святоотеческим терминам (μεταβολ, μεταποησις, μεταστοιχεωσις и др.): «Но так как временами являлись многие еретики и отрицали существенное и реальное преложение в таинстве [Евхаристии] хлеба и вина в Тело и Кровь Господа... и пользовались многозначными словами и софизмами для уловления простейших, Церковь, в конце концов, с целью более ясного изложения сокрытой в таинстве истины, в силу собственной власти и обычая, призвав Пресвятого Духа, воспользовалась словом «пресуществление», ничего другого через него не обозначая, нежели то самое, что и [слово] «преложение» означает в таинстве». Собором были провозглашены анафемы отрицающим слово «пресуществление», «собственное и подлинное [слово] нашего священного учения, которое благочестивыми учителями Церкви православно было записано и произнесено». Вскоре соборное определение было переведено на слав. язык и процитировано в догматическом послании, т. н. изъявлении, Московского патриарха Адриана (см.: Бернацкий. 2007). Хотя Кариофил и подписал соборный томос, однако не изменил своих воззрений (как это следует, напр., из письма (июль 1692) к Константинопольскому патриарху Дионисию IV, в котором он снова отверг термин «пресуществление») и в конце концов вынужден был покинуть Константинополь и эмигрировать в Валахию, где и скончался после 1693 г. По возвращении в апреле 1702 г. архим. Хрисанфа из 2-й миссии в Россию Досифей Нотара рукоположил его во епископа и поставил митрополитом Кесарии Палестинской, определив его т. о. своим преемником. В конце жизни Досифей Нотара посетил родину, на что указывает надпись на табличке в ц. свт. Николая в Эксохи. Надпись сообщает, что храм был отреставрирован и благоукрашен на средства Досифея Нотары Патриарх скончался в метохии Св. Гроба Господня в Константинополе и был похоронен в пригородном монастыре св. Параскевы. В конце лета - осенью 1715 г. останки Досифея Нотары его преемником патриархом Хрисанфом были перенесены в Палестину, в монастырь св. Сорока мучеников Севастийских - традиционное место упокоения Иерусалимских патриархов (ελδημος. 1982. Σ. XLII-XLIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

м. относятся к нач. 50-х гг. XVII в. Патриарх Досифей II Нотара в 1706 г. писал, что грузинские мон-ри «лежали в запустении» 40 лет, однако эта цифра не соответствует промежутку от нач. 50-х гг. XVII в. до 1685 г., когда Досифей II уплатил грузинские долги и «расконсервировал» мон-ри. Интерьер кафоликона Интерьер кафоликона Вопрос о помощи груз. мон-рю обсуждали Иерусалимские патриархи, побывавшие в Грузии: Феофан (1645), Паисий (1660) и Досифей II Нотара ( Досифей II Нотара. 1866. С. 186-190; Цагарели. 1888. С. 70). Еп. Тбилисский Иессей, игумен монастыря Цаленджиха Иларион, католикосы-патриархи Вост. Грузии Доментий IV (Багратиони) и свт. Иосиф (Джандиери) несколько раз пытались помочь мон-рям, но посылаемые деньги пропадали. В 1681 г. патриарх Досифей II и царь Картли Георгий XI заключили соглашение, согласно которому Досифей II обещал помочь грузинам покрыть долги грузинских монастырей на Св. земле. В 1682 г. он, прибавив к собранным в Грузии деньгам свою сумму, выплатил долги и проценты. Мон-ри были отремонтированы, в 1685 г. был выкуплен К. м., возобновилось богослужение ( Мамиствалишвили. 2002. С. 41). Царь Картли и его дом, католикос-патриарх Вост. Грузии Николай IX (Амилахвари) и картлийские вельможи обещали вернуть Досифею потраченные им средства (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 26-27). Патриарх какое-то время был готов безвозмездно вернуть К. м., мон-ри свт. Николая Чудотворца, святых Феодора Стратилата и Феодора Тирона, вмч. Георгия Победоносца в Еврейском квартале на Сионе, свт. Василия Великого присланному из Грузии игумену при условии, что у того хватит средств на содержание обителей (Грамота 1706 г. к царю Картли Вахтангу VI). В письмах патриарха Досифея упоминаются имена настоятелей К. м. того времени: Гавриила (Гегенавы), убитого турками, Иосифа (Бараташвили; 1663-1666); Мелетия (Цулукидзе), Николая (Цулукидзе; 1666-1675), Николая (Амилахвари; с 1675), Христофора (Мухранбатони; 1683-1688). Эти сведения вызывают много вопросов: как могло сохраняться преемство настоятелей К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Ιστορα. XII 4. 