Сохранился список Ирмология 1-й пол. XVIII в. (Paul. 13), где распевы ирмосов и катавасий надписаны именем Г., а остальных песнопений - именем Баласиса. Достаточно часто встречаются списки катавасий различных праздников в версиях Г.: Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления (διπλα - двойные, т. е. ирмосы канонов и собственно катавасии), Сретения, Пасхи, Пятидесятницы и Успения (Xeropot. 294, сер. XVIII в.; 380; 325, сер. - 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 969; Xen. 108; Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; 243, ок. 1787-1805 гг.), Крестопоклонной недели и Вознесения (Doch. 318; Xeropot. 329), Акафиста (Xeropot. 328, кон. XVII - нач. XVIII в.). По рукописи Doch. 407 известны составленные Г. распевы ирмосов канона Успения 1-го гласа, обоих рождественских канонов, обоих богоявленских канонов, полностью пасхального канона, ирмосов обоих канонов Пятидесятницы; возможно, Г. принадлежат и содержащиеся здесь ирмосы трипеснцев и канонов Недели ваий и Страстной седмицы. Весьма популярными у переписчиков кон. XVII - XIX в. были калофонические ирмосы Г.: «Побеждаются естества уставы» 1-го гласа νος (Ivir. 951; Aegio. Taxiarch. 2; БАН. РАИК. 37; Lesb. Leim. 230; 459; Xeropot. 276; Doch. 363, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 1021 и др.), «Прославим Троицу» (Δοξσωμεν τριδα), «Камень, егоже небрегоша» и «Звезда ныне возсия» (Αστρον δη νατταλκεν) 1-го гласа, «Руце распростер Даниил» 4-го гласа, «Ужасеся о сем» (Εξστη π τοτ), «Разжжите пещь», «Мусикийским органом» и «Чужде матерем» 4-го плагального гласа (Pantel. 993, ок. 1680 г.- ркп. Хрисафа Нового; Xeropot. 323; 303, 1812 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота; Gregor. 41 нач. XVIII в.; Paul. 14; 16; 36, 1-я пол. XVIII в.), «Всецарице, всепетая» (Παντνασσα, πανμνητε) 4-го гласа (Xen. 156, кон. XVIII в.; Pantel. 1031, 1-я пол. XIX в.), «Видев мучитель» гласа βαρς (7-го) (Doch. 400; 390, кон. XVIII - нач. XIX в.). Калофонические ирмосы Г. см. также в рукописях БАН. РАИК. 49, 1686 г.(?); 36, 2-я четв. XVIII в.; 33, 1765 г.; 35, ок. 1730 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 3, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 230; 253; 279, 1725-1740 гг.; 246, 1779-1793 гг.; Xeropot. 279; 291; 292, нач. XVIII в.; 320; Doch. 1248, 1823 г.- «экзегесис» протопсалта Григория .

