«Здесь – не соборный столичный храм; этот деревянный храм, ничем, кроме иконостаса, не украшенный, нельзя и сравнивать с Софийским собором, где стояли службу Владимировы послы, и служба там была, разумеется, несравненно торжественнее, чем здесь; но все же, как великолепна и благолепна эта служба, которая идет сейчас в этом бедном сельском храме! И как вообще хороша архиерейская служба! Царские двери, кроме вот этого времени, когда священнодействующие причащаются, всю-то службу остаются отверстыми и всему народу виден алтарь – наше земное небо, видны все действия священнослужителей: их коленопреклонения, воздеяния рук, благогословения, перенесение святых даров с жертвенника на престол, их поставление здесь, каждение, благословение хлеба и вина, после чего хлеб уже не хлеб, а тело Христово, и вино уже не вино, а животворящая кровь Христова! Отрадно видеть, как все священники, после слов протодиакона: «возлюбим друг друга», подходят к архиерею дать лобзание мира и любви, и потом все лобзаются друг с другом в знак той же любви, которую иметь между собою заповедал нам Христос. Особенно трогательна та минута, когда архиерей выходит из царских врат на амвон, во время пения: «Святый Боже». В одной руке у него крест, в другой – двусвещник, и крестообразно осеняя ими народ, он молится: призри с небесе, Боже, и посети виноград сей, и утверди этот виноград, который насадила десница Твоя! Виноград, сад виноградный, – это церковь ; насажденный Божией десницей, растет и цветет этот виноградный сад, этот рай земной – церковь Божия. Все мы, и я, и ты, деревца в этом саду. Крещением нас посадили, как деревцо, в этом саду; миропомазанием – привили, дали нашей душе благодатные силы, чтобы мы могли жить по нашей вере; затем Христос, господин и хозяин этого сада, ждет от нас плодов, дел добрых... Священники – это работники Божии, садовники в его саду: их руками сам Бог тебя посадил в своем винограднике – в церкви. Потому-то архиерей и молится: «Посети виноград сей, его же насади десница Твоя», Господи! Да, очень трогательна эта минута благословения и эта молитва архиерейская! И вся вообще архиерейская служба как торжественна и хороша! Не правда ли? – ведь хороша»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения , как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него . Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе, в котором еще никто никогда не был положен (Ин. 19: 41), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня. Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены . В Ардяле имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее. По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20: 13). Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

http://pravoslavie.ru/62116.html

Пасха Господь наш Иисус Христос воскрес рано утром, по прошествии субботы. При гробе Господа сделалось великое землетрясение. Ангел Господень отвалил камень от дверей гроба; стража пришла в ужас и стала как мертвою ( Мф. 28:2–4 ). На рассвете дня Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Соломия пришли ко гробу с ароматами, чтобы помазать тело Иисусово ( Мф. 28:1 ; Мк. 16:1–4 ). Но Мария Магдалина, увидев, что камень отвален от гроба, подумала, что тело Господа взято, поспешила к апостолам Петру и Иоанну ( Ин. 20:1:2 ) и объявила им о том. Прочие же жены вошли во гроб, увидели там ангела и, получив от него весть о воскресении Спасителя, с радостью пошли возвестить ученикам ( Мк. 16:5–8 : Мф. 28:5–8 ). Между тем Петр и другой ученик (Иоанн), услышав от Марии Магдалины, что камень отвален от гроба, пришли ко гробу и, не найдя в нем тела Иисусова, пошли назад ( Лк. 24:12 : Ин. 20:3–8 ). Мария же Магдалина, следовавшая за Петром и Иоанном, остановилась возле гроба и плакала. Наклонившись во гроб, она увидела двух ангелов; потом, оборотясь назад, увидела и Самого Господа Иисуса. Сначала она приняла Его за вертоградаря (садовника), но