Итак, говорит здесь Церковь , что виноградник был у Соломона. Соломон – миротворец, это имя Христа Самого. был в Ваал-Гамоне, и он отдал этот виноградник сторожам. Кто эти сторожа? Это апостолы и их преемники. «Каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников», то есть каждый был должен приносить плоды, полноту серебра духовного. «А мой виноградник при мне», – Господь говорит, что, хотя я и отдал виноградник сторожам, но, тем не менее, Я Сам его не покинул, до сих пор продолжаю его охранять. Церковь предана наследникам апостолов – епископам, но при этом Господь не ушел из Церкви, он сам следит за своей Церковью , сам управляет ею. Это и видно, потому что бывали случаи, когда Бог сам вмешивался лично в жизнь Церкви. Это бывало очень часто, когда Господь спасал Церковь не через епископов, а через других людей. Но никогда Господь не разрушает начальной иерархии, Он сам продолжает охранять свой виноградник, Он не полагается просто на людей, Он до сих пор хранит Свою Церковь. «Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его». То есть, цель – когда приносят плоды епископы, они зарабатывают себе награду, и апостолы, хотя, конечно же, они должны служить Богу. И дальше обращается к Невесте: «Жительница садов! [райских садов] товарищи внимают голосу твоему...» – твои небесные товарищи, ангелы, внимают голосу твоему, потому что через Церковь ангелы узнали о Боге то, что они не знали никогда раньше. Церковь является учительницей в том числе и ангелов. «…дай и мне послушать его». – Дай и мне послушать голос Бога, – обращается автор этой книги, Соломон, да и мы тоже обратимся к этому: «Дай и мне, Церковь , услышать голос Бога, дай мне услышать голос возлюбленного, который любит тебя и который влечет нас к Себе». А Церковь что отвечает? Она говорит: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!» ( Песн.8, 14 ). На горах ароматных. Итак, Церковь говорит: «Беги, возлюбленный мой, стремись всегда, влеки нас за собою, беги сюда». Эти слова очень похожи на слова, которыми оканчивается Библия . Помните слова, которыми оканчивается Библия? – «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр. 22, 20 ). Иди, Господи Иисусе, к нам, влеки нас, будь подобен серне быстроногой или оленю, который уничтожает змей духовных на горах ароматных, на горах бальзамических. И дай нам бежать за Тобой всегда. Влеки нас от радости к радости, и пусть этот бег никогда не закончится. Пусть мы вечно бежим за Тобою, и пусть этот бег никогда не прекратится в Твоем Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В свете такого понимания Церкви становятся понятными вес ее основные свойства. Святость – непогрешимость. Церковь свята не святостью людей в нее входящих, хотя бы и праведников, но святостью своей Главы (мс метафорической или образной, по действительной) Христа, с Которым они составляют один организм. Христос чужд греху. Божество не может иметь в Себе греха, следовательно Церковь , как организм богочеловеческий, соучаствующий в жизни Божественной, не может иметь в себе греха, как пишет об этом ап. Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее, чтобы представить Ее Себе славною Церковью , не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, по дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Святость же людей, входящих в Церковь , нужна для них, потому что только святостью люди могут войти в Церковь , в которой не может быть ничего нечистого, ибо она – одно тело со Христом. Всяким грехом человек отпадает от Церкви! Покаянием же восстанавливается в ней, пока после смерти не сделается он или совершенно причастным Церкви, не отпадающим от нее, наследником Царства Божия, которое ли есть Церковь ; или совершенно чуждым ей сыном погибели. Без святости не может быть причастности к Церкви. Не об исключениях, но о всех христианах говорит ап. Петр: «По примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: Будьте святы, ибо Я свят»( 1Пет.1:15 ). Всех нас призывает Господь: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен». И ап. Павел разъясняет: «Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Бога, плод ваш есть святость, а конец (как следствие) жизнь вечная, то есть жизнь в Церкви»( Рим.6:22 ). Если мы согрешаем, ты тотчас же можем и встать через покаяние, снова согрешив, снова каяться, хотя бы седмижды семь раз в день, не уставая, не ослабляясь в покаянии, потому что оно есть дверь в Церковь . «Примири и соедини его святой Твоей Церкви», – говорит священник в молитве на Таинстве покаяния, разрешая отъединившегося грехами, но покаянием возвращающегося в Церковь грешника. Не грешить – свойство ангелов; грешить и каяться – свойство человеческое: грешить и не каяться свойство бесовское – учат нас св. отцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

