Закрыть itemscope itemtype="" > Мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы в Баварии Память 22 декабря/4 января 03.01.2024 108 Время на чтение 9 минут Святая мученица Анастасия У подножия Баварских Альп живописно расположился основанный в 739/740 году монастырь Бенедиктбоерн, названный так по имени преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского († 543 (547), память 14 марта), основателя западного монашеского ордена бенедиктинцев. Многие столетия монастырь славился как крупный духовный центр Баварии: уникальная библиотека монастыря хранит свыше двухсот ценных рукописей. В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них – реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия . C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751–1755 гг.) архитектором И.-М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо». Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/03/...

Не о выборах, но о выборе РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_90930.html 02 декабря 2011 Елена Чудинова Не о выборах, но о выборе Источник:  http://www.radonezh.ru/monitoring/15492.html Эксперт Быть может, кто-то не совсем понял, что произошло. Быть может, кто-то и совсем этого не понял. Зато некоторые, весьма хорошо все уразумевшие, нынче изнуряются в малоэстетичных корчах беснования. В страну нашу и ранее прибывали святые реликвии, к ним и ранее текли паломники, потому прибытие Пояса Божией Матери из афонского монастыря Ватопед предварительно воспринималось как событие отнюдь не из тех, что делят нашу жизнь на " до " и " после " . Ну да, посетит Россию одна из самых значительных христианских святынь. Ну да, многие православные захотят к оной приложиться. И все. Больше никому сие не интересно. Есть ведь в нашей мультикультурной и поликонфессиональной стране какие-то православные. Вот пусть и тешатся. Чего им еще: даже самоглавнейшие дуумвиры наверняка почтят прибытие реликвии на самый что ни на есть православный манер. (Что, замечу в этих скобках, для глав " мультикультурно-поликонфессиональной " страны несколько странно. Французы последовательнее будут. Сарко нипочем не посетит мессы в официальном порядке. Оттого у иностранных христиан, излишне обремененных логическим мышлением, довольно часто возникают на наш счет необоснованные иллюзии.) Словом, никто по поводу прибытия реликвии особо не напрягался. Нам ведь давно и телевизионно рекут, что массовые проявления религиозного чувства в XXI столетии естественны и нормальны исключительно для магометан, что православие в России " утратило пассионарность " , что нас давно " разъела бездуховность " . Нам и самим известно, что сервилизм официального православия не вызывает народных восторгов, что многие из заявляющих себя православными ограничиваются лишь походами во храм на Пасху да венчаньями-крестинами, порою и лба правильно не перекрестят. Да, не перекрестят, да, не постятся, еще сотня всяких неприятных " да " . Ну а чего мы ждали после семи десятков лет планомерного истребления в народе всего, связанного с исторической Россией, и двух десятков лет наведения легкого православного глянца на неприглядье нерешенных проблем?

http://religare.ru/2_90930_1_21.html

Л.П. Бельский Из истории паломничеств русских. Антоний, архиепископ новгородский, путешествовавший в Царьград в конце XII века, в своем сочинении или «Паломнике», оставил нам памятник весьма важный в истории Византии. Ни один из древних путешественников в Константинополь не только русских, но и иностранных, не дает такого подробного описания цареградских святынь. Антоний обращал внимание почти исключительно на церкви и священные реликвии. Он не счел нужным внести в свой паломник даже Юстинианову колонну или сплетшихся змей Льва Мудрого , о которых упоминают другие наши паломники. Весь интерес его сосредоточивается на монастырях и церквях, которых он записал в довольно крупном числе 97-ми. В каждой из церквей он