1-3; ελικνης. 1904. Σ. 377-389). Ввиду того что в последующие десятилетия синаиты не оставляли попыток получить еще большую автономию (в 1689 они добились того, что Синай был взят под попечительство России - см.: Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. монастырю св. Екатерины на Синае//Россия и христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 434-450), Досифею Нотаре, видевшему в этих попытках угрозу его юрисдикционной власти, не раз приходилось возвращаться к этой проблеме, прибегая к поддержке Константинопольских патриархов Иакова и Каллиника II. После того как проходивший летом 1690 г. в Константинополе Собор был сорван архиеп. Ананией при помощи тур. властей и Досифею Нотаре пришлось бежать в Адрианополь (Legrand. Bibl. hell. XVIIe. P. 34), он с патриархом Каллиником II добился у великого везира решения о невмешательстве тур. властей во внутрицерковные противостояния. Синайский конфликт был исчерпан лишь со смертью архиеп. Анании 30 июля 1692 г. При посредничестве валашского господаря Константина Брынковяну в 1695 и 1696 гг. произошло примирение Досифея с Синайским архиеп. Иоанникием: синаиты признали юрисдикцию Иерусалимского Патриархата, а Досифей Нотара согласился с архиерейским титулом Иоанникия и подтвердил автономию Синая, утвержденную Константинопольским Собором 1575 г. По прибытии в Иерусалим в качестве патриарха в марте 1671 г. Досифей Нотара энергично занялся реставрацией храма Рождества Христова в Вифлееме. Обновление отреставрированного храма послужило поводом для одной из важнейших церковно-политических инициатив Досифея Нотары - созыва Иерусалимского Собора 1672 г., в котором приняли участие митрополиты Петрский Дорофей, Назаретский Парфений, Птолемаидский и Сидонский Иосафат, Вифлеемский Неофит, архиепископы Лиддийский Антоний, Неапольский Христофор, архимандрит Св. Гроба, игумены монастырей Иерусалима и Палестины, представители Трапезундской, Грузинской, Молдавской и Македонской Церквей, 61 клирик Иерусалимского Патриархата, а также представители из России.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

438 Современной науке это известно: 1342–1345 гг. (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 54–55). 440 Расходится с данными исторической науки. Свт. Филофей был рукоположен в митрополита Ираклеи в 1347 г. (см. раздел 2.1 нашей работы), а Андроник II возглавлял империю с 11.12.1282 по 24.05.1328 (Жаворонков П. И. Андроник II Палеолог//Православная энциклопедия. Т. 2. С. 417–418.//Сайт Православная энциклопедия. 2008. 22.09. URL: http://www.pravenc.ru/text/115406.html (дата обращения: 25.07.2019)). 441 «Томос любви» или Τμος ϒπης – сборник документов и трактатов, касающихся паламитских споров XIV в. и вопроса об исхождении Святово Духа. Сборник впервые издал в 1688 г. в Яссах Досифей II Нотара, патриарх Иерусалимский (1669–1707). В этот сборник, в частности, вошли сочинения свт. Филофея (Коккина): «12 слов против Никифора Григоры», 3 слова к Иоанну VI Кантакузину («О некой выдержке из Василия Великого » и 2 слова «О том, каким образом был созерцаем свет апостолами на горе Фавор»). Подробней о «Томосе Любви» см.: Бернацкий М. М. Досифей II Нотара//Православная энциклопедия. Т. 16. С. 71–79.//Сайт Православная энциклопедия. 2012. 20.09. URL: http://www.pravenc.ru/text/180353.html (дата обращения: 29.07.2019). 