А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По дефекту сердца освобождённый от воинской повинности, он взялся вести санитарный летучий отряд рысистого общества, самый передовой, всё время в пекле. (Всё время у Радко-Дмитриева, и Гучков знал Вяземского и через Радко, и сам как краснокрестовый начальник.) И Дмитрия было жалко и не мог скинуть досаду, как это некстати: потерять его в такие часы, когда он так нужен рядом, и самые эти исторические часы потерять, когда где-то напряжённое текло и утекало. Дмитрий Вяземский был его любимый и верный сподвижник по неудавшемуся перевороту. Он и по характеру напоминал Гучкову самого себя: Дмитрию радостна была всякая опасность, он как будто искал её, выдвигался навстречу. (Так и с отрядом он лез вперёд, где другие не бывают, зато и подхватывал же раненых вовремя.) От постоянного ли внутреннего беспокойства (как бы снова и снова «доказывая» себя), он был абсолютно безбоязен и с быстротою решений. А поскольку он не был под полицейским наблюдением, как Гучков, а сам так подвижен и с широкими знакомствами в кругах гвардейского офицерства, – он был и лучший связной, ездил по запасным частям вдоль железной дороги, выяснял настроение офицеров. (Правда, завербовал лишь одного ротмистра.) А сейчас, в эти петроградские дни, смело входил в бушующие солдатские казармы. И вот вырван беззвучной глупой пулькой. До Лидии Леонидовны дозвонился сразу, та взялась найти лучшего хирурга, Цейдлера, и устроить сейчас осмотр. Ах, зря они вышли из автомобиля, надо было сразу ехать в центр и в госпиталь. Понадеялись, что лёгкая рана. В Семёновском батальоне было очень неспокойно. А на Виндавский и Варшавский вокзалы Гучков так и не набрал заслонов. Вечером ещё мотался во дворец к Кириллу Владимировичу – и оказалось всё у него хвастовство: послать отряды из гвардейского экипажа он не сумел, уже не подчинялись ему. Правда, и царские войска не подступали к городу. Один Тарутинский полк стоял весь день сегодня под Царским Селом, других пока никого. Сам Иванов был уже в Царском, известно, но от него Гучков ничего опасного не ждал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Подобный творческий подход в нашем Часослове не только возможен, но и необходим, если учитывать, что жизнь, в том числе и духовная, весьма разнообразна и трудно вписываемая в неизменяемые рамки, что мы и видим из истории тех же часовых служб. Они всегда были весьма подвижными и видоизменялись в соответствии с периодами церковного года. Даже в состав нынешнего богослужения входят часы повседневные, великопостные, царские, пасхальные… А ведь кроме них использовались еще песненные, монастырские и даже «ночные» часы. Это же касается и других служб. Поэтому есть как вседневные, так и праздничные вечерни, утрени, полунощницы со всякими там градациями. В этом и заключается преимущество богослужебного чинопоследования от привычного ныне всем утренне-вечерннего молитвословия, которое не только утратило связь с церковными формами молений, но и закоснело в своей неизменямости. Стоить напомнить, что мы даже не знаем кто именно и для какой цели составлял последования утренних и вечерних молитв. Знаем только, что возникли они в тех волостЯх юго-западной Руси, где было очень сильное униатское влияние, а повсеместное распространение у нас получили не раньше XIX столетия. А так же известно, что они появились как следствие тенденции дать мирянам тексты отличные от текстов, используемых духовенством. И если сначала утренние и вечерние молитвы создавались как бы взамен богослужебным текстам, то теперь они превратились в обязательное для всех (включая и само духовенство) дополнение к ним. Можно конечно, долго спорить о значимости и приемлемости современных молитвословов, но мы не должны, по крайней мере, слишком завышать статус даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни. Во всяком случае, наши предки вплоть до XIX века не знали наших форм домашнего моления, располагая всю свою жизнь в соответствии с церковным календарем и превращая ее в сплошное богослужение. И доказательством этого служит практика хранящих старые обычаи Русской Церкви старообрядцев, которые вместо вечерних молитв совершают Повечерие, а вместо утренних молитв совершают Полунощницу с Утреней. Древним поместным Церквям так же неизвестно утренне-вечернее правило наших молитвословов.

