Обращаясь к участникам рабочего заседания ХМКК, владыка Иларион подчеркнул, что демографическая проблема может быть решена только «всем миром». Председатель ОВЦС назвал четыре фактора, совокупность которых могла бы кардинально изменить сложившуюся катастрофическую ситуацию: Обращаясь к теме государственной политики в области семьи, владыка констатировал, что основные импульсы и сигналы должны идти с самого верха — от Президента, Председателя Правительства, от руководителей органов законодательной власти. Он отметил, что многое уже делается в этом направлении и демографическая тенденция постепенно меняется, однако изменения пока происходят слишком медленно. «Нужны радикальные изменения в области демографии», — уверен иерарх. Председатель ОВЦС поднял вопрос о необходимости просвещения врачей и студентов медицинских вузов в области семейной этики, биоэтики и тех медицинских проблем, которые связаны с жизнью зародыша во чреве матери, с жизнью уже родившегося ребенка, а также с воспитанием детей. «Врачебному сообществу следует поставить четкую задачу: приоритетом медицинских работников должно быть сохранение жизни ребенка», — подчеркнул архипастырь, высказав мнение, что качество работы врачей должно оцениваться по тому, сколько жизней они смогли сохранить, а не по тому, сколько удалось уничтожить. Председатель Отдела внешних церковных связей также коснулся иных аспектов демографической проблемы. Он, в частности, напомнил о важности бесперебойной работы системы усыновления: «Мы знаем, что одной из проблем нашего общества является отказ родителей от своих детей. Но не меньшей проблемой могут оказаться трудности, связанные с усыновлением или удочерением. Процесс этот чрезвычайно бюрократизирован, на пути усыновления ребенка здоровыми родителями лежит множество препятствий, и трудности потенциальных усыновителей нередко вызваны недобросовестностью чиновников, которые этим занимаются». Меры по повышению рождаемости должны проводиться по всей стране, но особое значение они имеют для так называемых депрессивных регионов, подчеркнул далее владыка. Он предложил по образцу эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры, который проводится в ряде регионов страны, выбрать субъекты федерации с наиболее вопиющей демографической статистикой, и именно в них в первую очередь начать программу по повышению рождаемости и поддержке многодетных семей.

http://patriarchia.ru/db/text/1422388.ht...

2. Современный мир столкнулся с целым рядом политических, социальных и экономических трудностей. Сложившаяся между государствами напряженность усиливает геополитические противостояния XX столетия. Разделяются общества и внутри целого ряда стран, где политические и социальные несогласия приводят к поляризации сторон. Отступив от Бога, сражаются «брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством» (Ис. 19:2). Христиане, оказавшиеся по разные стороны конфликтов, призваны нести в разделенное общество мир, подобно тому, как во времена Холодной войны верующие налаживали связь между народами, держа в сердце слова Господа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). По слову Спасителя, христиане есть «соль земли» (Мф. 5:13). Подобно тому, как соль, потерявшая силу, делается негодной, так и христиане, не способствующие укреплению в обществе мира, но следующие за политическими и идеологическими разделениями, преступают заповедь Божию. Осознавая лежащую на нас духовную ответственность, мы, представители христианских общин пятнадцати стран, призываем всех следующих за Христом людей конкретными добрыми делами содействовать разрешению конфликтов и примирению народов. Поистине, награда миротворцев — радость (Пр. 12:20), а подлинный мир дается человеку лишь Спасителем (Ин. 14:27). 3. Христианская мораль и традиционные евангельские ценности лежат в основе наших культур. Жизнь общества, включая его законы, напрямую зависит от источников, используемых для обоснования провозглашаемой нравственности. Именно библейские принципы являются тем фундаментом (Мф. 7:25), на котором должна строиться общественная жизнь. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) — говорит в Евангелии Христос, подчеркивая пустоту человеческой жизни без Бога. В мире возрастают тенденции к вытеснению христианских ценностей из современной жизни. Это приводит к потере нравственных ориентиров, социально-культурной деградации и духовному кризису общества. Следствием отступления от Евангелия и христианских заповедей становится разрушение института семьи, разрешение самоубийства (эвтаназии) и распространение практики убийства детей в утробе матери (аборты). Отступление от Бога и Его закона приводит к росту преступности и разрушению жизни общества. Призываем не допустить нравственной деградации, которая является возрастающей угрозой для нашего общего будущего.

http://patriarchia.ru/db/text/5522250.ht...