http://pravenc.ru/text/164757.html

Ты же возьми себе всякой пищи. Ни видов, ни количества пищи здесь не показывается. И то, и другое нужда могла ограничить, а благословение могло сделать и малое достаточным. Впрочем, подробными исследованиями найдено, что вместительность ковчега позволяла даже приготовить особенное количество животных в пищу другим животным, плотоядным (см. But. de area Noe.). Исполнение повеления Божия повествователь замечает весьма кратко, дабы показать, что нет никаких трудностей в исполнении известной и непреложной воли Божией. ВСТУПЛЕНИЕ В КОВЧЕГ VII. 1. Потом Господь сказал Ною: войди со всем семейством твоим в ковчег, ибо тебя вижу Я праведным предо Мною в сие время, 2. возьми с собою из всякого скота чистого по семи, мужеский пол и женский, а из скота нечистого по два, мужеский пол и женский. 3. Также и из птиц небесных (чистых) по семи, мужеский пол и женский (и из всех птиц нечистых по две, мужеский пол и женский), чтобы сохранить племя для всей земли. 4. Ибо чрез семь дней Я повелю быть дождю на земле, сорок дней и сорок ночей; и истреблю с лица земли все существующее, что Я ни создал. 5. Ной сделал все, что Господь повелел ему. 6. Ной же был шестисот лет от рождения, как вода потопная пришла на землю. 7. И вошел Ной от вод потопа в ковчег, и с ним сыновья его, и жена его, и жены сынов его. 8. И из скота чистого, и из скота нечистого, из птиц и из всех пресмыкающихся по земле. 9. по паре, мужеский пол и женский, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною. 10. И когда минуло семь дней, воды потопа пришли на землю. По приготовлении ковчега с его принадлежностями о действительном в него вступлении Ной предваряется новым откровением (VII. 1 — 4). Тебя вижу Я праведным предо Мною в сие время. Здесь представляется тот суд первого мира, в котором Ной осудил мир и сделался наследником правды по вере (Евр. XI. 7). Бог судит и оправдывает Ноя, находя его праведным не только наружно и относительно пред человеками, но и пред Богом истинно и внутренне; почему торжественно ему объявляет, что его спасение от потопа будет свидетельством его правды. Но когда Ной со своею правдою поставляется в противоположность со своими современниками — тебя вижу праведным в сие время, тогда он сам делается судиею и своим примером, оправданием и спасением осуждает неверовавших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=798...

Григория Синаита , покинувших вместе с ним А. после одного из нападений турок на Св. Гору в 1-й пол. XIV в. и обосновавшихся в Парории. После смерти прп. Григория (1346) на А. подвизался до 70-х гг. XIV в. один из его учеников прп. Ромил Видинский , одновременно с ним на Св. Горе жили свт. Евфимий и буд. митр. Киевский и всея Руси свт. Киприан. Хиландарский пирг Хрусия. Нач. XIV в. В XV-XVIII вв. болг. иноки по-прежнему обитали не только в Зографе, но и в др. мон-рях (по преимуществу находившихся под покровительством молдав. и валашских господарей) - Дохиаре, Каракале, Ксенофонте, мон-ре Св. Павла, Филофее, а также в различных скитах и келлиях. На протяжении XVIII в. они постепенно стали преобладать в братии Хиландара (уже в 1744 Григорович-Барский отмечал присутствие здесь болгар и говорил о смешанных общинах в хиландарском скиту на Спасовой Воде и пирге Хрусия). Эта ситуация сохранялась до рубежа XIX-XX вв., свидетельством чему служат, в частности, хиландарские письмовники 1782 (Зограф. 238) и 1801 гг. (Пантелеимонов мон-рь. СБК. 12): почти все послания, содержащиеся в них, адресованы в Болгарию или в болг. общины за ее пределами. В то время великая серб. лавра, поддерживая тесные экономические и культурные связи с болг. землями, играла роль центра болг. национального возрождения. В сер.- 2-й пол. XVIII в. здесь жил и работал прп. Паисий Хиландарский, написавший «Историю славяно-болгарскую». В 1755-1785 гг. на средства болг. вкладчиков из Банско, Видина, Габрова, Копривштицы, Пазарджика и др. мест был обновлен и укреплен ряд монастырских построек, сооружены больница и храмы во имя св. Димитрия и св. Саввы. В 1800 г. в Хиландаре принял постриг и затем провел здесь 17 лет буд. активный деятель национального возрождения Македонии Кирилл (Пейчинович) . В XIX в. с Хиландаром были связаны такие деятели болг. возрождения, как Неофит (Бозвели) и первый Болгарский экзарх Анфим I (Чалыков) . Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. на А. трудилось много болг. иконописцев, наиболее значительной их работой является роспись паперти собора Вел. Лавры, выполненная в 1852 г. Захарием Зографом . Во 2-й пол. XVIII в. (не позднее 70-х гг.) болг. монахи заселили скит Пресв. Богородицы (Ксилургу), расположенный на земле Пантелеимонова мон-ря и бывший некогда древнейшей рус. обителью на Св. Горе, в 1820 г. в скиту был введен общежительный устав, в нач. XX в. там жили 20-30 болг. иноков. Последний болг. насельник скита - известный на А. о. Евфимий - скончался во 2-й пол. 80-х гг. XX в. В Ксилургу до наст. времени сохранилось много болг. (в большинстве своем с греч. надписями) икон XVIII - сер. XIX в. с характерными чертами самоковской и тревненской зографских школ.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

