Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России. 1641 г. мая 31. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единого безначальнаго и безконечнаго... в Троицы славимого, милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Иверские земли началника Теймураза царя и сына ево царевича Давыда, велели им дати сю нашу царскую жаловальную грамоту вперед для утверженья, по ево, Теймуразову цареву, челобитью и прошенью, потому что изначала Грузинские земли цари и князи нашие православные крестьянские веры, а в послушанье были за много лет у прародителей наших у великих государей царей и великих князей российских. А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры. А после Леонтья царя сын ево Александр царь з детьми по тому ж были послушны дяде нашему блаженные памяти великому государю царю великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу и по нем бывшим великим государем царем российским и крест им великим государем целовали, и грамоты докончальные грузинских царей в нашей царской казне есть многие. И в прежних годех присылали к нам великому государю бити челом он, Теймураз царь, да башачюжской Юрьи царь, да Гурелской Мануйло царь, что кизылбашской Абас шах Грузинскую землю повоевал, и церкви разорил, и ево, Теймураза царя, из ево земли изогнал. А в прошлом во 127-м присылал к нам великому государю он же, Теймураз царь, з грамотою в послех Курмигинские пречистые Богородицы монастыря игумена Харитона бити челом о помочи на кизылбашского Абаса шаха, что землю Грузинскую разорил и церкви Божьи обругал .

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Третья Книга Царств Период времени, обнимаемый содержанием третьей книги Царств События, о которых повествует третья книга Царств, начинаются восшествием Соломона на Израильский нрестол, а кончаются смертью Иоасафата, четвертого преемника Соломонова. Первое событие относят к 1015 году до Р. X., а второе полагают около 890 года. Таким образом, период времени, обнимаемый содержанием третьей книги Царств, простирается до 125 лет. Очерк содержания Третья книга Царств естественным образом разделяется на две половины или части, совершенно равные по своему объему. В первых одиннадцати главах книга повествует о Соломоне до распадения царства еврейского на два; в других же одиннадцати предлагает синхронистическую историю первых четырех царей Иудейских и первых восьми царей Израильских. Обе эти части можно изложить в следующем очерке: Часть первая. История царствования Соломонова (Гл. 1–11). Гл. 1 . Восшествие Соломона на престол. 2 . Утверждение царства Соломонова и истребление его домашних врагов. 3 . Супружество Соломона и испрошенная им от Бога мудрость. 4 . Придворный штат Соломонов, богатство его двора и слава его мудрости. 5 . Сношение Соломона с Хирамом, царем Тирским, по делу о построении храма в Иерусалиме. 6 . Устройство храма Соломонова. 7 . Дворец Соломона, надворные и внутренние принадлежности храма. 8 . Освящение храма. 9 . Вторичное богоявление Соломону и краткий обзор его государственных деяний. 10 . Посещение царицы Савской, пышность и великолепие двора Соломонова. 11 . Пороки Соломона и Божии предсказания о разделении его царства. Часть вторая. Синхронистическая история первых царей Иудейских и первых восьми царей Израильских (Гл. 12–22). 12 . Разделение царства еврейского. 13 . История пророка Иудейского, предсказавшего судьбу жертвенника Иеровоамова в Вефиле. 14 . Иеровоам, царь Израильский; Ровоам, царь Иудейский. 15 . Цари Иудейские: Авия, Аса; цари Израильские: Нават и Вааса. 16 . Цари Израильские: Ила, Замврий, Фамний, Амврий и Ахав. 17 . Пророк Илия и вдовица Сарептская.