Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Алтарь, церковь и трапеза были длиною 6 сажень, поперек 3 сажени с полуаршином. Окон было в церкви 12 и в главе 4, мерою в вышину по 3 арш., поперек по полуаршину, с железными решетками. Церковь была крыта лещадьми. В алтаре и церкви было 4 столба каменных. В церковь вели 3 двери железных. Подле церкви было крыльцо, которое вело к Грановитой палате, с перилами, длиною 5 арш., поперек – 3 аршина, выстланное лещадьми каменными и «ступенным» камнем. К церкви же примыкала теплая трапеза, по направлению к патриаршему крыльцу, длиною 14 арш., поперек – 4 арш., со сводом и печью ценинною. В трапезе было 7 окон, вышиною по пол-2 аршина, шириною по аршину, пол дубовый – косящетый. Из этой трапезы каменное крыльцо вело к Успенскому собору. Длина крыльца была пол-3 сажени, поперек – пол-3 аршина 448 . У крыльца и паперти было 4 деревянных двери, и на крыльцо выходило окно с железною решеткою. Из трапезы же вела к Екатерининской церкви каменная всхожая лестница, длиною пол-5 саженей, поперек – пол-3 аршина, устланная каменною лещадью и ступенным камнем. У этой лестницы было 3 окна с железными решетками и дверь железная створчатая. (Заб. Матер. Ч.1:1307). Внутри церкви кресчатые своды опираются на четыре четырехгранных столба с дуговыми перемычками, коими они соединяются один с другим (Снег. 161 стр.). Что касается до внутреннего украшения церкви, то из описи, составленной в 1723 г., узнаем, что иконостас в ней был четырехярусный. Местные иконы по правую сторону царских врат – Положение ризы Пресвятой Богородицы – в окладе басемном золоченом, с ожерельем и с венцами сканными золочеными; образ Владимирской Божией Матери «в чудесех», с венцом чеканным среброзолоченым и с алмазами и яхонтами. По левую сторону царских дверей – образ Живоначальной Троицы с тремя резными венцами. Деисусы в трех ярусах были – апостолы, 12 праздников и пророки – в окладах и венцах серебряных басемных. Кроме того, в церкви еще было 32 образа окладных – шести и осьми листовых и 5 неокладных 449 . В алтаре и церкви было стенное письмо 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

Изготовлено на подачи: присол стерляжей из живых, щука колодка из живых, схаб белужей паровой, пол-головы белужьи, 5 полуголов осетрих, 3 звена лососи свежие под лимоны, 3 нароста осетрих, 6 нарядов огнив в ухе, 7 блюд пирогов на троицкое дело, 6 блюд пирогов карасей и пряжья приказных, да из подрукавной муки 5 блюд пирогов на троицкое дело, 20 блюд пряжья, 4 блюда карасей. Того ж числа отпущен недельный обиход в село Владыкино домовым стремянному да стряпчим конюхом, всего 5 человеком: пол-осетра, четверик круп, 4 мерки снетков. Мая в 19 день, в пяток Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с семгой. Пирог круглой с щучьи телесы. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Пирошки маленкия с телом. Оладьи в патоке. 4 плотицы на масле. Кисель холодной с сытою. Кисель гарячей с патокой. Щука колодка из живых. Присол щучей свежей. Уха окуневая из живых. Уха щучья из живых. Кавардак. Шти с тешею. Пол-головы белужьи просолной. Пол-головы осетрии. Схаб белужей паровой. Щука паровая свежая. Кружек телной. Казначею с началною братиею: икра, вязига, присолы щучьи, ухи плотичьи, шти с снетками, каша щипаная, звена белужьи; казначею пироги, папошник, началной братье папошники. Священникам и братье: икра,: шти с снетками, каша щипаная, звена белужьи. Дворяном и всяких чинов дворовым людям: шти, каша щипаная, звена белужьи. Кормлено 12 человек нищих. Выдано на двор на расход: 3 белуги, 2 косы белужьи, да в поварню просолной рыбы пол-белуги, пол-осетра, да свежие рыбы в тело и в кружек 5 щук, да мтевые рыбы в кашу 3 сазана, 2 щуки, 2 свяски вязиги. Выдано на подачи: теша белужья, белуга горбуша. Изготовлено на подачи: 4 блюда пряжья. Мая в 20 день, в субботу Для празднества Алексия, митрополита московского и всея России чудотворца, святейшему патриарху подано в келью столового кушанья: Папошник. 3 пирога долгих с кашей да с яицы. Пирог круглой с щучьи телесы. Пирог косой с сыром. Пироги пышки. Сырники. Блюдо пирогов карасей. Блюдо пряжья. Оладьи путные. Блины просыпные. Пирог приказной с опенки. 2 плотицы на масле из живых. Пескари на масле. Кисель гарячей с маслом. Кисель холодной с сливками. Яйца печеные. Лапша молошная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

