Октябрьская революция совершалась под теми же лозунгами, что и ее идеологическая предшественница, так называемая великая французская революция: свобода, равенство и братство. Но эти кажущиеся благородными идеалы, насаждаемые насильственным путем, на деле превратились в свою противоположность. Вместо обещанной свободы страна была покрыта сетью лагерей, где миллионы людей мучались и умирали за колючей проволокой, а те, кто оставались на воле, жили в постоянном страхе ареста. Вместо подлинного равенства основной массе людей была навязана принудительная уравниловка; при этом верхушка партии превратилась в новую элиту, пользовавшуюся привилегиями и льготами. Санкционированная властью система всеобщего доносительства способствовала разжиганию ненависти не только между представителями разных классов и народов, но и между соседями по коммунальной квартире, сотрудниками одного учреждения, вела к предательству зачастую даже самых близких людей, глубокому духовному и нравственному падению многих. Братство между людьми не может быть достигнуто в принудительном порядке. В книге «Философия неравенства» великий русский философ Н.А. Бердяев писал, обращаясь к своим идейным противникам из социалистического лагеря: «Ваш социализм есть принудительная добродетель и принудительное братство… Ваш революционный социализм не признает той основной христианской истины, что братство между людьми может быть лишь плодом свободной любви, лишь высшим духовным цветением человеческого общения. Вы же хотели бы насильственно принудить людей к братству. Идею братства вы взяли из христианства, вы выкрали ее и бессовестно пользуетесь ею, не имея на то никакого права. Братство людей возможно лишь во Христе и через Христа. Братство людей не может быть естественным, природным состоянием людей и людских обществ. В природном порядке человек человеку не брат, а волк, и люди ведут ожесточенную борьбу друг против друга»¹. Ответ на вопрос о причинах и последствиях русской революции можно найти в крылатой фразе, приписываемой Ф.М. Достоевскому: «Если Бога нет, то все позволено». В предреволюционный период год за годом, под влиянием разных факторов Божия правда как основа народной жизни замещалась правдой человеческой. Евангельский принцип любви к Богу и ближнему — гедонистическими и эгоистическими фантомами. Образ Христа как идеал для подражания — фигурами бунтарей и богоборцев. Модные идеи либерального толка становились популярнее Евангелия. Разврат и пьянство — нормой жизни. Такие понятия, как целомудрие, благочестие, верность долгу, любовь к Родине все чаще подвергались осмеянию. Критика властей любого уровня стала правилом хорошего тона. Террор — привычным явлением.

http://patriarchia.ru/db/text/4878408.ht...

Таким механизмом стал Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХМКК), созданный в 1996 году. Одним из главных инициаторов его создания был мой предшественник на посту председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он вложил в создание комитета свою личную харизму и опыт, став одним из трех его сопредседателей. Вплоть до своего избрания на Патриарший престол он оставался сопредседателем ХМКК и сейчас продолжает проявлять интерес и внимание к его работе. В течение прошедших лет ХМКК продолжал выполнять свою основную цель — развивать сотрудничество между христианами на всем постсоветском пространстве, созидать взаимное уважение и доверие друг к другу и искать общие решения в ответ на вызовы современного общества. Были в деятельности нашего комитета и успехи, и неудачи. Мир быстро менялся, и возникали новые проблемы. К числу проблем, которые волнуют всех нас сегодня, относятся процессы либерализации, секуляризации и глобализации, вопросы социальной и экономической этики, кризис семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали. Сегодня мы посвятили наш очередной форум теме утраты секулярным обществом понимания семейных ценностей и страшному результату этого процесса — появлению в XXI веке детей-сирот при живых родителях. Задачей нашего форума является не только констатация тревожных фактов, но и поиск путей решения этой проблемы. В наши дни наблюдается тяжелый кризис семейных ценностей. Секулярная мораль связана с таким представлением о свободе личности, которое допускает разводы, беспорядочные связи и совсем не придает значения сохранению между супругами любви и верности. В этих условиях христиане призваны утверждать такое понимание человеческой личности, которое включает в себя духовное измерение. Мы не можем рассматривать человека в отрыве от Бога. В секулярном обществе уходит христианское понимание брака как внутреннего, духовного единства мужчины и женщины, добровольно связавших себя узами любви и верности. Святитель Григорий Богослов пишет: «Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвойне сильным…

http://patriarchia.ru/db/text/3582963.ht...