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Этот завет, исполнившийся над домом Давидовым, столько раз исполняется на земле, сколько раз являются мужи, избранные по сердцу Божию. Царь вечный не ограничивается тесными пределами известного времени – от Престола величествия на небесех простирает скипетр Свой на землю в царства человеческие. Он, поставляя царей на престолы ( Иов. 36:7 ), Сам воцаряется в них, когда Ему одному вручают царство, воцаряется Своею силою, когда уповают на силы человеческие. Воцаряется и славою Своею, когда глубокое смирение царя возводит все к славе вечной. Невидимое царство Божие делается видимым и осязаемым в той высоте, которую дарует Господь по судьбам правды Своей: «Я положу первенца его высоко выше всех царей земных». Не древние предки возвещают нам, слушатели, но мы поставлены свидетелями дел Божиих на земле, которые описаны в книгах царей древних. Мы – свидетели той славы, которою венчает Господь благочестивейшего Монарха нашего Александра Павловича. В первые дни, когда он восходил на престол всей России, возвышались с ним и надежды наши, но они не простирались далее безопасности и благоденствия внутри Отечества. Мы видели высоту престола его, в славе и силе равняли ее современным владыкам земли, но не видали высоты внутренней. Кто не сознается себе, что ужасом исполнялось сердце, когда многочисленные племена шумом враждебного оружия наполняли всю Россию? Кто не помышлял с собою, что сотрясается все Отечество от падения градов великих и помрачается блеск его от дыма, восходящего из развалин и из пламени, разливаемого по градам и весям? Чей взор мог проникать в будущее и видеть, как враг, восставший на низложение России, делается орудием ее возвышения? Как высокомерие, оскорбляющее кротость, карается ею в праведном мщении и силою оружия желавший похитить себе славу всех народов готовит путь к славе перед всеми народами монарху, ищущему только славы Божией? Пути Господни, в начале своем сокрытые от взоров человеческих, едва примечаемые самими теми, кто избран идти по ним, наконец, так проясняются для всех, что и ослепленные вольномыслием ощущают шествие Господа Сил в неожиданной превратности войн, возвышающей и унижающей сильных земли. «Десница Господня сотворила силу» ( Пс. 117:16 ), которой смиренномудрие монарха прославлено первенством между первенцами народов, и кротость вознесена перед всеми во спасение их ( Пс. 149:4 ). " Я, – говорит Господь, – «положу первенца его высоко выше всех царей земных».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей. Том 12, книга 1, беседа 12 1. Павел, желая показать различие между новым и ветхим заветами, во многих местах указывает на это различие, и в самом начале говорит о нём, и далее, научая слуша­телей, предуготовляет их. В самом начале он указал на это, когда сказал, что " Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках " , а нам через Сына. Потом сказав о Сыне, кто Он и что совершил, преподав увещание повиноваться Ему, чтобы не подвергнуться участи, одинаковой с иудеями, объяснив, что Он есть первосвященник по чину Мелхиседекову, неоднократно выразив желание раскрыть это различие и уже многое предуготовив к тому, обличив их за их слабости, и потом ободрив и утвердив, чтобы они не унывали, - (апостол) наконец приступает к объяснению самого различия пред ободренными слу­шателями: ведь человек, упавший духом, не легко может принять слышанное. А чтобы ты убедился (в справедливости этого), послушай Писания, которое говорит: " они не послушали Моисея по малодушию " (Исх. 6:9). Потому он, наперед разсеяв их уныние многими, и грозными и кроткими, внушениями, затем уже и приступает к раскрытию этого различия. Что же говорит он? " Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего " . И вот что удивительно: в самом прообразе он открывает великое между ними различие: он всегда, как я сказал, доказывает прообразом истину, прошедшим настоя­щее, по немощи слушателей. " Ибо " , - говорит, - " Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,  которому и десятину отделил Авраам от всего " . Изложив кратко всё событие, он рассматривает его с таинственной стороны, и прежде всего начинает с имени: " во-первых " , - говорит - " по знаменованию [имени] царь правды " . Справе­дливо: седек значит - правда, а мелхи - царь; следовательно, Мелхиседек - царь правды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Иосафат, благочестивый Царь Иуды, испытал также силу чудес Пророка Елиссея, когда вступил в союз с Иорамом, в первые годы его правления; ибо хотя Иорам и творил лукавое пред Господом, не так однако же, как отец его Ахаав и мать Иезавель; он разрушил капище Ваалово, ими сооруженное, не смотря на то, что потворствовал сам нечестию идольскому, которое укоренилось, со времен Иеровоама. Царь Моавский, данник Израиля, богатый стадами, отложился от