114 Говорим предположительно. Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 253; Знаменский П. В. Руководство… С. 23 117 См. в письме Андрея Боголюбского к киевскому князю Мстиславу. 1168 г.//Макарий. Ibid. T. III. C. 27. 130 Ibid. Т. И. С. 285; Т. III. С. 244–251; Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1 -я пол. С. 455–459, 256–257. 132 Список составлен на основании летописных заметок и Палинодии Захарии Копыстенского, печерского архимандрита XVII в. См.: Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1 -я пол. С. 249–251. 139 См.: Калайдович К. Ф. Памятники российской словесности XII в., изд. с объяснением, вариантами и образцами почерков. М., 1821. 141 Одно – в: Памятники российской словесности XII в. М., 1821; другое – в: Макарий. Ibid. Т. II. Прилож. 10 в двух видах. 142 Одно – в виде послания к Владимиру Мономаху см.: Послание Никифора митрополита Киевского к Великому князю Владимиру Всеволодовичу (1104–1121)//РД. 1815.4.1. С. 61; другое – в виде поучения – в: Макарий. Ibid. Т. II. С. 366. Прилож. 11. 147 Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 289–299; Макарий. Ibid. Т. I. С. 39–43 Т. II. С. 20–23; Т. III. С. 29–32. 148 Неизвестно кто, – или человек, чудесно исцеленный, или оставшийся в живых после совершения над ним таинства елеосвящения, или же, наконец, раб, отпущенный на свободу (­пушеник). 149 Или раб, пожертвованный кем-либо в церковь для спасения своей души и, таким образом, ставший, как бы, в крепостное отношение к церкви, или же, получивший полную свободу по смерти господина за душу его. Голубинский Е. Е. Ibid. Т. I. 1-я пол. С. 534 ПС. 1862. Ч. II. С. 260–266. 150 Изгои – люди, изгнанные из волости, выходцы, примкнувшие к какому-нибудь пред местью и посаду, бобыли, водворенные вне города на «выгонной " земле, или люди безродные. В уставной грамоте Всеволода Новгор. так определяются виды изгоев: 1) попов сын, не знающий грамоты, 2) холоп, выкупившийся на свободу, 3) обанкротившийся купец и 4) князь, лишенный удела. Изгоями в домонг. период были заселены целые села и предместья: Мысовский. Ibid. С. 269–270.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Митрополит Иларион: Я не смотрел ни один фильм, ни другой. И вообще у меня нет ни возможности, ни времени следить за развитием современного кинематографа. Но я наблюдаю тенденцию подстраиваться под существующие тренды, которая существует в западном кинематографе. Прежде всего, для того, чтобы эти фильмы были востребованы, чтобы они лучше продавались. И, соответственно, пропаганда сексменьшинств, которая сейчас происходит на политическом уровне, ибо во многих государствах это происходит на государственном уровне, затрагивает и сферу искусств, и сферу кинематографа. И я отрицательно отношусь к этому явлению, именно к пропаганде такого образа жизни. В Православной Церкви есть очень четкое понимание того, что у каждого человека могут быть свои проблемы, слабости, трудности, и мы с пастырской ответственностью подходим к таким людям. Мы не можем сказать, что у нас в Православной Церкви нет гомосексуалистов, но если такой человек придет к священнику на исповедь, ему, конечно, будет сказано о недопустимости подобного образа жизни. И если человек хочет побороть в себе эти тенденции, то ему будет оказана пастырская помощь. Способов оказания пастырской помощи у нас очень много. Но Церковь никогда не согласится с тем, чтобы признать такой образ жизни здоровым, нормальным, признать те извращения, которые сегодня существуют во многих западных странах, когда, например, ребенку с самого детства, едва ли не с младенчества, внушают, что есть биологический пол, а есть пол, который он может сам себе выбрать, и совершенно необязательно, что биологический пол должен совпадать с тем полом, который он сам себе выберет, когда подрастет. И это касается в том числе детей, которых воспитывают гомосексуальные или трансгендерные пары. Е. Грачева: Есть пример женщин из Великобритании, у которых одному ребенку 8 лет, а другому 11. Так вот, старший (или старшая, потому что в семье избегают таких слов, как «он» или «она», а речь идет только о бесполом «оно») сменил себе пол. Митрополит Иларион: Я считаю, что подобного рода действия родителей должны квалифицироваться как преступление и наказываться в уголовном порядке. Я очень сожалею о том, что в некоторых странах сейчас это позволяется. Ребенок должен, по крайней мере, дожить до совершеннолетия, прежде чем он сможет самостоятельно принять решение о том, оставаться ли ему таким, каким его создал Господь, или менять свой пол.

