То правда, что Христос страдал и умер по человечеству, но если бы Личность Его была человеческая, — личность простого смертного, то и страдания и смерть Его не имели бы искупительного значения, не в состоянии были бы возродить человечества и основать царства Божия на земле, ибо «человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него; дорога цена искупления души их» (Пс. 48:8—9). А что касается учения Христа, то уже современники Его заметили: «Никогда человек не говорил так, как сей человек» (Иоан. 7:46); мы же в праве прибавить, что и не может человек, хотя бы он был и величайший из пророков, говорить так, как говорил Христос — Бог. Посмотрим ли мы на предмет Его учения, или же на форму, — и там и здесь мы увидим нечто необыкновенное, далеко собою превосходящее какое бы то ни было человеческое слово.    Учение Христа-Спасителя отличается от всякого другого учения тем, что Он Сам был главным предметом Своего учения. Все другие учители, как бы ни были они велики по своим достоинствам, какую бы высокую истину ни возвещали они, — суть только простые проповедники истины, возвещающие и раскрывающие ее, указывающие путь к ней; истина и их «я» не тождественны между собою. Вот почему о всех их можно сказать то, что сказано о величайшем из рожденных женами, — об Иоанне Крестителе: «он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Иоан. 1:8). Христос же «был истинный Свет» (Иоан. 1:9), сама воплощенная «истина» (Иоан. 14:6). Не временным органом слова Божия, подобно древним пророкам, объявляет Он Себя миру, а непосредственным источником, вечным вместилищем, живым воплощением истины.    Отсюда, всякая (религиозно-нравственная) истина тесно связана с Лицем Христа, заключается в Нем, как в своем источнике. Что мы можем знать о Боге, то Христос показал нам в Своем Лице, ибо Он и Отец — одно (Иоан. 10:30) и видевший Его видел и Отца (Иоан. 14:9). Что нужно знать о человеке, его истинной природе и высоком назначении, то опять явил нам в Своем Лице Христос, второй Адам, совершеннейший Сын человеческий. Человек пал и нуждается в примирении с Богом: Христос для этого и пришел на землю, Он и есть обетованный Примиритель. Человек нуждается в освящении и возрождении: Христос, благодаря Своим заслугам, приобрел право посылать для этого к верующим Духа Святаго. По конце мира будет воскресение, суд и вечная жизнь: Христос — воскрешение и живот, Он будет и суд творить. Так, все учение сосредоточивается в Лице Христа. Он «альфа и омега, начаток и конец» (Апок. 1:8) Христианства. Поэтому и от своих последователей Христос требовал не союза только с Собою, но и веры в Него, как Искупителя, Сына Божия, чего не требовали и не могли требовать религиозные реформаторы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4001...

   Тогда Иисус Христос говорит ей: «Мария!»    Хорошо знакомый ей голос заставил ее опомниться от печали, и она увидела, что перед нею стоит Сам Господь Иисус Христос. Она воскликнула: «Учитель!» — и с неописуемой радостью бросилась к ногам Спасителя; и от радости она не представляла себе всего величия момента.    Но Иисус Христос, указывая ей на святое и великое таинство воскресения Своего, говорит ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим (т. е. ученикам) и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».    Тогда Мария Магдалина поспешила к ученикам Его с вестью о том, что видела Господа, и о том, что Он сказал ей. Это было первое явление Христа по воскресении.    По дороге Мария Магдалина догнала Марию Иаковлеву, также возвращавшуюся от гроба Господня. Когда же они шли возвестить ученикам, вдруг, Сам Иисус Христос встретил их и сказал им: «радуйтесь!».    Они же подошли, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему.    Тогда говорит им Иисус Христос: «не бойтесь, пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы они шли в Галилею, и там они увидят Меня».    Так воскресший Христос явился во второй раз.    Мария Магдалина с Марией Иаковлевой, вошедши к одиннадцати ученикам и всем прочим, плачущим и рыдающим, возвестили великую радость. Но они, услышав от них, что Иисус Христос жив и они видели Его, не поверили.    