Проводниками епископской власти в сельских и деревенских церквах (приходах) были так называемые хорепископы (сельские епископы). Это были лица, имевшие пресвитерскую и иногда даже епископскую степень 133 и особо уполномоченные от епископа города. Имея в своем заведовании известный округ сельских церквей, они управляли ими, подобно епископу города, при пособии клира и ми­рян. Особенным преимуществом их было то, что они избирали для подведомых им церквей низших клириков, причисляя их к клиру, а те, которые имели рукоположение по чину епископства, с соизволения епископа города даже рукополагали пресвитеров и диаконов. Но в то же время хорепископы должны были доставлять епископу города сведения о тех лицах, которых они принимали в клир. Вообще же хорепископы находились в подчинении у епископа города, так как и самое назначение их на должность зависело от него. § 47. Взаимные отношения между Церквами и их предстоятелями-епископами Все апостолы получили от Христа Спасителя равные правауправлять, учить и священнодействовать в Его Церкви. Между ними не было ни одного начальствующего над другими. По поводу просьбы матери сынов Зеведеевых о первенстве их в Царстве Небесном, Спаситель сказал всем ученикам: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будем вам рабом» 134 . И апостолы, поставляя предстоятелей-епископов разных Церквей, сообщали им всем одинаковые иерархические права. Отсюда и все частные христианские Церкви были равны между собою. При таком равенстве апостолов, церквей, основанных ими, и предстоятелей их, соборная форма управления всей христианской Церковью была единственно возможной, вполне законной и соответствующей заповеди Спасителя о равенстве и братстве как всех верующих в Него, так и лиц, назначенных на иерархическое служение. Поэтому апостолы, совершенно чуждые мысли о главенстве и первенстве кого-либо из своей среды, сами положили начало соборной форме управления по делам, касающимся всех или многих Церквей. Собор Иерусалимский, на котором присутствовали некоторые из апостолов и представители от других церквей, был высшим выражением церковной власти. Власть собора была уже не властью отдельных лиц, даже не властью вообще людей, но властью Святаго Духа, всегда пребывающего в Церкви и руководящего ее пастырей, как это засвидетельствовал тот же Иерусалимский собор 135 . Апостолы положили, чтобы и на будущие времена, подобно составленному ими собору, епископы непременно составляли соборы ежегодно по два раза 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самуил негативно реагировал на эту попытку, поскольку они говорили, ты «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар. 8:5). Сама по себе эта формулировка достаточно неблагозвучна, ее можно сформулировать и так: «хотим жить, как все». И сказал тогда Господь Самуил: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Как они поступали с того дня, как Я вывел их из Египта, и до сего дня оставляли Меня, так поступают они и с тобой. Итак, послушай голоса Моего, представь им и объяви права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар. 8:7–9). И Самуил представляет им права царя, говоря о тех тяготах, которые цари на них наложат: «Восстенаете тогда от царя вашего, которого избрали, и не будет Господь отвечать вам тогда» (1 Цар. 8:11–18). Но народ не согласился и сказал: «Нет, пусть царь будет над нами, и мы будем, как прочие народы, будет судить нас царь наш и ходить пред нами и вести войны наши» (1 Цар. 8:19–20). После чего Самуил избирает на царство Саула. В законе предусмотрена ситуация поставления царя и даже даются определенные по этому поводу заповеди, среди которых, в частности, говорится о том, что царь не должен себе умножать количество коней и колесниц, и не должен собирать много золота в доме своем. В Пятикнижии указание относительно царства вполне нейтральное. В связи с попыткой воцарения Авимелеха в книге Судей приводится язвительная притча о терновнике, который хотел воцариться над другими деревьями. Здесь реакция Самуила болезненно и ответ Господа на отказ народа, от порядка, установленного во время Исхода. Тем не менее, и в этом отступлении Господь промыслительно для них совершать добро. Как сказал Иосиф братьям: вы сделали зло, но Бог обратил его в добро. Греховное и неправедное по своим посылкам деяние Господь исправляет; и результатом этого установления царского правления является появление Давида, который стал потом образцом царя, образцом праведности для последующих поколений, и с которым Господь заключил завет, что именно из потомков Давида, произойдет истинный царь Израиля, Сын Божий, Которого престол Господь укрепит вовеки.

