7) Странно также известие в рассказе Ниенштедта, что библиотека хранилась в каких-то подвалах под землей и что ее не открывали более ста лет. На самом деле последнего не могло быть. Если рукописи были привезены Софьею (1472 г.), то каким образом оне не видали света Божьего более ста лет, когда до рассказываемого Ниенштедтом события со дня доставки их в Москву не прошло еще 100 лет? Кроме того, если, как обыкновенно предполагают, Максиму греку Толковая псалтырь для перевода дана была из царской книгохранительницы, то мы имеем положительное свидетельство, что она была открываема лет за 50 до описываемого Ниенштедтом осмотра Веттерманом. Все эти недоумения и несообразности и заставляют не додоверять повествованию Ниенштедта, видеть в нем особый сочиненный рассказ, сильно разукрашенный фантазией его автора. Выше я приводил отзыв проф. Форстена, считающего Ниенштедта «наименее достоверным из всех ливонских летописцев», а труд его – наполненным ошибками. И в виду такого общего характера сей хроники, и частностей настоящего рассказа, мы имеем основание прежде всего предполагать, что рассказ этот записан Ниенштедтом не вполне точно, не так, как ему передавал его Веттерман. Первый слышал его от последняго в 1570–1571 гг., след. лет за 30 до записи, так что возможно, что за этот период времени Ниенштедт (будучи 64 лет от роду) кое-что позабыл, а кое-что излагает неверно, прибавляет от себя. Свидетельство не совсем точной передачи находим в самом этом рассказе, именно в передаче имен и фамилий дьяков: Ниенштедт почти ни одной фамилии не передал правильно и ошибся в имени дьяка (Андрей Солкан, Никита Высроватый и Фуник – вместо Андрей Щелкалов, Висковатый и Никита Фуников). Но затем известная доля прикрасы в настоящем рассказе принадлежит самому Веттерману, который должен быть причислен к числу лиц, любящих выставить себя в наилучшем свете. Ниенштедт в своем рассказе с самой хорошей стороны обрисовывает Веттермана, называет его Ангелом Господним, представляет его высоко ценящим просвещение, готовым за рукописи отдать не только все свое состояние (которого, быть может, и совсем не было у него в плену или которое было самое ничтожное), но и детей. Очень может быть, что Веттерман не называл сам себя Ангелом Господним, но очевидно он так много хорошего о себе и своих действиях насказал Ниенштедту, что тот и изобразил его таким 413 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ист.: Index corporis historico-diplomaticus Livoniae, Estoniae, Curoniae oder Kurtzer Auszug aus derjenigen Urkunden-Sammlung für die Geschichte und das alte Staatsrecht Liv-, Ehst- und Kurlands/Hrsg. K. Napierski. Riga; Dorpat, 1833-1835. 2 Bde; Thomae Hi ä rn " s Ehst-, Lyf- und Lettlandische Geschichte//Monumenta Livoniae Anmiquae. Riga; Dorpat; Lpz., 1835. Bd. 1; R ü ssow B. Livländische Chronik/Hrsg. E. Pabst. Reval, 1845; Kleine Meisterchronik//Archiv für die Geschichte Liv-, Esth- und Curlands. 1846. Bd. 5. H. 2. S. 180-186; Bartholom ä us Grefenthal. Livländische Chronik/Hrsg. F. G. von Bunge//Monumenta Livoniae Anmiquae. Riga; Lpz., 1847. Bd. 5. S. 1-123; Livoniae Historia in compendium ex annalibus contracta a Thomo Hornero Egrano//Ibid. S. 371-392; Liv-, est- und curländisches Urkundenbuch nebst Regesten/Hrsg. F. G. von Bunge, H. Hildebrand. Reval, 1853-1914. Abt. 1. 12 Bde; Abt. 2. 3 Bde; Eynne Schonne Hysthorie van vunderlyken gescheffmhen der heren tho lyfflanth myth den Rüssen unde tartaren/Hrsg. C. Schirren//Archiv für die Geschichte Liv-, Est- und Curlands. 1861. Bd. 8. H. 2. S. 113-265; Meisterchronik Johann Sander " s: Fortgesezte Mittheilung kleiner livländescher Chroniken//Ibid. S. 268-283; Русско-ливонские акты/Сост.: К. Е. Напьерский. СПб., 1868; Regesten verlorener Urkunden aus dem alten livländischen Ordensarchiv (1198-1592)/Hrsg. T. Schiemann. Mitau, 1873; Johann Renner " s Livländische Historien/Hrsg. R. Hausmann, K. Höhlbaum. Gött., 1876; Livländische Reimchronik mit Anmerkungen, Namenverzeichnis und Glossar/Hrsg. L. Meyer. Padeborn, 1876; Документы к истории присоединения Ливонии к Польше//Сб. мат-лов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1880. Т. 3. С. 410-432; Akten und Rezesse der livländischen Ständetage/Hrsg. L. Arbusow, A. Bauer, O. Stavenhagen. Riga, 1907-1938. 3 Bde; Генрих Латвийский. Хроника Ливонии/Введ., пер. и коммент.: С. А. Аннинский. М.; Л., 1938; Regesta historico-diplomatica Ordinis S. Mariae Theutonicorum, 1198-1525/Ed. E. Joachim, W. Hubatsch. Gött., 1950. Pars 1. Vol. 2; Hoeneke B. Liivimaa noorem riimkroonika (1315-1348). Tallinn, 1960; Gedimino lai kai/Ed. V. Pa uta, I. tal. Vilnius, 1966; Biskup M. Wyzytacja zamków zakonu krzyackiego w Infantach z 1488 r.//Zapiski historyczne. Toru, 1984. T. 49. Zesz. 1. S. 119-128; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь: Кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002 [Библиогр.: С. 386-413]; ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1-2; кароль Лimobii, у дакумэнтах i сьведчаньях/Уклад., пер., камэнт.: А. А. Жлутка. Мн., 2005; Жлутка А. А. Лicm Папы Kлiмehma V 1310 г. аб cmahobiшчы Лibohii i cyceдhix kpaihax у другой палове XIII - пачатку XIV ст.//Бeлapycki apxearpaфiчhы шmoroдhik. Мн., 2006. Вып. 7. С. 147-166.