После этого Иисус Христос явился отдельно Петру и уверил его в Своем воскресении. (Третье явление). Только тогда многие перестали сомневаться в действительности воскресения Христова, хотя и остались еще не верующие между ними.    Но прежде всех, как свидетельствует от древности св. Церковь, Иисус Христос обрадовал Пресвятую Матерь Свою, возвестивши Ей через ангела о Своем воскресении.    Об этом так воспевает Св. Церковь:    Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся!    Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Во время распятия Иисус Христос молился за своих мучителей: «Отче! прости им, они не знают, что делают». Над головою Господа была прибита надпись, сделанная Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». После распятия воины взяли одежды Иисуса Христа и разделили между собою; хитон же (верхняя одежда) был не сшитый, а тканый сверху донизу. «Не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется», сказали воины и так поступили. Вопросы: Как называлось место, где евреи распинали осужденных? Где оно находилось? Кого повели вместе с Иисусом Христом на распятие? Кто нес крест осужденных? Где распяли Иисуса Христа и двух разбойников? Как молился Иисус Христос за Своих мучителей? Какая надпись была над головою Иисуса Христа? Что сделали воины с одеждами Иисуса Христа? Иисус Христос, распятый на кресте, переносил тяжкие мучения. Гвозди раздирали Его тело, кровь приливала к голове, от жара у Него была сильнейшая жажда; но к этим телесным мучениям присоединились еще и душевные муки: Иисус Христос пришел на землю, стал человеком для того, чтобы Своими страданиями спасти весь мир – всех нас людей; Он добровольно взял на Себя все грехи мира и, распятый на кресте, скорбел о них. Враги Господа не оставили Его в покое и на кресте, они говорили с насмешкою: «Других спасал, а Себя спасти не может; если Ты Сын Божий, сойди со креста и мы уверуем». Даже один из разбойников насмехался над Господом: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Но другой разбойник, уверовав, что распятый Христос есть Сын Божий, останавливал своего товарища: «Ужели ты не боишься Бога? Мы осуждены достойно за наши дела, а Он ничего худого не сделал». Потом этот разбойник обратился к Иисусу Христу со словами: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое»; на что Иисус Христос ему ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». При кресте Иисуса Христа стояли Матерь Его, некоторые благочестивые женщины и любимый ученик Его, Иоанн. Спаситель в утешение Матери Своей, указав на Иоанна, сказал: «Вот сын Твой», а потом, обратившись к ученику своему, сказал: «Вот Матерь твоя». С этого времени Иоанн взял Богоматерь к себе в дом и до самой её смерти заботился о Ней, как родной сын. Вопросы: Какие мучения пореносил Иисус Христос, распятый на кресте? Почему Иисус Христос переносил душевные муки? Как относились враги к распятому Иисусу Христу? Что сказал один из разбойников Иисусу Христу? Что ответил другой разбойник? Что сказал Господь второму разбойнику?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Воистину Воскресе Христос! Пасхальное послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии в 1982 году Христос Воскресе! Настал великий день Светлого Христова Воскресения. Мы радуемся этим двум словам «Христос Воскресе» и понимаем, что с ними и к нам приходит оживление, бодрость, жизнь. Мы понимаем, что вместе с жизнью Христа Спасителя и перед нашей жизнью снимается преграда смерти и открываются врата в Вечную Жизнь. Воскресший Христос всегда с нами: Он и на небе и на земле. (Вспомните церковную песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцом и Духом».) Его жизнь сообщается нам, и мы еще здесь, на земле, проводя жизнь духовную, начинаем жить Вечной Жизнью. Но, чтобы это было истинно так, нам необходимо соблюсти заповеди Христовы. Только тогда Вечная Христова Жизнь будет с нами, только этим путем мы в действительности полюбим Христа. Он Сам нам сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин.14:15 ). Мы знаем, в чем заключаются заповеди Христовы: надо любить Бога всем сердцем, всей душой, и всем разумом и надо любить ближнего своего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Особенно подчеркивал Христос Спаситель необходимость для людей любить друг друга. Повторяя эту заповедь, Он усилил ее, назвав