После освящения в честь Преподобного Сергия Трапезной церкви Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г.Д. Строганова (1656-1715). Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей. Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям. «Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Голубинский Е.Е.). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней. Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора. Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями. Их особенностью являются ложные окна, зрительно «облегчающие» завершение церкви. Трехчастные апсиды, упомянутые в грамоте Патриарха Адриана, первоначально находились в раскрытом пространстве галереи. В настоящее время галерея с восточной, южной и частично с северной стороны застеклена. В северо-восточном углу галереи сохранилась самая древняя в монастыре изразцовая печь XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=06566

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Работном доме был построен на месте усадьбы Старого Преображенского дворца, заложенного царем Алексеем Михайловичем в XVII в. Владение по обоим берегам Яузы принадлежало тогда Алексеевскому девичьему монастырю, и прилегало к государевым охотничьим угодьям – заповедным Оленьей и Соколиной рощам. В 1646 – 1657 гг. оно было выкуплено у Алексеевского монастыря и присоединено к дворцовому ведомству. В 1661 г. на пологом правом берегу Яузы царь построил деревянные хоромы – охотничий «потешный» дворец. Новое село поначалу не имело названия, не было в нем и постоянного храма, церковные службы совершались в походной Успенской Церкви. С 1667 г. в документах стал упоминаться домовый храм Спаса Преображения в самом дворце. По нему вся вотчина была названа селом Преображенским. В 1669-1670 гг. во дворе усадьбы поставили деревянную пятиглавую Воскресенскую церковь для егерей, сокольников, прислуги дворцовой слободы. Усадьба «потешного» царского дворца была ограничена с востока Яузой, с севера опушкой Оленьей рощи, с запада проездом от Соколиной рощи на Стромынку (это часть дороги на Троице-Сергиеву лавру). С юга от дворца находился Святой колодец – целебный источник. Царь Алексей Михайлович выезжал в «потешный» дворец ежегодно в мае, охотился и подолгу жил здесь, а после его смерти Преображенское село стало местом неофициальной ссылки царицы Натальи Кирилловны с малолетним царевичем Петром. В 1692 году Петр построил новый Преображенский дворец на левом берегу Яузы, а старый использовался как путевой и со временем был совсем заброшен. В 1740 году Анна Иоанновна на месте старой построила новую Воскресенскую церковь, а в 1789 году престол этого храма был перенесен во вновь построенную Екатерининскую богадельню а здание церкви было разобрано. Местность, где располагался старый дворец, Оленья и Соколиная рощи, получила название Сокольников. Как заметил историк начала XX в. Синицын: «Ни одна местность Москвы, кроме самого Кремля, не имеет такого значения в новой истории нашей, как село Преображенское» .

http://sobory.ru/article/?object=03914

В Предтеченской церкви по временам были производимы исправления. Из оставшихся бумаг монастыря дошли об этом следующие известия: в 1738 г. царские двери и иконы были поновлены, 1823 г. июля 3 дня, в полдень, повредило молниею при сильном громовом ударе крышу и разбило в щепы два образа: Божией Матери и Иоанна Богослова, находившиеся вверху над иконостасом пред распятием Господним. Ветхость Предтеченской церкви доходила до того, что ее предполагали разобрать, но поступивший в 1836 г. в число братства иеромонах Феофан, из купеческого сословия, своим старанием и иждивением возобновил церковь и колокольню, подвел фундамент из цоколя кругом всей церкви. В 1853 г. все главы на Иоанновской церкви перекрыты вновь гонтом и окрашены на сумму, пожертвованную купцом Славным. В текущем году разрешена новая ремонтировка церкви. Храм во имя Рождества Предтечи одноэтажный, холодный, пятиглавый, построен из кирпича с плитою, на фундаменте из булыжного камня, обнесен вокруг по низу с наружной стороны цоколем и путиловскою плитою. С северо-западной стороны к Иоанновскому храму пристроены: теплый придел во имя св. великомученицы Параскевы, трапеза, паперть и колокольня каменные. Общий вид храма квадратный, с двумя выступами против алтарей, у главного о семи гранях, а у придельного о пяти гранях. Кровля храма, придела, паперти и колокольни деревянная, крашеная медянкою и мумиею на масле. На соборном храме пять глав и на приделе одна глава, покрыты деревянным гонтом. Над соборными главами восьмиконечные кресты с шарами, деревянные, крашеные белою краской, с железными цепями; на придельной главе крест железный, сквозной, с надделанными железными крестами, крашеный. Соборный храм от придела и от паперти отделен каменными стенами. Придельный храм отделен от трапезы также каменною стеною. Длина соборного храма с папертью и выпуклыми алтарными стенами двенадцать сажен; ширина вместе с приделом десять сажен восемь вершков; вышина до папертной крыши две сажени восемь вершков, до придельной и трапезной крыши две сажени два аршина, от придельной крыши вышина главки с крестом три сажени один аршин; вышина до крыши соборного храма пять сажен четыре вершка, а от крыши вышина главного купола с крестом семь сажен два аршина.