склоне «Благовещением Пресв. Богородицы». В зап. люнете напротив апсиды в 2 ярусах - «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». Ниже от входа слева - композиция «Прор. Даниил во рву львином», справа - св. Христофор. Последняя композиция - «Бегство в Египет» изображена на юж. склоне свода симметрично сцене «Путешествие в Вифлеем» и почти совпадает с ней по иконографии. В нижнем регистре на сев. склоне - «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим» и «Тайная вечеря», на южном - «Предательство Иуды», «Взятие Христа под стражу», «Осуждение», «Распятие», «Погребение». Затем повествование снова переходит в верхний регистр, и рядом с «Бегством в Египет» представлены «Явление ангела женам-мироносицам» и «Сошествие во ад». Особенности композиции «Распятие» указывают на сир. корни этой иконографии: Иисус Христос изображен в длинном коловии, по сторонам от Него - кресты с распятыми разбойниками (справа - Дисмас). Каждая сцена отделяется колонками или изображениями архитектуры, или простыми полосами-разгранками. Крест с Божественной десницей. Роспись Кокар-килисе в долине Ыхлара. 2-я пол. IX — 1-я пол. X в. Крест с Божественной десницей. Роспись Кокар-килисе в долине Ыхлара. 2-я пол. IX — 1-я пол. X в. В скалах на левой стороне ущелья находится Кокар-килисе («Благоухающая церковь»). Росписи датируются 2-й пол. IX - 1-й пол. X в. Алтарная апсида обвалилась, на цилиндрическом своде нефа в вост. части - «Вознесение Господне». Остальная часть росписи свода посвящена теме Второго пришествия и Страшного Суда: на фоне декоративного «ковра» изображен большой орнаментированный крест с Божественной десницей в перекрестии, по его сторонам - 12 сидящих апостолов с раскрытыми книгами и Деисус в люнете зап. стены. По стенам тянется фриз евангельских сцен: на юж. стене - от «Благовещения Пресв. Богородицы» до «Рождества Христова», на северной - сцены Страстного цикла. Состав и иконография цикла, а также стиль росписи напоминают фрески Пюренлисеки-килисеси. Вдоль стен в нижней части изображена подвешенная драпировка, свисающая красивыми округлыми складками.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

На пядничных (см. Пядница ) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР, ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный представлен стоящим внутри или около мон-ря – очевидно, воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена открытая рака с мощами А. О. Во 2-й пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й трети XIX в. (ГЭ), где мон-рь изображен каменным, с пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе «Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми» 2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где А. О. изображен с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию в иконописных подлинниках: «Брада черна, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в схиме, руки молебны» (БАН. Строг. 66. Л. 98об., кон. XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И. Богданова-Карбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна икона А. О. с 16 клеймами жития 2-й пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике к-рой преподобный со свитком в руке предстоит Богородице вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм восходит к житию А. О. 1567 г.: явление Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого; поступление Алексея в Кирилло-Белозерский мон-рь и пострижение в иночество; основание новой обители; погребение родителей; преставление и посмертные чудеса святого (видение старца Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время пожара; исцеление немого и др.); история составления жития А. О. мон. Феодосием. На иконе поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) А. О. представлен в рост, прямолично, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и развернутым свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи службы и жития святого (РНБ.

