14 июня 1935 г. Особое совещание при НКВД СССР приговорило Н. к 5 годам заключения в ИТЛ. 13 авг. того же года он в составе этапа прибыл в Антибесский отдельный лагерный пункт неподалеку от Мариинска (ныне в Кемеровской обл.). Сначала он работал дневальным в подконвойной палатке, затем - на общих работах, статистиком в ветеринарной части и снова рабочим на общих работах. В сент. 1937 г. Н. был привлечен к следствию вместе с 11 др. заключенными. Он был обвинен в том, что вел «контрреволюционную деятельность, говоря, что сейчас на воле идут массовые аресты... на месте производства работ производил богослужения, тем самым отрывая рабочих от работы и открыто проповедуя религиозные убеждения». 10 окт. 1937 г. Н. был заключен в штрафной изолятор и на следующий день допрошен. Виновным себя не признал. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД СССР по Новосибирской обл. от 28 окт. 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле. 23 янв. 2009 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 531. Оп. 10. Д. 748; ЦА ФСБ России. Д. Н-1403; ГАРФ. Ф. 10035. Д. 40969; УФСБ России по Кемеровской области. Д. 11246. Соч.: Библейско-богословский труд «Мысли о стыде» прмч. Неофита (Осипова): [Фрагм.]/Вступ. ст., публ., примеч.: О. И. Хайлова//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2. М., 2012. 2(45). С. 100-123. Лит.: Борис (Плотников), еп. Речь при пострижении в монашество студента Академии Николая Осипова//ЦВ. 1900. 34. С. 1075; Отзывы наставников о курсовых сочинениях студентов IV курса//Журнал заседаний Совета СПбДА за 1900-1901 учеб. г. в извлечении. СПб., 1901. С. 289-290; Именной список ректорам и инспекторам ДА и семинарий, преподавателям ДА и монашествующим преподавателям ДС на 1907 г. СПб., 1907. С. 105; Новые материалы о преследованиях за веру в Советской России//ЦИВ. 1999. 2/3. С. 95, 169; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док. по мат-лам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 160, 214; Хайлова О. И. Прмч. Неофит (Осипов) и его богословское наследие//ЦВ. Варшава, 2011. 3. С. 35-48; она же. Мысль о Боге вместо дыхания: Жизнеописание прмч. Неофита (Осипова)//Духовный собеседник. 2012. 62. С. 110-164; «Авво мой родной!»: Письма сщмч. митр. Кирилла (Смирнова) прмч. архим. Неофиту (Осипову), 1933-1934 гг.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2014. Вып. 2(57). С. 117-142; Дамаскин (Орловский), игум. Единство через страдания: Новомученики России, Украины и Белорусии. М., 2017. С. 266-284.

http://pravenc.ru/text/2564966.html

Поэтому предлагаю применить к ним высшую меру наказания». Однако ввиду «исключительно важного политического значения настоящего дела» 28 июня Президиум ВЧК постановил «передать дело в Революционный трибунал для гласного судебного разбирательства. Вынося подобные постановления, Президиум ВЧК исходил из того соображения, что преступление высших духовных лиц православного духовенства должно быть достоянием гласности, чтобы «сами верующие могли иметь беспристрастное суждение о степени соответствия их пастырей своему пастырскому долгу». Однако к концу лета обстановка в стране претерпела серьезные изменения. После ряда покушений на высокопоставленных партийно-советских функционеров, в условиях объявленного властью «красного террора», 23 августа (5 сентября) прот. И. И. Восторгов был расстрелян. Там же. Там же, л. 36–37 об. Там же, л. 40–44. Там же, л. 9–12 об. ЦА ФСБ России, Р-49509, т. 8, л. 252. Архив Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П-71478 (Дело «русских католиков», 1935 г.), л. 154; Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю., Шикер А. К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. С. 61. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 95. Что явствует из дневника супруги сосланного в Новосибирск богослова профессора Николая Николаевича Фиолетова (Там же. С. 96–97). Следственное дело Патриарха Тихона... С. 902; Акты Святейшего Тихона… С. 950, 967. Журнал Московской Патриархии. 1934. 22; История иерархии Русской православной церкви… С. 364–365; Акты Святейшего Тихона… С. 716–721. Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 97. Левитин А., Шавров В. Указ. соч. С. 470; Политбюро и Церковь. Т. 2. С. 533. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 291. Следственное дело Патриарха Тихона... С. 902. Дворжанский А. И. Указ. соч. С. 291. Архиепископ Саратовский и Вольский Палладий (Шерстенников; 1896–1976 гг.) 24 мая 1958 г. письменно свидетельствовал, что «Путята последние годы жизни жил в Вятке, побираясь милостыней на паперти тамошнего храма… Настоятель Владимирской церкви города Кирова (б[ывшая] Вятка) протоиерей Вениамин Тихоницкий (умер в 1957 году архиереем Кировским и Слободским) рапортом в феврале–марте 1937 г. донес Блаженнейшему Сергию (Страгородскому.– М. К.) о смерти монаха Владимира Путяты, перед смертью покаявшегося во всем и удостоенного им, Тихоницким, святого причастия. Он же отпевал покойного монашеским чином и похоронил его на Ахтырском кладбище города Кирова» ( Иванов Н. П. Указ. соч. 1999. 3. С. 101). «Справка на Владимира Пензенского» (РГАСПИ: Справки-комментарии к неопубликованным документам В. И. Ленина, направляемые в Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Т. 3. Перечень 12-9. Л. 504–505). Журавлев В. В. Революция как способ реализации личного интереса (К постановке проблемы)//Революция и человек: Социально-психологический аспект. М., 1996. С. 23–24.

