С. 50). Собор также образовал Высшее церковное управление за границей (ВЦУЗ), к-рое должно было состоять из Наместника Всероссийского Патриарха, Синода епископов и Совета. 5 мая 1922 г. свт. Тихон , Патриарх Московский и всея России, своим указом упразднил ВЦУЗ. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци, в к-ром участвовал А., подчинился этому указу и 13 сент. 1922 г. распустил ВЦУЗ, но образовал вместо него временный Архиерейский Синод и Собор Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), к-рым были переданы все полномочия ВЦУЗ. С 1922 г. до конца своей жизни А. состоял в юрисдикции этого Синода. В 1923 г. А. выступил с протестом против «реформаторства» на проходившем в К-поле Совещании правосл. Церквей, к-рое оказалось под влиянием обновленчества . В 1924 г. К-польская Патриархия организовала особую следственную комиссию по делу рус. архиереев, к-рые, по ее мнению, незаконно вторглись в ее компетенцию по окормлению рус. паствы. Результатом стало запрещение в служении неск. русских архиереев, в т. ч. А., к-рый был вынужден покинуть К-поль. В 1924-1935 гг. А. наблюдал за деятельностью Русской духовной миссии в Палестине. В отличие от позднейшей офиц. позиции Синода РПЦЗ, считавшего «Завещание» Патриарха Тихона 1925 г. подложным, А. в те годы признавал подлинность этого документа, в чем, считал он, убеждает «внутренняя его логика... отвечающая направлению мысли и действий Патриарха в последние годы: никаких уступок в области веры и канонов, но подчинение не за страх, а за совесть советской власти, как попущенной волей Божией... Отсюда начинается для нас новая духовная трагедия... Патриарх ушел от нас, осудив наши взгляды и нашу церковную работу» (Письмо кн. Г. Н. Трубецкому. С. 229). О Патриаршем Местоблюстителе сщмч. митр. Петре (Полянском) А. писал 24 мая 1925 г., что он «не имеет и малой доли того авторитета, каким обладал почивший Святейший... Он слишком спешит протянуть руку общения и дружбы советской власти» (Там же). 10 сент. 1934 г. Архиерейский Собор в Сремски-Карловци особым постановлением отверг указ митр.