http://pravenc.ru/text/82048.html

Отдельные поясные изображения В. С. были редки в средневек. искусстве (одно из немногих исключений - поясное изображение В. С. на иконе XVII (?) в. в иконостасе юж. придела ц. свт. Николая на Рогожском кладбище в Москве; икона В. С. со Спасителем на верхнем поле упом. также в Описи Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Опись строений... 1998. С. 60). В нек-рых ранних памятниках В. С. представлен в традиц. для древнейших княжеских изображений плаще-корзне (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью), на воздухе 1389 г. он показан в накинутой на плечи шубе. Отличительными чертами московской и новгородской иконографии В. С. являются типы его головного убора: для ранних новгородских произведений (фреска ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью, миниатюры Сильвестровского сборника 2-й пол. XIV в. (РГАДА. Тип. Ф. 381, 53) и Сборника 1414 г. из собрания А. И. Мусина-Пушкина, более поздний пример - псковская икона «Успение Богоматери, Владимир, Борис и Глеб» (1-я пол. XVI в., ПИАМ)) типична княжеская шапка, тогда как для московских памятников более характерен открытый, чаще всего городчатый царский венец, зрительно уподобляющий равноап. Крестителя Руси визант. имп. св. равноап. Константину Великому (клеймо иконы «Борис и Глеб с житием» из Коломны, кон. XIV в., ГТГ; воздух 1389 г.; пелена «Богоматерь Одигитрия Смоленская с избранными святыми», 2-я пол. XV в., ГММК). На основе такого образа В. С. было создано уникальное изображение кн. мч. Михаила Черниговского с городчатым венцом на мощевике 2-й пол. XV в. (ГИМ). Уже в XV в. городчатый венец встречается на новгородских изображениях В. С.- иконе деисусного чина из собрания И. С. Остроухова (1-я пол. XV в., возможно, ок. 1414 г., из ц. равноап. кн. Владимира в новгородском Детинце (?), ныне в ГТГ) и иконе-таблетке из новгородского Софийского собора (кон. XV в., ГТГ, музей-квартира П. Д. Корина). Редкой чертой иконы из собрания И. С. Остроухова являются одежды В. С.: не рус. плащ или шуба, а хламида античного патриция с таблионом, характерная для деисусных изображений мучеников. Столь же редкий вариант иконографии представлен на фреске собора в честь Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1502): князь показан в лоратном дивитисии, что сближает его облик с иконографией имп. Константина (эта особенность отражает идею преемственности Московского государства и Русской церкви по отношению ко Второму Риму - К-полю). В XVI-XVII вв. В. С. всегда изображается в шубе, к-рая украшается богатым орнаментом, и в городчатом венце, хотя в ряде памятников XVII в. вновь встречаются изображения княжеской шапки (икона «Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба». Кон. XVII - нач. XVIII в., ГВСМЗ). Кроме того, известны изображения В. С. в царском венце с округлым закрытым верхом: на иконе «Владимир, Борис и Глеб» (1675, ГМзК). Со 2-й пол. XVII в., возможно под воздействием укр. книжной гравюры, В. С. часто изображали со скипетром и державой (фреска ц. Рождества Христова в Ярославле, 1683).

http://pravenc.ru/text/159104.html

Иванна, Комрат РМ Молдова 29 апреля 2014г. 16:11 Я несогласна с тем, что нельзя допускать женщин к участию в Поместном соборе. В нашей церкви подавляющее число мирян (около 80-90%) составляют женщины.  05 мая 2014г. 23:54 Иванна, непонятно ваше беспокойство. В документе, под которым вы оставили комментарий, ни о каком ограничении женщин не говорится: есть представительницы женских ставропигиальных монастырей, представители от монашествующих (пол не важен), представители от епархий   (1 клирик и 1 мирянин), пол последнего не указывается, но смотрите сноску «а». Где ограничение для женщин вы увидели? Может вас смутили слова " делегат " и " мирянин " , но пол здесь не важен... Иванна, Комрат РМ Молдова 12 мая 2014г. 19:11 Здравствуйте, Вадим. Я недавно начала подробно изучать Библию. В настоящее время я пришла к выводу, что все, о чем говорил Иисус Христос относится, в первую очередь, к мужской половине человечества. Дева Мария в христианстве фигурирует как мать - родительница Христа. Поэтому я абсолютно уверена, что пол имеет очень важное значение. Пол означает деление человеческого рода на две (пол)овины: мужскую половину и женскую половину. У нас очень мало мужчин ходят в церковь, поэтому наши мужчины духовно не развиваются. Каждый человек (мужчина или женщина) выполняет свои обязанности в этом мире от своего имени(или от имени своего рода), поэтому будет правильно, чтобы  мужчины духовно поддерживали свой, мужской род, а женщины - женский род. Что касается данной статьи, я предлагаю образовать два одинаковых поместных собора: один - из мужчин(отцов), другой - из женщин(матерей). Спасибо. Вера Н., Москва 14 мая 2014г. 07:54 Не скажете ли, что именно из Библии Вы успели прочитать, что входит в " подробное изучение " ? И почему только " два одинаковых поместных собора " , а не 4 или не 8 ? - ведь есть не только отцы и матери, но еще есть отроки и отроковицы, юноши и девы, бабушки и дедушки.    14 мая 2014г. 22:06 " Во Христе Иисусе нет ни мужского пола, ни женского” (Гал. 3, 28).

