Четвертое же царство, относящееся, очевидно, к римлянам, подобно железу, все разбивающему и сокрушающему. Но ноги и пальцы его отчасти железные, а отчасти глиняные, что в настоящее время весьма ясно подтверждается. Ибо как в начале не было ничего более сильного и более крепкого, нежели римская империя, так в последнее время (in fine rerum) нет ничего более слабого, потому что мы и во внутренних войнах и [в войнах] против различных народов нуждаемся в помощи других, варварских народов. В конце же всех этих царств, золотого, серебряного, медного и железного, оторвался камень, Господь и Спаситель, без содействия рук, то есть без совокупления и семени человеческого, из девственного чрева, и разрушив все царства, сделался великою горою и наполнил всю землю, что иудеи и нечестивый Порфирий относят к народу израильскому, который в конце веков будет, по их мнению, самым сильным и сокрушит все царства и будет царствовать вечно. Дан. 2:45 . Великий Бог дал знать царю, что будет после сего: и верен сон и истинно объяснение его. Снова говорит, что открытие сна не есть дело его заслуг, имея в виду сделать объяснение ясным для царя и показать царю, что единому Богу должно служить. Дан. 2:46 . Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу и велел принести ему жертвы и курения. Порфирий несправедливо порицает это место из-за того, что никогда весьма гордый царь не мог поклониться пленнику, как будто бы и ликаоняне, вследствие великих знамений, не хотели приносить жертв Павлу и Варнаве ( Деян. 14 ). Таким образом заблуждение язычников, которые все то, что выше их, считают за богов, не следует вменять в вину Писанию, которое просто описывает все то, что было. Но мы можем и то сказать, что причины поклонения и принесения жертв и возжения курения сам царь изложил, сказав Даниилу: Дан. 2:47 . Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну. Таким образом он кланяется не столько Даниилу, сколько в лице Даниила Богу, открывшему тайны. Тоже, как мы читаем 10 , сделал и Александр Великий, царь македонский, по отношению к первосвященнику Иоиаде. Если это не нравится, то нужно так сказать, что Навуходоносор, смутившись вследствие великих знамений и изумления, не знал, что делать, так что, познав истинного Господа и Владыку царей, и поклонился рабу Его и возжег ему курение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1Пар.1:46 .  И умер Хушам, и воцарился по нем Гадад, сын Бедадов, который поразил Мадианитян на поле Моава; имя городу его: Авив. 1Пар.1:47 .  И умер Гадад, и воцарился по нем Самла, из Масреки. 1Пар.1:48 .  И умер Самла, и воцарился по нем Саул из Реховофа, что при реке. 1Пар.1:49 .  И умер Саул, и воцарился по нем Баал-Ханан, сын Ахбора. 1Пар.1:50 .  И умер Баал-Ханан, и воцарился по нем Гадар; имя городу его Пау; имя жене его Мегетавеель, дочь Матреда, дочь Мезагава. Список царей едомских представляет почти буквальное повторение списка ( Быт.36:31–39 ). Если не считать незначительных особенностей, обусловливаемых различием форм произношения одного и того же имени (Гадад – стих 46 и Пау стих 50 вместо Гадар и Паи ( Быт.36:35,39 ), а также пропусками некоторых прибавок кн. Бытия ( «и был царем в Эдоме» – ( Быт.36:32 ) и «сын Ахбора» – Быт.36:39 ), то более важным различием между списками является отсутствие в кн. Бытия замечания Паралипоменон о смерти последнего царя Гадада (стих 51). Оно объясняется тем, что этот царь был жив в Моисеево время. 1Пар.1:51 .  И умер Гадар. И были старейшины у Едома: старейшина Фимна, старейшина Алва, старейшина Иетеф, 1Пар.1:52 .  старейшина Оливема, старейшина Эла, старейшина Пинон, 1Пар.1:53 .  старейшина Кеназ, старейшина Феман, старейшина Мивцар, 1Пар.1:54 .  старейшина Магдиил, старейшина Ирам. Вот старейшины Идумейские. Список старейшин едомских с более полными, чем здесь, введением и заключением встречается в ( Быт.31:40–3 ). Сокращение текста Бытия сделано автором Паралипоменон в том соображении, что добавления известны читателям. Вожди названы по именам их владений; за это ручаются несомненно женские имена Фамна и Агаливама, а равно и имена местностей – Ела, Пинон, Феман. Стоящее перед исчислением старейшин выражение: «и умер Гадад», дает некоторым ученым (Бэрто) право считать их преемниками царей и видеть здесь указание на переход от монархической власти к демократической. Другие (Кейль) допускают совместное правление царей и старейшин.