http://azbyka.ru/video/domashnij-chasosl...

– Состав рассматриваемых часов также отличается немаловажными особенностями. Из обычных 12-ти тропарей-стихир здесь указано десять (нет «Страха ради» и «Законоположницы»), расположенных при этом в совершенно иной последовательности. Тропари с богородичнами, положенные по нынешнему чину после псалмов, в данном случае перенесены на конец службы; из них первые два – особые, а два другие – обычные. Кроме двух тропарей тритекти, помещающихся теперь на первом часе, рукописи назначают для каждого часа особый «седален» с богородичным. Чтения – обычные; но бывают иногда то короче, то длиннее нынешних. Псалмы со своими «отпелами», а также прокимны и стихи – особые; при чем псалмы совершенно переплетаются с тропарями в одно целое, составляя вместе как бы одно последование, одну «службу 12-ти тропарей», с чтениями. – В виду исключительных особенностей данного последования, можно предполагать, что это еще до-Софрониевская редакция часов великой пятницы, со временем подвергшаяся, конечно, более или менее значительным поправкам и дополнениям. В отношении антифонных псалмов и тропарей полное совпадение с вышеизложенным чином представляют часы в. пятницы, находящиеся в Триоди Ватиканской б-ки, 771 (XI в.); однако в других отношениях они, по-видимому, ближе стоят к святогробскому последованию 1122 года 352 . 10. Ектении Употребление ектений на часах в. пятницы в Орбельской и Хлудовской Триодях отмечается лишь дважды (в конце 3-го и 9-го часа) и как бы мимоходом. Гораздо отчетливее и полнее выражена эта песненная особенность в чине часов в. пятницы, изложенном в Ватиканском Типиконе 1877 (1292 г.) и друг. По Ватикан. 1877, тропари и чтения каждого часа сопровождаются тремя ектениями – великой, малой и просительной, занимающими определенные места. По исполнении трех псалмов, произносится великая ектения и поются три нынешних тропаря св. страстей; затем следует малая ектения, после которой, вместо «Заутра услыши», на 1-м часе исполняется тропарь «Господи, осудиша Тя иудее» (теперь на 3-м часе), со стихами, и богородичен «Благословенную нарекий Твою Матерь»; далее – прокимен и чтения, а после евангелия – ектения «Исполним молитву», «Стопы моя»; Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 12, возглас «Боже, ущедри ны» и три заключительных поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

При пении 4-го стиха «на стихерах» 9-го часа, протодиакон, приняв благословение от святителя, восходит на амвон и, по окончании стиха, «начинает кликати велегласно» стихиру: Днесь раждается от Девы. – В это время светская знать и духовенство занимают свои места. Боярин, воевода и дьяки становятся «у царского места», за ними – головы, сотники, «дворяне государевы» и т. д. Белое и черное духовенство также располагается на определенных местах. – По окончании стихиры протодиакон «кличет велегласно» многолетие царю: «Многолетна устрой Боже благовернаго и христолюбиваго царя и великаго князя нашего, имя рек, всея Русии самодержца, на многа лета. Многолетна устрой Боже благовернаго и благороднаго и христолюбиваго царя и великого князя, имя рек, на многа лета. Многолетна устрой Боже благовернаго и благороднаго и христолюбиваго государя нашего, Богом избраннаго и Богом почтеннаго и Богом превознесеннаго и Богом соблюдаемаго, царя и великаго князя, имя рек, Владимирьскаго и Московьскаго, Новгородскаго и Казаньскаго и Астороханьского и всея Русии самодержца на многа лета». И поется многолетие «розводное». «Потом святитель – призывает (особым возгласом) боярина и воевод и дияков и властей черных и протопопов и священниц и дворян государевых и гостей и нарочитых града» и, когда те приблизятся к нему, говорит: «Дай Господи, государь наш – царь и великий князь, имя рек, всея Русии самодержец, с своею благоверною и христолюбивою царицею и великою княгинею, имя рек, с нашей