Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКАРИАТСТВО Воронежской и Задонской епархии (см. ст. Воронежская и Борисоглебская епархия ), названо по г. Новохопёрску Воронежской губ. (ныне Воронежской обл.), существовало в 1924-1927 гг. В 1922 г. часть духовенства Воронежской епархии во главе с Воронежским архиеп. Тихоном (Василевским) уклонилась в обновленчество . Благодаря проповеднической деятельности Воронежского архиеп. Владимира (Шимковича ; с 1925 митрополит) и Бутурлиновского еп. Митрофана (Поликарпова) началось возвращение приходов Воронежской епархии в каноническую Церковь. 22 марта 1924 г. прихожане Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов и Троицкой ц. Новохопёрска направили патриарху Всероссийскому свт. Тихону (Беллавину) прошение, в к-ром указывали на то, что на своем собрании постановили воссоединиться с Патриаршей Церковью, и просили выслать к ним «епископа для Новохопёрского уезда». На прошение свт. Тихон наложил следующую резолюцию: «Верующих (мирян) принять в общение... В г. Новохопёрске Воронежской епархии открыть кафедру викарного архиерея, на каковую и командировать временно управляющего Болховским викариатством преосвященного Митрофана, о чем и дать указ как преосвященному Воронежскому Владимиру, так и Орловскому преосвященному Серафиму» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 260). Резолюция патриарха была подписана митрополитами Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским), Тверским и Кашинским Серафимом (Александровым) и Крутицким Петром (Полянским). Сведений о посещении еп. Митрофаном (Русиновым) приходов Н. в. не имеется. Летом 1924 г. по просьбе духовенства и верующих 12 приходов Валуйского у. Воронежской губ. еп. Митрофан управлял Уразовским викариатством , проживая в слободе Уразово Валуйского у. (ныне поселок Валуйского р-на Белгородской обл.). По благословению патриарха свт. Тихона 29 июня 1924 г. состоялось наречение наместника Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря архим. Павла (Крылова) во епископа Новохопёрского. 1 июля того же года в московской ц. свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке патриарх свт. Тихон возглавил хиротонию архим. Павла. Патриарху сослужили Тверской митр. Серафим (Александров), Звенигородский архиеп. сщмч. Николай (Добронравов), Каменец-Подольский и Брацлавский еп. сщмч. Амвросий (Полянский). Сведений о деятельности еп. Павла в Новохопёрске не имеется. В 1927 г. еп. Новохопёрский Павел упоминается в документах как находящийся на покое. С тех пор кафедра не замещалась.

http://pravenc.ru/text/2577893.html

Вскрытие мощей Тихона Задонского С начала 1919 года вскрытие мощей происходило повсеместно: 28 января 1919 года - свт. Тихона Задонского , 3 февраля - свт. Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого и др. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 году мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморинского Преображенского мужского монастыря перевезены в Вологодский музей. В ответ на вскрытие мощей верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и разъяснениями, что мощи не признаются богослужебными предметами и, следовательно, не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, например, в марте 1919 года во время вскрытия мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском мужском монастыре близ Звенигорода и в других местах. Возмущение и негодование верующих вызвало вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в апреле 1919 года. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 года председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по вскрытию мощей, которая сопровождалась закрытием монастырей. 30 июля 1920 года Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 ноября 1920 года Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского) , будущего патриарха Московского и всея Руси, на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 года «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе . «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, которая почернела и была негодной, а также лишние пелены).