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Святитель со свойственным ему красноречием и убедительностью сумел доказать абсолютно неканоничный, раскольнический характер обновленческого движения. Он сорвал с обновленцев лживые маски и вскрыл их подлинное лицо, что отрезвило очень многих, способствуя их возвращению в лоно Патриаршей Церкви. Его аргументы использовались и другими представителями православного духовенства. Яростно обличая обновленцев, он понимал, что тем самым ускоряет свой новый арест и заключение, но шел на это сознательно, жертвуя собой ради Церкви Христовой. Ибо по его словам: “Если не служить Церкви — нет никакого смысла во всякой деятельности и незачем тогда жить на Божьем свете”. Список сокращений РГАСПИ Ðîññèéñêèé ãîñóäàðñòâåííûé àðõèâ ñîöèàëüíî-ïîëèòè÷åñêîé èñòîðèè . Центральный архив ФСБ. 1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М., 1970. С. 469–472. 2 Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922–1925 гг. Кн. 1. М.–Новоси­бирск, 1997. С. 244–245 (далее — Архивы Кремля). 6 См. об этом: Петров С. Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 г.//Материалы конференции “История Русской Православной Церк­ви в XX веке (1917–1933 гг.)”, г. Сэнтендре (Венгрия) 13–16 ноября 2001 г. (Русская Церковь XX век. Кн. 1). М., 2002. С. 259–284. 8 Священник Г. Ореханов, Шкаровский М. В. Введенский А. И.//Православная Энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 351. 12 Тексты этого и последующих документов, составленных в ГПУ, приводятся с сохранением особенностей оригинала. 13 9 апреля 1922 г. Патриарх Тихон выпустил “Обращение к Епархиальным архиереям”, в котором указал на недопустимость сопротивления изъятию ценностей, см.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000 (далее — Следственное дело). С. 124–125; Архивы Кремля. Кн. 2. С. 177–178. 14 Речь идет о визите группы представителей обновленческого ВЦУ во главе с А. И. Введенским к митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (Ка­занскому), который состоялся 26 мая 1922 г. Введенский потребовал от митрополита признать ВЦУ. В своем послании от 28 мая 1922 г. митрополит Вениамин отлучил прот. А. Введенского и священников В. Красницкого и Е. Бел­кова от Церкви. 15 Речь идет о съезде группы “Живая церковь”, проходившем в Москве с 3 по 17 августа 1922 г. На съезде присутствовало до 200 делегатов. Съезд принял решение о закрытии всех монастырей, поставил задачу добиваться суда над Патриархом Тихоном и лишения его сана, всех епископов-монахов, не поддержавших обновленчество, предписывалось удалять с кафедр. На последнем пленарном заседании 15 августа съезд принял резолюцию, согласно которой будущий собор должен был снять отлучение с Льва Толстого. Съезд был подготовлен и контролировался шестым отделением СО ГПУ, см. отчеты Е. А. Тучкова о ходе работы съезда: Архивы Кремля. Кн. 1. С. 315–318.

http://pravmir.ru/publichnyie-disputyi-s...

