398 Филипп был первым императором, открыто симпатизировавшим христианству и даже, согласно Житию св. Вавилы, сам был христианином. Однако говорить о его ревности к вере едва ли возможно. 407 Сторонники Новата (Навата) отказывались вступать в общение с христианами, которые приносили языческие жертвы во время Декиева гонения, даже после их покаяния. 408 Вибий Требониан Галл и его сын Вибий Афиний Галл Вельдумиан Волузиан были императорами с июня 251 по август 253 г. 414 Окруженный вместе со всей римской армией под Эдессой осенью 259 г., Валериан был вынужден сдаться и умер в персидском плену после 260 г. 415 Галлиен погиб весной 268 г. во время мятежа начальника конницы Ауреола. С доб.: «При нем Евсевий Памфилов , епископ Кесарии Палестинской, составляет «Церковную историю " ». – В действительности Евсевий только родился при Галлиене. 416 Аврелий Валерий Клавдий, известный под эпитетом Готский, правил около 2 лет – с осени 268 до августа 270 г. 419 С доб.: «При этом Клавдии учил ереси Павел Самосатский, епископ Антиохии, назвавший Христа простым человеком». 423 Текст абзаца в списке С : «Аврелиан процарствовал 6 лет. При нем претерпел мученичество святой Лукиан; и стал известен проклятый Мани, от которого манихеи. И он был погублен воинами». Издатель считает его «textum genuinum praebente sed ordine mutato», но для этого нет никаких оснований. 426 Анний Флориан, родственник Тацита, стал его преемником, но уже в августе 276 г. был убит, и императором стал Аврелий Проб, правивший 6 лет (276–282). 428 Император Кар правил с сентября 282 по июль 283 г., его сыновья и       соправители Нумериан и Карин были убиты – один в 284 г. по приказу префекта Апра, а второй – в 285 г. одним из офицеров. 436 Максимиан, на некоторое время вернувшийся к власти (307–308), в 310 г. повесился в Массилии после неудачного заговора против Константина. 437 Галерий, ставший вместе с Констанцием августом в 305 г., умер в мае 311 г. от тяжелой болезни. Его преемником стал Лициний, с 308 г. бывший августом-соправителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На л. 20, при описании красивой местности г. Иерихона, Белюстин, между прочим, приводить из Древн. иудейских IV. IV. 1., но в этом месте об Иерихоне и помину нет. Можно было бы указать и еще несколько подобных примеров неверности и неточности цитат, приводимых свящ. Белюстиным; но довольно и сих, чтобы иметь повод усомниться в самостоятельности мнимо-ученого труда сочинителя. – Видно, что автор, указывая на сочинения И. Флавия, как на пособие при составлении предпринятого им очерка предшествовавших последним дням земной жизни Господа Иисуса событий и возлагая на своих читателей нелегкий труд прочитать помянутые сочинения, сам между тем освободил себя не только от труда прочитать все сочинения Флавия, но и от поверки тех мест, которые указывает в своем сочинении. Чем же объяснить допущенные свящ. Белюстиным неверности в цитатах, и откуда же он почерпал сведения, которых в указываемых им местах из сочиинений И. Флавия не оказывается? – К крайнему удивлению, открывается, что сочинитель сведения свои, заключающиеся в его очерке предшествовавших последним дням земной жизни, Спасителя событий, а равно и в примечаниях его к евангельскому тексту, заимствовал не из первоначального, на который он указывает, а из другого, более мутного, источника: это – пресловутое сочинение неблагонамеренного французского писателя Ренана: Vie de Iesus, против которого так много писано было как в иностранной так и в нашей духовной литературе. При сличении сочинения православного священника Белюстина с сочинением неправомыслящего и неблагонамеренного французского писателя, оказывается, что первое есть ничто иное; как компиляция из последнего. Для удостоверения в этом я выпишу некоторые места из того и другого сочинения, заметив предварительно что у меня под руками было сочинение Ренана, напечатанное в Париже 1864 г. 11-м изданием 408 . Белюстин: Ренан: Лист. 2 об. Население Галилеи состояло не из одних евреев; тут были и язычники: арабы, финикияне, сирияне и даже греки; от чего Галилея и называлась языческою.