новой заповедью: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Исполняющий эти заповеди входит в Вечную Божественную Жизнь еще здесь, на земле, как сказал Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Когда Бог делает нас Своей обителью, тогда и приходит к нам Вечная Жизнь, даруемая Воскресшим Христом, тогда начинается и для нас, еще на земле, Вечная Пасха. Воистину Воскресе Христос! Пасхальное послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии в 1983 году Христос Воскресе! По Своей великой любви к людям и милосердию Своему Христос воскрес из мертвых. Впрочем, Он и должен был воскреснуть, потому что в Нем была Жизнь ( Ин.1:4 ), и не мог Он долго находиться во Гробе, но только столько, сколько было предсказано Священным Писанием.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Душа благочестивая когда оступишься и согрешишь – не медли в грехе твоем, чтобы не уклониться к тяжкой участи, но тотчас, признав свой грех, кайся и молись Господу: «согрешил, Господи, помилуй меня», и отпустится Согрешение твое. Но впредь берегись этого, как змеиного жала: «Жало же смерти – грех» ( 1Кор. 15, 56 ). Берегись этого жала, чтобы не погибнуть. Согрешить – дело человеческое; но оставаться в грехе – диавольское Диавол как согрешил, с того времени непрестанно в грехе и ожесточении пребывает и во веки пребудет. Берегись же прилагать грех к греху, чтобы не остаться с диаволом ( 104, 471–472 ). В больнице бывает, что не все исцеляются: есть болезни неисцелимые, и человек не все может, что хочет, но в святой Церкви не так. Нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной хотел этого и усердно просил у Христа. Ибо все возможно Тому, слову и повелению Которого все повинуется, слово и желание Которого есть дело, повелением Которого слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. Познай только, христианин, и признай немощь твою, и проси со смирением у этого Врача исцеления, и ожидай без сомнения – и непременно получишь. Только берегись того, что препятствует Его спасительному лечению ( 104, 577–578 ). Святой апостол Иоанн говорит: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1, 7 ). Замечай, что кровь Христова очищает грешника от всякого греха. Апостол Павел говорит: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим. 1, 15 ). И Сам Христос говорит: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9, 13 ). Видишь, что нет различия между грешниками, но Христос пришел всех призвать на покаяние, всех спасти. Не сказано, что таких-то и таких грешников призвать на покаяние и спасти пришел Христос, но всяких грешников, какие бы они ни были. И еще Христос говорит: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 10 ). Видишь, что не сказано: пришел таких или других погибших спасти, но всяких погибших, какие бы они ни были. Все согрешили, все и погибли: потому и Христос пришел взыскать и спасти всех погибших, которые покаются и примут Его за своего Спасителя. Апостол Павел говорит: «Христос за всех умер» ( 2, Кор. 5, 15 ). Видишь, что нет различия и здесь, но за всех и всякого грешника, какой бы он ни был, умер Христос. Поэтому всякий грешник, когда истинно покается, спасется смертью Христовой. Святитель Тихон Задонский ( 104, 579–580 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Если под словом «чаша» сектанты разумеют здесь страдания, то что же они разумеют под словом хлеб? Вероятно, тоже страдание. Но о хлебе сказано, что Христос взял его в руки, преломил и раздал ученикам. Можно ли взять в руки страдание? Можно ли его преломлять? Конечно, нет! Сказано о хлебе, что Христос раздал его, а о чаше, что подал ее ученикам. По толкование сектантов, выйдет, что слова «раздал» и «подал» апостолам значат, что Христос причинил им страдания. Очевидно, что разуметь под словом «чаша» в речи Спасителя на тайной вечери страдания, это значит допускать бессмысленное и прямо кощунственное толкование слова Божия, то есть толковать его «к собственной погибели» ( 2Пет. 3:16 ). Сектант: 4) Причащение Тела и Крови Христовой должно быть не чувственное, а духовное, умственное, говорят молокане, духоборы, и «духовные штундисты», ибо Христос сказал: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало. Слова, который Я говорю вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ). Объяснения православного: 4) Не сказал Христос: «Плоть Моя не пользует ни мало», а сказал «плоть не пользует ни мало». Ясно, что здесь говорится не о Плоти Христовой, а о другой какой-то плоти. Да о Своей Плоти Христос и не мог учить, что она не пользует ни мало, ибо немного раньше Он Сам сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческаго и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питье. