Ранние русские миниатюры – явление исключительное в истории древнерусского да и, пожалуй, христианского искусства в целом. Украсившие огромные, парадные, драгоценно убранные богослужебные кодексы и четьи книги, 307 они отличаются такой самобытностью, броскостью и импозантностью, какие неизвестны гораздо более спиритуалистически ориентированному и строгому, художественно выверенному современному византийскому искусству иллюминации. Хотя, конечно, своим происхождением, направленностью, стилистическим обликом первые русские книги тесно сопряжены с Византией в художественном отношении и с Болгарией – в текстовом. В русских книгах и в их иллюстрациях ярко и необычно сочетаются светское и духовное, гораздо более строго разделявшееся в Византии, им присущ особый вкус – роскошно сделанной вещи, едва ли не реликвии, известный оттенок варварского великолепия. Не случайно постоянно возникает (хотя и малообоснованное) желание сравнивать их с западноевропейскими памятниками близкого времени. Поражают ранние миниатюры и своей свободой в выборе образцов, в их интерпретации, использовании художественных приемов. Все иллюминированные кодексы данного этапа изготовлены по личному заказу. Но даже четьи книги отличают огромный размер и совершенно особый пафос, внушительность и размах, характерные для государственного, державного культурного строительства. Именно поэтому их художественную свободу хочется связывать не с личной инициативой мастера (в искусстве украшения книги она могла проявиться в большей мере, чем в строго регламентированном труде иконописца), а с особенностями русского вкуса. Плотность и сочность художественного языка, раскованность живописной системы, осязательность приемов, крупномасштабность всех элементов (размер книги, шрифт, иллюстрации, заставки, инициалы), торжественность внутренней интонации, затейливость в оформлении ранних русских книг передают активный, яркий, открытый, по-язычески жадный и немного наивный облик среды, в которой они появились. Большинство первых русских кодексов связано с киевской культурой, хотя не все они возникли в Киеве. Среди них – книги, предназначенные для богослужения (Остромирово и Мстиславово Евангелия) и для личного чтения (Изборник Святослава и Псалтирь Гертруды с молитвословом), но и те, и другие имеют одинаково большой размер (в лист), исполнены на прекрасном пергамене и связаны не с рядовыми заказчиками, а с блестящим придворным бытом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новейшие открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание и историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе. Что такое Туринская плащаница? Какова история её возникновения? Обо всём это Вы сможете узнать из статьи на портале «Правмир». Туринская плащаница Источник: www.neofit.ru Новейшие открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание и историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе. В середине XIV века в замке Лири неподалёку от Парижа впервые на Западе была обнародована священная реликвия, ставшая одной из главных святынь христианского мира. Её владелец, как гласит летопись, рыцарь де Шарни, объявил собравшимся, что перед ними Плащаница, в которой, согласно Евангелию, было погребено Тело распятого Иисуса Христа. На вопросы о происхождении Пелены он отвечать категорически отказался, поэтому Ватикан смог признать ее подлинность лишь полтора столетия спустя, при воинственном папе Юлии II. К тому времени Плащаница была приобретена весьма влиятельным европейским семейством герцогов Савойских, которые в 1578 году и перенесли ее в Турин. С тех пор история святыни расписана буквально по дням, важнейшим из которых, безусловно, следует считать 25 мая 1898 года. Тогда, перед закрытием парижской выставки, священное Полотно впервые сфотографировал адвокат Секундо Пиа, обнаруживший при обработке снимка, что на стеклянном негативе проявился четкий Лик. В научном мире родилось понятие, не утратившее своей актуальности до сих пор — загадка Туринской Плащаницы.

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanica...