http://sobory.ru/article/?object=00125

Вот на этом месте в Басманной слободе, где москвичи простились, а владимирцы приняли икону своей Владимирской Богоматери и прочие святыни, царь Василий Иванович на собственные средства велел соорудить храм во имя Владимирской иконы Божией Матери и ежегодно в день 15 сентября совершать к нему крестный ход из Кремля. Крестный ход существовал более 150 лет и отменен был в 1683 г., а в 1751 г. храм Владимирской Богоматери был перестроен и при нем сооружены два придела во имя великомученика Никиты и Рождества Иоанна Предтечи. Позднее весь храм в московском народе стал именоваться не по настоящему престолу во имя Владимирской Богоматери, а по придельному во имя великомученика Никиты. Память об этих событиях пережила века и переходила из рода в род среди москвичей, отражаясь в печатных произведениях о святынях московских. Так, в одном из них рассказано 2 : «На старой Басманной улице есть прекрасная церковь во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы с приделами Никиты великомученика и Рождества Иоанна Предтечи. Оная заслуживает внимание наблюдателя и огромностью своею, и величественною архитектурою смешанного вкуса, и богатством внутреннего украшения, и местоположением, и историческим событием, свидетельствующим следующее: храм сей первоначально построен в 1517 г. повелением и иждивением государя великого князя Василия Иоанновича. Из Владимира приносимы были в Москву для поновления и украшения иконы. Когда оные были совершенно готовы, тогда провожали их со крестами все духовенство столицы и сам царь до сего места, в воспоминание чего установлен был 15 сентября крестный ход, который отменен в 1683 г. В 1751 г. храм сей перестроен иждивением прихожан. Присоедините к сему наружное ее великолепие и около 20 больших, должно думать, современных основанию церкви берез, окружающих ее возвышенное место, хорошую железную решетку, служащую оградою, и тогда согласитесь, почтенный наблюдатель, что церковь сия заслуживает внимания. На колокольне устроены боевые часы, довольно хорошие». Другой описатель московских храмов рассказывает:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

