Вопрос о земной власти был признан безразличным для царства Божия или, по крайней мере, не имеющим к нему прямого отношения ( Мк.12:14–17 ). От одного только ига пришел Спаситель освободить людей, от ига греха с его следствиями, от власти диавола, «князя мира сего», только победой над царством зла и над главой его, диаволом, открывался путь царству Божию ( Мф.12:22–29 ; Лк.10:17–19 ; Ин.12:31 ; Мф.6:13; 4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 и др.). Другими словами, не политическая, а духовная свобода, свобода от власти греха и тьмы, была теперь объявлена главным и существенным в царстве Мессии, сообразно с новым общим характером его. В иудейском ходячем воззрении на царство Божие национально-эсхатологическая сторона выдвигалась в ущерб индивидуально-этической. Последняя теперь находит полное признание себе в евангельской проповеди царства Божия. В отличие от чисто земного царства иудейской апокалиптики проповедуемое Евангелием царство Мессии есть царство духовное, нравственное, «царство не от мира сего», царство истины и добра ( Ин.18:36–38 ). Это – царствование Бога внутри людей, в сердцах их. «Быв спрошен фарисеями, когда прийдет царствие Божие, Иисус отвечал им: не прийдет царствие Божие приметным образом (μετ παρατηρσεως); и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, царствие Божие внутри нас ( βασιλεα το Θεο ντς μν στιν, regnum Dei intra vos est – Лк.17:20–21 ), или, как объясняет ап. Павел, «царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу» ( Рим.14:17–18 , ср. Кол.1:12–13 ; 1Фес.5:5 ) 969 . цается лишь в его противоположности Богу и царству Его, в той мере, в какой он является ареной греха и власти диавола в отчуждении и обособлении от Бога, когда замыкается в себе с забвением о Боге и в себе самом видит цель свою. Отрицается не творение и не блага земные, а злоупотребление ими, неправильное отношение к земным благам, и всему указывается свое место. Духовное выше материального, небесное – земного, и потому в царстве Божием материальные блага ставятся в подчиненное отношение к духовным в противоположность иудейской и мирской оценке вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Христос говорит не вкусят смерти – это значит, что телесно они все-таки должны будут умереть. Следовательно, очевидно, что слова Его относятся не к концу света и всеобщему видению того Божиего ангельского мира, но Спаситель говорит о Царстве Небесном, которое проникает из горнего мира в души праведных уже в земной жизни, до вкушения смерти, в виде силы Духа Святаго. Когда человек очищается покаянием от всякой скверны, в его душу сходит свыше сила Духа Божия и тогда душа чувствует Царство Божие внутри себя. Ты спросишь: как она его чувствует? Как праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17). И еще чувствуют его, как внутреннюю силу, духовную, по словам того же апостола: не в слове, а в силе (1 Кор. 4, 20). И еще, как необычный свет небесный: потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией (2 Кор. 4, 6). А когда человеческая душа наполняется истиной, и миром, радостью, и силой, и светом, тогда человек восхищенно вопиет, как некто нашедший сокровище: Авва Отче! Сын Божий умалился и сошел к людям, чтобы сделать людей сынами Божиими. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва Отче!” (Гал. 4, 6). То есть те, которые приемлют в себя того Духа, что был и в Сыне Божием Иисусе Христе, становятся сродниками Божиими, чадами Его по милости и благодати Всевышнего. Как это, снова спросишь ты, Царство Божие входит в нас и мы входим в Царство Божие? Это совсем просто. Как воздух входит в нас, а мы – в воздух. И свет входит в нас, и мы в свет. И далекий аромат полевых цветов входит в нас, и мы входим в него. Так и Царство Божие. Оно приходит к нам и входит в нас еще при нашей временной, земной жизни, а когда мы разлучаемся с этим миром, мы входим в Царство Божие. Когда мы молимся Господней молитвой, мы говорим: да приидет Царство Твое то есть да вселишься в нас Духом Твоим и воцаришься в душах наших, как в Своем Царстве! Это относится ко всем