Здесь Он почувствовал великий страх, ожидая Своих страданий и смерти, начал скорбеть и тосковать. Тогда Он говорит этим троим ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и помолитесь со Мною!» – отошел от них немного, пал на колена, приклонился к земле лицом Своим и начал молиться так: «Отец Мой! Если это возможно и угодно Тебе, – пронеси мимо Меня эту чашу! (Так Он называл Свои скорби, муки и смерть). Впрочем, пусть будет не как Я хочу, а как Ты!» Помолившись так, И. Христос пришел к троим ученикам и застал их спящими. «Вы спите? – сказал Он, – встаньте, молитесь, чтоб не впасть вам в искушение (в грех)!» – и снова пошел на то же место молиться. «Отец Мой! Если нельзя, чтоб эта чаша прошла мимо Меня, – пусть будет Твоя воля.» – говорил Спаситель в этой молитве. Потом в другой раз подошел к ученикам и опять увидел, что они спят: глаза их совсем отяжелели от печали. Спаситель отошел от них и в третий раз стал молиться по-прежнему. Его тоска и муки душевные были так велики, а молитва так усердна, что с Него падал на землю пот, как кровавые капли; Ангел Господень явился Ему с неба и подкреплял Его. Облегчивши Свою душу молитвою, Спаситель подошел к троим ученикам, разбудил их и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено! Наступило время, – Сын человеческий (это Он говорит о Себе) отдается в руки грешников; встаньте, пойдем, вот идет предатель Мой!» Только-что Он сказал эти слова, – показались в саду Иуда и с ним толпа людей с фонарями, светильниками, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные иудейскими начальниками схватить И. Христа. Иуда знал, где И. Христос будет в эту ночь, обещался показать начальникам это место, свести туда их слуг и указать им Самого И Христа (самим им трудно было бы в темноте распознать И. Христа от учеников Его). Но Иуде все-таки не хотелось показать себя пред И. Христом и учениками Его предателем и потому он наперед уговорился с воинами дать им такой изменнический знак: «Кого я поцелую, того и берите.» Спаситель Сам пошел к воинам навстречу и спросил их: «Кого вы ищете?» Те отвечали: Иисуса Назарянина.» «Это Я самый,» – сказал И.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Хозяину дома это не понравилось; он был гордый человек, считал себя праведником и такой грешнице не позволил бы дотронуться до себя; потому он осудил в душе своей И. Христа, зачем Он допускает к Себе эту женщину. Спаситель увидел, что думает хозяин дома, осудил его гордость и сказал ему, что эта женщина гораздо больше показала любви к Нему, Спасителю, и оттого гораздо больше достойна Его милости, чем он, Симон. «Посмотри на эту женщину, – сказал ему И. Христос; – Я пришел к тебе в дом, ты воды не подал Мне на ноги, а она слезами омыла и волосами головы своей отерла Мои ноги; ты целования Мне не дал, а она не переставала целовать Мне ноги с тех пор, как Я пришел сюда; то маслом не помазал головы Моей, а она миром облила Мои ноги. А. потому, сказываю тебе: прощаются ей многие грехи ее за то, что она много возлюбила Меня.» 30 Затем, обратившись к грешнице, И. Христос сказал: «Прощаются тебе грехи твои; иди с миром!» И пошла женщина утешенная и обрадованная великою милостью Спасителя. Однажды И. Христос проходил через некоторый город (Иерихон). В этом городе жил один старшина над мытарями, по имени Закхей – человек грешный, наживший богатство свое неправедными путями. Он очень желал хоть издали посмотреть на И. Христа, но не мог этого сделать из-за множества народа, шедшего с Христом, потому что мал был ростом. Тогда Закхей забежал вперед по дороге и взлез на дерево (смоковничное), мимо которого И. Христу надобно было проходить. Спаситель, поравнявшись с деревом и увидевши Закхея, сказал ему: «Закхей! Слезь скорее, – сегодня Мне надобно быть у тебя в доме». Закхей сейчас же слез и принял у себя И. Христа. То, что Спаситель не погнушался посетить его дом, весьма обрадовало и тронуло Закхея: он считал себя не стоящим такой великой чести и милости Христовой. Вот как он отблагодарил за это Спасителя. Ставши перед Ним, Закхей сказал: «Господи! Половину имения моего я раздам бедным, а кого обидел я, – вчетверо заплачу тому». Спаситель принял от этого грешника одно твердое обещание его и ответил: " Сегодня пришло спасение этому дому; Я для того и пришел на землю, чтобы спасать погибающие грешные души».