Цыпин В.А., прот. Церковное право     Приводится по изданию: Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. Введение Церковь и право Богочеловеческая природа Церкви Право Применимость правовых норм к жизни Церкви Место церковного права в системе права Церковное право как наука Название дисциплины: каноническое и церковное право Изучение церковного права в Византии и Греции Изучение церковного права в России и на Балканах Изучение церковного права на Западе Задача, метод и система науки церковного права Часть I. Источники Церковного права Материальные источники Божественное право Церковь как источник своего права Божественное право и церковное законодательство Каноны Частное церковное законодательство Статуарное право Обычай Мнения авторитетных канонистов Иерархия правовых норм Государственное законодательство по церковным делам Священное писание как источник церковного права Канон Священных книг Церковный авторитет ветхозаветных правовых норм Новый Завет как источник церковного права Апостольские писания как источник церковного права Священное Писание и каноны Источники церковного права доникейской эпохи Право древней Церкви Древнейшие памятники церковного права «Апостольские Постановления» «Правила Святых Апостолов» Правила Святых Отцов доникейской эпохи Греческие источники церковного права эпохи вселенских соборов Правила I Никейского Собора Правила II Вселенского Собора Правила Ефесского Собора IV Вселенский Собор 451 г Правила Трулльского Собора II Никейский Собор Правила Поместных Соборов Правила Святых Отцов Кодификация византийских церковно-правовых источников в эпоху вселенских соборов Канонические сборники Римско-Византийское право Сборники государственных законов по церковным делам «Номоканоны» Западные источники и сборники церковного права эпохи вселенских соборов Каноны западного происхождения Декреталы Западные канонические сборники IV-VI вв. Западные канонические сборники VII-IX вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/432337/

А.С. Смыкалин Глава II. Источники канонического (церковного) права 1. Общая характеристика источников канонического (церковного) права. 2.  Церковь как источник своего права. Божественное право и церковное законодательство. 3. Источники канонического (церковного) права государственного происхождения. Источники русского канонического права от середины XV cmoлemuя до учреждения Патриаршества. Источники русского канонического (церковного) права эпохи Патриаршества. 4. Источники канонического (церковного) права синодальной эпохи. Взаимоотношения Церкви и государства. «Духовный Регламент». Церковное законодательство начала ХХ в. 5. Источники канонического (церковного) права новейшей эпохи. Первый период (1917–1918 гг.). Второй период (1918–1945 гг.). Третий период (1945–1990 гг.). Четвертый период (1990-е гг. – по настоящее время). 1. Общая характеристика источников канонического права Вопрос об источниках права имеет серьезное теоретическое и практическое значение, так как от особенностей источников зависят правовая система в целом и многие ее элементы в частности (например, общеобязательность, нормативность и степень юридической силы правовых актов, методы и способы правового регулирования общественных отношений, включая корпоративные). Идеальный источник праваправосознание, т. е. все духовное, в том числе идеи философские и нравственные, экономические и политические, обыденные и научные, религиозные и профессиональные, юридические и иные, а также теории, оценки, установки, взгляды и соответствующие каждому из данных компонентов способы выражения (научные труды, учебная литература, результаты социологических опросов и т. д.). Исторические источники права – конкретно-исторические условия жизнедеятельности общества на определенном этапе его становления (к примеру, уровень развития производства, правосознания, правовой культуры). Фактические источники права – реально существующие в настоящее время обстоятельства материальной и духовной жизни, действующие формально-юридические и другие факторы, служащие основанием для совершенствования законодательства и правового регулирования общественных отношений в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Об источниках права Православной Русской Церкви: [Церковное преобразование Древней Церкви как источник права Русской Церкви] Источник «А управления основание, то есть Закон Божий в Священном Писании предложенный, також каноны, или правила соборные Святых Отец, и Уставы гражданские, Слову Божию согласные, собственной себе книги требуют, а зде не вмещаются» (Регламент или Устав Духовн. Коллегии. Введение). «Основания епархиального управления и суда суть: а) Закон