Храм и цирк 14.01.2013 23:44:13 Сергей Львович Худиев На днях группа политических активистов пыталась провести “антипутинский молебен”. Широко известный в узких кругах Роман Доброхотов со своими друзьями пришел на площадь перед Храмом Христа Спасителя, чтобы, как он говорил, “по всем канонам” провести “молитву” за " за изгнание бесов из страны " . Эти слова говорят только о крайнем его невежестве в отношении церковных канонов - молитва в Церкви совершается “за”, а не “против”. Церковь не занимается черной магией, наведением сглаза и порчи. Церковь молится о “здравии, спасении и во всем благом поспешении”, а не о причинении вреда кому-либо. Если бы у оппозиции существовал лидер, теоретически способный занять президентский пост - молится за него было бы вполне возможно. А вот молиться “против” - довольно странно. Более того, святой Апостол Павел заповедует Церкви “совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. (1Тим.2:1-4)”. Когда Церковь возносит молитвы “за” (а не “против”) начальствующих, она просто и прямо следует слову Божию. Это - не что-то, что появилось позже, не “средневековое наслоение”, не “наследие синодального периода” - это непосредственно Апостольская заповедь. Православная Церковь не есть Церковь интеллигентская, или журналистская, или прогрессивно-общественная - Православная Церковь есть Церковь Апостольская, и именно Апостолам она и следует. Не желаете повиноваться Апостольскому слову? Дело ваше, но тогда не пытайтесь называть ваши действия “каноничными”. Более того, само слово “Христиане” означает, в библейском контексте (Деян. 11:26) именно “ученики Апостолов”. Оно не означает - и не может означать - людей, которые исполняют заповедь Апостола ровно наоборот. Апостол Павел пишет свое послание, находясь под властью языческой Римской Империи, которая вовсе не была безгрешной вообще и дружественной к христианам в особенности. “Цари и начальствующие” могли быть вопиюще грешными людьми или даже прямыми гонителями Христиан - но Церковь, отражая благость Божию ко всему творению, возносила молитву и за них. Эта молитва не означает - и не означала никогда - согласия со всеми действиям начальствующих. Священники и молящиеся миряне - не шаманы, обеспечивающие “своим” поддержку “тайных сил”. Молитва приносит страну, власти и воинства пред лицо Божие, прося, чтобы Он управил все, происходящее в нашей стране так, как это угодно Ему - а не самим по себе начальствующим и даже не нам, возносящим эти молитвы.

http://radonezh.ru/analytics/khram-i-tsi...

Епископ Львовский и Галицкий Филарет: Церковь не может участвовать в политических процессах Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. 1 декабря, 2013 Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. Епископ Львовский и Галицкий Филарет выступил с обращением в связи с политической ситуацией во Львове и всей Украине. Текст обращения опубликован на сайте  Львовской епархии : Возлюбленные братья и сестры! С особым сожалением и страхом наблюдаю за ситуацией, сложившейся в последние дни в нашем государстве! Святая Церковь, конечно, не может принимать участия в политических процессах, поскольку Она Богом установленный организм, соединяющий этот мир с миром небесным. Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. В то же время, Церковь — единственный источник истины, которая всегда была и останется неотступной от Евангельского учения. Святая Православная Церковь объединяет верующих с различными политическими убеждениями, на которые они имеют право, как полноценные граждане своей Родины. Но невозможно спокойно наблюдать за тем, как насилие и ненависть набирают колоссальные масштабы и начинают владеть чадами одной Церкви разных социальных и должностных статусов!Голос Церкви сегодня звучит словами Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:11). Нельзя допустить, чтобы сегодня граждане одного государства утонули в реках собственной крови через свои убеждения! Поэтому мы молимся Вседержителю, чтобы Он наполнил наши сердца любовью, как об этом говорит Господь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­любил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любо­вь между собою» ( Иоанн. 13:34-35 ).

http://pravmir.ru/episkop-lvovskij-i-gal...