10. Церковь есть святая и соборная Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Ин.17:17,19 . Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Еф.5:25 –27. Извергните развращенного из среды вас. 1Кор.5:13 . Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». 2Тим.2:19 . Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Кол.3:11 . Верующие благословляются с верным Авраамом. Гал.3:9 . Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Мф.16:18 . В ночь Своих страданий Господь Иисус Христос так молился к Богу Отцу об учениках Своих и в лице их обо всех верующих: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною». Но все верующие в Иисуса Христа образуют собою Церковь . Посему в этих словах Спасителя дается ясное указание на новое свойство Церкви, именно на ее святость. Как тьма несоединима со светом, так святость несоединима с грехом. Святость предполагает совершенное отсутствие греха. Значит, Церковь не имеет в себе ничего греховного, никакой скверны или порока. Истину эту мы и выражаем в девятом члене символа, называя Церковь святою. Спрашивается теперь, почему Церковь свята? До пришествия в мир Спасителя все люди были подвержены греховному рабству; кроме грехов личных первородный грех тяготел над всеми ими, и не было никого, кто мог бы избавить их от греха. Только Один Сын Божий мог избавить нас от рабства греху, сделать чистыми и святыми. И когда пришло время, Он, по беспредельной любви к нам, воплотился нас ради человек и нашего ради спасения, взял, по слову пророка, наши немощи и понес наши болезни. Дело искупления нас от грехов Господь совершал в продолжение всей Своей жизни, но окончательно совершил его через Свои крестные страдания и смерть. С креста Он Сам указал на совершение этого дела, когда изрек: «Свершилось». С этого времени Христос стал краеугольным камнем и главою Церкви, о которой некогда предрекал Петру: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». С этого времени Он приобрел право подавать всем верующим в Него благодать делаться чистыми от грехов, святыми. Вот почему несомненно, что святость Церкви происходит прежде всего оттого, что Церковь освящена Иисусом Христом через страдания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но вера в Церковь возлагает также на нас и важные обязанности. Мы должны именно быть всегда и беспрекословно послушными Церкви, не должны нарушать ее заповеди и установления, но должны чтить таковые. Члены каждого тела не могут подчиняться иным законам, кроме тех, которые действуют во всем теле, иначе они станут мертвыми членами и отпадут от тела. Так же точно и мы не должны подчиняться иным установлениям, кроме тех, которые действуют в Церкви. Господь говорил ученикам Своим: «Слушающий вас – Меня слушает, и отвергающийся вас – Меня отвергается». То же нужно сказать о важности Церкви Христовой. Кто слушает ее, тот слушает Самого Господа, и кто отвергается ее и не повинуется ей, тот отвергается от Самого Господа. Поэтому будем всегда послушны всем заповедям и уставам святой православной Церкви, помня строгий суд Господа на всех непокорных Церкви Его: «если и Церкви не послушает (кто), то да будет он тебе, как язычник и мытарь». На эту важную обязанность нашу указывает катехизис, когда на вопрос: «что значит веровать в Церковь ?», отвечает: «веровать в Церковь – значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову, и повиноваться ее учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной Главы ее, Господа Иисуса Христа». Что есть Церковь ? Как можно веровать в Церковь, когда вера есть уверенность в невидимом? Как можно доказать, что Церковь , будучи видимой, есть в то же время и невидима? Как можно доказать, что в ней пребывает всегда благодать Божия? Какое утешение доставляет нам вера в Церковь? Какую обязанность возлагает на нас эта вера? 8. Церковь есть едина Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. Ин.17:21 . Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех. Еф.4:4 –6. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 1Кор.3:11 . Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны… стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф.4:1 –3.