Итак, если кто хочет благоугодить Ему, тот пусть печется об этих овцах, пусть ищет обшей пользы, пусть заботится о своих братьях; нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом; посему и в другом месте Он говорит: « Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя » (Лук. 22:31–32). Какое же ты дашь Мне воздаяние за такое попечение и промышление? А какого воздаяния Он сам требует? Опять того же самого: « и ты », говорит, « некогда, обратившись, утверди братьев твоих » (Лук. 22:32). Так и Павел говорит: « будьте подражателями мне, как я Христу » (1 Кор. 11:1). Каким же образом он был подражателем Христу? « Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись » (1 Кор. 10:33); и в другом месте он говорит: « ибо и Христос не себе угождал » (Рим. 15:3). И нет другого такого свидетельства и знака веры и любви к Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении. 3. Пусть слушают это и все монашествующие, и обитающие на вершинах гор, и всеми способами распявшие себя для мира, чтобы и они, по мере сил своих, помогали предстоятелям церквей, содействовали им молитвами, единодушием, любовью; пусть знают, что если они, даже находясь вдали, не будут всячески содействовать поставленным благодатью Божьей и обремененным такими заботами, то самое главное в жизни их потеряно и вся мудрость их объюродела. Отсюда видно, что любовь к ближним служит величайшим доказательством любви к Христу. Теперь посмотрим, как блаженный правил епископством; или лучше сказать, здесь не нужно слов и нашего голоса; потому что самое усердие ваше доказывает это. Кто войдет в виноградник и увидит виноградные лозы, покрытые листьями, обремененные плодами и обнесенные со всех сторон плетнями и оградами, тот не будет нуждаться ни в каких словах и других доказательствах, чтобы убедиться в хороших качествах садовника и земледельца; так точно и здесь кто войдет и увидит эти духовные виноградные лозы и ваши плоды, тому не нужны будут никакие слова и объяснения, чтобы узнать вашего предстоятеля; как и Павел говорит: « вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое » (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями» — Лк. XXII, 52—53. 265 «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших» — Лк. XXIII, 28. 266 «Какое еще нужно нам свидетельство?» — Лк. XXII, 71. 267 Сцена отречения Петра — Лк. XX, 60—62. 268 «Не ведают, что творят» — Лк. XXIII, 34. 269 «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» — Лк. XXII, 43. 270 Он дал Своей матери нового сына — перед казнью Иисус сказал Марии, указывая на любимого ученика: «Жено! се, сын Твой» (Ин. XIX, 26). 271 Мудрость мира его обратилась в безумие — Кор. I, 20. 272 Лифостротон — каменный помост перед домом римского наместника в Иерусалиме (Ин. XIX, 13), место судилища над Христом. 273 «Умыть руки» — в переносном смысле снять с себя ответственность; восходит к библейской легенде: Понтий Пилат предлагал иудеям отпустить Христа, но народ потребовал казни. Умыв руки, Пилат переложил ответственность за смерть Христа на иудеев и выдал Его на распятие (Мф. XVIII, 24). 274 Бог на небе и все хорошо — цитата из поэмы Р. Браунинга «Пиппа проходит». 275 Душа язычества требовала, чтобы один Человек умер за народ. — По обычаю, на праздник Пасхи отпускали одного узника. Пилат предложил отпустить Христа, но народ предпочел разбойника Варавву (Мф. XXVI, 26). 276 Саддукеи — религиозная группировка в Иудее II в. до н. э. — I в. н. э., высшее жречество, «мудрецы». 277 Бог оставил Бога — на кресте Иисус возопил: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. XXVII, 46). 278 Извещая о чьей-либо смерти, римляне говорили: «он отжил». 279 Господь-Садовник гулял по саду — Мария Магдалина, не узнав воскресшего Христа, обратилась к нему как к садовнику (Ин. XX, 15). Ср. также — Бт. III, 8. 280 Симона, первого из апостолов, Христос нарек Петром (по-гречески — «камень»), сказав: «на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. XVI, 18). Святому Петру поручены ключи от врат рая. Говоря, что Петр более похож на трость, чем на камень, Честертон намекает на его отречение. 281 Эбиониты — христианская секта I—II вв., требовавшая перед крещением вступления в «закон Моисеев» через обрезание и соблюдения, наряду с христианскими, и иудаистских обрядов. 282

