С отличным сердечным почтением и совершеннейшею преданностью всегда и везде неизменною, имею честь быть весь Ваш протоиерей Стефан Карпович Сабинин. Веймар, 6/18 апреля 1853 г. Высокопочтенный Благоприятель, Вячеслав Вячеславович! Благодарю Вас от всей души за все посылки, полученные мною от Вас в различное время. Чрез г-на Лауба получил я от Вас письмо, а при письме Сазаво-Эммаусское святое Благовествование, потом через почту Люмира с рассказом о случившагося при пожаре Московского театра, и наконец первую книжку Часописа Чешского Музеума через Industrie-Comption в Веймаре. Не знаю, как и чем благодарить Вас за ваше добродушие. Очень рад, что Библиотека пражского Музеума умножилась Дворцовыми разрядами и Памятниками дипломатических сношений древней России с иностранными державами, пожалованными ему от государя императора Всероссийского и 350 томами лучших Российских писателей, пожертвованными Иваном Андреевичем Лобойко. Конечно, для Вас приятно, когда обогащается Музей, находящийся под Вашим ведением. С чувствами дружеского расположения и сердечной преданности имею честь быть всегда и везде Вашего Высокоблагородия покорнейшим слугою протоиерей Стефан Сабинин. Веймар, 26 мая 1853 г. 26 авг. 1853 г. Ваше Высокоблагородие! Милостивый государь, Вячеслав Вячеславович! Сердечно благодарю Вас за присланные мне Ваши книжки asopisa cskeho Museum и новочешской библиотеки о narodnich pismich Я успел только в них заглянуть: но вижу наперед, что они очень интересны и потому ожидаю от них очень много наслаждения. Весть, читанная Вами в газетах о кончине его королевского Высочества, Великого Герцога Веймарского, к несчастью справедлива; но она не имеет влияния на пересылку ко мне изданий Матицы. Николай Герасимович Устрялов 1697 , имевший удовольствие быть у вас, был некогда моим приятелем и находился со мною в переписке. Недели три тому назад был у меня Михаил Петрович Погодин с двумя детьми. Он поехал от меня в Элис пользоваться минеральными водами, а оттуда отправится в Гастейн оживиться тамошнею чудесною водою. Куда из Гастейна направит он свой путь, о том положительно не знаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Значит, Евхаристия – это тоже трапеза свободы , это тоже момент, полностью освобождающий нас от какого бы то ни было ига, ибо «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3:17). Во время эммаусской встречи воскресший Христос был узнан учениками, говорит евангелист Лука, в преломлении хлеба (гл. 24). Евхаристия – это ещё и  таинство узнавания Иисуса , когда мы по-настоящему узнаём Христа – не о Нём, а Его Самого, встречаемся с Ним лицом к лицу. Христос по-еврейски – Машиах , Мессия. А из пророчества Исайи (гл. 25) мы знаем, что, когда придёт Мессия, Он устроит пир – тот мессианский пир, которого так ждали иудеи. Этот пир – та трапеза, о которой Господь постоянно говорит в Евангелии. В Евангелии от Матфея (гл. 22) Спаситель рассказывает притчу о царе, который устроил брачный пир для своего сына. Царь всех зовёт на этот пир. В Евангелии от Луки есть притча о званных на вечерю хозяина. Понятно, что под хозяином подразумевается Сам Бог. Слуги хозяина собирают отовсюду людей на эту вечерю. Интересно, что в Евангелии от Луки этой притче предшествует восклицание человека, который обращается к Иисусу: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием» (Лк.14:15). Это сказано о каждом из нас, кто становится причастником Тайной Вечери. Ещё раньше, например, в 11-й главе Евангелия от Матфея, Господь ест и пьёт со Своими учениками, через трапезу соединяя их. «Для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» — спрашивают фарисеи Его учеников (Мф.9:11). А что доныне делает Христос за каждой Литургией? Кто мы, как не «мытари и грешники»? «Почему Он ест и пьет с ними?» – спрашивают благочестивые люди. А Христос отвечает: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк.2:19). «Поститься», – сказано у Марка, а это значит, не есть, потому что исконное значение этого слова в Библии – «не есть», или «печалиться», как сказано у Матфея (9:15). «Можете ли вы заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» – говорит Господь (Лк.5:34). Итак, христианство – это всегда Трапеза, Вечеря, соединяющая людей воедино вокруг Христа, Который с ними ест и пьет. (Из других мест Евангелия мы знаем, что Жених – это Сам Христос; Жених, Который грядёт в полунощи).