442 Михаил VIII Палеолог (1224/25 – 1282) – император Никейской империи (1259 – 1261) и Византии (с 1261), основатель династии Палеологов (Сайт Большая российская энциклопедия. URL: http://bigenc.ru/world_history/text/2218576 (дата посещения: 07.08.2019). 443 Чтобы отвоевать Константинополь у латинян, которые захватили город во время Четвертого крестового похода (1202–1204 гг.), император Михаил VIII Палеолог заключил мир с генуэзцами в 1261 г. (Успенский Ф. И. История Византийской империи… С. 214). Эти генуэзцы носили имя Джустиниани (Giustiniani), что означало принадлежность к одной из влиятельнейших патрицианских фамилий Венеции, которая имела владения в Неаполитанской области, Генуэзской республике, на островах Корсике, Хиосе и др. (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб., 1893. Т. X A (20). Десмургия – Домициан. С. 562).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ НОТАРА Свт. Макарий, архиеп. Коринфский. Икона. XIX в. (ц. апостолов Петра и Павла близ Врондадоса, Хиос) Свт. Макарий, архиеп. Коринфский. Икона. XIX в. (ц. апостолов Петра и Павла близ Врондадоса, Хиос) [Греч. Μακριος Νοταρς] (1731, Трикала Коринфская - 17.04.1805, о-в Хиос), свт. (пам. греч. 17 апр.), архиеп. Коринфский, составитель и издатель душеполезных книг, один из главных участников традиц. просветительского движения «филокалического возрождения» (также известного в историографии как движение колливадов ). Греческие исследователи нередко характеризуют М. Н. как «родоначальника филокализма», истоки которого обычно связывают с появлением антологии святоотеческих текстов «Добротолюбие» («Филокалия»: Θιλοκαλα. 1782), изданной при непосредственном участии М. Н. ( Παπαδπουλος. 2000; Αγιος Μακριος (Νοταρς). 2006; Πασχαλδης. 2007; Idem. 2016; ср. также: Παπουλδης. 1971. Σ. 77-82; Idem. 1974; Ακριβπουλος. 2001. Σ. 35-42; см. также: Αμφιλχιος (Ρδοβιτς). 1984). Жизнь Источники Основные сведения о биографии М. Н. содержатся в его Житии, составленном прп. Афанасием Паросским , по-видимому, ок. 1810 г. Этот текст по сей день остается основным источником, откуда большинство исследователей черпают данные о жизни и трудах М. Н. Житие существует в 2 редакциях. Впервые оно было издано в переработке, осуществленной неким А. Каравасом (Ακολουθα. 1885. Σ. 18, σημ.; Δουκκης. 1892. Σ. 176, σημ.). В указанных изданиях говорится, что редактирование носило гл. обр. стилистический характер, чтобы придать более «классическую» форму оригинальному тексту прп. Афанасия Паросского, написанному на «простом греческом языке», который воспринимался в сер. XIX в. как излишне «просторечный», не соответствующий утвердившимся в то время лит. вкусам. Однако на деле редакция Караваса содержит немало произвольных изменений и даже сокращений (в т. ч. в дословно приводимых прп. Афанасием документах). По-видимому, главной целью редактора было лишить Житие свт. Макария полемической составляющей, характерной для большинства текстов прп. Афанасия Паросского. Вместе с тем некоторые яркие детали, использованные прп. Афанасием как очевидцем многих событий, описанных в Житии, в редакции Караваса также оказались изъяты или лишены своеобразия. В целом очевидно стремление редактора сделать текст более соответствующим канонам агиографии.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Этот монастырь носит с тех пор имя святого Патапия. И у его раки по-прежнему совершаются многочисленные чудеса. Много веков спустя после кончины святого его мощи были обретены нетленными во время работ в церкви небольшого монастыря, стоящего на горе Герания, расположенной на возвышенности Лутраки, примерно в четырех километрах от Коринфа . 