К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ II [Греч. Πασιος Β] ( осень 1756), патриарх Константинопольский (20 нояб. 1726 - сент. 1732, авг. 1740 - май 1743, март 1744 - 28 сент. 1748, май/июнь 1751 - 7 сент. 1752). Патриаршество П. пришлось на эпоху глубокого кризиса Константинопольской Православной Церкви: долги Вселенского Патриархата росли, внутрицерковные группировки боролись друг с другом и использовали в этой борьбе тур. власти, занять К-польский престол можно было благодаря взятке. П. происходил из Кесарии Каппадокийской, носил фамилию Киомурцоглу (Κιουμουρτζγλου). Возможно, какое-то время в молодости П. провел в столице, греч. историк А. Комнин-Ипсиланти называет его выходцем из К-поля ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). До вступления на К-польский престол П. был митрополитом Никомидийским (по крайней мере с 1721). Первое избрание П. было связано с действиями сил, оппозиционных патриарху Иеремии III , к-рый к тому времени занимал К-польскую кафедру уже 10 лет. Первым претендентом на престол был Каллиник III , но он скончался на следующий день после избрания (19 нояб. 1726). В период 1-го Патриаршества П. активно взаимодействовал с вост. Патриархатами. В февр. 1727 г. в К-поле состоялся Собор под председательством П., в котором приняли участие патриарх Антиохийский Сильвестр (1724-1766) и патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара (1707-1731). Поводом к созыву Собора стала деятельность католич. миссионеров в Сирии. По итогам заседаний Собора было составлено (возможно, лично Хрисанфом Нотарой) «Краткое изложение священных правил и учения Восточной Церкви» в 16 пунктах (Τ δογματικ κα συμβολικ. 1968. Σ. 940-950). В авг. 1728 г. П. по просьбе патриарха Хрисанфа Нотары разослал соборное окружное послание с призывом жертвовать средства на нужды храма Гроба Господня в Иерусалиме ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 325). В 1727 г. П. издал призыв жертвовать средства на восстановление мон-ря в честь иконы Божией матери «Живоносный Источник», начатое митр. Деркским и Неохорийским Никодимом ( Εγνιος. 1886. Σ. 225-228). В том же году П. издал документ об учреждении при Патриархате муз. школы ( Γεδεν. 1887-1888).

http://pravenc.ru/text/2578679.html

Русский монастырь Святого Великомученика и целителя Пантелеймона Фотография сделана монахами Леонтием и Геннадием, несшими послушание в фотографической мастерской Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря 1867 – 1872 гг. ЖМП 7 июль 2016 /  19 мая 2017 г. 14:59 Опись истории Пантелеимоновой обители АРХИВНОЕ НАСЛЕДИЕ РОСИКОНА ВВОДИТСЯ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ Архивы и библиотеки афонских монастырей, в том числе и Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне (Росикона), содержат богатейшие собрания старинных книг, уникальных рукописей и документов. Афонские духовные и исторические сокровища в течение веков привлекали многих европейских ученых, что не всегда шло на пользу монастырским собраниям: правдами и неправдами рукописи вывозились со Святой горы. Первые попытки научного описания Большое их число сегодня находится в итальянских, французских и российских библиотеках и архивах. В то же время книги и документы, остававшиеся на Афоне, в огромных количествах погибали из-за пожаров, вражеских набегов и разорений. Благодаря кому всё же удалось сохранить эти ценные рукописи? В конце XVIII века, когда историческая наука стала активно развиваться и выросло значение исторических источников, для ученых положение стало меняться к лучшему. Дабы сохранить афонские рукописные собрания, они предприняли первые попытки их каталогизировать. В частности, этим занимались Патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара и митрополит Навпакта и Арты Неофит Мавромматис. Во второй половине XIX века работа по научному описанию афонских архивов получила дальнейшее развитие. Так, в 1880-е годы на Афоне работала научная экспедиция Спиридона Ламброса. Он прекрасно осознавал, что в научном мире с каждым годом всё более возрастает интерес к афонским манускриптам, поэтому стремился уберечь афонские рукописи от дальнейшего вывоза со Святой горы в европейские библиотеки. Получив разрешение правительства Греции и рекомендательное письмо к Святогорскому Протату от Константинопольского Патриарха, профессор Ламброс в июне 1880 года вместе с четырьмя помощниками-студентами выехал на Афон. Хотя в афонских монастырях греческому ученому был оказан самый радушный прием, экспедиция столкнулась с большими трудностями при составлении каталога. Целый ряд обителей в то время еще не приложил ни малейшего усилия, чтобы привести в порядок рукописные собрания. Предъявляемые гостю иноками, они, как правило, составляли лишь малую часть их реального количества; остальные лежали вперемешку с печатными книгами либо были рассыпаны по полу; исследователю случалось находить в сундуках, шкафах и ящиках такие рукописи, которые и самим инокам не были известны. Важный результат работы экспедиции Ламброса — составление каталога греческих рукописей из собраний двадцати афонских монастырей, содержащего описание 6618 кодексов. Вошли в каталог и древние греческие манускрипты Росикона (264 рукописи).

