Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Слова св. апостола Петра, сказанные Спасителю мира (Иоанн 6:68) Предисловие: потребность критически рассмотреть учение графа Л. Толстого и его руководителей о любви к людям, ее основания и мотивы Решаюсь предложить Вашему просвещенному вниманию посильное слово мое о любви к людям, ее основаниях и мотивах 1 . Как преподаватель науки, одна из существенных задач которой состоит в полемике против современных рационалистических противников и исказителей православно-христианского мировоззрения, имею весьма уважительные мотивы к тому, чтобы избрать для своей речи именно этот предмет. Со времени Огюста Конта, Шопенгауэра и других мыслителей подобного направления вопрос об альтруизме получил особую важность для христианского апологета и сам по себе, но в особенности по своей органической связи с учением о божестве и человеке. Как идеи Ог. Конта, так в особенности идеи Шопенгауэра, многие из сочинений которого переведены на русский язык, давно знакомы нашей образованной публике. Самое влияние этих мыслителей на некоторых представителей русской науки не подлежит ни малейшему сомнению. В доказательство своей мысли укажу хотя на г. профессора Н. Я. Грота. «Человек, по его словам, должен действовать не для себя, а для других. Целью должны быть другие, а сам он – только средством для достижения этой цели и продуктом ее преследования другими. Нравственны, хороши только чувства, имеющие предметом других, а также хотения и действия, с этими чувствами связанные 2 ». Такой взгляд на нравственно-доброе и злое представляет собой не иное что, как повторение мыслей Ог. Конта. Но ни у кого он не получил столь крайнего развития и применения, как у всем известного нашего влиятельного писателя. Прикрываясь якобы чисто христианской идеей любви к людям, он выступил с учением, колеблющим и потрясающим самые дорогие и святые для людей чувства любви между супругами, самыми кровными родственниками, друзьями, единоверцами, товарищами, близкими знакомыми, соотечественниками и т.д. Превратные взгляды этого писателя на любовь к людям, ее основания и мотивы изложены в 13-м томе его сочинений, который особенно распространен и читается не без явного вреда десятками тысяч наших соотечественников разных общественных положений, возрастов и степеней образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

инок Всеволод (Филипьев) Патрология Введение в патрологию Глава первая. Предмет патрологии § 1. Название и задачи предмета Название предмета патрологии происходит от греческих слов πατρ – отец и λγος – слово; то есть патрология – это «слово об отцах» или «учение об отцах» Церкви. По-русски этот предмет можно было бы именовать «отцеведением». В последнее время стало принято отождествлять патрологию с патристикой, но прежде это были две отдельные науки. Патрология имела главным предметом биографические и критико-библиографические исследования об отцах Церкви и их творениях, не касаясь самого их учения. Кроме этого, патрология занималась вопросами издания текстов творений святых отцов. Таким образом, патрология была наукой исторической и, по существу, являлась историей христианской святоотеческой письменности. В свою очередь, патристика изучала сами святоотеческие первоисточники и пыталась систематически излагать богословские воззрения святых отцов. Патристика являлась наукой богословской и ее можно было бы назвать историческим обозрением святоотеческого учения. Так как патрология занималась биографиями святых отцов и библиографией их творений, не касаясь их учения, а патристика занималась учением святых отцов, но не изучала их биографий, то справедливо было обе эти науки объединить в одну, под общим названием: патрология. Задачи такой патрологии состоят в том, чтобы: – представить жизнеописания святых отцов и церковных писателей с указанием обстоятельств, имевших влияние на их сочинения; –      дать библиографию их сочинений с указанием подлинности; –      раскрыть содержание их учений и выделить наиболее замечательные и характерные места сочинений. § 2. Христианские писатели, изучаемые патрологией В курсе патрологии изучаются не все христианские писатели. Главным предметом ея внимания являются святые отцы и их творения. Причем, патрология изучает только тех святых отцов, которые оставили по себе какие-либо памятники церковной письменности. По этой причине в курсе патрологии не изучается, например, святитель Николай Чудотворец, равно как и многие другие великие святые.