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин. 6:53–58 ). Кто же после столь ясных слов Христа может сказать, что Его Плоть не пользует ни мало? Только еретик или совсем неверующий во Христа человек. В каком же смысле сказал Христос, что «плоть не пользует ни мало, а дух животворит»? А вот в каком. Когда Христос учил, что для спасения нужно вкушать Плоть Его, иудеи и «некоторые неверующие» подумали своим плотским умом, что Христос даст им на съедение Тело Свое, на которое они смотрели, как на обыкновенное человеческое тело, ибо и Христа считали только человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если под словом «чаша“ сектанты разумеют здесь страдания, то что же они разумеют под словом хлеб? Вероятно, тоже страдания. Но о хлебе сказано, что Христос взял его в руки, преломил и раздал ученикам. Можно ли взять в руки страдание! Можно ли его преломлять? Конечно, нет! Сказано о хлебе, что Христос раздал ero, а о чаше, что подал ее ученикам. По толкованию сектантов, выйдет, что слова «раздал“ и «подал“ Апостолам значат, что Христос причинил им страдания. Очевидно, что разуметь под словом «чаша“, в речи Спасителя на тайной вечере, страдания, это значит допускать бессмысленное и прямо кощунственное толкование слова Божия, то есть толковать его «к собственной погибели“ ( 2Петр. 3: 16 ). 4) Сектант (молокане, духоборы и «духовные христиане»): Причащение Тела и Крови Христовой должно быть не чувственное, а духовное, умственное, ибо Христос сказал: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которыя Я говорю вам, суть дух и жизнь“ ( Иоан.6: 63 ). Объяснение православного: Не сказал Христос: «Плоть Моя не пользует ни мало“, а сказал «плоть не пользует ни мало». Ясно, что здесь говорится не о Плоти Христовой, а о другой какой-то плоти. Да о Своей Плоти Христос и не мог учить, что она не пользует ни мало, ибо немного раньше Он Сам сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, а Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в Нем. Как послал Меня живый Отец и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною“ ( Иоан. 6: 53–57 ). Кто же после столь ясных слов Христа может сказать, что Его Плоть не пользует ни мало? Только еретик или совсем неверующий во Христа человек. В каком же смысле сказал Христос, что «плоть не пользует ни мало, а дух животворит“? А вот в каком. Когда Христос учил, что для спасения нужно вкушать Плоть Его, Иудеи и «некоторые неверующие“ подумали своим плотским умом, что Христос даст им на съедение живое Тело Свое, на которое они смотрели, как на обыкновенное человеческое тело, ибо и Христа считали только человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

( Ин.17 ). Беседуя дорогою в последний раз пред страданиями Своими, Христос спустился с горы, на которой стоит Иерусалим, и пришел к тенистому, глухому ручейку Кедрону, отделяющему гору Масличную от Сионской. В этой долине на ручейке Кедронском, Христос, возведши к Небу Свои очи, молился о Себе и Своих учениках всех времен, – о неизменном господстве в них истины и любви. «Прославь Меня, Отче! пришел час. Прославь Сына Твоего у Тебя Самого (на небе) славою, которую Я имел у Тебя прежде сотворения мира. Я прославил Тебя на земли. Я открыл Имя Твое людям; они были Твои (они предались Тебе). Отче Святый! Соблюди их, чтобы они были едино, как и Мы. Освяти их истиною Твоею, – словом Твоим; Оно есть истина. (А теперь) Я за них посвящаю Себя (в жертву), чтобы и они были святыми служителями (и твердыми исповедниками) истины. Отче Мой! хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне». Иисус Христос в саду Гефсиманском Иисус Христос молится в саду Гефсиманском. Взятие Его воинами. ( Ин.18:1, 2 ; Мк.14:32–42 ; Мф.26:36–46 ; Лк.22:40–46 ). По окончании Своей молитвы, Христос перешел с учениками Своими