МДА – Московская духовная академия МОНО – Московский отдел народного образования мч. –мученик МЧК – Московская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем НКВД – Народный комиссариат внутренних дел РСФСР н. ст. – новый стиль НКЮ – Народный комиссариат юстиции РСФСР ОГПУ – Объединенное государственное политическое управление при Совете народных комиссаров СССР Реготделение ОЦР ОГПУ – Региональное Отделение Отдела центральной регистратуры ОГПУ пос. – поселок ПП ОГПУ – Полномочное представительство ОГПУ прот. – протоиерей протопр. – протопресвитер ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский Богословский институт ПСТГУ – Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет РПЦЗ – Русская Православная Церковь Зарубежом РСО – Регистрационно-статистический отдел РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика с. – село, страница Св. – святой, Святейший, Священный свящ. – священник Соввласть – советская власть СНК, Совнарком – Совет народных комиссаров (РСФСР-СССР) СО ОГПУ – Секретный отдел ОГПУ СО ПП ОГПУ – Секретный отдел ПП ОГПУ Сост. – Составитель СПбДА – Санкт-Петербургская Духовная Академия ст. – статья ст. ст. – старый стиль СОУ – Секретно-оперативное управление СПО ОГПУ – Секретно-политический отдел ОГПУ СУ – Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства сщмч. – священномученик т. – том т., тов. – товарищ Тобокротдел ОГПУ – Тобольский окружной отдел ОГПУ у. – уезд УГБ – Управление государственной безопастности УК – Уголовный кодекс УНКВД – Управление НКВД УПК – Уголовно-процессуальный кодекс УСО – Учетно-статистический отдел УССР – Украинская Советская Социалистическая республика ФСБ РФ – Федеральная служба безопасности Российской Федерации ЦА ФСБ РФ – Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации ЦГАМО – Центральный государственный архив Московской области ЦЕКУБУ – Центральная комиссия по улучшению быта ученых при СНК РСФСР ЦИК – Центральный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов СССР