http://e-vestnik.ru/history/arhivnoe_nas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VI [Кирилл Танас; араб.    ] (1680, Дамаск - 30.12. 1759, мон-рь Дайр-эль-Мухаллис, Ливан), униат. патриарх Антиохийский (20 сент. 1724 - 19 июля 1759), 1-й глава Мелькитской католической Церкви . Происходил из рода знатных дамасских христиан. До Патриаршества носил имя Серафим. По матери приходился племянником Тиро-Сидонскому митр. Евфимию Сайфи , к-рый в 1683 г. первым из иерархов Антиохийской Православной Церкви принял католичество и стал главным проводником рим. влияния в среде мелькитов. Серафим делал свою церковную карьеру под покровительством дяди, к-рый дал ему начальное образование и возвел в сан диакона. В 1701 г. Серафим был отправлен для обучения в Европу (подобные случаи в Антиохийской Церкви ранее неизв.). Сохранилось соответствующее рекомендательное письмо митр. Евфимия от 5 мая 1701 г. одному из министров франц. кор. Людовика XIV. В авг. Серафим прибыл в Марсель, неск. месяцев провел во Франции, затем переехал в Рим, где обучался в одной из иезуитских коллегий Конгрегации пропаганды веры. В авг. 1710 г., по завершении образования, Серафим вернулся в Ливан. В 1711 г., после принятия монашества, он был возведен митр. Евфимием в священнический сан, а неск. позже получил от патриарха Кирилла V должность «проповедника Антиохийского престола». Серафим периодически информировал Конгрегацию пропаганды веры о своей деятельности на Востоке, а также неоднократно ездил в Рим с посланиями от митр. Евфимия, напр. летом 1713 г. Приоритетной сферой интересов митр. Евфимия Сайфи и Серафима был г. Акка (Птолемаида) в Сев. Палестине, некогда подчинявшийся Антиохийским патриархам, но ок. века назад переданный в юрисдикцию Иерусалимской Православной Церкви . В нач. XVIII в. город начал быстро расти, католич. миссионеры активно вели пропаганду среди местных христиан. Серафим вынашивал планы занять епископскую кафедру Акки, освободившуюся после смерти прежнего епископа в 1713 г., но Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара удержал город под своим контролем и возвел на кафедру Акки бывш. Заиорданского митр. Фотия (Абд ан-Нура). После кончины Фотия в 1721 г. Серафим возобновил притязания на Птолемаидскую епархию (в письмах в Рим в нач. 20-х гг. XVIII в. он именовал себя «викарием Акки»). Евфимий щедрыми подношениями склонил на свою сторону пашу Сайды Османа Абу Таука, под властью к-рого находился этот участок побережья, и добился присоединения Акки к Тиро-Сидонской митрополии. Однако уже к нояб. 1722 г. Хрисанф сумел вернуть город в свою юрисдикцию и подверг гонениям местных католиков, многие из к-рых переехали в Сайду. Притязания на Акку митр. Евфимия и Серафима испортили их отношения и с францисканской конгрегацией Св. земли, рассматривавшей этот город как сферу своего влияния.