http://pravenc.ru/text/114840.html

«Зеленые» Минеи. Октябрь, 4. М.: Издательский Совет РПЦ, 2003. АКМ НВ 139/14. Предп. Клировая ведомость Атхинского прихода 1851. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России. М., 1994. С. 167. Александр (Милеант) , игумен. Владыка Иоанн. Великий праведник 20-го века. Алешева И. А. Священномученик Герман Алатырский. Н. Новгород, 2002 . Анафема советской власти и призыв встать на борьбу за веру Христову, провозглашенные Свт. Патриархом Тихоном и одобренные Всероссийским Церковным Собором в 1918 г. Андроник (Никольский) . Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915. Арсений, еп. (Жадановский), еп. Воспоминания. С. 202–203. Арсений, еп. (Жадановский). Царю Небесному и царю земному верный: Митрополит Макарий Московский , апостол Алтайский (Парвицкий-Невский). М., 1996. С. 263. Архив УФСБ по Хабаровскому краю. Дело 3384. Брагина И. Житие священномученика Льва Ершова//Городок. 2005. Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. Воробьев В., прот. Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Воскресающая Русская народная душа. Слово при вступлении на Пермскую кафедру, сказанное в Пермском кафедральном соборе 18 августа 1914 года. Гор Д. Великий Зырянин из Великого Устюга. Гумеров А. Житие епархиального миссионера новомученика Николая Варжанского //Православие.Ru Гумеров А. Житие протоиерея Иоанна Иоанновича Восторгова (1864–1918). Дамаскин (Орловский), игумен. Новомученики: Жития святых//Жития новомучеников и исповедников российских XX века Дамаскин (Орловский), игумен. Священномученик Амфилохий (Скворцов), епископ Красноярский. Дамаскин, игумен (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских XX века. Июнь. Тверь. 2008. Девятова С. Православные старцы XX века. Святитель Иоанн (Максимович ; 1896–1966). Деяния Пятого Всероссийского Миссионерского съезда. М., 1917. С. 15. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1912. С. 886–687. Епифаний Премудрый . Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа//ПЛ. СПб., 1862, вып. 4, с. 119–171.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самарин осложнил дело, придав ему значение распутинского влияния на Церковь. Вызвав епископа Варнаву в Петербург, Самарин не ограничился делом прославления, а начал выговаривать епископу за его дружбу со старцем, упрекать его за поддержку Распутина и доказывать необходимость того, дабы епископ Варнава доложил Его Величеству о непотребной жизни Распутина. Варнава, оставшийся и под епископским одеянием все тем же мужичком «себе на уме», покорно выслушивал Обер-Прокурора, но уйдя из Синода рассказал своим друзьям все, чему учил его Самарин. Рассказал и А. А. Вырубовой, рассказал и Андроникову. Передал Варнава и то, как непочтительно отзывался о Государыне и Самарин, и Тобольский Губернатор. Рассказывал, что Губернатор называл Царицу «сумасшедшей», а Вырубову так ругал, что и передать нельзя. О том же, что говорили и Самарин, и Тобольский Губернатор про Распутина и говорить не приходится. Все эта дословно передал епископ Варнава и все эти сведения были переданы во дворец. Друзья вступились за Варнаву. Андроников взял его жить к себе на квартиру и сделался как бы его юридическим советчиком. Делу был придан серьезный характер. Государыня взглянула на дело так, что тут затрагиваются верховные права Монарха, затрагивается имя Императрицы, хотят умалить значение власти Монарха, идет продолжение прежней высокой интриги. Хвостов и Белецкий в разговорах с Вырубовой развивали именно эту точку зрения, а Хвостов даже ловко доложил ее и Императрице. Андроников, как нельзя лучше руководил действиями епископа Варнавы. Самарин уволен, а Святейший Синод командировал в Тобольск архиепископа Тихона (будущего Всероссийского Патриарха), который обследовал мощи Святителя и канонизация Свт. Иоанна была совершена по всем правилам Церкви и без ущерба для престижа Верховной власти. Такое разрешение этого церковного дела, уже после увольнения Самарина, ясно показало, насколько был неправ Самарин, придав этому религиозному делу политический сплетнический характер момента. Увольнение одним указом Щербатова и Самарина произвело большое впечатление в общественных и политических кругах. Поднялась волна недовольства и против Царицы, и против Государя. Недовольство было проявлено явно демонстративным образом. Относительно Щербатова всколыхнулись Харьковские и Полтавские дворянские и земские круги. По поводу же увольнения Самарина на Верховную власть ополчилась вся дворянская Москва .

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/13/...