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Евсевию принадлежит огромное количество работ разнообразной тематики и характера «Хроника», «Приготовление к Евангелию», «Доказательство Евангелия», «История палестинских мучеников», «Ономастикой», «Жизнь Константина», «Похвальное слово Константину», письма и т.д. Но главным творением Евсевия стала его «Церковная история» Только те сочинения Евсевия, которые вошли в состав известной Патрологии Миня, составляют в ней 5 огромных томов Основные издания трудов Евсевия Eusebu Caesariensis Opera/Ed G Dindorf Lipsiae, 1890 Vol 4 Εσεβου του Παμφλου κκλησιαστικς ιστορας βιβλα δκα//Patrologia Cursus Completus Series Graeca/Rec J-P Migne Parisius 1857 T XX Col 1–906 Eusebius Pamphili Praeparatio Evangelica ( Εσεβου το Παμφλου εαγγελικης ’ αποδεξεως βιβλα δκα)//PG T XXI Col 21–408 Eusebius Pamphili Demonstratio Evangelica ( Εσεβου το Παμφιλου Εαγγελικης ’ αποδειξις)//PG T XXII Col 14–792 Eusebius Pamphili Χρονικο καννες κα πιτομ παντοδαπης ιστορας Ελλνων τε κα βαρβρων (Chronicorum libri duo)//PG T XIX Col 99–600 Eusebius Werke/Hrsg von E Schwartz Leipzig, 1903–1909 Eusebius Werke/Hrsg von J С Hinnchs Leipzig, 1906–1956 Eusebius Kirchengeschichte/Hrsg von E Schwartz Berlin, 1952 Eusébe de Césarée Histoire Ecclésiastique/Ed parG Bardy Paris, 1952–1958 Eusebius’History of the Church from Christ to Constantine/Rev by A Louth Harmondsworth, 1989 Eusebius Pamphilius The Ecclesiastical History In two volumes/Trad G A Williamson London, 1980 В данной работе «Церковная история» Евсевия цитируется по изданию Eusebius The Ecclesiastical History With an english translation by К Lake, J E L Oulton, H J Lowlor Vol 1–2 Cambridge (Mass), 1975 На русский язык переведены всего четыре работы Евсевия Кесарийского «Церковная история», «Похвальное слово Константину», «Жизнь Константина», «О палестинских мучениках» См русские издания Евсевий Памфил Церковная история М 1993 Евсевий Памфил Сочинения В2т М, 1848–1849 Евсевий Памфил Жизнь блаженного императора Константина Издание 2-е М группа «Jlaбapyм», 1998 С 1–214 Евсевия Памфила слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования//Там же С 215–268

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

—383— сиана. Нельзя прежде всего, упускать из виду, что кн. Вассиан, инок по принуждению, во-вторых, если в полемических сочинениях много ссылок и выписок из книг Св. Писания, то они были сделаны по необходимости, это были возражения противникам, их он бьет их же оружием: в «Беседе», рассчитанной на внимание общества, Вассиан опустил научный аппарат ссылок и выписок и тем сделал свое произведение доступным общественному вниманию; однако, чтобы воздействовать на настроение читателей, он старается затронуть их религиозные чувства: кара Божие, как возмездие за нарушение основоначал монастырского общежития, со всеми последующими общественными и политическими настроениями, основная нить «Беседы». Еще одно замечание. Как не старательно скрыл Вассиан свое авторство, но оно местами прорывается в метких характерных