В 1257 г. при поддержке короля его ближайший сподвижник богослов Робер де Сорбон (1201-1274) основал коллегию для магистров свободных искусств, изучавших богословие (впосл. наименование «Сорбонна» стало использоваться как собирательное для всего Парижского ун-та). В коллегии обучались бедные студенты, которым из выделяемых королем средств выплачивались стипендии (изначально 12, затем 20 чел.). Король купил для коллегии несколько домов в Латинском квартале и взял на себя содержание проживавших там студентов. В коллегии были введены правила благочестивой и уединенной жизни. Взятие Туниса кор. Людовиком IX Святым в 1270 г. Миниатюра из " Больших хроник Франции " 1332-1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440v) Взятие Туниса кор. Людовиком IX Святым в 1270 г. Миниатюра из " Больших хроник Франции " 1332-1350 гг. (Brit. Lib. Royal. 16 G VI. Fol. 440v) В описаниях современников Л. С. представлен воплощением идеала «благоразумного человека» (prud " homme): набожного и имевшего чувство долга, следовавшего кодексу чести (куртуазность, дух справедливости, умеренность). Как отмечают хронисты, в сражениях король проявлял хладнокровие и смелость. Л. С. не имел фаворитов, при его дворе не было скандалов. Монарх был преисполнен искренней веры в Бога, предпочитая скорее быть прокаженным, чем совершить смертный грех ( Жуанвиль. 2007. С. 14); по «набожности сердца его скорее можно было назвать монахом, нежели рыцарем по воинскому оружию» ( Салимбене. 2004. С. 241). Л. С. часто и подолгу молился, регулярно исповедовался; некоторое время он носил власяницу, но перестал делать это по настоянию духовного наставника. В Великий четверг и в кануны праздников омывал и лобызал ноги и руки 3 старым и больным монахам. Не избегал прокаженных, навещал их, осенял крестным знамением, собственноручно кормил ( Saint-Pathus. 1899. P. 93-96, 107-108). Л. С. щедро раздавал милостыню, делал дары церквам, лепрозориям, богадельням, госпиталям, помогал бедным и нуждающимся, в т. ч. падшим женщинам, вдовам, калекам. Он закрепил общую сумму королевской милостыни в размере 3 тыс. ливров в год и в 1260 г. учредил отдельную придворную службу для раздачи милостыни. Каждый день при дворе кормили до 120 стариков и калек (хлебом, вином, мясом и рыбой); 13 чел. получали пищу в королевский трапезной, 3 чел. ели за его столом; потом раздавали милостыню. В Великий и Рождественский посты число получавших милостыню возрастало. Христианские реликвии

http://pravenc.ru/text/2561068.html

См. также: Guillelmus de la Mare. Scriptum in primum librum sententiarum/Ed. Hans Kraml. Munchen, 1989; Kraml H. The Quodlibet of William de la Mare/Theological Quodlibeta in the Middle Ages: The Thirteenth Century/Ed. Christopher Schabel. Leiden, 2006; Krizovljan H. Primordia scholae ffanciscanae et thomismus/Collectanea Franciscana. 1961. Vol. 31; Pelster F. Das Ur–Correctorium Wilhelms de la Mare: Eine theologische Zensur zu Lehren des hi. Thomas/Gregorianum. 1947. Vol. 28; idem. Einige erganzende Angaben zum Leben und zu den Schriften des Wilhelm de la Mare OFM/Franziskanische Studien. 1955. Bd. 37; Schneider Th. Die Einheit des Menschen. Die anthropologische Formel« anima forma corporis» in sogenannten Korrektorienstreit und bei Petrus Johannis Olivi. Ein Beitrag zur Vorgeschichte des Konzils von Vienne. Munster, 1973 (Beitrage zur Geschichte der Philosophic und Theologie des Mittelalters: Neue Folge. Bd. 8). 713 См. его: Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia. 10 vols. Lugduni Batavorum, 1703–1706 (republ.: London, 1962); Opera omnia... 4 vols. Amsterdam, 1971–1973; Opus epistolarum... denuo recognitum.../Rec. per P.S. Allen. 12 vols. Oxonii, 1906–1958; Erasmus D. Discourse on Free Will/Trans, and ed. E.F. Winter. New York, 1989; см. также в рус. пер.: Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М., 1969; он же. Философские произведения. М., 1987; он же. Воспитание христианского государя. M., 2000; он же. Похвала глупости: Соч. М., 2000. См. также: Григорьева И.Л. Эразм Роттердамский и духовная культура Нидерландов 14–15 вв./Вест. Новгородск. гос. ун–та. 2000. 