11 Протоиерей Георгий Хаджийский (род. 1963) — настоятель храма Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса в селе Вороново Московской области. 12 Семья священника Владимира Соколова, который 45 лет был настоятелем храма свв. мчч. Адриана и Натальи в Бабушкине. Его матушка Наталья — дочь известного духовного писателя Николая Евграфовича Пестова. Она 13 описала жизнь своей семьи в популярной книге «Под кровом Всевышнего». В семье было пятеро детей — три сына и две дочери. Все сыновья стали священниками. Отец Николай сейчас настоятель храма свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Отец Федор, настоятель Спасо-Преображенского храма в Тушине, отец девяти детей, погиб в автокатастрофе в день своего Ангела в 2000 г. Владыка Сергий (в миру Серафим) был епископом Новосибирским и Бердским, скончался в том же году. 108 2 5 февраля — день памяти святителя Алексия, митрополита Московского. 14 Протоиерей Евгений Амбарцумов (1917-1969) был настоятелем Троицкого собора закрытой тогда Алек-сандро-Невской Лавры, благочинным патриарших приходов в Финляндии, затем настоятелем Князь-Владимир-ского собора в Ленинграде. 15 по Всего в семье отца Глеба и матушки Лидии шестеро детей. Старший, ныне покойный, Сергий, был врачом. Отец Иоанн — второй ребенок. Матушка Александра — ныне вдова питерского священника Александра Зайцева. Отец Кирилл настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, игумения Иулиания (в миру Мария) — настоятельница Зачатьевского ставропигиаль-ного монастыря. Младший, Василий Глебович, — врач-психиатр, доктор медицинских наук. 16 Александр Введенский (1889-1946) — с 1914 г. священник Русской Православной Церкви, с 1922 г. — один из лидеров обновленческого движения. В 1923 г. — активный участник «Второго Всероссийского Поместного Священного Собора» (первого обновленческого), на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. В том же году был «хиротонисан» в обновленческого епископа Крутицкого, викария Московской епархии. На момент хиротонии состоял в браке, впоследствии женился еще раз. Был настоятелем храма Христа Спасителя в Москве (до его закрытия в 1931 г.). С октября 1941 г. — «первоиерарх Православных Церквей в СССР». С 1943 г., после решения советской власти о ликвидации обновленчества, обновленцы массово переходили в Московский Патриархат. В 1945 г. Введенский предпринял попытку перейти в юрисдикцию Московской Патриархии, но поскольку его лжехиротония в епископа признана быть не могла, от воссоединения он отказался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Открылась богословская конференция Свято-Тихоновского университета Москва, 10 октября 2007 г. 9 октября 2007 года начала paбomy XVIII Международная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Открытие конференции приурочено ко дню памяти св.апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, который является небесным покровителем ПСТГУ. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев зачитал на открытии форума приветствие председателя Синодальной Богословской Комиссии митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева). Патриарший экзарх отмечает широкий круг участников конференции из многих стран мира: России, Украины, Беларуси, Великобритании, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Ирландии, Румынии, США и Франции. «Такое международное научное сотрудничество является особенно важным для отечественной богословской науки», - говорится в послании. Отмечается также, что в 2007 году исполняется 225 лет со дня рождения и 140 лет со дня кончины выдающегося богослова и иерарха святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. К этим датам приурочена секция конференции «Святитель Филарет Московский: взгляд на рубеже веков», сообщает Благовест-инфо. Первое пленарное заседание международной конференции, которая будет работать в течение трех дней, было посвящено теме «Взаимовлияние восточного и западного богословия». Преподаватель ПСТГУ священник Павел Ходзинский выступил с докладом «Восток и Запад в «русском синтезе» митрополита Филарета Московского». Анализ сочинений и проповедей митр.Филарета показал, что святитель творчески перерабатывал сочинения античных и современных ему западных авторов таким образом, что его «богословские прозрения» оказывались «неизмеримо глубже частной работы по преодолению западного мистицизма». Заочно полемизируя с теми, кто отказывает русскому богословию в самостоятельности, докладчик показывает, что в лице  свт.Филарета «Русская Церковь обрела святителя вселенской значимости». Осуществленный им «русский синтез» позволяет о.Павлу сделать более общий вывод, касающийся характера разделения Церквей: «Восприимчивость русского богословия к Западу не есть следствие его собственной несамодостаточности, а наоборот, косвенное свидетельство того, что тысячу лет назад совершилось не разделение Церквей, а отделение Западной Церкви от Вселенской…». Доклад завершается своеобразной рекомендацией для собирательного «Запада»: «Если бы Запад захотел, то, всмотревшись в сделанное святителем, он мог бы в этом «зеркале» увидеть себя  таким, каким его готова узнать и принять святая кафолическая Церковь».

http://pravoslavie.ru/24318.html

Итак, ближе к делу. Протоиерей Николай Сахаров Архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин) 20 декабря 1911 года архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (будущий Патриарх) назначил сюда настоятелем священника Николая Павловича Сахарова, 65-ти лет. Сохранилась Формулярная ведомость 1920 года, которая в настоящее время находится в храме. Здесь отец Николай пишет о себе:«15 июля 1866 г. окончил полный курс Ярославской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда. 1 июля 1867 г. посвящен во священника… 6 мая 1915 г. за 47-летнюю усердную службу награжден орденом Святой Анны 3-й степени». Связь отца Николая с владыкой Тихоном не прервалась и после восшествия последнего на патриарший престол, свидетельством чего служит следующая запись:«27 марта 1920 г. Указом Святейшего Патриарха Московского-Всероссийского Тихона от 11/24 марта награжден ко дню Святой Пасхи саном протоиерея». Люди, верные Патриарху и близкие ему, были у властей на особом счету Как ни радостно было отцу Николаю получить эту патриаршую награду, следует понимать, что она не сулила ему ничего хорошего в плане житейском, потому как люди, верные Патриарху и близкие ему, были у властей на особом счету. За всю свою более чем полувековую службу в священном сане отец Николай всего два раза был в отпуску: с 9 июля по 6 августа 1908 г. — в Одессе и с 6 по 20 июня 1916 г. — в Москве и Оптиной пустыни. Достоин особого упоминания помогавший протоирею Николаю в служении диакон Алексей Семенович Амврозов. О нем в Ведомости сказано: «Сын священника. Уволен из 3-го класса Пошехонского духовного училища 25 мая 1900 г. Окончил курс в церковно-певческой школе при братстве свт. Димитрия, Ростовского чудотворца, 1 июля 1901 года. Определен псаломщиком к церкви села Поповского-Каменника 16 сентября 1902 г. В мобилизацию 28 августа 1916 г. взят в военную службу. По просьбе прихожан и в помощь старцу протоирею посвящен в сан диакона в 1920 г.» Из этих скупых строк вырастает целая судьба. «Человек с ружьем», который, пользуясь своим положением, мог бы стать ближе к власти, выбирает путь нищеты и поношений ради Христа. В 37 лет он имеет годовое содержание в 44 пуда ржи на четверых едоков и принимает сан диакона в то время, когда некоторые архиереи добровольно снимали с себя сан, «страха ради иудейска».

