О личных мотивах царевны говорят посвящения двух (!) престолов этого уникального храма «иже под колоколы». Престол, освященный во имя свв. Варлаама и Иоасафа Индийских (в первом ярусе) можно считать данью памяти старшего брата - Феодора Алексеевича и их общего учителя - Симеона Полоцкого. В культурной традиции конца XVII века они прочно отождествлялись с индийским царевичем Иоасафом и его наставником в христианском учении - пустынником Варлаамом. Некоторые ученые находили даже черты портретного сходства на двух иконах святых в иконостасе маленького храма. Престол во втором ярусе освятили во имя апостола Иоанна Богослова. Один из дней его памяти приходится на 26 сентября. Если учесть, что Софья Алексеевна родилась 27 сентября, то она вполне могла почитать святого апостола как своего покровителя. Таким образом, правительница в некоторой степени возродила традицию строительства маленьких храмов-колоколен, выполнявших роль личных молелен (поминальных или обетных). Самым первым столпообразным храмом-колокольней, предназначенным для уединенной молитвы, можно назвать северо-западную башню собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1117-1125 годы) Антониева монастыря в Великом Новгороде. Под ее главой, в толще стены, в 1122 году устроили придел преп. Онуфрия Великого и Петра Афонского. Согласно движению винтовой лестницы, один за другим расположили проемы для колоколов, а также нишу, где молился в последние годы жизни преп. Антоний Римлянин Существовали примеры подобных храмов и в более позднее время. Наиболее известны из них: поминальная церковь великого князя Иоанна I Калиты во имя св. Иоанна Лествичника (1329 год) на Соборной площади Московского Кремля, храм Рождества Иоанна Предтечи (первая треть XVI века) в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и церковь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня в соседнем ему Покровском монастыре. Весьма глубоки и важны символические аспекты возведения колокольни. Первый из них – расположение с восточной стороны от храма.

http://sobory.ru/article/?object=02280

Свидетельствует Филарет: «В 1782 году на том же месте была построена новая деревянная Предтечева церковь и освящена префектом Коллегиума Михаилом Шванским. В ее склеп строитель Федор Иванович Квитка перенес прах своих родителей». В 1876 году была освящена новая каменная церковь в честь рождества Иоанна Предтечи (храм 24 июня). И эта церковь не сохранилась. Она фигурирует на картах города: 1887 года (Церковь Иоанна (купала)), 1896 года (Церковь Рождества Иоанна Предтечи), и др. В 30-е годы, когда храмы разрушали один за другим, последней взорвали церковь Иоанна Предтечи (на Москалевке). В 1814 году по просьбе вдовы М. В. Квитки было разрешено устроить домовую церковь на Основе в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой, будучи уже достаточно известным, Григорий Федорович Квитка-Основьяненко служил старостой. Л. Мачулин: «После революции земляки разграбили усадьбу Квиток и домовую церковь». Храм на Старой Основе просуществовал около 230 лет. В 1910-1911 годах строили железнодорожную станцию Основа, и на тот момент, по-видимому, никакой церкви поблизости не было. Кажется, все началось с появлением по улице Привокзальной первой основянской школы (гимназии), когда в ней, по сведениям В. А. Бабича, который собрал множество материалов, послуживших основой музею школы 41, приглашенный из Жихоря отец Виктор учил детей Закону Божьему и приобщал их к церковным таинствам. Свято-Покровский храм был открыт стараниями прихожан. Есть свидетельство о том, что приход существовал уже в 1941 году. Первоначально храм находился на улице Карташевской (ныне – переулок Рижский). После освобождения Харькова храм на Карташевской действовал в течение еще пяти лет, а в 1948 году здание было возвращено артели «Коммунар», а храм закрыт. Получив благословение на труды от архиепископа Харьковского и Богодуховского Стефана прихожане во главе с настоятелем храма отцом Кондратием, купили на свои средства частный дом на улице Зеленая за 60 тысяч рублей начали строить алтарную часть, позже колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=03865

Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая имела четыре придела: Пророка Ильи, Симеона Столпника, Успения Божьей Матери и Крестителя Иоанна. Причт церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая по ведомости за 1829 г. состоял из двух священников, дьякона, двух дьячков и пономарей. Дома священно- и церковнослужители имели собственные, деревянные на городской земле. На содержание священно- и церковнослужителей давалось жалование в размере 90 рублей. Зданий, принадлежащих церкви, не было. Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая находилась на расстоянии 130 верст от консистории, от духовного правления - в 60 верстах, от местного благочинного округа - в 6 верстах. Ближайшими к Николаевской церкви были: Троицкая погоста Баранова, Преображенская погоста Вехно и Воскресенская села Сторожни. Домовой церкви в приходе не было. К церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая была приписана кладбищенская церковь во имя Рождества Христова с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и Великомученика Георгия. Кладбищенская церковь во имя Рождества Христова была построена в 1797 г. новоржевским купцом Егором Чистовским и Иваном Кукиным Поросенковым. Здание церкви было деревянным и такая же колокольня. Причта у кладбищенской церкви не было, а службу отправляли городские священники. На основании ведомости о церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая за 1857 г., церковь состояла в III-м классе. В ведомости сообщалось, что по штату, Высочайше утвержденному 15 мая 1843 г., причт церкви состоял из двух священников, дьякона, дьячка, пономаря и просфорни. Сумма, получаемая церковью на содержание, составляла 496 рублей. Поскольку земли у церкви не было, то вместо нее с каждого женатого сельского прихожанина получали руги по одному четверику зернового хлеба. Церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая принадлежали две каменные часовни, одна из которых была выстроена с разрешения Синода в 1855 г. церковным старостой Петром Филимоновым на торговой площади. Другая часовня близ церкви неизвестно когда и кем была построена. С 1867 по 1877 гг. при церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая существовало приходское попечительство.

http://sobory.ru/article/?object=40214

Информация с сайтов: http://nasha-molodezh.ru/blog/tatiana/1261.html , Крепостная церковь была приписана к градскому Благовещенскому собору. Что она была приписная, это видно из той же описи. Пред отделом богослужебных книг сказано: «книг церковных на две церкви », – а тогда в Шлиссельбурге только и было две церкви – Благовещенская и Иоанно-Предтеченская. При том указы и разные начальственные распоряжения посылались тогда только для Благовещенской церкви, причт которой служил и в церкви Иоанна Предтечи. В 1727 году Благовещенский собор был перенесен из города или из крепости на посад и стал церковью приходскою; а церковь Иоанна Предтечи заменила церковь Благовещенскую, то есть стала городскою, или, точнее, крепостною (что Благовещенский собор был в крепости, это доказывается тем, что в указе от 7-го октября 1728 г. о перенесении Благовещенской церкви из собора на посад замечено, что в новоустроенную церковь определен бывший «шлиссельбургской крепости священник Василий Андреев», а он в других указах назван священником «Благовещенского собора»). Затем церковные документы переносят нас прямо к 1757 году, когда в крепости был создан новый храм. В 1757 году из «канцелярии духовных дел» сообщено было шлиссельбургской комендантской канцелярии о необходимости сперва починить соборную церковь Рождества Иоанна Предтечи, а потом – построить и новую в то же имя. Комендатская канцелярия сделала об этом представление в канцелярию «строения домов и садов». Отсюда в 1758 г. «как для осмотру помянутой церкви ветхостей, так и для составления плана и сметы новой, имеющей строиться», прислан архитектурии помощник Густышев. Осмотрев церковь, Густышев составил план новой церкви, на что требовалось по его расчету 7 121 р. Он представил это в канцелярию строений и она определила: об осмотре Густышевым ветхой церкви донести в Сенат, причем и чертежи «на высокое рассмотрение» представить и требовать резолюции, не позволено ли будет ветхую церковь вновь построить и требуемую сумму отпустить (Донесение 27-го июня 1770 г., Но на это из указа Сената не последовало.