http://sedmitza.ru/lib/text/431096/

Сейчас, во времена всех видов и форм противостояния с миром сил «злобы поднебесной», по словам святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла идет нравственное обновление общества. Необходимо обновление и церковной жизни, и политического устроения, и государственного устройства. У русских (великороссов, малороссов, белорусов) православных людей, искусственно разделенных недальновидными временщиками, не пропадает вера и надежда, опирающаяся на пророчества великих угодников Божиих, – вера в возрождение единой обновленной Самодержавной России. Если оглянуться на наше былое многовековое государственное величие и государственное устройство, то самой эффективной национальной формой правления, защищающей и сохраняющей традиционные духовно-нравственные ценности, была Самодержавная форма правления Помазанника Божьего. Заповеди Божии, создавшие великую русскую христианскую культуру, лежали в основе не только воспитания, образования, человеческих отношений, но и в основе законодательства, права, внутригосударственных и межгосударственных отношений. В Самодержавной России средствами для распознавания добрых и злых дел были: закон Божий внутренний – свидетельство совести, и закон Божий внешний – заповеди Божии. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» ( Рим.  2:15 ). Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан «по причине преступлений» ( Гал.  3:19 ). Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства. «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними... Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними» (1 Цар. 8:7, 9).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/ob...

Сирийская дидаскалия: Апостол. Уставы: Кн. 1 гл. 1 «Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим из язычников в Господа Иисуса Христа, благодать вам и мир от Вседержителя Бога через Господа Нашего Иисуса Христа да умножатся в познании Его. Гл. 1: Насаждение Божие и святой виноградник Церкви, избранный из тех, которые уверовали в истину веры Своего Господа и чрез свою веру утвердили господство над миром, получили силу и причастие Святаго Духа и чрез Него возвысились и утвердились в вере, сущие братья... чистые и наученные от Бога Отца Иисуса Христа, получившие откровение от Бога и называющие Всемогущего Бога Отцом, наследники и братья Возлюбленнаго Сына Его, слушайте учение от Бога, вы, которые сделались провозвестниками учения Его и того, что из учения Спасителя Нашего написано. Насаждение Божие, кафолическая Церковь и виноградник Его избранный, уверовавнпе в незаблудное (πλαν) благочестие Его, как плод веры стяжавшие царство Его, получившие силу Его и причстие Святаго Духа, вооруженные о Господе и огражденные страхом Его, участники окропления Чистою и Невинною Кровию Христа, получившие право Вседержителя Бога называть Отцом. сонаследники и соучастники Возлюбленнаго Отрока Его: слушайте священное учение вы – по повелению Спасителя крепко держащие обетование Его, согласное с славными вещаниями Его» . Весьма характерное распространение сжатого сирийского изложения представляет следующее параллельное место в Апостольских Уставах. Сирийская дидаск.: Гл. 21 «И Иуда при шел с книжниками и старейшина- ми народа и предал Нашего Господа Иисуса. Но это случилось в среду, потому что мы уже во вторник вечером ели и вышли на Масличную гору, а в ночь взяли они Нашего Господа Иисуса и в следующий день, который был среда, Он оставался под стражею в доме первосвященника Каиафы, и в этот день вожди народа собрались и совещались о Нем. И опять на следующий день, который был четверг, привели они Его к наместнику Пилату, и Он оставался опять под стражею у Пилата в ночи, следовавшей за четвергом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