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Согласно толкованию прп. Никодима, образы этого тропаря заимствованы из слов Псалтири и Книги пророка Исаии, в которых справедливо можно увидеть пророчество о сошествии Христа во ад: Пс 145:7 – « Господь разрешает узников » (« Господь решит окованныя » по-славянски) и Ис 49:8–9 – « во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: “ выходите ” , и тем, которые во тьме: “ покажитесь ”». Добавим к этому, что о сошествии Христа во ад говорится в 1-м Послании Петра: « потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал » (1 Пет 3:18–19). Пасху хваляще вечную – снова обращение к значению слова «пасха» как «переход». Как при Моисее Господь вывел народ израильский из Египта, так и Христос выводит узников из ада. Песнь 5, тропарь 2 Церковнославянский Перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота) Подстрочник Перевод Е. Ловягина Приступим свещеноснии,/исходящу Христу из гроба, яко жениху,/и спразднуем любопразднственными чинми/Пасху Божию спасительную. Приблизимся со светильниками в руках ко Христу,/выходящему из гроба, как жениху,/и отпразднуем вместе/с торжествующими Небесными полками/Пасху Божию спасительную. Приблизимся/приступим, носящие светильники, к Христу, выходящему из гроба, как к жениху, и будем праздновать вместе с любящими празднества чинами Пасху Божию спасительную. Со светильниками в руках пойдем во сретение Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно-празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху. В этом тропаре песнописец обращается к образам притчи о 10 девах, применяя их к празднованию Пасхи, которое по обычаю с древности сопровождалось зажиганием большого числа светильников. « Прекрасно у нас и вчера блистало и осиявалось все светом, каким наполнили мы и частные дома, и места общественные, щедрыми огнями просветив ночь » – говорит в Слове на Пасху святитель Григорий Богослов. Притча о 10 девах, как и все притчи 25-й главы Евангелия от Матфея, носит, как известно, эсхатологический характер. Применение образов этой притчи к исхождению Христа из гроба подчёркивает эсхатологическое значение Воскресения Христова как начала нового творения (ещё более явно это будет подчёркнуто во 2-м тропаре 7-й песни).

http://blog.predanie.ru/article/obyasnen...

31–32 ст. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в ночь сию, ибо писано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада ( Зах.13:7 ); по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. По выходе из горницы Сионской Господь со скорбью сказал Своим ученикам, что они не устоят в твердом исповедании того, что Он есть Истинный Мессия, Христос Сын Божий, убоятся и оставят Его. Но чтобы убедить учеников всегда внимать писанию, а с другой стороны, чтобы показать, что Он страдает по воле Божией, Спаситель указывает на то, что все совершается так, как было предсказано пророком: «Поражу Пастыря и рассеются овцы стада» ( Зах.13:7 ). Это значит, что Иудеи убьют Христа по допущению Божию. Спаситель назван здесь Пастырем, а все верующие в Него – овцами. А чтобы ободрить учеников Спаситель сказал им, что по воскресении Своем соберет их снова, как робкое стадо, около Себя в Галилеи, где Он действительно и явился ученикам по воскресении ( Мф.28:16 ). 33–35 ст. Отвечая Петр сказал Ему: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все ученики сказали. Хотя самонадеянность Петра происходила из его пламенной любви к Господу, тем не менее она требовала сильного внушения, ибо могла вести к тщеславию и гордости. Для уврачевания последних недугов Господь попускает своих учеников пасть, дабы научить их не полагаться на свои только силы, а уповать на помощь Божию. Господь предсказал о троекратном отречении Петра, чтобы показать, как слаб бывает без помощи Божией даже самый твердый человек. 36-й. Тогда приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: сидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. К востоку от Иерусалима по глубокой долине протекал поток (Кедронский). За потоком при подножии горы Елеонской находился сад Гефсиманский. Сюда любил уединяться Господь наш Иисус Христос с учениками своими. Здесь Он часто беседовал в молитве с Отцом своим Небесным. Сюда же пришел Спаситель с апостолами после Тайной вечери в ночь перед Своими страданиями. И как в раю сладости, в саду Едемском, совершилось грехопадение первого Адама, так здесь в саду Гефсиманском начинаются искупительные страдания второго Адама Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Ученики смутились от этих слов, стали смотреть друг на друга, не понимая, кто такой между ними предатель, и начали один за другим спрашивать Иисуса Христа: «Господи, не я ли?» – Спаситель ответил: «Предаст Меня один из вас, обмакивающий со Мною руку в блюдо». (У евреев, когда ели за столом, обмакивали куски хлеба в одно блюдо). «Но горе этому человеку! Лучше бы ему не родиться на свет». Ученики все-таки не понимали, кто предатель, потому что руку с хлебом протягивали к блюду все. Один из них, св. Иоанн Богослов, приклонившись к груди Христа, тихонько спросил Его: «Кто это, Господи! – Христос так же тихо ответил ему: «Тот, кому Я, обмакнувши, подам кусок хлеба», – и подал его Иуде, при этом сказал ему: «Делай же скорее свое дело». Прочие ученики не поняли этого намека и подумали, что Спаситель посылает его что-нибудь купить для праздника, либо раздать нищим милостыню. Иуда принял кусок и так же, как и прочие, осмелился спросить Христа: «Учитель, не я ли предатель твой?». Христос ответил ему: «Да, ты сказал!». После этого Иуда больше не оставался в горнице, – пошел к еврейским начальникам делать то, о чем сговорился с ними. А была уже ночь. Когда ушел Иуда, Спаситель берет один обыкновенный пшеничный хлеб, благословляет его, разламывает на части и, подавая ученикам, говорит: «Примите, ядите, сие есть тело Мое за вас ломимое». Потом берет чашу с виноградным вином, разбавленным водою и, подавая ее ученикам, говорит: «Пейте из нее все, это кровь Моя за вас и за многих проливаемая во оставление грехов». И прибавил такое повеление: «Так вы делайте для воспоминания обо Мне». По заповеди Спасителя мы, христиане, всегда делаем это за обедней и будем делать до кончины света. Кто не ходит по праздникам к обедни, по лености или из-за своих житейских хлопот тот, значит, не хочет воспоминать о Спаситель, как Он Сам заповедал ученикам Своим. А кто самовольно не причащается ни разу в год, для того, стало быть, ничего не значит этот величайший дар Божий – Тело и Кровь Его, тот не дорожит своим вечным спасением, для которого Христос и оставил нам такой дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

С братом своим он закинул сеть и поймал такое множество рыбы, что сети рвались. Позвал на помощь своих товарищей рыболовов, Иакова и Иоанна, которые были неподалеку в лодке своей, вытащил рыбу и нагрузил ею две лодки так, что они чуть не тонули. Такой необычайный, чудный улов навел великий страх на Симона и его товарищей; он на коленях стал просить Иисуса Христа: «сойди с моей лодки, Господи, я человек грешный» (т. е. не стою того, чтобы Ты был у меня). Спаситель сказал ему: «не бойся, с этих пор ты будешь людей ловить», это значит: ты будешь учить людей вере Христовой, вести их в царство небесное. Тоже сказал Он и товарищам его и все они тут же оставили лодки и свой промысел и стали всегда ходить с Иисусом Христом. Симон еще раньше того знал Спасителя, был учеником Его и получил от Него другое имя – Петр, что значит камень, потому что Симон крепко веровал во Христа. Иаков и Иоанн, названный у нас Богословом, были братья; вместе с Петром они были самыми близкими учениками Спасителя. Андрей, брат Петра, называется у нас первозванным, потому что его первого позвал Христос быть учеником Своим. На озере Тивериадском Спаситель укрощал Своим словом бурю. Однажды, переплывая его на лодке с учениками Своими, Он заснул на корме лодки. Поднялась сильная буря, лодку заливало волнами. Испуганные ученики начали будить Иисуса Христа и сказали Ему: «Учитель! мы гибнем, спаси нас!». А о том и не думали, что Иисус Христос – Владыка неба и земли, что с Ним не погибнут они. Спаситель, проснувшись, сказал им: «Что вы испугались, маловерные?». Потом обратился к воде и ветру с таким повелением: «затихни, перестань». И вдруг буря затихла и волны улеглись. По Тивериадскому озеру Спаситель много раз переезжал в лодке с учениками Своими и однажды ходил по нем как по твердой земле. В св. евангелии говорится об этом так. В один вечер Он велел ученикам Своим переехать на лодке на другую сторону озера, а Сам пошел в пустынное место молиться. Была ночь. На озере поднялся навстречу им сильный ветер; сделалось волнение, лодку било волнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Крестный путь Христов Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. 3 апреля, 2010 Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. Немецкий городок Прюм располагается вокруг древнего христианского монастыря. История монастыря тесно связана с династией Каролингов: в 8-м веке король Пипин Короткий привез из Рима в сбор Прюма сандалию Христа, так это место стало на многие века местом особого почитания — сотни тысяч паломников на пути к мощам св. ап. Иакова в Сантьяго де Компостелла обязательно приходили поклониться сандалии Христовой. И сегодня в этот католический собор, освященный во имя Христа Спасителя, приезжают большие православные паломнические группы, чтобы поклониться святыне. Не стало исключением и паломничество корреспондентов Правмира вместе с паломническим центром св. апостола Фомы в Германии — на несколько часов мы прибыли в Прюмо. Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас. Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?  И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

http://pravmir.ru/krestnyj-put-xristov/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010