20 декабря 2012 г. Существует мнение, что он жил в начале V в., ранее основания храма Богородицы во Влахернах, когда этот квартал столицы еще не был заселен. Св. Иоанн Мавропод указывает, однако же, что св. Патапий прибыл из Египта между 475 и 518 гг. вместе с двумя другими известными аскетами: св. Варой, основателем монастыря Петра, и св. Раввулой, основавшим монастырь, названный его именем. Впрочем, поскольку из других источников известно, что св. Раввула был по происхождению сирийцем, достоверность этих сведений может быть поставлена под сомнение. Св. Андрей Критский посвятил св. Патапию три похвальных слова (PG 97, 1205–1253), которые приурочил к празднованию его памяти в монастыре Египтян. В них рассказывается о нескольких чудесах, произошедших от мощей преподобного . Существует гипотеза, согласно которой примерно в год падения Константинополя в 1453 г. Ангелис Нотара, племянник Мануила II Палеолога и родоначальник знатной фамилии Нотара, перевез в окрестности Коринфа часть ценностей, хранившихся в монастыре П е тра, в том числе мощи св. Патапия. В таком случае становится понятным, почему в крипте, где несколько веков спустя были обнаружены мощи святого, рядом с ними находилась также икона св. Ипомонии (в переводе с греч. – «терпение»). Так в монашестве звали Елену Палеолог (Драгаш) и, предположительно, на иконе изображена сама Елена († 1450), супруга императора Мануила II Палеолога и дочь деспота Сербии Константина Драгаша. Ее прах покоился в монастыре Петра, поэтому обитель получила от этой семьи многочисленные вклады. После перенесения из обители мощи прп. Патапия, по-видимому, были спрятаны в крипте от турецких набегов. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/58269.html

Несомненно, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец при избрании названия для своего сборника имели в виду «Добротолюбие» Оригена, хотя задачи, которые они перед собой ставили, и общий характер работы были принципиально иными. Они стремились создать всеобъемлющий сборник, включающий не только отрывки, но и полные сочинения мн. авторов, представляющих различные аскетические традиции, эпохи и географические области и сочетающихся, как сказано во вступлении прп. Никодима, в гармоничном целом - «Рае отцов» (τν τν Πατρων Παρδεισον) и «златой цепи добродетелей» (Προομιον//Θιλοκαλα. 1957. Τ. 1. Σ. 23). При этом в «Д.» нашлось место и для тех аскетических сочинений Евагрия, в к-рых не отразились его богословские крайности, еще более неприемлемые, чем у Оригена. Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. 1819 г. О том, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец являются составителями и издателями «Д.», известно прежде всего из Жития прп. Никодима, составленного (в 1812/13) его другом иером. Евфимием, из «Письма» прп. Афанасия Паросского (1721-1813) и из написанного по-славянски 2-го послания прп. Паисия (Величковского) (1722-1794), направленного им Феодосию, архим. мон-ря св. Софрония. Иером. Евфимий сообщает об участии в составлении «Д.» не только Макария, но и прп. Никодима, а в 2 др. источниках упоминается только свт. Макарий. В целом история подготовки «Д.» к изданию может быть представлена следующим образом. Свт. Макарий, с юности имевший особую любовь к святоотеческой письменности, во время посещений Св. Афонской Горы в 1775 и 1777 гг. собрал в разных мон-рях рукописи, которые впосл. вошли в состав «Д.». Посетил он и Ватопедский мон-рь, в б-ке к-рого, по свидетельству прп. Паисия (Величковского), «обрете бесценное сокровище, сиречь книгу о соединении ума со Богом, от всех святых великими ревнителями в древняя времена собранную, и прочия о молитве… книги» (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. 225). Вполне возможно, что, подобно прп. Паисию, свт. Макарий посетил пустынный скит св. Василия, монахи к-рого были заняты переписыванием рукописей аскетико-созерцательного содержания (сочинений прп. Антония Великого , прп. Петра Дамаскина , прп. Григория Синаита и проч.) (Там же. С. 213).