выражениях; Вассиана обвиняли в том, что он «чудотворцев» называл, «смутотворцами», «правила» – «кривилами». В «Беседе» аналогичное выражение иноки не «богомольцы», но «богоборцы», или «царское ко иноком не милосердство, но душевредство». Итак, «Беседа» важнейший памятник XVI в., рассчитанный на общественный интерес, вызванный борьбой по вопросу о допустимости монастырского землевладения. Автор памятника смотрит на монастырское землевладение под широким углом зрения, стараясь поставить в связь с монастыр. землевладением различные уклонения от общественного и политического правопорядка. Выясняя все эти данные «Беседы» и сопоставляя с ними события жизни опального инока кн. Вассиана, признаем в Вассиане автора «Беседы», написанной после суда 1531 г., чем и объясняется тон и общее гневное настроение автора. С. Авалиани Каптерев Н.Ф. (Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович). Протопоп Аввакум, как противник церковной реформы патриарха Никона//Богословский вестник 1909. Т. I. 3. С.384–408 (2-я пагин.). (Продолжение.) —384— Первоначальная деятельность Аввакума как священника в Лопатицах и протопопа в Юрьевце Повольском. Положение Аввакума в Москве после бегства из Юрьевца. Ссылка его в Сибирь, его сибирская жизнь и возвращение в Москву. Протопоп Аввакум как великий угодник Божий, как прославленный святой и чудотворец. Попытка государя, вызвавшего Аввакума из Сибири в Москву, примирить его с новым порядком церковных дел. Неуспех этих попыток. Окончательный отказ государя, ввиду упрямства Аввакума, от всяких дальнейших сношений с ним. Встречное стремление со стороны Аввакума отвлечь царя от церковной реформы Никона и его старание возвратить государя к старым до никоновским церковным порядкам. Неуспех этих стараний Аввакума и перемена в характере его отношений к царю. Отношение Аввакума к тогдашней русской церкви, к Никону, к русским иерархам и к никонианам вообще, как выражение его крайней ненависти к своим церковным противникам. Религиозная нетерпимость Аввакума. Его отрицательное отношение к науке и образованию. Несоответствие у Аввакума между его внешним подвигом и внутренним содержанием этого подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

предоставил ему добросовестно восемьдесят тысяч человек, князь поляков (herzoge von Pôlân) – семьдесят тысяч с роговыми луками. Из Руси (von Riuzen) к нему пришло тут же сто тысяч. Король Аравии (chunich von Arâbîâ) послал ему не медля тридцать тысяч своих богатырей. [Каталог народов продолжается. Аларих захватывает Рим и разрушает его.] (Kaiserchr. S. 215. Vers. 7314–7323) 2. [В правление восточноримского императора Зинона в Меране княжит Дитрих Старый 1005 . Вождь гуннов Этцель 1006 изгоняет его, но после смерти Этцеля Дитмар, сын Дитриха, возвращает себе Меран.] Тогда Плодель (Plôdel) и Фритель (Frîtele) 1007 быстро собрали себе [войско] из руси и поляков [и] поскакали на Меранскую землю (lant ze Meran). [В битве с Дитмаром гунны терпят поражение, а Плодель и Фритель погибают.] (Kaiserchr. S. 332. Vers. 13 877–13 883) 3. [Император Зинон опечален тем, что римляне подчинились Одоакру 1008 и короновали его. Дитрих 1009 , сын Дитмара, предлагает Зинону союз и помощь, прося взамен в качестве лена право суда от имени императора.] Тогда император Зинон (keiser Zêne) обрадовался, он даровал Дитриху (Dieterîch) эти лены (lêhen). Тот не медля собрал войско от разных стран. Русь и поморяне (Pomerân), пруссы (Priuzen) и поляки, печенеги (Petsenaere) и половцы (Valwen) 1010 , винды (Winde) 1011 со всех краев, славяне (Sclavenîe) и греки (Griechen), африканцы (Affrikære) охотно пришли к отважному Дитриху. [Дитрих побеждает Одоакра, вступает в Рим, изменяет Зинону и подчиняет себе Западную Империю.] (Kaiserchr. S. 335. Vers. 14017–14 027) 4. [Немецкое войско поддерживает венгерского короля Петера против его противника Оттона 1012 , захватившего королевский трон. После взятия немцами Пресбурга 1013 .] Отто (Otto) быстро собрался, взял дитя и жену, он бежал на Русь (ze den Riuzen) 1014 . Весь его род был истреблен. Петер (Pêter) сел на своем троне. (Kaiserchr. S. 378. Vers. 16 438–16 442) 1003 Король вестготов Аларих в 408–409 гг. требовал от римских властей территорий для поселения в Норике, и затягивание дела привело к осадам вестготами Рима и его взятию в 410 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—408— к признанию достоинства или недостоинства. Припомним только описательное правило Феофила Александрийского и слова египетских епископов об избрании, испытании, одобрении и рукоположении Афанасия Александрийского . Таким образом архиерейское оповещение представляется последствием, выводом из произведенного им или ими всенародного испытания, свидетельствования, одобрения (δοκιμασα) избранного. Выражение проручествующей избирательной деятельности Божественной благодати, врачующей немощное и восполняющей недостаточное, в неотрешимом от этих свойств избирательном и испытующем действии человеческом еще ярче явствует из формулы, сопровождающей возведение в степень епископа. «Избранием и искусом боголюбезнейших епископов и всего освященного собора, Божественная благодать»… и т. д. Кто подразумевается в настоящем случае под именем «всего – освященного собора», решить весьма трудно, ибо избирающий кандидатов и представляющий их на высочайшее соизволение Святейший Синод временами состоял исключительно только из одних архиереев. Подразумевать под всем «освященным собором» участвующих в нём двух-трех лиц из белого духовенства было по меньшей степени странно. Таким образом участие «всего освященного собора» в избрании и испытании рукополагаемого представляется в настоящее время предрассудком. Но «предрассудок – он обломок древней правды» по глубоко верному выражению поэта. Перенесемся же мысленно в тот долго длившийся период церковной практики, когда епископ избирался клиром и народом местной церкви, свидетельствовался, одобрялся и признавался достойным не иначе, как при участии вопрошаемых клира и народа, а затем утверждался к рукоположению судом епископов. Чему же таким образом равносильно произносимое, как приступ к возведению в степень, оповещение о совершившемся действии или содействии Божественной благодати? «Вы немощны, исповедует произносимыми словами оповещающий, но Божественная благодать всегда врачует немощных; вы оскудеваете (в вере, действии, добре), но Божественная благодать всегда восполняет всё оскудевающее, а потому не вы только из-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

404 Здесь нужно понимать Сирию в широком смысле, которая простирается на юге до Аравийской пустыни. В пространном смысле под Сирией понимали все приморские земли к западу от Евфрата до пределов Египта. В узком – полосу земли от пределов Киликии до реки Елевфера и к востоку до Евфрата. 405 Вероятно, здесь указывается так называемый Нижний Египет, область в нижнем течении Нила, соответствующая римским провинциям Египет, Августампика и Аркадия. 406 Мысль о том, что Индия и Африка соединены перемычкой, приписывалась Псевдо-Аристотелем (Inundo Nili) персидскому царю Артаксерксу III Оху (358–338 гг. до н. э.). Александр Великий перед отправлением вниз по Инду предполагал, что попадет в Египет (Strabo XV. 1. 