И удивительное дело, как непоследовательны и слепы в данном случае и социал-демократы, и низшие классы: ведь, согласно учению социал-демократии, вполне следует признать, что и владеющие классы не ответственны за свои грехи, что причина этих грехов лежит также в обстоятельствах; но социал-демократические писания и речи, в действительности, не находят достаточно сильных слов, чтобы бичевать пороки высших классов. Это уж, так сказать, самого себя высечь, на основании своего же учения, и не заметить этого самосечения: большего заблуждения и спутанности трудно ожидать от какого угодно мировоззрения. А ожидать от социал-демократии, как думают некоторые пасторы, зарождения в ней самой сознания греховности и в силу этого обращения к христианству, значит ожидать у моря погоды с тем лишь различием, что благоприятная погода все же когда-нибудь придет, а сознание греховности никогда не найдет места в этой партии. И Гёре 862 совершенно прав, когда замечает, что «он совершенно не нашел сознания греха и греховности у рабочих, вступивших в ряды этой партии», а мы прибавим, что напрасно и искать того, чего действительно нет в сознании этой партии. (Окончание следует). Н. Писаревский N [Автор не установлен.] Из академической жизни//Богословский вестник 1902. Т. 2. 5. С. 137–148 (3-я пагин.). —137— 1. Посещение академии г. Министром внутренних дел В. К. фон-Плеве. – 2) Магистерский диспут Μ. П. Кобрина. 12 апреля, в 12 ч. ночи, в Сергиев посад прибыл вновь назначенный Министром внутренних дел д. т. с. Вячеслав Константинович фон-Плеве, чтобы здесь, в обители препод. Сергия, испросить себе высшей помощи и благословения на предлежащее ему ответственное и трудное служение. В этих молитвах Министра у гроба великого печальника земли русской близкое участие приняла и Московская Духовная Академия. На другой же день, поклонившись мощам угодника и выслушав царские часы в Троицком соборе Лавры, г. Министр сделал визит Преосвященному Арсению, Ректору Академии, который приветствовал высокого гостя сердечными пожеланиями всякого успеха на предстоящем ему многотрудном служении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чего же ожидать некоторым при холодной и беглой исповеди их? Чего, кроме праведного обличения, осуждения и обвинения в крайней холодности и невнимании о спасении души своей: приближаются мне люди сия усты своими, рек Бог некогда о тех, которые хотели иметь вид благочестия, а самим делом отвергались Его, и устами чтут мя: сердце же их далече отстоит от Мене ( Лк.15:8 ). Время, братие, время обратиться на истинный путь; явилась заря дня покаяния; пора душе нашей востать, пора разбудить ее; она вся погружена в пагубный сон греховный. Уже время ей сказать: душе моя душе моя востани, что спиши? Застанет тебя Судия в сей греховной, гибельной дремоте, тогда смутишься, – не придумаешь, что тебе и делать; воспряни убо –пробудись, обратись, раскайся, – да пощадит тя Христос Бог, пришедый в мир грешных спасти. Аминь. Беседа в первый воскресный день великого поста к сельским слушателям Земная жизнь наша сравнивается с морем; а мы, по нашим действиям, поступкам и делам подобны бываем мореплавателям. Как корабль, принимая с одного берега пассажиров, переправляет их на другой: так корабль жизни нашей, с берега нашего рождения чрез земную здешнюю жизнь нашу, подобно как чрез глубину морскую, переносит нас на другой берег вечности; каждого вратами смерти чрез гроб, как чрез некую ладно, переправляет в страну жизни будущей. В погоду хорошую, ясную, но время тихое, корабль идет плавно и спокойно,– спокойны и веселы в то время мореплаватели. Бывают и у нас такие времена года, в которые всё идет плавно, тихо и спокойно, – даже, в частности, – в жизни каждого бывают дни и часы, в которые человек всем доволен и совершено спокоен; но бывают ветры, поднимается буря, море волнуется, бушует, – и корабль, носимый в беспорядке волнами, терпит кораблекрушение, разбивается и гибнет: так и в жизни нашей, в целых иногда обществах, поднимаются часто ветры легкомыслия, своеволия и не постоянства, бушуют взрывы страстей человеческих, и люди, кружащиеся в вихрях житейской суеты, погрязшие в тине страстей и пороков, иногда гибнут безвозвратно, сраженные смертью часто неожиданно, иногда скоропостижно, неготовые попадают на дно адово. Такие мысли породились во мне, Православные, от представления того в мире непостоянства, от размышления о тех превратностях, какие постоянно видны в обществах человеческих и в малых кружках среди нашего житья-бытья. Этими мыслями, при начале сего великого поста, – когда все так поутихло на наших улицах, когда так поулеглось и в наших домах, я счел благовременным поделиться с вами, благочестивые слушатели!