http://pravenc.ru/text/2110473.html

Ср. также слово «трогать», первоначально означавшее тащить, trah-ere (извозчику говорим: «трогай» т. е. езжай). Восторг (собственно воз-торг) есть мгновенное отторжение себя от себя. Слово кудесника, рожденное в восторге, несет в себе, воз-носит с собою от-торженный кусок его воления. И потому, слово кудесника само по себе есть новое творение, мощное, дробящее скалы, вверзающее смоковницу в море и двигающее горою, низводящее луну на землю, останавливающее облаки, меняющее все человеческие отношения, всё могущее. «Сие слово, – так заканчивается некий заговор, – сие слово есть утверждение и укрепление, им же утверждается и замыкается – и ничем: ни воздухом, ни бурею, ни водою дело не отмыкается». Слово кудесника – сильнее воды, тяжелее золота, выше горы, крепче железа и горючего камня алатыря. «Слово мое крепко», – говорит заговорщик. —413— Вещее заклятие – это судьба мира, рок мира. Да и что такое рок, как ни приговор, как ни изречение, как ни слово, как ни заклятие? Вспомним, что наше «рок» происходит от «ракати», т. е. шуметь, рокотать, «рещи», т. е. изречь, совершенно так же, как латинское fatum – от fari, т. е. говорить, сказать. Слово кудесника – это рок вещей, их fatum, и всё, на что направлено ладное и складное заклятие, ритмическая incantatio, carmen, столь же мало убежит от него, как дрожащая серна – настигающей её певучей стрелы. Недаром древние эллины называли слово «крылатым»: бросишь крылатое слово – оно и летит, само настигая жертву. Но кончено волхвование, и слово умерло. Сказуемое « Да будет » снова ушло в безвидное сплетение стихий, в чистую субъективность; подлежащее снова стало чистым объектом, т. е. идеальным, мертвым, пустым, непроницаемым. Слово это уж не есть творческое суждение, а есть только звук пустой, скорлупа, шелуха мысли, – интеллигентское слово. Слово кудесника – вещно. Оно – сама вещь. Оно, поэтому, всегда есть имя. Магия действия есть магия слов; магия слов – магия имен. Имя вещи и есть субстанция вещи. В вещи живет имя; вещь творится именем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