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Церковь Христова разделяется на Понятие о Церкви земной Христианская Церковь (земная) есть общество истинно верующих в Господа Иисуса Христа, с Ним, как Главою, соединенное, Им управляемое и Им Самим основанное с тем, чтобы через учение веры, таинства, иерархическое руководство, посредством невидимого действия Святого Духа, от Бога Отца ниспосланного, привести всех людей ко спасению и воссоединению с Богом. 23 Церковь есть хранительница учения Христова Церковь Христова богопреданное, истинное учение хранит неизменно, в целости, чистоте, как было передано ей вначале Божественным ее Основателем. « Церковь Бога Живого столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ). «Дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Непреложным ручательством хранения истины Церковью служит то, что она имеет Духа Святого. Этот Дух истины всегда обитает в Церкви и составляет в ней жизненное начало: «...и Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:16, 26 ). «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ). «Не должно», – пишет святой Ириней Лионский , – «искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий, желающий берет из нее питие жизни. Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учителя) суть воры и разбойники. Посему должно избегать последних, но с величайшим тщанием избирать то, что относится к Церкви, и принимать предание истины». 24 Церковь Христова имеет внешнюю сторону Церковь Христова, являясь с внутренней стороны невидимой (так как невидимо в ней живет и действует по благоволению Бога Отца Глава ее – Иисус Христос, и Святой Дух, освящающий верующих и содействующий их спасение) с внешней стороны есть видимое общество людей. Видимой она была с самого начала: члены ее по своей духовно-телесной природе были видимы и не были рассеяны отдельно друг от друга по разным местам, а были соединены вместе ( Деян.1:5, 2:1 и др.), являлись совершенно отдельным видимым обществом среди иудеев и язычников ( Деян.2:41–47 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

25. Как воспевал прежде Псалмопевец: «В собраниях благословите Бога Господа, вы – от семени Израилева» ( Пс. 67:27 ). Но после того, как иудеи за злоумышление против Спасителя отринуты от благодати, Спаситель создал из язычников вторую, нашу христианскую, святую Церковь , о которой сказал Петру: «И на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16; 18 ). Пророчествуя же о сих обеих Церквах, Давид ясно сказал, и как о первой, отверженной: «Возненавидел я сборище злонамеренных» ( Пс. 25:5 ), так и о второй, созидаемой, в том же псалме говорит: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего» (8); и вскоре за этим: «В собраниях благословлю Господа» (12), ибо как скоро отвержена единая в Иудее Церковь , в целой уже вселенной множатся церкви Христовы, о которых говорится в псалмах: «Пойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых» ( Пс. 149:1 ). А согласно с этим и Пророк сказал иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Вседержитель» ( Мал. 1:10 ); и вскоре после сего: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (11). О сей святой соборной Церкви пишет к Тимофею Павел: «чтобы, зная, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). 26. Поскольку же именование церковь (собрание) употребляется различно, как то и о народном множестве на Ефесском зрелище написано: «Сказав это, он распустил собрание» ( Деян. 19:40 ); и сборища еретиков маркионитов, манихеев и других можно в собственном и подлинном смысле назвать всякому церковью лукавствующих, то поэтому самому исповедание веры осторожно преподает нам ныне: ВО ЕДИНУ, СВЯТУЮ, СОБОРНУЮ ЦЕРКОВЬ , чтобы ты убегал скверных еретических сборищ, пребывал же всегда в святой соборной Церкви, в которой ты и возрожден. И когда приходишь в какой город, не просто спрашивай: где дом Господень? Ибо и нечестивые еретики осмеливаются называть домами Господними вертепы свои, и не просто также: где Церковь ?,– но: где Церковь соборная? Ибо это есть отличительное имя сей святой, общей всем нам матери, которая есть невеста Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, ибо написано: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ); имеет же образ и подобие вышнего Иерусалима, «который свободен: он – матерь всем нам» ( Гал. 4:26 ). Она прежде была неплодна, а ныне многочадна.