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление В суете дней мы, родители, пытаемся уделить своим детям хоть капельку внимания. Порой ограничиваемся этой капелькой. Совесть чиста —  сделал свое дело. сделал, да не сделал. Ведь воспитать настоящего человека таким образом невозможно. Как воспитать ребенка в духе христианского благочестия? Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Мф. 18: 5-6 . Предисловие Прекрасные плоды ревностной разработки науки воспитания в настоящее время учеными и государственными мужами нашего отечества ничего, по-видимому, не оставляют желать более для руководства благонамеренных воспитателей; и читатель, конечно, не много найдет в сей книге нового в сравнении с изданной в 1845 году книгой «О воспитании детей в духе христианского благочестия». Несмотря на это, автор утешает себя приятной надеждой, что его желание содействовать пользе общества и Церкви изданием исторических очерков «Практическое воспитание детей по учению святых отцов Церкви» не сочтут неосновательным и излишним. В основание своей надежды он полагает различные потребности общества. Для одного из воспитателей достаточно простого совета и наставления в духе веры из уст современника; для другого нужно наставление в духе веры, подтвержденное доводами разума и опыта; третий, не довольствуясь авторитетом современника, хочет слышать христианское наставление от имени учителей первых веков христианства; иные, руководясь ученой любознательностью и потребностью полного, всестороннего знания предмета, желают иметь под руками, кроме простого наставления или научного изложения мыслей и правил, общую или частную историю науки и практики воспитания; некоторым наконец, чуждым ученой любознательности, полезнее и нужнее пример воспитания, образец, достойный подражания.

http://azbyka.ru/deti/prakticheskoe-vosp...

Слово произнесенное при первом служении в харьковском кафедеральном соборе, 31-го октября 1882 года. О любви. Истинствующе въ любви да возрастимъв Него всяческая, иже есть глава, Христос. ( Еф. 4, 15 ). Поставленный властью церковною и волею Монаршею на служение Церкви Божией среди вас, братья, не без смущения вступаю я на это новое поприще служения. Кафедра харьковская прославлена дарованиями, трудами и заслугами многих знаменитых Архипастырей; град ваш обладает святилищами высшей науки и изобилует людьми даровитыми и высокообразованными. Поэтому великие требования с вашей стороны могут быть обращены во мне, как по воспоминаниям вашим о моих предшественниках, так и по вопросам нашего времени, за которыми здесь люди науки следят непрестанно. В виду этих требований, при искреннем сознании своих недостатков, я нахожу себе ободрение только в том убеждении, что мы, служители Церкви, приходим на места служения не от своего имени, а от имени посылающего нас верховного Архиерея и Главы Церкви – Господа Иисуса, не с человеческою наукою, но с Его Божественным учением, не со своими только дарованиями, но с благодатью Божией, немощная врачующею и оскудевающая восполняющею. В таком расположении духа, в основание первого слова моего к вам я полагаю наставление Св. Апост. Павла: „истинною любовью все возвращайте в Того, Который есть глава, Христос“; иной цели для мысли, слова и дела ни себе, ни вам я не могу поставить, как только возрастание во Христа, или возвышение в Его истину, силу и жизнь, а способа соединяться всем нам в этом направлены и полагать конец всем недоумениям и колебаниям, по уверению Апостола, нет иного, кроме „истинной любви“. Итак, будем беседовать о любви. Одно упоминание об этой прекраснейшей из христианских