197,005 Вюртемберг 1,497,299 650,311 704,058 1,131,413 Гессен 746,201 341,480 Мекленбург-Шверин 597,268 Саксен-Веймар 347,144 14,095 Мекленбург-Стрелиц 100,568 —722— Ольденбург 309,510 86,917 Враунчивейг 436,976 24,120 Саксен-Мейнинген 244,810 Саксен-Альтенбург 189,885 Саксен-Кобург-Гота 225,074 Ангальт 301,953 11,602 Шварцбург-Зондерсгаузен 79,593 Шварцбург-Рудольштадт 92,298 Вальдек 55,285 Рейсс старшая линия 66,860 Рейсс младшая линия 135,958 Шаумбург-Липпе 41,908 132,708 93,671 Бремен 208,815 13,380 Гамбург 712,338 30,731 Эльзас-Лотарингия 372,078 1,310, 391 Приведённые цифры показывают прежде всего, что 99% всего населения Германии составляют христиане, а из христиан – 98,6% принадлежит протестантству (62,5%) и католичеству (36,1%); остальные вероисповедания настолько малочисленны, что в борьбе за преобладание не могут играть никакой роли, и можно сказать, что Германия делится на два враждебных лагеря. Далее, мы видим, что прежнее деление по вероисповеданиям, совпадавшее с делением по государствам (по принципу cujus regio, ejus religio), давно уже исчезло: протестанты и католики перемешались между собой, так что нет города и селения, где не было бы представителей той и другой церкви, а, следовательно, и нет места, где не было бы достаточно поводов для столкновений. В численном отношении католики значительно слабее протестантов; но этот недостаток вполне возмещается превосходством организации: протестантство раскололось на многочисленные группы, лишённые не только внутреннего, но и внешнего единства: католичество представляет из себя крепко сплочённую силу, точно следующую исходящим из Рима инструкциям и, под руководством прекрасно дисциплинированного клира, единодушно действующую ad majorem papae gloriam. Благодаря такому единодушию, католикам удалось, напр., обра- —723— зовать в высших учреждениях Империи (рейхстаг, ландтаги) особую партию, „центр“, настолько сильную, что она в состоянии производить давление на правительство – в пользу католичества, тогда как у более сильного в численном отношении противника нет такой партии, которая защищала бы исключительно протестантские интересы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

405. Ляу ши. – Хроника царства Ляу или Цитаней, (обнимающая период времени с 931–80 г.; в 1066 г. Ляу известно как малое племя, существующее при падении Сунской династии и монголах в 1201 г.). 406. Ляу ши ши и. – Летописи Ляу прежде заброшенные и потом собранные воедино и приведенные в порядок. 407. Ляу ши ши лу. – Приведенные в точную известность и занесенные в летопись деяния и события Ляу. 408. Цюань ляу бэй кхао. – Полный взгляд на государство Ляу. 409. Цюань ляу чжи. – Полная летопись государства Ляу. 410. Сань чау бэй мэн цзи бянь. – Собранные в порядке хронологическом ратификованные договоры трех северных династий (чао). 411. Ци-дань гэ чжи. – Анналы государства Циданей (Цитани). Оно управляло северным Китаем с 1118 по 1235 г. по Р. X., под именем «Цзин-чао» т. е. золотой династии, просто «Цзин» или «Да-цзин-гэ» великой золотой династии. 412. Цзин ши. – Летописи Цзинской династии. 413. Да-цзин-гэ чжи. – Анналы Да-цзинского государства. 414. Цзин чжан цзи яу. – Административные постановления Цзинской династии касательно мореплавателей. 415. Си ся шу ши. – Книга деяний западной Сяськой династии. XVII. Династия Юань (с 1280 по 1368 г. по Р. X.). 416. Юань ши. – История Юаньской династии. 417. Юань ши лэй бянь. – Летопись Юаньской династии, изложенная и записанная в бяни. 418. Юань ши сюй бянь. – Продолжение историч. бяней. 419. Юань ши цзе яо. – Серьезное исследование истории Юань. 420. Юань шэн ву цин чжэн лу. – Рассуждения о примерной любви императоров Юаньских, приводившей в повиновение подданных. 421. Юань чау цзе лу. – Дополнительная летопись Юаньской династии, царств. Чау. 422. Юань ши юй цзе. – Пояснительные диалоги по истории Юаней. 423. Юань-чау ми ши. – Летопись Юаней (династ.) в научном изложении. 424. Юань цин чжен лу. – Непосредственно Юаньская летопись т. е. за время царствований этих династий. 425. Юань-чау мин чэнь ши люэ. – Очерки славных деяний знаменитых сановников Юаньской династии. 426. Юань ми-шу цзянь чжи. – Тщательно ревизованный, и исправленный по достоверным источникам, государств. секретный архив Юаньской династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