15; она же. Эразм Роттердамский в зарубежной историографии 19–20 веков: проблема отношения к средневековому наследию 714 Спекулятивное богословие (проблемы сотворения мира, первородного греха, троичности и др.) Эразма не интересует, поскольку проблемы эти принципиально неразрешимы и не имеют жизненно важного значения. Маловажным считал Эразм также и Ветхий Завет . Богословие Эразма (в частности, его учение о свободе воли) дало существенный стимул развитию протестантской догматики, хотя сам Эразм настойчиво отделял себя от Лютера и других деятелей протестантской Реформации. Эразм выступал против обмирщения Католической церкви, культа реликвий, монашества, бездуховной обрядности (см., например: Payne J.B. Erasmus: His Theology of the Sacraments. Richmond, 1970). В то же время он резко критиковал фанатизм, жесткий догматизм и антигуманизм лютеранства (в этой связи он в 1524 г. написал специальный антилютеровский трактат «О свободе воли»; антилютеровскую направленность имеет также работа 1533 г. «О желанном церковном согласии») (см.: Chantraine G. Philosophic erasmienne et theologie luterienne/«Mystere» et «Philosphie du Christ» selon Erasme. Bruxelles, 1971). Именно поэтому он не находил понимания ни у лувенских католиков, почему был вынужден бежать из Лувена в 1521 г., ни у базельских реформатов, по каковой причине спешно оставил Базель в 1528 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да, все семь. Но не только семь. Семнадцатое столетие было критическим веком в истории восточного богословия. В ту эпоху преподавание богословия отклонилось от традиционного святоотеческого образца и подпало западному влиянию. От Запада заимствовались богословские приемы и схемы, и притом без большого разбора, как от римо-католической схоластики пост-тридентинского так и от разных богословских систем Эти заимствования сильно повлияли на богословие упомянутых «символических книг» Восточной Церкви, и их нельзя считать подлинным голосом христианского Востока. Изменился стиль богословствования. Это, однако, не означает изменения вероучения. По существу то было печальным и двусмысленным лже-образованием восточного богословия, и оно не изжито еще и в наше время. Оно означало своего рода трещину в душе Востока, выражаясь одним из любимых изречений Арнольда В действительности Предание отцов в жизни Церкви никогда не прерывалось. Вся структура восточного богослужения, в широком смысле слова, до сих пор всецело святоотеческая. Молитвенная и созерцательная жизнь продолжает следовать древнему образцу. знаменитая энциклопедия восточного благочестия и аскетизма, включающая писания отцов многих столетий, начиная со св. Антония до XIV века, все более и более становится руководством для всех тех, кто в наше время хочет жить Православием. Авторитет собирателя этих писаний, св. Никодима Святогорца недавно был вновь подкреплен его официальной канонизацией греческой Церковью. В этом смысле можно утверждать, что «век отцов» до сих пор продолжает жить в «молящейся Церкви» («worshipping Church»). Не следует ли ему продолжать жить и в учебных заведениях, в области богословских изысканий и преподавания? Не надлежит ли нам вновь стяжать «ум отцов» также и в нашем богословском мышлении и исповедании? Стяжать не как архаическую позу или манеру, и не только как почтенную реликвию прошлого, а как жизненную позицию, как духовную направленность. Мы уже фактически живем в век возрождения и восстановления. Однако недостаточно сохранять «византийскую литургию», восстанавливать «византийский стиль» в иконописании и церковной архитектуре, или придерживаться византийского способа молитвы и самодисциплины. Нужно вернуться к самым корням того традиционного «благочестия», которое мы всегда берегли как драгоценное и священное наследие. Нужно вновь обрести святоотеческий ум. Иначе всегда есть опасность внутреннего разлада между «традиционным характером» «благочестия» и не традиционным характером ума. В своей молитвенной жизни православные люди всегда пребывали в «предании отцов». В том же предании должны они стать и в своем богословствовании. Для сохранения гарантирования полноты православной жизни нет иного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как можно объяснить столь странную ситуацию? Проявляется ли здесь мощь исторического развития, насильно оторвавшего нас от первоначал нашей конфессии, или же в ее основе лежит лишь вялость современного поколения, которое более не в состоянии возвыситься до определенности веры отцов? Является ли учение об оправдании своего рода реликвией, которую еще с благоговением оберегает кучка ретроградов, но которой, как и всякой реликвии, суждено быть уничтоженной, или же оно есть та потерянная драхма, которую мы должны искать? Если мое намерение заключается в том, чтобы показать, что учение об оправдании обладает значимостью