Но знайте, что Спаситель может входить не под всякую кровлю, не во всякий дом. Ах, как много знаю я домов в нашем городе, в которые Он наверное не заходит и не может зайти. Ибо там нет для Него места, там закрыты для Него двери. Знаете ли вы, что уготовляет место Спасителю? – Только туда заходит Он, где выходят к Нему навстречу сердца, исполненные Его духа. Только тогда может Он обитать и между вами, когда Он признает вас Своими по вере, по надежде и по любви. Знаете ли вы тот ключ, которым отпираются двери для Иисуса? – Это молитва . Только туда Он входит, где на Его стук отворяют Ему двери с прошением Лавана: войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? ( Быт.24:31 ) или с просьбою эммаусских путников: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру, войдет Он и в вашу среду, если и вы будете собираться во имя Его, то есть жить по Его учению и согласно своим обетам, – войдет и останется с вами и обитель сотворит у вас ( Ин.14:23 ). Он будет сопровождать и руководить вами на всех путях ваших, Он будет с вами и во время ваших занятий и работы, и в часы вашего отдыха, и в церкви во время богослужении, и в часы вашей уединенной молитвы – короче, Он будет присутствовать всюду, всегда и во всем, что у вас делается: в словах и речах, которые у вас говорятся, в песнях, которые вы поете, в работе, которую вы совершаете, в духе, веющем во всем строе вашей жизни, так что всякий при взгляде на вашу обитель вправе будет сказать: да, здесь действительно живет Господь. Не должно ли это быть образом того, что хочет предложить Марфо-Мариинская обитель и вам, насельницы ее? В самом деле, что предлагает вам, боголюбивые сестры, мир, откуда вы собрались сюда, с его блеском и пышностью, с его трудами и заботами? Я думаю, что вместо хлеба он предлагает жесткий камень. Труды и заботы, – ах, как тяжелы, как суровы, как холодны эти голые камни, с которыми люди неизбежно должны в течение всей своей жизни влачить судьбу свою! Я думаю, что это можете подтвердить и сами вы, ибо и между вами есть такие, которые не по розам совершали доселе жизненный путь свой, но среди терний и волчцев, которые обречены в ноте лица своего есть хлеб свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Когда Иисус исполнил просьбу учеников Своих, эммаусских путников, остался с ними и открыл Себя как воскресшего из мертвых, тогда они поспешно пошли в Иерусалим к оставшимся там своим братьям. Когда рассказали они последним, что произошло с ними на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:35 ), то и те в свою очередь подкрепили их в чувстве радости той вестью, что Христос истинно воскрес и явился Симону ( Лк.24:34 ). Братие-христиане! Какой благодати и благословения лишаем мы себя тем, что оставляем того или другого из наших собратий одиноким в своей вере и исповедании Господа, что мы в нашей жизни христианской так мало умеем поддерживать их в общении с нами! С самыми лучшими и благочестивыми намерениями, полный христианской любви, выступает иногда иной юный христианин на поприще жизни, но как скоро он охладевает в своем сердце, растлевается в своей душе, когда ему ни в школе, ни в доме его хозяина, ни даже в доме его собственных родителей ничего не говорят о Боге! Когда те, которые назначены ему в качестве руководителей, не только не возгревают одушевляющего его религиозного чувства, но, напротив, погашают и убивают его, препятствуя ему, например, свято проводить воскресные и праздничные дни, бывать за богослужениями, молиться и слушать проповедь слова Божия! Как легко угасает огонь, который горит в одном только человеке! Но попробуйте зажечь его и в других, и вы увидите, как быстро пыл одного перейдет и на другого и загорится ярким пламенем! Насколько бы было живее наше общение с Господом, если бы мы вернее следовали примеру первенствующих христиан, которые ежедневно были вместе за молитвою и у которых было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 )! О, не оставляйте, не пропускайте наших богослужебных собраний, как имеют обычай некоторые только, как говорил некогда Апостол, но, к сожалению, многие и очень многие! Не забывайте и домашней молитвы, собирайтесь для сего со своими семействами, женами, детьми и прислугою, как это бывало в старое доброе время. Пусть пламя молитвы, благодарения и поклонения высоко поднимется из сердец ваших во славу Живого и Воскресшего Господа. Тогда