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Когда мы говорим, что с приходом на землю Спасителя из Его уст человечество получает новую заповедь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» ( Ин. 13:34 ), — то имеем в виду, что ветхозаветные Десять Заповедей не предаются забвению, но обретают свою полноту, о чем свидетельствует Сам Иисус Христос: «истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). Еще это означает, что в те времена, когда израильтяне впервые услышали Десять Заповедей, они воспринимались не совсем так, как воспринимаются ныне (во всяком случае должны восприниматься). Важнейшей задачей тогда было показать ту разграничительную линию, которая отделяла человека от греха. Апостол Иоанн кратко, но совершенно определенно говорит о связи неисполнения закона и греха: «Грех есть беззаконие» ( 1 Ин. 3:4 ). Спасти человеческую душу от последствий грехопадения законом невозможно, но постепенно возрождать ее из пепла тлена было не только можно, но и совершенно необходимо: «Делами закона не оправдается пред Богом никакая плоть; ибо законом познается грех» ( Рим. 3:20 ), чтобы в конце концов душа смогла очиститься Спасительной Жертвой Христовой. «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою», — говорит апостол Павел в своем Послании к Галатам (3:24). А в Евангелии от Иоанна написано: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (1:17). И всё-таки зачем было Богу давать Своему народу Десять Заповедей, если до этого на земле уже были праведники, в том числе величайшие, через которых Бог заключил Заветы: Ной, Авраам, Исаак и Иаков, а «вера Авраамова» стала именем нарицательным вместе с известным высказыванием «Авраам — отец всех верующих»?.. Ответ снова находим в Послании апостола Павла к Галатам: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование» (3:19).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

...Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной. Трудовое воспитание Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, – в ухаживании за грядками и клумбами, в уборке садов и дворов, в создании научных трудов или произведений искусства, в воспитании в себе или в других (в собственных детях) личности и т.д., – во всех этих действиях проявляется наше подобие Богу-Творцу. Иисус Христос говорил иудеям: «Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Он назвал богами тех, к которым было слово Божие» ( Ин. 10:34–35 ). Бог творит из ничего, человек – из уже существующего материала, познавая законы творения и творчества. Эти законы многообразны. Ими должны владеть и скульптор, и повар, и художник, и садовник. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви. Удивительны слова пророка Исаии: «Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. Представьте дело ваше, говорит Господь, и мы будем знать, что вы боги» ( Ис. 41:19–23 ). Вот библейское отношение к созидательному человеческому труду и творчеству: «рука Господня соделала» и человек «сотворил сие». Богоподобие и соучастие в творчестве! Любовь, как и вера, без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого, по теплоте сердечной, изливаемой и на ближнего; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько того, о ком заботимся сами. В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание – это подготовка к делам любви. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Мать в больнице, отец лежит с температурой, а взрослая дочь и сын не могут приготовить обеда и ждут, когда приедет подруга матери, обремененная собственной семьей и своими домашними и другими заботами, купит продукты, накормит больного отца и их самих, здоровых, но не приученных к труду. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