http://pravenc.ru/text/1840393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН БРЫНКОВЯНУ [румын. Constantin Brîncoveanu, уст. Costandin Brâncovanu] (1654, Брынковени, Валахия - 15.08.1714, Стамбул), мч. (пам. 16 авг.), господарь Валахии в 1688-1714 гг. Род. в старинной боярской семье, племянник валашского господаря Шербана Кантакузино. Осиротев в возрасте ок. года, остался на попечении дяди, стольника К. Кантакузино, и получил хорошее домашнее образование. Воспитателями его были греч. и румын. наставники, К. Б. овладел греч., лат. и слав. языками. Мч. Константин Брынковяну. Портрет. XVIII в. (Национальный музей искусств Румынии) Мч. Константин Брынковяну. Портрет. XVIII в. (Национальный музей искусств Румынии) С молодых лет занимал различные должности при дворе валашских господарей в Бухаресте: постельничего, спэтара, логофета. В 1688 г. К. Б. был избран господарем Валахии. В 1695 г. принял титул князя Габсбургской империи, а в 1699 г. турки признали его статус господаря пожизненным. Среди ближайших сподвижников К. Б. были митр. Унгро-Влахийский Антим (Ивиряну) , еп. Бузэуский Митрофан, хронисты-летописцы Раду Попеску и Раду Гречану. Во время 26-летнего правления проявил себя как меценат, возводил храмы и издавал книги. К. Б. был ктитором мн. храмов и мон-рей. Основал мон-рь Хурези (совр. жудец Вылча). В Бухаресте построил церковь в мон-ре св. Саввы, ц. св. Иоанна Великого («Греческую») и ц. св. Георгия Нового; в мон-ре в Рымнику-Сэрате - ц. Успения Божией Матери. В Трансильвании завершил строительство монастыря Сымбэта-де-Сус, построил церковь в Фэгэраше (1697) и перестроил храм в Окна-Сибиулуй (1701). К. Б. также возвел храмы в Стамбуле в р-не Галата и в Измаиле. Им были построены дворцы с домовыми церквами в Потлоджи (1698) (совр. жудец Дымбовица) и Могошоая (1702) в предместьях Бухареста. Архитектурный стиль, сложившийся на рубеже XVII и XVIII вв. в его правление, получил название «Брынковяну». К. Б. издал более 60 богослужебных и учебных книг в типографиях Бухареста, Снагова, Бузэу, Рымнику-Сэрата и Тырговиште на румын., слав., греч. и араб. языках. Книги печатали не только для нужд Румынской Православной Церкви и страны, но и для правосл. верующих Востока и Греции. Оказывалась значительная материальная помощь правосл. Восточным Патриархиям, мон-рю св. Павла на Св. Горе Афон (построены часовня и трапезная) и некоторым мон-рям в Греции. Патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара, пользуясь расположением К. Б., длительное время проживал в Бухаресте. К. Б. реорганизовал и субсидировал Господарскую академию в Бухаресте, основанную господарем Ш. Кантакузино; она разместилась в новом здании и получила новый устав; занятия вели греческие преподаватели.

http://pravenc.ru/text/2057062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРЕМИЯ III [греч. Ιερεμας] († окт. 1735), патриарх К-польский (23(25) марта 1716 - 15 (20) нояб. 1726, 15 сент. 1732 - март 1733). Род. на о-ве Патмос. Церковное служение начал священником на о-ве Халки. В нояб. 1707 г. стал митрополитом Кесарии Каппадокийской, сменив призванного на К-польскую кафедру патриарха Киприана . Десятилетнее Патриаршество И. было самым долгим периодом непрерывного правления одного иерарха в XVIII в., притом что османские власти практиковали частую смену даже предстоятелей К-польской Церкви и были неоднократные попытки свержения И. со стороны других иерархов. По окончании 2-го служения на той же кафедре И. удалился на Афон в Великую Лавру, где почил спустя 2 года. В начале правления И. попытался ввести нек-рые изменения в порядок соблюдения Петровского