и для современного человека – и для него в первую очередь, – то я не могу при этом исходить из той манеры мышления, которая свойственна современному религиозному человеку в отличие от характера мысли предшествующих поколений. Ибо характерная черта современного человека заключается как раз в том, что он не обладает, подобно человеку XVIII и начала XIX столетия, прочным, упорядоченным мышлением. Его виртуозность заключается в способности отождествить себя со всем, о чем когда-либо размышляли и переживали, – от древневавилонского покаянного песнопения до святого Франциска и Новалиса, с равным успехом пережить как расположение духа упорных героев веры, так и дерзкий скепсис, как мечтательную мистику, так и религиозный империализм. Все еще господствующая религиозная тенденция заключается в том, чтобы отовсюду извлекать то, что обогащает и развивает собственную индивидуальность, не привязываясь при этом прочно ни к чему. Нельзя не заметить признаков того, что должна произойти резкая перемена. Мне кажется, что вновь дает о себе знать голод по устойчивым, ясным понятиям, даже, я сказал бы, по некоторой системе. Однако эта вновь пробуждающаяся тенденция еще слишком нова, чтобы уже быть продуктивной. И все же можно сформулировать некий принцип, общий для всех людей нашего времени и образующий руководящее начало их религиозности. Он гласит: ничего не признавать религиозно значимым, кроме того, что может быть обнаружено в окружающей нас действительности и воссоздано из собственного непосредственного ощущения. Содержащееся в этом принципе требование оправданно и здраво. Только то, что пережито на собственном опыте, остается незыблемым, и вечная истина должна проявлять себя в качестве таковой именно в том, что каждой эпохой она может быть постигнута по-новому и таким образом способна постоянно обновлять себя. Учение об оправдании, если оно действительно содержит в себе чистый металл, также должно выдержать подобное испытание. Именно в этом ключе мне хотелось бы интерпретировать поставленную тему. Я не имею намерения предлагать исследование по истории догматов. Мне хотелось бы обратиться к непосредственному чувству и узнать, можно ли с этих позиций вновь обрести учение об оправдании и представить его как неотъемлемую часть христианского мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Как выбрать сауну? 21.07.2015 г. Пять советов, которые стоит взять каждому поклоннику банных процедур Сауна — лучший способ расслабиться и поправить здоровье. Горячий пар улучшает кровообращение, а обливания повышают иммунитет. Главное – выбрать сауну, в которой вам будет комфортно. Пять ценных советов от завсегдатаев банных заведений помогут не прогадать с выбором. Сауны у метро . Если хотите найти отличную сауну быстро и без особых усилий, рассмотрите банные заведения возле станций метро. Первое – у вас будет четкий ориентир. Второе – сауну легко найдете. Например, сауна на станции метро «Марьино». Они расположены всего в 200-300 метрах от метро. Сауны – образец стиля, доброжелательного отношения к клиенту и лояльной ценовой политики. Ознакомиться с предложениями банных заведений вы можете здесь: комфортные сауны в Марьино  http://www.clubsaun.ru/sauna-v-marino . Что предлагают? При выборе сауны важно оценить ассортимент услуг. Есть парилка – хорошо, есть – бассейн с ледяной водой? Еще лучше! А, если банном заведении есть бильярд, караоке и бар, то вы можете провести с пользой в такой сауне весь день. SPA-npoцeдypы. Этот совет больше подойдет милым девушкам. Выбирайте сауны, в которых после парилки вы сможете отправиться на массаж. Ваш день пройдет под знаком релакс, а к новому рабочему дню вы приступите полными сил и энергии. Где чай? После сауны рекомендуется выпить чашку горячего зеленого чая с медом, чтобы восстановить водный баланс, и получить порцию углеводов для поднятия тонуса. Место, оборудованное под чаепитие, должно быть в каждой сауне. Иначе, как клиент прочувствует все прелести банных процедур? Полотенца и простыни . Выдача чистых полотенец и простыней – первоочередная задача для сауны, которая стремится обойти конкурентов. Таким образом клиенту делается одолжение – ему не нужно нести лишний груз до сауны и обратно домой. Другие публикации: - Как уделить внимание каждому ребенку в многодетной семье? - Христианские реликвии Рима - Верность – это важно! - Храмы Симферополя - 15 вещей, которые стоит сделать в Крыму Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/tov/064vybsaun.ht...