…Любовь должна быть горячей, деятельной и благоразумной. Трудовое воспитание Трудовое воспитание — это формирование в человеке созидательного начала. В творчестве, в чем бы оно ни проявлялось, — в ухаживании за грядками и клумбами, в уборке садов и дворов, в создании научных трудов или произведений искусства, в воспитании в себе или в других (в собственных детях) личности и т. д., — во всех этих действиях проявляется наше подобие Богу–Творцу. Иисус Христос говорил иудеям: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Он назвал богами тех, к которым было слово Божие» (Ин 10:34–35). Бог творит из ничего, человек — из уже существующего материала, познавая законы творения и творчества. Эти законы многообразны. Ими должны владеть и скульптор, и повар, и художник, и садовник. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви. Удивительны слова пророка Исаии: «Посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. Представьте дело ваше, говорит Господь и мы будем знать, что вы боги» (Ис 41:19–23). Вот библейское отношение к созидательному человеческому труду и творчеству: «рука Господня соделала» и человек «сотворил сие»… Богоподобие и соучастие в творчестве! Любовь, как и вера, без дел мертва. Она познается по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого, по теплоте сердечной, изливаемой и на ближнего; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько того, о ком заботимся сами. В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание — это подготовка к делам любви. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо нее у плиты не могут. Мать в больнице, отец лежит с температурой, а взрослая дочь и сын не могут приготовить обеда и ждут, когда приедет подруга матери, обремененная собственной семьей и своими домашними и другими заботами, купит продукты, накормит больного отца и их самих, здоровых, но не приученных к труду. Тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающемуся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждивенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Любое чудо — это непосредственное действие Бога в жизни человека с целью спасти его от какой-либо опасности или искаженного грехом состояния, когда на какое-то время Бог отменяет действие им же созданных законов мироздания, чтобы восторжествовал самый главный закон — закон любви. Но и здесь мы имеем дело со свободной волей человека, с его верой. Вспомним, что Иисус Христос в своем родном городе Назарете не смог сотворить ни одного чуда по неверию его жителей: «И не совершил там многих чудес по неверию их» ( Мф.13:58 ). Интересно, что часто Спаситель просил многих людей, кого он исцелил, никому не говорить об этом. Иначе многие бы пошли за Ним не как за Учителем, но как за магом и волшебником. То есть человеку иногда нужен больше внешний эффект, чем внутреннее содержание. Здесь снова уместно вспомнить одно из искушений Христа, когда именно такой способ привлечь к Нему внимание многих людей предлагал сатана: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» ( Мф.4:5-6 ). Но и здесь Спаситель побеждает искушение. С другой стороны, мы должны видеть в настоящих чудесах не только проявление любви Божией к тому человеку, с которым произошло чудо, но и обращение Бога к нам, чтобы мы уверовали в Его всемогущество и любовь. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:1-3 ). Существует еще одно заблуждение, связанное с понятиями «белой» и «черной» магии. Заключается оно в том, что якобы «белая» магия — хорошая, а «черная» — плохая. Но раз и то и другое — все равно магия, то как одна из них может быть «хорошей»? Любая магия есть насилие над свободной волей Бога и волей человека. Самый простой пример. В магической практике есть такое понятие, как «приворожить», то есть заставить одного человека почувствовать сильнейшую привязанность, влечение к другому. О любви даже речи никакой не идет. Если я хочу, чтобы этот человек был со мной, я пытаюсь добиться этой цели любыми средствами, не спрашивая его желания. Здесь речь идет о самом элементарном насилии: над волей другого человека, не желающим быть со мной; над волей Бога, так как меня не интересует Его воля по отношению к этому человеку и даже по отношению ко мне. Я хочу и все!