1862 г. Новый год встретил я мирно и благополучно в своей Высокопетровской обители, среди вверенной мне братии, не думая и не гадая, что этот новорожденный год принесет мне чрезвычайно важное событие в моей жизни; разумею епископство. – Но об этом будет речь в своем месте, а теперь буду продолжать изложение в последовательном порядке обычных, ежедневных явлений в моей жизни. 1-го января писал мне из Сергиева Посада секретарь академического правления, проф. Е. В. Амфитеатров : «Отъезжая в Москву, вы поручили нам составить примерную смету расходов по академии на наступающий 1862-й год. Смета сия теперь составлена вчерне, и надлежало бы в скором времени представить ее его высокопреосвященству 795 для утверждения. Но по смете оказывается необходимым передержать сумму весьма значительную, и необходимо наперед решить вопросы из какого источника заимствовать недостающую сумму. В начале прошлого года академическое правление по случаю предусмотренной передержки испросило у высшего начальства 2.600 р. из духовно-учебных капиталов; но эта сумма отпущена для академии заимообразно, и академическому правлению предписано возвратить оную из сбережений будущих лет. Если теперь академическое правление вновь станет ходатайствовать у высшего начальства об отпуске дополнительной суммы для покрытия предполагаемой передержки в 1862 году; то можно ли ожидать успеха подобному ходатайству? По составленной вчерне смете предполагается издержать в будущем году: 1) На содержание студентов пищей и одеждою 12.989 р. 45 к. А по штату ассигнуется на сей предмет 10.284 р. – » И сверх того процентов с 7.696 р. 287 р. 24 » Всего 10.571 р. 24 к. Следовательно, расход перевысит приход на 2.413 р. 21 » 2) На содержание академ. дома до 7.400 р. – » А по штату ассигнуется на сей предмет 6.400 р. – к. Почетный блюститель имеет пожертвовать 500 р. – » На сей же предмет может быть обращен предполагаемый остаток от суммы, ассигнуемой на проезды ревизоров (700 р.). 400 р. – » И наконец процентов с 4-х тыс. 100 р. – »

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

/добавлено: Тогда армяне впервые принимают веру Христову. /добавлено: Лангобарды истребляют гепидов. /добавлено: В то же самое время Думийский епископ Мартин прославляется в Галисии, проповедуя истинную веру. (565–578 гг.) 402. Патриций Нарсес во времена Юстиниана августа разгромил готского короля Тотилу, и, устрашенный угрозами Софьи Августы, жены Юстиниана, был вынужден возвратить лангобардов из Паннонии и ввести их в Италию./Во второй редакции эта глава упразднена. 403 . В это же время король готов Леовигильд разгромил мятежников в некоторых провинциях Гиспании и снова подчинил их власти своего королевства./Во второй редакции эта глава упразднена. 5779 404 . Тиберий правил семь лет./исправлено: Тиберий правил шесть лет. /добавлено: Лангобарды, разгромив римлян, входят в Италию. (578–582 гг.) 405 . Готы по вине Эрменегильда, сына Леовигильда, делятся на две враждебные группы и убивают друг друга в возникшей усобице. 5800 406 . Мауриций правил двадцать один год./исправлено: 5803 (582–602 гг.) 407 . Противники готов свевы приведены в покорность королем Леовигильдом. 408 . Готы, трудами короля Рекареда возвратились в лоно католической веры. /исправлено: По инициативе глубоко верующего короля Рекареда готы обращаются в католичество. /добавлено: В это время епископ Леандр почитается во всей Гиспании за свою мудрость и твердость в вере. 409. Воюющие против римлян авары были отражены, скорее благодаря золоту, чем оружию. ./Во второй редакции эта глава упразднена. 5808 410 . Фока правил восемь лет./исправлено: 5811 (602–610 гг.) 411 . Он стал императором благодаря военному перевороту и велел умертвить Мауриция Августа и многих патрициев. 412 . В его царствование «Зеленые» 48 и «Голубые» ведут гражданскую войну на Востоке и в Египте, безжалостно истребляя друг друга. 413 . Персы проводят жестокие сражения против Римской империи. Разгромленные ими римляне утратили многие территории, включая Иерусалим. /исправлено: Персы проводят жестокие сражения против Римской империи. Разгромленные ими римляне утратили многие территории на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