старательно перечисляет все реликвии и чудотворные иконы; священных предметов в св. Софии насчитывает он 55, в малой придворной церкви 27; при этом в конце своего сочинения он делает оговорку, что «от многих святых еще ничто же написах». Подробность изложения, изложения правдивого с одной только целью, чтобы читатели «поревновали тех святых житию, ихже память есть написана», ставит сочинение Антония в ряд важных свидетельств для истории византийской церкви, притом в ту эпоху, когда столица восточной империи еще не была разграблена крестоносцами. XI-й, XII-й века были тем временем для Византии, когда жизнь ее шла по инерции путем предшествовавших веков, и то, что дали ей эти века, далеко еще не было уничтожено. Искусство византийское еще давало направление всему христианскому искусству этих веков. Рисунки и шаблоны изготовлялись в Константинополе для Венеции, для Сицилии, Неаполя, древнерусских соборов Киева и Новгорода. Но эти века были уже веками упадка византийской культуры. Императоры византийские имели так много дела с турками, с крестоносцами в Палестине, в Далмации на Дунае, что мало могли делать для столицы. Ослабел и почти исчез надзор за городскими зданиями. В 1095 году остановились крестоносцы у стен Византии, через два года целый Влахернский квартал был ими сожжен, и затем уже с каждым годом то правильные армии, то полчища располагаются у стен столицы Восточной империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно ли доказать подлинность святынь? Дары волхвов — сомнительная реликвия или символ любви ко Христу? 13 января, 2014 Дары волхвов — сомнительная реликвия или символ любви ко Христу? Многие мощи, которые хранятся тут у нас в Константинополе, весьма сомнительного происхождения. Богомольцы же, прикладываясь к мощам, обоняют точимые многочудесные благовония. Их вера придает мощам подлинность, а не мощи придают подлинность их вере. Умберто Эко, «Баудолино» Если читатель думает найти в статье ответ на вопрос, стоять ли ему во многочасовой очереди к  дарам волхвов или нет, то он может не тратить свое время на этот текст. Почитание святынь  — личное дело каждого. Гораздо интереснее ответить на вопрос о том, можно ли в принципе установить подлинность того или иного артефакта, лежащего в московском храме или афонском монастыре. В эпоху Средневековья, в Византии, на латинском Западе и в других местах достаточно часто можно было встретить реликвии очень сомнительного происхождения. Если храм, монастырь или город обладал мощами почитаемых святых или артефактами, связанными с земной жизнью Спасителя, Богородицы, Иоанна Предтечи или апостолов, то его престиж резко повышался, паломники приносили немалый доход в церковную и светскую казну, а самолюбие покровителя обители было полностью удовлетворено. Святыни также можно было приносить в подарок правителям, получая взамен большие деньги или другие ценности. После падения Константинополя в 1453 году Русь пережила настоящее нашествие настоящих и фальшивых посланцев христианских Церквей Востока и, прежде всего, греков, стремившихся получить богатые пожертвования в обмен на привезенные реликвии. Дьякон Павел Алеппский, побывавший в Москве b XVII веке в свите антиохийского патриарха Макария III, рассказывал, что «московиты» следили за всеми приезжими и их поведением, долго проверяли их верительные грамоты и записывали суммы своих подарков: «Что касается белых священников из иностранцев, прибывших из далеких стран просить царскую милостыню…. Вот что достается на их долю в начале (по приезде) и в конце (при отъезде), как мы видели это собственными глазами, ибо у московитов все это записывается в книги с давних времен, и они не делают никаких изменений, не убавляют и не прибавляют. Всякий раз по приезде патриарха, митрополита, архимандрита, священников или бедняков, они записывают, что им дано, и отмечают время; когда приезжают потом другие, они смотрят на прежнюю запись и поступают по ней».

