Воскресение Иисуса Христа из мертвых есть самый существенный догмат в системе христианского вероучения. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша ( 1Кор.15:14 ). Этими словами апостол прямо выражает мысль, что воскресение Иисуса Христа составляет основание и силу всей христианской веры. И действительно, все христианское учение не есть ли именно учение о том, что человечество страданиями и смертию Христа – Спасителя примирилось с Богом, а воскресением обновилось и вступило в новую благодатную жизнь! Такое важное значение воскресения Иисуса Христа для христианства признают и сами враги его, и вот почему вопрос о воскресении Христа в настоящее время сделался центром нападений и возражений со стороны противников истины. «Здесь мы стоим в решительном пункте – говорит один из сильных врагов христианства, приступая к исследованию вопроса о воскресении Иисуса Христа, – так что мы должны или отказаться от всех своих воззрений, или отвергнуть факт воскресения и веру в него объяснить естественным образом». 1 В виду такого значения воскресения Иисуса Христа для христианства и таких нападений врагов на этот догмат в настоящее время, обстоятельное исследование вопроса о воскресении Иисуса Христа является существенно необходимым. Правда, христианская церковь содержит этот догмат твердо и неизменно; самое существование христианства и церкви служит яснейшим доказательством твердости и неизменности содержимого ею учения, и церковь имеет обетование, что врата адовы не одолеют ее; – это не ослабляет потребности исследования поставленного вопроса, но указывает лишь те стороны, которые подлежат исследованию современной богословской науки. Рассмотреть те основания, которые выставляют враги истины, и раскрыть силу доказательства содержимого церковью учения – вот те пункты, на которые должно быть обращено внимание. Чрез это христианский догмат будет огражден от своевольных перетолкований и ложных нареканий врагов, и яснее раскроется самое его содержание и значение. Итак, не решать вопрос о воскресении Иисуса Христа, как бы еще недознанный, хотим мы, а отвечать тем, которые не хотят, якобы на законных основаниях, принимать содержимого церковью решения. Не обращать внимания на эти отрицания, возражения и перетолкования значило бы оставлять в руках врагов оружие, хотя бессильное по отношению к церкви, но могущее поразить неопытных, неискусных в вере. Христианин должен давать ответ вопрошающему его о вере, его вера должна быть сознательною и разумною и должна с каждым моментом становиться тверже и выше по развитию. Этого достаточно, чтобы видеть необходимость исследования указанных сторон поставленного вопроса. Как же выполнить поставленную задачу?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Содержание Пророчества, касательно разных обстоятельств жизни Мессии Чудеса Иисуса Христа – Мессии Пророчества Христовы Воскресение Иисуса Христа из мертвых Доказательства из новозаветного Священного Писания о Божеском естестве Иисуса Христа Искупителя Доказательства Божеского естества в Иисусе Христе из св. Предания     Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго. ( Мф. 16:13–16 ). Из представленного сего Евангельского текста видно, что и современники Иисуса Христа почитали Его неодинаково. Одни почитали Его за пророка – за человека, а Апостолы исповедовали Его Сыном Божиим, Богочеловеком. Из современных людей многие почитают Иисуса Христа за гениальнейшего человека, а Православная наша св. Церковь , как Апостол Петр, исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим, Богочеловеком. В этом случае, в точности сбылось предсказание св. Симеоном Богоприимцем Пресвятой Деве Марии, что Иисус Христос будет в предмет пререканий ( Лк. 2:34 ). Но истина находится или в Церкви, исповедующей Иисуса Христа Сыном Божиим, или же на стороне тех людей, которые почитают Иисуса Христа только за человека. Эти оба учения истиной быть не могут, и, также, ложью оба быть не могут, но из ложности одного учения должна вытекать истина другого, противоположного учения. Но утверждать или отрицать истину или ложность об Иисусе Христе этих противоположных учений, без достаточного основания невозможно человеку в здравом уме. Посему, с помощью Христа, мы и постараемся отыскать в сих противоположных учениях о Христе, где истина и где ложь. История неопровержимо доказывает нам верование Еврейского народа в бытие Бога всемогущего, создавшего все из ничего, создавшего человека, который преступил Божию заповедь, посему и был лишен рая – блаженства и наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Третий период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа невелик по своему объему, по числу событий и времени, в которое совершились эти события, но весьма важен по тому значению, которое он имеет в деле искупления человечества. Он распадается на два отдела: один – обнимающий собой события, совершившиеся в течении восьми дней, а другой – события, случившиеся в течении сорока дней. Таким образом, третий период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа обнимает собой лишь события, случившиеся в течении сорока-восьми дней, т. е. менее двух месяцев. Первый отдел этого периода заключает в себе историю страданий, смерти и погребения Иисуса Христа, второй –историю Его воскресения и вознесения на небо. Какое важное значение должна иметь в глазах каждого истинного христианина история страданий и воскресения Иисуса Христа, – об этом едва-ли нужно и говорить. Крестная смерть и воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа есть зерно, краеугольный камень, сущность всего христианского вероучения, которое совершенно немыслимо без этих событий. „Я положил, будучи у вас, – говорит Павел Коринфянам ( 1Кор. 2: 2 ), – ничего не знать, кроме Иисуса, и притом распятаго“... „Если Христос не воскрес, – говорит тот же Павел тем же Коринфянам в другом месте, –и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша“... Отрицательная критика вполне понимает столь важное значение этих событий, а потому все силы направляет к тому, чтобы насколько возможно умалить его, если не уничтожить совсем... События этого периода нет никакой нужды излагать в каком-нибудь другом порядке, кроме того, в каком повествуют о них сами евангелисты. Хронологическая последовательность их вполне очевидна, – и в этом отношении исследователь евангельской истории не может встретить для себя никакого затруднения. Православная Церковь называет вход Господень в Иерусалим шествием Христа на „вольную страсть“, т. е. смотрит на него как на начало страстей Христовых. Это же событие полагаем и мы началом третего периода земной жизни Иисуса Христа в своем изложении. Конец этого периода есть конец самой евангельской истории, последнее событие в земной жизни Иисуса Христа – вознесение на небо. Таким образом, третий период земной жизни Господа нашего Иисуса Христа может быть излагаем по следующим двум отделам:

