По результатам работы был принят итоговый документ — Обращение участников пленума . Они отметили, что трагические события начала XX столетия имели не только социальные и экономические причины, но в первую очередь были вызваны глубоким духовным кризисом тогдашнего общества. Под сомнение оказались поставлены традиционные принципы устройства народной жизни, в основе которой искони лежало стремление следовать правде Божией. Противопоставление друг другу возведенных в абсолют политических идей привело к жестокой братоубийственной бойне и массовым репрессиям, в результате которых пострадали миллионы людей. «Раны тех событий дают о себе знать до сих пор. Их исцеление требует не только времени, но и духовного подвига: покаяния и взаимного прощения. Каждая сторона конфликта отстаивала свою классовую или социальную правду. Но история учит, что, если такая, всегда частичная, правда, абсолютизируется и на основании этого одна из частей общества противопоставляется другой — происходит гражданский взрыв, рушащий основы государственного порядка и социальных отношений. Призывая к прощению и покаянию, христиане свидетельствуют, что есть более высокая правда: правда принятия другого, любви к ближнему и служения друг другу.  Именно следование этой правде является основанием для мирной и созидательной жизни людей и народов», — отмечается в документе. В Обращении также говорится: «Совершая сегодня свое служение в пятнадцати независимых государствах, представители христианских конфессий — членов ХМКК осознают свою ответственность за судьбу их народов. Как подчеркнул в своем приветствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, " осмысляя уроки XX столетия, сегодня все мы призваны вносить свой вклад в созидание мира и согласия в обществе. Убежден: это позволит избежать в будущем многих ошибок, способных привести к новым разделениям " . Правильное усвоение уроков истории способно уберечь от повторения трагедий прошлого». Участники V пленума ХМКК выразили надежду, что «голос христианских общин будет услышан, и идущая в наших обществах дискуссия относительно событий столетней давности получит развитие в конструктивном ключе, в духе примирения, братского согласия и любви».

http://patriarchia.ru/db/text/4878630.ht...

Упоминание ценности веры в Бога в Конституции стало бы закреплением исторической и духовной преемственности народов нашей страны, не мыслящих себя вне религии. Поэтому мне кажется очень важным, чтобы упоминание ценности веры в Бога действительно вошло в Конституцию. Ценность веры в Бога — это еще и дань памяти миллионам людей, наших собратьев, которые подвергались преследованиям во времена богоборчества только потому, что не хотели отречься от веры. Эта идея должна быть понятна даже людям далеким от религии. Во многих конституциях государств во всех частях света, как с христианским, так и с мусульманским большинством, содержится упоминание Бога в Конституции и в клятвах глав государства. Это ни в какой мере не подрывает принцип светскости там, где он является основополагающим, как и в нашей стране. Наши мусульманские братья используют в молитвах слово «Аллах», как и наши православные братья, молящиеся на арабском языке, также называют Бога на своем родном языке Аллахом. Поэтому упоминание Бога нисколько не умаляет одни традиционные религии по отношению к другим. Наконец, упоминание Бога — это свидетельство того, что никакая Конституция не в состоянии быть достаточным гарантом благополучия личности и общества, если игнорирует трансцендентное измерение в жизни людей. Отказ от этого трансцендентного измерения вносит сумбур в человеческое сознание и релятивизм в реализацию нравственного чувства человека. Чтобы наши критики не говорили, что в России происходит клерикализация общества, сошлюсь на заявление действующего американского генерального прокурора, католика Уильяма Барра, который, в свою очередь привел слова американского президента Джона Адамса: «У нас нет правительства, вооруженного такой властью, которая способна бороться с человеческими страстями, не обузданными моралью и религией. Наша Конституция была создана только для нравственного и религиозного народа. Она совершенно не подходит для управления любым другим». Этими словами известного американского политического деятеля, которые, как я думаю, достаточно верно отражают и наши общие намерения в связи с принятием поправок к Конституции, я и хотел бы завершить свое вступительное слово. Благодарю вас за внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5598921.ht...