Собраться в дом Божий значит — собраться в Церковь как в Его Тело, где Бог Господа нашего Иисуса Христа поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф 1:22–23). Господь, как в дом, собирает верных Ему, собирает в Самого Себя. Каждый верующий призывается Им, в Нём и в Него. Каждый, кто приготовит себя, как дом, очистив от забот века сего, чтобы стать для Него жилищем, чтобы Ему было, где главу приклонить, чтобы Он жил в каждом и каждый жил в Нём. Апостол Иоанн увидел святой город Иерусалим — скинию Бога с человеками — и свидетельствовал, что в городе, приготовленном как невеста Агнца, он не увидел храма: Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец (Откр 21:22). Церковь — собрание в дом Божий. Но в чём принципиальные особенности этого собрания, отличающие его от всех других собраний людей, собраний в “дом” человеческий? Где искать ответы? В Священном Писании? У Отцов Церкви? У духовника? В самом себе?.. 1. Если кто-то зашёл в храм, значит ли это, что он вошёл в Церковь? 2. Говорят: крещёному человеку, если он забыл надеть крестик, нельзя входить в храм. А если он не помнит о Христе — можно? 3. Когда мы, собирающиеся в Церковь, даже на мгновение забудем о Том, Кто призывает и собирает нас, собираемся ли мы в Церковь? Когда нам кажется, что мы “сами” собираемся, а не Господь собирает нас на Свою Трапезу в Своём Царствии? Сие творите в Мое воспоминание да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем… (Лк 22:19,30). 4. Может ли собираться в Церковь — “малое стадо” — тот, кто не слышит голоса Пастыря? Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин 10:27). 5. Собираемся ли мы в Церковь, не зная о том, что сама возможность собраться во Христе для нас есть спасительный дар Божий? Если нет благодарности к Призывающему нас как Свой народ под Свою благодать, в Своё тело? Так мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим 12:5), потому что мы члены тела Его (Еф 5:30). 6. Когда каждый из собравшихся в храме пришёл со “своим”, чтобы решить “свои проблемы”, а не все на одно и тоже — на Трапезу Господню, Божественную Евхаристию — Литургию, является ли это собрание Церковью?

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

Тяжел и невероятно сложен для человека путь преодоления греха и собственной гордыни. Но на нём нашим страстям, ошибкам и соблазнам противостоит Церковь, «дом Божий», «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), залог нашего спасения. Ведь «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5: 26, 27). Есть, однако, одно непременное условие: человек должен свободно прийти в Церковь для спасения души и по любви к Богу, а не в поисках какой-либо выгоды. Любой иной мотив не имеет ценности, гибелен для духовного состояния человека. Поэтому апостол Пётр и сказал бывшему волхву Симону, который хотел купить дар чудотворения: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги, сердце твое неправо перед Богом» (Деян. 8: 19-21). Из сказанного следуют два важных вывода. Первый: человек не должен иметь внешних стеснений для вхождения в Церковь, которая несёт слово Евангелия всем и каждому. И второй: Церковь внутри себя обязана оберегать свободу человека, не допуская её подавления или уничижения. Относительно первого условия едва ли нужно распространяться особо. Хотя Церковь и в условиях жесточайших гонений способна хранить Христову истину, а кровь мучеников лишь укрепляет её, но, очевидно, что это в иные эпохи привычное для неё состояние не позволяет вести нормальную, систематическую и полнокровную миссионерскую деятельность среди всех племён и народов. А ведь, по словам Христа, Евангелие должно быть проповедано по всей Вселенной, во свидетельство всем народам (Мк. 13: 10). Эти слова – не только пророчество о последних днях, но и наказ Спасителя Своей Церкви, что ей надлежит делать. Церковь по самой своей природе чужда насилию. Для неё одинаково неприемлем запрет на проповедь Евангелия и принуждение в делах веры. Как справедливо утверждал еще император св. Константин Великий (306-330), вынужденные насилием обращения в христианскую веру малоценны и непрочны ( Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника. СПб., 2006. С. 239, 240). И сколь актуально даже для наших дней звучат слова Миланского эдикта 313 г.: «Не следует стеснять свободу богопочитания, но, напротив, надо предоставлять уму и воле каждого заниматься Божественными предметами по собственному выбору» ( Евсевий Памфил. Церковная история. Книга 10, глава 5. М., 2001. С. 450, 451).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/sv...