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

     Согласно определению Священного Писания Церковь есть тело Христово (1Кор.12,27). Как правило, мы воспринимаем данную характеристику Церкви как отвлеченное философское понятие. Мы приблизительно понимаем, о чем идет речь, но мало чувствуем онтологическую суть апостольских слов. И в этом отношении мы заметно отличаемся от верующих апостольской общины, которые очень ярко переживали эту важнейшую сторону природы Церкви. Апостолы и их ученики на опыте познали важнейшую вещь: все, что произошло со Христом, не только прямо касается их жизни, но даже, в некотором смысле, должно случиться и с ними. Христос проповедовал - и Церковь призвана благовествовать. Христа гнали - и Церковь всегда будет гонима. Христа слушали - и Церковь будут слушать многие. Христа распяли - и Церковь, в сокровенной сути своей, распята для мира и греха. Христос воскрес – и церковные люди воскреснут в жизнь вечную. Насколько первые христиане чувствовали свою связь со Христом, видно из их молитв, которые встречаются в новозаветных текстах. Например, книга Деяний повествует о том, как апостолы Петр и Иоанн были первый раз арестованы за проповедь Евангелия. В итоге их отпускают, они возвращаются в общину и рассказывают об аресте. И дальше писатель Деяний приводит молитву новозаветной Церкви: Они же, выслушав,единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землюи море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал ДухомСвятым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цариземные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его (Деян.4,24-26). Апостолы молятся словами второго псалма, которые более знакомы нам по церковнославянской Псалтири: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе, на Господа и на Христа Его(Пс.2,1-2). Псалом явно мессианский, он отражает события последних дней земной жизни Иисуса Христа. Князи собрались вместе на Господа и на Христа Его – это о Нем, о Христе. Но первая Церковь, понимая это не хуже нас, применяет молитву к себе - потому что Церковь, в некотором смысле, продолжает земную жизнь Христа. Церковь есть Его тело, поэтому все мессианские пророчества прямо касаются жизни церковных христиан. Собрались… на Господа и на Христа Его – значит, восстали против Церкви.