поста. Согласно мнению греч. историка А. Комнина-Ипсиланти, в 1719 г. нек-рые жители Фанара начали нарушать Петровский пост. И. решил добиться того, чтобы и нарушители поста, к-рые только сокращали его продолжительность, не порицались, и строго постившиеся успокоились. Он созвал Собор в К-поле и предложил принять постановление о том, чтобы впредь Петровский пост имел определенную продолжительность, как и др. церковные посты, а именно не более 20 дней. На Соборе помимо нек-рых архиереев и клириков К-польского Патриархата присутствовал Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара . Однако принятию решения И. о посте помешали его противники из народа - гл. обр. продавцы рыбы и сыровары. Заинтересованные в деле с коммерческой т. зр., они собрались у здания патриархии и начали громко кричать, что архиереи хотят исказить христ. веру. Этот протест подействовал на участников Собора, и, несмотря на согласие с предложением патриарха, они не приняли решения о посте. В 1718 г. рус. царь Петр I в письме спрашивал мнение И. по поводу признания действительности крещения протестантов. И., опираясь на решение своего предшественника патриарха Киприана в отношении католиков, признал, что протестанты, перешедшие в Православие, нуждаются не в перекрещивании, а только в миропомазании (если они не проходили конфирмацию ранее). Однако после того как принятие унии с Римом внесло раскол в Антиохийский Патриархат, И. вместе с остальными восточными патриархами в 1722 г. осудил «заблуждения латинян». В 1721 г. Петр I обратился к И. и др. вост. патриархам с ходатайством о признании ими Святейшего Синода как руководящего органа Русской Православной Церкви вместо института Патриаршества. В кон. 1723 г. К-польский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равным Патриаршему достоинством. Лит.: Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 622-632; Γριτζπουλος Τ. Ιερεμας Γ//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 785-786; Aubert R. Jérémie III, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 27. Col. 1001-1002. Н. Е. Новиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293662.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ IV (сер. XVII в., о-в Лесбос - 1728, К-поль), патриарх К-польский (4 дек. 1711 - нояб. 1713). До избрания на Патриарший престол занимал кафедру митрополита Кизического (предположительно с 1686). В мае 1709 г., после 1-го смещения патриарха Киприана , К. соборным решением был избран патриархом, однако из-за вмешательства османских властей кафедру занял Афанасий V (Маргуний) . Патриаршество К. приходится на нестабильный период в истории К-польской Церкви. Из-за частой смены патриархов, связанной с конфликтами внутри османской администрации, проводить последовательную независимую церковную политику было невозможно. Среди документов, подписанных К.,- низложение еп. Филадельфийского Матфея (Мелетия) Типалдоса, склонявшего свою паству в Венеции к униатству (июнь 1712); сигиллии о наделении статусом ставропигиальных мон-ря прор. Илии на о-ве Санторин (Тира) (1712) и мон-ря в сел. Рустика на о-ве Крит (1713); распоряжения об изменении адм. статуса нескольких поселений на Крите ( Παζη-Αποστολοπολου. 1995. Σ. 137, 142, 175). В 1712 г., пребывая в г. Яссы, где он рассчитывал добиться финансовой помощи для Великой ц., К. издал послание о недопустимости разграбления монастырского имущества ( Κομνηνς-Υψηλντης. 1870. Σ. 288-292). После смещения К. продолжил жить в К-поле и в 1720 г. предпринял безуспешную попытку вновь занять Патриарший престол. В июне 1721 г. К., патриарх Александрийский Самуил, архиеп. Охридский Иоасаф II и патриарх Иерусалимский Хрисанф Нотара утвердили неск. документов 2-й пол.