добродетелей производит уже в сердце мирное и приятное ощущение. Ее действие на души человеческие, по изображению слова Божия, могущественно, ее плоды в нашей жизни прекрасны и весьма многочисленны, почему нельзя сомневаться в то, что и внимательное размышление о ней не останется без доброго влияния на нас, а так как она, по слову Апостола Павла, есть совокупность совершенств ( Кол. 3, 14 ): то слово о ней откроет нам широкий горизонт для созерцания и многих других высоких добродетелей христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Филипп Шафф (протестант) Глава VIII. Христианское искусство §102. Религия и искусство Человек – творение интеллектуальное (то есть думающее и познающее), нравственное (то есть имеющее желания и действующее) и эстетическое (то есть чувствующее и испытывающее удовольствие). Этим трем основным особенностям соответствует древняя триада истинного, доброго и красивого, а также области науки (или познания истины), добродетели (или делания добра) и искусства (или выражения красоты, гармонирующей между идеалом и реальностью). Эти три области в равной мере сотворены Богом и входят в Его замысел. Религия – это не столько отдельная область, помимо этих трех, сколько возвышение и освящение всех их во славу Божью. Она представляет идею святости, или единения с Богом, которая порождает все, что только есть истинного, доброго и прекрасного. Христианство, как совершенная религия, является также совершенством человеческого. Единственным объектом ее ненависти является грех , а грех не принадлежит человеческой природе изначально, он вторгся в нее извне. Христианство – это закваска, которая пропитывает все тесто. Оно нацелена на гармоничное развитие всех даров и сил души. Оно хочет искупить и возродить всего человека, привести его в блаженное состояние общения с Богом. Оно просвещает понимание, освящает волю, дает мир сердцу и превращает даже тело в храм Святого Духа. Древние слова: «Homo sum, nihil humani a me alienum puto», в полном смысле применимы только к христианам. «Всё ваше», – говорит апостол Павел. Всё от Бога и для Бога. Мы никогда не должны упускать из виду эти истины, несмотря на многочисленные злоупотребления или несовершенное и преждевременное их применение. Как результат этого, существует христианское искусство, подобно тому как существуют христианская наука, духовное красноречие, христианская добродетель. Чувства и воображение так же нуждаются в искуплении и способны к освящению, как разум и воля. Собственно, высшая миссия искусства заключается в поклонении Богу. Мы должны поклоняться Богу «в благолепии святыни Его». Кульминация всякой науки – богословие и теософия; кульминация всякого искусства – поклонение. Священное Писание придает искусству такое положение и тесно связывает его с религией, от первой главы Бытия до последней главы Откровения, от рая невинности до новой, прославленной земли. Особенно это относится к двум самым благородным и духовным видам искусства – поэзии и музыке, провозглашающим славу Бога во все великие исторические эпохи Его царства, от начала и до конца. Существенная часть Библии – Псалтирь, книга Иова, Песнь песней, Притчи, Откровение, многие места исторических, пророческих и дидактических книг – это поэзия в чистейшем и высочайшем смысле слова. Христианство было введено в мир с песнями ангельской рати, и завершение истории Церкви будет также кульминацией поэтического и музыкального творчества на богослужении в небесном святилище.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