Общие заботы супругов облегчают для них скорби; и общие радости для обоих восхитительнее… Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие ко благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений» (Свт. Григорий Богослов. Похвала девству). Христианский брак имеет в качестве одной из основных своих целей рождение и воспитание детей. С рождением детей жертвенная любовь супругов, связывающая их друг с другом, обращается прежде всего на них. Личные интересы отступают. Внимание, время и все силы обращаются на ребенка, и начинается долгий кропотливый труд родителей по его воспитанию. Так должно быть. Так учит христианская традиция, вековой опыт наших предшественников. Но не так, к сожалению, происходит во многих современных семьях. Когда ребенок рождается в семье, не живущей в соответствии с христианским идеалом любви и верности, ребенок нередко подпадает под чуждые влияния и растет, не имея твердого нравственного стержня. Последствия этого мы все, к сожалению, знаем: преступность, наркомания, алкоголизм, жестокость по отношению к другим людям и даже к своим родителям. Мы, христиане, всеми средствами должны убеждать общество, что семья, построенная на традиционных нравственных основах, — это не архаизм и не абстрактный идеал, а та среда, в которой только и может вырасти духовно и физически полноценный человек. Утверждая ценность брака и необходимость воспитания детей обоими родителями, христиане ни в коем случае не должны отворачиваться от матерей, родивших ребенка вне брака. Вне зависимости от того, при каких обстоятельствах произошло зачатие ребенка, и мать, и ребенок требуют особого внимания и заботы со стороны Церкви. Мы знаем, что сегодня растет число родителей, отказывающихся от своих детей. Здесь опыт христиан, работающих с такими семьями, может быть полезен всем. Необходимо также убеждать средства массовой информации, деятелей искусства и культуры создавать такой образ крепкой семьи и любящих родителей, который заставит задуматься тех, кто видит в ребенке помеху в карьерном росте. Таких образов немало в классической русской и зарубежной литературе, однако из современной литературы и кинематографа этот образ практически исчез. Положительным героем становится не человек, жертвующий собой ради семьи и детей, а тот, кто достиг успеха в карьере или преуспел в бизнесе.

http://patriarchia.ru/db/text/3582963.ht...

Участники круглого стола единодушно высказались против программ «заместительной терапии» и отметили, что специалистам, работающим в этой области, не хватает официального мнения Церкви по данному вопросу. Прозвучало предложение включить в план работы Христианского межконфессионального консультативного комитета на 2019 г. проведение встречи по выработке совместного документа христианских конфессий по этому вопросу. А.Г. Имашева, руководитель службы христианской психологической помощи «Свеча», рассказала о том, что служба оказывает бесплатные психологические консультации и информационную поддержку людям, живущим с ВИЧ/СПИД, (ЛЖВС) и их близким: в форме очного психологического консультирования, в среднем 8-10 сессий для одного чел. (с 2006 г.) и в формате текстового консультирования онлайн (с 2009 г.). В службе работают пять человек. «Когда мы начинали текстовое консультирование в 2009 г., ни в России, ни на Западе оно было неизвестно, у него не было даже названия. Поначалу мы называли его онлайн-консультированием и некоторое время экспериментировали с форматом. Сейчас у него появилось название — " текстовое консультирование " , это динамично развивающаяся область психотерапии во всем мире. В США, например, уже есть Ассоциация текстовых психотерапевтов и консультантов, в России тоже появился такой вид услуг. Это достаточно эффективный метод консультирования. Наш формат — это личная онлайн-переписка в социальной сети " ВКонтакте " в режиме реального времени; длительность консультации зависит от желания консультируемого, консультанты доступны практически ежедневно», — рассказала докладчица. Текстовое консультирование имеет ряд преимуществ перед очным: это полная анонимность, «скрытое лицо» консультируемого, доступность психологической помощи в любое время суток, независимость от географической удаленности, возможность быстрой переадресации к другим специалистам, например, к врачу, юристу и пр. Во время очного консультирования чаще всего обсуждаются вопросы, связанные с принятием диагноза ВИЧ-инфекции, эмоциональное состояние после получения диагноза (шок, страх, гнев, депрессия), проблемы раскрытия статуса, экзистенциальные аспекты, аффективные расстройства (депрессия, тревожность, панические атаки), отношения в семье, начало приема АРВТ. При текстовом консультировании добавляются запросы на информацию о ВИЧ-инфекции, о риске инфицирования ВИЧ и профилактике, о многочисленных проблемах, связанных с лечением. В отличие от очного консультирования, куда люди обращаются, в основном, с острыми проблемами, за текстовым консультированием часто обращаются и с мелкими вопросами. Клиенты службы — люди разных возрастов, в т.ч. пожилые. «В нашу службу за помощью обращается много людей, в текстовом формате в 2018 г. мы проконсультировали около 300 человек», — сказала А.Г. Имашева.