Врачебному сообществу следует поставить четкую задачу: приоритетом медицинских работников должно быть сохранение жизни ребенка. Сегодня, к сожалению, вся система пренатальной диагностики направлена, наоборот, на то, чтобы был сделан аборт, чтобы жизнь еще не родившегося ребенка была прекращена. Если врач видит какие-либо проблемы с развитием зародыша в утробе матери, предлагается самое простое и самое брутальное решение проблемы — аборт. Если у матери какие-то проблемы со здоровьем, если предполагается, что роды могут пройти очень трудно, если возникает опасение, что ребенок родится не вполне здоровым, прежде всего врачи советуют прервать беременность. Я думаю, что качество работы врачей должно оцениваться по тому, сколько жизней они смогли сохранить, а не по тому, сколько жизней им удалось уничтожить. Врачей, которые работают в этой области, прежде всего, гинекологов, следует обязать проходить курсы, на которых им рассказывалось бы о приоритете человеческой жизни и о важности сохранения жизни ребенка в утробе матери. Этот курс биомедицинской этики должен быть введен и в медицинских институтах, и там, где врачи осуществляют свою медицинскую практику. К преподаванию в рамках данного курса можно привлекать не только специалистов в области пренатальной диагностики, но и тех людей, которые могут задавать определенный мировоззренческий вектор работе врачебного сообщества. В их числе — священнослужители разных конфессий. Очень важно, чтобы бесперебойно работала система усыновления. Мы знаем, что одной из проблем нашего общества является отказ родителей от своих детей. Но не меньшей проблемой могут оказаться трудности, связанные с усыновлением или удочерением. Процесс этот чрезвычайно бюрократизирован, на пути усыновления ребенка здоровыми родителями лежит множество препятствий, и трудности потенциальных усыновителей нередко вызваны недобросовестностью чиновников, которые этим занимаются. Меры по повышению рождаемости должны проводиться, безусловно, по всей стране, но особое значение они имеют для так называемых депрессивных регионов. Полагаю, что по образцу эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры, который проводится в ряде регионов страны, можно было бы выбрать субъекты федерации с наиболее вопиющей демографической статистикой, и именно в них в первую очередь начать программу по повышению рождаемости и поддержке многодетных семей.

http://patriarchia.ru/db/text/1422401.ht...

Уверен, что для решения демографической проблемы ключевое значение имеют четыре фактора. Первый — государственная политика по поддержке семьи, материнства и детства. Второй фактор — это работа христианских Церквей и нехристианских традиционных религий России в данной сфере, укрепление в обществе понимания ценности семьи. Третий фактор — солидарные усилия средств массовой информации по поддержке семейных ценностей, материнства, супружеской верности, по борьбе с абортами. И четвертый фактор — пропаганда через систему начального, среднего и высшего образования, то есть среди детей и молодежи, здорового образа жизни и создание такого образа многодетной матери, многодетной семьи, который был бы привлекателен для молодого поколения. Совокупность этих факторов, как мне кажется, может кардинально изменить ситуацию. Обращаясь к теме государственной политики в области семьи, необходимо отметить, что основные импульсы и сигналы должны идти с самого верха — от Президента, Председателя Правительства, от руководителей органов законодательной власти. Важно отметить, что многое уже делается в этом направлении, много правильного было сказано о том, какие действия надлежит предпринять в ближайшие годы и десятилетия. Но по сравнению с тем, что уже сделано, предстоит сделать намного больше. Очевидно, что демографическая тенденция постепенно меняется, но изменения пока происходят слишком медленно. Нам нужны радикальные изменения в области демографии. Какие государственные органы должны быть вовлечены в решение демографической проблемы? Думаю, что ключевое значение здесь имеет Министерство здравоохранения и социального развития. В ближайшее время будет подписано соглашение между Русской Православной Церковью и Минздравсоцразвития о сотрудничестве и взаимодействии во многих областях, в частности, в данной сфере. Полагаю, что ключевое значение имеет просвещение врачей и студентов медицинских вузов в области семейной этики, биоэтики и тех медицинских проблем, которые связаны с жизнью зародыша во чреве матери, с жизнью уже родившегося ребенка, а также с воспитанием детей.

http://patriarchia.ru/db/text/1422401.ht...