http://pravoslavie.ru/101564.html

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 25. О поклонении Христу Теперь нам надлежит рассмотреть то, что принадлежит Христу в отношении нас: Во-первых, поклонение Христу, которым мы поклоняемся Ему: во-вторых, мы исследуем, каким образом Он является Посредником между нами и Богом. Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа: 2) должно ли поклоняться Его плоти поклонением «Latria»; 3) должно ли воздавать поклонение Latria» образу Христа: 4) должно ли воздавать «Latria» кресту Христову: 5) [должно ли воздавать Latria " ] Его Матери: 6) о поклонении святым мощам. Раздел 1 Должно ли одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что не следует одинаково поклоняться Божеству и человечеству Христа. В самом деле, поклонение Божеству Христа должно быть общо Отцу и Сыну, в связи с чем читаем [в Писании]: «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин. 5, 23 ). Но человечество Христа не общо Ему и Отцу. Следовательно, человечеству Христа и Его Божеству не должно поклоняться одинаковым поклонением. Возражение 2. Далее, как говорит Философ, честь в строгом смысле слова является «наградой, присуждаемой за добродетель» 326 . Но добродетель заслуживает награду посредством своего действия. Поэтому коль скоро в Христе действие божественной Природы отличается от действия человеческой природы, о чем уже было сказано (19, 1), то похоже на то, что человечеству Христа должно поклоняться иначе, чем Его Божеству Возражение 3. Далее, если бы душа Христа не была соединена со Словом, то она была бы достойной преклонения по причине превосходства ее мудрости и благодати. Но ее соединение со Словом нисколько не убавило ее достоинства. Следовательно, Его человеческая природа заслуживает приличествующего ей почитания помимо того почитания, которое воздается Его Божеству Этому противоречит сказанное в постановлении Пятого собора 327 : «Если кто-либо говорит, что Христу надлежит поклоняться в двух природах, и поэтому вводит два вида поклонения, но не почитает в едином поклонении Воплощенного Бога Слова одновременно с Его плотью, как Церковь Божия приняла с самого начала, да будет анафема»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