Земная Церковь – воздвигнутый Господом мысленный дом для наших душ, который соединен с Церковью Небесной. 164. Что сказал Христос при создании Своей Церкви? – «И Я говорю тебе: ты Петр, и на семь камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Mф. XVI, 18 ). Древне-греческое слово «петра» значит – скала, «петрос» – камень. Господь назвал апостола Симона Ионина скалою веры, когда он исповедал, что Иисус есть Сын Божий. Таким образом основа Церкви есть вера в истину Боговоплощения . В состав Церкви входят не иные, но именно так верующие. 165. Тогда, что значит веровать в Церковь ? Мы веруем в Церковь подобно тому, как веруем в Божий Промысел, устрояющий наше спасение. Веруем в Церковь потому, что: 1) Главою Церкви является Сам Христос; 2) действием Святого Духа Церковь преисполнена Христовой благодати; 3) члены Церкви получают от Нея освящение Таинствами и в Ней утверждаются в истинной вере, что ведет их ко спасению. Со времен апостольских христиане знали, что уверовать во Христа значить присоединиться к Церкви. Так и апостол Павел поступил в Дамаске после своего обращения от иудейства к вере Христовой. ( Дeяh. IX, 18 ). 166. Что мы находим в Священном Писании о Главе Церкви, о воздействии на Церковь Святого Духа и о спасительности пребывания в лоне Церкви для христианина? " Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Puм. XIV, 9 ). ». . И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всею, главою Церкви» ( Eф. I, 22 ). " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению« ( 2Фec. II, 13 ). 167. Чем Церковь отлична от всех других обществ в том, что касается ея членов? Отлична тем, что умершие продолжают быть членами Церкви в невидимом мире, чего не может быть в мирских сообществах. Умерший отходит душею от своего тела, но не от Церкви, которая распространяется и на небесный мир. Часть видимая, как и небесная, суть два крыла единой Церкви, составляя единый нераздельный организм, живущий одним Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такая точка зрения позволяла мне считать всякого христианина церковью-в-себе . Как же это удобно, особенно если возникают доктринальные или личностные проблемы! Но это воззрение не согласовывалось с реальностью того, как понимали Церковь в апостольские времена. Новый Завет повествует о действительно существовавших церковных общинах, не об эфирных. В силах ли я был признать теперь, что Бог говорил от Своего Имени не только посредством Библии, но также и через Свою Церковь — ту самую Церковь, которая произвела, защитила и сохранила в подлинности Писание, столь для меня дорогое? Церковь Нового Завета С точки зрения первых христиан, Бог произносил Свое Слово не только обращаясь к Своему Телу, к Церкви, но и ее посредством. Именно внутри Его Тела, Церкви, было удостоверено и утверждено Слово. Без сомнения, первые христиане рассматривали Писание как действенное откровение Бога о Себе, адресованное миру. В то же время, Церковь они понимали как обитель Бога: « быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [ камнем]» (Еф 2, 20). У Бога есть Его Слово, но также и Его Тело. Новый Завет гласит: 1) « И вы — тело Христово, а порознь — члены » (1 Кор 12, 27, ср. Рим 12, 5); 2) « И Он есть глава тела Церкви » (Кол 1, 18); 3) « и Он [Отец] все покорил под ноги Его [Сына], и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем » (Еф 1, 22–23). В ранние времена не было того фундаментального разделения между Библией и Церковью, какое мы столь часто наблюдаем сегодня. Тело не может изъяснить Себя без Слова, но и Слово без Тела не имеет основания. Как пишет Павел, Тело есть « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины » (1 Тим 3, 15). Церковь — Тело Живое воплощенного Господа. Апостол не говорит, что Новый Завет столп и утверждение истины. Церковь — столп и основание истины, поскольку Новый Завет был создан ее жизнью в Боге. Кратко говоря, она его написала! Она — неотъемлемая часть евангельской вести, и именно в церковной ограде Новый Завет был написан и сохранен. Слово Божие в устной традиции

http://pravmir.ru/dzhejms-bernstajn-iz-i...

