Поэтому надо хранить совесть свою чистою: как бы брата чем не оскорбить; как бы Духа Святого в себе не опечалить каким-нибудь плохим помыслом. Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой жалеет нас, прощает, исцеляет, вразумляет и радует; познается Дух Святой во смиренной молитве... Сама молитва - также дар Святого Духа. Дух Святой открывает нам тайны Божий. Дух Святой научает душу неизглаголанно любить людей. Дух Святой так украшает душу и тело, что человек становится похожим на Господа во плоти Его. В вечной жизни все люди будут похожи на Господа. И никто не мог бы познать этой тайны, если бы ее не открыл Дух Святой. Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется. Смотри умом, что делается в душе. Если небольшая благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем; если благодать больше, то в душе свет и радость великая, и если еще больше, то и тело ощущает благодать Святого Духа. Блаженны те, которые день и ночь имеют заботу, как бы угодить Господу, чтобы стать достойными любви Его: они опытом и ощутимо познают благодать Святого Духа " .  Глава 6. ЦАРСТВО БОЖИЕ И ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ. " Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа " (Ин.17:3) " Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: " вот оно здесь " , или " вот, там " . Ибо вот Царствие Божие внутрь вас есть " (Лк.17:20-21) Когда в очищенную покаянием душу снисходит Святой Дух, то в ней водворяется Царствие Божие, которое, по словам Господа, " внутрь вас есть " (Лк.17:21) Как пишет Иоанн Златоуст - " Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное " . Божие Царство характеризуется особым, светлым, блаженным, радостным состоянием души человека, не зависит от внешних условий жизни или состояния тела и является даром благодати Божией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Царствие Божие, или Благодать Духа Святого, одно и то же. И можно сказать, что Царствие Божие – есть Благодатное Царство (а не земное). Об этом Царстве мы и молимся во втором прошении Молитвы Господней. Воистину, оно есть «не от мира сего», а от Бога. Но хотя Царство Божие, по существу своему, «не от мира сего», однако все мы живём в сем земном царстве. И все дни нашей жизни мы должны посвящать исканию благодатного Царства. Это выяснено преподобным Серафимом в его чудной беседе о цели христианской жизни: всё земное есть лишь средство для основной христианской цели. Потому мы обязаны упражнять все свои силы для исполнения не только личных подвигов (молитвы, постов, милостыни и пр.), но и для исполнения обязанностей государственных, общественных, семейных и т.д., как говорит апостол Павел: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ); всё мы должны обращать в стяжание благодати Духа Святого, в возрастание во Христе, в приобретение Царства Божия, в приготовление к Царству Божию, к Царству Небесному. Но оно – как мы видели – начинается ещё здесь. Теперь нужно нам остановиться на словах: «Да приидет». В Молитве Господней Царство Божие представляется не пришедшим уже, а желательным, просимым, будущим. Что это значит? Значит ли это, что оно не пришло ещё ко мне лично или не явилось вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царствие Божие пришло теперь к людям? Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа. Сам Он, вслед за Иоанном Крестителем, говорил лишь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2,4:17 ), а не пришло уже. И у евангелиста Марка говорится: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). То же и у евангелиста Луки( Лк.10:9–11 ). Что же означает это слово «приблизилось?» Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё – даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им «о Царствии Божием». И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). В ответ на это Он сказал им ясно: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый» ( Деян.1:8 ). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошёл Дух Святой в виде огненных языков, и они «начали говорить на иных языках» ( Деян.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

399. ВСЕГДА ЛИ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ОТЧЕ “НАШ”? Говорить Отче наш нужно всегда, хотя бы и молился кто-либо один. 400. Это потому, что по христианскому братолюбию следует призывать Бога и просить у Него благ не только для себя, но и для всех. 401. ПОЧЕМУ МЫ ГОВОРИМ “ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ”? В призывании следует говорить Иже еси на небесех (Сущий на небесах) для того, чтобы, начиная молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к небесному, вечному и Божественному. О первом прошении. 402. ИСПОВЕДУЕМ ЛИ МЫ СВЯТОСТЬ ИМЕНИ БОЖЬЕГО? Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе. Свято имя Его (Лк 1:49). 403. КАК ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ И СВЯТИТЬСЯ? Имя Божие может святиться в людях, т.е. Его вечная святость в них может являться. 404. КАКИМ ОБРАЗОМ ИМЯ БОЖИЕ МОЖЕТ СВЯТИТЬСЯ? Имя Божие может святиться в людях следующим образом: когда мы, имея в мыслях и в сердце имя Божие, живем так, как требует Его святость, и такой жизнью прославляем Бога; когда, видя нашу добрую жизнь, и другие прославляют Бога. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного (Мф 5:16). О втором прошении. 405. О КАКОМ ЦАРСТВЕ ГОВОРИТСЯ В МОЛИТВЕ ГОСПОДА? Во втором прошении молитвы Господа говорится о царствии Божием, т.е. о царстве благодатном, которое, по апостолу, есть праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим 14:17). 406. ПРИШЛО ЛИ ЭТО ЦАРСТВО? Царство Божие для одних отчасти пришло, а для других совсем не пришло, поскольку ещё царствует грех в смертном… (их) теле, чтобы… (им) повиноваться ему в похотях его (Рим 6:12). 407. КАК ПРИХОДИТ ЭТО ЦАРСТВО? Оно приходит сокровенно и внутренно. Не придет царствие Божие приметным образом… Ибо… царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20-21). 408. МОЖНО ЛИ ПРОСИТЬ ЦАРСТВА СЛАВЫ? Христианин может просить под именем царства Божия царства славы, т.е. совершенного блаженства верующих. Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:23). О третьем прошении. 409. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРОШЕНИЕ “ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ”?