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Прп. Максим Грек за работой. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) Прп. Максим Грек за работой. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) В XVIII в. образ М. Г., духовного писателя, часто встречается в старообрядческих рукописях. В сборниках сочинений М. Г. представлены изображения как черно-белые, графические (РНБ. Ф. 98. 1198. Л. 51 об., XVII - 1-я четв. XVIII в.; Синицына. 2006. Ил. 12), так и цветные (РНБ. ОЛДП. О.15. Л. 13 об., 1726 г.- см.: Синицына. 2006. Ил. 18; БАН. Бурц. 25. I.5. 97. Л. 4 об., нач. XVIII в.- см.: Бурцев А. Е. Опись старых слав. и новых рус. рукописей. СПб. 1901. Т. 4. Рис. на с. 64). В Толковой Псалтири кон. XVIII в. (ЯИАМЗ. 982 (301). Л. 8 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 21), по замечанию Белобровой, образ М. Г. уподобляется изображению царя Давида ( Белоброва. 1973. С. 246-247). Образы идентичны по композиции, но отличаются в деталях. Как и Давид Псалмопевец, М. Г. изображен сидящим на узорном золотом троне внутри полукруглого помещения с мраморными стенами, кессонированным сводом, напоминающим апсиду с конхой. На нем подризник цвета желтой охры, красная мантия, на голове черная скуфья. На старообрядческих миниатюрах XIX в. при сохранении иконографического типа М. Г.- писателя подробнее изображен интерьер кельи. На миниатюре из сборников сочинений М. Г. 1-й четв. XIX в. (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 14) и 1818-1820 гг. (РГБ. Ф. 344. 22 (М. 6083). Л. 26 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 22) святой представлен сидящим на табуретке за столом в келье, правой рукой он опускает перо в чернильницу, указательным пальцем левой руки касается лба. Миниатюра (РГБ. Ф. 247. Л. 24 об.) с незначительными отличиями в деталях (напр., на иконе отсутствуют занавески на шкафах, отверстия для ключей в выдвижных ящичках заменены ручками) сходна с иконой из собрания М. П. Максаковой (см.: Белянина. 2010. Ил. 1) Достаточно широко распространены иконы с единоличным (как поясным, так и ростовым) изображением М.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Товарищ Владимир Николаевич! Продолжаю наивно думать, что вопросы, заданные мною полностью разрушают вашу версию. 1. «Самые «старые» человеческие останки, имевшиеся в лаборатории, датировались 1942 годом». Простите, но уже надоели эти попытки оболванивания публики. А если бы в лаборатории, как вы утверждаете, были бы останки 1962 года или 1982 года? Датировка останков имеет колоссальное значение. А между 1942 годом и 1918 годом разница очень большая! Прибавим сюда и отсутствие воздействия указанных в заключении сред, можно сделать вывод, что представленные вами останки 40-х годов и относятся как раз к тем секретным томам НКВД по формированию в эти годы лже могилы, почему бы и нет? 4. «Расхождения в мтДНК принца Филиппа объясняются техническими ошибками при публикации». В какой публикации? «Идентификация ДНК Императрицы Александры Федоровны была проведена «с нуля» в 2007-2008 годах на основе новейших генетических технологий в нескольких лабораториях и убедительно подтвердила принадлежность останков, обозначенных номером 7 Императрице. Обстоятельства, связанные проведением ДНК-анализа принца Филиппа могут быть опубликованы только после его согласия.» Опять? В 2007-2008 годах была проведена идентификация екатеринбургских останков 90-х. И как раз она и показала расхождение как с идентификацией этих же останков в 90-х, так и с принцем Филиппом по трем позициям, поэтому непонятно о какой публикации вы пишите. 8. «Я не могу спросить ни у Полушина, ни у Лукоянова о том, какие версии они высказывали по поводу гибели Царской Семьи, поскольку они давно уже умерли. Придумывать ответы не в моей манере.» Спросить не можете, но вы вод сделать можете. И делаете его, вместе с Лыковой, только дезинформацией называете слова Лукоянова, а не Полушина. А по логике должно быть наоборот. Странная логика вообще у вас. А Юровского вы спросить можете?)) 9. «Два тома из трех о «Романовских ценностях» рассекречены, и самая интересная часть документов опубликована академиком В. Алексеевым. Третий том засекречен только потому, что на одной странице имеются данные об агенте ОГПУ. Я не раз предлагал выделить данную страницу из дела и хранить её отдельно, а дело рассекретить, но у архивной службы ФСБ свои правила. Уверяю Вас, ничего в 3 томе об останках Царской Семьи нет, как и в первых двух.» Тоже самое нам твердили о Катынском деле. Нет уж. Только факты. Секрет значит секрет. Не исключено также, что вам не показали 4,5,6 или 77 тома. В Президентском архиве есть папки, которые не подвластны не только вам, но самой ФСБ. И поэтому ваши слова, что публике известны и открыты ВСЕ материалы по царскому делу, мягко говоря, неправда. То, что у ФСБ свои правила мы знаем. Это только подтверждает слова архивиста Степановой, кстати, здесь ее статья что поставить в этом деле точку вы можете, вы её уже поставили, а вот мы – православные и наша Церковь не поставили.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/16/...

 Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933//  http://korin.webzone.ru/kat/mitr.htm  Карандашный рисунок из архива Дома-музея Павла Корина. Инв. номер РС-16506/9.  ЦА ФСБ РФ. Д. Р–34665. Л. 17.  Расстрелян в Сусловском отделении Кемлага 4.11.1937. Прославлен Русской Православной Церковью как преподобномученик в августе 2000 г.  Схимонахиня Игнатия (Пузик) – постриженица и летописец тайной монашеской общины Высоко-Петровского монастыря. См. о ней:  Беглов А.Л.  Схимонахиня Игнатия (Валентина Ильинична Пузик; 1.02/19.01.1903–†29.08.2004). [Некролог]//Альфа и Омега. 2004. 3(41). С. 360–370.   Игнатия (Петровская), монахиня.  Высоко-Петровский монастырь в 20-30-е годы/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания  А. Л. Беглова  //Альфа и Омега. 1996. 1(8). С. 123.  ЦА ФСБ РФ. Д. Р–27416. Лл. 136об., 137.  ЦА ФСБ РФ. Д. Р–34665. Л. 2.  Там же. Л. 36.  Новомученики и исповедники Волоколамские//   Там же. Л. 18.  Там же. Л. 19.   Игнатия (Петровская), монахиня.  Высоко-Петровский монастырь в 20-30-е годы/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания  А. Л. Беглова  //Альфа и Омега. 1996. 1(8). С. 133–134. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Николай 5 февраля 2021, 23:41 Кровью этих мучеников наша Церковь стоит. Об этом нам помнить надо. А сегодня некоторые называющие себя православными по богоборческой власти тоскуют. Елена 5 февраля 2021, 11:25 Святые новомученики российские, от безбожной власти умученные, молите Бога о нас. Григорий 5 февраля 2021, 10:32 Спасибо за такую замечательную статью. А я вот вспомнил главу из одной из книг Вадима Кожинова. Глава та называется " Замысел Павла Корина " . История России и история Русской церкви не кончилась. Будем же помнить то, что было. Спаси Господи люди твоя! Пётр 5 февраля 2021, 09:31 " Отец Митрофан был арестован летом 1941 года, погиб в тюрьме г. Саратова в возрасте 72 лет 15 мая 1942 г. " Поразительно, идёт война, а у советской власти нет других забот, кроме как выслеживать и убивать верующих, вплоть до глубоких старцев. Становится понятно зачем советскому народу был попущена Богом эта страшная война.