христианам, которые потрудятся молитвенно испросить у Бога Царства Небесного, ибо Господь обращал Свои слова и к апостолам, и ко всему народу. Но особенно пророчески они звучат в преображении Господа, которое, по словам святого Феофилакта, “было образом будущей небесной славы, то есть той славы, в которой будут пребывать праведные... и подобно тому, как Христос сиял молниями, так же воссияют и праведные”. Петр, Иаков и Иоанн были теми некоторыми, видевшими преображение Христово на горе Фавор. Были ими и все апостолы в Пятидесятницу, когда видели и ощутили силу Царства Божия в Духе Святом, сошедшем с неба в виде огненных языков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Новая благодатная жизнь во Иисусе Христе уже дана нам при крещении. Господь призывает каждого из нас жить той жизнью, которую Он открыл нам – в неоскудевающей любви, милосердии, смирении, верности. Мы призваны жить по Богу и с Богом и хранить, как святыню, родство всех людей друг с другом. Нам выпало счастье уже сейчас, уже здесь узнать глаголы жизни вечной и идти по пути, указанному Спасителем, в Царство Божие. Спаситель благовествует о Своем Царстве «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Господь начинает Свою проповедь , возвещая, что приблизилось Царствие Божие. Настал переломный момент в истории мира! Бог послал Сына Своего Единородного на землю – как Царя и Владыку всего сущего – принести людям Благую весть Царства Божия. Но Иисус Христос, и Иоанн Креститель, и все пророки Божии, бывшие до него, все говорят согласно между собою: всего лишь одно необходимо исполнить людям перед тем, как придет Царство Небесное. Нам нужно покаяться в грехах и уверовать в Благую Евангельскую весть. В этом занятии мы узнаем с вами, кто сможет войти в Божие Царство Небесное. Мы услышим слова Спасителя о том, как нам переменить всю свою жизнь, чтобы получить в награду нескончаемое Царство Божие. Господь постоянно напоминает нам, что Его Царство – вовсе не земное царство. Оно воистину «не от мира сего», но от «мира грядущего». Вспомним молитву Господню, в которой мы призываем: «Да приидет Царствие Твое». Изобрази это Когда Иисус Христос учил народ на горе, Он старался, чтобы Его понял и все, даже самые простые люди. Поэтому Он говорит людям о знакомом, привычном, как бы рисуя настоящие «словесные картины». Он говорит им, что Сам Бог позаботится об их насущных нуждах, необходимо только, чтобы он и уверовали в Него и не отреклись в час испытаний. Прочтите слова из Священного Писания и заполните пробелы: Мф.6:25–34; 7:7–11 ; Лк. 12:6–7, 22–31 . 1 . Взгляните на _____________ небесных: они ни ______________, ни ___________, ни _____________ в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше ________________?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смирение, вера, послушание и стремление к добру — это необходимые для верующих качества. «Блаженны нищие духом» (смиренные) — это первая заповедь Христова. «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное» (Мт. 18:3). «Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:14—15). Потом идут заповеди: блаженны плачущие (кающиеся), кроткие, любящие правду, милостивые, чистые сердцем, гонимые за правду (Мт. 5 гл.). «Овцы слушаются голоса Его (Иоан. 10:3). Взор христианина направлен к небу: Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» . Следует отдельно сказать и об отличии праведной жизни от греховных и чуждых Церкви обычаев светского мира: «Я избрал вас от мира» , т. е. выделил из него и «Царство Мое не от мира сего» , — говорит Спаситель (Иоан. 18:36). Сила Церкви не в многочисленности ее членов, но в помощи свыше: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32). Принадлежность к Царству Божию — не внешняя регистрация, но внутреннее обновленное состояние: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: Вот оно здесь, или: вот там. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). «Мы (Святая Троица) придем к нему (возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор. 4:20). Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2621...