Медальон был найден за пределами стен Старого города Иерусалима на дороге византийской эпохи. Его нашли два года назад, и исследовали, прежде чем представить археологической конференции на прошлой неделе. Медальон предлагает первые археологические свидетельства того, что использование икон в византийский период не ограничивалась церковными обрядами. Крошечный, изысканно сделанный медальон найден на раскопках улицы в Иерусалиме в подтверждение существования там христианской веры 1400 лет назад, говорят израильские археологи. Медальон, вырезанный из кости животного, украшен крестом на крышечке. Он имеет размеры 2 см на 1,5 см, и его, вероятно, носил христианин примерно в конце шестого века нашей эры, говорит Яна Чекановец из Израильского департамента древностей, одна из руководителей раскопок, в которых был найден медальон. Если снять крышечку, внутри видны остатки двух ликов, выполненных краской и сусальным золотом — это  образы мужчины и женщины, вероятно, христианских святых и, возможно, Иисуса и Девы Марии. Медальон был найден за пределами стен Старого города Иерусалима на дороге  византийской эпохи. Его нашли два года назад, и исследовали, прежде чем представить археологической конференции на прошлой неделе. Медальон предлагает первые археологические свидетельства того, что использование икон в византийский период не ограничивалось церковными обрядами. Часть аналогичных вещиц была найдена в Иордании три десятилетия назад, но это единственный хорошо сохранившийся пример. Подобные образки носят сегодня некоторые христиане, особенно из восточных православных церквей. Реликвия была найдена в археологическом городе Давида, названном в честь библейского монарха. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/ierusalimskie-arxeolog...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Экскурсия по Церковно-археологическому кабинету МДА. Представляет экспозицию ЦАКа его хранитель — Анна Подкаменная. Ведущая передачи — журналист Елена Смирнова. Ч. 2. 30.10.2020 23:00 Елена Александровна Смирнова Магистр искусствоведения, хранитель экспозиции музея Московской Духовной академии «Церковно-археологический кабинет» Анна Юрьевна Подкаменная продолжает экскурсию и поучительный рассказ о дивных сокровищах и раритетах необычного собрания, составленного в основном из подарков для нашей Церкви и ее служителей. Об особенностях иконографии уникальных образов и их истории, о личных вещах подвижников, а также архиереев и патриарха Алексия 1, их портретах, об убранстве помещений, об отличительных особенностях памятников западных церквей, о картинах русских живописцев на религиозные темы, паломнических реликвиях и искусстве христианских мастеров разных местностей и стран... Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/10/30/23-0...

Таковы некоторые образцы крестов-тельников, обнаруженные на территории Европы, начиная с момента их появления и вплоть до XIX века. Анализ этой, в общем-то, количественно крайне ограниченной серии тем не менее позволил наметить пути эволюции их формы, как и иконографических особенностей, что имеет важное значение для изучения этого интереснейшего источника у носителей различных христианских конфессий. А. А. Пескова Древнерусские энколпионы XI–XIII веков в русле византийской традиции Древнерусские энколпионы – нагрудные кресты-реликварии XI–XIII веков относятся к той части нашего культурного наследия, которая, благодаря их массовости, отражает духовное состояние древнерусского христианского общества на начальном этапе его становления. B тоже время они являются существенной частью восточно-христианского культурного наследия, тесно связанной с культом святых мощей в Византии и странах православного мира. Название «крест-энколпион» (греч, εγκλπιον) уже более ста лет используют в научной литературе в отношении византийских и древнерусских нагрудных полых двустворчатых крестов-реликвариев, иногда с расширительным значением – включая и монолитные кресты с двусторонними изображениями, отлитые наподобие энколпионов, иногда наоборот – применяя его только к определённой группе энколпионов. В российской литературе последних десятилетий оно утвердилось в своём основном значении для всех византийских и органично с ними связанных древнерусских крестов- складней домонгольского периода. Двустворчатые кресты, сформировавшиеся позже, начиная с XIV века, принято называть крестами-мощевиками 345 . Функционально большинство древнерусских энколпионов, как и значительная часть византийских, были предназначены для личного хранения с возможностью ношения на груди частиц Животворящего Древа Креста и разного рода так называемых вторичных, или контактных, реликвий. Надписи о вложенных святынях на серийных меднолитых энколпионах обычно отсутствуют. Заменой им, очевидно, служили лицевые изображения на наружной стороне створок, как правило, подписные.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