http://pravmir.ru/dary-volxvov-i-dary-ch...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней В Россию в октябре впервые привезут Пояс Пресвятой Богородицы В Россию в октябре впервые привезут Пояс Пресвятой Богородицы Святыню впервые привезут на территорию РФ для поклонения православных верующих. Глава РЖД, который по совместительству возглавляет фонд «Центр национальной славы», сообщил, что священный синод Святой горы Афон согласился привезти Пояс Пресвятой Богородицы в Россию. Реликвию планируют доставить в октябре этого года, передает агентство Интерфакс. «Для верующих, всех русской православной церкви это станет большим и радостным событием» — прокомментировал событие Якунин. Пояс Пресвятой Богородицы — христианская реликвия, по преданию принадлежавшая Деве Марии. В честь святыни Православная церковь празднует 31 августа «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы». По преданию, Дева Мария отдала пояс перед смертью двум иерусалимским вдовам, которые хранили реликвию и передавали из поколения в поколение. Позже пояс был помещен в золотой ковчег в Халкопратийскую церковь в Константинополе, где хранился вплоть до падения города. Сейчас различные части святыни хранятся в монастыре Ватопед на Афоне, монастыре Троодитисса на Кипре и в Влахернской церкви в Грузии. 20 октября прибудет в Россию (Питер - Екатеринбург- и далее...) Честной Пояс Богородицы. Афон, Ватопед 12 сент совершается бдение великой святыне - Честному Поясу Богородицы. Это важнейший панигер монастыря Ватопед. 20 октября Пояс отправится в Россию и можно будет поклониться ему в течении двух недель. Приложение к Честному Поясу Богородицы после молитв и чтения канона - неповторимое переживание... слова такого не имею. Особенно женщинам - на Афон им нельзя. Приготовьтесь - и соприкоснетесь - и получите помощь... Спаси нас Святая Дева Мария. Пояс Богоматери помогает неплодным Самое древнее описание: Между драгоценными и, можно сказать, бесценными святынями афонского Ватопеда замечательнее пояс Божией Матери. Кто бы из вас, друзья, не пожелал видеть этот залог нашего общения с Царицею Небесною и наших самых близких и постоянных к Ней отношений? У нас, на Святой Горе, - пояс Богоматери!.. Бесценная святыня! Заветное наследство наше от Матери Божией!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=81...

Содержание Привоз в Москву иконы Иверской Богоматери Привоз в Москву главы св. Григория Богослова Копия рекомендательной и свидетельствованной грамоты о св. мощах, принесенных с острова Крита сюда, в Константинополь. Привоз в Москву иконы Богоматери Влахернской Паисий милостию божиею архиепископ Константинополя Нового Рима и вселенский патриарх. Ватопедские святыни – Животворящий Крест и глава св. Иоанна Златоуста – в Москве     XVII век в истории греческо-русских связей – время наибольшего сближения России и Христианского Востока. Именно в этом столетии происходят процессы, которые приводят, с одной стороны, к осознанию Россией, особенно после основания в 1589 г. Московского патриархата, своей роли в восточно-христианском мире, к формированию устойчивых, глубоких балканских интересов внешней политики Русского государства, а с другой – к созданию в среде порабощенных греков системы представлений о решающей роли России в деле их освобождения от турецкого ига. Связывая все свои надежды с Севером и опираясь на его политическое и экономическое могущество, православный Восток стремится – в силу своих возможностей – всячески содействовать укреплению России как великой христианской державы. «Материальным» выражением этого является тот непрекращающийся поток мощей святых Восточно-христианской церкви, чудотворных и иных икон, св. мира, других почитаемых в среде верующих предметов, который течет в Московию на протяжении всего XVII столетия. Святыня Христианского Востока переносится, таким образом, на русскую почву – ради ее спасения от рук неверных «агарян», ради укрепления святости Русского государства. Начало этого движения священных реликвий, икон и пр. с православного Востока в Россию относится ко второй половине XVI в., но его апогей приходится на время правления царя-грекофила Алексея Михайловича (1645–1676) и патриарха-грекофила Никона (1652–1658). Несомненно, важнейшими событиями при этом стало принесение в Москву чудотворных икон Иверской и Влахернской Богоматери, главы св. Григория Богослова и главы св. Иоанна Златоуста , Животворящего Креста Господня. Некоторые представители греческой церкви, в частности, бывший константинопольский патриарх Афанасий Пателар или антиохийский патриарх Макарий, восприняли появление в русской столице наиболее почитаемых на Христианском Востоке священных реликвий как знак свыше о наступлении того времени, когда русский царь должен вернуть Константинополь христианам и объединить под своей рукой весь православный мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