Единодушно выразив согласие с содержанием доклада митрополита Илариона, участники дискуссии говорили о своем видении поставленных проблем и, исходя из своего опыта, предлагали варианты их решения. В частности, много внимания было уделено необходимости поддержки многодетных семей и семейных детских домов. Представители России указывали на то, что государственная помощь многодетным семьям абсолютно недостаточна, к тому же дело осложняется бюрократическим подходом к данному вопросу. В результате материальная помощь направляется учреждениям — детским домам, а не конкретному ребенку, который воспитывается в семейном детском доме на меньшие средства. Участники заседания также говорили о проблемах детей-инвалидов и их родителей, которые нуждаются в серьезной поддержке со стороны государства. Была высказана поддержка позиции митрополита Илариона по вопросу секуляризации общественной жизни и утраты обществом традиционных ценностей, что является истинной причиной многих проблем современной семьи и тяжелого положения, в котором оказались социальные сироты, на самом деле имеющие живых родителей. Один из участников дискуссии произнес слова благодарности в адрес митрополита Илариона за его доклад о современных вызовах христианскому миру, вызвавший в ноябре прошлого года оживленную дискуссию на X Генеральной ассамблее Всемирного совета церквей . Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион поблагодарил всех, кто принял участие в обсуждении предложений, которые содержатся в его выступлении. Особо он отметил участие в заседании делегатов с Украины, народ которой переживает ныне столь тяжкие испытания. Иерарх также напомнил присутствующим о примерах христианской жизни и служения, которые мы видим вокруг нас. Так, например, в вышедшем в прошлом году фильме митрополита Илариона «Второе Крещение Руси» упоминается о священнике, который усыновил около четырехсот детей (позже этот священнослужитель стал епископом Банченским, викарием Черновицкой епархии). «Это уникальный опыт, которым надо было бы делиться, пропагандировать его и делать известным», — уверен председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/db/text/3582841.ht...

Решением Священного Синода от 7 июня 2022 г. ( журнал 61 ) назначен председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви с титулом «Волоколамский», с временным сохранением управления Патриаршим экзархатом Западной Европы и должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям (Управление упразднено 25 августа 2022 г.) и с освобождением от управления Корсунской епархией. Распоряжением Президента РФ В.В. Путина от 5 июля 2022 г. включен в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Решением Священного Синода от 13 октября 2022 г. ( журнал 96 ) освобожден от должности Патриаршего экзарха Западной Европы; назначен (журнал 114) председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством . Решением Священного Синода от 16 марта 2023 г. ( журнал 22 ) освобожден от временного управления приходами Московского Патриархата в Италии. Сопредседатель Христианского межконфессионального консультативного комитета . Образование: 2007 г. — Санкт-Петербургская духовная семинария. 2010 г. — Санкт-Петербургская духовная академия. Место работы: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (Председатель) Место работы: Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) (Председатель) Место работы: Христианский межконфессиональный консультативный комитет (Сопредседатель) Епархия: Московская (городская) епархия (Викарий Патриарха Московского и всея Руси)   Научные труды, публикации: Слово архимандрита Антония (Севрюка) при наречении во епископа Богородского. Награды: Церковные: Светские: E-mail: ovcs@patriarchia.ru Web-caйm: www.mospat.ru Публикации на портале Патриархия.ru Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности» [Статья] Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме [Статья] Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония на заседании Совета безопасности ООН [Статья] Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство» [Статья] Выступление митрополита Волоколамского Антония на закрытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий [Статья] Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония на открытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий [Статья] Интервью секретаря Администрации приходов Московского Патриархата в Италии иеромонаха Антония (Севрюка) порталу «Православие и мир» [Интервью]

http://patriarchia.ru/db/text/1256306.ht...