ВО-ВТОРЫХ: Как луна весь свой свет берет от солнца, так и Церковь весь свет веры и святыни принимает от Христа. В-ТРЕТЬИХ: Как луна подлежит изменениям, так и Церковь : ибо иногда в мире, иногда же в гонении бывает – однако никогда не оскудевает. Удивляюсь же противникам, как они только это одно подобие луне употребляют на уничижение Церкви, минуя столь многие титулы, служащие ее похвале: ибо Церковь Христова аллегорически называется в Святом Писании не только Луной, но и Солнцем, и Вертоградом Заключенным, и Источником Запечатленным, Раем, Столпом, Голубицей Красной, Градом Божиим, Ковчегом Ноевым, Землей живых. Женой, в солнце облаченной, Царицей в ризах позлащенных и т. д. Минуя все эти хвалебные титулы, досаждают ей луной. Но не удивительно: изверги они Церкви Христовой, а не ее сыны. Из этого длительного доказательства следует, что истинная Церковь Христова не оскудевает и не может оскудеть, и она всегда одна и та же, от Христовых и Апостольских времен и доныне. Так что напрасно и ложно противники называют себя обновителями «падшей» Церкви Христовой. Напрасно и ложно их обновление, напрасна и ложна их догматика, которая учит отвергать святые иконы, не призывать святых и т. д. 7). Истинная Церковь Христова есть Невеста Христова, о которой Господь сказал Пророку Осии в главе 2: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости, и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2, 19–20 ). И Апостол Павел в Послании к Ефесянам, в главе 5, говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25). И ниже: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28–29). И ниже: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 31–32). Он также обращается к Коринфской Церкви он: обручил вас Единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11, 2 ). Из этих слов следует, что истинная Церковь Христова есть Невеста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Именно эти четыре свойства определяют сущность Церкви, отличают истинную Церковь как от всех прочих человеческих сообществ, так и от неправославных церквей. В богословской литературе можно встретить упоминания и о других свойствах Церкви, но они, даже если действительно принадлежат Церкви, являются производными от этих четырех. Например, непогрешимость Церкви – следствие святости и соборности. 3.1. Единство Церкви Господь Иисус Христос создал одну Церковь : ...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. В притчах Спасителя, которые относятся к Церкви, всегда подчеркивается ее единство: единое стадо ( Ин.10:16 ); единая виноградная лоза ( Ин.15:1–7 ). Именно о единстве верующих молился Господь в Своей Первосвященнической молитве: да будут все едино ( Ин.17:21 ). Ап. Павел также говорит о Церкви в единственном числе: ...мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ); Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... ( 1Кор.12:13 ); Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Однако единство Церкви есть нечто большее, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Церковь не есть механическое, внешнее объединение разнородных элементов, но единое живое целое, Тело Христово, члены которого находятся во внутреннем согласии и гармонии. Таким образом, единство есть не столько количественная, сколько качественная характеристика Церкви. Глубочайшим основанием внутреннего единства Церкви является единство ее Главы – Господа Иисуса Христа – и единство Духа Святого, выступающего в христологическом аспекте бытия Церкви как связующая сила ее единства. Единство как качественная характеристика Церкви отлично от всех иных видов объединения людей. Церковь не есть просто общество единомышленников, не есть некая «идеальная» организация. X. Яннарас говорит, что единство Церкви «означает в церковном понимании вовсе не «сплоченность», «согласие» и «единодушие» отдельных людей как элементов общей структуры, но изменение образа бытия, преображение индивидуального выживания в общение любви, в жизнь вечную» 1189 . Таким образом, единство Церкви имеет совершенно особое основание, отличающее Церковь от всех других человеческих обществ. Таким основанием является изменение образа бытия человеческой природы. Это единство есть единство по образу бытия Лиц Пресвятой Троицы. Господь в Первосвященнической молитве говорит: ...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе... ( Ин.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