http://pravoslavie.ru/99219.html

26 апр. 1916 г. Д. был хиротонисан в Тифлисе в Сионском соборе епископом Ереванским, викарием Грузинской епархии. 7 июля 1917 г. назначен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Пребывал в саратовском Спасо-Преображенском мон-ре. Д. столкнулся с последствиями конфликта предшествовавшего викарного Петровского еп. Леонтия (Вимпфена) с правящим Саратовским и Царицынским еп. Палладием (Добронравовым) , разногласия между к-рыми смутили часть священнослужителей и монашествующих. Д. вместе с Саратовским еп. Досифеем (Протопоповым) прилагали много усилий, стремясь вернуть епархиальную жизнь в каноническое русло. После выделения в сент. 1918 г. из Саратовской губ. Царицынской губ. решением Патриарха свт. Тихона и Св. Синода была образована Царицынская епархия РПЦ. Первым правящим архиереем учрежденной епархии стал Д. Организация епархиальной жизни проходила в условиях Гражданской войны, во время ожесточенных боев за обладание Царицыным между красными и белыми войсками. Мн. благочиния остались без священников, арестованных ЧК или бежавших к белым. Расправа со стороны красных угрожала и архиерею. После взятия Царицына войсками ген. А. И. Деникина Д. в авг. 1919 г. созвал собрание епархиального духовенства по вопросам оказания помощи священнослужителям, бежавшим в Царицын от красных. Собрание постановило открыть в Царицыне пастырско-богословское уч-ще. В авг.-окт. 1919 г. из-за угрозы захвата Царицына красными Д. находился в эвакуации в Ставрополе, где им была организована работа Царицынского пастырско-богословского уч-ща. В кон. окт. вернулся в Царицын, но в кон. дек. 1919 г. в связи с общим отступлением войск ген. Деникина выехал в Ростов-на-Дону, а затем в Крым. 8 сент. 1920 г. в Крыму Д. было создано Всероссийское Свято-Владимирское правосл. братство с целью духовной поддержки беженцев. Д. читал публичные лекции в Севастопольском морском офицерском собрании, в госпиталях и лазаретах. В пос. Нов. Херсонес (Туровка) была открыта гимназия смешанного типа, на содержание к-рой шли средства начавшего работу братского кооператива. В нояб. 1920 г., когда в Крым вошла Красная Армия, Д. эвакуировался в К-поль. 1 сент. 1922 г. принимал участие в расширенном заседании Высшего церковного управления за границей (ВЦУЗ), на к-ром обсуждалась ситуация в связи с изданием Патриархом св. Тихоном, находившимся под арестом в Москве, указа об упразднении ВЦУЗ.