http://sobory.ru/article/?object=10047

Новый храм простоял недолго. В 1925 году рядом началось строительство Дворца труда имени В. И. Ленина. И храм был разобран. По какой причине была разобрана Иоанно-Предтеченская церковь, неизвестно. Строительству Дворца труда она не мешала. На старом снимке видно, что строительство Лендворца уже заканчивается, достраивается самый верхний этаж, но и церковь ещё цела. Описание церкви по состоянию на 1908 год в Епархиальном справочнике: «Иоанно-Предтеченская церковь, вся деревянная, с колокольней и оградой, построена в 1873 г. на добровольные пожертвования, а в 1886-97 г.г. расширена на средства церковного старосты, двухпрестольная (главный в честь Рождества Иоанна Предтечи, второй в честь преподобного Моисея Мурина). Имеется приписанная к ней церковь, Владимирская; дворов в приходе 787, прихожан 1.588 м.п. и 1.574 ж.п., из которых раскольников соответственно 7 и 5 чел.; при церкви: одноклассная церковно-приходская школа на 89 мальчиков; в штате причта 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика; есть дом причта, полученный по завещанию. Служители: - Чехранов Дмитрий Исидорович, окончил курс Екатеринославской Духовной Семинарии, законоучитель, от роду 55 лет, жена 50 лет, дети м.п. 32, 30, 28, 25 и 19, ж.п. 23, 17 и 13 лет; получил наперсный крест в 1904 г., в сане с 1875 г., при Иоанно-Предтеченской церкви с 1905 г.; - Алексеев Иоанн Алексеевич, студент Екатеринославской Духовной Семинарии, законоучитель, 35 лет от роду, жена 29 лет, дети м.п. 7 и 6, ж.п. 10 и 3-х лет, в 1902 г. награжден Набедр., в сане с 1895 г, при Иоанно-Предтеченской церкви с 1900 г.; - Яновский Дмитрий Иванович, диакон, окончил курс Екатеринославской церковной причетной школы, от роду 42 года, в семействе жена 38 лет, и дети ж.п. 13, 10, 7 лет, посвящен в псаломщики 1889 г., в диаконы в 1890 г., при Александро-Невской церкви с 1895 г.; - Иванов Григорий Дмитриевич, псаломщик, по прошению уволен из 2-го класса Екатеринославской Духовной Семинарии, помощник учителя местной церковно-приходской школы, от роду 34 лет, в семействе жена 34 лет, сын 7 лет, в сане с 1892 г., с того же времени при Александро-Невской церкви;

http://sobory.ru/article/?object=50427

В круглых медальонах основного объема храма, с внешней стороны, помещались фресковые изображения: со стороны реки Чагодощи - пророка Илии и Архангела Михаила, со стороны дороги - Богоматери Тихвинской и святителя Николая. Бело-желтая расколеровка фасадов, зеленые кровли и золоченые кресты контрастировали с водой реки и окружающими храм соснами. Особенно выразительно церковь смотрелась от ключа Святого, бьющего ниже по течению реки Чагодощи, на ее левом берегу. Сохранились имена людей, служивших в храме со времени его постройки: священник Василий Веселовский, умерший в августе 1857 года, диакон Федор Лебедев, дьячок Семей Мокеев, пономарь Василий Колумбов. Затем там священствовал Кирилл Боголюбов, умерший в марте 1858 года в возрасте 34 лет, священник Евгений Кьяндский, умерший в январе 1862 года. После него на приход назначается священник Алексей Успенский, дослуживший до начала XX века. На старом погосте после переноса Тихвинского храма на берег реки остался древний Ильинский храм. Его постоянно подновляли и реставрировали - старину берегли. В 1859 году, после капитального ремонта, храм заново освятили. Через некоторое время, в 1885-1886 годах, была " возобновлена древняя кладбищенская церковь, без изменения плана и фасада, со снятием престола, на средства прихожан " . В ней в 1912 году на торжествах переложения в новую раку святых мощей преподобномученика Евфросина Синозерского совершал богослужение архимандрит Боровичского Свято-Духова монастыря Владимир с сонмом духовенства, причем заупокойную часть службы - по древнему Большому Синозерскому синодику, хранившемуся в Ильинском храме. В каменном Тихвинском храме богослужение возглавил настоятель Соминской церкви Николай Осницкий. Уничтожение Ильинской церкви в советское время - большая утрата одной из интересных страниц деревянного храмового зодчества. Ныне на месте древнего погоста и храма расположены различные постройки, попрана память предков. Когда-то приход Ильинского погоста был очень обширным. В него входили как ныне существующие, так и уже исчезнувшие селения: Великое Село (иначе Люботина - до построения там своей приходской церкви Спаса Преображения), сельца Львов Двор, Валунь, Тухово, деревни Горка, Низ, Герасимово (прежде Еросимово), Семеново, Клеменино, Замошье, Кучебино, Липовец, Бобынино, Осипово, Середка, Залозно. Последним священником на приходе был Алексей Алексеевич Успенский, сын о. Алексея Успенского. К храму были приписаны и многие часовни. По разным архивным источникам удалось установить их наименования. Так, близ деревни Горка стояла часовня Рождества Иоанна Предтечи постройки 1897 года, в д. Залозно - Святой Троицы, в д. Клеменино - Воздвижения Креста, в д. Герасимово - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местночтимой приходской святыней был список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=19498