государынею и с своими благородными чады – имя рек – здрав был на многа лета». Боярин в свою очередь произносит «о многолетном здравии титлу», и затем все отходят на свои места. – Так многолетствуется царь. Далее следует подобное же многолетствование («пение и чин по преже писанному указу») царицы, царевича, царевны и патриарха. Иногда, впрочем, патриарх многолетствовался сейчас после царя. Вслед за тем в В. Новгороде с особенной торжественностью многолетствовали своего митрополита. «По кликании протодияконове», к митрополиту приближается боярин и, произнеся «титлу», «здравствует святителю с поклонением». После боярина «здравствуют святителю» воевода и дияки, власти и все духовенство, государевы дворяне, «Софейского дому дворецкой и с ним приказные и дети боярские», затем – гости и торговые люди и пятиконецкие старосты, наконец – «певчие дияки и подияки». – С большою торжественностью совершалось также многолетствование новгородского боярина с воеводой и дияками. А в заключение провозглашалось многолетие всем православным христианам, и все приветствовали («здравствуют») друг друга. После этого митрополит давал крест для целования. «И по сем допевают часы по уставу». По отпусте святитель творит «прощение» и затем, преподав благословение; «отходит в келию, славя Бога». 18

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Развлечения То, что царские дети никогда не сидели без дела, вовсе не значит, что они вообще не отдыхали. Детские игры государыня тоже считала делом, причем делом весьма важным: «Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными… Их детство нужно по мере возможности наполнить радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу». Родителей, которые захотят послушаться мудрого совета императрицы Александры Феодоровны, эти слова могут предостеречь сразу от двух ошибок. Первая: у взрослых есть склонность резко ограничивать ребячьи забавы, при этом часто забывают, что дети есть дети и нельзя постоянно приносить их игру в жертву занятиям, пусть даже самым важным. Вторая ошибка: пустить ребенка на самотек, не интересуясь его занятиями в часы досуга, как, например, делают многие мамы, разрешая детям часами напролет играть в компьютерные игры. Организовать детскую игру ненавязчиво и мудро – большой талант. К счастью, у царских детей были мудрые, любящие родители, всегда готовые разделить их забавы, а потому отдых великих княжон и наследника всегда был веселым и здоровым. Если бы сейчас родители сами играли с детьми или хотя бы просто вдумывались, во что играют и как развлекаются их чада, можно было бы избежать многих бед. Это не преувеличение. Что такое для ребенка игра? Акт творчества, познания, первые уроки жизни. Нормальная детская игра развивает ребенка, учит его принимать решения, быть самостоятельным. Правда, это не значит, что детские игры надо строго регламентировать. Иначе родители, испугавшись впасть в две первые ошибки, совершат третью – станут постоянно вмешиваться в игру ребенка «со своей взрослой колокольни», желая сделать ее правильной и «развивающей». Государь Николай Александрович тоже очень любил проводить время с детьми, играя с ними. «Во время дневных прогулок государь, любивший много ходить, обыкновенно обходил парк с одной из дочерей, но ему случалось также присоединяться к нам, и с его помощью мы однажды построили огромную снеговую башню, которая приняла вид внушительной крепости и занимала нас в продолжение нескольких недель», – пишет П. Жильяр. Благодаря Николаю Александровичу его дети полюбили физические упражнения. Сам государь, по рассказу Юлии Ден, любил бывать на свежем воздухе, он был отменным стрелком, превосходным спортсменом. У него были чрезвычайно сильные руки. Излюбленным его развлечением являлась гребля. Он любил байдарку и каноэ. Когда императорская семья отдыхала в финских шхерах, государь проводил на воде целые часы.