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

е. что сердца человеческие скорее могли быть утверждены в вере видением чудес, совершенных во имя Его, нежели явлением Его Самого по воскресении, – это явствует из следующего: Христос воскрес и явился своим ученикам; нашелся однако же и между ними один неверующий Фома, называемый Дидим. Для уверения своего он требовал вложить персты свои в язвы гвоздиные, осязать ребра Христовы. Если же ученик оный, который три года жил со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, и при всем том, не прежде поверил, как когда узрел самые язвы от гвоздей и копия: то, скажи мне, как уверовал бы в Него весь мир потому только, что все видели Его в то время воскресшим? Кто дерзнет утверждать сие?» 111 К сказанному присоединим следующее: в действиях Иисуса Христа во время земной жизни замечается одна общая характеристическая черта. Явившись в образе раба, подавая исцеления людям, Он запрещал разглашать об этом, отвергая, таким образом, земную славу; Он не считал спасительной той веры, которая вызвана знамениями и чудесами и обличал книжников и фарисеев за их желание видеть чудо ( Mamф. XII:39 ). Его желание заключалось в том, чтобы вера основывалась на внутреннем убеждении, и чтобы неверующий мир был приведен к познанию истинного Бога могуществом слова и духа, чтобы царствие Божие распространялось на земле путем, насколько возможно, естественным и не насиловало человеческой свободы, всячески отстраняясь от внешнего шума и блеска. Народное блистательное появление Победителя смерти могло бы произвести веру в Него, но эта вера была бы шаткая и не составляла бы заслуги человека. Далее, явление Иисуса Христа могло бы восстановить народ против духовной власти, могло бы повлечь вмешательство римского правительства и мирное основание христианства стало бы невозможными. Таким образом, мы должны удивляться божественной мудрости Спасителя, которая обнаружилась в том, что Он не пожелал показать враждебным Ему иудеям Своего величия. 5. Эммаусские путники Mapk. XVI, 12 и 13 12. По сих в же двема от них грядущема явися инеем образом, идущема на село. 13. И та шедша возвестиста прочим: и ни тема веры яша. Лyk. XXIV, 13–35 13. И се, два от них беста идуща в той же день в весь отстоящу стадий тестьдесят от Иерусалима, ей же имя Эммаус: 14. И та беседоваста к себе о всех сих приключшихся. 15. И бысть беседующема има и совопрошающемася, и сам Иисус приближився идяше с нима: 16. Очи же ею держастеся, да Его не познаста. 17. Рече же к нима: что суть словеса сия, о нихже стязаетася к себе идуща, и еста дряхла; 18. Отвещав же един, ему же имя Клеопа, рече к нему: ты ли един пришлец еси во Иерусалим, и не увидел еси бывших в нем во дни сия; 19. И рече има: киих; Она же реста Ему: яже о Иисусе Назарянине, иже бысть муж пророк, силен делом и словом пред Богом и всеми людьми:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

«Итак, если ты почтишь , приимешь Его и дашь Ему место и упокоение в себе, то ведай добре, что услышишь из сокровищ Духа Его неизреченные тайны. Не припадая к персям Владыки Христа, как припал некогда возлюбленный ученик Его Иоанн, но имея внутрь персей своих все слово Божие, будешь ты богословствовать богословие новое и ветхое и добре поймешь все богословия, какие изречены и написаны были доселе, и соделаешься органом Духа доброгласным, издающим мелодии, приятнейшие паче всякой музыки» (Слово 82) 412 . Так увенчивается подвиг люботрудного покаяния. «Имеющий ведение истины знает, что он имеет нужду и в покаянии; ибо каждое из них одно в другом совершается» (Преп. Марк Подвижник . Слово 3-е «О покаянии») 413 . Из всего вышесказанного ясно, какое неизмеримо-великое значение имеют в