I. Страдания Христа и страдания Церкви Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? ( Мк.14:37 ) Настоящую неделю, называемую Страстною Седмицею, Святая Церковь посвящает воспоминаниям о страданиях Христа. Девятнадцать веков уже прошло со времени голгофской драмы, но история страданий Господа всегда нова для сердца христианина и всегда служит источником духовного назидания. Хорошо знает это наша Церковь , а потому каждый год Великим постом представляет эту историю пред наши взоры. Таким образом, страдания Христовы, так сказать, увековечены и, пока существует Церковь , никогда не придут в забвение. Но они не могут быть забыты и в другом отношении и по другой причине. Страдания Христа продолжаются в страданиях Церкви Христовой. Эта Церковь есть тело Христа, а потому ее страдания суть страдания и Христа. Широко поле этих страданий – оно простирается на весь земной мир. Хотя действующие лица в истории страданий Христа и страданий Церкви и различны, но самые страдания остаются одни и те же. При страданиях Христа мучителями были иудеи, книжники, первосвященники, Иуда, Пилат, Ирод и воины римские – в истории же страданий Церкви выступают совсем другие лица. Мы не будем указывать на имена их и вводить их в круг наших размышлений, а бросим только общий взгляд на их деятельность, чтобы извлечь отсюда для себя урок и назидание. На нынешний раз мы остановимся на спящих учениках Иисуса. Ночь. В безмолвной тишине этой ночи Иисус со Своими учениками идет из Иерусалима на гору Елеонскую. С этого священного места пожелал Он начать Свои страдания. Оставив учеников у подножия этой горы, Он идет далее, в глубь Гефсиманского сада, чтобы помолиться. Время грехов человеческих, горечь наступающих страданий, неблагодарность иудейского народа ложится всей своей невыносимой тяжестью на Его душу. Как бы желая найти для Себя некое подкрепление в участии учеников Своих, Он возвращается к ним, но находит их спящими. Из слов Его, так недавно еще сказанных, они знали, что Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, что они осудят Его на смерть и предадут в руки язычников, что эти последние схватят Его, заключат в оковы, распнут Его ( Мф.20:18 ). Они знали, что в эту именно ночь начнутся эти предсказанные Им страдания, причем один из них предаст Его, а другой отречется от Него. Все это хорошо знали они, и однако, когда наступил уже час этих страданий, когда, погруженный в смертельную тоску, Он просит их: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною ( Мф.26:38 ), – они спят. Когда приблизился уже предатель, когда в ночной темноте засветились уже факелы и воины со спирою 59 подошли, чтобы взять и связать Его, и тогда они продолжают спать, так что Он Сам должен был сказать им: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня ( Мф.26:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 7 января, 2014. Новостная служба Пусть Господь, родившийся в вифлеемской пещере, прикоснется к каждому из нас силой Своей благодати, дабы мы могли обрести радостный мир в этой жизни и спасение в жизни вечной. В ночь с 6 на 7 января 2014 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Рождественские богослужения — великое повечерие, утреню и Божественную литургию. 7 января, ПРАВМИР. Перед началом богослужений Святейший Владыка с амвона обратился к пастве со словом, посвященным празднику Рождества и принесению в Русскую Православную Церковь Даров волхвов — одной из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя. Приняв святыню, под пение хором тропаря Рождеству Христову Святейший Патриарх Кирилл прошел на середину храма и поставил ковчег с Дарами волхвов на уготованном месте. За Рождественскими богослужениями Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; схиархимандрит Илий (Ноздрин); архимандрит Парфений (Мурелатос), настоятель монастыря святого Павла на Святой Горе Афон; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; насельники афонской обители святого Павла в священном сане; клирики Храма Христа Спасителя и духовенство Москвы. Среди молившихся за ночным богослужением в Храме Христа Спасителя был председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой. За богослужением пел хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

http://pravmir.ru/v-prazdnik-rozhdestva-...

Комментарий юриста по делу «Pussi Riot» «Панк-молебен» в храме Христа Спасителя — точка зрения юриста. 4 апреля, 2012 «Панк-молебен» в храме Христа Спасителя — точка зрения юриста. Ситуацию с выступлением «Pussi Riot» в храме Христа Спасителя комментирует Евгений Мазепин, председатель совета директоров юридической компании «Арбитражный советникъ». Источник: Персональный блог Евгения Мазепина 21 февраля на амвон храма Христа Спасителя выскочили четыре женщины в цветных чулках на головах и, танцуя спиной к алтарю, выкрикивали лозунги политического и антиправославного содержания. Также 21 февраля в 19 час. 11 мин. в одном из блогов Живого Журнала была размещена ссылка на видеофайл «Панк-молебен «Богородица, Путина прогони» в Храме Христа Спасителя» , а также размещены фотографии с комментариями следующего содержания: «Сегодня в полдень активистки Pussy riot отслужили в Храме Христа Спасителя панк-молебен «Богородица, Путина прогони». Вышеуказанный видеофайл содержит видеозапись действий четырех женщин на амвоне Храме Христа Спасителя, а именно исполнение канкана с наложенным аудиорядом. Таким образом, имели место быть следующие последовательные деяния: 1. Непосредственно в Храме Христа Спасителя (как непосредственно исполнителей акции, так и соучастников: организаторов, пособников и др.); 2. В связи с распространением в сети Интернет фото и видеоматериалов с информацией, направленной на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии и принадлежности к социальной группе – религиозной организации Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – как участниками акции так и неустановленными лицами. Молебен Молебен – это богослужение, содержание которого составляет моление к Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым. По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, чтение зачала из Евангелия, ектения, молитва. Под богослужением понимается внешнее выражение религиозности, выраженное в общественных молитвах и обрядах, внешняя деятельность, в которой раскрываются и осуществляются отношения Бога к человеку и человека к Богу. Следовательно, богослужение имеет две стороны: мистическую, сверхъестественную, выражающую отношение Божества к человеку, и нравственно-эстетическую, выражающую отношение человека к Божеству. Христианское богослужение — совокупность священных действий и обрядов или вообще внешняя деятельность, в которой и через которую для спасения человека достигается и осуществляется со стороны Бога — освящение человека и усвоение ему совершенного Сыном Божиим подвига Искупления и его благодатных плодов, а со стороны человека, уже искупленного, облагодатствованного, вера в Искупление и основанное на нем истинное Богопочитание (azbyka.ru).