http://patriarchia.ru/db/text/5371475.ht...

Равнодушие, а иногда и враждебность православия (в лице сектоведов, которые поддерживаются священноначалием в епархиях) по отношению к самым энергичным протестантским церквям, а также успешная миссия самих евангелистов и пятидесятников, в том числе и среди интеллигенции, помогали созданию патриотического мировоззрения, отличного от православия. Но и растеряв за прошедшие 1520 лет после распада СССР значительную долю пиетета перед православием вообще и перед Православной церковью в частности, протестанты готовы к диалогу и сотрудничеству с РПЦ МП. Не только руководители протестантских союзов, но и лидеры церквей гордятся своими контактами с епископами или же православными священниками, а святые Отцы Церкви изучаются в протестантских семинариях и колледжах. События 2009 г., когда главой РПЦ стал Кирилл, а председателем ОВЦС митрополит Илларион (Алфеев), говорят скорее в пользу налаживания православно-протестантского диалога: в мае того года владыка Илларион встречался с представителями Союза баптистов, 5 июня 2009 г. Илларион принял представителей Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), в июле глава ОВЦС принял всех глав и представителей протестантских союзов, 5 октября принял около 60 протестантских пасторов, в том числе и пастора Дмитрия Таранова из саратовского «Слова жизни», 15 октября во главе с владыкой Илларионом и при участии пятидесятников, баптистов и др. состоялось заседание секретариата Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК). Столь интенсивного диалога с отечественными протестантами в истории ОВЦС еще не было. Развитие патриотического мировоззрения протестантов, эволюция их отношения к православию и диалог с РПЦ становятся показателем социализации евангельских церквей, утверждения их позиций в российском обществе. Несмотря на то что представители РПЦ часто свысока смотрят на протестантов, сами лидеры евангельских церквей с большим уважением относятся к православию, осознают недостатки и комплексы государственного православия и положения иерархов РПЦ, на региональном уровне строят отношения с православными приходами и епархиями фактически на равных, обгоняя их в социальном служении и в молодежной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Рубрики Коллекции В Церкви приветствовали решение Президента России включить в Конституцию упоминание Бога 1 мин., 03.03.2020 Поделиться Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда считает важным, что Президент России Владимир Путин услышал позицию миллионов верующих страны о включении в Конституцию упоминания о Боге. – Замечательно, что позиция Русской Православной Церкви и других традиционных религий России, выраженная ими в коммюнике пятничного объединенного заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, была услышана. Это позиция миллионов верующих нашей страны, – сказал Владимир Легойда агентству «Интерфакс-религия» . Глава Синодального отдела напомнил, что в коммюнике, в частности, говорится: «Утверждая мир в многонациональной и многоконфессиональной стране, поддерживаем предложение о внесении упоминания Бога в текст обновленной Конституции, рассматриваем это как закрепление ценности религиозных убеждений народов нашей страны, исторически и культурно связанных с представляемыми нами религиями, а также духовной преемственности по отношению к нашим предкам». Также важно, по мнению представителя Церкви, что участники заседания, обсуждавшие комплекс поправок социального характера (о традиционном понимании брака, поддержке семьи, поддержке соотечественников, сохранении памяти защитников Отечества и др.), подчеркнули «направленность этих поправок на человека, улучшение жизни людей». Напомним, что в понедельник 2 марта Президент России Владимир Путин  внес на рассмотрение в Госдуму России поправку в Конституцию страны с упоминанием о Боге.   Фото Владимира Ештокина/Журнал “Фома” Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/reshenie-prezidenta-rossi...