     Упадок церковной жизни на Западе — миф или реальность? Немецкий церковный историк, автор сорока монографий, известный исследователь христианских святынь Михаэль Хесеманн убежден, что этот упадок имеет место и возрождения христианства можно ждать только из России. Чтобы следовать христианской традиции, убежден ученый, нужно знать и почитать ее святыни. Крест ученого — Михаэль, осенью 2016 года вы приезжали в Россию для встреч и лекций, в том числе в Санкт-Петербургской духовной академии. Сколько лет вы занимаетесь изучением христианских святынь? С чего всё началось? — Мой отец очень любил церковное искусство. В начале 1990-x я увидел в антикварном магазине в Мюнхене красивый барочный реликварий — с частицей Святого Креста, по уверению продавца. Купив его в подарок отцу, я этой вещью очень заинтересовался. Мне захотелось узнать об истории Святого Креста вообще и об этой реликвии в частности, понять — это на самом деле древняя реликвия или просто символ, щепка? Есть ли какая-нибудь возможность установить её подлинность? Одна из частей Святого Креста хранится в базилике Санта-Кроче в Риме. Базилика построена еще во времена святой Елены, и если где-то может находиться Святой Крест, то наверняка там, поскольку об этом сохранились письменные свидетельства. Я отправился в Рим. Тогда я и увидел в первый раз святыни, найденные царицей Еленой, — часть Святого Креста, гвоздь и табличку с надписью, которая была прикреплена к Кресту. Я спросил настоятеля церкви Санта-Кроче, делал ли кто-то анализ надписи на табличке. Он сказал, что никто, но это возможно и нужно лишь получить разрешение от Академии наук Ватикана. Я послал запрос и получил такое разрешение. Реликвию вынули из реликвария, я сфотографировал её. Шел 1997 год. — Что вам удалось узнать? — Титло, то есть табличка с Креста, на котором распяли Иисуса Христа, была найдена святой Еленой в Иерусалиме и разделена на две части, одну из которых доставили в Рим, где она и хранится до сего дня. Она представляет собою часть доски размером 25 на 14 сантиметров, толщиной 2,6 сантиметра, весит она 687 граммов, содержит три строки. Первая строка в основном утрачена. Вторая содержит греческие буквы, третья латинские, причем слова написаны справа налево. По мнению авторитетных ученых, это свидетельство подлинности реликвии, поскольку так мог написать только человек семитского происхождения. Скорее всего, надпись диктовал римский офицер, а писал писец семитского происхождения.Сокращение имени «Иисус» до буквы «И» типично для римских, латинских надписей. Надпись «Назаринус» тоже свидетельствует о подлинности: изготовитель подделки, живший в более поздние времена, написал бы так, как написано в Евангелии. Об этом я выпустил книгу.

http://pravoslavie.ru/105247.html

Легенда о царе Авгаре Подготовка текста, перевод и комментарии Ε. Η. Мещерской Цикл легенд об эдесском царе Авгаре принадлежит к числу апокрифических сказаний, которые получили широкое распространение у всех христианских народов. Первоначальная письменная фиксация легенды о переписке Авгара с Христом восходит ко времени правления Авгара VIII Великого (177–212 гг.) – царя небольшого эллинистического государства Осроэна, располагавшегося в северо-западной Месопотамии. Эта запись по своей форме может быть отнесена к документам «царского архива» и ее литературное оформление связано с утверждением в сирийской Осроэне христианства в конце II–haчaлe III в. н. э. В качестве идеологического обоснования процесса христианизации легенда положила начало серии аналогичных сказаний, наличествующих в различных христианских литературах и посвященных теме обращения монарха и подвластного ему народа в новую веру. Славянские версии легенды об Авгаре разнообразны и существуют во многих редакциях. Мы публикуем здесь версию легенды, дошедшую в рукописи XIII века, и представляющую собой своеобразный перевод-переделку греческого оригинального текста, который был составлен в связи с историческими событиями 944 г. (см. сн. 12 к тексту Легенды). Уже в 30-е годы X в. благодаря успешным действиям византийского полководца Иоанна Куркуаса, Византии удалось отвоевать у арабов города Мелитину и Самосата. Создалась непосредственная угроза арабской Сирии. Все это заставило эмира г. Эдессы заключить с византийцами «вечный» мир и передать им пользовавшуюся громкой известностью на Востоке святыню – нерукотворенный образ Иисуса Христа. Отвоевание реликвии должно было символизировать успехи Византии в борьбе с арабским миром, возвещать грядущие новые победы. Поэтому перенесение образа и встреча его в Константинополе были обставлены весьма торжественно. Это событие описали арабские и византийские историки: Яхья Антиохийский, Продолжатель Феофана и Продолжатель Георгия Амартола. В честь доставки иконы в