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Лютеранский пастор заметил то, мимо чего часто проходим мы. Мы настолько привыкли к нашему образу причащения, что перестали замечать удивительную символику — Сам Бог отдает Себя. Мы — Его дети и друзья. Он выходит навстречу к нам. Священник произносит Молитву перед Причащением: «Верую, Господи, и исповедую…» Так как молитва эта почти всем известна наизусть, приведу ее только в русском переводе: «Верю, Господи, и перед всеми исповедую, что Ты — воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я — первый. Также верю, что это — само Пречистое Тело Твое и это — сама драгоценная Кровь Твоя. Молю Тебя, помилуй меня и прости мне грехи мои — вольные и невольные, совершенное словом или делом, сознательно или по неведению. И удостой меня без осуждения причаститься пречистых Твоих Таинств в оставление грехов и в жизнь вечную. Не прогони меня сегодня с Твоей Тайной вечери, Сыне Божий, ибо я не выдам тайны врагам Твоим, не дам Тебе [предательского] поцелуя Иуды, но словами разбойника пред всеми выражаю веру в Тебя: Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем. Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь». Подходя к Чаше, мы не осеняем себя крестным знамением, чтобы ненароком не толкнуть Чашу, называем свое полное христианское имя и принимаем Частицу Тела, напоенную Кровью. Диакон или помощник священника держит специальный плат красного цвета, который впитает влагу, если с губ причащающегося капнет Кровь Христова. После Причастия диакон промакивает губы причастившегося платом, причастившийся целует подножие Чаши и отходит в сторону. В древности причащались не из ложечки, как сегодня, а принимали в руки частицу Тела, съедали ее и затем отпивали из Чаши. Такая традиция в Византии сохранялась до XI века. Начиная с XI века Тело Христово стали погружать в Чашу. Тогда была введена в употребление ложечка для Причастия (по-слав. «лжица»). Интересно, что в греческом языке она называется «лабис», то есть «клещи». Таким образом, по мысли древних христиан, она символизирует таинственные клещи из видения пророка Исаии: «Прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих, и сказал: …беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» ( Ис.6:6-7 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Мария Магдалина, более ревностная, скорая и решительная, предваряет других жен и прежде всех приходит ко гробу, когда еще было темно, и находит, что камень отвален от гроба. Внезапно является в ней мысль, что Господь унесен из гробной пещеры в другое место. Не входя в нее, она побежала назад и, на пути встретившись с другими женами, отставшими от нее, сказала им о том, что камень отвален, и они разделили с ней мнение, что взяли Господа, затем она побежала к Апостолам и сказала от лица всех жен: взяли Господа и не знаем, где положили Его. Другие жены приходят к гробной пещере, когда начало рассветать; они решились войти в нее и увидели, что нет в ней тела Господа Иисуса. Когда они стояли в недоумении, вдруг предстали им два ангела в виде мужей в блестящих одеждах. Они возвестили о воскресении Господа и повелели сказать об этом Апостолам. Между тем апостолы Петр и Иоанн, извещенные Марией Магдалиной об отваленном камне, поспешили к гробу; за ними следовала и Мария Магдалина. Они разошлись с женами мироносицами, так как от гроба к месту пребывания Апостолов были разные пути по разным улицам города. Иоанн, как младший и более крепкий, первый прибежал к погребальной пещере, посмотрел в нее через дверь и, увидев лежащие пелены, не смел войти в нее. Пришел апостол Петр, посмотрел через дверь в пещеру и, войдя в нее, увидел одни пелены лежащие и плат, который был на главе Господа; он был свит и лежал на особом месте. Тогда вошел в погребальную пещеру и Иоанн и увидел, как пишет сам, и уверовал в воскресение Господа, да и неестественно было думать, что кто-либо взял тело Господа, оставив все Его одежды. Апостолы возвратились в город, а Мария Магдалина стояла у гроба и плакала. Но вот она наклонилась к двери гроба и увидела двух Ангелов. Они сказали ей: жена! что ты плачешь, а она сказала им: унесли Господа моего и не знаю, где положили Его. Сказав это, она обратилась назад и увидела стоящего человека, но в слезах и от неожиданности не узнала Иисуса и приняла за садовника. Может быть, и Сам Христос явился ей в таком виде, чтобы она не вдруг узнала Его, дабы не поразить ее страхом; но когда Он свойственным Ему голосом сказал — Мария, тогда она узнала Его. Господь запретил ей прикасаться к Нему и повелел возвестить о Своем воскресении Своим ученикам.