потом узнала и поспешила возвестить об этом явлении ученикам ( Ин. 20:11–18 ; Мк. 16:9 ). На пути она присоединилась к другим женам, шедшим известить учеников о воскресении Христовом. В это время Сам Господь встретил их и сказал: «Радуйтесь». Они все пали к ногам Его ( Мф. 28:9–10 ). Потом Господь явился двум ученикам, шедшим в Эммаус. Когда эти ученики возвратились в Иерусалим, чтобы рассказать прочим о явлении Господа, их известили, что Господь явился и Петру ( Лк. 24:13–35 ). В тот же первый день вечером Господь пришел в дом, в котором все ученики, кроме апостола Фомы, заперлись из опасения от иудеев, и беседовал с ними ( Ин. 20:19–24 ). Праздник Воскресения Господня называется Пасхою, именем ветхозаветного праздника, установленного в память избавления иудеев от египетского рабства. Тогда ангел-истребитель, поражая смертию всех первенцев египетских, мимо проходил (по-еврейски «пасах»; отсюда – Пасха) домы иудеев, на которых видел кровь агнца ( Исх. 12:7–23 ). Господь наш Своим воскресением освободил нас от рабства греха и диавола: «Пасха наша есть велия и священнейшая: Христос за ны пожрен бысть» ( 1Кор. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения, как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него 1 . Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе,  в котором еще никто никогда  не был положен  ( Ин.19:41 ), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня. Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены 2 . В Ардяле 3  имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее. По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что  унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его » ( Ин.20:13 ). Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

http://azbyka.ru/o-yavleniyah-spasitelya...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - апрель 2012 г.   Чем объяснить, что евангельские рассказы о встрече с воскресшим Христом столь различны? Елена Чистякова, г. Боровск Святой Григорий Двоеслов говорит, что Христос «явился Своим ученикам внешне и телесно, поскольку Он был внутри их». Они говорили о Нем, они любили Его, и они сомневались. И Он явился им внешне, но они не  узнали Его, потому что сомневались. В этом замечании святителя Григория — удивительная глубина. Оно объясняет нам тайну откровения во всем Священном Писании и во всей человеческой истории. Бог является людям, когда Он — внутри их. Явление воскресшего Христа — призыв к вере. Господь не является в новой жизни. Он не является как зрелище, как то, что можно видеть, не участвуя в этом. Эти Его явления — призыв к вере. Вот почему они отражают состояние души тех, кто является их свидетелями. Неудивительно, что рассказы учеников о встречах с Ним не сходятся, — именно потому, что они передают чувства сомнения, страха, ужаса и радости каждого — по мере возрастания его узнавания Христа в нем. Ученики Эммауса видят Его как незнакомого Путника. Мария Магдалина увидит Его как садовника. Ученики, собравшиеся в горнице за дверями затворенными, будут думать, что они видят дух. И при последнем явлении, о котором повествует Евангелие от Иоанна, на берегу Галилейского озера, они не сразу узнают Господа в Том, Кто будет звать их с берега, — пока не будет чудесного улова рыб. Он является нам всегда, когда Он внутри нас. Вот почему Он может принять вид незнакомого Путника, вот почему Его черты могут изменяться, как это часто было в Ветхом Завете, для взора человека, недостаточно очищенного, чтобы истинно воспринимать Бога. Кроме того, этот закон Откровения, который так глубоко выражает святой Григорий Двоеслов: «Он явился им вовне, потому что Он был внутри их» — определяет, может быть, порядок всякого познания. Каждый видит мир своим взглядом, каждый видит других своими глазами. И мир и другие люди предстают ему в соответствии с особенностями его взгляда. Они являются ему вовне такими, какими они внутри его.