– Тогла стало угодно нам, апостолам и епископу Иакову и пресвитерам со всею церковью послать избранных из нас мужей вместе с Варнавою и Павлом, Апостолом языков, тарсянином и Иуду, называемого Варсавою и Силу, мужей, начальствующих среди братьев, написать руками их следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия сущим в Антиохии и Сирии и Киликии братиям из язычников, радоваться. Поскольку мы услышали, что некоторые из нас смущали вас словами, волнуя умы ваши тем, чего мы им не повелевали; то угодно стало нам, во едино собравшимся, послать к вам избранных мужей с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, людьми, предавшими души свои за Господа Нашего И. Христа, чрез коих вы писали. Посылаем же с ними Иуду и Силу, которые и словесно возвестят сие: ибо угодно Святому Духу и нам ни на кого не налагать на вас бремени, кроме сего необходимого, что бы вы воздерживались от идоложертвования и крови, и удавленины, и блуда, от каковых охраняя себя хорошо поступаете. Будьте здоровы». Итак мы отправили сие послание, сами же довольно долгое время оставались в Иерусалиме, совещаясь вместе о том, что относится к общей пользе и ко исправлению». Constit. Apost. 6 c. 12 12 Против ересей 4 кн. гл. 12 и. 4: „Он (Христос) не порицал данного Моисеем закона, который Он велит соблюдать, когда еще был цел Иерусалим» 13 Лично сам Иустин не соглашался с этими последними и находил возможными иметь с ними общение если только они, неся сами это бремя, не склоняют и других к его несению. 16 В кн 3-й гл.4 против ересей св. Ириней свидетельствует: «(Преданию) следуют и многия племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без хартии или чернил написанное в сердцах своих Духом и тщательно блюдут древнее предание... Принявшие эту веру без письмени суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры, и угождают Богу живя во всякой правде, чистоте и мудрости». Русск. Перев. св. Иринея. стр. 279–280 22 Достопримечательным свидетельством такого рода служит напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Требовать «брачного равноправия» для однополых пар - все равно, что требовать «равного права на беременность» для мужчин. Эти требования одинаково невыполнимы; можно сделать вид, что они выполнены, только обманывая себя и других. Можно объявить мужчину «юридически беременным» и требовать от всех признавать его в качестве беременного; можно объявить союз двух лиц одного пола «браком» и преследовать всех, кто с этим не согласен - но это ничего не изменит в самой природе. Беременных мужчин не бывает. Как не бывает и однополых браков. Но рассмотрим религиозную сторону вопроса. Либеральные религиозные общины, поддерживающие принятие однополых союзов в качестве «браков» не просто вносят какие-то изменения в церковное здание - они строят на совершенно ином основании.Мы наблюдаем за столкновением двух принципиально разных подходов к миру, исходящих из принципиально разных взглядов на человека и его место в мире, на роль государства, на права человека и их источник. Господь Иисус высказывался о браке - и высказывался ясно: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мар.10:6-9)» Господь описывает брак как установленный Богом, а не государством; установленный в результате творения, а не откровения - то есть укорененный в самой природе человека независимо от его религии; моногамный; нерасторжимый; и, что до недавних пор было бы совершенно излишне указывать - гетеросексуальный. «Бог мужчину и женщину сотворил их» Для того, чтобы называть союз людей одного пола браком, христианину нужно совершить очень решительный шаг - поставить требования секулярного общества выше слов Господа, то есть - звучит страшно, но так оно есть - перестать быть христианином. Если в Вашей жизни передовица New York Times обладает большим авторитетом, чем Евангелие, то увы - Вы таймсианин, а не христианин. Когда Обама говорит, что поддержать «однополые браки» его побуждает его «христианская вера», это, в общем-то, понятно - он политик, а от политиков мы и не ожидаем прямодушия. Но если думать не о политике, а о Евангелии, то христианин - это ученик Господа и Апостолов, а их учение о браке совершенно ясно.

http://pravoslavie.ru/53614.html

Христианская Церковь , позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельствах Священного Писания. Различие между полами, по учению Церкви, – это особый дар Божий, сотворённым Им людям: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1, 27 ). Особенности полов не сводятся к физиологическим отличиям. Согласно принятым Архиерейским Юбилейным Собором 2000 года «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении… Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничтожал брачные отношения» (X. 1). Апостольское правило 51-е гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина удаляется от брака, и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв что вся добре зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от церкве. Такожде и мирянин». Брак, в соответствии с христианским вероучением, первоначально установлен в раю через сотворение жены в помощь мужу и через благословение, преподанное первоначальной чете. Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» ( Быт. 2, 24 ), – учил: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19, 6 ). Спаситель говорил также о нерасторжимости брака, который мог быть прекращён только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует...» ( Мф. 19, 9 ). Брак первозданной четы, по воле Божией, был моногамным, ибо только в моногамном браке возможно полное проявление взаимной близости супругов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Что же касается тех канонических препятствий, к-рые в гражданском законодательстве не признаются таковыми, то при выявлении их священник может полагаться лишь на признание самих вступающих в Б. или заинтересованных лиц. На проведение дознания, предусмотренного церковным законодательством синодальной эпохи, священник не уполномочен. Христианская этика Б. Взаимные обязанности супругов В результате церковного благословения Б. создается новая христ. семья. Основу ее составляют взаимоотношения супругов. Ап. Павел так учит об обязанностях мужа и жены: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена - мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» (1 Кор 7. 1-6). Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг и мужа, и жены. «Не прелюбодействуй» (Исх 20. 14),- сказано еще в Законе Моисея, а Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5. 27-28). К правовым последствиям Б. относится также обязанность совместного жительства. Преимущество в определении места жительства принадлежит c позиций христ. этики мужу как главе семьи. Обязанность совместного жительства не понимается безусловно, как запрет временного разлучения. Но если временное разлучение не бывает вызвано гражданскими или иными обязанностями одного из супругов и угрожает семейному миру и даже ведет к разрыву брачных отношений, то такое разлучение осуждается. Однако оно не дает права оставленной стороне на расторжение Б., если не будет доказано, что отлучка одного из супругов связана с прелюбодеянием. Даже безвестная отлучка мужа не дает права жене вступать в др. Б. Согласно 31-му прав. свт. Василия Великого, «жена мужа отлучившагося и пребывающаго в безизвестности, прежде удостоверения о смерти его вступившая в сожитие с другим, прелюбодействует».