http://pravoslavie.ru/120221.html

искусстве XV-XVI вв. представлены рядом икон с ростовым изображением: иконой из собрания Н. П. Лихачёва (нач. XV в., ГРМ) - Д. С. извлекает из ножен меч; небольшой иконой-врезкой из собрания Мараевых (1-я пол. XV в., ГТГ) - парной иконе вмч. Георгия; изображением в среднике житийной иконы из с. Поникарова (позднее - в с. Гуменец) близ Ростова (рубеж XV и XVI вв., ГМЗРК) - Д. С. с обнаженным мечом в правой руке; 2-частной иконой с композицией «Огненное вознесение прор. Илии» и фигурой Д. С., происходящей с погоста Лядины Каргопольского р-на (1-я пол. XVI в., ГЭ); иконой «Димитрий Солунский и прп. Антоний Сийский» (2-я пол. XVI в., МИИРК); изображением на сударе из Ипатиевского мон-ря, вероятно вклад Д. И. Годунова (90-е гг. XVI в., ГММК); иконой из Успенского собора в Дмитрове (10-20-е гг. XVII в., ЦМиАР) и др. (в ряде произведений этого типа Д. С. держит мученический крест). Изображения Д. С.-воина встречаются на мерных иконах царских детей: царевичей Димитрия Иоанновича Угличского (образ в основных чертах повторяет древнюю икону из Димитриевского собора во Владимире) и Димитрия Алексеевича (обе в ГММК); в XVII в. возникла основанная на этой патрональной теме традиция совместного изображения Д. С. и св. царевича Димитрия Угличского (иконы из собрания П. Д. Корина и ЦАК МДА). Довольно редкий пример поясного варианта - образ с детализированным изображением доспехов, напоминающим памятники палеологовского и поствизант. периодов (2-я пол. XVI в., ГТГ). Изображения Д. С.-воина включались в состав минейных циклов, напр., изображение вместе с вмч. Георгием на иконе-таблетке из Рождественского собора в Суздале (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ), вероятно восходящее к утраченной таблетке из комплекта новгородского Софийского собора кон. XV в. В XVI в. распространился обычай размещать фигуры Д. С. и Георгия - воинов на створках киотов резных изображений свт. Николая (Николы Можайского): к числу этих произведений относятся створки из с. Едома Архангельской обл. (АМИИ) и собрания С. П. Рябушинского (ГТГ) и створка с фронтальным изображением Д.