Христиане, утверждая, что духовно здоровая семья — важнейшая основа благополучия общества, открыты к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства. Мы обращаемся к государственным органам власти (включая Министерства и ведомства здравоохранения и социального развития) с призывом поддерживать матерей и отцов, вынужденных воспитывать детей в одиночку; поощрять усыновление детей-инвалидов, давая им возможность доступного лечения и образования; улучшать условия пребывания детей в детских домах, обращая особое внимание на интернаты для больных детей. Дети-инвалиды должны получить шанс стать полноценными членами общества, получив воспитание и образование в полную меру их интеллектуальных и физических возможностей. Обеспечить правовую доступность для организации семейных детских домов. Внимательно относиться к детской и подростковой преступности, проявляя к ним не только строгость, диктуемую законом, но также заботу и терпение и обеспечивая им получение образования. Не препятствовать, а помогать развитию волонтерской работы. Мы обращаемся к общественным организациям и всему обществу с призывом стремиться восстановить традиционные понятия отцовства и материнства, которые связаны с пониманием брака как союза мужчины и женщины, основанного на взаимном уважении и любви и призванного дарить миру и воспитывать детей. Пришло время не замалчивать, а подчеркивать роль отца не только в содержании, а прежде всего в воспитании детей, повышать чувство ответственности обоих родителей за нормальное развитие, образование и реальную подготовку детей к жизни в обществе. Не ослаблять усилий по защите материнства, которые включают в себя реальную социальную помощь семьям и предотвращение домашнего насилия. Если дети остаются сиротами, свою первоначальную задачу общество должно усматривать в помощи бездетным парам сделать выбор в пользу усыновления детей. При этом важно осуществлять общественный контроль над такими усыновлениями, чтобы избежать случаев безответственности и усыновления ребенка из корыстных побуждений.

http://patriarchia.ru/db/text/3583194.ht...

Празднику у памятника предшествовала пресс-конференция, которая была проведена в здании НИИ гигиены - в этой старинной усадьбе, переоборудованной в 30-е гг. XIX в. под больницу, работал и жил доктор Гааз, выделив для себя небольшую проходную комнатку. Здесь же он и умер в 1853 г. Известно, что, будучи процветающим врачом по приезде в Москву из Германии в начале XIX в., владельцем подмосковной усадьбы и суконной фабрики, он использовал все свое немалое состояние на помощь бедным и тюремным сидельцам. Всю жизнь неустанный «святой доктор» руководствовался словами, которые с его легкой руки стали крылатыми -- «Спешите делать добро». Именно эти слова высечены на постаменте его бюста в больничном сквере. Доктор Гааз и сегодня остается непревзойденным примером действенного милосердия, подлинного христианского служения, а также фактически первым российским правозащитником, заботившимся о гуманизации тюремной системы, сказал, открывая пресс-конференцию, сопредседатель НП «Сотворчество» Андрей Лихачев. Он напомнил, что немецкий доктор был католиком, и его любовь и служение православным в России «вдохновляют на единение» сегодняшних его почитателей. Как отметила председатель НП «Сотворчество» Ирина Тубянская, возглавляемая ею волонтерская организация объединяет группы милосердия из различных христианских церквей, а также неверующих, испытывающих потребность делать добро. «Сотворчество» опекает детей-сирот, работает с молодыми семьями и т.д. А помогать есть кому: в Москве более 20 тыс.сирот, 1 млн.130 тыс. инвалидов, из которых 24 тысячи - дети. Эти данные привел на пресс-конференции заведующий отделом Департамента здравоохранения Москвы Роман Родин. По его словам, подвиг доктора Гааза побуждает государственные органы, религиозные и общественные организации работать вместе, чтобы поддержать социально незащищенные слои населения. «Доктор Гааз не был религиозным деятелем, но его жизнь сложилась так, что его труд стал для нас примером межконфессионального сотрудничества», -- отметил заместитель председателя Комитета по связям с общественными  и религиозными организациями Московского правительства Константин Блаженов. Он подчеркнул, что «святой доктор» оказывал помощь всем нуждающимся, никогда не спрашивая о вероисповедании, и его пример особенно важен в период обострения межнациональных и межрелигиозных противоречий в наше время.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Обеспечивалось церковное участие в развитии взаимодействия гражданских обществ различных стран. В целях совместного противодействия дискриминации христиан и попыткам вытеснения из жизни общества норм христианской традиции развивалось сотрудничество с международным христианским сообществом, в том числе с Римско-Католической Церковью, что обусловлено близостью позиций православных и католиков по ряду вопросов, стоящих перед современным обществом. В рамках взаимодействия с Древними Восточными Церквами Отдел придавал большое значение положению верующих этих Церквей в ряде стран Ближнего Востока и Азии, где они все чаще подвергаются гонениям и дискриминации. Это обстоятельство побуждает Священноначалие Русской Православной Церкви возвысить свой голос в защиту страждущих и искать новые пути взаимодействия с иерархиями этих Церквей, оказывая им поддержку на международной арене. Укрепление и развитие традиционно дружественных связей с Армянской Апостольской Церковью было одним из приоритетных направлений диалога Русской Православной Церкви с Древними Восточными (Дохалкидонскими) Церквами. С 16 по 18 марта 2010 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армения. Святейший Патриарх и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегином II подписали совместную декларацию, определяющую перспективы развития двусторонних отношений. Отношения с протестантским миром были омрачены продолжающимся отходом многих протестантских общин от христианских нравственных ценностей, что ранее уже привело к прекращению контактов с некоторыми из протестантских религиозных организаций. Выступая на встрече Никейского клуба в Лондоне, митрополит Иларион откровенно выразил взгляд Русской Православной Церкви на либерализацию в области богословия, церковного строя и нравственности, характерную для многих общин Англиканского содружества. Контакты с протестантскими общинами России и СНГ поддерживались, в основном, посредством присутствия сотрудников ОВЦС на официальных мероприятиях традиционных российских протестантов, а также в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1498888...