http://drevo-info.ru/articles/25106.html

Вышел очередной номер «Богословского вестника» 2008-2009 гг.) 3 апреля 2009 г. 14:55 Вышел в свет очередной номер академического научно-богословского журнала «Богословский вестник» 2008-2009 гг.)/ В журнале помещены переводы и статьи по различным научным дисциплинам, многие из которых написаны на базе архивных материалов. Главный редактор издания — ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений . Редколлегия — К. Е. Скурат, архимандрит Макарий (Веретенников), архимандрит Платон (Игумнов), заместитель главного редактора игумен Дионисий (Шленов), протоиерей Валентин Асмус, протоиерей Леонид Грилихес, протоиерей Павел Великанов, священник Владимир Шмалий, Ю. А. Шичалин. Научный редактор — В. Л. Шленов. Оглавление номера ОТДЕЛ I. ТВОРЕНИЯ СВ. ОТЦОВ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ Свт. Григорий Богослов. Избранные стихотворения (Перевод с древнегреческого, вступительная статья и примечания В.Н. Генке)   Свт. Кирилл Александрийский. О правой вере к царицам (Перевод с древнегреческого свящ. Василия Дмитриева, редакция перевода и вступительная статья иерод. Феодора (Юлаева)) (Из кандидатской диссертации свящ. В. Дмитриева с приложением отзывов иером. Пантелеймона (Успенского) и С. И. Соболевского)     ОТДЕЛ II. ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ Ю.Н. Аржанов. К истории христианства в доисламской Аравии. Послание Симеона Бетаршамского о гонениях на христиан  Игум. Дионисий (Шленов). Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века     Д.В. Сафонов. Единоначалие и коллегиальность: из истории Высшего Церковного Управления Русской Церкви от свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, до Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Часть 1: годы 1917—1925     А.В. Шек. Знаки «чашка полная» и «крюк с облачком» в певческих рукописях и теоретических руководствах по знаменной нотации XV—XVI вв.  ОТДЕЛ III. ДОКЛАДЫ, СЛОВА, ПРОПОВЕДИ И РЕЧИ. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (ум. 5 декабря 2008). Отношение Предстоятеля Русской Церкви к духовному образованию (Публикация подготовлена свящ. Владимиром Шмалием, игум. Дионисием, А.А. Ларионовым)     

http://patriarchia.ru/db/text/604304.htm...