http://pravenc.ru/text/168778.html

Доцент (апр. 1913), экстраординарный профессор (дек. 1913) МДА по 1-й кафедре Свящ. Писания НЗ. Был последовательным сторонником церковности духовной школы. Получил широкую известность как блестящий лектор, яркий оратор и церковный проповедник, ученый-богослов, автор мн. богословско-догматических трудов. И. выступал за необходимость решительных изменений во всей системе рус. богословской науки, преодоление ею заимствованной западной схоластической теологии. Во время патриотического подъема в годы первой мировой войны говорил об «освободительной войне в русском богословии», подразумевая под этим освобождение рус. богословской мысли от западного, преимущественно немецкого, влияния. В 1915 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. 1 мая 1917 г. после увольнения по решению Синода ректора МДА еп. Феодора (Поздеевского) И. был назначен временно исполняющим обязанности ректора академии (исполнял обязанности ректора до избрания в сент. того же года новым ректором МДА прот. А. П. Орлова). В июле 1917 г. был участником Всероссийского съезда ученого монашества, где выступил против предложенной реорганизации одной из духовных академий (подразумевалась МДА) и включения в ее профессорский состав преимущественно монашествующих. Заявил о незаслуженности осуждения профессуры существующих академий и обвинений их в неправославии. На съезде был кандидатом в делегаты в Предсоборный совет , уступив при повторном голосовании еп. Феодору (Поздеевскому). Избран делегатом от МДА на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На заседаниях Собора выступал как один из самых активных и последовательных сторонников восстановления Патриаршества. Наибольшую известность получила речь И. 23 окт. 1917 г., в к-рой он ярко и образно обосновал идею, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной Церкви». Речь И., как и выступление архиеп. Митрофана (Краснопольского) , сыграла важную роль в принятии Поместным Собором решения о восстановлении Патриаршества. При проведении 1-го тура голосования по выборам Патриарха И. был выдвинут одним из кандидатов. После избрания Патриархом Московским и всея России свт. Тихона стал его секретарем и консультантом по богословским вопросам.

http://pravenc.ru/text/389143.html

Киевская епархия, к которой принадлежала и Польша, никогда не переставала относиться к канонической юрисдикции Константинопольской Церкви, а условия «Акта» 1686 г. никогда не соблюдались Московским Патриархатом . Ну что ж, логика действий понятна и не случайна, ведь история о том, как Константинополь пытался вмешиваться в дела Русской Православной Церкви и даже предлагал упразднить Патриаршество на Руси, достаточно хорошо известна. И чем-то очень напоминает сегодняшнюю историю на Украине. Нам остается лишь процитировать послание свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которое он направил Константинопольскому Патриарху Григорию VII в июне 1924 года в ответ на его действия по отношению к Русской Церкви: «При письме представителя в России Вашего Святейшества, архимандрита Василия Димопуло, от 24 мая (6 июня) сего 1924 года за 226 Мною получены четыре выписки из протоколов заседания Священного Константинопольского Синода от 19 декабря 1923 (1 января 1924) года, 4(17) апреля, 17(30) апреля и 23 апреля (6 мая) с. г., из коих видно, что Ваше Святейшество, желая оказать помощь от Матери Великой Христовой Церкви Константинопольской и “изучив точно течение русской церковности и происходящие разногласия и разделения, — для умиротворения дела и прекращения настоящей аномалии, происшедших от внешних перемен или от чрезмерного и бесполезного возвращения к взглядам и старым системам, потерявшим уже жизненную силу и смысл”, приняв во внимание исключительные обстоятельства и примеры прошлых времен, “решили послать к Нам особую миссию, уполномоченную изучать и действовать на месте на основании и в пределах определенных инструкций, согласно с духом и преданиями Церкви”. В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я, как Всероссийский Патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал Собою, немедленно удалившись от управления Церковью, и чтобы одновременно упразднилось, хотя бы временно, Патриаршество… Дается и определенная инструкция комиссии, на какие течения она в своих работах должна опираться.

http://pravoslavie.ru/116317.html

Далее выступил священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, доктор теологии, кандидат исторических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Отец Александр подготовил доклад «Церковная дипломатия и межправославные отношения в эпоху гонений: опыт святого Патриарха Тихона». Пленарное заседание завершилось докладом «Сборник проповедей XVII века " Статир " : исследовательские проблемы и пути их решения», который представила Л.С. Соболева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета. Научно-богословский форума продлится до 11 февраля, его работа будет проходить на четырех площадках: Екатеринбургская духовная семинария (ул. Розы Люксембург, д. 57), Миссионерский институт (ул. Карла Маркса, д. 12), Уральский гуманитарный институт УрФУ (ул. Тургенева, д. 4) и Уральский государственный горный университет, кафедра теологии (ул. Куйбышева, д. 39). На конференции выступят участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Астрахани, Биробиджана, Вологды, Воронежа, Ишима, Казани, Костромы, Кыштыма, Нижнего Новгорода, Нефтеюганска, Новосибирска, Омска, Орла, Оренбурга, Перми, Петропавловска-Камчатского, Саратова, Сергиева Посада, Смоленска, Сыктывкара, Томска, Челябинска, Шадринска. Ближнее зарубежье представлено учеными из Минска, Алма-Аты, Петропавловска, Бишкека. С полной программой конференции можно ознакомиться по ссылке . Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010