деле познания Божественных истин таинства Крещения (совместно с миропомазанием) и покаяния («второго крещения» 414 ), вводящие приемлющего их человека в мир Божественной жизни или, иначе, сообщающие ему эту жизнь, которая внедряется в человека крещаемого и кающегося. Естественно теперь поставить вопрос о значении в той же области Богопознания – таинства Тела и Крови Христовых, уже собственным наименованием (Причащение) показывающего, в какое тесное единение с Богом поставляет оно человека и какое, следовательно, существенное познание Истины сообщает оно ему. «Что Евхаристией дается истинное разумение Христа, это доказывается повествованием об Эммаусских путниках. Они долго не узнавали беседовавшего с ними Незнакомца: «очи же ею держастеся, да Его не познаета» ( Лк.24:16 ). Не открылся Он им и в некратком собеседовании. И что замечательно, в них «горело сердце» ( Лк.24:32 ), то сердце, которым, по Апостолу ( Рим.10:10 ), «веруется в правду», – и, однако, требовалось еще одно условие для узнания учениками своего Учителя. «Когда Господь, взяв хлеб, благословил, преломил и подал его им, – тогда онема отверзостеся очи, – замечает св. Лука, – и познаста Его» ( Лк.24:30–31 ). Возвратившись в Иерусалим, путники рассказали другим Апостолам о всем, происшедшем с ними на пути, о встрече и собеседовании с Воскресшим, о том, – полагать надо, – как они вначале не узнали Его и как, наконец, Он «познася има в преломлении хлеба» ( Лк.24:35 ). Если только одно евхаристийное действие – преломление хлеба – «отверзло очи» Апостолам, то как же нам не зреть Господа очами сердца в самом Таинстве Евхаристии?» 415

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Когда ученики подошли к Эммаусу, Христос делал вид, что хочет идти дальше, но они удержали Его и вечеряли с Ним. Так и к нам Христос приходит, нечто проясняет для нас и может уйти, если мы не удержим Его. Оказывается, Он реагирует на движение нашей свободной воли и внимает нашим просьбам: проявим равнодушие – уйдет; попросим остаться с нами – останется и будет трапезовать с нами. Удержать Христа можно только при желании Его присутствия, горении сердца, горячей вере. Тогда Он останется с нами и подарит еще большее познание о Себе. Явившись, Господь становится невидим. После блаженства духовного видения Христа неизбежно наступает момент сокрытия Его Пречистого Лика. Он отступает в сторону, чтоб мы искали Его и скучали по Нему. Как возлюбленная из Песни Песней, наша душа должна искать Возлюбленного (Христа), плакать и тосковать о Нем. Он скрывается на время, чтобы мы трудились, проходили проверку своей веры, укреплялись в искренности и верности своей любви. Сейчас длятся пасхальные дни, мы наслаждаемся зрением Христа Воскресшего. Но наступит и другое время, когда Жених Церковный скроется из наших глаз и нам необходимо будет искать Его. И мы найдем Его в Литургии, Библии, молитве, исполнении заповедей; найдем Его в Церкви. Он Сам приведет нас к Себе, ибо Он отходит лишь для того, чтобы радость встречи с Ним возросла через малое испытание разлукой. Хочется говорить много, и евангельский текст манит бесконечностью и неисчерпаемостью смысла. Писание бездонно – но человек ограничен и неспособен вмещать и переваривать много духовной пищи сразу. Где-то нужно делать остановку –лишь для того, чтобы продолжить путь после малого отдыха. Остановимся и мы. Узнаем в эммаусских путниках себя, обдумаем обговоренное и ощутим голод к прочим дарам Божьего стола, именуемого Священным Писанием. И пусть святые дни Светлой седмицы – благословенное время, когда Христос отверзает ум верующего к уразумению библейских строк – являются лучшим поводом для нашего деятельного участия в дивной трапезе Слова Божьего.