О подборе XVI века сохранилось мало сведений. Согласно данным описей XVII столетия, в него (вплоть до 1599 года) входили колокола небольшого веса. Об их количестве сейчас трудно судить, но самый большой весил всего 67 пудов (позже он стал часовым). Его украшала скромная надпись: «Лета 7090 (1582) дал сей колокол Дементий Черемисинов в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, а весу в нем 67 пудов». Князья Диомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы, были щедрыми ктиторами Спасо-Евфимиева монастыря в 1570-е - 1590-е годы На одном из пяти малых («зазвонных») колоколов XVI века удалось прочитать такой литой текст: «Лета 7069 (1561) августа слит сей колокол. Вклад князя Василия Ивановича Горбошина» Звон производился, очевидно, очепным способом, так как в монастырских описях XVII века упоминаются пять очепных колоколов: два больших, два средних и один маленький 8, 9]. Храм во имя Рождества Иоанна Предтечи «за ветхостью» упразднили между 1758 и 1764 годами С этого времени богослужения здесь не совершались, но в одной из граней до сих пор можно видеть небольшую дверцу. Возможно, некогда основной объем храма окружала открытая галерея в виде аркады с гульбищем, что объяснило бы высоту, на которой расположен вход, оформленный несколькими рядами «перспективных» арок, опирающихся на пилястры Подобные арочные галереи известны в архитектуре XVI-XVII веков. В качестве примеров можно привести церковь во имя Распятия Господня (Алексия митрополита Московского) в Александровой слободе (1570-е годы), колокольни Никольского храма в Меленках в Ярославле (1670-е годы) и Новодевичьего монастыря в Москве (1690-е годы). Возможно и существование деревянного всхода. Грани колокольни в нижней части украшены поясом декоративных арочек - по две в каждой грани. Любопытно, что в одной из граней эти арочки помещены на фоне готической «плетенки» Интересным дополнением скромного декора столпа являются ассиметрично расположенные круглые окна-люкарны разного размера с обрамлениями довольно высокого и сложного рельефа. Такие же окошки видны и на часовой палатке. Предполагают, что они, как и узкие вытянутые проемы, служили для освещения небольшого помещения церкви и для наблюдения за часовым механизмом. Еще одна необычная особенность - крошечное помещение церкви перекрыто зонтичным сводом на кронштейнах. Подобные своды нам известны только по готической архитектуре

http://sobory.ru/article/?object=05123

До императора Павла I владельцев у острова было два: в 1704 г. по повелению Петра I первым владельцем стал граф Гаврила Иванович Головкин, бывший при Петре первым российским канцлером, а затем президентом Коллегии Иностранных дел. На обширном, местами заболоченном зелёном острове он имел загородный дом, куда, по преданию, приезжал к нему в гости сам Пётр I, посадивший в память этого события молодой дуб в усадьбе своего сподвижника и родственника (Г. И. Головкин приходился троюродным дядей Петру по материнской линии). При первом канцлере России Каменный остров, однако, всё ещё оставался на большей части своей территории в первозданном состоянии. В густом лесу было пробито лишь несколько просек и проведена дорога вниз по Малой Невке. В таком виде в 1746 г. остров был продан жене графа А. П. Бестужева-Рюмина. Канцлер А. П. Бестужев-Рюмин очень много сделал для благоустройства Каменного острова, потратив на это значительные суммы. В середине XVII в. здесь была создана великолепная парадная загородная резиденция в стиле барокко и целый комплекс изящных парковых строений и гидротехнических сооружений, устроен дворцовый сад и обширный парк для общественных гуляний. До нашего времени ни одной из этих построек не сохранилось, так как все они были деревянными. После покупки в 1765 г. Каменного острова императрицей Екатериной II в подарок своему сыну великому князю Павлу Петровичу здесь впервые началось каменное строительство. Идея перестройки бывшего дворца канцлера для цесаревича не получила своего воплощения, хотя готовились соответствующие чертежи. Но средств у казны не было, так как в 1768-1774 г.г. Россия вела войну с Турцией. Одним из первых каменных зданий на Каменном острове стал возведенный в 1766 г. по проекту архитектора Ивана Кербера Инвалидный дом, расположенный вдоль набережной Большой Невки. Он предназначался для престарелых и увечных воинов нижних чинов, находившихся на содержании его высочества наследника престола. В 1772 г. цесаревич Павел Петрович был назначен императрицей Инспектором Российского флота в чине генерал-адмирала. После победоносного для России морского Чесменского сражения несколько десятков одиноких матросов-инвалидов, отдавших свое здоровье за Веру, Царя и Отечество и оставшихся без попечения родных и близких, стали жителями Инвалидного дома, получая здесь лечение и уход. Инвалиды, среди которых были и награжденные высшими орденами Российского государства, продолжали по мере сил служить отечеству: по охране порядка при императорском Каменноостровском дворце и церкви Рождества Иоанна Предтечи. Инвалидный дом, столетие которого было торжественно отпраздновано в 1866 г., к сожалению, в целости не сохранился до сегодняшнего дня. В 1979 г. при подготовке к Олимпийским играм он был разобран, и на его фундаменте построен спортивный комплекс.