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Пар.32:5 ) и Манассии. Как видно из упомянутых в сейчас приведенном месте 2 книги Паралипоменон пунктов – Геон (ср. 3Цар.1:39 ; 2Пар.32:30 ), Рыбные ворота ( Неем.3:3,12:39 ; Соф.1:10 ) и Офел ( 2Пар.27:3 ; Неем.3:26 ) видно, что стена эта начиналась у западной (Геон) или северо-западной части Иерусалима, огибала затем весь север города до Рыбных ворот на северо-востоке и, поворачивая затем к югу, захватывала юго-восточный отрог горы Мориа – так называемый Офел, (ср. у И. Флавий, Иудейские Древности 10:3, 2). Кроме летописей царей Израильских (в ( 4Цар.20:17 ) – «царей Иудейских») свящ. писатель 2 книги Паралипоменон цитирует в качестве источника для истории Манассии записи некоего Хозая (евр. дибре-Хозай), вероятно, одного из современных этому царю пророков. Погребен был при доме своем, в саду некоего Уззы (ст. 18; ( 2Пар.33:20 ); И. Флавий «Иудейские древности». Книга X, гл. 3, 2 ), которого некоторые (Бенцингер, Киттель) отождествляют с известным царем Озиею-Азариею ( 4Цар.15:1 и др.), другие (Кейль, Бер) видят здесь имя неизвестного лица, прежнего владельца сада, в котором после был построен дворец; предположительно помещается в долине Тиропеон (Onomast. 700) у подошвы Офела. 4Цар.21:19 .  Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы. 4Цар.21:20 .  И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; 4Цар.21:21 .  и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, 4Цар.21:22 .  и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним. 4Цар.21:23 .  И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. 4Цар.21:24 .  Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. 4Цар.21:25 .  Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.21:26 .  И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него. Сравните ( 2Пар.33:21–25 ). 15-й царь иудейский Амон, сын и преемник Манассии, был во все короткое свое царствование, 643–641 гг., ревнителем нечестия отца в первую и большую его часть, но не подражал его покаянию. Указание на его языческий образ мыслей и настроение некоторые видели в самом имени Амона (у И. Флавия «Амос»), сближая его (Евальд и др.) с именем известного египетского божества Амона; вероятнее, впрочем, что это еврейское имя (ср. 3Цар.22:26 ; Неем.7:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. (Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти самарийския пред царем Ассирийским). Как ранний период детского возраста царственного Сына Девы, Еммануила, был указан царскому дому, как знамение скорого низвержения двух союзных царей Сирийского и Израильского (гл.7:15–16); так первый период детского возраста сына пророчицы «Магер-шелала-Хаш-база,» когда этот малютка едва выучится называть отца и мать по имени, – указывается народу, как знамение скоро наступающего опустошения земли Сирийской и Израильской силой царя Ассирийского. А вместе с тем скоро будут спасены царский Дом и земля царства иудейского, которая могла пострадать из-за неприязненных отношений к ней двух союзных царей. – Во исполнение знаменательных слов пророка, действительно, царь Ассирийский уничтожил могущество Дамаска – столицы Сирийской и Самарии – столицы Израильской (4Пар.15:29; 16:9; 17:3; 18:9). Пророк высказал знаменательные и утешительные пророчества «дому Давида» и избранному «остатку» народа иудейского; теперь, от имени Иеговы, он возвещает наказание царству Израильскому за преступный союз его с Сирийцами и царству иудейскому за преступный страх его перед ничтожными врагами, тогда как нужно было иметь страх только пред Богом (ср.ст.13). 5–7а. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его. (И приложи Господь глаголати ко мне еще, глаголя: понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева (т.е. Факея) царя над вами, сего ради се, возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийска и славу его). Всякий опытный пастырь, желая мирно и безбедно пасти вверенное ему стадо, не ведет его к воде глубокой, быстрой и бурной: здесь легко могут затонуть козы и овцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