http://pravoslavie.ru/90868.html

Вот тут и важно указать на благодать Духа, " всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющую. " Эти последние часы могут быть смело сравнены с какой-то человеческой Гефсиманией и искушением богооставленности. Один из выдающихся пастырей говорил о своем " умирании " перед рукоположением. В эти часы происходит какое-то обнищание себя, подобное, — сохраняя все перспективы и пропорции, — кенозису Сына Божия. Священник призывается повторить Христово священство, уподобляться Ему, становиться преподобным во всем. В хиротонии происходит новое рождение нового человека, мирянин становится " новой тварью " во Христе. Здесь в эту единственную в жизни минуту происходит пленение человека в послушание Христу. Здесь ставленник произносит страшные для себя обеты особой любви к Пастыреначальнику и к Церкви, соединяется с Ними навеки и, не теряя себя в своей личности, в то же время растворяется в мистическом единстве с Телом Христовым, с Ее главой, исполняется Духом, возносится на небеса. Каждый момент этого священнодействия значителен и страшен: и посвящение в первые степени священства, — чтеца, иподиакона и диакона, и первое прохождение через Царские врата, как через некий огромный рубеж, и обхождение вокруг престола под пение венчальных стихир, первые прикосновения к престолу, преклонение колен и ощущение тяжелого парчового омофора на главе и благословляющей десницы архиерея, и, вероятно, самое страшное — слова архиерея, вполголоса сказываемые на ухо ставленнику: " Возведи очи твои на небо и проси Бога о прощении твоих грехов и о даровании тебе непорочного священства. " Как молния с небес, они пронзают человека, как огненный меч, отсекают они все греховное и, как удар грома, а может быть , как " глас хлада тонка, " улавливает слух слова молитвы: " Божественная благодать, всегда немощных врачующая и оскудевающих восполняющая, проручествует (поставляет через возложение рук) благоговейнейшего диакона (имя) во пресвитера, помолимся убо о нем, да снизойдет на него благодать Св. Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Итак, 1-й час входил в составъ всенощной службы, составляя ее заключительный акт. Соответственно этому, и в некоторых позднейших чинах служба 1-го часа в великую пятницу относится к утрене. Начертанная паломницей схема приложима и ко всем позднейшим чинам; за ее пределы не выходит ни один из них. Составные элементы остаются те же; видоизменяется лишь их распорядок. Как по месту, так и по времени, ближе других чинов к описываемой в «Паломничестве,» службе примыкает последование часов великого пятка, находящееся в Святогробском Типиконе 1122 года и усвояемое св. Софронию, патриарху иерусалимскому. По всей вероятности, это и есть принадлежащая ему редакция. Все часы – с 1-го по 9-й – соединены здесь в одно последование. Служба начинается возгласом диакона: «Благослови, владыко». Далее – Трисвятое, «Приидите поклонимся», и 1-й час. На каждом часе в начале положено по одному обычному псалму (100, 50, 90, 85). Затем – Аллилуиа, «Егда славнии», Слава – богородичен часа; и поются обычные «тропари страстей». Тропари поются с припевами из псалмов. На 1-м часе указано четыре припева, а на остальных часах – по шести: по два стиха для каждого из трех тропарей. Припевы частью нынешние, частью особые. На 1-м часе, кроме двух нынешних припевов ( Пс. 2:1–2 ), указаны еще: «Господи, что ся умножиша» ( Пс. 3:2 ) и «Мнози глаголют души моей» ( Пс. 3:3 ); на 3-м часе первый стих – нынешний ( Пс. 5:2 ), остальные – особые: «Яко к Тебе помолюся, Господи» ( Пс. 5:3 ), «Господи, да не яростию» ( Пс. 6:2 ), «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» ( Пс. 6:3 ), Господи Боже мой, на Тя уповах» ( Пс. 7:2 ), «Да не когда похитит, яко лев» ( Пс. 7:3 ); на 6-м часе все стихи иные: «Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс. 16:8 ) и «Врази мои душу мою одержаша ( Пс. 16:9 ), «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем» ( Пс. 9:2 ) и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе» ( Пс. 9:3 ), «И Ты, Господи, посмеешися им» ( Пс. 58:9 ) и «Расточи я силою Твоею» ( Пс. 58:12 ); наконец, на 9-м часе также особые стихи: «Спаси мя, Господи, яко оскуде» ( Пс. 11:2 ) и «Суетная глагола кийждо» ( Пс. 11:3 ), «Доколе, Господи, забудеши мя» ( Пс. 12:2 ) и «Доколе положу советы» ( Пс. 12:3 ), «Сонм лукавых одержаша мя» ( Пс. 21:17 ) и «Ископаша руце мои» ( Пс. 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