через ручей Кедронский. За этим ручьем, при подошве горы Масличной, расположена была деревня Гефсимания с садом, в который, как известно было и Иуде предателю, Христос нередко, особенно в последнее время, приходил со Своими учениками. Христос пришел в сад. При самом входе в сад Христос оставил восемь учеников Своих: Он сказал им: «Посидите здесь, пока Я помолюсь там». А остальных трех Апостолов: Петра, Иакова и Иоанна взял с Собою в самый сад. Здесь Он начал тосковать и скорбеть. И говорит трем Своим ученикам: «побудьте здесь в бодрственном состоянии (не спите), прискорбна душа Моя даже до смерти». Отошедши от них на небольшое расстояние, Спаситель наш в тяжкой скорби преклонил колени Свои, пал на лицо Свое и молился: «Отче мой! Если возможно, да идет мимо Меня чаша сия» (предстоящее множество страданий). «Впрочем да будет воля Твоя!» с преданностью Христос кончил молитву Свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Мы имеем малое, зато можем сделать это малое красивым У нас, действительно, есть малое, может, даже очень малое. Но для Бога этого достаточно. Мы имеем малое, зато можем сделать это малое красивым. Мы не можем дать многого, но у нас есть сердце, которое может страдать вместе с находящимися рядом с нами. Спаситель Христос говорит в одном месте, в Святом Евангелии от Луки: Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто (Лк. 11, 41). Посмотрите вокруг себя. Заметьте, что находящиеся рядом с вами – не кто иные, как ваши братья. Позвольте же сердцам вашим принять, понять их, понести их боль и с такими сердцами идите ко Христу: – Господи, вот всё, что у нас есть: пять хлебов и две рыбы. Не станем говорить: «Да что мы можем сделать для пяти тысяч человек?» – Господи, вот всё, что у меня есть. Сделай это больше. Умножь его! Христос призывает нас стать причастниками Его чуда Этого просит у нас, возлюбленные верующие, сегодняшнее Евангелие, Сам Христос. Христос призывает нас стать причастниками Его чуда. Призовем же Его и мы и сделаем причастником своей жизни. Христос показывает нам, что тот человек, который рядом с нами, находится под нашей ответственностью. Возьмем же на себя эту ответственность и тогда сами почувствуем в сердце, как Христос несет нас в Своих ладонях. Христос делает нам сегодня увещание: – Не закрывайте своих глаз, смотрите вокруг! Смотрите вокруг и что имеете, пусть и немногое, приходите и приносите Мне, и Я это вместе с вами умножу. А мы грехи – вот что мы Ему приносим, но Бог и их превращает в добродетели. Если мало у нас добродетелей – Бог их умножает. Но только Бог ничего не хочет делать один. Что за Бог Он был бы тогда? Что за брат был бы тот, кто делал бы всё сам и присваивал себе все права на это? Чтобы показаться пред Отцем, что только Он один достоин? И что за отец был бы тот, кто учил бы своих детей делать так? Возлюбленные верующие, будем внимательнее смотреть на то, что делает Христос, будем слушать еще и ушами ума, смотреть очами ума на то, что находим в Священном Писании. И не будем забывать, что Бог близ нас, Бог – для нас, и Бог всё делает вместе с нами. У нас есть малое, но мы всё отдадим Христу и отдадим это как можно красивее, и тогда Христос умножит всё и очистит всё, и мы всегда будем вместе с Ним во веки веков. Аминь.

http://pravoslavie.ru/105406.html

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: Я... Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был и грядет, Вседержитель ( Откр.1:8 ). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца ( Ин.10:15 ). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах... Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Ин.3:13 ; Мф.18:20 ). Здесь Христос опять употребил слово «Сущий», указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там. Итак, как разделяющий с Отцом все Его Божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его ( Ин.5:23 ). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе. Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого! Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф.16:16–18 ). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ), Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим); блаженны не видевшие и уверовавшие ( Ин.20:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010