И только уже в 1764 году Сенат почему-то вздумал сделать в канцелярию строений запрос и получил от директора Ивана Ивановича Бецкого ответ, совершенно противоречащий прежнему образу действий канцелярии. «Строение в Шлиссельбургской крепости церкви Иоанна Предтечи до той канцелярии не следует», писал Бецкий, «по резону, что исправление той крепости и определенная на то сумма, из которой и реченную церковь содержать подлежит, отдана в 1732 году в ведомство канцелярии главной артиллерии и фортификации». То же отвечала контора строений в 1770 г. Коменданту канцелярии на вторичное ходатайство его в Сенат о построении в крепости церкви (Указ из конторы строений 1770 г. июня 13, Просить об этом побудило комендантскую канцелярию шлиссельбургское духовное правление, заявлявшее, что в палате, в которой по резолюции архиепископа Гавриила помещалась с 1767 г. временная церковь, появилась сырость, угрожающая порчею всему церковному имуществу. Комендантская канцелярия, не удовлетворившись ответом конторы строений, обратилась прямо в Сенат (Донесение комендантской канцелярии в Сенат 1770 года июля 13-го, минуя канцелярию артиллерии. Из Сената вскоре дан ответ, что все дело вместе с планами «для немедленного рассмотрения и решения» передано еще в 1764 г. в коллегию экономии для того, что по данной той коллегии в 1763 г. инструкции она должна иметь своего архитектора, с подмастерьями и учениками, для рассмотрения проектов новых строений и нужных церковных починок; при этом Сенат выразил, что новая церковь в крепости должна быть каменная (Указ Сената в комендантскую канцелярию 1770 г. октября 8-го, Впрочем коллегия не торопилась: план, фасад, профиль и смета предполагаемой церкви, составленная архитектором коллегии Вистом, представлены были в Сенат не ранее конца 1772 года. По новой смете требовалось 28 363 р. 75 к. Но явилось новое затруднение: смета была составлена по петербургским, а не по шлиссельбургским ценам. Недосмотр этот должна была исправить комендантская канцелярия и она же обязывалась поискать в тамошней команде людей, которые бы вместо архитектора могли руководить мастеровых и работников (Указ его туда же 1772 г.