25). 408 Нил назван рекой эфиопов согласно Ветхому Завету ( Быт. 2:13 ). Геродот полагал, что Нил течет из Ливии, затем проходит через Эфиопскую землю и впадает в море в Египте (Her. II. 22). Об истоках Нила см.: Her. II. 28; Plin. Nat. Hist. V. 51–53; VIII. 77; Amm. Marc. XXII. 15. 8. 412 Конъектура Дюканжа (Ducangii nota 23). Кирена – главный город в Киренаике, основанный греками в VII в. до н. э. Страбон посвящает ему небольшое историческое описание (Strabo XVII. 3.21). 413 Мармарика (Мармарида) – область, названная позднее Диоклетианом провинцией Ливия Нижняя, расположенная южнее Киренаики. 415 Насамоны (назамоны) жили ближе к Киренаике. Они пользовались дурной славой грабителей кораблей, потерпевших крушение. 416 Мацеи обитали в пустынях, западнее насамонов. Из племени мацеев псиллы известны как врачеватели от укусов змей. 417 В данном случае говорится о Северной Африке от района так называемой Карфагенской Африки до западной оконечности Средиземноморского побережья материка. В «Хронике» Ипполита текст более обширный (§ 146–149): «Ливия Вторая, которая простирается от Большой Лепты до Сирта Малого; Нумидия, Массурида, Мавритания, простирающаяся до Геракловых столпов напротив Гадиры». 418 Город Большая Лепта (Лептис Магна) расположен в Сиртской области между Большим и Малым Сиртами к востоку от современного Триполи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

7 См. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Пг., 1915. С. 370. А в целом, по данным А. И. Клибанова, в XIX в. учение субботников было распространено в 30 губерниях России и насчитывало несколько десятков тысяч последователей. См. Клибанов А. И. Из мира религиозного сектантства. М., 1974. С. 197. 8 Полное собрание законов Российской империи, 1649–1830. СПб., 1830. Т. XL. 30.436.а. С. 397–408. 9 Ряд этих факторов был рассмотрен в статье: Хижая Т. И. Движение иудействующих в России во второй половине XIX в.//Религиоведение. 1. 2007. С. 49–59. 10 См. об этом: Былов М. Раскол в Воронежской епархии при епископе Тихоне (Святителе)//Воронежские епархиальные ведомости. 1890. 4. С. 151–153. 12 Козьмин М. Прошлое и настоящее сибирских сектантов-субботников//Еврейская старина. Т. 6. 1913. С. 5. 13 Е.-в. Секта последователей Моисеева закона, или иудействующих, в Воронежской губернии//Воронежские епархиальные ведомости. 1877. 9. С. 280. 15 Священник П. Богословский. Субботники в селе Каменке//Тамбовские епархиальные ведомости. Приложение. 1878. 7. С. 3, 11. 24 См. об этом: Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1885. С. 170, 171, 181. 25 И. Г. Мимоходом. Моё знакомство с субботниками в одном из уголков Сибири//Недельная хроника Восхода. 1885. 3. С. 1070. 34 Священник С. Парадизов. О деятельности миссионера среди молокан в сёлах Пришибе и Заплавном Царёвского уезда за время с 1880 по 1884 гг.//Астраханские епархиальные ведомости. 1885. 4. С. 59. 39 Рабинович В. Ю. Положение зиминских субботников в обществе: постановка проблемы//Россия и Восток: взгляд из Сибири. Материалы и тезисы докладов к XI международной научно-практической конференции. Т. 1. Иркутск, 1998. С. 233. 41 Геры (гер в переводе с иврита ‘пришелец’; слово, использовавшееся для обозначения обращённого в иудейскую веру) — течение, выделившееся в движении иудействующих во второй половине XIX в. под влиянием равинистического иудаизма. Для общин геров была характерна рецепция ашкеназских религиозных представлений и практик и постепенная эволюция в сторону ортодоксального иудаизма.

http://pravmir.ru/dvizhenie-russkih-iude...