http://pravoslavie.ru/137157.html

47 АУ ФСБ ВО. Ф. 6. Д. 19999-пф. Т. 3. Справка в приложении к делу 67 по обвинению гр. Решетниковой и др. (к конверту с вещественными доказательствами), 26 августа 1935 г. Л. 1–2. 49 Там же. Т. 1. Дело 67 по обвинению гр. Решетниковой и др. (1934–1935 гг.). Л. 5, 29, 181–190. 50 АУ ФСБ ВО. Ф. 6. Д. 21613-пф. Показания на допросе свящ. В. Н. Князевского по делу граждан (архиепископа Серафима (Павлова), свящ. В. Н. Князевского и др.), служителей Казанской церкви г. Сталинграда, 9–10 марта 1935 г. Л. 9–10 рукописный подлинник. 51 Государственный архив новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО). Ф. 27. Саратовский губком ВКП(б). Оп. 4. Д. 337. Материалы и выводы в связи с приездом архиерея епископа Петра (Соколова) в с. Никольского хутора при фабрике “Красный Октябрь” (23 сентября 1926 г.). Л. 114, 115 об. 52 В проповедях “контрреволюционного содержания” в кладбищенской Алексеевской церкви, произносимых архиепископом Петром (Соколовым) и настоятелем церкви отцом Алексеем Сердобольским, а также в частных беседах с верующими, говорилось о гонениях со стороны советской власти на служителей церкви, о том, что ей придётся за это расплачиваться, одобрялась деятельность “монархических кругов верующих из илиодоровцев”. “Кладбищенская церковь являлась тем местом, куда на богослужения сходились в большом количестве различные контрреволюционные элементы, как то: илиодоровцы, прозорливые, религиозные странники и другие подозрительные люди…”. Остриё этих проповедей было направлено против неверующих и неверия; проповедники говорили о том, что “враги адовы не одолеют церкви Христовой”, причём по смыслу фразы “современный Советский строй и неверие” отождествлялись с адом. Резкий характер антисоветских проповедей возбуждал среди верующих недовольство советскими мероприятиями в области церковной политики и заставлял более осторожных из верующих высказывать опасения в том, что со стороны власти могут последовать репрессии; см.: АУ ФСБ ВО. Ф. 6. Д. 5647-пф. Дело по обвинению архиепископа Петра (Соколова Павла Ивановича) и др., 23 апреля – 2 октября 1935 г.. Л. 5, 16, 50–51, 66).

http://pravmir.ru/pravovoe-obespecenie-r...

Л. 7(г). (Позднейшая недатированная приписка, внесенная в период следствия.) 157 Заключение по делу М.И. Фудель, 23 ноября 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46066. Л. 18. Е.А. Тучков в своей резолюции предложил в этом случае ограничиться меньшим сроком: «Согласен на один год» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46066. Л. 18). 158 Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 25 ноября 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46067. Л. 23. 159 Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 25 ноября 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46066. Л. 17. Хива, наряду с Зырянской областью, была определена в 1922 г. антирелигиозной комиссией в качестве наиболее подходящего места для административной высылки «реакционной тихоновщины». 161 Выписка из протокола заседания Комиссии НКВД по административным высылкам от 9 декабря 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46066. Л. 23. 162 См.: ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46067. Л. 26–30. Такие милости к заключенным вызвали недовольство коменданта ОГПУ, который на обороте предписания написал: «Дорогие товарищи! Не вышла ли тут ошибка, пересмотрите ваше решение. Если нет тяжелобольных, то на квартиру посылать не следует, ибо этим мы же сами развращаем красноармейцев, и вообще за 5 лет существования ВЧК-ОГПУ не было ни одного такого случая» (Служебная записка зав. секретно-регистрационным отделом ГПУ коменданту ГПУ от 13 декабря 1922 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46067. Л. 27). Тучков отвечал: «Разрешение Фуделям сходить домой было дано на основании постановления комиссии по мотивам, что у них дома лежит больная мать. Распоряжение, которое отменить нельзя» (Записка нач. 6-го отд. СО ГПУ коменданту ГПУ от 14 декабря 1922 г. Там же. Л. 26). 166 Служебная записка 6-го отд. СО ГПУ от 24 января 1923 г. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46067. Л. 32. Мария Фудель была отправлена по этапу в Зырянский край в январе. В июле ей было дано разрешение выехать в Москву для лечения (операция по удалению аппендицита). Воспользоваться этим разрешением ей удалось 16 августа (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-46066. Л. 26–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