Кстати говоря, в этом контексте, важны те поправки в Конституцию, которые защищают наш суверенитет, давая гарантии против исполнения вызывающих вопросы с точки зрения нравственности решений международных учреждений. Например, известно о ряде решениях Европейского суда по правам человека, фактически принуждающих нашу страну к разрешению парадов сексуальных меньшинств, против чего Межрелигиозный совет неоднократно выступал. Сюда же я отношу предложенную профильной группой конституционную декларацию о том, что дети являются «важнейшим достоянием Российской Федерации», а государство обязано создавать условия, способствующие их «духовному, нравственному и интеллектуальному развитию». «Сохранение традиционных семейных ценностей» также получает в силу этой поправки статус ориентира политики государства. Возможно, стоит также подумать о закреплении права родителей обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным или идейным убеждениям. Подобное положение содержится в Протоколе 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Россия, как известно, подписала и ратифицировала эту конвенцию). Не только как Предстоятель Русской Церкви, но и как председатель Общества русской словесности не могу не упомянуть поправку о закреплении статуса русского языка как языка государствообразующего народа (предложение подгруппы господина Пиотровского, поддержанное Президентом, и мне очень близко). Нет никаких сомнений в том, что это положение ни коим образом не угрожает другим языкам народов России, ведь сохранение языкового многообразия также закреплено в статье. Не менее важным является конституционное положение о поддержке соотечественников за рубежом, их права на общую с нами культурную идентичность. Последователи традиционных религий исторической России проживают во многих государствах мира, и сохранение общения и связей с ними — это общенациональная задача, заслуживающая конституционного закрепления. Конституция 1993 года, при всем ее значении, писалась в условиях начального этапа возрождения религиозной жизни нашей страны, а также общественной нестабильности, наступившей после известных событий 1990-1991 гг. Я был участником многих совещаний, в том числе в рамках работы группы, которая готовила Конституцию. Могу поделиться с вами своими воспоминаниями о том, что эта работа была достаточно спонтанной, несколько сумбурной. Люди вносили разного рода поправки под влиянием общей атмосферы, которая царила в стране, а то была не самая лучшая атмосфера для формирования Основного закона.

http://pravoslavie.ru/128906.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010