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава 3. Писания царя Соломона: Книги Притчей, Екклесиаст и Песнь Песней Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3 Цар. 4:30-34). Древность традиционно усваивала авторство всех этих трех книг – Притчей, Екклесиаста и Песнь Песней – Соломону, хотя современность предлагает разные другие учения, весьма разнообразные. Но, тем не менее, не дает стопроцентного опровержения того, что они написаны Соломоном. Поэтому мы будем следовать мудрой старине. В расположении этих книг есть большой смысл, который мы раскроем позже, когда будем приступать к изучению книги Песнь Песней. 3.1. О Соломоне Формально к лику святых Соломон не причислен, и в святцах мы его не найдем, хотя он и изображается иногда на иконах, а чаще в росписях с нимбом. Однако достоинство его книг от этого ничуть не страдает. Святитель Григорий Нисский говорит о том, что здесь следует подразумевать под автором не только Соломона, сына Давидова: «Не думаешь ли ты, что сим именем [т.е. «мирный». – авт.] называют Соломона, рожденного Вирсавией, принесшего в жертву на горе тысячу волов, воспользовавшегося на грех сидонской советницею? Другой означается им Соломон, Который и Сам от семени Давидова происходит по плоти, Которому имя мир, истинный Царь Израилев, создатель Божия Храма, объявший в Себе ведение всего, премудрость Которого беспредельна, лучше же сказать: бытие Которого есть премудрость, истина, и всякое боголепие, и высокое именование понятий. Он-то, сего Соломона употребив в орудие, через него беседует с нами: сперва в Притчах, потом в Екклесиасте, а после сего в предлагаемом любомудрии Песни Песней, постепенно и в порядке указуя словом восхождение к совершенству» c. 17 – 18]. Святитель Григорий автором книг считает Самого Христа, говоря о том, что Он есть и Учитель, и Проповедник, и Сын Давида, и Царь Израилев, но только уже в совершенном смысле. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/431348/

В древнее время религия отожествлялась с национальными и политическими интересами, и все существовавшие тогда религии были или национальными, или государственными, ограниченными тем или другим народом, тем или иным государством. Поэтому и право, касавшееся той или другой религии, не могло быть отличным или независимым от самого народного или государственного права той области, где существовала известная религия. Jus sacrum у древних римлян было частью juris publici, а у евреев оно было почти тем же самым jus publicum. Христианство сделало в этом коренное преобразование. Оно не связано каким-либо отдельным народом и еще менее каким-нибудь отдельным государством. Христианская вера предназначена для всех и каждого без различия национальности, и государственного устройства, и как таковая, она не может быть в основе своей подчинена никакому праву, которое обусловливается национальным характером известного народа или политическим устройством того или другого государства. Исповедующие христианскую религию 15 связываются между собою в одно целое, которое, по существу христианства, не может зависеть от какой бы то ни было особенности национальной или государственной и потому должно быть самостоятельным. Если же так, а иначе и быть не может, то и церковь христианская, представляющая на земле это религиозное целое, не может находиться в зависимости ни от национальных, ни от государственных особенностей и потому должна быть самостоятельной и иметь свое особенное правоправо церковное. Церковное право, основывается поэтому на своих положительных, самобытных источниках, происходящих не от какой-нибудь земной власти, а от власти Того, Который пришел с неба основать Свое царство на земле, основать церковь : «дана мне», говорить Христос Своим ученикам, «всякая власть на небе и на земле. И так, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:18–20 ). Власть эту Он передал Своим ученикам, апостолам, которые во имя Его и употребляли ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010