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

   Архиерей входит на самый амвон, а священники становятся за ним попарно ниже амвона для выслушивания входных молитв (старшие священники ближе к амвону).    Когда, по окончании входных молитв, преосвященный, осенив благословением предстоящий народ, будет идти с амвона на облачальное место, первые из сослужащих священников поддерживают его при схождении со ступеней амвона и вместе с остальными сослужащими священниками идут за архиереем и становятся по чину в обычном порядке впереди облачального места (старшие ближе к архиерею). Затем все священники, одновременно с архиереем исполнив молитвенное поклонение и попарно приняв святительское благословение, уходят в алтарь для облачения (стоявшие на правой стороне — южной дверью, а стоявшие на левой стороне — северной дверью).   § 3. Часы и литургия    После облачения архиерея, в конце возглашения старшим диаконом «Тако да просветится свет твой пред человеки», выходит из алтаря южной дверью младший священник (совершавший проскомидию), а северной дверью — чтец; оба одновременно идут на середину храма, становятся посередине между амвоном и архиереем — священник справа, а чтец слева и, сделав молитвенное поклонение к алтарю, кланяются архиерею вместе со старшим диаконом. Взяв у владыки благословение, священник произносит: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», и следует обычное чтение часов. Обычно чтец вместо: «Именем Господним благослови, отче», произносит: «Именем Господним, владыко, благослови». После каждого возгласа священник и чтец делают поклон архиерею.    При окончании чтения часов (после возгласа священника: «Яко Твое есть Царство...») священники, стоявшие около престола, исполняют троекратное молитвенное поклонение, выходят из алтаря северной и южной дверями на середину храма и становятся по старшинству впереди архиерея с двух сторон. Все, по молитвенном поклонении, кланяются архиерею на его святительское благословение.    После возгласа: «Молитвами святых отец наших...», архиерей читает положенные пред началом литургии молитвы. Старший из сослужащих священников, поклонясь преосвященному, входит южной дверью в алтарь к престолу (к передней стороне его) и после молитвенного поклонения, поцеловав его и поклонившись архиерею чрез открытые в это время царские врата, творит возглас: «Благословенно Царство...». После возгласа, сделав поклон архиерею, становится на свое место с правой стороны престола.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

3. Начнём со “Сказания Часов Святаго и Великаго Пятка”. К отмеченному о богослужебном “днесь” в данном чинопоследовании можно прибавить ещё и наблюдение 1 о всяком тексте Писания, читаемом в Великие дни. Имеется в виду звучание этих текстов от Первого Лица, то есть, от Самого Господа. Псалмы Царских часов в таком восприятии — на особом месте. Это не столько свидетельство Превечного Бога о событиях, Им предвиденных и через пророков объявленных пред миром, — сколько личные молитвы Христа Отцу. Это, во-первых, молитвы пред судом мира, а по сути — над миром, когда князь мира сего изгнан будет вон (Ин 12:31). В соответствии с порядком богослужебного времени тема эта раскрывается в псалмах первого часа (понятно, с чем связано здесь и в дальнейшем совсем не произвольное введение в священный текст дополнительных заглавных букв): заутра услыши глас Мой… враг Моих ради исправи пред Тобою путь Мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих (Пс 5:4,9–11), — и ещё: Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его (Пс 2:1–2). И далее, в последнем псалме первого часа, где уже важнейшее место занимают слова о страшно приблизившихся крестных страданиях Спасителя, о муках богооставленности, слышится всё ещё тема приуготовления Превечного Судии к суду, имеющему изгнать вон князя мира сего: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси… Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей… Обыдоша Мя тельцы мнози, юнцы тучнии одержаша Мя. Отверзоша на Мя уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй… Исчетоша вся кости Моя… Ты же, Господи, не удали помощь Твою от Мене, на заступление Мое вонми. Избави от оружия душу Мою (Пс 21:1–20). Далее — стихиры. Центральная из них по смыслу — на “Слава и ныне” — также сосредотачивает наше внимание на событиях, предваряющих Крест и смерть, и здесь — тот же суд над слугами миродержителя тьмы: “Емшим Тя беззаконным, претерпевая, сице вопиял еси, Господи: аще и поразисте Пастыря, и расточисте дванадесять овец, ученики Моя, можах вящши, нежели дванадесяте легеонов представити Ангелов.