Было время, когда многодетным семьям предоставляли бесплатное жилье. Достаточно было иметь четырех детей для того, чтобы семья не просто вставала в очередь на получение жилплощади, а получала жилье в приоритетном порядке в течение года. Сегодня этого, к сожалению, не происходит. А между тем, если бы государством были приняты особые меры по поддержке семей с четырьмя и более детьми (таких семей сейчас менее одного процента), это существенно повысило бы рождаемость: у родителей появился бы дополнительный стимул к тому, чтобы создавать многодетные семьи. Остановлюсь теперь вкратце на том, что могут сегодня сделать для решения данной проблемы христианские церкви и другие традиционные религиозные конфессии. Наше главное орудие, дорогие братья, — это проповедь. Проповедь в каждой из наших конфессий осуществляется по-разному, но в том, что касается нравственных ценностей, наши позиции очень близки: между представителями христианских конфессий и традиционных религиозных традиций нашей страны нет существенных расхождений в вопросах, касающихся семейной этики. Поэтому мы имеем очень широкое пространство для взаимодействия и можем совместно обсуждать стратегию просветительской работы в поддержку семьи. Нужно, чтобы тема семейных ценностей занимала одно из центральных мест в нашей проповеднической деятельности. Каждый приход, каждая религиозная община может стать не только местом, где люди встречаются с Богом, участвуют в таинствах, но и местом, где они узнают о том, что такое полноценная семья. В Русской Православной Церкви, в частности, есть приходы, где этой теме уделяется особое внимание, а результаты пастырской и проповеднической деятельности являются вполне видимыми и ощутимыми. В приходах нужно создавать своего рода микроклимат — атмосферу, которая была бы максимально дружественной в отношении многодетных семей, матерей с детьми; одной из постоянных тем проповеди должны быть семейные ценности. К сожалению, мы не можем сказать даже о наших пастырях, что в своих собственных семьях они строго следуют учению своей церкви. Ведь не все наши священники являются многодетными. В семьях у некоторых из них употребляются контрацептивные средства: ни своих жен, ни прихожан они не отговаривают от использования этих средств, не напоминают верующим о том, что в семье христианина должно быть столько детей, сколько дает Бог, а не столько, сколько муж и жена запланируют.

http://patriarchia.ru/db/text/1422401.ht...

Считаю чрезвычайно важным расширение эксперимента по преподаванию основ религиозной культуры в светских школах. Как я уже говорил, этот эксперимент проводится только в некоторых регионах России, учебный курс читается лишь в последнюю четверть 4-го и первую четверть 5-го классов, то есть имеет очень локальный характер. Преподают основы религиозной культуры не представители религиозных традиций, а светские педагоги, которые для преподавания этого предмета должны пройти соответствующий курс. Конечно, тот факт, что дело сдвинулось с мертвой точки, можно всячески приветствовать, ведь на протяжении многих лет и это не было возможно — нам только твердили, что в нашей стране школа отделена от Церкви, а потому религиозные дисциплины в учебных заведениях не могут преподаваться ни в какой форме. Слава Богу, от этого стереотипа ушли. Но мы сейчас, я думаю, делаем только первые шаги в нужном направлении. Преподавание основ религиозной культуры, как мне кажется, должно расширяться: в идеале оно должно охватывать все классы школы. Основы религиозной культуры — это не только история церквей или религиозных традиций, это и нравственность, которую они проповедуют. Я думаю, что значительную часть курса мог бы занимать разговор о нравственных ценностях, в частности, о религиозном понимании семьи. Хотелось бы также отметить важность дальнейшего распространения в высших учебных заведениях предмета «Теология». Сегодня имеется возможность создания кафедр теологии в светских вузах. Как правило, в тех высших учебных заведениях, где создается такая кафедра, открываются храмы, на постоянной основе присутствует священник; в некоторых случаях присутствие пастыря играет очень существенную роль в жизни вуза. По сути дела, кафедра теологии становится не только источником теологических знаний, но и очагом нравственности, который столь необходим высшим учебным заведениям. В нашей стране несколько тысяч вузов, и только в нескольких десятках из них созданы кафедры теологии. Думаю, мы должны озаботиться тем, чтобы подобные кафедры создавались везде, где возможно, потому что это еще один из способов проповедовать нравственные ценности не только в стенах наших церковных общин, но и за их пределами.

http://patriarchia.ru/db/text/1422401.ht...