http://sobory.ru/article/?object=10047

С марта же 1862 г. богадельня поступила под ближайшее управление особого заведывающего, каковым был сперва коллежский советник Дандре, а ныне действ. стат. совет. Сороченков. 17 августа 1808 г. помощник главного попечителя человеколюбивого общества поручил заведывающему учреждениями общества пересмотреть все уставы этих учреждений и исправить их, соответственно современным потребностям и средствам каждого учреждения. По сему г. Сороченков составил утвержденный 11 ноября 1868 г. устав богадельни. По этому уставу богадельня должна принимать бедных женщин, не могущих пропитываться собственными трудами. В заведении содержатся 100 призренниц всякого звания; сверх того, принимаются пенсионерки частных лиц, сколько окажется возможным поместить, с платою по 100 руб. в год. Ныне взимается по 300 руб. единовременно. Призреваемые, кроме квартиры с отоплением и освещением, пользуются столом, одеждой, обувью и медицинским пособием. Для управления заведением изданы в 1871 г. особые наставления. Церковь устроена одновременно с богадельнею, в одном из флигелей бывшей раскольнической молельни, и 11 августа 1857 г. освящена митрополитом Григорием, во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Она имеет вид продолговатой залы с овальным потолком и освещается 6 окнами. Потолок и стены окрашены разною краскою, пол в алтаре обшитъ красным сукном, а в церкви окрашен масляною краскою. Клиросы ограждены деревянной, вызолоченной решеткой. Иконостас вызолочен. Снаружи церковь отличается небольшим куполом и крестом. Престол и жертвенник деревянные; за престолом - образ Господа Саваофа и деревянный крест; пред жертвенником - распятие. В иконостасе, устроенном в 2 неполных яруса, кроме икон Спасителя, Божией Матери и храмового праздника, находятся иконы апостола Никанора, мученика Иакинфа и Павла исповедника. По сторонам Тайной вечери - образ Рождества Христова и Богородицы. Причт церкви состоит из священника и вольнонаемного причетника. С 1861 г. жалованья священнику полагалось 250 руб. сер. в год; в 1863 г. прибавлено на квартиру 180 руб., с 1864 г. жалованье увеличено до 300 руб. и квартирные деньги до 240 руб.; в 1877 г. положено на отопление 20 саж. дров или деньги, по соответственной цене. Причетник, при готовой квартире со столом, получает жалованье 100 руб. в год. Церковным хозяйством заведует совет человеколюбивого общества, через церковного старосту, на должности которого ныне состоит купец Александр Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=11211

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к XII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

http://sobory.ru/article/?object=07032

Кроме главного престола во имя Рождества Иоанна Предтечи, есть еще два придела в трапезе на правой стороне – во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а на левой – во имя архистратига Михаила и ап. евангелиста Иоанна. Неизвестно, было ли при Предтеченской церкви кладбище, но когда в 1843 г. «устроялась» вокруг церкви терраса, то выкопано было множество гробов, как бы положенных один на другой. Теперь близ Предтеченской церкви, в 3 саж. на восток, находится каменная Спасская часовня; она основана в конце XVII ст. при Нижегородском митрополите Павле, и принадлежала Оранской пустыни, а теперь принадлежит кафедральному собору. Нынешнее каменное строение ее совершено в 1848 г. Часовня сия замечательна по многим древним иконам и особенно по древнейшей иконе Нерукотворенного Спаса, перенесенной сюда из бывшей часовни на берегу Волги в начале XIX ст. и признаваемой чудотворною. Записки императорского археологического общества, том Х, Санкт-Петербург, в синодальной типографии, 1857 г. Макарий (Миролюбов Н.К.). Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии/соч. архим. Макария. - СПб., 1857. На площади Народного единства стоит один из древнейших городских храмов, первые упоминания о котором относятся еще к XVI веку. В Смутные времена, когда Россия столкнулась в большими бедами, с деревянной паперти этой церкви Кузьма Минин призывал жителей Нижнего Новгорода сплотиться и пойти на освобождение Москвы от войск неприятеля. На протяжении долгой истории храм много раз перестраивали и меняли его облик. Последняя, масштабная реставрация Предтеченской церкви завершилась в середине 2000-х годов. История храма Впервые деревянная церковь упоминается в документах, относящихся к XVI веку, и о ней говорится, как о клетском храме. То есть церковь построена из нескольких срубов-клетей, покрытых двухскатными кровлями. Такие храмы обычно возводили без гвоздей. Считается, что Предтеченская церковь появилась в городе в 1531 году. Именно тогда в Нижний Новгород приехал царь Василий III, и здесь он узнал о рождении сына – будущего российского государя Иоанна IV. В честь такого радостного события горожане возвели деревянный храм, посвященный небесному покровителю царского наследника.

http://sobory.ru/article/?object=01403

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010