http://pravmir.ru/velikie-oni-zhe-tsarsk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Великая пятница Великая пятница Великая пятница, последний день земной жизни Спасителя... Этот день начался для Него с ночного допроса у первосвященника Каиафы, сопровождавшегося изощренными издевательствами и избиением. Какого числа Страстная пятница в 2024 году? События Страстной пятницы – самые страшные события в истории человечества для верующих людей. В этот день на кресте был распят Господь. Он пришел в мир, чтобы своей смертью искупить наши грехи. Так, посредством самой позорной казни, совершилось спасение всего человеческого рода. 31.03.2018 Когда Страстная пятница в 2024 году В Страстную пятницу нет Литургии, а утром служатся Царские Часы с чтением фрагментов из Евангелий, рассказывающих о суде над Иисусом и Его Распятии. 15.02.2017 Как умирал Иисус Христос? Последний день земной жизни Господа Иисуса Христа вошел в историю Церкви как Великая пятница. В этот день Спаситель был окончательно осужден на смерть, пронес Свой крест до места казни, где и принял смерть за грехи всего человечества. 14.04.2023 Вынос плащаницы и Чин погребения Вынос Плащаницы и Чин Погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. 14.04.2023 О чем говорит Евангелие Великой пятницы? Великая пятница, последний день земной жизни Спасителя… Этот день начался для Него с ночного допроса у первосвященника Каиафы, сопровождавшегося изощренными издевательствами и избиением. Продолжился — утренним допросом у Понтия Пилата, префекта Иудеи, назначенного Римом. Не желая разбираться с абсурдными претензиями, которые предъявляли Христу первосвященники, и услышав, что Он галилеянин, Пилат отправил Иисуса к правителю Галилеи… 14.04.2023 Великая пятница Страстной седмицы Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование. Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему, нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней.