http://moral.ru/dom_0412.html

Вечность Слово на новый год Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей ( Пс. 50:12 )  Творец времен сподобил нас, дорогие братья и сестры, и еще увидать новый по счету год, который по делам нашим и нашим старым привычкам, опять будет старым и ветхим. Только святая, добродетельная жизнь, соединенная с всегдашним покаянием обновляет человека на всякий день. И это потому, что в каждом человеке есть семя и зародыш тления – грех , унаследованный от грешных предков, который непрестанно, хотя иногда незаметно, тлит все существо человека. С этим семенем тли и самых тяжких болезней рождается человек на свет и постепенно тлеет, и мало-помалу иногда заживо умирает! По слову Господа, испытующего сердца и утробы наши, изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло изнутри исходит и оскверняет человека 1 . Итак что же после этого значит для нас Новый год? Это – еще продолжающееся к нам милосердие и долготерпение Божие, ожидающее нашего исправления, устрояющее наше душевное спасение. Новый год – это сильное побуждение к нашему покаянию и добрым делам. Вспомним притчу о бесплодной смоковнице, которую за неплодие Хозяин сада хотел срубить, а садовник умолял Его еще оставить на год для удобрения под ней почвы и для принесения плодов. Но настанет последний день, после которого не будет времени, как говорится в Откровении Иоанна Богослова: Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу, и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все что в нем, что времени уже не будет. Итак придет пора, когда прекратится совсем время и – настанет вечность неизмеримая, бесконечная, невообразимая, прекратятся навсегда смены дней и ночей, – заря утра и вечера и времен года; не будет этих постепенных чередований зимы, весны, лета и осени; не будет этого прекрасного украшения земли зеленью, цветами, листвою и плодами; не будет никаких рождений ни человеческих, ни животных, – самая земля, по слову Божественного писания, сгорит, – и будет новое небо и новая земля, нетленное небо и нетленная земля, сообразная духовным делам будущих воскресших людей 2 ; солнце угаснет и исчезнет, – и Солнцем всеозаряющим, всепросвещающим, всеоживляющим будет Сам Христос Господь, Солнце правды; не будет луны и звезд: ибо все это временно, стихийно, сложно, и потому не вечно и тленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — апрель 2012 г. 21.03.2013 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Чем объяснить, что евангельские рассказы о встрече с воскресшим Христом столь различны? Елена Чистякова, г. Боровск Святой Григорий Двоеслов говорит, что Христос «явился Своим ученикам внешне и телесно, поскольку Он был внутри их». Они говорили о Нем, они любили Его, и они сомневались. И Он явился им внешне, но они не узнали Его, потому что сомневались. В этом замечании святителя Григория — удивительная глубина. Оно объясняет нам тайну откровения во всем Священном Писании и во всей человеческой истории. Бог является людям, когда Он — внутри их. Явление воскресшего Христа — призыв к вере. Господь не является в новой жизни. Он не является как зрелище, как то, что можно видеть, не участвуя в этом. Эти Его явления — призыв к вере. Вот почему они отражают состояние души тех, кто является их свидетелями. Неудивительно, что рассказы учеников о встречах с Ним не сходятся, — именно потому, что они передают чувства сомнения, страха, ужаса и радости каждого — по мере возрастания его узнавания Христа в нем. Ученики Эммауса видят Его как незнакомого Путника. Мария Магдалина увидит Его как садовника. Ученики, собравшиеся в горнице за дверями затворенными, будут думать, что они видят дух. И при последнем явлении, о котором повествует Евангелие от Иоанна, на берегу Галилейского озера, они не сразу узнают Господа в Том, Кто будет звать их с берега, — пока не будет чудесного улова рыб. Он является нам всегда, когда Он внутри нас. Вот почему Он может принять вид незнакомого Путника, вот почему Его черты могут изменяться, как это часто было в Ветхом Завете, для взора человека, недостаточно очищенного, чтобы истинно воспринимать Бога. Кроме того, этот закон Откровения, который так глубоко выражает святой Григорий Двоеслов: «Он явился им вовне, потому что Он был внутри их» — определяет, может быть, порядок всякого познания. Каждый видит мир своим взглядом, каждый видит других своими глазами. И мир и другие люди предстают ему в соответствии с особенностями его взгляда. Они являются ему вовне такими, какими они внутри его.