http://pravoslavie.ru/93075.html

чтения. Лат. «g» перед гласными непереднего ряда, как правило, передается как «г»: Asiongaber > Асионговер (2 Пар 8. 17), Envagan > Енъвагана (2 Езд 8. 45) и т. п. Однако в этой же позиции зафиксировано отсутствие слав. аналога буквы «g»: Gazer > Jaзep (1 Макк 5. 8) и Gabbai > Еваи (Неем 11. 8), последний пример соотносим с соответствием в чеш. переводе Библии (Praha, 1488): Gebbai. При передаче «g» в позиции перед гласными переднего ряда «г» зафиксировано наряду с «j»: Gersom > Герсонь (2 Пар 29. 12), Genthon > Енфон (Неем 10. 6), Agista > Аиста (3 Езд 5. 32). «H» получило 2 варианта отражения: «г»/«х» или отсутствие графемы: Hur > Гур (1 Пар 2. 20), Misahel > Мисагель (Неем 8. 4), Hore > Хоре (1 Пар 2. 43), Hiera > Хера (1 Пар 8. 7), Hus > Ус (1 Пар 1. 42), Heman > Емань (1 Пар 25. 1). Подобное прочтение «g» и чтение «h», произносившегося в средние века лишь в герм. и западнослав. языках, вместе восходят к чеш. способу чтения лат. текстов и соответствуют отражению данных фонем в чеш. средневек. переводе Библии. Кроме того, для Г. Б. характерна передача лат. «u» через слав. «о» в заимствованных из латыни словах, напр. «кардос» (2 Пар 25. 18; лат. cardus ), что также характерно для чеш. средневек. латыни. Встречающиеся в текстах лексические богемизмы часто сопровождаются рус. соответствиями на полях, напр. к слову «мста» (1 Пар 2. 23) дана глосса «городкы» (лат. oppida ; ср. чеш. msto - город). В лат. переводах Г. Б. присутствуют также лексические и грамматические заимствования из сербохорват. языка. Характерной особенностью перевода является употребление сербохорват. форм родительного падежа мн. ч. существительных жен. рода: «въсходы горах» (Иф 4. 6). На основании языковых данных большинство исследователей в нач. XX в. (А. И. Соболевский , Евсеев) считали переводчика Вениамина выходцем из Хорватии. В последние десятилетия получила распространение гипотеза о том, что Вениамин был чехом, а сербохорват. языковые элементы появились в переводе вслед. того, что в Эммаусском мон-ре использовались списки Библии на хорват.

http://pravenc.ru/text/Геннадиевская ...

Таким объяснением дают понять, как 500 братий зараз могли, по сообщению апостола Павла, увидеть Иисуса. Нельзя сказать, чтобы эти психологические попытки объяснения явлений Воскресшего были удовлетворительны. Прежде всего, то, что сообщается об Иакове, является совершенно новостью для простого читателя Библии. Новый Завет , во всяком случае, ничего не знает о единодушии братьев Господа, какое здесь предполагается. Правда, можно сослаться на замечание евангелия от Евреев, но последнее в своих частностях слишком маловероятно и недостаточно для того, чтобы дать прочную основу для такого замечания. Равным образом и у Петра от указания его душевного настроения до констатирования визионирования большое расстояние. Что же касается более пяти сот, одновременно видевших Воскресшего, то, разумеется, можно сослаться на бывшие исторические примеры массового визионирования. Однако, поскольку мы можем в настоящее время контролировать подобные сообщения, всюду мы наблюдаем глубокое душевное возбуждение, сопровождающееся более или менее бурным состоянием визионирующих. Наоборот, для сообщений о явлениях Иисуса характерно то, что в них совсем отсутствует подобный тумультизм. Единственно большое собрание первенствующей церкви, с большим оживлением, происходило в день Пятидесятницы, но визионирования здесь как раз не наблюдается. Равным образом из послания к Коринфянам мы знаем, что богослужебная жизнь коринфской общины многократно принимала экстатические черты; но нигде нет следа того, чтобы богослужебные собрания сопровождались визионерными состояниями или явлениями Воскресшего. Там же, где рассказывается о явлениях Иисуса, нет следа экстатической возбуждённости. Эти простые факты должно всегда противопоставлять друг другу 5 . Допустим, что возможность визионерных состояний по смерти Иисуса доказана, но главный вопрос этим ещё не решается. Нам ясно показано, как по смерти Господа все мысли и чувства учеников вращались вокруг Него, пока