Весьма важным для Русской Церкви в прошедшие годы было сотрудничество с христианами иных конфессий в государствах, возникших на постсоветском пространстве. С большинством из этих конфессий мы имеем общую историю, насчитывающую десятки и сотни лет, — историю, исполненную драматическими событиями. Советский период, отмеченный жесточайшими гонениями против всех религий, принес христианам общий опыт страданий и слез и в то же время укрепил их в стоянии за веру «даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Символом этого стояния стал подмосковный Бутовский полигон, где были расстреляны десятки тысяч людей, среди них — не только православные, но и католики, и старообрядцы, и представители других традиций. В советские годы мы накопили пусть и скромный, но очень важный позитивный опыт межхристианского сотрудничества. И я могу с уверенностью сказать, что в то время мы хорошо понимали необходимость поддерживать друг друга. Положение гонимых сплачивало христиан. Думаю, что этот опыт еще не оценен по достоинству. В его изучении важны не только официальные документы, принятые на миротворческих конференциях и форумах, но и свидетельства личных контактов между христианами разных конфессий, изобилующие примерами взаимопомощи и сострадательной любви. Именно этот опыт помог христианам бывшего Советского Союза осознать, что в новых условиях, наряду с темами, разделяющими христианские конфессии, есть много проблем, по которым мы занимаем общую позицию. Необходима была постоянная площадка для выработки и представления такой позиции обществу. Еще в 1994 году в Москве прошла конференция «христианских церквей и религиозных объединений, традиционно осуществлявших свое служение в Советском Союзе… и имеющих опыт сотрудничества друг с другом в содействии миру и согласию». Избранная тема соответствовала проблемам того времени: «Христианская вера и человеческая вражда». В итоговом документе конференции говорилось: «Для того чтобы действия христиан, направленные на благо общества, были скоординированы и открыты для обсуждения христианами разных исповеданий, а также для решения проблем и спорных вопросов, могущих возникать между христианами, мы согласились создать постоянно действующий механизм межхристианского сотрудничества».

http://patriarchia.ru/db/text/3582963.ht...

Социальный раскол, порожденный революцией и гражданской войной, имел длительные последствия. Репрессии безбожных властей против населения собственной страны, в том числе против христиан, стали естественным следствием этого раскола. С христианской точки зрения никакие цели не могут оправдать ни принудительную коллективизацию, ни репрессии против целых социальных групп, ни насильственное переселение народов. Эти проявления террора лишили наши народы их лучших представителей, нанесли серьезный ущерб нравственности и привели к утрате многих духовных ценностей. Христиане разделяли судьбу своих соотечественников. В нечеловеческих условиях ГУЛАГа они несли своим товарищам по несчастью весть о надежде, дарованной Христом. Трагические события явили подвиг христианских новомучеников, кровь которых стала новым семенем христианства. Идя на смерть за свою веру, они молились об Отечестве, будучи уверены, что Бог принесет духовное пробуждение нашим народам. Господь всегда особенно близок к тем, кому приходится проходить через испытания. Христиане прошли этот путь вместе со всем народом, сохраняя верность Господу и прилагая все усилия для процветания своего земного Отечества и его защиты в страшные годы Великой Отечественной войны. И это — в условиях, когда за веру во Христа приходилось терпеть притеснения, а подчас — и прямые гонения! Историки по-разному оценивают падение Советского Союза. Миллионы людей, получив возможность услышать Слово Божие, открыли для себя веру Христову — веру, которую безуспешно пытались искоренить на протяжении нескольких десятков лет. Мы верим, что духовное возрождение — это ответ на молитвы тех, для кого следование за Христом означало страдания и смерть. Мы чтим их подвиг и благодарим Бога за небывалую духовную жажду и обращение множества людей к Христу в ответ на их молитву. Этот период характеризовался не только массовым обращением людей ко Христу, но и новыми вызовами христианскому служению. Окружающий мир ставит под сомнение традиционные основания нашей цивилизации — достаточно вспомнить отказ от упоминания христианских корней в конституциях некоторых европейских стран. Особенно серьезному давлению подвергается семья, которая, с христианской точки зрения, является основой как Церкви, так и общества.

http://patriarchia.ru/db/text/4878680.ht...