Церкви могут отказаться от заявлений по любым вопросам в тех СМИ, направленность которых (например, пропаганда порока, межчеловеческой вражды, негативного отношения к религиозному мировоззрению) противоречит нормам христианской этики. Мы приветствуем объективное и критическое отношение к событиям и фактам, но не приемлем критику, унижающую достоинство личности, разрушающую возможность позитивного диалога. Взаимодействуя со светскими СМИ, мы ставим перед собою цель способствовать нравственному оздоровлению общества и духовному развитию личности, содействовать профилактике и преодолению всякого рода зависимостей (например, наркотической, алкогольной, табачной), социально-неприемлемого поведения. Церкви призваны способствовать развитию социальной справедливости, защищать права и свободы человека, поддерживать проекты миротворческих миссий, межконфессиональное согласие, содействовать предотвращению всякого рода экстремизма. Заключение Данный документ дает целостное представление о социальной позиции протестантских Церквей России, свидетельствует об их готовности активно участвовать в решении насущных проблем, переживаемых народом нашей страны. Каждый христианин призван творить благие дела, служа ближним. Поступая так, мы следуем за Иисусом Христом и становимся, воистину, «светом миру и солью земли» (см. Евангелие от Матфея 5:1314 ). Руководствуясь желанием изложить позицию церквей относительно различных аспектов общественной жизни, мы предлагаем этот документ широкой аудитории – представителям государственной власти, органам местного самоуправления, всему обществу. Все изложенное свидетельствует о стремлении протестантов России к плодотворному сотрудничеству с заинтересованными государственными ведомствами, благотворительными организациями и всеми людьми доброй воли. Выражаем надежду, что, реализуя его положения, мы сможем, с Божьей помощью, внести посильный вклад в оздоровление российского общества. С молитвой и пожеланием благоденствия России! Комитет по подготовке «Социальной позиции протестантских церквей России» 452 : Витко Виктор Викторович – председатель комитета Копылова Елена Валентиновна – секретарь Члены комитета: Бак Павел Анатольевич, Бендас Константин Владимирович, Гончаров Олег Юрьевич, Иванов Михаил Вячеславович, Корюков Олег Валентинович, Самойлов Владимир Владимирович, Хрибар Сергей Феликсович, Штеле Галина Ильинична.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Это был первый официальный зарубежный визит Католикоса Гарегина II после его избрания 132-м Предстоятелем древней Армянской Церкви. В ходе наших бесед с Его Святейшеством были приняты решения, как о начале двустороннего диалога, так и о расширении сотрудничества в сферах богословского образования и социального служения. В период со времени Архиерейского Собора 1997 года имели место взаимные визиты глав и представителей христианских церквей. Самыми значительными из них были визиты в Москву делегации Евангелической Церкви Германии во главе с председателем Совета ЕЦГ епископом доктором Клаусом Энгельгардтом весной 1997 года и Председательствующего Епископа Епископальной Церкви в США Фрэнка Т. Гризуолда летом 1999 года. Продолжаются двусторонние диалоги с Евангелической Церковью в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Епископальной Церковью в США. Представители Московского Патриархата продолжают диалоги с инославными и на общеправославном уровне. На протяжении последнего десятилетия представители нашей Церкви вели исследования по вопросам, которые ставит перед христианами современный мир. Секулярное общество с необычайной быстротой утрачивает духовные и нравственные ценности, заменяя их суррогатами так называемой массовой культуры или опасными для души лжеучениями сект и культов. Сейчас перед различными конфессиями стоит задача укрепления христианских нравственных устоев, содействия нравственному оздоровлению общества: их сотрудничество в этой сфере невозможно переоценить. Контакты Русской Православной Церкви с традиционными конфессиями в СНГ и странах Балтийского региона развивались в рамках Христианского межконфессионального консультативного комитета. Важнейшим мероприятием последних лет по линии ХМКК стало проведение 23-25 ноября 1999 года в Москве Международной межконфессиональной юбилейной конференции «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Христианство на пороге третьего тысячелетия», посвященной 2000-летию Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего.

http://patriarchia.ru/db/text/421863.htm...