не началось визионирование. Однако, вопрос: как понять, что сами ученики думали о явлениях Иисуса совсем иное, чем думают о видениям умерших другими словами, каким образом ученики уверовали, что они видят Воскресшего, этот вопрос остаётся без ответа. О Воскресении говорит пустой гроб, при котором никакая теория не может помочь. Выше мы указали, что и визионеры не в состоянии проецировать ничего вовне, что бы не заключалось в душе. Теперь мы должны отметить, что для созерцания Воскресшего в учениках не имелось никакой психологической основы. Насколько нам говорят источники, ученики ни о чём менее всего не помышляли, как о Воскресении своего Учителя. Их настроение того времени нашло своё выражение в откровенных словах эммаусских спутников ( Лк.24:21 ): мы надеялись, было, что Он избавит Израиля. «Мы надеялись»... и только.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Итак, «библейский профетизм» в более узком, специальном его смысл, о котором, именно, мы и хотим здесь говорить, внутренно неразрывно связан с теократией: вместе они родились у подножия Синая, вместе же они и идут через всю самостоятельную политическую истории Израиля. Все сказанное нами о теократии и профетизм и их роли в истории Израиля, устанавливает, следовательно, такое взаимоотношение между ними. Профетизм есть душа теократии, теократия сущность истории Израиля; отсюда, следовательно, «профетизм» представляет собою как бы квинтэссенцию всей ветхозаветной библейской истории. Если здесь могут помочь делу какие-нибудь сравнения и параллели, то роль ветхозаветного профетизма в библейской истории Израиля можно сравнить ее значением очень чувствительного зеркала, которое полно и верно отражает как все дефекты этой истории (многочисленные уклоны ее от теократических норм, вызывания соответственные пророческие обличения), так и ее положительные ее свойства, ее лучшие страницы (преимущественно из числа тех, что имели какое либо отношение к мессианским временам). Это, надеемся, еще более оправдывает, как самый выбор нашей темы, так и справедливость основного ее тезиса, что историческая характеристика ветхозаветного профетизма, является вместе с тем и лучшим очерком главных этапов внешней и основных моментов внутренней истории Израиля, за библейской его период. Из уяснения самой сущности в..з. профетизма и его роли в теократий само собою открывается, что ряд библейских пророков представителей этого, специального профетизма мы должны начать с личности главного деятеля их обоих (теократии и профетизма) великого пророка Моисея. Основатель и вождь теократии, посредник синайского завета и автор носящего его имя законодательства, удостоенный собой, исключительной близости к Иегов, он был величайшим из всех ветхозаветных пророков, о котором Сам Иегова говорил: «раб Мой Моисей он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, явно, а не въ гаданиях, и образ Господа он видит» ( Числ.12:7–8 ). Равным образом и в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос , в своих обличениях книжников и фарисеев, любил апеллировать авторитету Моисея, как величайшего из пророков (Ио.6:46–47) и в частности, раскрывая пред Своими Эммаусскими спутниками историю ветхозаветного божественного домостроительства, Господь ведет ее, «начав от Моисея, из всех пророков» ( Лук.30:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Проснулся как раз в пору. Служение да еще и с концертом: возлюблю. На чаю г. Ламбру с женою и племянницей, да старая Дикисса 1048 . Письмо из Яффы не совсем успокоительного свойства. Ответ на оное. Газета вместо работы. Еще бы работать. А праздник-то на что? Обед без малейшего позыва к оному. Продолжение кейфа, закончившееся, конечно, сном. Купание в поту. Испытание устроенного вчера окуляра. Анастасия Горняя, заверяемая Исааком и всею шайкою бездельников, что ее так же скоро выгонят, как и других. На дворе Заведений по обычаю многонародье, шум и детские игры. Эолова музыка. Батурина и тонкая тоска. Строчки две-три статьи. Ожидание вестей из города. Шельмец не поддается, а главное, не высказывается ясно и решительно. У консула арбуз, чай