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Между темь Мария Магдалина, в своей вере отличавшаяся нетерпеливостью Петра, не доверяя тому, что она сама видела и слышала в первое посещение гроба с другими женами, те­перь одна побежала еще раз собственными глазами посмотреть на гроб. Восходившее солнце уже начало расстилать золотые лучи по вершинам окрестных гор. Прекрасный весенний день наступал в природе. Но сумрачно было на душе Марии. Тщательно осмотрев пещеру и гроб, и не найдя в нем никако­го разъяснения для своих недоумении, она стояла у гроба и пла­кала. «Жена, что ты плачешь?» – раздался вдруг чей-то голос. Вздрогнув, она опять нагнулась к пещере и видит двух юно­шей в белом одеянии, сидящих один у главы и другой у ног, где лежало тело Иисуса. Не зная, кто это такие, она объясняет им причину своего плача: «Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его», сказала она и опять зарыдала. Но вот позади слышит она приближающиеся шаги. Быстро направ­ляет она в эту сторону свой заплаканный взор и видит пред собой человека – кого же, как не садовника? Этот мнимый садовник обращается к ней с вопросом: «жена, что плачешь? кого ищешь?» Но Мария не сразу поняла всю любящую силу этих слов. Занятая своими печальными мыслями, она увидела в этом обращении досужий, если даже не оскорбительный вопрос, и простодушно ответила на него: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». – Учитель не может более скрываться. Из глубины сво­его любящего милосердия Он воскликнул: «Мария!», – воскликнул тем знакомым ей, властным голосом, который тыся­чами привлекал к Нему сердца людей. Изумленная ученица быстро вперяет свой отуманенный слезами взор, и из груди ее, помимо ее воли, вырывается радостный крик: «мой Господь и Учитель»! Затем она бросилась к Его ногам и слезами радости хотела омыть Его ноги, – но на этом чувственный порыв радости преображенный Учитель сказал ей: «не при­касайся ко Мне, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим, и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и к Богу вашему». И обра­дованная Мария, нашедшая своего Учителя, побежала в город и возвестила недоумевавшим ученикам, что воистину Христос воскрес. И разнеслось слово ее громоносным эхом по всему миру, и с тех пор повторяется миллионами верующих уст до ныне, и будет повторяться во все века.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Мрак Божественного света Святитель Григорий Нисский (Жизнь Моисея боговидца. Гл. 33), комментируя библейские слова о получающем на Синае закон Моисее: «Моисей вступил во мрак, где Бог» ( Исх.20:21 ), вопрошает: «Что же означает, что Моисей пребывает во мраке и в нем только видит Бога?» Почему, спрашивает святой отец, ранее, при Купине неопалимой, Божество было видимо во свете, а теперь — во мраке? По-тому, поясняет святитель, что Моисей (а с ним и всякий пытливый ум) «оставив все видимое и не только то что воспринимает чувство, но и то что видит кажется разум, непрестанно идет к более внутреннему, пока пытливостью разума не про никнет в незримое и непостижимое и там не увидит Бога. Ибо в этом истинное познание искомого, в том и познание наше, что не знаем. Потому что искомое выше всякого познания. Как бы неким мраком объято отовсюду непостижимостью».  Надмирный и непостижимый Бог, говоривший с Моисеем на горе, приходит в мир и становится человеком. Непостижимый Бог постижим в живом опыте Церкви и невидимый видим очами веры. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Воплотившись, Бог скрывает Свое величие за завесой человеческой плоти, но однажды, на пути в Иерусалим — к страданиям и смерти Он являет ближайшим ученикам превечное Сияние Своей Славы. Господь восходит на гору Фавор, взяв с собою Петра, братьев Иакова и Иоанна. Там на вершине, когда Господь молится, а затем беседует с явившимися Ему Моисеем и Илией, ученики получают возможность увидеть Величие Христа как Едино родного Сына Божьего, для того чтобы, как говорит песнопение праздника Преображения, они, когда наступят страшные события смерти Богочеловека, не ужасались, но знали, что Христос Сам отдает Себя за жизнь мира. Восхождение и пребывание Господа на Фаворе не только Писание и богословие, но и традиция иконописи являют именно как пребывание «во мраке» — фигуру стоящего на горе Христа окружает сияющий многоцветный нимб — мандорла, которая от краев в центру становится все темнее и темнее, пока не станет совсем черной. Это знак тайны, но на этом темном фоне и сияет фигура Христа — Сущего Бога, ставшего человеком и явившего нам Свет богопознания. Глава 13. Никео-царьградский Символ веры. Введение в тринитологию, христологию и пневматологию

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010