Заметим, что не верно было бы отрицать, что самоидентичность Русской Церкви к середине XVII в. строилась вокруг хранения старых обрядов, тогда как в нормальном православном сообществе таким стержнем выступают догматы, каноны и воспроизводящее все это монашеское делание. Что бы было с Русской Церковью , если бы стержень обрядоверия не был сломан, мы видим на примере множества различных старообрядческих толков. Основы пастырского богословия Патриарха Никона сосредоточены в монастырском уставе – «Духовном завещании», созданном после оставления Патриаршей кафедры. Свои пастырские обязанности он усматривал в учительном руководстве «святой молитвы», в «умном послушании евангельским и апостольским словесам», в «пении и славословии», в «смиренной работати», в духовничестве, борьбе с суевериями, в проповедях, священнодействах, в наблюдении за пристойным поведением прихожан во время службы, в душепопечении («телесное благообразие... ум собери, мысль же свою и сердце возми на небо... Ащели же узрят кого во церкви молвы творяща о тленных и суетны, таковаго подобает епископу или священнику своими руками бити и из церкви, якоже и самому Христу, изженути» 80 . В «Духовном завещании», кроме общих назиданий о благочестии Патриарх дает указания епископам, священникам и диаконам, которые призваны хранить духовный закон и веру в чистоте и неповрежденности. В практической деятельности Никон шел по пути наиболее сложных типов христианского подвижничества, предпринимая духовные подвиги столпничества и юродства, имея дары прозорливца и целителя. Исследование пастырского богословия как практического, на примере чудес исцелений, позволяет выделить особенности ценностной картины мира Святителя. Изученный материал позволяет выделить следующие когнитивные слои: 1) «чудо как мерило Первосвятительства» (предстояние перед Богом за Царя и паству) и 2) «чудо – как мера защиты» (от нечестых сил и болезней). Таким образом, Патриарх Никон не только сам выражал каппадокийскую систему богословия, но и распространял ее через опыт монастырского строительства, иконописи, трансляции реликвий, воссоздание сакральных пространств, герменевтическую справу богослужебного текста, личное подвижничество. Патриарх Никон не только продолжил линию «оцерковления» паствы, заложенную в 40–50-х гг. XVII столетия кружком «ревнителей древлего благочестия», но и возвел ее на более высокий уровень – уровень христологического богословия, средством чего стал заметно усложненный религиозный дискурс.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/bo...

- Как еще можно приобщить наш народ к православной вере? Последнее время активно привозят великие христианские святыни. Знаю, что вы входите в число организаторов, которые на это Рождество участвуют в принесении с Афона в Россию, Беларусь и Украину одной из величайших христианских реликвий - Даров волхвов. - Да, эта уникальная святыня православия впервые за всю свою историю выедет за пределы Греции, и таким образом миллионы русских женщин - а женщинам доступ на Афон запрещен - смогут к ней приложиться и почтить Рожденного Христа! Дары волхвов будут выставлены в Москве , в храме Христа Спасителя, с 7 по 13 января, в Санкт-Петербурге - с 14 по 17 января, в Минске - с 17 по 24 января и в Киеве - с 24 по 30 января. Это событие в каком-то смысле даже важнее, чем изменение Конституции. Так же как и привоз два года назад Пояса Пресвятой Богородицы. Живое религиозное чувство, акт веры, когда люди много часов стояли на морозе, чтобы прикоснуться к благодати, - вот настоящее чудо. То, что люди ради этого готовы были долго терпеть физические неудобства, говорит о том, что русский человек по-прежнему жив духом, верой. Это для него гораздо важнее, чем его комфорт. Поэтому и смотрят на нас с надеждой народы всего мира как на носителей психологии не потребления и комфорта, а на народ верующий и народ-богоносец. Давайте же вернем себе право называться народом-богоносцем. http://www.kp.ru/daily/26175/3064443/ Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В последние годы на повестку дня все чаще выходит проблема преследований и дискриминации христиан в тех регионах, где они составляют меньшинство: Ближний Восток, Северная Африка, Юго-Восточная Азия. В ряде стран этих регионов