него, и потому просил Иорам помощи у Иосафата, как некогда Ахаав. К ним присоединился и Царь Эдомский; они пошли по безводной пустыне, где жаждой томились люди и скот. Возроптал Царь Израилев: «на то ли созвал Господь трех Царей, чтобы предать их в руки Моава?» говорил он; но благочестивый Иосафат пожелал вопросить Господа, чрез его Пророка, и некто из отроков царских возвестил, что недалеко Елиссей, бывший служитель Илии. Когда же предстали три Царя Елиссею: «что мне и тебе? Сказал он Израильскому, иди к пророкам отца твоего и матери; жив Господь сил, которому предстою! Если бы не Иосафат, Царь Иуды, я бы и не посмотрел на тебя; теперь приведи мне певца.» Во время пения Дух Божий исполнил Елиссея и он прорицал: «ископайте русло потока, и оно, без ветра и дождя, исполнится воды для утоления вашего; легко сие пред очами Господа, который предает Моава в руки ваши.» Утром, после принесения жертвы, исполнились водой рвы, ископанные им в пустыне Едомской. Вооружились Моавитяне, услышав о пришествии трех Царей, но при отражении лучей солнечных, кровавыми показались им чудные воды, потекшие на рубеже их; они подумали, что союзные Цари бились между собой и что кровь их исполнила рвы, и устремились на Израильтян, так что им остается только собирать добычу, но там ожидало их поражение. Победители истребили жатвы их и древа плодовитые, завалили камнями источники, разрушили стены городов и обступили столицу. С семьюстами ратных искал пробиться царь Моавский и не успел; тогда отчаянный вывел на стены города, сына своего первенца, который должен был воцариться после него, и принес его во всесожжение богам своим; – с ужасом и негодованием отступил Израиль в свои пределы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Слово на день рождения благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Феодоровны, говоренное в Казанском (в Петербурге) соборе в 1844 году 10 И будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе, и увеси, яко аз Господь (Исаии, 49:23) Не скоро же достигло исполнения это слово Пророка Божия. Свет Евангелия давно уже сиял в поднебесной; богатые и убогие, Эллины и Иудеи, всяк язык и всяко племя давно уже молились Богу Спасителю, в святом храме Жизнодавца: но слава благодати Христовой еще не проникала в чертоги державных века сего, и венценосные цари и царицы долго не приходили на лоно церкви Христовой, дабы покланяться Распятому до лица земли, и быть защитниками Его св. алтарей. Но что было написано во всемогущих судьбах Промысла, то долженствовало сбыться и сбылось. Свет веры Христовой отразился, наконец, и на порфирородных и заблистал в венцах их сиянием не земным. Это случилось спустя три века по Рождестве Христовом. И с того-то блаженного времени, Церковь Христова непрерывное имеет утешение видеть под кровом своим, во главе чад благодати и искупления, и благочестивых царей, и цариц их. С того-то времени непрерывно и скиптры, и короны возглавляются крестом Христовым, как знамением силы и спасения царей и царств. За то и Церковь , памятуя это славное событие, из начала вменила себе в священный долг чтить и отличать нарочитые дни рождений и тезоименитств не только православных царей и цариц, но и благоверных чад их. Недавно она торжествовала рождение Благочестивейшего Государя нашего, и возносила с нами ко Господу молитвы и моления, да благословит своей благостью вседержавный Царь царей венец лета ( Псал. 64:12 .). Его; а ныне она же собрала нас под этот кров, чтобы молиться о Благочестивейшей Государыне Императрице, да приложет Ей святый от Сиона дни на дни и лета на лета ( Псал. 69:7 ). Что же, братия, служит основой столь древнего и благочестивого обычая Церкви молиться прежде всех не за царя только, но и за всех членов царствующего дома? Не то ли, что Августейший дом благочестивейших Монархов всегда служил и служит для Церкви, не только самым верным прибежищем в ее нуждах, но и охранной твердыней всех ее уставов и самой веры: и будут царие кормители Твои и княгини их кормилицы Твои, до лица земли поклонятся Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Глава 7 И) О том, что Мельхиседек есть прообраз Христа и по своему имени, и по городу, и по жизни и священству, в чем он предпочтен даже Аврааму. Евр.7:1 . Сей бо Мелхиседек Царь Салимский, т.