http://sobory.ru/article/?object=01535

На Кольском Севере советская власть была установлена весной 1920 года. С изменением власти изменилась религиозная политика. Советское государство взяло курс на уничтожение Православной церкви и гонение верующих. Сначала местные власти затребовали от приходов сведения о священнослужителях, описи богослужебного имущества и список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое поручительство. В мае 1926 года в ГПУ КарельскойАССР были отправлены сведения о членах церковного совета «Кандалакшского коллектива верующих православного вероисповедания в селе Кандалакша Кемского уезда», избранных 21 сентября 1925 года сроком на один год: председатель совета Пушкарев Евдоким, товарищ председателя Полежаев Алексей, секретарь Каюков Сергей, казначей Кемов Илья, члены Лопинцев Демьян, Немчинов Иван, Крылов Афанасий, Жидких Константин, Жидких Иван. Священником служил Суворов Алексей Владимирович. В 1933 году по делу «О Кандалакшской контрреволюционной ячейке» были арестованы 29 человек – прихожане церкви, их приговорили к различным срокам наказания, в том числе трёх человек к расстрелу. В числе осуждённых был и священник Алексей Владимирович Суворов, которого приговорили к десяти годам концлагеря, позже заключение заменили ссылкой в Северный край на тот же срок. В 1937 году настоятелем церкви был назначен протоиерей Федор Михайлович Миролюбов – семидесятилетний священник, к этому времени уже трижды подвергавшийся репрессиям. Последний раз он был арестован 4 июля 1940 года, особым совещанием при НКВД 19 августа 1940 года приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край (предположительно, умер в дороге). Как правило, за арестом священнослужителей следовало и закрытие храма. 25 июля 1940 года Кандалакшским сельсоветом было принято решение «об удовлетворении просьбы граждан села Кандалакша о закрытии церквей» и переоборудовании храма Иоанна Предтечи под стационарный кинотеатр, а храма Рождества Богородицы под клуб. 5 сентября 1940 года Мурманский облисполком утвердил это решение.

http://sobory.ru/article/?object=45368

Наиболее ярким проявлением новых веяний в местной архитектурной школе были не сохранившиеся сооружения Входоиерусалимского ансамбля: колокольня и входные ворота. С конца XVIII века церковный двор обрамляла кирпичная ограда с вратами необычной формы. В литературе их завершение обычно сравнивают с конструкцией «перебитая бочка» с большими «кокошниками» по всех четырем сторонам куба ворот В восточном кокошнике над входом существовала роспись – композиция «Вход Господень в Иерусалим». Она хорошо видна на фотографии альбома «Суздальские монастыри: Спасо-Евфимиевский, Покровский; Ризоположенский (Преподобенский): Альбом видов и снимков древностей, хранящихся в их ризницах», который вышел во Владимире в конце XIX века. Кокошники такой формы известны в архитектуре «малых форм» - обычно ими украшали надпрестольные сени и моленные места. Подобную форму в более позднее время и в более причудливом варианте можно наблюдать и в архитектуре Ярославля – это врата церкви Николы Надеина. За въездными воротами, между двумя церквями, на фотографии 1910 года видна колокольня с «вогнутым» шатром (впоследствии в Суздале появилось еще четыре таких колокольни: у храмов св. Антипия 1745 года; иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Цареконстантиновского прихода 1750 года, святителя Николая Чудотворца Никольского прихода 1720 – 1739 годы и Рождества Иоанна Предтечи Богоявленского прихода 1740 год). Эта первая колокольня с подобным шатром была разобрана в 1939 году (Святые врата обрушились несколько раньше). По своей конструкции она представляла собой высокий восьмерик на четверике. Отличительными ее чертами был очень сильно вогнутый и заостренный шатер с окнами-слухами и вытянутые арки звона под скромными кокошниками. Наиболее близким ей аналогом можно назвать колокольню храма Рождества Иоанна Предтечи. Библиография: Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Выпуск III. Суздальский и Юрьевский уезды. Владимир, 1896. С.: 81-82 Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 11