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Это было объединение не отдельных частей, а это было единство одной и той же Церкви. Множественность создавала единство, и единство находило свое выражение в множественности. Каждая местная церковь объединяла в самой себе все местные церкви, так как каждая местная церковь имела всю полноту Церкви, и все местные церкви были объединены, так как все они вместе были той же Церковью Божьей во Христе, которая выявлялась в каждой из них. Когда церковным сознанием овладела идея универсальной церкви, которая была отождествлена с кафолической церковью, то первоначальное понятие единства и полноты Церкви оказалось наиболее трудно усвояемым. Если для эмпирического сознания такого рода понятие единства представляется в виде парадокса, то этот парадокс не относится к Церкви, а к нашему сознанию. В эмпирической действительности единство и полнота Церкви не может быть выражено иначе. Сама Церковь является сверхэмпирическим понятием, к которой не приложимы категории нашего человеческого сознания Всякая попытка осознать Церковь эмпирически неизбежно приводит к искажению учения о Церкви. Эмпирическое понимание единства и полноты Церкви приводить к эмпирическому пониманию самой Церкви, которая становится эмпирическим понятием, в ее земном аспекте, а это в свою очередь приводит к разрыву Церкви Божьей во Христе на церковь земную и небесную. Эмпирическим выражением единства множественности местных церквей является их любовное согласие. Любовь есть основной и единственный принцип жизни Церкви. Она вытекает из самого существа Церкви, а не является неким законом, определяющим взаимоотношения членов Церкви друга . к другу. Бог есть любовь, а потому и Церковь есть любовь «во Христе». Это есть Любовь Бога к Своей Церкви, и любовь Христа к Своему телу и к самому Себе. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5, 25 ). «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как Господь Церковь» ( Еф. 5, 29 ). Наконец, это есть любовь членов Церкви к телу Христову, в котором они состоят, и к самому Христу в ответ на Его любовь к ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Вот что говорится о гонениях перед концом мира в Слове Божием. Господь на горе Елеонской о грядущей судьбе мира и христианства сказал Своим ученикам: «…восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24: 7–9). А евангелист Лука приводит следующие слова Спасителя: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят» (Лк. 21: 16). Но гонения, естественно, сделают невозможным внешний монастырь и поставят Церковь в условия первоначального христианства. Но это будет Церковь, прошедшая весь свой славный земной путь, в ней будут все духовные сокровища, которые приобрела она. Она будет «монастырем в миру», как была Церковь Апостольская, не потому, что откажется от всего, что обретено ею за две тысячи лет благодатным действием Святого Духа, а по своему духовному состоянию и по своему отношению к миру. Отдельные люди будут по-прежнему принимать монашество, давая обет безбрачия и тем как бы устанавливая духовное родство с великим прошлым монашеской жизни, но и эти, принявшие постриг, и не принявшие его, а вступившие в брак, – все будут жить уже не в прежних монастырях, а в миру, как жила первоначальная Церковь. Святой Иоанн Златоуст указал одно из главных духовных оснований для этого грядущего монастыря. В слове «О сокрушении» он говорит: «Мы должны искать пустынножительства не только в каких-либо местах, но и в самом произволении и прежде всего другого – душу свою ввести в самую необитаемую пустыню». Вот эта внутренняя пустыня и будет основанием монастыря в миру. Не монахи, а все верующие будут уходить в эту пустыню. Не монахи, а все верующие встанут на путь послушания и духовной жизни. Вновь, как в апостольский век, Церковь внутренне оградит от мира себя и противопоставит себя ему. Встанут невидимые стены, которые прочнее, чем каменные, и оградят святую Церковь от мира, лежащего во зле. Эти стены воздвигнет молитва, пост, послушание, бесстрастие, подвиг. Вновь все верующие, как в древней Церкви, станут делателями молитвы Иисусовой. Вновь вернуться они к постоянному причащению Святых Тайн. Вновь, как некогда в Иерусалиме, будут «единодушно пребывать вместе» и будут чувствовать себя в миру, как в безводной и выжженной пустыне. И новые подвижники превзойдут древних. И Церковь преисполнится, как и Церковь золотого века, благодатными дарами Святого Духа. Эта полнота благодати в древней Церкви была потому, что живы были люди, которые сами лицезрели Господа, и все было как бы освящено недавним Его присутствием среди людей. Церковь грядущая будет исполнена полнотой этой благодати потому, что будет полна предчувствием второго славного пришествия Его и будет освящаться близостью Христа Грядущего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Евгений Матвеев 03 мая 2010г. 17:11 по-моему, про Шмемана автор вспоминает, там где пишет про дух триумфализма и эсхатон, которого на самом деле много в работах о.