е. был. священник Бога вышняго, иже срете Авраама возвращшася от сеча царей, после поражения царей, которых Авраам, когда те ополчились на жителей окрестностей Иордана, разбил, напав на них ночью с своими домочадцами, и из которых одних умертвил, а других прогнал, и благослови его. Как совершившего благое дело. Евр.7:2 . Ему же и десятину от всех отдели Авраам ( Быт.14:18–20 ). Десятую часть всей военной добычи. Изложив в кратком виде все относящееся до этого исторического сказания, Апостол каждую часть сказания (о Мельхиседеке) рассматривает отдельно, и в каждой из них усматривает таинственный смысл. Первее убо сказуется царь правды, по имени: имя «Мелхиседек» означает это самое. Ибо Мелхи – значит царь, а седек – значит правда. Потом же царь Силимский, еже есть царь мира. «Салим» был город, в котором Мелхиседек был царем, и означает «мир». Кто же иной мог бы быть в собственном смысле Царем правды и мира, как не истинный Господь Иисус Христос , как источник праведности, оправдывающий тех, кто верует в Него, умиротворивший враждующих и даровавший нам мир с Богом и между собою? Евр.7:3 . Без отца, без матере, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея. В своем сказании о Мелхиседеке ( Быт.14 ) Моисей не указал ни отца его, ни матери, ни того, когда он родился, ни того, когда он умер. Это сделалось по Божественному предусмотрению и по плану домостроительства Божия. чтобы Мелхиседек послужил прообразом Христа. Ибо как Мелхиседек является и безродным и безначальным и бессмертным, так и Христос есть таков по Божеству Своему. Но Мелхиседек таков не по природе своей, а единственно потому, что о нем (с этой стороны) не было письменного сказания, тогда как он, без сомнения, имел и родителей и начало и конец жизни; а Христос – таков по естеству. Мелхиседек есть прообраз по умолчанию истории о его происхождении и смерти, а Христос есть истинно безначальный и бесконечный по самому бытию Своему. И действительно, Христос не имеет отца по земному Своему рождению, ибо родился от Девы; а по предвечному и высшему бытию Своему Он не имеет матери: прежде всего Он без матери, говорит Григорий Богослов , а потом – без отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слова на праздники господские и богородичные и на дни святых. Слово в день торжественного венчания на царство и священного миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича 1 . «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 11, 17 ). Если когда, то наипаче в сии священные минуты можно и с большим приличием сказать, и с большим назиданием выслушать заповедь Апостола Петра: Бога бойтесь, Царя чтите. Воспоминая днесь торжественное венчание на царство и священное помазание Благочестивейшего Государя Императора Николая I, мы не можем не иметь той благоговейной мысли, что Помазавший его есть не иной кто, как сам Бог , Царь царей и Господ господин; не можем не иметь того утешительного чувства, что помазанник Божий есть истинно отец наш, Царь мудрый и правосудный, благой и кроткий. Иначе мыслить, иначе чувствовать было бы вопреки слову Божию, которое как избрание Царей, так и помазание их и превознесение усвояет прямо единому Богу, – было бы вопреки очевидной истине, которая о делах правды и милосердия Царева говорит неумолкно всем верным сынам отечества, – вопреки самой цели настоящего собрания, которая заключается не в другом чем, как в излиянии пред престолом Всевышнего теплых молитв о здравии и спасении Царя нашего. Иначе мыслить и чувствовать было бы знаком отступления от Бога, знаком безверия и нечестия. Но да сохранит нас Бог от помышлений и чувствований, противных духу Евангелия, убеждениям опыта, гласу разума й совета. Россияне всегда отличались пред прочими народами богобоязненностью и царелюбием, отличаются и ныне, и будут отличаться всегда, как никогда не отступят от веры и закона Божия. Россияне всегда верили, верят и ныне, что Всевышний поставляет Царей и преставляет ( Дан.2, 12 ), что нет власти, которая была бы не от Нею ( Рим.13, 1 ), что нет народа, над которым Он не был бы Царем и Господом ( Псал.21, 28. 29 ). Россияне всегда творили молитвы, моления, прошения, благодарения за Царя и за всех, иже во власти суть ( 1Тим.2, 1. 