http://pravenc.ru/text/178682.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Добротолюбие (греч. Θιλοκαλα – любовь к благу, любовь к прекрасному) – широко известный и регулярно переиздаваемый сборник (антология) святоотеческих творений (с IV по XV в.), большинство из которых получили распространение на Св. Горе Афон во время расцвета исихастской традиции. Собранные воедино, они фиксируют накопленный подвижниками опыт  аскетической и молитвенно-созерцательной жизни, носящий во многом универсальный характер и полезный далеко не только монашествующим. Название и назначение Добротолюбия Полное название сборника было следующим: «Добротолюбие, или словеса и главизны священнаго трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным по деянию и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает» (греч. «Φιλοκαλα των ιερν Νηπτικν συνερανισθεσα παρ των αγων και θεοφρων πατρων ημν. εν η δι της κατ την πρξιν και θεωραν ηθικς φιλοσοφας ο νους καθαρεται, φωτζεται, και τελειοται»). Первое (венецианское) издание имело подзаголовок: «Добротолюбие святых подвижников, составленное согласно нашим Святым и богоносным Отцам, которым через деяние и созерцание нравственного любомудрия ум очищается, просвещается и делается совершенным. Исправлено с возможно большей тщательностью и отпечатано теперь на издержки достопочтеннейшего и боголюбивейшего господина Иоанна Маврокордата на общую пользу православным». В поздней античной, а затем в христианской письменности существительное φιλοκαλα (буквально – любовь к благу) имело целый ряд значений, что объясняется множественностью смысловых оттенков понятия «благо» (καλν): любовь к прекрасному, к мудрости (любомудрие), образованность; могло обозначать некую собирательную добродетель, присущую человеку, и даже характеризовать Промысел Божий; встречается и «отрицательное» значение – влечение к пленительной красоте одежд, яств и т. п. В аскетическом контексте «добр о та» традиционно понимается как красота духовная, присущая человеку облагодатствованному, а «добротолюбие» — как любовь и стремление к ней, и такое название закономерно закрепилось за антологией творений христианских подвижников. Наиболее известным из ранних сборников под названием «Добротолюбие» стала антология фрагментов сочинений Оригена , собранных свт.  Василием Великим и свт. Григорием Богословом в 358–359 г. Не вызывает сомнений, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец , называя изданный ими сборник, имели в виду произведение, созданное стараниями названных каппадокийских отцов. Однако, сборник Макария Нотара и Никодима Святогорца имел кардинальные отличия. Он содержал работы (отрывки и целые сочинения) множества авторов, написанных в разное время, представлявших разные аскетические традиции, но при этом составлявшие в своей совокупности единое гармоничное целое.   Источники и язык

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

По этой причине он послал корабли и средства, с тем, чтобы Вселенский собор был устроен вместе с ним. Это же они сообщили Патриарху и разглашали всем, в особенности Дисипат, отправленный на Собор в качестве посла. Упомянутые епископы пришли как послы, встретились, согласно обычаю, с Патриархом и сказали ему то же, что возвестили наши, и побуждали Патриарха готовиться к отплытию. Вместе с ними был оставшийся здесь ждать фра Иоанн, представитель Собора. Он, видя двух известных епископов из числа участников Собора и не зная в точности, что они защищали папу, был убежден их словами, но обманут относительно грамот, присланных ему оттуда. Он одобрил и сам подтвердил слова епископов, и побуждал Патриарха к путешествию. Что касается легата, то он, сойдя с корабля, направился в приготовленный ему дом с честью и в сопровождении императорских архонтов. Ему предшествовал крест, а сам он шел, смело благословляя всех встречных. Всеми это было воспринято с тяжестью, и некоторые сообщили об этом Патриарху. Он не захотел о нем говорить, но месадзон Нотара благоразумно удержал его от благословения. 