    Но не придет для тех, которые услышат: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный»  (Мф. 25:41). Итак, мы молимся, чтобы соделал нас добрыми Господь, тогда уже всеконечно для нас приидет Царствие Его». — «Кто желает Царства Небесного, — поучает святитель Тихон Задонский, — тому нужно презреть славу, честь, утехи, богатство, презреть все земное, и только тогда желать Небесного. Надобно еще иметь чистую совесть, или очистить ее покаянием, и тогда молиться: «да приидет Царствие Твое!» Иначе — как он будет желать и просить Царствия, когда совесть, грехами оскверненная, судом Божиим и мукой вечной грозит?» Не может войти в Царство славы на небе тот, кто не вошел здесь, на земле, в Царство Христовой благодати, а это Царство есть Святая Церковь Православная. Она есть преддверие Царства Небесного; как при вратах цветущего сада уже ощущается благоухание его цветов, хотя эти врата еще затворены, и самих цветов не видно; так и в Святых Таинствах Церкви Православной, в ее священных обрядах, в ее дивном Богослужении и мудрых уставах уже дается нам предощущать и предвкушать будущие радости райского блаженства праведных, хотя самое это блаженство для нас еще непостижимо и воспринимается только верой, а не видением… Но не все те, которые считают себя сынами Царствия Божия, чадами Церкви Православной, наследуют действительно Царство Небесное; будут, по слову Господа, и такие сыны Царствия, которые изгнаны будут во тьму кромешную. Что же нужно для того, чтобы и перед нами не затворились двери Царства Небесного? Для этого нужно, чтобы Царство Божие заранее сошло в наше сердце, по слову Христову: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Апостол Павел объясняет, что это Царство есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Что это за блаженное состояние — хорошо знают только те, которые испытали его на деле, ибо словами нельзя описать того блаженства, какое ощущает сердце, исполненное благодати Божией. Где Господь со Своей благодатью, там и рай, там и Царство Небесное. Господь сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него» (в его сердце) «сотворим» (Ин. 14:23). Будь послушным сыном Церкви Христовой, трудись над очищением своего сердца от страстей, пользуйся благодатью Таинств церковных, старайся стяжать детское смирение, детскую простоту и незлобие, детскую преданность воле Божией, и тогда самым опытом изведаешь как близко к тебе Царствие Божие, и возжелаешь ты этого благодатного Царства всем сердцем, и будешь день и ночь взывать к Отцу Небесному: «да приидет Царствие Твое», Царя всякого создания!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вчитываясь в евангелия синоптиков, мы увидим, что таково, действительно, было главное содержание проповеди Иисуса. Царство божие близко, у порога; надо приготовиться к нему и ждать его пришествия; кто будет достоин, тот будет участником царства, кто будет недостоин, тот будет ввержен в геенну огненную. О скорейшем пришествии царства надо молиться; надо жить достойно и соблюдать заповеди, чтобы не лишиться участия в царстве. Молиться надо так: „Отче, да святится твое имя, да приидет твое царство, хлеб наш дай нам на каждый день, и отпусти нам наши грехи, ибо и мы отпускаем всякому, кто нам должен, и не введи нас во искушение, но избавь нас от нечистого (духа)“. Тут четыре просьбы: о пришествии царства, о насущном хлебе, о прощении грехов, об избавлении от бесов. Кто будет иметь насущный хлеб, тот доживет до царства; а кому простятся грехи и кого не введет в искушение нечистый, тот будет участником царства. Все было просто и понятно народной массе, толпившейся вокруг Иисуса. Желанно царство божие; но разве доживут до него голодные, разве голод – не лучший союзник нечистого, вводящего в искушение? Исполнился срок, приблизилось царство небесное – говорил Иисус. Но как – будто нет никаких его признаков – возражали ему. На это Иисус отвечал притчею: царство божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он. Сейчас царство божие – как зерно горчичное, самое малое из всех семян, посеянное в землю; незаметно и под спудом созревает оно, но когда созреет и взойдет, то становится больше всех злаков, так что под тенью его могут укрываться и птицы небесные. И слушатели верили Иисусу. Они верили, что дух сказал ему, и открыл ему божественную тайну там, на небе, уже все приготовлено, царство созрело, и вдруг появится оно, как росток из под земли, раньше невидимый. „Покайтеся“ – призывал Иисус всех в преддверии царства. То же самое говорил и Иоанн – Креститель, который погружал каявшихся в воду Иордана, как бы смывая с них грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Израиль всегда жил надеждой — конечно, не без тщеславия (но кто из нас не тщеславен?), — что через Израиль свет истины придет всем народам, и в том новом царстве, от семени Давидова просветятся народы. Пророчества ветхозаветных пророков Исаии и Иеремии о том, что Израиль будет горой, к которой притекут все народы, были на слуху у апостолов. И они до сих пор на слуху, до сих пор, разворачивая свитки, их читают в синагогах по всему миру. Но Он пришел, и Его царство не от мира сего. И вот это-то очень тяжело понять. Поэтому когда происходит обращение, когда тот или иной человек, по крови своей из племени Давидова, приходит ко Христу, это великий подвиг: он отказывается от ожидания своего народа, личным выбором говоря: «Я знаю, что Тот, Кого ждет мой народ, уже пришел». Очень тяжелый подвиг. И когда-нибудь, если верить апостолу Павлу — а я думаю, у христиан нет оснований ему не верить, — наступит такой день, когда весь Израиль спасется, весь еврейский народ обратится к своему истинному Спасителю. Но пока Израиль ждет своего Мессию, он не принял Христа и называет Его обманщиком из Назарета, одним из тех многих, кто приходил обманывать народ. Неверующие евреи, разумеется, с удовольствием говорят, что все великое, в частности и Христос, происходит из Израиля. Но верующие иудеи не принимают Христа и тем более Его апостолов, особенно не любят апостола Павла, который создал Церковь из язычников. Не случайно ведь, вы помните, пока апостол Павел на башне Иерусалимской цитадели говорил о том, как его призвал Господь в Сирийской пустыне, иудеи слушали с большим вниманием и интересом, но как только он сказал, что ему явился Христос в Иерусалимском храме и сказал: «Я тебя пошлю далеко к язычникам», раздались крики: «Истреби от земли такого! ибо ему не должно жить!» (Деян. 22,22). Ведь спасение-то должно быть от иудеев и через реальное, телесное царство, как думал израильский народ, а оказалось, что нет. Оказалось, что все, связанное с земным царством, гроша ломаного не стоит. А царство, которое открывается человеку, не от мира сего — это Божественное бытие. То самое Царство Божие, которое не придет видимым образом, и, когда вам скажут, что оно здесь или там, не верьте; но «Царство Божие внутри вас есть», как объясняет своим ученикам Господь Иисус. Оказывается, Царство Божие — не какая-то политическая совокупность, не особая человеческая общность и даже не территория, а выбор — сказать Богу «да», а не «нет». Скажете Богу «да», и тогда Бог будет царить в вас, тогда Царство Божие будет в вас. Все остальное лишь следствие этого выбора. И как было во времена Адама в Эдеме, так и во времена нынешние, и до тех пор, пока стоит мир, будет выбор для каждой души и для каждого человека. Выбор между «да» и «нет» в диалоге с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Каменистое место означает людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но оно не утверждается в их душе, и они при первом искушении, скорби или гонении на слово Божие, отпадают от веры. Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и разные пороки заглушают в душе слово Божие. Хорошая, плодородная земля означает людей с добрым сердцем. Они внимательны к слову Божию, сохраняют его в доброй душе своей и с терпением стараются исполнять все, чему оно учит. Плоды их это добрые дела, за которые они удостаиваются Царства Небесного. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 1-23; от Марка, гл. 4, 1-20; от Луки гл. 8, 4-15. Притча о зерне горчичном Иисус Христос учил, что Царство Божие, Царство Небесное, начало и основание которому Он положил на земле (то есть Церковь Христова), вначале мало, а потом распространится по всей земле. Он сказал: " Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Это зерно, хотя и меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его " . Много и других притчей говорил Спаситель, поучая народ. ПРИМЕЧАНИЕ: см. в Евангелии от Матфея, гл. 13, 31-32; от Марка, гл. 4, 30-32; от Луки, гл. 13, 18-19. Притча о закваске Господь Иисус Христос разъясняя учение о Царстве Божием сказал: " Чему уподоблю Царство Божие? Царство Божие подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все " . Проста и кратка эта притча, но глубокий двоякий смысл заключен в ней: обще-исторический процесс спасения людей и личный процесс спасения каждого человека. Исторический процесс: После всемирного потопа от сыновей Ноевых - Сима, Хама и Иафета произошли три расы человеческого рода: семиты, хамиты и иафетиты. Они и есть три меры муки, в которые Христос влагает Свою небесную закваску - Святого Духа, влагает всем расам человеческим, без всякого ограничения и исключения. Как женщина при помощи закваски превращает обычную естественную муку в хлеб, так и Христос при помощи Духа Святого