и ликер и споры о масонстве и др. 11 ч. домой. Сие. Тут же над тетрадкой и сон на целый час. Понедельник, 10 авг Встал, конечно, не ранее 3-го часа. Дела первые. La grande dame, не допущенная до нашей Grandezzbi 1049 . Две номерные бумаги: на Афон и в г. Скопин. Открытие хода в библиотеку восточного и копирование ресторированной г-м Ганно Силоамской надписи. Очистка столового ящика и при этом бросившаяся в глаза апология Чапкина 1050 . Неудержимое желание пустить ее в оборот. Никола, готовый ехать. Письмецо туда. Обед. Самаан за благословением к сестре на свадьбу. Снабжение его лирами по сему случаю. Переписка Чапкиниады до потемок. Пребывание наверху и глазенье на новую комету с небольшим сравнительно хвостом, вступающую в созвездие Б. Медведицы. Тут чай, сражение с кровопийцами и переписка реплики чуть не до 3-х часов ночи. Вторник, 11 авг Возвратилась боль в левом глазу. Молитва и все прочее. Переписка со всем усердием. К о. Вениамину с подарками церковными. Никодим Леденцов из Казани с депозитом. Писание. Г. Ganneau с реляцией о надписи Эммаусской. Австриякская почта без ничего. Жаль, а я надеялся получить ein Briefen из Берхтенсгадена. Г-жа Болганова, все еще без плана. О. Вениамин с позволением служить завтра в Гефсимании. Конец Чапкиниады. Обед. Мучение с глазом. Вечерня. Чтение того-сего. 10 золотых Зананири. Минутка наверху. Тут чай, поты, комары. Запрос в редакцию «Ц Общ Вестника». Холод и тяжесть в макушке. 11 ч. О, глаз, глаз! Среда, 12 авг 1881

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Зачинатель и руководитель движения «Life and Work» архиепископ Натан Сёдерблом свидетельствовал, что длительные беседы с Глубоковским (еще в Упсале осенью 1918 г.) сыграли «очень значительную роль в стремлении к объединению», поскольку «разъяснили и отклонили иллюзорные или дерзкие домогательства и выяснили истинный характер этой общности христианских исповеданий в жизни и работе» 3243 . О содержании этих бесед Глубоковский поведал в воспоминаниях о Н. Сёдербломе, упомянув о серьезных расхождениях в вопросе о таинствах и значении их в жизни Церкви, в частности – Евхаристии, совершаемой в Упсале «только в известные редкие дни и лишь для нужд причастников». Он вспоминал, как осенью 1918 г. они вместе с Н. Сёдербломом «предпринимали длинные хождения до Gamla Upsala и, как Эммаусские путники, дружески обсуждали все стороны этого жизненного предмета. (...) и в этой области Н. Сэдерблюм, глубоко мистический в своей религиозности христианин, принимал сакраментальную стихию и ее важность простирал до того, что и на Конференциях и в писаниях своих всегда напоминал и выдвигал мое убеждение, что взаимообщение в таинствах должно быть не началом, а концом между церковной взаимности, которая должна увенчиваться единением в «трапезе Господней« " 3244 . Архиепископ Сёдерблом писал Николаю Никаноровичу в мае 1925 г.: «Вы своей исключительной авторитетностью, как первоклассный ученый, как по истории Божественного Откровения и Церкви, так и по вопросам христианского учения и церковной организации, а также своими личными христианскими качествами бесспорно внесете духовную пользу и влияние на стокгольмской всемирной христианской конференции» 3245 . Со своей стороны Глубоковский называл Н. Сёдерблома «одушевленным христианином», у которого все «совершалось «по Христе»», причисляя будущего Нобелевского лауреата к «наиболее замечательным» христианским деятелям XX века, и заметив, что не было «большей духовной величины даже далеко за пределами Швеции» 3246 . Сотрудничество этих выдающихся церковных деятелей, один из которых был представителем церковной власти, а другой – церковной науки, во многом определили идейную основу для Стокгольмской конференции. На ней принят был лозунг, предложенный Глубоковским еще в Упсале: «всем в своих исповеданиях нужно жить лишь по-христиански, дабы потом жизненно объединиться в общем христианстве». Почвою для создания такого единства Николай Никанорович считал «вселенско-православные начала» или «древне-христианские вселенские стихии» 3247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010