14. Император и Патриарх готовились к отбытию, а архиереи собрались в Константинополе по императорскому и патриаршему повелению. Лишь немногие были расположены к отплытию, а большинство просили и умоляли о том, чтобы им остаться в их собственных Церквах, чтобы из-за путешествия к латинянам не лишиться им их Церквей и самих жизней, как это потом и получилось. Тогда и я дважды и трижды спрашивал и просил месадзона Нотару о том, чтобы он обратился к императору и просил его, и облагодетельствовал меня тем, чтобы мне остаться здесь. Нотара доложил об этом императору и добавил с благовидным предлогом, что «необходимо, чтобы здесь действовал всеобщий суд. А он остановится, если сей уйдет, так как мы не имеем, кого другого оставить, равного ему. Те, кто вокруг него, имеют мало знания для того, чтобы судить». Император ни коим образом не согласился на просьбу, но ответил, что «ни он, никто другой, равный великому экклезиарху, здесь не останется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2007. Σ. 6. § 4). Впосл. мон. Иерофей (Дендринос) предлагал Н. С. стать его преемником во главе Евангельского уч-ща (Ibid. Σ. 7. § 5; Citterio. 2002. P. 908; Зоитакис. 2008. С. 106-107), подобные предложения Н. С. поступали еще во время учебы (Там же. С. 107). После победы рус. флота в Чесменском сражении в 1770 г. турки развернули гонения на христиан в Смирне, и Н. С. пришлось вернуться на о-в Наксос, где он нек-рое время исполнял обязанности секретаря местного митр. Анфима (Вардиса), что прочило юноше неплохую карьеру: со временем он мог рассчитывать на рукоположение в священный сан, обучение в одном из итал. ун-тов, а по возвращении стать одним из дидаскалов греч. народа и Церкви ( Citterio. 2002. P. 908). Однако Николай по примеру духовных наставников избрал монашеский путь. Его наставниками стали покинувшие Афон в период гонений на колливадов монахи Григорий, Нифон и Арсений, а также свт. Макарий Нотара и еще один колливад, старец Сильвестр Кесариец, с к-рыми Николай познакомился на о-ве Идра ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 8-9. § 6). Услышав рассказы о Св. Горе и ее подвижниках, Николай загорелся желанием отправиться туда, что и было им осуществлено в 1775 г. Иером. Евфимий приводит трогательную историю об отбытии юноши на Св. Гору: он договорился с корабельщиками, что те возьмут его с собой, однако они, по неизвестным причинам не дождавшись пассажира, отчалили, так что Николаю пришлось броситься в воду и плыть за кораблем, пока члены команды, сжалившись, не втащили его на борт. На Афоне он поступил в мон-рь Дионисиат (к-рый был тогда идиоритмическим ( Citterio. 2002. P. 910. Not. 13; ср.: Феоклит Дионисиатский. 2005. С. 155)) или скорее жил по смешанному общежительно-особножительному уставу (см. ст. Дионисия преподобного монастырь ). Вскоре стал рясофорным иноком и исполнял обязанности чтеца и секретаря обители ( Νικδημος (Μπιλλης). 2007. Σ. 10. § 7). В 1777 г. свт. Макарий Нотара, пребывавший тогда на Афоне, поручил Н. С. подготовку к изданию книг «Добротолюбие», «Евергетин» и «О постоянном причащении», к-рые были опубликованы в 1782-1783 гг.

http://pravenc.ru/text/2565602.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010