Он услышит нас, тогда Он останется и пребудет с нами, тогда возрастет и утвердится Его жизнь между нами и внутри нас, тогда мы не устами только, но и сердцем будем приветствовать друг друга: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В 15 км к юго-западу от Рамаллы лежит Аль-Кубейба – арабское село, которое еще в Средние века отождествляли с местом евангельского Эммауса. Как рассказывает Евангелист Лука, в день Воскресения Господа из гроба двое из учеников «шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его». Потом Иисус начал изъяснять им сказанное о Нем во всем Писании. И когда пришли в Эммаус, ученики уговорили таинственного Спутника остаться с ними и поужинать. «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лк. 24:13–16,30–31). Один из эммаусских путников был Клеопа, в другом церковное предание видит Луку, автора третьего Евангелия, так что рассказ Евангелиста можно считать автобиографическим свидетельством. Аль-Кубейба действительно лежит на древней римской дороге, ведшей от Иерусалима на приморскую равнину. Однако почитание Кубейбы как Эммауса возникло в позднейшее время, когда, примерно с 1500 г., здесь обосновались францисканцы. Археологический комплекс Кубейбы в любом случае представляет большой интерес. Церковь , построенная здесь в свое время крестоносцами, была восстановлена францисканцами лишь в 1902 г., но нижние ряды кладки апсид являются средневековыми. Что касается стены, сохранившейся внутри церкви и не параллельной ни одной из ее стен, традиционно считается, что это часть древнееврейского дома («дома Клеопы»), сохраненного крестоносцами при постройке храма. Современные, более скептически настроенные историки считают ее частью более поздней постройки. Но продолжим наш путь в Галилею. В 10 км к северо-востоку от Рамаллы лежит арабское христианское село Тайиба. Археологи отождествляют его с ветхозаветной Офрой (1 Цар. 13:17) и евангельским городом Ефраимом, где скрывался Иисус с учениками перед последним Своим путешествием в Иерусалим (Ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Сказав это, она, может быть случайно, в растерянности чувств, а, может быть, движимая инстинктивным внутренним чувством, обратилась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его. Не узнала, вероятно, потому, что Он явился " иным образом " , как позже Эммаусским путникам, в " смиренном и обыкновенном " виде (св. Иоанн Злат.), почему она и приняла Его за садовника. А может быть, не узнала и потому, что глаза ее были заплаканы, она была подавлена скорбью и отнюдь не ожидала видеть Господа живым. Не узнала она Его вначале даже по голосу, когда Он спросил ее: " Женщина! что ты плачешь? Кого ищешь? " Принимая Его за садовника, что вполне естественно, ибо кому же и быть так рано в саду, как не садовнику, она говорит Ему: " Господи " , в смысле " господин " , " если ты унес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его " , не думая даже при этом, будет ли она, слабая женщина, в состоянии поднять Его. Тогда Господь открылся ей, произнеся ее имя, очевидно, особой, хорошо и давно знакомой ей интонацией голоса: " Мария! " " Обратившись " — это показывает, что она после слов своих воображаемому садовнику снова обратила взоры свои ко гробу, — " Говорит Ему: Раввуни! — что значит: " Учитель! " и при этом, видимо, в неописуемой радости упала к ногам Господа, желая прильнуть к ним, осязать их, может быть, для того, чтобы убедиться в том, что видит настоящего живого Иисуса, а не призрак. Господь запретил ей это, сказав: " Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему " . " Верь не осязанию своему, а слову Моему " , как бы сказал ей Господь. Смысл этого запрещения еще тот, что Господь хотел этим сказать Марии: " Оставь Меня, ибо тебе нельзя быть со Мной неотлучно, не удерживай Меня, а иди и проповедуй Моё воскресение, Мне же надлежит теперь уже не оставаться больше с вами, а вознестись к Отцу Небесному " . Хорошее разъяснение смысла этого запрещения прикасаться к Господу мы находим в утренней стихире 8-го гласа: " Еще земная мудрствует жена: тем же и отсылается не прикасаться Христу " . " Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей " — сличая эти слова с повествованием св. Матфея, мы должны предположить, что на пути Мария Магдалина встретилась с " другой Марией " , и им обеим вместе снова явился Господь (второе явление), " говорит: радуйтесь! " Они же простерлись перед Ним ниц, припав к ногам Его, и Он вновь повторил им Свое повеление идти к ученикам, назвав их " Братьями Моими " , и возвестить им о Своем воскресении, повторив то же, что перед этим сказал Ангел: " Пусть идут в Галилею " . Трогательно это наименование " братьями " , которое дает воскресший Господь, уже прославленный Мессия, готовый идти ко Отцу, Своим ученикам — Он не стыдится называть их так, как подчеркнул это потом в своем послании к Евреям 2:11-12 ап. Павел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