И всё, других исследований не было. Все пользуются этими результатами. – Может, уточняют? – Ничего не уточняют. Они в своих лабораториях делают просто модельные исследования – на основании каких-то предположений. Точно так же и мы в своём центре изучаем модельные механизмы и пользуемся теми данными, которые были получены прежде. Никаких новых данных нет. Например, в своё время я выдвинул гипотезу «огненного тела», отпечатавшегося на Плащанице. Мы её просто моделируем в компьютере. У нас есть фотография Плащаницы с очень большим разрешением, поэтому можем измерить изменения цвета, построить графики. Сама Плащаница для этого не нужна. Моделируя, мы говорим о гипотезах, КАК физически изображение могло возникнуть, а сам факт подлинности изображения нами даже не обсуждается. Пределы физики – Как получилось, что в России именно вы занялись изучением Туринской плащаницы? – Произошло это почти случайно. Интерес к Плащанице у меня, как физика, был и прежде. Потом на одной научной конференции меня познакомили с доктором Джоном Джексоном – руководителем группы учёных, которые в 1978 году непосредственно исследовали Плащаницу в течение пяти суток, используя самые современные приборы. Этот учёный из города Колорадо-Спрингс уже много лет руководит Центром Туринской плащаницы в США. От него я получил все данные, какие он имел, и занялся продолжением исследований. – Я читал, что в этих исследованиях задействованы серьёзные структуры, в том числе Институт криминалистики ФСБ. И такое совпадение: вы в прошлом участвовали в разработках боевых систем космического базирования. И Джон Джексон в годы холодной войны тоже участвовал в программе «звёздных войн». – Да, когда мы познакомились и узнали, кто где работал, то очень удивились. Получается, что нас, бывших противников, сблизила христианская реликвия. А также то, что наши страны располагают приборами и технологиями, которые, возможно, помогут раскрыть тайну Плащаницы. – Какие технологии? Военные? – В том числе. Например, Джексон, будучи в прошлом и преподавателем Военно-воздушной академии США, и физиком-оптиком, успешно применил для своих опытов компьютерные программы, разработанные для армии.

http://pravoslavie.ru/38209.html

Савва, однако, хорошо знал, что именно лукавая венецианская политика, порождающая жадность и славолюбие у высокомерных европейских правителей и Святого Престола в Риме, непосредственно виновна в кровавой осаде, завоевании, беспримерном ограблении, преступлениях и, в конечном итоге, в разрушении жемчужины христианской культуры и научной мысли. Да, речь именно о разрушении Константинополя. Тогда же была уничтожена и ограблена самая богатая и самая ценная в мире библиотека. И значительная часть фондов погибшей библиотеки оказалась в государственных архивах Ватикана и Венеции. Савва набрался мужества и решил высказать кое-что, что могло оказаться не очень-то по нраву этим хвастливым итальянцам: - Уважаемые сеньоры, согласитесь, хотя поводом для крестового похода на Константинополь было как будто бы желание спасти ромеев  Востока от якобы ереси, но… Ведь в конечном итоге, надломив Православного Базилевса, вы открыли дорогу нашествию Мусульманского Султана. Венецианцы помалкивали. Но Савва продолжил говорить на эту неприятную для них тему. Хозяева не перебивали своего гостя, а Владиславич отлично понимал, что сейчас он очень важен для Соранцо. Именно его роль должна стать ключевой в той схеме, которую придумал Сальваторе. Поэтому он решил высказаться. Тем более, на душе он ощущал спокойное упование на то, что Дух Святой не оставит их, собравшихся за этим столом. Ему, Савве, Он вложит в уста именно то, что и должно прозвучать. А этим дорогим для него людям Он откроет уши для слышания того, что давно уже должно было прозвучать. Кроме того, - Царьград был ограблен. Произведения искусства, сокровища библиотек, церковные реликвии были вывезены в города Италии… Далеко ходить и не нужно. Вы прекрасно знаете: как Квадрига Святого Марка попала в ваш чудесный город. Да и столь крупным – общеевропейского уровня - издательским центром Венеция стала во многом благодаря привезённым книгам из разорённой константинопольской библиотеки. Но… Савва почувствовал, что он уже идёт по самому краю.

http://ruskline.ru/opp/2022/03/29/zabyty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010