http://pravenc.ru/text/178231.html

К наосу с запада примыкал нартекс (притвор), с востока — граненые или полукруглые алтарные апсиды. Внутри наоса помещались четыре опорных столпа, над которыми находился купол, поднятый на световом барабане. Если храм был большим, то количество столпов увеличивалось. Столпы делили храм вдоль на три части — нефа, заканчивавшихся в восточной части здания апсидами. Из всех трех Софийских соборов новгородский демонстрирует наилучшую сохранность своих древних форм. Его основной объем характеризуется как пятинефный, трехапсидный, десятистолпный. С трех сторон (кроме восточной, где расположены алтарные полукружия) храм окружен широкой двухэтажной галереей, не отделяемой, на первый взгляд, от центрального объема. Это придает ему сурово-монолитный облик. Впечатление монолитности усиливается мощным, тесно сгруппированным пятиглавием и практически полным отсутствием декоративных элементов на фасадах. Недаром автор путеводителя по Новгороду столетней давности пишет применительно к Софии о «радости уравновешенных, одухотворенных замыслом художника каменных масс, прекрасных без узоров и декоративных побрякушек». Обзорная площадка [ править править код ] Внутренний вид [ править править код ] КОГДА МЫ ВХОДИМ в Софийский собор, то льстимся надеждой погрузиться в прохладный сумрак веков, ощутить себя «человеком XI века». Но на самом деле интерьеры Святой Софии претерпели довольно значительные изменения по сравнению с XI столетием. Начать с того, что пол раньше был ниже, чем теперь, примерно на 130 сантиметров. Павел Алеппский в XVII веке писал о нем: «Пол весь составлен из огромных плит, твердых и тонких, толщиною только в два пальца. Ломки находятся в этом городе; камень добывают слоями, и каждый кусок может покрыть пол большой комнаты, подобно ковру. Пол в алтарях весь мраморный». Уже в конце XVII века этот пол стал историей: его сломали, чтобы настелить новый. Тогда же растесали существовавшие окна, а над входами пробили дополнительные. То есть в древности Софийский собор был темнее.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Софии_Пр...

В ризнице П. м. сохранилось большое число предметов богослужебной утвари, в т. ч. лицевого шитья (воздухи). Э. П. И. Патерик. 1368–1369 гг. (Ath. Pantokr. 108. Fol. 124v — 125) Скрипторий и б-ка П. м. были созданы сразу после основания обители. Отождествлены почерки 4 копиистов (Игнатия, Герасима и еще 2 анонимных), создавших до 1382 г. не менее 18 рукописей для нужд братии. Пожар 1392 г., вероятно, нанес б-ке П. м. серьезный урон. Однако уже в сер. XV в., по свидетельству итал. путешественника Кириака Анконского, посетившего П. м. в нояб. 1444 г., обитель располагала значительной б-кой. Настоятель П. м. Никандр показал Кириаку древние кодексы с трудами свт. Афанасия Александрийского и Псевдо-Дионисия Ареопагита со схолиями прп. Максима Исповедника ( Cyriac of Ancona. Later Travels/Ed., transl. E. W. Bodnar, C. Foss. Camb.; L., 2003. P. 122, 134). В 1-й пол. XV в. в П. м. занимался копированием рукописей мелург Давид Редестский (отождествлены 5 автографов). В сер. XV в. неск. рукописей из б-ки мон-ря были вывезены в Ватикан (Vat. gr. 453; Vat. gr. 882; Vat. gr. 799; Vat. gr. 703; Vat. gr. 711 и др.) ( Μελισσκης. 1995. Σ. 380-381; Idem. 2012. S. 291-294). В XVI в. были предприняты попытки обновления книжного собрания П. м., мн. рукописи заново переплетены (не менее 15 рукописей - в 30-40-х гг. XVI в., не менее 8 - во 2-й пол. XVI в.: Μελισσκης. 2005). В 1-й пол. XVII в. в П. м. занимался копированием рукописей свт. Иосиф Новый (впосл. митрополит Темишварский). Во 2-й пол. XVIII в. в б-ке П. м. работал прп. Никодим Святогорец , используя ее собрание (в первую очередь кодекс XVI в. Ath. Pantokr. 85) для составления своего «Синаксариста». В 1-й пол. XIX в. башня П. м., в к-рой располагалась б-ка, была частично разрушена (возможно, в связи с событиями Греческой революции 1821 г.); вновь она пострадала от пожара в 1948 г., после чего для б-ки были построены новые корпуса. За века своего существования б-ка П. м. лишилась множества рукописей. По подсчетам З. Мелиссакиса, в рукописных собраниях по всему миру насчитывается более 120 рукописей, некогда составлявших часть б-ки П.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