http://pravmir.ru/kommentarij-yurista-po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИФИЗИТСТВО [от греч. δο - два и φσις - природа], богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой. Вера Церкви в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа изначальна и укоренена в Свящ. Писании. Свящ. Писание ясно свидетельствует как об истинном Божестве Христа (см., напр.: Ин 1. 1-3; 3. 13, 16-18; 5. 17-26; 8. 58; 10. 15, 24-30; 17. 5; Мф 26. 63-64; Мк 11. 27; 14. 61-62; Лк 10. 22; 1 Тим 3. 16; 1 Кор 2. 8; Тит 2. 13), так и о Его истинном человечестве (Ин 8. 40; Мф 4. 2; 8. 20, 29-30; 26. 38; 27. 40-61; Мк 4. 38; 10. 13; 14. 8; Лк 2. 21, 52; 22. 41-44; 24. 39; Ин 4. 6; 8. 6; 11. 33; 12. 3). В доникейский период св. отцы и учители Церкви преимущественно в полемике против ересей защищали веру Церкви в то, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Важнейшим ориентиром при этом для св. отцов являлось сотериологическое основание христ. веры - веры в истинное соединение во Христе Божества и человечества и уврачевание от греха последнего. В борьбе с гностиками (см. Гностицизм ) и докетами (см. Докетизм ), учившими о призрачности человечества Христа, мужи апостольские, апологеты, св. отцы и учители Церкви свидетельствуют веру Церкви в истинность человечества Христа ( Ign. Ep. ad Trall. X; Iren. Adv. haer. III 19; V 1, 2. 1; Tertull. Adv. Marcion. III 8; V 7; Idem. Adv. Prax. XXVII). В борьбе с триадологическими ересями доникейского периода, а также арианской ересью (см. Арианство ) Церковь отстаивала веру в истинное Божество Спасителя. Терминологическую определенность концепция двух природ приобретает во 2-й пол. IV в. в контексте полемики как с арианством, отвергавшим истинное Божество Логоса, так и с аполлинарианством , учившим о неполноте человеческой природы Христа. Несмотря на то что Аполлинарий , еп. Лаодикийский, был борцом с арианством, концептуально его христология оказывалась созвучной арианству в части описания единства Христа, рассматривавшегося и в арианстве и в аполлинарианстве как результат непосредственного, природного единства Логоса и неполного человечества - плоти без разумной души.

http://pravenc.ru/text/178566.html

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса Содержание Введение О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, Главу Церкви, от тела Церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов Предварительные сведения о книге Деяний Апостольских Надписание О том же Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских О книге Деяний св. Апостолов Мнение св. Иоанна Златоустого о том, почему книга Деяний Апостольских читается от Пасхи до Пятидесятницы Библиографический указатель к Введению Часть первая. Церковь Христова из Иудеев (I-XII гл.) Глава I Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1–3 О том же Вознесение Господне. (Выписка из Священного Писания) Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Вознесение Господне. О том, как совершалось вознесение Иисуса Христа на небо Какое значение имеет в домостроительстве нашего спасения вознесение Господа О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием Из беседы на Вознесение Господне. О явлении Ангелов О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца Гора Елеонская (ст. 12) Размышление в день Вознесения Господня Положение Апостолов по вознесении Иисуса Христа Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды (I, 12–26) О горнице Сионской и о том, что она была первоначальным образцом св. христианского храма (I, 13–14) Церковные предания о жизни Богоматери по вознесении Иисуса Христа (ст. 14) Успение Пресвятой Богородицы Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010