2. Последование 12-ти тропарей. И наш современный устав, и, в особенности, древние памятники вполне ясно отличают «тропари царских часов со чтениями», 3 от самого последования часов. Тропари и чтения в древнейших памятниках не всегда распределяются между отдельными часами, часто сосредоточиваясь на службе одного какого-либо часа. напр. третьего, и составляя как бы свое особое последование. – Такой именно чин излагается в Евергетидском Типиконе. По Евергетидскому уставу, первый час, как и всегда, соединяется с утреней и совершается без тропарей. Все тропари вместе с чтениями положены на третьем часе, после обычного богородична, подразделяясь, соответственно числу часов, на четыре части. Состав обычный; допущена, правда, незначительная перестановка в ряду тропарей, и, кроме того, во второй части, соответствующей третьему часу, положено чтение из послания к Евреям: «Братие, имуще дерзновение» (10:19). Тропари поются по-дважды со стихами, а третий тропарь каждой части поется еще и третий раз – на «Слава и ныне», для чего оба лика сходятся вместе на средине храма. После этого произносится малая ектения, и следуют чтения. По прочтении евангелия, поются три следующих тропаря, и произносится ектения, затем идут чтения, – и так далее. После четвертого евангелия, которым заканчивается последование 12-ти тропарей, произносится ектения, «в которой, по обычаю, вспоминаем, – как говорит Типикон, – только игумена с братиею и прежде отшедших отец наших». За возгласом «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» сряду читаем: «Господь Бог благословен», Трисвятое – Отче наш , Господи помилуй 45 и обычную молитву «Иже на всякое время». Потом – три поклона, молитва третьего часа; и непосредственно следует шестой час. Девятый час совершается особо «в свое время»; «а междочасия поем в келлиях наших», – замечает Устав. Это обычный порядок. В воскресные дни и по субботам часы, по Евергетидскому уставу, не поются в общем собрании. Однако пение тропарей не отменяется и не переносится на другой день; а все тропари часов распределяются между вечерней и утреней, – распределяются так: тропарь «Слыши небо» поется на «Господи воззвах», вместо повторения третьей стихиры; тропарь «Приидите, христоноснии людие» заменяет стихиру на «Слава и ныне»; пять тропарей с положенными для них стихами поются вместо стихир «на стиховне»; остальные четыре тропаря положено петь на утрене; в качестве хвалитных стихир; тропарь «Удивляшеся Ирод» совсем не поется на Рождественской службе и переносится на день памяти святых младенцев, 29 декабря. Памятник прямо не говорит, где в таком случае помещались чтения, положенные на царских часах; но, несомненно, некоторые из них тоже перемещались на другие службы. В частности, паремии все читались на вечерне; из евангелий одно читалось на утрене, другое на вечерне, третье на литургии. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

По 1-й песни – малая ектения. По возгласе: «Ты бо еси Царь мира...» – кондак дня: «Иаков рыдаше...» Пред 9-й песнью – каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды) 34 . После ексапостилария чтец – хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры самогласны, глас 1-й. «Слава, и ныне» – глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...» Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним...» Стихиры на стиховне, глас 5-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...» Чтец: «Благо есть...» и прочее по обычаю, с 16 поклонами. 1-й час , без кафизмы, но с постовыми тропарями, молитвой св. Ефрема Сирина и с 16-ю поклонами. По «Отче наш» – кондак: «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (святые храма и дня не поминаются). Часы и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с постовыми тропарями и поклонами. На всех часах и изобразительных после «Отче наш...» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...» Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения псалмов 3-го часа открывают Царские врата, и иерей, облаченный в епитрахиль и фелонь, в преднесении свещеносцем свечи, выносит на средину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, иерей полагает начало часов обычным возгласом: «Благословен Бог наш...» После «Приидите, поклонимся...» совершает каждение окрест Святого Евангелия, потом алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма. Вынесенное Евангелие остается на средине храма на время чтения всех часов. Иерей стоит перед Святым Евангелием и здесь же произносит тропари часовые и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (до поклонов в конце 9-го часа). Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадят только окрест Евангелия 35 . На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010