превращает обычных естественных людей в сынов Божиих, в бессмертных жителей Царства Небесного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Но и у последнего встречаем мы слова «Царствие Божие» или просто – «Царствие» (Мф. 4, 23). И последней целью мира будет то, чтобы «царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков», – говорит тайнозритель Иоанн Богослов (Апок. II, 15; 22, 5). Теперь мы подходим к вопросу: что же есть Царствие Божие? Но прежне всего мы укажем: что не есть Царствие Божие. Вообще мы скажем, что Царствие Божие не есть что либо внешнее, например, какаянибудь, даже самая идеальная, форма государственного или общественного устройства (мир между народами, прекращение войн, болезней, полное всеобщее довольство, культура и т.д.). Все это было бы лишь внешним, материально-душевным земным царством, царством – «от мира сего», царством человеческим, но – не Царством Божиим. «Царство Мое, – сказал Сам Основатель его, Господь Иисус Христос, Пилату, – не от мира сего… Царство Мое – не отсюда» (Ин. 18, 36). Если же Царство Божие – не земное, – что же оно? Это человеку, духовно неопытному, трудно понять, потому что не с чем поставить его в сравнение, в аналогию. Например, сладкая пища, отличное питание и даже мир в душе и радость земная, кажется, могли бы быть аналогией для Царства Божия. Но апостол Павел прямо говорит, что Царство Божие – «не пища и питие». А что же? «Праведность, и мир, и радость». Какие? Опять не земные, но «во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Это ещё мудрее, и неопытному – непостижимее! И Господь Сам говорит ученикам на Тайной вечере: «Отныне не буду пить от плода сего (лозного) виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 29). Здесь обращают наше внимание и «новое вино», и «в Царстве Отца». Господь берет сравнение от земли, но прибавляет «новое», т.е. иное, нежли земное, вино. И притом это будет в «Царстве Отца». Даже – не Его, Христовом, а в «Царстве Отца». Это слово – «Отца» – употребляется Господом Иисусом Христом часто (Мф. II, 10; Лк. 12, 23; 1 Кор. 15, 24; 1 Сол. 2, 12). Первое употребляется, как сравнение с веселием от вина (Пс. 103, 15), но совершенно не

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Но перед этим Господь избрал Себе двенадцать учеников, двенадцать ближайших учеников, которых назвал апостолами, это значит «посланники». И ученикам Он дал власть так же исцелять, воскрешать мертвых, проповедовать. Главной задачей было проповедовать пришествие Царствия Божия. Ведь, смотрите, главная весть Евангелия не в том, что люди должны быть хорошими, а в том, что люди должны меняться. Чтобы Царствие Божие приблизилось. Главная весть в том, что Царствие Божие среди нас уже. Есть сейчас Царствие Божие на земле? – Есть! – Да, есть. Церковь и есть – Царство Божие на земле, Царство благодати, Царство, в котором люди преображаются, переделываются. Царство, где стоит Сам Создатель. Ведь главой Церкви является Сам Христос. А апостолам Господь открывал особые тайны, и через них впоследствии и была создана Церковь. Наконец, ненависть дьявола и его приспешников достигла апогея, и он решил довести Христа до смерти. И вот, за сорок дней до Своей смерти Господь поднимается на гору Фавор вместе с ближайшими тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – и во время молитвы Он преображается, то есть Он являет то, чем Он является всегда: Его лицо начинает сиять как Солнце, и одежда становится белой как снег, такая, как на земле никто не может выбелить. И явились с Ним два древних пророка – Илия и Моисей. Почему Моисей? Моисей – как основоположник Ветхого Завета, как тот, кто заключил Ветхий Завет между Богом и людьми. А Илия – как человек, который не был подвержен смерти. Мы знаем, что Илия-пророк до сих пор не умер. Хотя прошло уже почти три тысячи лет со дня его рождения. Он был живым взят в Рай. Он ожидает конца мира, мы об этом скажем, когда он вновь придет на землю, для того чтобы проповедовать покаяние. «…Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме » ( Лк.9:31 ). Смотрите, на Фаворе о чем Он беседует? О смерти, о Распятии. А Петр говорит: « Господи! хорошо нам здесь быть …» ( Мф.17:4 ). Действительно, представляете: вы стоите перед сияющим лицом Бога, вы видите ту славу, которая будет в Царстве Небесном. Господь за шесть дней до Преображения сказал, что есть некоторые из здесь стоящих, которые не увидят смерти до тех пор, пока не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. То есть они увидят, как Царство Божие будет явно проявлять себя. Представляете, вы уже находитесь в Царстве Божием практически, радость неимоверная наполняет вас.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010