Божий, в Священном Писании предложенный, б) каноны или правила Святых Апостол, Святых соборов Вселенских и поместных и Святых Отец, в) Духовный Регламент н последовавшие за ним указы и определения Святейшего Правительствующего Синода и г) действующие в государстве узаконения» (Уст. Дух. Конс. 1883 г. ст. 6). Не будет излишним вообще, а для некоторых читателей покажется, может быть, и желательным следующее небольшое пояснение заглавия предлагаемой статьи. Выражение «источник права» допускает двоякое толкование. Под этим выражешем разумеется, или им обозначается, сила , внутреннее основание, на коих опирается какое-либо право. Когда, например, два или три епископа решаются совершить акт рукоположения в епископа, убедившись в невозможности прибытия большего числа епископов, опираясь в этом решении на 1-е Апостольское Правило: то это правило и служит источником этого их права. Или когда например причт известного прихода требует три рубля с жениха за повенчание его брака, ссылаясь на местный обычай, то этот местный обычай и служит источником права этого требования для причта этого прихода. Таким образом, и законодательство Церкви (в первом случае) и давний обычай (во втором) суть одинаково источники права. Их называют материальными источниками права. Но выражение «источник права» можно разуметь и в другом смысле. Оно может обозначать просто лишь внешнее изображение или изложение права, чрез которое это последнее становится познаваемым; таковы: кодексы зако- нов, уложения, книга правил, кормчая книга и т.п. Это источники собственно не права, а лишь познания права, посему они и называются формальными источниками права. Так прежде выше упомянутое Апостольское правило можно узнать из Кормчей книги, из книги правил, из Номоканона Фотия, или из какого-либо другого сборника 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Содержание Предисловие к русскому изданию. Предисловие Введение. Общие основы церковного права. § 1. Церковь и ее задача § 2. Церковь в области права § 3. Церковное право § 4. Церковное право в общей системе права § 5. Наука церковного права. § 6. Способ изложения церковного права § 7. Вспомогательные науки церковного права § 8. Система церковного права. § 9. Литература православного церковного права. Отдел I. Источники и сборники церковного права § 10. Общий обзор Глава первая. Об источниках церковного права вообще § 11. Священное писание. § 12. Св. Предание § 13. Церковное законодательство. § 14. Обычное право § 15. Гражданские законы § 16. Каноническое право Глава вторая. Применение правовых источников § 17. Применение и обязательная сила церковных законов § 18. Толкование законов § 19. Отмена законов Глава третья. Источники церковного права § 20. Общий обзор I. Общие источники церковного права А. Основные источники § 21. 1. Св. Писание и Св. предание § 22. 2. Каноны Б. Дополнительные источники § 23. Канонические постановления патриарших синодов В. Вспомогательные источники § 24. Мнения известных канонистов § 25. Церковно-гражданские законы II. Частные источники церковного права § 26. Общий обзор § 27. Константинопольский патриархат § 28. Церковь в Российской империи § 29. Карловацкая митрополия § 30. Церковь в Греческом королевстве § 31. Сибинская митрополия. § 32. Болгарский экзархат § 33. Буковинско-Далматинская митрополия § 34. Церковь в королевстве Сербском § 35. Церковь в королевстве Румынском Б. Сборники церковного права § 36. Общий обзор I. Период до Миланского эдикта § 37. Сборники с именем апостолов II. Период до издания основного канонического сборника православной церкви § 38. Общий обзор § 39. Сборники исключительно канонические § 40. Сборники церковно-гражданские § 41. Номоканоны III. Период после издания основного канонического сборника православной церкви § 42. Общий обзор § 43. Греческие канонические сборники § 44. Славянские канонические сборники § 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Скачать epub pdf Введение Во введении в наш курс мы рассмотрим, что такое «Церковное право» по его существу и сообщим сведения о науке Церковного права. А. Существо Церковного права Из самого названия «Церковное право» для нас вытекает обязанность выяснить: I что такое право; II что такое церковь и III показать соотношение между правом и церковью. I. Содержание и элементы права вообще Область явлений человеческой жизни, которая составляет содержание права, весьма обширна и сложна; вследствие этого понятия о праве чрезвычайно разнообразны. Исследователи обыкновенно останавливаются на какой-нибудь части этой области явлений, составляющей содержание права, на одном элементе и отсюда выводят вообще понятия о праве. Всестороннее