Далеко не все, но многие поддались влиянию разрушительных революционных идей. Достоевский прекрасно описал эту ситуацию в романе «Бесы», в котором демоны русской революции были пророчески и мастерски изображены им за несколько десятков лет до того, как они захватили власть в стране. Как и предсказывал наш национальный гений, революция не только высвободила в людях все самое низменное и злое, подлое и звериное, что таится в их натуре, но и на долгие десятилетия предоставила бесам в человеческом облике пространство для свободного действия на просторах нашей Родины. В своих романах, рассказах и статьях Достоевский напоминал о борьбе диавола против Бога и о том, что полем битвы являются человеческие сердца. В этой битве невозможно сохранить нейтралитет: человек неизбежно делает выбор в пользу одной или другой стороны. И именно выбор, сделанный многими людьми в пользу новой безбожной власти, провозгласившей войну «попам и буржуям», предопределил то трагическое развитие событий в 20-е и 30-е годы, которое обернулось миллионами невинных жертв. Диавол никогда не обнаруживает свои истинные цели: он всегда маскирует зло личиной добра. Убеждая первых людей ослушаться Бога, он твердил им: «будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Большевики тоже не обещали народу ни террора, ни репрессий: они обещали осыпать людей благами, нивелировать классовые различия, отдать власть в стране некоему «учредительному собранию», которое так никогда и не состоялось, а землю отдать крестьянам, чего так никогда и не произошло. Вряд ли народ пошел бы за революционерами, если бы знал, чем в действительности обернутся для него их обещания и посулы. Кто-нибудь спросит: а как можно было в этом хаосе разобраться в истинных целях большевиков, как можно было распознать обман? Для верующего человека ответ ясен: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс. 126:1). Без Бога невозможно построить справедливое общество. Если же та или иная идеология открыто провозглашает борьбу против религии и Церкви, вступает в прямое противостояние с Самим Богом, значит, она имеет сатанинскую природу и верующему человеку с ней не по пути.

http://patriarchia.ru/db/text/4878408.ht...

Большое значение имеют исповедь и духовническая работа с прихожанами. В разных конфессиях эта практика имеет различия, но мы знаем, что каждый священнослужитель, каждый пастырь или пастор должен быть не только проповедником, но и учителем нравственности. Я уверен также, что необходимо предпринимать больше усилий для пропаганды здорового образа жизни, для борьбы с алкоголизмом и наркоманией. В некоторых христианских конфессиях эта работа поставлена очень хорошо, в других — хуже. Если говорить о Православной Церкви, то мы не должны закрывать глаза на то, что алкоголизм является проблемой определенного количества наших прихожан, и даже, к сожалению, некоторых клириков. А ведь священнослужители должны подавать своим прихожанам пример трезвого образа жизни. Масштаб распространения алкоголизма и наркомании в стране является беспрецедентным, и решение, хотя бы частичное, этой проблемы может оказать большое влияние на уровень рождаемости в России и на здоровье детей. Безусловно, демографический вопрос невозможно рассматривать вне контекста борьбы с этими бедами нашего общества. Какое влияние на демографическую ситуацию может оказать третий из названных мной факторов — средства массовой информации? Мы сегодня видим, что СМИ главным образом транслируют то, что наиболее востребовано публикой. Если взять телевидение, которое до сих пор остается главным источником информации для нашего населения, то мы увидим, что никакой стратегии по поддержке семьи, пропаганде здорового образа жизни на наших центральных телеканалах нет. Наоборот, очень много времени уделяется прямой или косвенной пропаганде сексуальной распущенности, насилия, разврата и прочих пороков, которые радикально противоречат христианской семейной этике. Эта пропаганда ведется, в частности, посредством сериалов, художественных фильмов и ток-шоу. Мы должны добиться того, чтобы основные наши телеканалы получили конкретное и четкое задание выделять время (причем не в те часы, когда люди находятся на работе или спят, а в так называемый прайм-тайм) для пропаганды семейных ценностей, поддержки материнства и здорового образа жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/1422401.ht...