Константинополь греческая церковь установила специальный праздник, отмечаемый 16 августа (так называемый «третий Спас»). Греческая рукописная традиция сохранила несколько литературных произведений, посвященных столь знаменательному событию: «Повесть» псевдо-Константина и два текста минейно-синаксарной традиции, которые являются сокращенным изложением «Повести». Однако изучение славяно-русских рукописных материалов, связанных с легендой об Авгаре, позволяет предположить существование на греческом языке еще одной синаксарной версии сказания о перенесении образа Христа в Константинополь. Сам греческий оригинал, видимо, до нас не дошел, но его славяно-русские переводы известны по нескольким спискам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почитание Богородицы развивалось прежде всего в Палестине. С городами Назарет, Вифлеем и Иерусалим были связаны важнейшие события жизни Богородицы, там хранились Ее реликвии и Ее первые иконы. В этих памятных местах были построены храмы в честь Благовещения и Рождества Христова. Значительным центром почитания Богородицы был Константинополь, где собирались древнейшие богородичные иконы и святыни, сооружались храмы в Ее честь, а город мыслился под покровом Пресвятой Девы. После III Вселенского Собора почитание Богородицы получило широкое распространение во всем христианском мире. С VI в. немаловажную роль в почитании Богородицы играют иконы Божией Матери. Основные типы образов Богородицы сложились уже в доиконоборческий период, самые ранние находятся в росписях римских катакомб: изображение сидящей женщины с обнаженным младенцем на руках в кубикуле Велато катакомб Присциллы (2-я пол. II в.– 1-я пол. III в.) трактуется как образ Богородицы; также в катакомбах Присциллы сохранилась фреска, представляющая Богородицу на престоле в сцене «Поклонение волхвов» (IV в.). Определяющую роль в сложении иконографического типа «Богородица на престоле» сыграли росписи церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432–440), где впервые в христианском искусстве это изображение было представлено в конхе апсиды (не сохр.). Образ Богородицы на престоле, помещаемый с V в. в конхах алтарных апсид, заменил располагавшиеся там в более раннюю эпоху изображения Иисуса Христа (собор св. Евфразиана в Порече (Хорватия), 543–553; церковь Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.). Изображения Богородицы с Младенцем на престоле встречаются также на стенах центральных нефов базилик (Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, VI в.; вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в.; Феликса и Адавкта в катакомбах Присциллы в Риме, VI в.), на иконах (напр., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), а также в произведениях мелкой пластики (напр., ампулы Монцы (сокровищница собора св. Иоанна Предтечи в г. Монца в Италии), диптихи (аворий, VI в., Гос. музеи Берлина)).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 2 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Доникейское христианство (100 – 325 г. по Р. Χ.) Содержание Второй период доникейское христианство. Век гонений и мученичества от смерти апостола Иоанна до Константина Великого 100 – 325 г. по P. X. Предисловие к русскому изданию Предисловие к пятому изданию Предисловие к третьему, пересмотренному изданию Предисловие ко второму изданию Введение §1. Литература о доникейском периоде §2. Общий характер доникейского христианства Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы §4. Препятствия и помощь §5. Причины успеха христианства §6. Средства распространения §7. Распространенность христианства в Римской империи §8. Христианство в Азии §9. Христианство в Египте §10. Христианство в Северной Африке §11. Христианство в Европе «Империя движется на запад». Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан §12. Литература §13. Общий обзор Размах гонений Следствия Религиозная свобода §14. Гонения со стороны иудеев Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Талмуд §15. Причины гонений со стороны Рима Веротерпимость Рима Нетерпимость Рима Что мешало терпимому отношению к христианству §16. Положение церкви до правления Траяна §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X. Мученичество Поликарпа §20. Гонения при Марке Аврелии. 161 – 180 г. по P. X. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. §22. Гонения при Деции и Валериане, 249 – 260 г. по P. X. Мученичество Киприана §23. Временная передышка. 260 – 303 г. по P. X. §24. Гонения Диоклетиана. 303 – 311 г. по P. X. §25. Эдикты о веротерпимости. 311 – 313 г. по P. X. §26. Мученичество христиан §27. Возникновение поклонения мученикам и реликвиям Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература §29. Литературная оппозиция христианству §30. Иудейская оппозиция.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010