К. е. еп. Назарием (Блиновым). Так, подчинявшаяся ВПЦР «Украинская Печерская Никольская община», получившая 22 мая 1919 г. к празднику свт. Николая Военно-Никольский собор на Печерске, приняла условия еп. Назария об обязательном поминовении патриарха Тихона и о совершении службы на церковнослав. языке, за исключением чтения Евангелия (его разрешено было читать на укр. языке), и на этих условиях получила архиерейское благословение на совершение служб и антиминс. Однако впосл. ни одно из этих условий не выполнялось: патриарха не поминали, а на укр. языке совершали большую часть служб. Уже 12 июля 1919 г. община Липковского впервые провела службу на укр. языке в большом Софийском соборе, после чего еп. Назарий запретил Липковского в священнослужении, но в скором времени, пытаясь избежать прямого конфликта и появления «оппозиционной» структуры, отменил свое решение. Позиция еп. Назария, стремившегося добиться компромиссного и бесконфликтного решения «украинского церковного вопроса», была мягкой: на раннем этапе раскола он нередко ограничивался декларативными заявлениями (напр., в воззвании от 8 авг. 1919 он призывал «возлюбленных чад, именующих себя «украинскими громадянами», не нарушать церковное единство в сфере богослужебного языка» (РГИА. Ф. 130. Оп. 3. Д. 75. Л. 1-2)) или вступал с ними в объяснения по поводу неканоничности и низкого качества переводов на укр. язык (автокефалисты сами переводили богослужебные тексты с церковнославянского). Позиция патриарха Тихона также была располагающей к поиску компромисса: он с пониманием отнесся к стремлению «украинских общин» к богослужениям на «родном наречии», но указывал, что этот вопрос может быть решен только на Всероссийском и Всеукраинском Соборах (Там же. Ф. 182. Оп. 1. Д. 136. Л. 7). Однако последователи ВПЦР расценивали готовность к обсуждению как слабость позиции священноначалия и незамедлительно перешли в наступление. 20 июня 1919 г. уставы первых 4 украиноязычных религ. общин Киева - Печерской при соборе свт. Николая, Подольской при соборе ап.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Е. Львовым 1917, 3 марта — 25 июля Обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов 1917, 2 марта Явление иконы Пресвятой Богородицы «Державная» в с. Коломенском     1917, 3–4 июля Большевистский бунт в Петрограде 1917, 14 июля Издание закона «О свободе совести» 1917, 25 июля — 5 августа Обер-прокурор Св. Синода А. В. Карташов   1917, 5 июля Указ Св. Синода о созыве Поместного Собора     1917, 15 августа — 1918, 7 (20) сентября Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917, 27–31 августа Выступление генерала Л. Корнилова 1917, 25 октября Захват власти в Петрограде большевиками и левыми эсерами. Образование Советского правительства (Совнаркома) во главе с В. И. Лениным   1917, 28 октября Убиение прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви   1917, 28 октября Постановление Поместного Собора о восстановлении патриаршества 1917, 5 ноября Избрание Патриарха Московского и Всероссийского в храме Христа Спасителя   1918, 6/19 января Разгон Учредительного собрания   1918, 20 января (2 февраля) Издание декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»   1918, 19 января (1 февраля) Послание Св. Патриарха Тихона, анафематствовавшее всех проливающих невинную кровь 1918, 25 января (7 февраля) Убиение сщмч. Владимира, митр. Киевского 1918, 3 марта Брестский мир: капитуляция России перед Германией 1918, 12 марта Переезд советского правительства в Москву     1918, 4–10 июля V Всероссийский съезд Советов. Принятие Конституции РСФСР     1918, 18 марта Послание Св. Патриарха Тихона с осуждением Брест-Литовского мирного договора 1918, 18 апреля Постановление Собора о канонизации сщмч. Иосифа Астраханского и свт. Софрония Иркутского 1918, 16 июля Расстрел императора Николая II и царской семьи в Екатеринбурге     1918, 26 августа Восстановление Собором памяти всех святых, в земле Российской просиявших 1918, ноябрь Сибирское церковное совещание в Томске 1918–1922 Гражданская война 1919, 14 февраля Издание наркоматом юстиции постановления об организованном вскрытии мощей   1920, 20 апреля Постановление Совнаркома о закрытии Троице-Сергиевой лавры   1919, май Юго-Восточный русский церковный Собор в Ставрополе 1919, 8 октября Послание Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

2 июня 1919 г. постановлением патриарха свт. Тихона (Беллавина) и Синода освобожден от управления Сарапульской епархией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова монастырем , однако уже 29 июня Звенигородский уездный совет принял решение о закрытии обители. В ночь на 14 июля 1919 г. Новоиерусалимский мон-рь был занят отрядом красноармейцев, его насельники арестованы. П. в это время тяжело болел тифом и находился в больнице. В середине авг. он был отправлен в Москву и вскоре отдан под суд по клеветническому доносу своего келейника В. М. Колесова по обвинению в растлении малолетнего послушника. На судебном процессе 29 окт. 1919 г. предъявленные П. обвинения были опровергнуты показаниями др. свидетелей, однако Особая сессия при Московском столичном совете народных судей приговорила его к 5 годам лишения свободы. Вскоре, очевидно, П. был амнистирован, т. к. есть данные о его служении в 1920-1921 гг. в храмах и мон-рях Москвы по назначению патриарха. Хотя до сих пор не обнаружен документ о назначении П. в конце его жизни настоятелем общины Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря , он упоминается в этом качестве патриархом Тихоном в письме митр. Евлогию (Георгиевскому) от 20 марта 1922 г., в к-ром сообщается о кончине архиепископа от астмы на 1-й неделе Великого поста, т. е. в кон. февраля - нач. марта того же года (Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского), 1921-1922 гг.//УЗ РПУ. Вып. 6. С. 111). Арх.: ГА Саратовской обл. Ф. 135. Оп. 1. Д. 7342; Ф. 1132. Оп. 1. Д. 166; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 713; Ф. 796. Оп. 442. Д. 2728; Ф. 831. Оп. 1. Д. 146; ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1193. Соч.:Новооткрытые изречения прп. Антония Великого. Каз., 1898. М., 2002; Новооткрытые сказания о прп. Макарии Великом. Каз., 1898. Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие. Каз., 1899; Поучение на первую пассию: Мысли и чувства у подножия креста Христова. Вильна, 1900; Два поучения. Вильна, 1900; Житие прп.