С 1963 года он был членом правления Советского фонда мира, Участвовал в учредительном собрании общества «Родина», на котором избран членом совета общества 15 декабря 1975 года; переизбирался 27 мая 1981 и 10 декабря 1987 года. 24 октября 1980 года на V Всесоюзной конференции Общества советско-индийской дружбы избран вице-президентом этого Общества. 11 марта 1989 года избран членом совета Фонда славянской письменности и славянских культур. Делегат Всемирной христианской конференции «Жизнь и мир» (20-24 апреля 1983 года, Упсала, Швеция). Избран на этой конференции одним из ее президентов. С 24 января 1990 года входил в состав правления Советского фонда милосердия и здоровья; с 8 февраля 1990 года — в состав президиума Ленинградского фонда культуры. От Фонда милосердия и здоровья в 1989 году был избран народным депутатом СССР. В качестве сопредседателя вошел в Российский организационный комитет по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию двухтысячелетия христианства (1998-2000). По инициативе и при участии Святейшего Патриарха Алексия II состоялась межконфессиональная конференция «Христианская вера и человеческая вражда» (Москва, 1994). Святейший Патриарх председательствовал на конференции Христианского межконфессионального консультативного комитета »Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13:8). «Христианство на пороге третьего тысячелетия» (1999); Межрелигиозном миротворческом форуме (Москва, 2000). Святейший Патриарх Алексий был почетным членом Санкт-Петербургской и Московской Духовных академий, Критской православной академии (Греция); доктором богословия Санкт-Петербургской духовной академии (1984); доктором богословия honoris causa Богословской академии в Дебрецене Реформатской Церкви Венгрии и Богословского факультета Яна Коменского в Праге; доктором богословия honoris causa Генеральной семинарии Епископальной Церкви в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Владимирской Духовной семинарии (академии) в США (1991); доктором богословия honoris causa Свято-Тихоновской Духовной семинарии в США (1991). В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования.

http://pravmir.ru/patriarx-aleksij-biogr...

Мы знаем, что наш народ очень любит смотреть ток-шоу. Некоторые из них, например, «Жди меня», являются и популярными, и в то же время весьма высоконравственными. Я думаю, что если бы один из крупных российских телеканалов озаботился созданием аналогичного ток-шоу, посвященного поддержке семейных ценностей и обсуждению проблем семьи, то даже одна такая передача могла бы существенным образом повлиять на умы людей и способствовать повышению рождаемости. Сегодня, к сожалению, на нашем телевидении нет регулярной передачи, в которой рассказывалось бы о том, что такое семья, почему нужно рожать и как надо воспитывать детей, как муж и жена должны вести себя по отношению друг к другу, почему опасны добрачные и внебрачные половые связи, к каким последствиям приводят аборты и контрацепция. Мы вообще очень редко видим на телеэкранах многодетные семьи, а если такая семья и появляется в телевизионной передаче, то, как правило, в контексте разговора о социальных проблемах, бедности, жизненных трудностях. Таким образом, искусственно создается образ многодетной семьи как семьи неблагополучной. Я думаю, что при помощи СМИ можно было бы переломить эту ситуацию, но только в том случае, если бы они получили четкую установку на создание таких телепередач. Могут возразить, что наши телеканалы имеют коммерческий характер и что они не формируют действительность, но отражают ее. Когда Святейший Патриарх Кирилл встречался с руководителями основных телевизионных компаний, этот довод был озвучен одним из участников беседы. На самом деле в наше время средства массовой информации, в особенности телевидение и интернет, обладают очень большим влиянием, благодаря которому не только отражают действительность, но именно формируют ее. Глубоко убежден в том, что формируемая нашими СМИ действительность должна приводить не к вымиранию нашей нации, а к постепенному изменению демографической ситуации к лучшему. Ну и, наконец, несколько слов о четвертом действующем лице в этом процессе — о системе образования. Сегодня через систему начального, среднего и высшего образования детям и молодежи внушается мысль о том, что успешный человек — этот тот, кто сделал карьеру, создал для себя и вокруг себя ситуацию максимального материального благополучия. Таким образом, семейные ценности стоят далеко не на первом месте в тех уроках, которые преподаются детям и студентам. Не существует учебной дисциплины «Семейная этика». Наоборот, получает распространение так называемое сексуальное воспитание, направленное на то, чтобы раскрепостить в детях самые низменные инстинкты, научить их не созданию крепкой и здоровой семьи, не супружеской верности, а просто тому, как заниматься сексом, пользоваться презервативами и предохраняться от заражения венерическими болезнями. По сути, такие уроки нередко превращаются в пропаганду развратного образа жизни. Они не дают детям и подросткам нравственных ориентиров для созидания здоровой и, тем более, многодетной семьи.

http://patriarchia.ru/db/text/1422401.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010