- кон. XVII в., отражавших позицию К-польской Церкви в связи с полемикой католиков и кальвинистов: томосы К-польского Собора 1672 г., Иерусалимского Собора 1672 г. (известен как «Щит Православия») и К-польского Собора 1691 г. Ист.: Καρμρης Ι Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Graz, 19682. Τ. 2. Σ. 857-858; Βελοδης Ι. Χρυσβουλλα κα γρμματα τν οκουμενικν πατριαρχν. Βενετα, 1893. Σ. 79-92. Лит.: Κομνηνς-Υψηλντης Αθ. Εκκλησιαστικν κα πολιτικν τν ες δδεκα βιβλον Η, Θ κα Ι, τοι Τ μετ τν Αλωσιν (1453-1789). Κωνσταντινοπολις, 1870. Σ. 286-294; Γεδεν. Πνακες. Σ. 620-621; Γριτσπουλος Τ. Αθ. Κριλλος Δ//ΘΗΕ. Τ. 7. Στ. 1192-1193; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 13, 140; Παζη-Αποστολοπολου Μ. Ο θεσμς τς πατριαρχικς ξαρχας (14ος-19ος ανας). Αθνα, 1995. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1840369.html

Во время гонений при Юлиане Отступнике обитель была разрушена, но затем преподобные Симеон и Феодор вернулись и восстановили ее. Прп. Евфросиния построила для себя небольшую келью рядом с мон-рем. Основатели М.-С. подвизались долгие годы и скончались в мон-ре; их честные главы являются реликвиями обители. Икономос также считал, что иконоборчество стало важным рубежом в истории мон-ря: согласно «Ктиторикону...», в 840 г. еретики сожгли М.-С. О жизни мон-ря в X-XII вв. свидетельств не сохранилось, кроме высокохудожественных византийских рукописей, украшенных миниатюрами. Они указывают на процветание мон-ря, существование местного скриптория и его связь с ведущими религ. центрами Византийской империи. После захвата К-поля (1204) крестоносцы завоевали Пелопоннес и основали Ахейское княжество. По преданию, франки явились в М.-С. и хотели забрать икону, но, когда их предводитель протянул к ней руки, невидимая сила парализовала половину его тела. Благотворителем М.-С. стал имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). По его инициативе мон-рь получил статус патриаршего и ставропигиального. В 1285 г. было построено большое монастырское здание. Хрисовул Иоанна VI Кантакузина (1341-1355), впервые опубликованный Икономосом, подтверждал привилегии, дарованные М.-С. предшествующими византийскими императорами, и его владения. В 1354 г. патриаршим сигиллием игуменом М.-С. был назначен митр. Ст. Патр Макарий, кафедра к-рого находилась в тяжелом материальном положении. Возможно, православному иерарху пришлось искать новую резиденцию из-за присутствия в Ст. Патрах лат. архиепископа. В 1400 г. (в исследовательской лит-ре также встречаются даты 1440 и 1460) процветающий мон-рь был разрушен пожаром. Видимо, этим воспользовались латиняне, которые в 1447 г. снова пытались забрать икону. Но в источниках упоминается, что тогда этому воспрепятствовало внезапно случившееся землетрясение. О действовавшей в М.-С. школе известно благодаря тому, что ее учениками были Иерусалимские патриархи Досифей II Нотара (1669-1707) и Хрисанф (1707-1731). Сигиллий 1639 г. К-польского патриарха Парфения (1639-1644) обновил привилегии М.-С., из этого документа известно, что тогда в мон-ре подвизалось 150 монахов. В 1640 г. М.-С. пострадал от пожара так серьезно, что «не осталось камня на камне». В следующем году игум. Симеон Крокида начал восстанавливать мон-рь. В связи с утратой хрисовулов и др. документов, фиксировавших выплаты М.-С. тур. властям (примерно 6 тыс. аспр ежегодно), султан Мехмед IV в 1674 г. издал берат, освобождавший М.-С. от др. налогов. В этом документе упоминаются монастырские подворья в Калаврите, Востице, Ст. Патрах и Гастуни.