3-е Св. священномуч. Дионисия Ареопагита «Сия есть победа, победившая мир, вера наша», – говорит Апостол Иоанн. И действительно, не только люди простые сердцем, не просвещённые научными по знаниями, каковыми были первые, восприявшие истину из уст Самого Божественного Учителя – рыбари, будущие Апостолы и просветители вселенной, но, как видно из дальнейшей истории христианской Церкви, и самые высокие умы просвещённейших язычников побеждены были превосходством истины Христовой перед всякой человеческой мудростьй и неотразимой силой бесповоротно поступали в ряды уверовавших в Богочеловека, и смертью своей запечатлевали веру свою в единую победоносную истину. К числу первых из таковых принадлежит воспоминаемый сегодня Церковью св. Дионисий Ареопагит . Дионисий, Афинянин знатного рода, в молодых годах изучил Еллинскую мудрость и превзошёл всех сверстников своих в знании философии; желая усовершенствоваться и в других науках, особенно по части астрономии, успехами в которой славился в то время Египет, Дионисий посетил и эту страну, и здесь – в городе Илиополе трудился над расширением своих познаний и наукой о светилах небесных. В это время именно происходила на Востоке борьба и восстание тьмы против озарившего её Света. Не вынесла тьма того, что должно было её сокрушить, и восстала в лице закоренелых и безнадёжных завистников и лицемеров, чтобы погубить Того, Кто принёс в мир слово правды и добра: Иисус Христос был осуждён на крестную смерть. Когда совершилась эта казнь Бога людьми, когда Христос на кресте произнёс своё последнее слово: «совершилось» и испустил дух, то во всём мире солнце затмилось и тьма покрывала всю землю в продолжении нескольких часов... Это было совершенно необычайное явление. В это время, наблюдая его, как человек науки, Дионисий был поражён, и светлый ум его, проникая дальше пределов человеческой науки, вдохновенно сознал происходившее вдали необычайное событие, разрушившее прежний и создавшее новый мир. – «Или мир кончается, или Сам Бог , Создатель его, страждет» ... сказал Дионисий окружающим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. (Рим. 1: 19–20) Бурный расцвет науки за последние несколько веков, несмотря на то, что сами ученые в большинстве являлись людьми, верующими в Бога, был использован для борьбы с религией, для пропаганды атеизма. Прошло некоторое время, и науке уже не приписываются претензии на абсолютное обладание истиной. Сами научные открытия постоянно меняются, что утверждалось наукой раньше, потом ставилось под сомнение или опровергалось следующими открытиями науки (например теория теплорода). Рассмотрим мир как огромный, постоянно движущийся организм: «Молекулы и атомы окружающих нас веществ постоянно пребывают в состоянии беспорядочного движения, непрерывно сталкиваясь друг с другом. В природе нет и не может существовать никаких тел, даже размера ядерных частиц, которые не находились бы в непрерывном движении, зависящем от температуры» . Мелкие частицы вещества находятся в постоянном хаотическом движении, названном по имени английского ботаника броуновским: «это беспорядочное движение частиц вещества, взвешенных в жидкости или в газе, происходящее под влиянием соударений этих частиц с молекулами окружающей среды» . Движение, согласно определению преподобного Иоанна Дамаскина, это рождение и уничтожение, увеличение и уменьшение, перемены относительно качества, так и движение с места на место, перемещение одних материальных объектов относительно других. «Движение составляет сущность материи» (святитель Лука Крымский) . Действительно, в этом мире все находится в движении, все подвержено переменам. От микромира (элементарных частиц) до Вселенной (планет и созвездий) все постоянно движется: электроны непрестанно движутся вокруг атомного ядра (например, за стомиллионную долю секунды электрон (или частица-дублер) совершает вокруг ядра миллионы миллионов оборотов ), происходит броуновское движение молекул в жидкостях и газах; перемещаются материки на Земном шаре; возможно, несутся с огромными скоростями звезды и целые галактики в космосе и т.д. Происходит круговорот веществ в природе Земли: например, круговорот воды, углерода, азота и др.; живые организмы извлекают из окружающей природы минеральные вещества, после смерти организмов эти вещества возвращаются в окружающую среду. В результате циркуляции веществ между окружающей средой и живыми организмами образуется большой геологический круговорот – глобальное путешествие химических элементов внутри планеты. Так живые организмы преобразуют минеральные оболочки планеты.