377 Неудачная попытка сторонников независимости апулийских городов от Византии поднять в 1009–1010 гг. мятеж под предводительством Мела (Мелеса или, на греческий манер, Мели), представителя местной знати, была подавлена. В 1017/8 г. Мел возобновил борьбу при поддержке лонгобардских герцогов и норманнских наемников, и именно о ней говорится у Адемара. Эти действия следует рассматривать в русле антивизантийской политики в Италии, которая проводилась папой Бенедиктом VIII и германским императором Генрихом II. Решающая битва, в которой мятежники были разбиты византийским катепаном Италии Василием Виоанном (Βοιοννης, в русскоязычной историографии фигурирует под латинизированными именами Боиоанн, Бугиан; см. 15, примеч. 401), состоялась в октябре 1018 г. при Каннах, после чего Мел бежал в Германию к Генриху II (Gay 1904. Р. 399–413). 379 Экскурс о Бруно Кверфуртском присутствует только в самой поздней редакции «Хроники» (редакция С), где он носит характер торопливой и достаточно сбивчивой приписки, служа пояснением к первоначальному краткому известию о миссионерских успехах германского императора Оттона III, который «по воле Божией сподобился обратить к вере Христовой народы Венгрии вместе с их королем» (имеется в виду учреждение архиепископии в Эстергоме в 1001 г., но не только: см. примеч. 383). 380 Адемар имеет в виду, несомненно, Бруно Кверфуртского (см. 10), считая его, однако, епископом аугсбургским, хотя и не путая с реальным аугсбургским епископом Бруно, младшим братом германского короля Генриха II (см. 10, примеч. 199). Более пространное изложение фрагмента об Адальберте и Бруно см.: Назаренко 2001а. С. 343–344, 347. 382 Адальберт Пражский погиб во время миссионерской поездки не к печенегам, а к пруссам, как и Бруно. Поскольку печенежская миссия была делом Бруно, то ясно, что мы сталкиваемся с начавшейся вскоре после смерти Бруно контаминацией его образа с памятью об Адальберте. 383 Бруно Кверфуртский в самом деле бывал как в Венгрии, так и на Руси, но миссионерский характер носило только его пребывание в Венгрии (см. 10). Заблуждение Адемара усугубляется еще и тем, что деятельность Бруно на Руси он относит ко времени до ее крещения (как то видно из окончания рассказа). В таком случае возникает подозрение, что в отношении Руси (как и в случае с Венгрией: см. следующее примеч.) хронист смешал сведения о Бруно с припоминаниями о каких-то немецких миссионерах, достигавших Руси в 970-е гг. (см. 14; Назаренко 2001а. С. 339–390). Историографическая традиция, хронологически соединявшая крещение Руси и Венгрии как дело рук Бруно Кверфуртского, в разных видах продолжала существовать и развиваться и позднее. Именно она обусловила странное, на первый взгляд, убеждение Гонория Августодунского (Отёнского), популярного полигистора середины XII в., будто в правление германского короля Генриха II, т. е. после 1002 г., «стали христианами русь, поляки и венгры» («Ruzi, Polani et Ungarii facti sunt christiani»: Honor. Aug. P. 130, 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