http://bogoslov.ru/article/2603328

На Боголюбской иконе Божией Матери «в молении Ростовских чудотворцев» (кон. XVII в., ГМЗРК) И. представлен в монашеских одеждах (в надписи назван «преподобный»), с короткими кудрявыми волосами и со средней величины бородой (см. также икону-пядницу XIX в. из собрания ГМИР). Известна прорись с иконы XVII в. с группой Ростовских святых и с архангелом перед Богоматерью с Младенцем (ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 447). Образ И. предположительно есть на иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими чудотворцами» 2-й пол. XVIII в. (Дом иконы на Спиридоновке в Москве; см.: Рус. икона XV-XX вв.=Russian Icons of the 15th-20th Centuries: Из коллекции И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 144, 332. Кат. 109). В верхней части иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с избранными святыми» 1729 г. (ГМЗРК) в молении к Св. Троице Новозаветной написаны преимущественно Ростовские чудотворцы, И.- крайний слева во 2-м ряду, за прп. Петром, царевичем Ордынским. На 2 иконах «Собор Ростовских святых» - 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - И. изображен крайним слева в верхних рядах, волнистые волосы и борода с проседью, руки сложены на груди. Его образ включен также в иконную композицию «Собор Ростовских чудотворцев» XIX в., возможно связанную с ростовским мон-рем в честь Рождества Пресв. Богородицы (ГМИР, см.: Коробко О. А. Иконопись XVII - 1-й пол. XVIII в. из собрания ГМИР//Ростовский Архиерейский дом и рус. худож. культура 2-й пол. XVII в.: (Мат-лы конф. 21-23 сент. 2005 г.)/ГМЗРК, НИИ РАХ. Ростов, 2006. С. 217, 409. Ил. 8). Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы «Избранные святые в молении перед Владимирской иконой Божией Матери». 2-я пол. XVII в. (ГМЗРК) Несмотря на широкое почитание И., во 2-й пол. XVII в. его образ не встречается в росписях храмов, построенных в Ростове и Ярославле митр. Ионой (Сысоевичем).

http://pravenc.ru/text/469398.html

Поэтому и пастырь Церкви, призывая своих слушателей на паству вечной зелености, о Боге говорит: по великой Своей милости, воскресением Иисус Христовым из мертвых, возродивший нас к упованию живому, к наследию нетленному, непорочному, неувядаемому, хранящемуся на небесах ( 1Пет.1:3–4 ). 4 . Итак ворота сей святой Церкви поставляются на резные камни; потому что те, по гласу которых мы входим в жизнь вечную, показывая в самих себе святые дела, которые заповеданы свыше, как бы в себе удержали резьбу. Ибо ворота не были бы резные, но были бы простые, если б они проявляли только слово, но святых дел в себе не показывали. Но где они показывают, что сами живут по тому, что говорят другим; там они – и ворота, потому что вводят внутрь, – и резные, потому что жизнью сохраняют то, что говорят другим. Мы видим, что все отдельные части сей святой Церкви поставлены на избранные камни, когда в ней видим всех верующих твердыми в вере и любви. Он (Пророк Исаия), чтобы показать, кого назвал камнями, присовокупил: и вся сыны твоя научены Богом ( Ис.54:13 ), Итак что видел Исаия во всех отдельных частях Церкви избранные камни, то Иезекииль выразил чрез пол, устланный камнем вокруг; потому что о сокровищницах еще присовокупил: тридцать сокровищниц в окружности пола 93 . 6 . Но в этом деле нам тщательно должно рассмотреть то, что Пророк, описав сокровищницы, присовокупил: пол кругом. И ниже прибавил: сокровищницы в окружности пола. Поколику надобно видеть, что есть и сокровищницы в окружности пола, и есть пол в окружности сокровищниц. Потому что пол и сокровищницы разделены в таком порядке, что сокровищницы были помещены между полом, и пол настлан между сокровищницами. Это, братие, не без великого таинства, что в окружности сокровищниц говорится о поле, и в окружности пола повествуется о сокровищницах. Ибо пол имеет в окружности сокровищницы потому, что язык учителей ежедневно устрояет и хранит жизнь слушающих. Так как добрые учители в словах святого наставления иногда побуждениями приятности, иногда жестокостью обличения заботятся о том, чтобы защитить жизнь своих слушателей от пороков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010