7 Иштта дан мега: Исраилан халкъана ша лехнарг ца карийра. Дала хаьржинарш бен ца кхечира Делан дикане. Ткъа биснарш Дала дагца дарбинера. 8 Делан Йозанашкахь яздина ма-хиллара: «Дала церан дегнаш артдина, таханлерчу дийне схьакхаччалц а ца го а, а ца хеза лергаш а церан хилийтархьама». 9 Дауд-паччахьо боху: «Цара шаьш-шайна тойнашкахь гуро а, а лоцийла уьш. Гал а бевлла, охьаэгийла уьш, бекхам а бойла царна. 10 Бода церан а ца гархьама, баккъаш а хуьлийла церан ситтина гуттаренна а». 11 Аса юха а хоьтту: «Жуьгтий гуттаренна а галбевлла те?» Дера ца бевлла! Мелхо а, церан галбовлар бахьана долуш кхечу къаьмнех болчу нахана карийна, исраилхойн цаьрга хилийтархьама. 12 Ткъа церан галбовлар дуьнен чуьра адамашна а диканна хилча, церан синан эшар кхечу къаьмнех болчу нахана диканна хилча, мел сов дика хир ду, уьш кхоччуш барамехь хилча! 13 Шуьга боху аса, кхечу къаьмнех болу нах: шун векал со хиларна, сайн балхах дозалла до аса. 14 Цаьрга хилийта соьга меттахбахалур бац те сан къомах берш, иштта бац те соьга царах цхьаберш? 15 Сан къомах берш дуьнен чуьра нахаца Дела тайча, сан къомах берш кхин хир ду, беллачуьра денбалар дацахь?! 16 Бедан хьалхарчу декъах деттинарг Делан долахь хилча, берриг а бод Цуьнан долахь бу. Диттан орамаш даздина хилча, диттан гаьннаш а хир ду иштта даздина. 17 Зайт-диттана шен долу гаьннаш а хедийна, акхачу диттан гаьннаш терра, иштта, кхечу къаьмнех болу нах, шу а долу га санна ду, зайт-диттан орамех схьаболучу ницкъах а, дахарх а 18 Амма гаьннашна хьалха куралла ма елахь. Дагадаийталахь хьайна, орам латтош верг хьо ца хилар, ткъа хьо оцу орамо латтош хилар. 19 Ахьа ала там бу: «И гаьннаш со хадийна ма ду». 20 Нийса ду. Делахь а, Дала леррина Къобалвинчух тешар церан ца хиларна, уьш ткъа хьо Цунах тешар хьайн хиларна бен лаьтташ вац. Цундела куралла ма е, ткъа кхоьруш хила. 21 аьлча диттан шен долу гаьннаш а Дала кхоош ца хилча, ойла ехьа: хьо кхоор вуй те Цо? 22 Хьо гуш ву-кх: Дела диканца лела, ткъа Иза къизаллица лела. Шех Цо къизалла йо, ткъа хьуна дика до, нагахь санна Цуьнан диканехь хьо а висахь. Иштта ца хилахь, хьо а хир ву 23 Ткъа вуьш а, зайт-диттана гаьннаш терра, церан хьалхалерчу меттиге бу, нагахь санна Дала леррина Къобалвинчух ца тешаш уьш ца бисахь, аьлча Дела ницкъ болуш ву, уьш юха а шайн меттиге 24 Акхачу зайт-диттах долу гаьннаш, дуьхьал иза делахь а, дикачу зайт-диттана хилча, дикачу зайт-диттах кхин а дика ма ду шайн долчу дитта

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010