356-357 ДИОНИСИЯ ОЛИМПИЙСКОГО МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Китрской и Катеринской митрополии Элладской Православной Церкви 357-358 ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) 358-370 ДИОНИСИЯ ТЕЛЛЬ-МАХРСКОГО ХРОНИКА [Хроника Псевдо-Дионисия Телль-Махрского; Хроника Зукнина], всемирная хроника на сир. языке, охватывающая события от Сотворения мира до 774 г. по Р. Х. 370-371 371-372 372-373 373-376 376-377 377-378 ДИОСКОРИД (ок. 40 - 90), рим. военный врач греч. происхождения, автор трактата De materia medica (О лекарственных растениях) 378-379 ДИОЦЕЗ адм. термин древнегреч. происхождения, первоначально обозначавший управление чем-либо (напр., городом) 379-380 381-389 ДИППЕЛЬ Иоганн Конрад (псевд. Кристиан Демокрит) (1673-1734), нем. протестант. теолог, сторонник движения пиетизма 389-390 ДИПТИХ первоначально название 2 продолговатых пластинок из дерева, кости или металла, соединенных шнурком, тесьмой или шарниром и складывающихся вместе, подобно книжному переплету 390-394 394-396 396-398 398-399 ДИСКОС в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии 399-401 ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ теологическая концепция, получившая широкое распространение в различных протестант. течениях (особенно в Великобритании и США) в XIX-XX вв. 401-402 ДИСПЕНСАЦИЯ термин канонического права, обозначающий освобождение отдельного лица или группы лиц от обязательной нормы церковного закона или послабление в его исполнении 402-404 ДИССИДЕНТЫ в европ. странах - юридический термин, обозначающий категорию населения, не принадлежащую к господствующей религии; в СССР - представители оппозиционного общественного правозащитного движения в 60-80-х гг. 404-413 413-414 ДИТРИХ НИМСКИЙ (ок. 1340 - 1418), средневек. нем. историк и публицист, церковный деятель эпохи схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. 414-415

http://pravenc.ru/vol/xv.html

Победоносцев обвинял Иоанникия Руднева в том, что тот находился под влиянием своего окружения (Письма. 2. С. 261). Среди епископов Иоанникий высоко ценился как энергичный и самостоятельный иерарх. Он часто упоминается у Саввы: Хроника. 8–9. Ср.: ПБЭ. 6. Стб. 771–784. Богородский Я. А. Митр. Антоний (Вадковский) в казанский период его жизни и деятельности, в: Прав. соб. 1913. 2. С. 263–279; М. Б. Антоний, митроп. С.-Петербургский и Ладожский. СПб., 1915; Дмитриевский А. В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его славянофильские воззрения, в: Церк. вед. 1912. 47. С. 1910–1920; он же. В Бозе почивший митр. Петербургский Антоний и его сношения по церковным делам с православным Востоком, в: Прав. соб. 1914. 6. С. 598–606; митроп. Антоний. Речи, Слова и поучения. СПб., 1912. 3-е изд. Краткие биографические сведения (до 1900 г.) см. в: ПБЭ. 1. Стб. 893–904; см. также прим. 458 и § 12, 21. Кроме своих ежегодных отчетов Победоносцев организовал подготовку и публикацию также особого «Обзора деятельности Ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III» (СПб., 1901), в котором много места было отведено сообщениям о церковных и церковно-политических торжествах. Рункевич. Русская Церковь в XIX веке. С. 721. Ср.: Савва. Хроника. 7. С. 581. Савва. Хроника. 7. С. 395 (о поведении одесского генерал-губернатора барона Роппа); с. 18 (о поведении харьковского губернатора барона Укскюля); Евлогий Георгиевский. С. 107 (о варшавском генерал-губернаторе князе Имеретинском) — чтобы назвать лишь несколько примеров. Флоровский. С. 411, 413. Работа С. С. Ольденбурга (Царствование имп. Николая II. Белград, 1939. 2 т. и Мюнхен, 1941) может рассматриваться лишь как скромное начало исследования этого царствования; конспективный обзор дает Е. Шмурло (1922). С. 531–553. О внутренней политике из обширной мемуарной литературы можно выделить воспоминания В. Н. Коковцова, С. Е. Крыжановского, В. И. Гурко и А. Н. Наумова; воспоминания С. Ю. Витте зачастую слишком субъективны. По истории либеральных течений и их отражения в деятельности Государственной думы наиболее ценными являются работы В. А. Маклакова: Первая Государственная дума. Париж, 1939; он же. Вторая Государственная дума. Париж, 1946; Власть и общественность на закате старой России. Париж, б.г. (ок. 1939 г.); он же. Воспоминания. Нью-Йорк, 1954 (не слишком информативны). См. также работы: Curtiss, Leontowitsch, Пушкарева и Ковалевского.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010