http://sobory.ru/article/?object=05921

С первых дней после открытия храм стал наполняться прихожанами, что способствовало его восстановлению. В 2006 году было построено церковное здание, включающее в себя крестильный храм во имя Святого Иоанна Предтечи, помещение для воскресной школы, трапезную и помещения для отдыха духовенства. Чин Великого освящения крестильного храма в 2007 году совершил архиепископ Можайский Григорий. Внешний облик храма также восстанавливается и преображается. К 2000-летию Рождества Христова по старым фотографиям полностью восстановили купола и звонницу, установили пять колоколов и иконостасы в обоих приделах. В 2005 году для росписи храма пригласили владимирских мастеров. Иконописцы в своей работе ориентировались на древнерусские образцы, и теперь внутреннее убранство храма завораживает и окрыляет душу. В 2013 году – через сто лет после возникновения здесь первой, тогда еще деревянной, церкви – Троицкий храм обрел свой исторический вид. Руководствуясь сохранившимися фотографиями, архитекторы разработали проект воссоздания кирпичной кладки барабанов для четырех куполов, которые некогда были установлены по углам основного куба храма. 13 декабря четыре позолоченных креста заняли свое место рядом с крестами главных куполов и звонницы, отражая первоначальный архитектурный замысел. Также на территории храма в 2001 году возвели часовню во имя Святой блаженной Матроны Московской, которая жила в Сходне в последние годы жизни. 19 июня 2013 года отошел ко Господу настоятель Троицкого храма протоиерей Николай Рыженков. С первого дня назначения и до своей кончины отец Николай отдавал все силы, знания и любовь своему приходу: восстанавливал церковные стены, храмовое благолепие, с любовью окормлял своих духовных чад. Сам он вырос в православной семье и с детства посещал храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Прежде чем стать священником, отец Николай учился на врача, работал санитаром в больнице и лаборантом в институте. Отдав свой долг служения людям в миру, Николай Рыженков поступил в Московскую духовную семинарию, надеясь воплотить свое желание о служении Богу в священном сане.

http://sobory.ru/article/?object=01971

В 1780 году воспитательный дом, по отдаленности его от наиболее населенных частей города, переведен был в здания, находившиеся в Миллионной улице, против Мраморного дворца, другою стороною обращенные к Красному каналу. Это были купленные казною дома царевича Александра Грузинского и графа Разумовского, приспособленные к новому назначению и распространенные большими пристройками. Первоначально и здесь церкви не было, и церковные требы по дому исправлялись священниками соседних церквей, а погребение младенцев совершалось причтом Волковского православного кладбища. В 1786 г. заложен был первый храм воспитательного дома и 1 октября 1788 г. освящен в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Этот храм устроен был по плану архитектора Фельтена на отдаленном от жилых покоев месте, и был довольно обширен и благолепен. Как на некоторую особенность его, можно указать на то, что престол и жертвенник в этом храме покрыты были не обыкновенными одеждами, а особыми образами, писанными на холсте. Со времени построения церкви воспитательный дом стал иметь и свой особый причт. Прошло после того около десяти лет. Местоположение воспитательного дома опятъ признано неудобным, и для помещения его, еще ближе к центру города, куплены были в 1798 г. два смежных дома, принадлежавших графам Разумовскому и Бобринскому и выходившие лицевой стороной на набережную Мойки между Полицейским и Красным мостами. Прежние здания воспитательного дома, а с ними вместе церковь, велено было передать в военное ведомство; и потому церковь сдана была по описям протоиерею преображенского полка Лукиану Протопопову. Это было в половине 1798 г. Таким образом, церковь Рождества Предтечи существовала при воспитательном доме около 10 лет. Между тем, в новом здании воспитательного дома в том же 1798 г. устроена была и новая церковь. Она помещалась в первом этаже флигеля, примыкающего к северной стене нынешней церкви, и по воле императрицы Марии Федоровны освящена была во имя апостола Павла. Эта церковь далеко уступала прежней в благолепии и богатстве, и, кроме того, оказалась столь тесною, что уже в 1801 г. императрица Мария Федоровна повелела устроить вместо нее новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=10054

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010