ч. «местный» образ Д. и прп. Игнатия «на одной цке. Вверху Отечество» ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 177). Раннее сохранившееся произведение - шитая пелена 1-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) с текстом общего тропаря на каймах, где Д. с развернутым свитком и прп. Игнатий в молении предстоят благословляющему из облаков Спасителю. Эту иконографию повторяют вологодские иконы сер.- 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР), посл. трети XVII в. из ризницы Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; текст на свитке: «Братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряитеся...»), XIX в. из ц. во имя ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (на доске XVII в., ВГИАХМЗ). Возможно, они получили значение праздничных образов после того, как в кон. XVII-XVIII в. была составлена общая служба святым. Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими святыми». 3-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) С сер. XVII в. известен новый вариант парного изображения Прилуцких святых - с обителью в руках (ГМЗК), что отражает их почитание как покровителей мон-ря. Этот тип, повторяющий подобные изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, получил распространение при св. Маркелле , архиеп. Вологодском, встречается в памятниках вологодского искусства XVIII-XIX вв. в неск. вариантах, одним из к-рых является точное изображение вида обители на 2-м плане композиции (иконы 1-й пол. XVIII в. из Успенского жен. монастыря Вологды, 2-й пол. XIX в., обе в собр. ВГИАХМЗ). Святые, поддерживающие мон-рь, представлены также в среднике иконы с 20 клеймами жития Д. 1-й пол. XVIII в. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Вологде (ВГИАХМЗ). В др. изводе Д. и прп. Игнатий показаны припадающими к стопам Спаса Вседержителя с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке, по сторонам - ангелы с орудиями Страстей.

http://pravenc.ru/text/178017.html

XV - 1-й пол. XVI в.//ВИД. 1974. Т. 6. С. 107-125; он же. Никоновский свод и рус. летописи XVI-XVII вв. М., 1980; Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь//Очерки по рус. и сов. искусству: Ст., публ., хроника/Ред.: Т. М. Ковалевская. Л., 1974. С. 53-77; Либсон В. Я. Иосифо-Волоколамский мон-рь//Строительство и архитектура Москвы. 1983. 1; Плигузов А. И. Летописчик Иосифа Санина//Летописи и хроники. М., 1984. С. 174-186; он же. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоцкого//Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: Сб. ст. М., 1984. С. 29-53; он же. Полемика в рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002; Турилов А. А. Собр. Иосифо-Волоколамского мон-ря (Ф. 113)//Рукописные собрания ГБЛ: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 137-152; Колычева Е. И. Аграрный строй России XVI в. М., 1987; она же. Правосл. мон-ри 2-й пол. XV-XVI вв.//Монашество и мон-ри в России XI-XX вв. М., 2002. С. 81-115; Вдовина Л. Н. Крестьянская община и мон-рь в Центральной России в 1-й пол. XVIII в. М., 1988; Кавельмахер В. В. К строительной истории колокольни Иосифо-Волоколамского монастыря//Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря: Проблемы изучения, реставрации и музеефикации: Мат-лы науч. практ. конф. 30-31 окт. 1986 г. М., 1989. С. 11-15; Левашенко А. В. и др. Водолазные и геофизические обследования водоемов Иосифо-Волоколамского монастыря: (Малый пруд)//Комплексные методы исследования археол. источников: Мат-лы конф., 21-23 нояб. 1989 г. М., 1989. С. 37-38; Меняйло В. А. Идейно-художественные движения в рус. живописи кон. XV - 1-й пол. XVI вв.: По мат-лам Иосифо-Волоколамского мон-ря: АКД. М., 1991; она же. Художественное шитье в храмах Иосифо-Волоколамского мон-ря в 1-й пол. XVI в.//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 14-25; она же. Иконография прп. Иосифа Волоцкого в XVI-XVII вв.//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. М., 2008. С. 227-252; Steindorff L. Memoria in Altrussland: Untersuchungen zu den Formen christlicher Totensorge.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010