рассмотрение существа права составляет предмет особой науки философии права или энциклопедии. Для нашей цели достаточно будет остановиться на рассмотрении существенных элементов права, а именно: а) субъективного, б) объективного, в) элемента отношений, г) общественного элемента, д) формального и е) идеального. а) Субъективный элемент права Основной источник всякого права есть природа человека. Природа человека, как и всякого существа, находящиеся в мире, есть совокупность свойств и сил, обладающих способностью развиваться по присущим им законам. Свойства человека обнаруживаются и разбиваются проявлением потребностей. Проявлением и удовлетворением потребности человек, как и всякое другое органическое существо, развивает свою природу и это составляет цель и благо жизни. Развитие природы человека основывается как на врожденных качествах, так и на самодеятельности каждого индивида. Поэтому, потребности человека, смотря по их происхождению, могут быть разделены на природные или общие всем людям, и индивидуальные или особенные. В развитии и проявлении природных и индивидуальных потребностей состоит жизнь всякого существа в мире. Но человек отличается от всяких других живых существ тем, что он имеет две природы: физическую и духовную; та и другая обнаруживает своеобразные потребности. Поэтому и потребности человека делятся на физические, или материальные, и духовные, или психические. Те и другие потребности, при своем развитии, следуют особым законом, присущим им. По духовной своей природе, человек обладает разумом и свободой, благодаря которым он может сознавать свои потребности и удовлетворять им разумно и свободно, для чего необходимо сознавать себя лицом, субъектом прав, имеющим возможность, способность и силу разумно и сознательно достигать целей своей жизни. Сознание существования потребностей и понимание возможности, способности и силы удовлетворять им и есть субъективный элемент права. Каждая сознаваемая человеком потребность, при условии возможности удовлетворять ей, может быть производительной силой права.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Содержание Введение Религия и религиозное общество Церковь и церковное право Содержание науки церковного права Метод изложения и задача церковного права Отношение науки церковного права к другим наукам История науки церковного права Отдел I Об источниках церковного права и собраниях церковных правил 1. Понятие об источниках церковного права Период первый – от начала церкви до отпадения от нее Западной церкви А) Источники церковного права 2. Первоисточник церковного права 3. Заповеди Господни 4. Заповеди Апостольские 5. Норны церковного права, сохранившиеся в Св. Предании 6. Правила в сборнике апостольских правил 7. Правила вселенских соборов 8. Правила поместных соборов 9. Правила св. отцов 10. Источники права в западной церкви 11. Церковный обычай как источник права 12. Государственные постановлена по церковным делам 13. Действие законов византийских императоров в западной половине империи. Законы немецких королей до учреждения Карловой монархии Законы франкской монархии Б) Сборники церковных правил и государственных постановлений по церковным делам 14. Первоначальная история собрания церковных правил 15. Собрание в 50 титулов 16. Синтагма в XIV титулов 17. Синопсис церковных правил 18. Сборники византийских государственных постановлений по церковным делам 19. Номоканоны 20. Номоканон в XIV титулов 21. Эклога Льва н Константина 22. Сборники специальные 23. Покаянный номоканон Иоанна Постника 24. Собрания правил в западной церкви Период второй – от отделения западной церкви от восточной до настоящего времени I. История законодательства восточной церкви А) Источники церковного права 25 Постановления Константинопольского патриаршего Синода 26. Государственные постановления по церковным делам. 27. Новейшие постановления турецкого правительства по церковным делам Б. Сборники церковных правил и государственных постановляли по церковным делам 28 Употребление номоканонов Иоанна Схоластика и Фотия 29. Синтагма Матфея Властаря 30. Краткий покаянный номоканон 31. Пидалион 32. Сборники гражданских постановлений по церковным делам II.