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Райский сад и его насаждения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Для достойного прославления святых угодников Божиих и молитвенного назидания обращающихся к ним гимнографы нередко используют различные образы 1 . В новозаветное время, когда Иисус Христос Своими страданиями открыл нам райские двери, тема рая становится важной и распространённой. В Библии говорится: И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт 2:8). Образ рая и райских растений часто встречается в древнерусской литературе 2 . Образ рая и райского сада — устойчивый топос в богослужебных текстах. Гимнографы прославляют также произрастающее в нём райское Древо жизни, Крестное древо, так как в новозаветное время они связаны с Подателем жизни Христом Спасителем и Его искупительным подвигом. Наряду с Крестным древом творцы песнопений называют в составленных текстах и другие растения и цветы для прославления различных подвигов святых угодников Божиих. Священномученик Евсевий Самосатский (†380; пам. 22 июня): “Яко шипóк 3 , яко благовонен крин 4 , яко рай Божий, показался еси, посреде жизни имея древо, Самодетеля всех и Господа” 5 . Таким образом, уподобляясь розе и лилии, святой иерарх в центре своей жизни имел Господа Творца. В службе Происхождению Животворящаго Креста Господня говорится: “Иже посреде земли насадивыйся, Честный Крест и ныне ветви простирает… и вся осеняет, покланяющияся ему” 6 . Ученики Христовы несли слово Евангельское людям. Апостол Карп (I; пам. 26 мая), един от семидесяти, проповедовал: “Яко садоделатель изряден, показал еси людем Животное Древо, от Негоже ядый, жив будет… во веки” 7 . В службе преподобному Ферапонту Можайскому (†1426; пам. 27 мая) называется подлинный Садовник райского сада — “Всеблагий Вертоградарь, Христос” 8 . Покровителем огородничества и садоводства является святой мученик Конон градарь (пам. 5 марта) 9 , уроженец Назарета Галилейского, пострадавший за Христа при Римском императоре Декии (249–251). В древней службе ему говорится, что он привился добрей Маслине — Христу 10 . Его изображение имеется на фресках новгородского храма Спас на Нередице (XII в.) и отличается наличием красного ободка в нимбе. Предполагается, что “красный ободок мог мыслиться как предельно компактный символ красоты садов, предмета земных попечений Конона. Зритель с достаточно развитым символическим инстинктом мог легко угадать в красном компоненте фрески, находящемся в столь значимом месте как нимб, то есть в самом средоточии духовности, рефлекс того, чем красен сад — краснощёких яблок, спелых вишен, смородины, малины” 11 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Труд (+ВИДЕО) Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым. Беседа 15-я В Библии называются по крайней мере три священные профессии: пастухи, садовники, плотники. А остальные что же? Всякий ли труд свят? Добрый день, дорогие друзья! Вспомним с вами о нашем праотце, которого звали Адам. Когда Господь насадил рай, когда Господь Бог поселил в этом саду человека, то Он поселил там не лентяя, который будет валяться под кустами, считать звезды на небе и слушать пение птиц. Он поселил в этом райском саду труженика. Первая профессия человека была садовничество. Кто из вас садовник, пусть перекрестится и скажет: «Аллилуйя», потому что вы занимаетесь работой, изначально порученной человеку. Место жительства – сад, род занятий – садовник: это человек. Возделывать и хранить эдемский сад повелел Господь новосотворенному человеку. Господь лентяев не создавал. Лень учит всем порокам. Человеческая душа, будучи деятельной, на месте оставаться не может. Ум человеческий непоседа, он вечно летает по всей Вселенной. Если человек не делает добра, то и ничего не делать он не может – тогда он обязательно делает зло. Будучи деятельным, повторяю, человек не может ничего не делать. Либо он упражняется в добре, либо, не упражняясь в добре, он – по неизбежности, по некоей проклятой необходимости – упражняется в зле. «И многой злобе научила праздность» (Сир. 33: 28), – говорит Священное Писание . Итак, место жительства – рай, род деятельности – садовник: это человек. Впоследствии какие священные профессии мы можем найти в Писании? Ну, например, пастух. Ничего особо красивого в этой работе нет. Святитель Григорий Богослов в одной из своих проповедей говорит: если мы хотим кого-то оскорбить, не называем ли мы его пастухом? «Эй ты, пастух, иди сюда!» То есть это человек, грубо одетый, необразованный, занимающийся простым неквалифицированный трудом. Между тем пастырем овец был Авель, пастырем овец был Давид, пастырем овец был Господь Иисус Христос – пастырем словесных овец, и Сам Себя Он называет пастухом: «Я – пастырь добрый» (Ин. 10: 14). Пастушки – удивительные люди. Это первые, кто услышали от ангелов слова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Если кто-то из вас пастух или работает с животными – с любыми животными: овец пасет, или козу доит, или на лошадях ездит, – тоже перекреститесь и скажите: «Аллилуйя!», потому что ваше занятие священно. Пастыри первыми узнавали тайны Божии от ангельского мира или от Самого Господа непосредственно.