http://foma.ru/tag/velikaja-pjatnica

Театральные представления, пение и музыка влияли без сомнения очень плодотворно на эстетическое чувство учеников. Им приходилось и рисовать декорации, и приготовлять костюмы. Представления же, по выражению Духовного Регламента, развивали в учениках «резолюцию, си есть благоразумную смелость». Таковы были развлечения. Содержание учеников было довольно порядочное: кормили их достаточно; летом они получали фрукты: вишни, яблоки, груши. 1252 Для одежды покупали сукно. Обращение учителей было сравнительно мягкое и наказания назначались не столько за неуспешность, сколько за дурное поведение и очевидную леность. 1253 Малоуспешного и малоспособного ученика учитель подбодрял словами и советовал помолиться святым. К новопоступающим «звероподобным» ученикам учитель относился очень мягко: «Новоучащийся Луко и Андрее, не буди безумным слонем! Не дрожи, звероподобный учениче!» 1254 К ним обращено было предисловие учебника: «Горек есть тебе корень учения; растущи же от горькаго онаго учения корене сладкия достоинств, чести и славы знамения; распространяются от корене учения великодержавные царские скипетры, прозябают преосвященных епископов жезлы, возрастают непреодоленных князей и воевод булавы... Исканием премудрости подается долгота дней, всякое богатство и над врагами торжество... аще желавши премудрости с ея плодами тако временными якоже и вечными, сия ко Богу с Соломоном глаголи словеса»... 1255 Употреблялись, впрочем и телесные наказания: сам святитель, грозит «конверсующих со свиньями» и неповинующихся сениору учеников пожаловать плетью. 1256 Учитель латинского языка ради шутки дает такие фразы для перевода: «Боюсь, что меня высекут. Есть в школе вещь, которую лозой величают. Паля и розги, которыя мне нравятся, лежат на столе». 1257 «Подобает ученику, говорит одно сочинение, быти терпеливу, терпя, аки св. Симеон, терпел зиму и зной – бурный ветер, иногда из уст жестокаго учителя исходящий и зной, оружием наказания хребет или руку палящий. 1258 Мню, яко всякий ученик, взявши по удару, лучше по правилу будет смотрети и по вся часы их толк в голову вбивати, и вбивши – яко змеев частых жала частых падений на лавку беречися или приближения печей и биения наказательных лопатки (пали) и плетей, щадя целости костей, и жестоты устен учителя». 1259 Впрочем, не приготовившим урока и покаявшимся объявлялось прощение. «Един рече: всю нощь просидех, стихов (pensa) не умею; а мне мнится, яко всю нощь пролежал есть... Аще кто и написан в эрратах: non bene, non tota, non recitavit, nescit, а вину принесет и речет: согреших, проспах, прогулях, не учихся, прощение улучит». 1260 Впрочем, телесные наказания применялись не слишком часто, были и другие меры. «В месяце апреле понуждах вас бодцем совета (calcari consilii), яка зверей ко учению; обаче не послушасте меня, ныне же... не надейтеся часто на остров поеждати, аще ко учению не приближитеся». 1261

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Великая Пятница в 2024 году – 3 мая Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! 26 апреля, 2019 Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Великая Пятница – что означает этот день для христиан? Какие молитвы совершаются в Великую Пятницу? Как провести этот день? Великая Пятница Великая Пятница – самый скорбный день в году. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». В Великую Пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером – читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Великая Пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею. Протодиакон после возглашения диаконом: “Господу помолимся,” говорит велегласно Евангельские слова: “Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже еси на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.” Певчие поют: “Тон дэспотин…” Архиерей осеняет на четыре стороны (на восток, запад, юг и север) народ и отдаёт трикирий и дикирий иподиаконам. Певчие на клиросе поют три раза: “Ис полла…” Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего, все поклоняются перед царскими вратами, а затем – архиерею. Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают у него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь. Часы . Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью, священник, совершавший проскомидию. Северной – чтец. Становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону – священник, по левую – чтец и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно, с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: “Ис полла…” священник возглашает: “Благословен Бог наш…” чтец: “Аминь”; затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа: “Молитвами святых отец наших…” священник говорит: “Молитвами святаго Владыки нашего Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.” Чтец же говорит: “Именем Господним, Владыко, благослови,” вместо: “Именем Господним благослови отче.” При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются перед царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем – иконостас, праздничную икону. A сойдя с амвона, архиерея (трижды по трижды), священника, чтеца. Снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ж Жагра Жагра – железная или деревянная палка с железными ушками или щипцами на конце для вкладывания фитиля, которым при стрельбе из пищалей поджигался порох; пальник. По Писцовой книге г. Сольвычегодска 7133 (1625) г. значится в казенном погребе зелейного двора «58 пищалей затинных, а у всех пищалей у запалу полки приделаны с змейки, а запаливают жагрою. В том же погребе 46 пищалей ручных, а у всех ручных пищалей замков нету, а у запалов полки змейки, запаливают сжагрою» 212 . Жезл Жезлы царские употреблялись государями применительно к нарядам при выходах. У царя Алексея Михайловича были жезлы: золотой с разными финифты; Греческий, украшенный драгоценными камнями и золотым крестом на верху; костяной рыбой с золотой насечкой и оправой, с драгоценными камнями и с орлом на верху; костяной единороговой, оправленный серебром, с двуглавым орлом на цепочке; серебряный гладкий; с яблоком на верху; Индейский деревянный с серебряной оправой и орлом воронеными; деревянный, оклеенный черепахой и раковинами (перламутром), с хрусталем и яхонтовыми искрами на верху; костяной резной, с серебряными ободками; костяной резной, без оправы; деревянный, оклеенный цветным стеклом 213 . – У царицы Евдокии Лукьяновны был «жезл, немецкое дело, дерево черное глаткое; в рукоять врезываны травы серебрены; меж рукояди в дву шурупех серебреных золоченых шурупцы костяные, в шурупцах составы араматные; да тут же костяной ставок с кровлею, а в нем зуботычки костяные; да в том же жезле трубка зрителная; да поверх жезла, к рукояди, в шурупе серебреном золоченом часы солнечные с маточником; кровля серебрена золочена, на кровле деретца лев з змеем; подковец у жезла серебрен золочен» 214 . – Были жезлы и комнатные 215 . Желобчатый. См. Ложчатый. Жемчуг Жемчуг – был самым обыкновенным и любимым украшением разных частей и принадлежностей одежд и утварей. В описях беспрестанно встречаются жемчуги: Бурмыжский 216 , Кафимский, окатный или скатный, то есть круглый, половинчатый, угольчатый или уродивый и зерна жемчужныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Нынешний президент Федор Алексеевич Головин принял более толковые меры: он дал поручение какому-то русскому скупить в Голландии недостающие в аптеке лекарства, что тот при своем умении и старании может исправно исполнить, так как он после двухлетнего изучения медицины получил, возбуждая в многих личностях зависть своим успехом, степень доктора в Италии. Кроме этого русского, все почти лекари иностранцы и притом немцы. Господин Карбонари де Бизенег и доктор Цопот, пользующие знатнейших лиц, лучше прочих знают медицину. Хирурга Дермоида уважают, как самого Эскулапа, но есть также и такие, которые называют его позорным именем шарлатана. Доктор Блументрост и доктор Келлерманн также пользуются славой. Аптекарей много, но они все немцы; ученики же их, москвитяне, гораздо старше по возрасту своих учителей. Они, не имея много работы, получают по 200 рублей в год жалования. Аптекари занимаются в аптеке по очереди: после восьми или девяти часов перед обедом приходят в аптеку, в два же часа после обеда возвращаются домой, в Немецкую слободу. В это только время открыты аптеки, в остальные часы дня лекарства не продаются и даже аптекарей не легко можно призвать, так как Слобода, или Немецкое предместье, на один час расстояния от города. Богатства Богатства московских царей состоят, во-первых, в знаках царского достоинства и в короне, драгоценнейшим жемчугом и камнями украшенной, и, во-вторых, в громадном количестве скопленных наличных денег, впрочем, по уверению многих лиц, царь в настоящее время истощил свою казну на сооружение военного флота, страшного только по имени. Несмотря на то царь никогда не будет нуждаться в деньгах, пока только будет знать, что у его подданных есть еще сколько-нибудь золота или серебра; ибо, кроме тех богатств и мешков частных лиц, нет у московского царя никаких рудников золота или серебра. Частное имение считается его собственным, потому что он как самовластный государь пользуется трудами подданных по усмотрению и той частью их имуществ, какая ему понадобится; так, царь выделяет себе любую часть звериных шкур; он продает или дарит меха так, как ему угодно. Подданные должны доставлять царю рыб, на воздухе сушеных, которые идут на пайки воинов, на рынке никто не может продать своих пожитков, пока царский товар не продан. Так как цену царским вещам определяет скорее воля государя, чем торг, то царь из них на свою долю отделяет то, что получше или поценнее.

http://sedmitza.ru/lib/text/439254/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010