёт на нетрудовые доходы от религиозного культа, за что был лишён избирательных прав». А. был арестован в ночь с 25 на 26 января 1938 г. и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. 29 января состоялся единственный допрос, на котором А. не признал себя виновным в «антисоветской агитации». 11 февраля тройка НКВД приговорила А. к расстрелу. А. был казнён 17 февраля 1938 г. и погребён в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Имя А. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2001 г. Арх.: ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2095. Л. 9 об.; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19880. Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 48-51. Рубрики:

http://pravenc.ru/text/174600.html

118 Резолюция ректора Московского университета А. А. Мануйлова от 22 августа 1908 г. гласила: «Отказать за отсутствием свид о благонадёжности» (ЦИАМ. Ф. 418. Оп. 317. Д. 999. Л. 10). 119 Ср.: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " » ( 1Кор. 12, 7–9 ). 120 В 1906–1908 гг. против Свенцицкого было возбуждено 10 «литературных» дел по ст. 73 («богохуление и оскорбление святынь»), 74 («поношение православной Церкви и кощунство»), 128 («дерзостное неуважение к власти»), 129 («возбуждение к ниспровержению существующего в России общественного строя и ко вражде между отдельными классами населения») Уголовного уложения и ст. 281 Уложения о наказаниях. О том, что после амнистии политическим преступникам 1 марта 1913 г. все уголовные преследования были прекращены, он не знал. 121 В частности: К свету. 1908. 4. С. 17. Эрн писал 2 сентября 1908 г.: «Говорили больше всего о Соловьёве и о той биографии, которую Валентин думает написать. Он больше и больше погружается в эту работу, достаёт новые материалы, изучает старые, с любовью обдумывает план и подробности» (Нашедшие Град. М., 2017. С. 421). 122 Михаил (Семёнов; 1873–1916), еп. – окончил Казанскую духовную академию (1899), иеромонах (1900), магистр богословия (1902), архимандрит, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член «группы 32-х» (1905), выслан в Валаамский монастырь за проповедь «христианского социализма» (1906), перешёл в старообрядчество (1907), епископ Канадский (1908), член Московского и Петербургского религиозно-философских обществ, идеолог движения голгофского христианства. 123 Ср.: «К какой церкви принадлежал Вл. Соловьёв – к униатской, к католической или к православной? К Христовой!» (Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 3. Религия свободного человека (1909–1913). М., 2014. С. 589).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1861 Закончил Академию 1-м магистром и был распределен бакалавром МДС; назначен профессором по классам логики, психологии, патристики и латинского языка. С 1855 г. – протоиерей в Москве. 1862 Закончил Академию 20-м кандидатом. В Представлении о распределении не упомянут, что свидетельствует косвенным образом об избрании поприща приходского священника. Священники состояли не в Духовно-учебном ведомстве, а в Духовном ведомстве, а потому в настоящем Представлении о распределении о них не говорилось. 1867 Закончил Академию 21-м магистром и назначен преподавателем в Тверскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1871 Закончил Академию 3-м кандидатом и был назначен преподавателем в Могилевскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1873 Закончил Академию 3-м магистром, готовился к распределению к Рязанскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). Однако назначен был учителем среднего отделения в 3 класс Тульской ДС, где преподавал логику, психологию, патристику и латинский язык (Смирнов). С 1849 г. – профессор церковной истории Вифанской ДС. С 1852 г. – профессор Священного Писания и греческого языка МДС. С 1853 г. – священник, с 1855 г. – настоятель Никольской церкви в Толмачах. С 1860 г. – редактор журнала «Душеполезное чтение», в котором печатал в том числе работы бывших однокурсников, например, 4-го магистра Семена Вишнякова. В 1889 г. пострижен в монахи с именем Виссарион и хиротонисан во епископа Можайского, с 1891 г. – еп. Костромской и Галичский. 1874 Закончил Академию 17-м кандидатом и был назначен преподавателем в Новгородскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1875 Закончил Академию 22-м магистром. В Представлении о распределении не упомянут. Согласно сведениям, приведенным в кн.: Смирнов, назначен священником сперва в Вольмар, а затем в Венден (Лифляндия). После – кафедральный протоиерей в Костроме. Известен как духовный писатель. 1877 Закончил Академию 6-м кандидатом и был назначен преподавателем в Вологодскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

1898 Закончил Академию 19-м магистром и был назначен преподавателем в Новгородскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.) по кафедре чтения Священного Писания и герменевтики. В монашестве, которое принял в 1849 г., Григорий (Медиоланский). В 1850-х гг. – ректор Оренбургской ДС. В 1867 г. – епископ Выборгский, викарий С.-Петербургской митрополии, с 1868 г. – епископ Пензенский (Смирнов. С. 443). 1899 Закончил Академию 1-м кандидатом и был назначен преподавателем в Орловскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1901 Закончил Академию 12-м кандидатом и первоначально планировался к назначению преподавателем в Смоленскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). Однако в соответствии с личным прошением (см. л. 3 того же дела) в связи с тяжелым материальным положением семьи был выведен из Духовно-учебного ведомства и переведен в епархиальное управление по Вологодской епархии на священническое место. 1905 Закончил Академию 5-м кандидатом и назначен преподавателем в Черниговскую ДС (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 808. Л. 7 об.). 1906 Закончил Академию 19-м кандидатом и был передан в распоряжение экзарха Грузии для определения на учительское место в Тифлисское или Телавское ДУ. Назначен, по-видимому, в Телавское ДУ (см. след. примеч.). 1907 Закончил Академию 24-м кандидатом и был передан в распоряжение экзарха Грузии. Был направлен в Тифлисское ДУ, в котором в 1860-х гг. исполнял обязанности смотрителя (см.: Юницкий А., свящ. Тифлисское духовное училище и его история. Кутаиси, 1887. С. 18). 1914 Протоиерей Петр Делицын был магистром I курса МДА. Оставлен при МДА преподавать французский язык (1818). Впоследствии – бессменный профессор математики. С 1843 г. руководил изданием Творений Св. Отцов. Принятие его сына, П. П. Делицына, как своекоштного воспитанника дало шанс получить академическое образование «лишнему» абитуриенту. 1918 Тифлисская ДС входила в Киевский духовно-учебный округ, однако Синод в 1844 г. принял решение о зачислении в состав XVI курса МДА двух выпускников Тифлисской ДС. Переписку по этому поводу см. в рамках «Дела о направлении учащихся семинарий в состав XVI академического курса» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 677. Л. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010