http://pravenc.ru/text/2562754.html

За последние годы греческие ученые выявили немало ранее неизвестных текстов, содержащих сведения о «колливадских спорах» и свидетельства об основных их участниках, в том числе о М. Н. Особое значение имеет эпистолярное наследие прп. Афанасия Паросского, к-рый являлся долгожителем среди колливадов (1721-1813) и был близко знаком с М. Н., а также с прп. Никодимом Святогорцем и другими выдающимися деятелями колливадского движения и духовного просвещения Греческой Церкви 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. ( Αραμπατζς. 1998). Поскольку прп. Афанасий деятельно сотрудничал с М. Н., даже отрывочные свидетельства, встречающиеся в его письмах, позволяют уточнить мн. детали биографии М. Н., недостаточно полно отраженные в Житии ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005; Αραμπατζς. 2006; Κοσμπουλος. 2006; Μανφης, Αραμπατζς (в печати); Πασχαλδης. 2015; Idem. 2016). Упоминания М. Н. в рукописных материалах, связанных с деятельностью др. представителей движения колливадов и греч. просвещения, также имеют значительный интерес ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005; Πασχαλδης. 2007; Idem. 2005/2013). М. Н. упоминается в Житиях прп. Никодима Святогорца ( Εθμιος. 2007), иером. Иерофея ( Χαλδακης. 2000) и прп. Нифонта Хиосского (см.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571, σημ. 17). Ценные свидетельства о связях М. Н. с прп. Паисием (Величковским) и его общиной известны как из греческих, так и из слав. источников (см.: Παπαδπουλος. 2000. Σ. 46-50). Детальная хронология жизни М. Н. составлена С. Пападопулосом на основе тех данных, которые были введены в научный оборот на момент написания его книги (Ibid. Σ. 159-165). Однако обнаруженные в последние годы тексты, а также детальный анализ уже известных источников позволили уточнить эту хронологию и даже предложить иные датировки, в т. ч. для пребывания М. Н. на Св. Горе (см., напр.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571; Kontouma. 2012. P. 194-195). Происхождение М. Н. Знатный род Нотара был известен с XIV в. После падения К-поля (1453) его члены нашли прибежище на Пелопоннесе, где играли видную роль как в политической, так и в церковной жизни. Наиболее известными представителями рода являлись Лука Нотара, принявший мученическую кончину от рук турок в 1453 г., прп. Герасим Кефалинийский († 1579), Досифей II Нотара , патриарх Иерусалимский (1669-1707), Хрисанф Нотара , патриарх Иерусалимский (1707-1731), Григорий Нотара, митр. Коринфский (1684-1715), а также ряд героев Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 19-20). Детство и юность

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Деятельность Е. С. вызывала растущее раздражение в правосл. кругах, особенно греческих. Есть упоминания о том, что уже в нач. XVIII в. Антиохийский патриарх отлучил Е. С. от Церкви. В кон. 1714 г. Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара обнародовал окружное послание с осуждением трактата Е. С. К-польский патриарх Иеремия III в окт. 1718 г. предал Е. С. анафеме и присудил его к ссылке. Патриаршая грамота, подписанная также Хрисанфом Иерусалимским, была отправлена Кириллу Антиохийскому, к-рый, однако, не принял в отношении Е. С. серьезных мер. Одним из объектов борьбы между Е. С. и Иерусалимским патриархом Хрисанфом был быстро растущий г. Акка (Акко), ставший в XVIII в. крупнейшим портом Вост. Средиземноморья. В нач. 10-х гг. того же века Е. С. направил туда для проповеди католичества своего племянника и ближайшего сподвижника Серафима Таноса (впосл. униат. патриарх Кирилл VI ). В 1721/22 г. Е. С. удалось при хорошо оплаченном содействии сайдского паши Османа Абу Таука присоединить Акку к своему диоцезу. Однако вскоре патриарх Хрисанф добился возвращения города в юрисдикцию Иерусалимской Церкви, а местная католич. община подверглась преследованиям. Е. С. рассчитывал унаследовать Патриарший престол после Кирилла V и вступил в соперничество с Афанасием Даббасом, к-рого в Риме продолжали считать законным Антиохийским патриархом. В письмах в Конгрегацию пропаганды веры Е. С. обвинял Афанасия в лицемерии. В условиях растущего влияния католич. держав на Ближ. Востоке патриарх Кирилл в 1716 г. предпринял попытку примириться с Римом. Через посредство Е. С. и Серафима Таноса он направил в Ватикан ряд посланий, в к-рых соглашался на признание главенства папы и католич. догматов. Однако сближение патриарха с Римом было продиктовано чисто политическими причинами; не получив от Ватикана ожидаемой поддержки, Кирилл охладел и к унии и к Е. С. В янв. 1720 г. Кирилл V умер. Притязания Е. С. на Патриаршество не получили абсолютной поддержки в католич. мире: он мог опереться на иезуитов и франц. дипломатов, в то время как за Афанасием Даббасом стояли влиятельные на Ближ. Востоке монахи-францисканцы, гл. обр. испан. и итал. происхождения. Кроме того, Афанасий имел широкие связи в правосл. кругах Балкан и определенную поддержку К-польского Патриархата. Т. о., Афанасий стал новым патриархом, а его отношения с Е. С. были окончательно испорчены.

http://pravenc.ru/text/187797.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010