556 восхваляющих в наряде священном, выступая пред лицом ополчения, и говорящих: славьте Ягвэ, ибо во век милость Его! И в то время, как стали они хвалить и славословить, воздвиг Ягвэ усобицу у сынов Аммоновых, Моабовых и горы Сеира, пришедших на Иуду, и были они поражены» (2 Парал. XI, 14-22). Сын Иошафата, Иорам, породнившийся с отступническою династией царей Израильских и пошедший их путями, из того же северного царства от его великого пророка получил себе обличение и приговор. «И вступил Иорам на царство отца своего и укрепился и перебил всех братьев своих мечом, а также и из вельмож Израилевых. - - - И ходил путем царей Израильских как делал дом Ахабов, ибо дочь Ахабова была ему женою, и делал зло в очах Ягвэ. - - - И он устроил пирамиды в горах Иудиных, и ввел в блуд жителей Иерусалима и соблазнил Иуду. И пришло к нему письмо от Элиагу (Илии) пророка, гласившее: Так говорит Ягвэ, Бог Давида отца твоего: за то, что не пошел ты путями Иошафата отца твоего и путями Асы царя Иудина; а пошел путями царей Израильских и ввел в блуд Иуду и жителей Иерусалима подобно тому, как блудодействовал дом Ахабов; к тому же и братьев своих, дом отца твоего, лучших тебя, ты убил; — вот Ягвэ поразит поражением великим народ твой и сынов твоих и жен твоих и вое достояние твое: а тебя (самого) болезнями многими, — болезнью внутренностей твоих даже до выпадения внутренностей твоих от болезни со дня на день. — И возбудил Ягвэ на Иорама дух Филистимлян и Арабийцев, что со стороны Кушитов. И порядись они на Иудею и ворвались в нее и забрали все имущество, находившееся в доме царя, а также и сынов его и жен его, и после всего этого поразил его Ягвэ во внутренностях его болезнью неизлечимою» (2 Парал. XXI, 4, 6, 11-18). Деятельность пророков, направленная к утверждению национальной жизни на духовных основах религии Ягвэ, встречала сильное противодействие в иудейской аристократии, образовавшейся со времен Давида и Соломона и склонной к языческому разврату. «И после смерти Иегоядй (первосвященника) пришли вельможи Иудины (сарэй Иегуда) и поклонились царю (Иоашу, внуку Иорамову); тут послушался их царь. И оставили они дом Ягвэ Бога отцов их и служили ашэрам и идолам; и был гнев на Иуду и Иерусалим

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

5 . Должно осознать, что сами эти царства, цари которых, покоренные Иисусом, скрылись в пещере, позже становятся уделом святых и именуются частью Господа, такие как царство Иерусалимское или Лахисское или Хевронское. Я думаю, это указывает на то, что те пять чувств, о которых мы говорили выше, утихают в теле, когда покоряются Иисусу; неверность и безверие изгоняются из них, и когда их грехи умирают, так что они перестают служить греху, тогда душа использует этих же самых слуг, чтобы работать праведности Божьей. Поэтому так и случилось, что Иерусалим, в котором сначала правил порочный и нечестивый царь, позже стал управляться твердой рукой Давида и миролюбивым Соломоном. И эти телесные чувства, о которых мы говорили, осаждаются силами зла, которые возбуждают их к дурным желаниям и пагубным движениям души. Но если вера во Христа одолевает эти враждебные силы и они распинаются на древе Его Креста, так что Он торжествует над ними, пригвоздив их «ко кресту» (ср. Кол.2:14–15 ), и они изгоняются из Его царства и низвергаются, тогда душа соделывается уделом Бога, тогда Иерусалим становится царством Божьим, и воздвигается в нем храм Господу. Разве не понимал это сказавший: «И мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий» ( Тит.3:3 )? И это означает не что иное, как то, что Иерусалим был под властью царя Адониседека, а другие города – иных царей. 6 . Тем временем Иисус поразил врагов, не научая нас жестокости, как думают еретики, но указывая этими событиями на будущие таинства, так что когда Иисус поразит тех царей, которые правят в нас царством греха, мы сможем исполнить сказанное Апостолом: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые» ( Рим.6:19 ). Что же тогда осуждается здесь как жестокость? Она, как сказано, есть то, что написано: «Подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих» ( Нав.10:24 ). Но ведь в этом проявляется не жестокость, а человеколюбие и благость, верно?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

9. Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «правда!» (Все языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них: кто возвестит сия? или яже исперва кто возвестит вам? да приведут свидетели своя, и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину). И при мирных связях, и при враждебных отношениях народы Востока знали один другого и постоянно рассуждали о прошедших событиях и настоящих обстоятельствах, не редко гадали, как умели, и о будущей своей и чужой судьбе (гл.2:6; 10:19; Дан.2:29 ): последнее составляло предмет особых размышлений князей и царей. Но Господь говорит: если бы собрались все народы вместе, и князья их присоединились, то никто из них не возвестил бы того, что предсказал Господь и что совершит в будущем только Он един, а именно наступление времени спасения людей всех стран действием благодати, просвещающей и возрождающей. Никто из народов и царей не возвестит того, что было предопределено и возвещено от начала бытия человечества; никто не представит свидетелей от себя, чтобы оправдаться, – чтобы, услышав показания этих свидетелей, можно было сказать: «да, правда!» Спасение человечества благодатью Божьей будет делом совершенно новым (ст.19). 10–11. А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. (Будите Ми свидетели, и Аз свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок Мой, его же избрах, да увесте и веруете Ми, и уразумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин Бог, и по Мне не будет. Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй). У народов и царей нет свидетеля, который бы знал и указал Спасителя народов; а Господь имеет свидетелей о Себе; это Его избранный народ и избраннейший из народа Его Отрок – слуга Его воли, совершитель самого дела спасения. Что было предсказано народу и что совершит Отрок Иеговы, из того самого всем будет совершенно понятно, что Спаситель народов есть ни какой-то иной Бог, а только Он единый и вечный Бог и Царь, сотворивший, устроивший и искупивший Израиля (ст.1,3,7–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама большую половину царства, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его некоего Иеровоама ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» ( 3Цар.14 ). И действительно, в своё время, по повелению Божию, был помазан на царство израильское некто Ииуй, истребивший доселе царствовавший дом ( 3Цар.19:16 ; 4Цар.9,10 ). Без сомнения, Бог поставлял и низлагал не одних только царей еврейских. Он «низлагал царей и поставлял царей», – говорит пророк Даниил о всяких вообще царях. ( Дан.2:21 ). Свящ. Писание Ветхого Завета о всяком вообще царстве говорит: «Всевышний властвует над царством человеческим и дает его кому хочет» ( Дан.4:22 ). «В руке Господа власть над землею и человека потребного Он во время воздвигает на ней» ( Сир.10:4 ; Суд.11:16 ). Господь возвещает: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:15–16 ). «От Господа дана царям держава и сила от Вышнего», – заключает Премудрый ( Прем.6:3 ). Потому-то даже Кир, царь персидский, называется «помазанником Божиим», исполняющим Его веления и находящимся под Его руководством и охраною ( Ис.45:1 и дал.). Впрочем, здесь необходимо оговориться, что в еврейском народе власть была вручена правителям этого народа непосредственно Самим Богом, а в народах языческих – по тайному промышлению Божию ( Ис.45:1–4 ; Ис.44:28 ). Новозаветное учение о государстве и государственной власти обосновывалось, без сомнения, на священных книгах Ветхого Завета, боговдохновенность которых засвидетельствована Иисусом Христом. Сам Спаситель во время Своей проповеди прямо не касался вопроса о происхождении власти. Но принимая во внимание весь дух Его учения, мы с достоверностью можем сказать, что Он смотрел на государственную власть, а следовательно, и на государство, как на установление божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