А., хотя я не считаю это большим заблуждением, наверняка он просто недостаточно критически осмыслял свое по-настоящему светлое восприятие Евхаристии. Евгений Матвеев 03 мая 2010г. 17:12 это помимо того, что последний абзац должен стоять после сноски на самом деле. Александр Жабенко 05 мая 2010г. 17:51 Цитирую: Вопрос о спасении и Церкви 1. " Христос говорит: " Кто ест Мое тело и пьет Мою кровь, тот во Мне пребывает, и Я -- в нем... Кто не будет есть Мое тело и пить Мою кровь, тот не будет иметь жизни, которая бы в нем пребывала (последняя фраза является прямым логическим выводом из всех других) " . Здесь, думаю, Христос говорит о причастности Телу Своему -- Церкви. Итак, кто не принадлежит Церкви видимо, тот не будет иметь жизни, которая бы в нем пребывала постоянно. Таковой подобен тростнику, который качается ветром в разные стороны, он может познавать Бога, но может и забывать о Нем и не знать Его... Спасение таковых -- в руке Божьей, но оно неведомо нам. Церковь же имеет надежду и молится. " 2. " Думаю, Евхаристия и иные Таинства являются свидетельством Церкви, но Сама Церковь как Невеста Христова первичнее их. Ведь если бы даже люди не согрешили, то по мнению св. Максима Исповедника, Сын Божий все же стал бы Сыном Человеческим, чтобы сыны и дочери человеческие стали детьми Божьими ( " нас ради и нашего спасения " в Символе веры), (и, значит, Церковь была бы Телом Его и без Исповеди или Елеоосвящения). Таинства являют, показывают главное -- Саму Церковь, но не наоборот: не Церковь -- там, где Таинства, но Таинства -- там, где Церковь. Таинства для Церкви, а не Церковь для Таинств. Таинства из-за Церкви и Доомостроительства Божьего, а не последнее ради них. И по слову Господа: " Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем " (Матф. 23). Итак, Церковь первичнее Таинств. " Христос -- Глава Церкви " . Недаром молятся на эпиклезе: " и показати сей хлеб Пречистым Телом... и сие вино -- Пресвятой Кровью Христа и Господа " . А главное -- причастников соделать причастниками Духа Святого... Посему некоторые Отцы крестились уже в зрелом возрасте, будучи людьми воцерковленными... И оглашение ведь тоже церковное, хотя предшествует даже Крещению, и тем более Евхаристии... "

http://bogoslov.ru/article/637866

Ее сила и благодать раскрываются в жизни Церкви земной. Земная Церковь возникает и существует потому, что Церковь существует и пребывает в плане божественном, надчеловеческом. В пределе, в метаистории, оба они так же едины и неделимы, как и в основании. Церковь есть горний Иерусалим, имеющий сойти на землю. Небесная Церковь призывает к себе земную, как жених зовет невесту, а земная Церковь, как жена, ждет схождения возлюбленного своего Небесного Агнца, Который устроит брак их навеки. Но до скончания мира, пока идет процесс мировой истории и земная Церковь находится в становлении, в приготовлении к встрече Небесного Жениха, Христос не оставляет ее Своим попечением. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ), искупил ее, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:27 ), «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф. 5:29 ). Церковь есть предмет таинственной и дивной любви Божественной. Но первенствующая ипостась Церкви, ее личное средоточие есть Пречистая Дева Мария. И любовь Христа к Церкви раскрывается прежде всего как Божественная любовь к Невесте Неневестной, Пресвятой Богородице. Этим устанавливается связь между экклезиологией и мариологией. «Полнота богообщения... открывается для Церкви в образе Богоматери, ибо Пресвятая и Пречистая Дева – Матерь Божия, принадлежа по своей природе нашему миру и человечеству, в Успении своем является прославленным Христовым человечеством и есть поэтому сердце Церкви – ее личное воплощение и явление. Почитание Богоматери является поэтому необходимым постулатом не только правильного учения о Богочеловеке-Христе, но и о Его теле – Церкви. Экклезиология невозможна без мариологии» 437 . Дева Мария есть личное воплощение полноты и совершенства Церкви и в этом отношении Она превыше не только всего человеческого рода, но и ангельского чина. Как Матерь всего человеческого рода, Она непрестанно молится и ходатайствует за весь мир, и ничто в Церкви не происходит без Ее участия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010