270. Обязательна ли для спасения принадлежность к Кафолической Церкви? Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире. Поскольку Господь Иисус Христос, по изречению апостола Павла, есть «глава Церкви, и Он же спаситель тела» ( Еф. 5:23 ) то, чтобы быть спасённым, необходимо быть частью Его тела, то есть членом Кафолической Церкви. Апостол Петр пишет, что Крещение спасает нас по образу Ноева ковчега . Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в Ноевом ковчеге: так все, получающие вечное спасение, получают его только в Кафолической Церкви. 271. Почему наша Церковь именуется «восточной»? В насажденном на востоке рае, была основана первая Церковь безгрешных прародителей; там же после грехопадения положено новое основание Церкви спасаемых в обетовании (обещании) о Спасителе. На востоке, в земле иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело нашего спасения, положил начало Своей, христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной. По сей день православная кафолическая вселенская вера, семью Вселенскими Соборами утверждённая, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних восточных и в единомысленных с ними Церквах, каковой является благодатью Божией и Всероссийская Церковь . 272. Почему наша Церковь именуется «Апостольской»? Церковь называется Апостольской , потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. В этом же смысле Церковь называется также Православной , или Правоверующей . «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:19–20 ). 273. Символ веры , когда называет Церковь Апостольской, наставляет твёрдо держаться учения и преданий апостольских и избегать учения и учителей, основывающихся не на учении апостолов. Апостол Павел говорит: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

2.Но видна Единость Бога в этой молитве. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1Кор. 12: 4-6). И прощает Тот же Бог, и исцеляет, и обоживает, и даёт Себя именовать Отцом... И видны немощи людей в этой молитве. И в Церкви есть всегда те, кто нуждается в этом. И это — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. 3.Где же спасение согласно молитве Господней? Где грань причастности спасению? Сам Господь говорит прямо: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Итак, двери спасения — начинаются и открываются с прощения... Бог может искушаемых научить и укрепить даже вне Церкви, может изгнать бесов из одержимых, если те сочетаются Христу, отрекаясь диавола (как в чине Крещения), но двери открытые для спасения начинаются с прощения... 4.Да, можно одним лишь упоминанием о Боге устрашать бесов и укреплять искушаемых, даже будучи вне Церкви (ведь Один и Тот же устрашает бесов и укрепляет немощных призывающей благодатью)... Но только прощение открывает врата Царства... " Думаю, Евхаристия и иные Таинства являются свидетельством Церкви, но Сама Церковь как Невеста Христова первичнее их. Ведь если бы даже люди не согрешили, то по мнению св. Максима Исповедника, Сын Божий все же стал бы Сыном Человеческим, чтобы сыны и дочери человеческие стали детьми Божьими ( " нас ради и нашего спасения " в Символе веры ) ,  (и, значит, Церковь была бы Телом Его и без Исповеди или Елеоосвящения). Таинства являют, показывают главное -- Саму Церковь, но не наоборот: не Церковь -- там, где Таинства, но Таинства -- там, где Церковь. Таинства для Церкви, а не Церковь для Таинств. Таинства из-за Церкви и Доомостроительства Божьего, а не последнее ради них. И по слову Господа: " Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем " (Матф. 23) . Итак, Церковь первичнее Таинств. " Христос -- Глава Церкви " . Недаром молятся на эпиклезе: " и показати сей хлеб Пречистым Телом... и сие вино -- Пресвятой Кровью Христа и Господа " . А главное -- причастников соделать причастниками Духа Святого... Посему некоторые Отцы крестились уже в зрелом возрасте, будучи людьми воцерковленными... И оглашение ведь тоже церковное, хотя предшествует даже Крещению, и тем более Евхаристии...

http://bogoslov.ru/article/637866

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010