2 ), творят и ныне со всем усердием в простоте своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Алексея Михайловича имеретинскому царю Александру о принятии Имеретии в Российское подданство. 1653 г. мая 19. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единаго безначальнаго и безконечнаго, невидимаго, страшнаго и неприступнаго, превыше небес пребывающаго, владеющаго силами небесными и единым безсмертным словом премудрости своея видимыя и невидимый, вся сотвор-шаго, и самодержавным божественным духом вся оживляю-щаго и недреманным оком на землю призирающаго, и всяческая на ней устрояющаго, и утешения благая всем человеком подавающаго, и его же в трех имянех боятся и трепещут небесная и земная и преисподняя, того единаго Бога в Троице чтем и поклоняемся, и трисиятельнаго, его всемогущаго Божества неизреченным милосердием живем и движемся, и пребываем и величеству его славу возсылаем. Сего убо Бога нашего, в Троице славимаго, милостию, мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Меретинския земли начальника Александра царя и сына его царевича Баграта и брата Мамуку, велели им дати сю нашу царскую жалованную грамоту, впредь для утвержденья по ево, Александра царя, челобитью, что в прошлом во 157 году присылал к нам, великому государю к нашему царскому величеству, бити челом он, Александр царь, послов своих, игумена Василья, да бельца Давыда с грамотою; а в грамоте своей к нам великому государю к нашему царскому величеству Александр царь писал, что он пребывает царем от дедов и от прадедов, от благочестивых царей, и монастыри и церкви сооружены от древних царей и митрополиты и епископы многие, и вера христианская истинная есть и до днесь, и нам бы, великому государю, не оставити их и не отринуть от наших царских рук, а он, Александр царь, иного царя христианския веры не имеет, опричь нашего царскаго величества.

http://sedmitza.ru/lib/text/439151/

«Крест – Царей держава». «Крест – царей держава», крест – «благочестия непобедимая победа», крест – «оружие непобедимое», – в таких словах и выражениях св. Церковь прославляет Крест, «на немже распяся Христос, Царь и Господь», в торжественный день праздника его Всемирного Воздвижения. А что это – не одни слова, а действительно так, ярко свидетельствует великое событие, происшедшее в 312 году по Р. Хр. – дивное знамение на небеси, которое окончательно сделало Императора древней языческой Римской Империи Константина Великого глубоко-верующим христианином, и не только положило конец страшным трехвековым неистовым гонениям на христиан, но и положило начало постепенной христианизации всей Империи. О том, как все это произошло, обстоятельно повествует нам славный церковный историк Евсевий Памфил в своей «книге первой о жизни блаженнаго Царя Константина». Он прежде всего разсказывает нам об отце Императора Константина Констанции Хлоре, который был расположен к христианству и не хотел преследовать христиан, как было при его предшественниках Диоклитиане, Максимиане и Максентии. По смерти отца войска провозгласили Константина Августом. «Утвердившись на царстве, Константин тотчас же начал пещись об отеческом наследии, обозревал все прежде бывшия под властию отца его области и с великим человеколюбием управлял ими. Сверх того подчинил себе варварския племена по Рейну и западному берегу океана, которыя осмелились было возмущаться, и из диких сделал кроткими, а другия, походившия на лютых зверей, усмирил, и видя, что они не способны к принятию правил мирной жизни, прогнал их из пределов своей империи. Потом он представил себе весь состав вселенной, как одно великое тело и, видя, что глава этого тела – царственный город Римской Империи терпит рабское притеснение от тирана, защиту его сперва предоставил властителям над прочими частями государства, как лицам по возрасту старшим (Галерею Максемиану и Максимину, между которыми разделена была тогда на 4 части Римская Империя). Но когда никто из них не был в состоянии оказать помощь свою Риму так что желавшие попытаться постыдно оканчивали вое предприятие, Константин сказал, что жизнь ему не в жизнь, пока царственный город будет оставаться под бременем бедствий – и начал приготовляться к уничтожению тиранства» (Главы 22, 25 и 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010