http://pravenc.ru/text/2578735.html

После сугубой ектении патриарх совершил молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Фисун, проректор по научной работе Барнаульской духовной семинарии. По завершении Литургии митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий приветствовал патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству Коробейниковскую икону Божией Матери. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом. Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Сергия за труды и вручил ему крест и панагию, изготовленные по случаю 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В дар новоосвященному храму Святейший владыка передал икону Спаса Нерукотворного, а священнослужителям Барнаульской епархии - служебники. Также патриарх поздравил митрополита Новосибирского Тихона с 25-летием архиерейской хиротонии и вручил ему памятный адрес и юбилейную панагию. Во внимание к помощи в восстановлении храма свт. Димитрия Ростовского г. Барнаула губернатор Алтайского края А. Б. Карлин был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 35-летием иерейской хиротонии и 60-летием со дня рождения благочинный Рубцовского округа, настоятель храма Архистратига Михаила г. Рубцовска Алтайского края протоиерей Михаил Кизюн был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 20-летием иерейской хиротонии и 55-летием со дня рождения благочинный Каменского округа, настоятель храма свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, г. Камень-на-Оби Алтайского края протоиерей Николай Гордиенко был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени. В награду за чадолюбие и жертвенное материнское служение Патриаршие знаки материнства II степени были вручены И. А. Беляевой, И. И. Кайновой, Л. В. Меркуловой, И. А. Стопаревой, А. В. Суровой. Верующим были розданы иконки святого равноапостольного великого князя Владимира. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru

http://drevo-info.ru/news/19489.html

Мы часто рассуждаем, что, мол, Антихрист нас выследит, но, подумаем – кого мы боимся? Бога или Антихриста? Если мы боимся совершить грех – это правильный страх. Но почему мы забываем слова Спасителя: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лука 10:19)». Почему мы забываем слова Спасителя о том, что «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас». (Матф. 17.20.) Надо бояться согрешить. И не нужно заниматься копанием, «отцеживанием комара», вместо покаяния. Не надо искать путей к Антихристу. Валаамский инок Всеволод хорошо сказал, что не нужно выискивать грех в каждом новшестве. К новому надо относиться осторожно, но здраво, а Антихристу легче всего придти незаметно: через культуру, через искусство. Мы уже видим это вокруг себя, но не обращаем на это внимания. Антихристу надо противостоять верой своей крепкой и молитвой. А иначе – молиться не хотим, а с продуктами со штрих–кодами боремся. – Иногда приходится слышать, как люди говорят «нам Священный Синод – не указ, вот старец такой–то сказал»… Приведу пример – я знаю одного глубоко верующего человека, который не принимал канонизации одного из новопрославленных святых. Один раз, когда я увидел у него в руках икону именно этого святого, он объяснил мне: «я являюсь сыном Руссой Православной Церкви и поэтому если Церковь постановила, то я как верное чадо, хочу я того или нет, принимаю решение нашей Церкви. Мое личное мнение я оставляю при себе». Мы должны быть послушны голосу Церкви так, как дети должны слушаться любящих родителей. –Святые отцы не советовали переходить с места на место, из одной обители/храма в другие. Вместе с тем, сегодня многие стараются как можно больше ездить по разным храмам, монастырям, мечтают о канонизации новых и новых святых… Конечно, святое есть святое. Но у меня вопрос – в Москве находятся мощи свт. Алексия митрополита Московского. Давно ли люди прикладывались к ним? Никого нет и у мощей свт. Тихона, патриарха Всероссийского в Донском монастыре. А в Троице–Сергиевой лавре давно ли мы были? У преподобного Сергия? А частицы мощей – как много их хранится в Москве – вмч. Пантелеимона, свт. Николая, прп. Серафима Саровского… А мы все чего–то нового ищем, все куда–то рвемся. Это хорошо – съездить куда–то помолиться, но не будем и наши святыни забывать, которые здесь, рядом с нами.