http://sedmitza.ru/lib/text/432175/

Иисус Христос объяснил им, что «семя» в притче означает «слово Божие». Семена, которые упали при дороге, это те, кто слышали слово Божие и не уразумели его. Пришел диавол и похитил слово Божие из их сердец, и поэтому они не уверуют и не будут спасены. Семена, упавшие на каменистую почву, это те, кто услышал слово Божие и принял его с радостью. Но вера этих людей не имела глубоких корней, поэтому они верили, пока не начались гонения и испытания их веры. Они поддались испугу и утратили бесценный дар Божий – свою веру. Семена же, что упали в терние, это все те, кто услышали, но продолжали идти прежним путем, и потому ежедневные заботы, обольщение богатством, наслаждениями жизни заглушили в душах их слово Божие, и дивный плод веры так и не вызрел. Но семена, которые укоренились на хорошей почве, это люди, услышавшие слово, сохранившие его крепко в добрых сердцах. Они, проявляя стойкость и терпение, принесли стократный плод во славу Божию. Смысл притчи Эта притча говорит нам о том, что не все, которые слушают слово Божие, действительно услышали его. Не всякий возрастет и произведет духовные плоды, дарующие радость и смысл нашей жизни. Мы должны трудиться, укреплять нашу веру и всегда быть готовыми услышать слово Божие. Соблазны, пустые развлечения, гонения и испытания встречаются всем, но те, кто верен Христу, преодолеют любые трудности. Они возрастут и принесут Господу добрый плод. Горчичное зерно Чтобы подбодрить народ, Спаситель предложил ему и другую притчу, сравнив Царство Божие с горчичным зернышком, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Даже из малого начала верности Богу может возрасти великий свидетель Его Царства. Бесценная жемчужина Господь поведал людям и такую притчу: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Эта притча повествует нам, о том, что Царство Божие ценнее всех жертв и усилий, которые мы предпринимаем в своей жизни. Наша Церковь употребляет слова притчи о драгоценной жемчужине, описывая святого князя Владимира в тропаре, посвященном ему:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Спешите, спешите — спешите идти за Христом. Жизнь коротка, — и потому спешите идти за Христом. Благодать действует в сердце, как закваска в тесте 15 декабря 1946 г. «Он же сказал: «Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его». Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Лк. 13, 18–21). Как это понимать, что Царство Божие подобно зерну горчичному, подобно тому, как большой ветвистый кустарник вырастает из малого зерна горчичного? Что это значит? Вот что значит. Я уже говорил о словах Христовых: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), объяснял, что значит это слово Христа. Помните же хорошенько, что Царство Божие внутри вас. Уподобляя Царство Божие тому, как вырастает дерево из зерна горчичного, Господь изображает процесс, который происходит в душе человеческой, воспринявшей семя слова Божия. О слове Божием святой апостол Павел в послании к Евреям сказал удивительные слова: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12). Много-много раз бывало, что одно слово Божие, одна фраза Евангельская, услышанная добрым человеком, производила переворот в его душе. Приведу только один пример: так произошло с одним из величайших святых Божиих — Антонием Великим. Был он человеком знатным, могущественным, очень богатым. Однажды услышал он в церкви слова Евангельские: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21). Эти слова, это малое семя слова Божия произвело неожиданный переворот в душе его: он немедленно пошел и исполнил слышанное в церкви. Он продал имение свое, которое было весьма значительно, и раздал нищим, а сам ушел на всю жизнь в дикую, ужасную пустыню. На нем сбылись слова: «Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

; 2Цар. 1, 14; 19, 21; 22, 51 ; 2Пар. 6, 42 ; ; Ис. 45, 1 ; Плач 4, 20 . Все эти тексты относятся к царю и ни разу ни к кому более. Единственный текст, где слово «Помазанник» относится не к царю, это Дан. 9, 26–29 , но здесь непосредственно говорится о грядущем Мессии. Итак, помазанник – это царь! Руками Самуила народ Израильский получил царя-помазанника. Самуил сначала помазал первого царя Саула, вскоре отступившего от Бога, а потом и Давида. Царство принесло народу Божию свои беды, но оно решило проблемы времен судей Израилевых. Теперь уже каждый не делал то, что ему казалось справедливым, анархия кончилась. А главное – Израиль получил прочную теократическую основу. Следует отметить, что Самуил установил не только царство во Израиле, но и воздвиг к царству Давида и Дом Давидов. Это событие описано в Первой книге Царств гл. 16, 1–13. Самуил помазывает Давида на царство, причем на царство вечное! Так пелось в одной из песен восхождения: Ибо избрал Ягве Сион; Возжелал в жилище Себе. Это покой Мой навеки, Здесь вселюсь... Там возращу рог Давиду, Поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс. 131, 13.14.17 ). А пророку Нафану Господь говорит о сыне Давидовом, т.