http://pravoslavie.ru/101057.html

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема IV. Богословие и философия, богословие и наука По сути своей вопрос о взаимоотношении богословия и философии, богословия и науки должен рассматриваться в двух аспектах: 1) В чём различие и в чём общность богословия в сравнении с наукой и философией? 2) Есть (могут ли быть) противоречия между богословием и наукой, богословием и философией? Не следует термин «философия», встречающийся у святых отцов, «нагружать» смыслом, который свойственен современной эпохе. Нужно отдавать себе отчет: в историческом процессе меняются не только стили одежды, архитектуры, музыки, но и мышления. Появляется новое наполнение таких распространенных понятий, как, например, философия 30 . Также нередко употребляется понятие в отношении одной из эпох, но принадлежащее совсем иной. В данном случае имеется в виду понятие «светский», которое возникло гораздо позже эпохи Вселенских Соборов. Соответственно, в эпоху жизни святых отцов не было светской философии. Более того, не было и светской науки в нашем понимании 31 . Для эллинистической эпохи всякая философия религиозна. И даже те, кого в то время называли «атеистами», не есть атеисты в современном понимании. Как же святые отцы и христианские писатели понимали философию? Часто у святых отцов есть отрицательные высказывания о философии. Приведем практически полностью определение уже из поздней патристической эпохи – «Диалектики» прп. Иоанна Дамаскина : «Философия есть познание сущего как такового, т. е. природы сущего. Философия есть познание Божественных и человеческих вещей. Философия есть помышление о смерти произвольной и естественной. Философия есть уподобление Богу в возможной для человека степени. Философия есть искусство из искусств и наука из наук. Ибо философия есть начало всякого искусства, так как ею было изобретено всякое искусство. Философия разделяется на теоретическую и практическую; теоретическая философия разделяется на богословие, математику и физиологию. Практическая философия разделяется на этику, экономику и политику. Теоретическая философия имеет своею задачей рассматривать бестелесное, нематериальное, т.е. Бога. Практическая же философия упорядочивает нравы и учит, как следует устраивать свою жизнь. При этом, если она воспитывает одного только человека, то называется этикой, если целую семью, то называется экономикой, если же целый город, то называется политикой» 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

архим. Сильвестр (Стойчев) Тема X. Понятие о догматах и догматической науке §25 Определение понятий Рассмотрев темы, касающиеся богословия и его источников, перейдем непосредственно к изучению науки, которая занимается систематизацией и объяснением тех знаний, которые содержатся в Священном Писании и Священном Предании. Разумеется, другие науки также ставят перед собой подобную задачу. Например, экзегетика толкует тексты. Но главная особенность догматического богословия в том, что оно сосредоточено сугубо на вероучительных аспектах, являющихся фундаментальными при определении сути православной веры: «Догматика есть как бы бухгалтерия религиозного творчества, а ее формулы суть продукты рефлексии по поводу религиозной данности», 144 – пишет прот. Сергий Булгаков . Приведем несколько определений: Догмат – это вероучительная, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры 145 . Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви 146 . Определимся подробнее с понятием «догмат». Догматами называются основополагающие положения вероучения христианства, то есть фундаментальные истины нашей веры 147 . В античном мире этим словом обозначали общепринятые мнения или предписания, которые обязаны исполнять военные (так, у Платона в «Государстве»). Что касается новозаветного употребления термина, то «догматом» называется указ ( Лк. 2:1 ), соборное постановление ( Деян. 16:4 ), учение Христово ( Кол. 2:20 ). В значении каких–то философских утверждений конкретного философского учения слово «догмат» употребляют ранние христианские писатели, например, св. Иустин Философ . У Оригена «догматом» называется христианское учение. Начиная с IV в. термин «догмат» постепенно утратил прочие значения, оставшись только выражением христианского вероучения. У некоторых святых отцов уже в ту эпоху предпринимается попытка дифференцировать понятие собственно догматического учения от нравственного (у свтт. Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского ) или от чего–то, что есть в христианском учении, но, тем не менее, не является догматом. Так, свт. Василий Великий различает догматы и керигму (τα δγματα и τα κηργματα), когда пишет: «Ибо иное догмат, а иное проповедь . Догмат умалчивается, а проповедь обнародуется» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В мероприятии приняли участие: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры, председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион ; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт ; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ; заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова; главный советник Управления по внутренней политике Президента Российской Федерации Андрей Третьяков; директор Департамента управления делами Министерства образования и науки Российской Федерации Вероника Кравчук; ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий; ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Стриханов; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев ; ректор Нижегородского государственного педагогического университета Александр Федоров; ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов; ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Краева; ректор Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Богатырев; ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Димитрий Лескин; ректор Московского технологического института Григорий Бубнов; ректор Российского исламского университета Центрального управления мусульман России Артур хазрат Сулейманов; ректор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Ольга Пилипенко; и.о. ректора Гуманитарного института (г. Москва) Марина Быкова; председатель Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии Ефим Пивовар; заместитель председателя Экспертного совета Высшей ат­тес­та­ци­он­ной комиссии по теологии Леонид Кацис.

http://patriarchia.ru/db/text/5133294.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010