Марк (16:12-13), прочие ученики не поверили . Надо полагать, что их смутили эти непонятные для них явления Господа то тут, то там, невозможные для обыкновенного человека, а также и то, что Он явился эммаусским путникам " иным образом " . Вера их не была еще твердой, так как они не понимали еще нового бытия Господа по воскресении, не знали свойств Его прославленного Тела. Вот почему, когда Он затем является всем им вместе, при закрытых дверях, они принимают Его за призрак. Кратко упоминает об этом явлении св. Марк, подробно рассказывают о нем св. Лука и св. Иоанн, взаимно дополняя друг друга. По словам св. Луки, Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну), как раз в то время, когда пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как бы для того, чтобы рассеять в своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия. По словам св. Иоанна, это было " в тот же первый день недели вечером " . Тут св. Иоанн отступает от обычного еврейского счисления, по которому вечер есть начало другого дня. Двери дома были заперты из опасения от иудеев — " страха ради иудейска " ; до учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было, якобы, украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев. И вот — " когда двери дома, были заперты " , " пришел Иисус, стал посреди их, и говорит им: мир вам! " Здесь проявилось особенное свойство прославленного Тела Господа, по которому вещественные предметы не составляли для Него препятствия к прохождению сквозь них. Чудесность такого прохождения Господа сквозь закрытые двери вызвала смущение учеников, о котором говорит св. Лука: " Смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа " — они подумали, что это только дух Господа, отрешенный от тела и пришедший к ним из шеола, то есть что явившийся к ним не живой, а мертвец. Для уверения, что это именно Он, Господь показывает им руки и ноги Свои, раны от гвоздей, которые свидетельствуют, что это то же самое тело, которое распято было на кресте, предлагает даже осязать Себя, дабы убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его. С целью искоренить в учениках последние остатки неверия, Господь вкушает перед ними, вероятно, оставшуюся от их вечери часть печеной рыбы и сотового меда. " Возрадовались ученики, увидев Господа " — сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной Вечери: " Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас " (Иоан. 16:22)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

211–212). Однако сам Zahn совершенно справедливо разъясняет (S. 216), что для Того, через Кого пророчества должны были исполниться – для Самого Господа – пророчество было – вместе с тем – и заповедью ( Мф. 26:54 ). При том же глагол, посредством коего характеризуется отношение Господа к ветхозаветному Писанию с положительной стороны, т. е. πληρον, имеет своим объектом преимущественно именно «пророчественное» в Писании (SS. 213–214, примеч. 75-е). Еще определеннее на «исполнение» в смысле «сбывания», т. е. на исполнение собственно пророчества указывает выражение ст. 18: ... дóндеже вся будут – ως πντα γνηται (ср. Мф. 26:54,56). Христос Свое учение об «исполнении» закона и пророков в Нем через Него, так что должно «сбыться» все – до малейшей йоты и черточки, – это учение высказывает здесь лишь, так сказать, принципиально, в общих очертаниях и выражениях, раскрытие и уразумение этого общего положения в частностях и деталях предоставляя находить и получать в предстоящем историческом развитии и ходе событий Своей земной жизни и жизни основанной Им и имеющей пребыть «до скончания века» Церкви. Даже ближайшие ученики Господа, – как это отмечено у самих Евангелистов, – уразумей исполнение пророчества Захарии в торжественном шествии Господа в Иерусалим, лишь когда «прославился Иисус» ( Ин. 12:16 ). Даже находясь у гроба Воскресшего Господа, Петр и Иоанн «еще не знали из Писания, что Христу надлежало воскреснуть из мертвых» ( Ин. 20:9 ). Явившись Эммаусским путникам, Христос говорит: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк. 24:25–27 ). Итак, во Христе и через Христа находит свое совершенное осуществление, «исполнение» как законно, так и пророчественно-должное. Отрицательная характеристика καταλειν относится прежде всего и преимущественно, конечно, к «закону». Καταλειν означает – развязывать, распутывать, нарушать связь однородных предметов, составляющих одно целое (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