е. о доме его: Я поставлю его (сына Давидова) в доме Моем и в царстве Моем навеки, и престол его будет тверд вечно ( 1Пар. 17:14 ). Об этом архангел Гавриил возвестит Деве Марии в Назарете при благовещении: И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына... И даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; И будет царствовать над домом Иакова во веки, И Царству Его не будет конца ( Лк. 1:31–33 ). Особенно сильно звучат все тексты о Давиде и царях Израиля, если слово «помазанник» так и читать мессия, или, как в LXX, Христос. Ветхозаветное царство, установленное Богом через Самуила, есть предыстория Мессианского царства, причем, оно не только прообраз его, как часто говорят, но и сущностное предначало его. Ветхозаветные Писания вообще не разделяют резко царствование Дома Давидова и Мессианское царство. Всё это – некое единое царство, переходящее в вечность. Через Израиль царство Божие принимает в себя все народы. В мессианских пророчествах Дому Давидову нет четкого различения между земным и временным аспектом этого царствования и его трансцендентным, вневременным и вселенским осуществлением. Так через Самуила было положено начало Царству Божию на земле, которое в спасительной силе пришло чрез Иисуса Христа сына Давидова, а в славе своей еще грядет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В конце будут пальцы ног, до которых мы еще не дошли. Сейчас мы находимся где-то у подножия стоп. В самом конце – это десять пальцев, десять пальцев – это десять последних царств, которые будут перед тем, как рухнет всемирное государство. Это последние государства мира, и на их месте вырастет уже Антихрист. «И во дни тех царств [смотрите, как интересно – не когда это пророчество происходит, а «во дни тех царств " ] Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» ( Дан. 2:44–45 ). Камень будет отделен без рук, мы всегда это понимаем как рождение Христа от Девы, без участия мужа, силой Духа Святого. Действительно, Христос – это камень, который попадает в ноги. Во времена Рима рождается Христос, и появляется Новое Царство – Небесное, параллельно с земным царством. Оно постепенно наполняет всю Землю, сокрушая все эти царства, ломает их языческую сущность, а потом уничтожает и их самих. Сначала это Царство разрушило языческую гордыню, сокрушило языческую мощь. А потом Царство Христа разрушит полностью все остатки государств, а само останется навечно. Что это за Царство такое, которое наполняет постепенно всю Землю? Это христианская православная Церковь . Оно зародилось во времена царств, но будет существовать вечно и не будет передано никогда больше другому народу, и оно не будет сосуществовать с этими царствами, оно их уничтожит. Христианство заполнит собой всю Землю в день Суда. И сейчас уже заполняет, процесс увеличения этого «Камня» продолжается, потому что в Него входят все новые и новые «камешки». Кончится тем, что, после того как закончатся времена всех царств земли, после этого настанет Царство, которое будет вечным, – Царство Христа Спасителя, вечное Царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Камень же, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон!» (Ср.: Дан. 2:29, 31—36). Значение его таково. Золотая голова — это Вавилонское царство и ты, царь, и до тебя царствовавшие в Вавилоне. Серебряные руки и грудь — это два царства, Персидское и Мидийское, которыми разрушится ваша власть в Вавилонском царстве. А медные чрево и бедра — это Александр из Македонии, который разрушит все эти царства, он подобен меди, звон которой слышен во всех сторонах света. Его царство будет разрушено другим — Римским царством, «железными голенями и ногами», ибо Римское царство, покорившее все остальные, уподоблено железу, которое тверже и золота, и серебра, и меди, — оно покорит все владычества и царства. Но и оно не вечно будет жить и царствовать: придет время, когда Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и это царство не будет передано другому народу, оно сокрушит и развеет все царства, а само будет стоять вечно; ибо ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками, и раздробил глину, железо, медь, серебро, золото; и этот сокрушивший камень был размером с большую гору и заполнил всю землю. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. Камень, отколовшийся от горы не руками, есть Сын Божий; «от горы» — означает, что Он от Святой Девы родился; «без рук» — значит без растления, ибо без семени мужского и без растления девства Дева родила Его; «раздробит и сокрушит истукана» — значит, что сокрушит всех идолов; «стал большой горой и наполнил всю землю» — значит, что Его проповедь распространится от одного до другого края Вселенной; «сокрушит и развеет» все царства — значит, что Он заставит все царства назвать Его не только царем, но и Богом, поэтому царство Его не будет передано другим, ибо Царство Божие бесконечно.    И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: «воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится», — и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя — насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: «Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (См.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное . Когда умолк глас Вопиющего в пустыне, призывающий к покаянию, и Иоанн был заключён в темницу, Иисус начал проповедовать. Проповедовал Он и прежде, но не в Галилее, а только в Иудее, в Иерусалиме, на праздник Пасхи, и притом не столь усиленно, как с этого времени. Теперь же Он яснее и чаще стал возвещать то же самое, что проповедовал и Его Предтеча, и уже не в пустыне, как это делал Иоанн, а повсюду, где находил слушателей. И в селениях, и в городах, и в синагогах, и в домах, и в поле, и на горе, и на берегу озера, и с лодки – нигде не переставал он учить и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Прежде было на земле царство греха, царство диавола, теперь же настаёт царство Божие, царство небесное. Кто хочет войти в это царство, тот должен оставить все прежние греховные привычки, должен покаяться, перемениться. О Самом Себе Он не говорит ничего, а только продолжает проповедь Крестителя. Пока народ не мог понять, Кто Сам Он, хорошо было и то, если бы приняли уже проповеданное Иоанном. Он как бы удерживал Себя от проповеди и не творил много чудес, пока Иоанн не был заключён в темницу, дабы не произвести, как замечает святой Златоуст, разделения в народе. И однако же Его проповедь отличается от Иоанновой уже и теперь. Он начинает радостным благовестием о небесах и царстве небесном, которое уготовано для слушающих Его. Он ещё не говорит о грядущем суде, как говорил Иоанн, дабы сразу не устрашить сердца слушателей. Гласом милосердия призывает Он грешников к покаянию. Зовёт Он и нас с тобою, читатель мой, зовёт в царство Своё небесное: покайтесь, только покаяние может открыть вам двери в это царство вечное… Призвание первых апостолов (4:18–24) В первые же дни Своего пребывания в Капернауме Господь Иисус Христос призвал четырёх апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Нужно было, чтобы они были свидетелями Его жизни, учения и чудес до самого Его вознесения на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

А нам, которым открыл Господь Иисус Христос путь ко спасению, не надо ли запомнить, навсегда запомнить слова Христовы в ответ фарисеям, вопрошавшим Его, неужели и они слепы: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Не думайте, что если крестились во имя Святой Троицы, если исповедуете грехи свои, если причащаетесь многократно Тела и Крови Христовых, если исполняете все обряды Церкви, если часто молитесь — не думайте, что вы уже не во тьме, не будьте самонадеянны. Смотрите, пристально смотрите каждый день в сердце свое, нет ли там какой тьмы. И если увидите там хоть малейшую тьму, тотчас же слезами, горькими слезами разгоните эту тьму. Аминь. 10 мая 1953 г. Неделя 6 Царство Божие внутри нас Знаю, что все вы верите в жизнь вечную, знаю, что стремитесь получить доступ в Царство Небесное, но не уверен в том, что правильно понимаете, что такое жизнь вечная и что такое Царство Небесное. Знаю, что есть немало людей, которые совершенно неверно представляют себе Царство Небесное. Их представление очень близко к примитивному представлению о нем мусульман: они думают, что Царство Небесное — это радостная жизнь в роскошных райских садах, где будут их услаждать своим пением, танцами и музыкой прекрасные молодые женщины, где будут они наслаждаться роскошными яствами. А святой апостол Павел сказал: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Римл. 14, 17). Как видите, совсем не то, что представляют себе мусульмане и мало понимающие люди даже из среды христиан — не пища и питие, не наслаждение роскошными яствами, а совсем иное — праведность, мир и радость о Духе Святом. Когда однажды спросили Господа Иисуса Христа о Царствии Небесном, то Он сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «Вот, оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас» (Лк. 17, 20–21). Слышали вы когда-нибудь, читали, вникали в эти удивительные слова? Знаете ли, что Царствие Небесное внутри вас?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010