http://pravoslavie.ru/94018.html

Скачать epub pdf IV. Современные апостолам равноапостольные жены 1. Мироносицы Св. Мария Магдалина Св. Мария Магдалина была родом из города Магдалы в Галилее, потому и имела такое прозвание. Она была одержима семью нечистыми духами и страдала беснованием. Спаситель явил над ней Свое милосердие, исцелив от жестоких телесных страданий (см.: Лк.8:2 ), и спас и душу ее, изведя из гибельного мрака неведения, просветив ум ее познанием истины и веры в Него, Сына Божия, посланного от Бога Отца на спасение мира. Мария стала ученицей Христовой. Служа Ему с прочими святыми женами, она внимала учению Господа о вечной жизни. Не оставила Его и во время страданий. Она стояла при Кресте вместе с Пречистой Девой Богородицей и с прочими святыми женами, смотревшими на страдание Христово и плакавшими, утешала и поддерживала, насколько это было возможно, неутешно плачущую Матерь Христа, изнемогающую от боли сердечной ( Мф.27:55, 56 ; Ин.19:25 ). И как при жизни неотступно следовала за Господом, так и умершему хотела послужить и первая поспешила принести дорогое благовонное миро для возлияния на тело погребенного, по обычаю иудейскому. И не однажды, но три раза приходила она ко гробу Богочеловека, и два раза удостоилась видения явившегося ей воскресшего Спасителя ( Ин.20:1–2 ; Мф.28:1 ). В первый раз рано утром вместе с другой Марией, она пришла ко гробу и, увидев отваленный камень от гроба, поспешила возвратиться и возвестить ученикам Петру и Иоанну, что взят Спаситель от гроба. И когда, предупреждая друг друга, поспешили они ко гробу Господню, то за ними во второй раз пошла туда св. Мария Магдалина. Когда же ученики, увидев во гробе только погребальные пелены, удалились, Мария не могла оторваться от места, где была положена Святыня и Сокровище ее сердца. Рыдая над Его опустевшим гробом, она говорила: «Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его…» Но вдруг, оглянувшись, увидела Самого Господа, и принимая Его за садовника, спросила, не взял ли он тела Иисусова и где положил Его. И когда Христос назвал ее по имени, она узнала Его и преклонилась к ногам Его, хотя и запретил Он прикасаться к Нему, сказав: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я не вошел к Отцу Моему, но иди к братиям Моим и скажи им, что восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». В третий же раз пришла Мария с другими женами-мироносицами на рассвете первого же дня и когда после видения Ангела, сказавшего им, что Христос воскрес и что увидят они Его в Галилее, поспешно возвращались они, устрашенные и обрадованные, то Иисус, встретив их на пути, сказал им: «Радуйтесь и не бойтесь, подите и возвестите братиям Моим, чтобы шли они в Галилею и там увидят Меня» (См.: Мф.28:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010