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Скачать epub pdf Отдел II. История источников Церковного Права православной церкви Обозревая историю источников церковного права, можно заметить, что вплоть до IX века включительно вся христианская церковь имела одни и те же источники права. С Х века в каждой поместной православной и вероисповедной церкви право начинает развиваться самостоятельно. Таким образом изучаемый нами отдел распадается на две части: а) Историю источников церковного права православной церкви до Х века, которая вместе с тем есть вообще история источников права христианской церкви за это время и б) история источников права православной церкви с Х века. Последнюю в свою очередь разделим на 2 рубрики: 1) история источников Константинопольской церкви с Х века до падения Византии и 2) история источников Русской церкви со времени ее основания. Глава первая. История законодательства вселенской церкви с I по Х век А. история источников церковного права от основания христианской церкви до Константина Великого Апостольские предания . Апостолы были первыми устроителями и законодателями церкви. Постановления апостолов на соборах, а также и издаваемые единолично для местности, в которой действовал апостол, были первым законодательством христианства. Апостолы устраивали церковь своим личным примером, наставлениями тем лицам, которых они оставляли вместо себя. По смерти апостолов церковь управлялась на основании предания об учении апостолов, так как последние учили устно, а не письменно. Правила заповеди и постановления апостолов с течением времени стали записываться в сборники. Некоторые из них получили обязательное значение для вселенской церкви и до сих пор служат источником права, другие же имеют только историческое значение. Остановимся на рассмотрении следующих 3-х сборников, наиболее важных в качестве источников права: 1. Δεδαχ τν δδεκα ´αποτλων – учение 12-ти апостолов есть замечательный, недавно открытый памятник древности. Науке были известны свидетельства некоторых древних церковных писателей о существовании его, как-то: Евсения, который упоминает οδιδαχв числе семи неканонических книг Нового Завета, и Афанасия александрийского , который хотя не причисляет эту книгу к каноническим, но считает ее полезной для благочестия, на ряду с Премудростью Соломона и Сираха и некоторыми другими. Он читался в церквах на ряду с посланием Апостолов до V века, затем он по каким-то причинам совершенно выходит из употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

А.С. Смыкалин Глава X. Каноническое право и российская правовая система 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы. 2. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы взаимоотношений Церкви и государства. 3. Реализация религиозных прав и свобод. Религиозные объединения: религиозные группы и организации. Свобода совести и военная служба. Образование. 1. Место канонического права в развитии российской правовой системы Православное церковное право – важнейшая составляющая фундамента, на котором сформировалась российская правовая система. Его влияние на национальный правопорядок было значительным в течение практически всей российской истории. В настоящее время каноническое право является действующей нормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви – одной из влиятельнейших организаций нашего общества. Следует учесть, что каноническое право есть сочетание правового и морального регулирования. В современных условиях усложняющаяся социальная действительность требует от права усиления его регулятивного потенциала. Так, опыт успешного взаимодействия права и морали в рамках канонического свода может быть использован для формирования комплексного нормативного воздействия на общественные отношения в сфере светской правовой системы. Исследователь Е. П. Гаранова подчеркивает, что «деятельность Церкви имеет в основном духовно-нравственную направленность, и нормы канонического права призваны способствовать нравственной жизни членов Церкви. Из этого следуют серьезные различия в задачах светского и церковного права, а также в способах их решения. Например, светское право должно ограждать членов общества от неправильных действий с помощью нормативных актов и системы наказаний. Аналогичным образом каноническое право посредством нормативных актов и системы наказаний способствует защите от неправильных (греховных) действий...» 162 . Христианская Церковь практически всегда живет в той или иной политической и правовой системе. Национальная (поместная) Церковь , даже будучи отделенной от государства, живет в нем не только по церковным законам. Источником права, наряду с собственно церковным законодательством, для Церкви служит и государственное законодательство. В области внешнего права Церкви, т. е. ее правового положения в государстве и гражданском обществе, воля государственной власти является суверенным и единственным законодательным источником. Таким образом, каноническое право принимает характер корпоративного права, нормы которого взаимодействуют с нормами государственного права. 2. Взаимоотношения Церкви и государства