В этот день обедал у меня давний мой знакомый по Москве, профессор С.-Петербургского университета по кафедре сельского хозяйства Александр Вас. Советов. Он приезжал в Тверь для осмотра Бурашевской школы пчеловодства. За обедом имели с ним разговор о профессоре университета протоиерее Ф. Сидонском 405 – известном философе и о Ректоре университета М. М. Владиславлеве 406 , которого Советов не одобрял за искательство. 17 ч. писал я во Владимир преосвящ. архиепископу Феогносту: «Решившись предпринять путешествие на родину, предполагаю выехать из Твери 22­ ч., в понедельник, утром, и рассчитываю прибыть, если Бог благословит, в Богоспасаемый град Владимир в тот же день в половине одиннадцатого часа вечером. Благоволите, Высокопреосвященнейший, оказать мне братское гостеприимство». В тот же день дано было мною Консистории, за 2662, предложение следующего содержания. Указом Св. Синода от 22 минувшего мая, за 1655, разрешен мне 28-дневный отпуск в губернии Владимирскую и Костромскую, для свидания с родственниками. Вследствие сего, предполагая выехать из Твери 22­ текущего июня, нахожу нужным сделать, на время моего отсутствия, следующие распоряжения: I. Секретные бумаги, адресованные на мое имя, поручаю вскрывать преосвященному викарию, с предоставлением ему права делать по оным соответственные распоряжения. II. Прочие официальные бумаги и частные прошения рассматриваются Консисториею и составленные по оным Журналы и Протоколы представляются на усмотрение и утверждение преосвященного. III. Прошения об определении на священнические и диаконские вакансии со справками или препровождаются ко мне или оставляются до моего возвращения в Тверь. IV. Засвидетельствованный список с сего предложения представить преосвященному Старицкому». 18 ч. писал я в Петербург преосвященному Герману 407 , присутствующему в Св. Синоде: «Во вчерашнем нумере (17­ ч.) «Нового Времени» напечатано известие (предположительное) о моем перемещении будто бы в Тифлис на место преосвящ. Экзарха 408 . Скажите Бога ради, имеет ­ли какое-нибудь основание это неприятное для меня известие; не было ­ли какого-либо в Св. Синоде суждения по этому предмету. Немало смущала меня подобная газетная молва еще в прошедшем году; немало смутила и теперь, и не только меня, но и мою паству. Предпринимать путешествие за Кавказ, при моих летах и особенно при ощутительной слабости в ногах, не уступающей врачеванию, – подвиг для меня непосильный и несвоевременный.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Максимин процарствовал 6 лет 389 . Будучи пастухом и после этого став солдатом, а затем и стратигом Александрии, он был поставлен народом и сенатом в императоры за мужество и рассудительность. 3. После этого он был тайком заколот Максимом и Бальбином 390 , найдя конец, достойный своего нечестивого ума: из неприязни к Александру, высоко ценившему и почитавшему христиан, Максимин начал гонение на христиан. 78. Галл и Волусиан Галл и Волусиан процарствовали 2 года и 8 месяцев 408 . Случился в их дни мор, прошедший от Эфиопии до Запада, и никакой город не остался непричастен этой пагубе. Продержался же он 15 лет, начинаясь с поздней осени и заканчиваясь с восходом Пса. Передавалась эта болезнь и через одежду, и от простого взгляда. А скифы, переправившись через Истр, разорили весь Запад и Италию, Восток и Асию и почти захватили Илион и Кизик. 2. Были же убиты Галл и Волусиан солдатами, и провозглашен был императором Эмилиан. При Галле и Волусиане возникла ересь Савелия. 79. Эмилиан Эмилиан процарствовал 4 месяца 409 . Командовал он войсками в Мисии, имея также африканскую армию. Сразившись вместе с ними со скифами и победив их, он вознесся от счастья и поднял мятеж 410 . 2. Он также был убит солдатами. 81. Клавдий Клавдий процарствовал один год 416 . Он был дедом Констанция, отца Константина Великого 417 . 2. При нем скифы, переправившись 418 , двинулись к Афинам, захватили их и, собрав все книги, хотели сжечь. Но кто-то разумный из них воспрепятствовал им, сказав: «Занимаясь этим, римляне пренебрегают военным делом». 3. Возведя на царство Аврелиана, он умирает от болезни 419 . (Квинтилл, брат Клавдия, провозглашенный императором, проживший несколько дней и не сделавший ничего достойного упоминания, когда понял, что Аврелиан собирается захватить власть над римлянами, лишает себя жизни: врач вскрыл ему вену на руке, пока тот, лишившись сил, не скончался.) 420 82. Аврелиан Аврелиан процарствовал 6 лет 421 . Он был убит солдатами между Гераклеей и Византием, в так называемой Новой Крепости 422 , и был похоронен там. 2. Некий Аврелиан, который был у него соглядатаем и сообщал ему всё, что случилось и было сказано, однажды был обвинен им в какой-то провинности; испугавшись и подражая руке императора, он составил список вельмож, якобы приговоренных к смерти, – они, испугавшись, убили того.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010