Мк. 16:1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. 2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, 3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? 4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. 5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. 6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. 7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. 8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. 168. Уход мироносиц от гроба; явление им Воскресшего Христа 169. Извещение учеников о Воскресении Господа группой галилейских жен-мироносиц Мк. 16:8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Лк. 24:9 и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. 10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 170. Извещение учеников о Воскресении Господа Марией Магдалиной 171. Явление Иисуса Христа Эммаусским путникам Мк. 16:12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. 13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Лк. 24:13 В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14 и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15 И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16 Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17 Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18 Один из них, именем Клеопа, сказал

http://azbyka.ru/shemy/evangelskij-sinop...

Вместо того чтобы озаботиться принятием Его, побеседовать с Ним, ты занялся суетой, пустыми разговорами с другими твоими друзьями. Как же Он откроется тебе, когда ты отвращаешься от Него! Но ты испытай, останься дома, войди в клеть души твоей, стань мысленно пред Господом, молитвенно взывай к Нему – и Он, быть может, не умедлит возвестить о Себе по благости Своей, если найдет тебя достойным того. Если же Он не благоволит при этом скоро открыться тебе, то ты этим не смущайся: Он иногда медлит являться ищущим Его для того, чтобы возбудить в них большее усердие к исканию Его. Он приходит иногда как бы тайно к ищущим Его: говорит им, но они не узнают голоса Его. Так, по воскресении Он являлся эммаусским путникам, но они не узнали Его ( Лк.24:15–16 ). На горе Он явился пятистам братиям, и одни из них узнали и поклонились Ему, а другие усомнились ( Мф.28:16–17 ). Так и теперь бывает: верующие с радостью обретают Его, а сомневающиеся не узнают Его. Впрочем, да не подумает кто-либо, что Его можно найти одним напряжением мысли или усиленным желанием восчувствовать приближение Его. Он является не тогда, когда хотели бы этого вопрошающие Его, но когда Ему угодно. Притом не всем тем открывается, кто зовет Его: «Господи! Господи!» – но тем, кто любит Его и исполняет слово Его. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня... и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ), – сказал Он любившим Его ученикам Своим. Итак, Он Сам явится, Сам откроется, Сам скажет сердцу: «Вот Я!» – и ты узнаешь Его легко, без насилия мысли: сердце твое почувствует Его, как бы увидит Его, и возрадуется о Нем. Господь, сподобивший вас приять Его, да поможет вам и удержать Его, узреть Его и возрадоваться о Нем. Когда это будет так, тогда все другое будет казаться для вас ничтожным, постылым, а Он один будет желанным, прелюбезным, ненаглядным, ненасытимым, сладким Посетителем душ. Слово причастникам после святого причащения Вкусите и видите, яко благ Господь. ( Пс.33:9 ). Вы, братия, сподобившиеся причаститься Святых животворящих Таин Христовых, восприяли неоценимо великий дар: вы очистились покаянием, освятились кровью Агнца Пречистого – Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Я освятил тебя», – говорит Господь устами пророка Иеремии (1,5). Это познание оставляет свои следы, свои отпечатки, свой замысел, который может быть «вос-произведен» в тот пробег времени, который соединяет в себе Бога и человека. Два человека отправились в селение, называемое Эммаус, когда сама Истина нагнала их. Ибо Истина бродит по дорогам нашей жизни и остнавливается у нас в домах. Она приходит, чтобы обитать с нами, чтобы задержаться у тех очагов, которые человек разжигает для нее. Остановка Истины или, если угодно, привал – прежде всего человек. Но зачастую всего он не знает об этом. Потому нам кажется, что Истина обитает в таком прошлом, которое ускользает от обычного взгляда. Мы живем в тесном потоке настоящего, которое нам никогда не удается застать, т.