христиан убивают, насилуют, грабят, выселяют из собственных домов, разрушаются церкви, уничтожаются древнейшие христианские реликвии. Нападение на христиан в Пакистане в Лахоре      Общие тенденции таковы, что преследования христиан только усиливаются. По данным американского исследовательского центра PEW Research Center, процент стран, где религиозные меньшинства подвергаются притеснениям, вырос с 24 в 2007 году до 47 к концу 2012 года . Христиане являются при этом самым преследуемым религиозным сообществом в мире. Следует заметить крайне скудное внимание к сложившейся ситуации в СМИ, в политической и даже, в ряде случаев, в религиозной среде. Подобное отношение к столь серьезной проблеме мирового значения явно не способствует позитивным изменениям. Митрополит Волоколамский Иларион в своем выступлении в 2012 году в МДАиС охарактеризовал плачевное положение христиан как «эпоху нового мученичества» . Известно, что христиане подвергаются преследованиям с первых лет существования христианства. Будучи наиболее мирной религией, оно всегда было, есть и будет весьма уязвимо к проявлениям нетерпимости и дискриминации. Однако, по выражению Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя Церкви ». В данной статье мы попытаемся проанализировать с учетом имеющихся источников положение христианских меньшинств в мире в последние годы. Последние несколько лет эпицентром гонений на христиан стал регион Ближнего Востока и Северной Африки – библейские земли, колыбель христианства. В первую очередь следует рассмотреть ситуацию в тех странах, где христиане составляют наиболее ощутимую часть населения, – это Сирия и Египет. Сирия. В 2012–2013 годах внимание мирового сообщества было приковано к продолжающемуся уже почти три года вооруженному конфликту в Сирии. В общих чертах конфликт представляет собой борьбу между законным правительством этой страны и группировками радикально настроенных исламских террористов, спонсируемых рядом стран Запада и Ближнего Востока.

http://pravoslavie.ru/68313.html

Сирийский «повстанец» фотографируется с «трофеями» — крестом и епитрахилью из оскверненного храма      Еще одним направлением антихристианского террора в Сирии стало уничтожение христианских святынь. Разграблены и разрушены десятки монастырей и храмов. Знаменитый древний христианский поселок Маалюля теперь пребывает в запустении: боевики сняли с храмов колокола и кресты, украли бронзовую статую Христа, взорвали статую Богородицы, устроили поджоги, причинили множество разрушений. Представляющие ценность христианские реликвии радикалы продают или обменивают. Таким образом, будущее христиан Сирии видится очень скорбным: уже сейчас там начинает осуществляться иракский сценарий, при котором 90% христиан покинули страну. Как и Сирия, Египет с 2011 года не выходит из поля зрения международного сообщества. Переворот в стране открыл представителям радикальных исламских партий («Партия свободы и справедливости», партия «Нур» и др.) дорогу к практически легитимным преследованиям христиан, которые составляют в Египте до 10% населения (8–10 млн. человек). В течение 2012–2013 годов в СМИ регулярно поступала информация об убийствах, пытках, похищениях коптских христиан, о погромах коптских церквей и кварталов. Новым руководством Египта предпринимались попытки принять дискриминационную по отношению к христианам Конституцию. Похороны одного из погибших во время протестов коптов-христиан, 10 октября 2011. REUTERS/Amr Abdallah Dalsh      Летом 2013 года, когда в Египте состоялся очередной переворот и Мухаммад Мурси был свергнут, по всей стране прокатилась волна агрессии против христиан. Сторонниками Мурси было разрушено или повреждено около 40 храмов, 207 повреждены, совершались убийства и похищения христиан. На Северном Синае салафитские группировки совершили ряд убийств коптов. Следует констатировать, что копты не боятся открыто заявлять о своей приверженности христианству – это провоцирует радикалов на противоправные действия. Умело используя накопившееся недовольство людей, а также распуская фальшивые провокационные сведения о христианах, салафитские активисты успешно манипулируют большими массами мусульман. Их цель – изгнать христиан из страны или поставить их в положение людей второго сорта.