В год появления секты еноховцев (1886) вероучение ее заключалось в следующем: «настало последнее время существования мира. Чрез 3,5 года, считая с коронации Государя Николая II, 14 мая 1895 года, Христос придет судить живых и мертвых». Предвестники славного Христова пришествия Илия и Енох в лице Иоанна Кронштадтского и о. Николая Благовещенского – уже пришли и проповедуют миру покаяние. Уже и антихрист воцарился в лице царствующего Государя Николая II. Действие свое антихрист начал еще раньше; он прежде скрывался под чужим именем, присутствовал в сенате и издавал указы об убое скота во время чумы и людей во время холеры 1902 г. На нем всецело исполнились слова пророка Даниила: «А десять рогов, значит, что из этого царства восстанут 10 царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних и уничтожит трех царей. ( Дан.7–24 ). Он – антихрист, т.е. настоящий Царь, уничтожил трех царей: взорвал миной Александра II-ro, отравил Александра III-ro и сместил с престола настоящего Николая II, который теперь скрывается от антихриста, неизвестно где, но в свое время явится и овладеет царством. При коронации он убил 30 тысяч христиан, как о том сказано в Апокалипсисе: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклониться образу зверя ( Откр.13–15 ), и еще: пятый Ангел вылил чашу свою на престол; и сделал Царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания ( Откр.16:10 ). Все же добрые и полезные узаконения царя – антихриста – ничто иное, как лесть и обман, дабы расположить на свою сторону неопытных в вере. Воцарившись в Русском Государстве, которое уподобилось по своему неверию и беззаконию царству иудейскому пред пришествием Христа на землю, и утвердив свой престол в Петербург в и Москве, – этих духовных Содоме и Гоморре – он покорил себе и Церковь , прельстив представителей ее архиереев и священников – жалованьем, крестами и медалями, так что в Церкви теперь осталась одна видимость. Ее настоящее состояние вполне напоминает состояние церкви ветхозаветной во время Христа и Апостолов: было тогда у евреев и священство, и храм, и жертва, и все книги закона, но никто из священников и первосвященников не узнали Христа и не поверили Ему, и не последовали за Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В числе военных действий, чаще всего упоминаемых в Библии, находится осада неприятельских городов, для которой ассиро-вавилоняне придумали такие способы, сильнее которых не встречается и у последующих древних народов, не исключая и римлян. Это, прежде всего, валы или насыпи из земли ( 2Цар.20:15 , Иер.6:6; 32:24 ; Иез.17:17; 21:22 ), затем осадные башни ( Ис.23:13 ), и, наконец, тараны ( Иез.21:22 ). Все эти осадные средства сгруппированы в двух местах у пророка Иезекииля, у которого они постоянно были пред глазами. В одном месте пророк говорит: „И ты, сын человеческий, возьми себе кирпич и положи его пред собою, и начертай на нем город Иерусалим, и устрой осаду против него, и сделай укрепление против него, и расположи стан против него, и расставь кругом него стенобитные машины и возьми себе железную доску, и поставь ее как бы железную стену между тобою и городом, и обрати на него лицо твое, и он будет в осаде, и осаждай его» (4:1–3). В другом месте: „Устроит (Навуходоносор, царь Вавилонский) против тебя осадные башни, и насыплет против тебя вал и поставит против тебя щиты, и к стенам твоим придвинет стенобитные машины, и башни твои разрушит секирами своими» (26:8–9). Найденные в Саргоновом дворце барельефы сохранили вполне изображения всех этих осадных способов. К несчастью, одним из свойств, отличавших ассиро-вавилонян в военное время, была неумолимая жестокость к побежденному врагу, который дерзал оказать им сопротивление. Это видно, между прочим, из вышеприведенного текста пророка Иеремия (6:22–26). Нет пыток, которых бы они не придумали, чтобы сделать возможно жестокими страдания побежденных. И они не только не считают для себя позорными эти действия варварской жестокости, но еще цинически хвалятся ими и постоянно изображают их на своих барельефах. Им недостаточно было подвергать побежденных царей крайнему уничижению, заставляя их повергаться на землю и служить для победителя ступенью, чтобы сесть на коня, или просто наступая им на шеи в знак унижения. Обычай этот впрочем, был общим на Востоке и многие места в Ветхом Завете прямо указывают или намекают на него; напр., в книге Иисуса Навина (10:24) сказано: „Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех израильтян и сказал вождям воинов, ходивших с ним: подойдите, наступите ногами вашими на шеи царей сих.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/bibl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010