е. уловить и остановить на мгновенье. Однако Истина настигает нас, иногда неожиданно выходя из скрытой памяти. По сути, каждый человек нуждается в том, чтобы его разбудили для самого себя, чтобы он вернулся к той истине, которая обитает в нем и незримо ведет его. И когда нас будят, наша жизнь, казавшаяся бесцельным блужданием к неизбежному обрыву, освещается Промыслом, во встрече с которым мы узнаем то, что было некогда сказано нам, но затем забыто. « И, начав от Моисея,–говорит Евангелие ,– из всех Пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк.24,27). В тот момент, когда Иисус открывает Себя, Он истолковывает священную историю времени, написанную Им Самим, историю Промысла, осуществляющуюся в каждом из нас.И тогда мы входим в эсхатологическое начало времени, мы возвращаемся, как эммаусские путники, к настоящему, к самим себе из далекого, сокрытого в Боге прошлого, из писания нашей жизни, бывшего прежде нас. « И начав с Моисея», с того, что мы помним, что знаем, что мы пережили, Иисус открывает нам наше настоящее, наш путь перед Господом, проходящий через дверь нашей эсхатологической памяти. И все, что было сказанно о Нем, было сказано также и о Его спутниках. Они шли по той же дороге, ибо именно в человеческом прохождении земного пути Истина раскрывается и узнается нами, чтобы стать Одигитрией, ведущей нас по жизни.

http://bogoslov.ru/article/2612687

Здесь мы не можем не обратить внимания на одну глубоко знаменательную и характерную черту. Галилейские жены видели только явление Ангелов и слышали только их благовестие о воскресении; Ангелы им ничего не говорили, чтобы ученики шли в Галилею и что Господь там их предварит. Мария Иаковлева пришла к Петру и ученикам уже после того, как получила повеление идти к ним и послать их в Галилею. Мария Магдалина была уже удостоена явления Самого Господа. И однако как та, так и другая, только присоединяются к рассказу галилейских женщин и говорят лишь о явлении Ангелов, ничего не говоря о другом, более важном, что они знали. Что это было так, мы видим из слов Евангелиста Луки. Он, сообщив то, что видели галилейские жены, говорит: «То были Магдалина Мария, и Иоанна и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем (т.е. о том, что слышали и видели галилейские жены) Апостолам " ( Лк.24:10 ). Затем и другой раз он подтверждает то же, сообщая, что эммаусские путники, слышавшие женщин-благовестниц, знали от них только о явлении Ангелов, которые говорили, что Иисус жив ( Лк.24:22–23 ). Что бы значило это молчание Марии Магдалины и Марии Иаковлевой? Это разъясняет нам Евангелист Марк. Он говорит, что жены, услышавшие повеление сообщить ученикам и Петру, чтобы они шли в Галилею, где предварит их Господь, были объяты «трепетом и ужасом и никому ничего не сказали, потом что боялись» ( Мк.16:8 ). Очевидно, Апостол Петр здесь отмечает это событие именно потому, что оно ближе всего касалось его: ему не сообщили повеление Господа; и причиной этого была боязнь. Значит, Мария Иаковлева и Мария Магдалина, придя в дом, где пребывал Петр с остальными учениками, и услышав от галилейских жен их рассказ о виденном ими, не осмелились сообщить прямо и открыто пред всеми о том, чему они одни удостоены были быть свидетелями. Мария Иаковлева была и так объята страхом; Мария Магдалина тоже боялась сказать все; ей, вероятно, представлялся вопрос, почему Ангелы не сказали того же повеления и галилейским женам, если это должны знать все? Почему Господь не явил Себя всем им, если бы это было сейчас необходимо? Вправе ли она предупреждать волю Господа? Не лучше ли подождать со своим рассказом, пока соберутся только одни одиннадцать Его учеников? Тогда воля Господа будет исполнена точно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010