http://pravoslavie.ru/68313.html

Corpus des Actes grecs d " ltalie du sud et de Sicilië 1: Saint-Nicolas de Donnoso (1030–1060/61)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1967. – 2: Saint-Nicodème de Kellarana (1023/24–1232)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1968. – 3: La Théotokos de Hagia-Agathè (Oppido) (1050–1064/1065)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1972. – 4: Le brébion de la métropole byzantine de Règion (vers 1050)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1974. – 5: Saint-Jean Théristès (1054–1264)/Ed. S.G. Mercati, С Giannelli, A. Guillou. Città del Vaticano, 1980. Акты Афонские/Изд. В. Регель и др. СПб., 1903–1915. 6 т. (репр.: Amsterdam, 1964–1975). Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. Пантелеймона. Киев, 1873. Своды и подборки Беневич Г.И. и др . Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия. М.; СПб., 2009. 2 т. Бибиков М.В. Byzantinorossicä Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004–2009. 2 т. Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1955–1971. 4 т. Гръцки извори за българската история. София, 1954–1980.10 т. Лидов А.М. (ред.) Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники. М., 2006. Максимов Ю.В. Византийские сочинения об исламе. М, 2006. Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М.; Л., 1964. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970. Поздняя греческая проза. М., 1960. Полякова С.В. Византийские легенды. М., 1972 (репр.: М., 1994; СПб., 2004). Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. Свод древнейших письменных известий о славянах [до IX в.]. М., 1994–1995. 2 т. Beck H.-G. Byzantinisches Lesebuch. Munchen, 1982. Βυζαντιν γγραφα της Μονς Πτμου. Τ. Α: Ατοκρατορικ κδ. Ε. Λ. Βρανοση. Τ. Β: Δημοσων Λειτουργν κδ. Μ. Νυσταζοπολου– Πελεκδου. Αθναι, 1980. Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders» Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A.C. Hero e.a. Washington, 1998–2000. 5 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литература BAVARIA SANCTA – Leben der Heiligen und Seligen des Bayerlandes/Die selige Edigna, Einsiedlerin. ;berarbeitete Fassung von 1861, auf der Grundlage von Matth;us Rader. Dr. Magnus Jocham (Bearbeiter). Электронная версия. Edigna. См.: Heilige und Selige der R;misch-Katholischen Kirche. Erster Band. — Leipzig: Vier Qullen Verlag, 1929. S. 298. Edigna, Sel. См.: Wimmer O., Melzer H. Lexikon der Namen und Heili-gen. I—nnsbruck-Wien: Tirolia-Verlag, 1988. S. 231. Schauber V., Schindler H.-M. Heilige und Namenspatrone im Jareslauf. — Augsburg: Pattloch Verlag, 1998. S.81. Sauser E. Edigna von Puch. In: Biographisch-Bibliographisches Kir-chenlexikon (BBKL). Band 16.-Bautz: Verlag Traugott, Herzberg ,1999, Sp. 431 — 432. B;ck R. Wallfahrt im Dachauer Land. — Museumsverein Dachau e.V., 1991, S. 266. Там же. Там же, с. 266 —277. Ullrich B, Kuehn S., Kuehn U. Unsere 500 ;ltesten Baoume. Exklusiv aus dem Deutschen Baumarchiv. — Muenchen: BLV Buchverlag GmbH & Co. KG, 2009. Boeck R. Wallfahrt im Dachauer Land. — Museumsverein Dachau e.V., 1991, S. 266. Холодюк А.Г. Бавария. География христианских святынь и реликвий. – ИД «АДЕФ-Украина», 2015, с.124 – 126. Zellinger I. Sie ist die Dorfpatronin von Puch. Merkur: 16.01.2021. Электронная версия. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/24/...