http://pravmir.ru/vera-i-fanatizm/

В египетском посольстве Предстоятеля Александрийской Церкви приветствовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет в Москве Алаа эль-Хадиди. Состоялась беседа, участники которой отметили, в частности, значимость российского туризма в Египет. Блаженнейший Патриарх Феодор особо отметил, что монастырь святого великомученика Георгия (Мар-Гиргис) в Каире будет восстанавливать египетская компания, в реставрационных работах задействуют 150 египтян. Такое решение принято для того, чтобы дать работу местному населению. В Александрии Патриархия планирует построить школу на 50 человек для бедных жителей города, без различия их религиозной принадлежности. Кроме того, под Каиром Патриархией будет построен кардиологический центр. Делегация во главе с Александрийским Патриархом также посетила Донской ставропигиальный мужской монастырь . Блаженнейшего Патриарха Феодора у врат обители встречал наместник Донского монастыря епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл . Гости из Александрийской Православной Церкви поклонились Донской иконе Пресвятой Богородицы и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Затем члены делегации проследовали в келью святителя Тихона, где ознакомились с представленными экспонатами и фотоматериалами. В завершение визита 24 января в резиденции Патриарха Московского и всея Руси в Даниловом монастыре состоялась братская беседа Предстоятелей Александрийской и Русской Православных Церквей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/1976745.ht...

Тихон, епископ (Степанов Николай Владимирович) Дата рождения: 2 марта 1963 г. Дата смерти: 20 октября 2010 г. Дата хиротонии: 4 февраля 1996 г. Дата пострига: 28 августа 1991 г. Страна: Россия Биография: Родился 2 марта 1963 г. в Костроме, в семье священника — митрофорного протоиерея Владимира Степанова. Церковное служение начал иподиаконом архиепископа Костромского Кассиана (Ярославского, †1990). В 1982-84 гг. служил в Советской армии. В 1986 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, в 1990 г. — Санкт-Петербургскую духовную академию . В 1990-91 гг. стажировался в Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке — собирал материалы о служении свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в Америке. 28 августа 1991 г. епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска пострижен в монашество. 29 августа 1991 г. рукоположен во иеродиакона, а 1 сентября 1991 г. — во иеромонаха. 16 июня 1992 г. возведен в сан игумена. С 1 октября 1991 г. — секретарь Петрозаводского епархиального управления и епископа Петрозаводского Мануила. С 1995 г. — председатель приходского совета и настоятель восстанавливаемого в Петрозаводске Александро-Невского собора. С 5 мая 1995 г. — член специальной рабочей группы по планированию возрождения православной миссии Русской Православной Церкви на ее канонической территории. Постановлением Священного Синода от 27 декабря 1995 г. избран епископом Архангельским и Холмогорским. 1 января 1996 г. возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского. С 2001 г. — председатель Попечительского совета Фонда архитектурного наследия им. прп. Андрея Рублева. С 26 декабря 2002 г. — сопредседатель Совместной рабочей группы по сотрудничеству между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Норвегии. Тезоименитство — в празднование Собора новомучеников и исповедников Российских. Скончался в ночь с 19 на 20 октября 2010 г.  Отпевание 23 октября в Илиинском кафедральном соборе г. Архангельска возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Похоронен на Вологодском кладбище г. Архангельска, у алтаря храма Всех святых. «Мы видели в нем настоящего человека Церкви». Памяти епископа Архангельского и Холмогорского Тихона Награды: Церковные: Светские: Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244896...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010