Кто был инициатором гонений и массовых репрессий, творцом идеи «красного террора», создателем карательной машины, распространившей свое действие на широкие слои населения? Тот самый человек, который в апреле 1917 года был доставлен в Россию в пломбированном вагоне. И не парадоксально ли, что набальзамированное тело этого человека, совершившего иудин грех предательства Родины, захватившего в ней власть при прямой поддержке немцев, установившего в ней режим жесточайшего террора, виновного в массовой гибели людей, до сих пор покоится на главной площади Москвы? Один этот факт показывает, что даже сто лет спустя после самого подлого предательства, которое знала история нашей Родины, точка в осмыслении этой истории еще не поставлена. Гонения на религию продолжились и при Сталине. В 30-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди верующих — на миллионы. По данным Правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500. Общее же число верующих, пострадавших в годы гонений, известно одному Богу. К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных храмов из более 60 000, действовавших в 1917 году. На свободе оставались лишь 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время. Аресты, ссылки, убийства не были участью только православных верующих. В годы репрессий 20-30-х годов все христиане и представители других религий оказались в одинаковом положении. И в сталинских лагерях вопрос принадлежности к той или иной из христианских конфессий был для палачей не так важен. А для самих христиан главным было — сохранить веру в Иисуса Христа, Господа нашего, и достойно встретить смерть. Страдания и смерть объединяли христиан. В то время, по выражению Святейшего Патриарха Кирилла, «силы притяжения христиан друг к другу были сильнее сил отталкивания».

http://patriarchia.ru/db/text/4878408.ht...

Митрополит Иларион также поделился своими мыслями о том, что могут сегодня сделать для решения демографической проблемы христианские церкви и другие традиционные религии. «Наше главное орудие, дорогие братья, — это проповедь. Проповедь в каждой из наших конфессий осуществляется по-разному, но в том, что касается нравственных ценностей, наши позиции очень близки: между представителями христианских конфессий и традиционных религиозных традиций нашей страны нет существенных расхождений в вопросах, касающихся семейной этики. Поэтому мы имеем очень широкое пространство для взаимодействия и можем совместно обсуждать стратегию просветительской работы в поддержку семьи», — сказал иерарх. Он подчеркнул, что тема семейных ценностей должна занимать одно из центральных мест в проповеднической деятельности. Каждый приход, каждая религиозная община может стать не только местом, где люди встречаются с Богом, участвуют в таинствах, но и местом, где они узнают о том, что такое полноценная семья. Усугубляет демографическую ситуацию беспрецедентное по масштабам распространение алкоголизма и наркомании среди населения страны. «Решение, хотя бы частичное, этой проблемы может оказать большое влияние на уровень рождаемости в России и на здоровье детей. Безусловно, демографический вопрос невозможно рассматривать вне контекста борьбы с этими бедами нашего общества», — сказал митрополит Волоколамский Иларион. Обратившись к третьему из названных факторов — работе средств массовой информации, — владыка констатировал отсутствие на центральных российских телеканалах стратегии по поддержке семьи, пропаганде здорового образа жизни. Наоборот, очень много времени уделяется прямой или косвенной пропаганде сексуальной распущенности, насилия, разврата и прочих пороков, которые радикально противоречат христианской семейной этике. «Сегодня, к сожалению, на нашем телевидении нет регулярной передачи, в которой рассказывалось бы о том, что такое семья, почему нужно рожать и как надо воспитывать детей, как муж и жена должны вести себя по отношению друг к другу, почему опасны добрачные и внебрачные половые связи, к каким последствиям приводят аборты и контрацепция», — напомнил митрополит Волоколамский Иларион.

http://patriarchia.ru/db/text/1422388.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010