Вероятно, такое акцентирование роли императоров делалось специально, чтобы подчеркнуть их особый, сакральный, статус. Создается впечатление, что большинство историков относили молитвы об успешном исходе военных действий не к обычным вопросам благочестия, а к общим военным задачам, лежащим в сфере ответственности государственных институтов. Тем не менее важность и необходимость священнослужителей в обычной жизни страны «перед лицом Бога» не отрицалась и попытки императоров заявить о своей сакральной миссии вне экстраординарных случаев воспринимались отрицательно, что особенно отмечалось при критике иконоборцев. Также непонятно, были ли такие молитвы императоров их личными импровизациями, которые облекались в литературную форму уже самими историографами, или же существовали какие-либо сборники, в которые входили бы тексты, используемые в стандартных ситуациях на войне – аналоги русских воинских требников или «military prayer book», используемых на Западе. Имеющиеся источники свидетельствуют больше в пользу первого варианта. Тем не менее наиболее общие последования, вроде существующего в современном русском требнике «Последования молебного пения, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны» вполне могли находиться в различных сборниках-евхологиях, которые имелись в обиходе императоров и их свиты и брались в походы. Еще одним постоянно упоминаемым способом освящения войска перед сражением было использование особо почитаемых реликвий. В городах Византии хранили достаточно много артефактов, принадлежавших святым, Богородице и даже Самому Христу. Однако далеко не все они в равной степени использовались по случаю военных действий. Судя по всему, существовали определенные предпочтения, выделявшие некоторые святыни как «особо действенные». Попытаемся исследовать эти предпочтения. Первыми по важности для христианского мира в целом являются реликвии, связанные со смертью и воскресением Христа. Многие из них были собраны в Константинополе в особом храме-реликварии, церкви Богоматери Фаросской, которая была расположена в центре ансамбля Большого дворца, близ административного сердца страны – тронного зала (Хризотриклиния) и императорских покоев. Здесь хранились большие части Святого Креста, Терновый венец, Орудия Страстей – Копие и Гвозди, Багряницы и Погребальные пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Продолжая молча путь, он увидел выпрыгнувшую на берег большую трепещущую рыбу, и при их содействии взял ее и продал за тридцать фолл на кухню одному повару, доброму христианину по имени Катоз, рассказав при этом, как было дело, и надеясь на эти деньги приобрести шерсть, чтобы жена сшила ему одежду. Но, разрезав рыбу, повар нашел в ее внутренностях золотое кольцо и, движимый милосердием и под влиянием религиозного страха, тотчас же возвратил его старику, говоря: «Вот как одели тебя Двадцать мучеников!» Когда епископ Прейект переносил на Тибилитан-ские воды реликвии достославнейшего мученика Стефана, то к возведенному в честь его храму стеклось, теснясь окрест, великое множество народа. В это время слепая женщина попросила, чтобы подвели ее к переносившему (останки) епископу, и тот дал ей цветы, которые держал; она приняла их, приложила к глазам и тотчас прозрела. К изумлению присутствовавших, она с восторгом пошла впереди, выбирая дорогу и не нуждаясь более в проводнике. Епископ Луцилл при большом стечении сопровождавшего его народа нес раку упомянутого мученика, которая была поставлена в Синитенском замке, находящемся по соседству с Гиппонской колонией. От ношения этого священного бремени фистула, которая уже давно мучила его и ожидала руки весьма дружественного к нему врача, собиравшегося ее вырезать, вдруг зажила, так как потом он не нашел ее на своем теле. Евхарий, пресвитер из Испании, проживающий в Каламе, страдал застаревшею каменною болезнью и получил исцеление от раки вышеупомянутого мученика, которую привез ему епископ Поссидий. Тот же самый Евхарий, заболев потом другою болезнью, лежал как мертвый, так что ему уже перевязывали пальцы; заступничеством упомянутого мученика, когда была при несена от его раки и возложена на тело лежащего туника самого пресвитера, он поднялся на ноги. Там же жил некто Мартиал, человек по своему положению знатный, достигший уже преклонного возраста и питавший отвращение к христианской религии. У него была дочь христианка и зять, в том году принявший крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010