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава вторая. Источники, метод и инструментарий канонического права Каноническое право, будучи правом Церкви, всегда вовлечено в судьбы как первого, так и второй. Изучение источников, метода и инструментария канонического права – та область, где они теснейшим образом соприкасаются с тем реальным содержанием, которым понятия «права» и «Церкви» постепенно наполняются в истории и в жизни Народа Божьего. Поэтому такое изучение не может быть отделено от всего сказанного в первой главе о богословском обосновании канонического права. Более того, оно является его необходимым следствием. 4. Источники и формирование канонического права 4.1 Источники канонического права В церковном праве различают два вида источников: внутренние, или материальные источники, продуцирующие право, в том числе без вмешательства церковного законодателя; и внешние, или формальные источники, представляющие собой отдельные законы или канонические нормы. Первые тесно связаны с проблемой единства канонического права, вторые – с длительным процессом кодификации церковных законов. а) Материальные источники и единство канонического права В предыдущей главе было показано, что конечной целью правовой структуры Церкви является осуществление communio, и что каноническое право таким образом причастно сакраментальной природе таинства Церкви в целом. Первичное ядро правовой структуры нового Народа Божьего составляет само позитивное божественное право (ius divinum positium). Это утверждение не только не затемняет, но, напротив, должным образом высвечивает тот факт, что в общинной структуре Церкви естественное божественное право (ius divinum nanurale) тоже играет свою роль – пусть вторичную, или вспомогательную. Ибо если схоластика учила, что gratia non tollit, sed perficit naturam (благодать не отменяет, а усовершает природу), то Второй Ватиканский собор утверждает буквально следующее: « Церковь ... есть знак и одновременно страж трансцендентного характера человеческой личности» (GS 76, 2). Обе упомянутые формы божественного права, взаимодействуя с чисто человеческими элементами (ius humanum или ius mere ecclesiasmicum), формируют церковное право. Нормативное значение трех элементов этого классического разделения, восходящей к Франсиско Суаресу, различается в зависимости от степени их приближенности к центру таинства Церкви. Но изначальное своеобразие канонического права в целом, в сравнении с правом государственным, удостоверяет его причастность к этому таинству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЛОВ Алексей Степанович (12.05.1832, Томская губ.- 16.08. 1898, Москва), рус. ученый-канонист, доктор церковного права, чл.-кор. имп. АН (с 1873). Сын причетника из Томской губ., по окончании семинарии, в 1854 г., поступил в КазДА. Окончив ее 1-м магистром богословия, в 1859 г. П. был назначен преподавателем Казанской ДС по общей и церковной истории, затем перешел на кафедру литургики и канонического права КазДА (с 10 янв. 1859). В 1864 г. преподавал в Казанском ун-те на кафедре церковного права. В 1865 г. командирован за границу на год; работал гл. обр. в Гейдельбергском ун-те, где познакомился с канонистом Цахарие фон Лингенталем . В 1867 г. П. стал экстраординарным профессором КазДА; в 1869-1875 гг. являлся ординарным профессором канонического права в Новороссийском ун-те (Одесса); с 1875 г. до своей кончины П. был профессором канонического права в Московском ун-те и преподавателем рим. права в лицее им. цесаревича Николая. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. А. С. Павлов. Фотография. 1889 г. В начале служебной деятельности П. написал неск. статей по литургике. Среди них - «Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет» (ПС. 1860. Ч. 3. С. 331-356), «Древние христианские праздники в честь мучеников» (Странник. 1860. 7. Отд. 2. С. 1-23), «Страстная неделя» (ДБ. 1860. 14. С. 409-428), «О празднике Пятидесятницы» (Там же. 1861. 23. С. 121-131). Дальнейшие его исследования посвящены проблемам церковного права. Основной темой его научных трудов стало развитие традиций канонического права в средневековой Руси и их истоки в Византии и в славянских балканских странах. Цель своих трудов П. видел в написании истории визант. права у южных славян и на Руси. В Казани П. издал неск. работ по каноническому праву: «О кормчей инока-князя Вассиана Патрикеева» (ПС. 1862. Ч. 3. С. 93-112), «Личные отношения супругов по греко-римскому праву» (УЗ Каз. ун-та. 1865. Ч. 1. С. 89-104), «Об участии мирян в делах Церкви с точки зрения православного» (речь, произнесенная на университетском акте; Там же.

http://pravenc.ru/text/2578606.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010