Что представляет собой новая власть, всем давно уже было ясно, и верующие привыкли к тому, что в советской печати публиковались «вынужденные» или фальсифицированные документы от имени Патриарха , которые не воспринимались как выражение патриаршей воли. Выход декларации стал большим ударом и для обновленцев, и для григориан, и тем более удивительной представляется реакция на действия митрополита Сергия некоторых «своих»,– собратьев архиереев, к тому же еще и обвинивших его в обновленчестве. После смерти Патриарха начался и долгий этап противостояния двух ветвей православной Церкви– Русской и Зарубежной. Все самые острые моменты этого процесса также пришлись на годы служения митрополита Сергия. Уже «Предсмертное завещание» свт. Тихона, опубликованное в официальной прессе с опозданием, не вызвало доверия за рубежом. Местоблюститель Петр подтверждение его подлинности также поставил под сомнение. С кончиной Патриарха ушло сильное объединительное начало, стала возрастать подозрительность . На время легализации церковного управления митрополитом Сергием в результате вынужденной передачи высшей церковной власти на основании актов и завещаний, поскольку Поместного собора Всероссийской Церкви, намеченного на 1921 г., советская власть провести не разрешила ни Патриарху Тихону, ни митрополиту Петру, а также в результате репрессий, имелось уже порядка десяти кандидатов местоблюстителей и заместителей . Казалось бы, эти архиереи, видя, что власть уже десять лет творит с Церковью, должны были сплотиться и оказывать собрату, согласившемуся взять на себя тяжелый груз централизованного управления, помощь и поддержку. Однако оказалось, что почти половина из них встала в оппозицию к митрополиту Сергию. Это старейший по сану и хиротонии митрополит Ярославский Агафангел, который в мае 1922 г. был назначен Святейшим Патриархом Тихоном своим заместителем, митрополит Иосиф (Петровых) и архиепископ Серафим (Самойлович), в конце 1926– начале 1927 гг. последовательно исполнявшие обязанности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя во время пребывания в заключении митрополитов Петра и Сергия, а также митрополит Кирилл (Смирнов).

http://sedmitza.ru/lib/text/10193467/

Е. был членом совета Российского об-ва Красного Креста в Германии (с 1921), почетным членом Об-ва русских студентов для упрочения славянской культуры (с 1923) и Парижского комитета Русской орг-ции Красного Креста помощи беженцам (с 1924), почетным председателем Комитета социальной помощи русским эмигрантам (1924-1940), почетным членом Серафимовского братства в Белграде (с 1925), действительным членом Русской академической группы (с 1927), почетным доктором церковных наук Православного богословского ин-та прп. Сергия Радонежского (12 февр. 1943). Награжден орденами св. Владимира 3-й степени (1904), св. Анны 1-й степени (1908), св. Владимира 2-й степени (1911), удостоен знаком отличия Русского Красного Креста (1924) и серб. орденом св. Саввы 1-й степени (1936). Т. А. Богданова, А. К. Клементьев, В. И. Косик Арх.: ГАРФ. Ф. Р-5919 (личный архив); ГА Тульской обл. Ф. Тульской ДС; ГА Владимирской обл. Ф. 556 (Владимирская Дух. Консистория); 454 (Владимирская ДС). Оп. 1-3; Архив Западно-Европейской архиепископии Конст. Патриархата, Париж (Послужной список митр. Евлогия (1921-1946)); Бахметевский архив Колумбийского университета, Нью-Йорк (Воспоминания). Соч.: О Свт. Тихоне Задонском и его творениях. М., 1898; Речи в Гос. Думе и Гос. Совете в защиту законопроекта о выделении из состава губерний Царства Польского вост. частей Люблинской и Седлецкой губерний, с образованием из них особой Холмской губ. Холм, 1912. Вып. 1. С. 5, 6-7, 31-54, 68-69, 136-156; Вып. 2. С. 10-17, 17-20, 26-32, 40-42, 63-65, 74-75, 80-84, 86, 88-89; Церковь и государство//Тр. учредительной конф. Рус. народно-монархического союза. Мюнхен, С. 21-29; Путь моей жизни/Восп., излож. Т. И. Манухиной. П., 1947. М., 1994п; Письма митр. Евлогия кн. Г. Н. Трубецкому/Публ. и примеч. Н. Струве//Вестн. РХД. 1997. 175. С. 119-136; Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и митр. Евлогия (Георгиевского), Управляющего правосл. рус. Церквами в Зап. Европе, 1927-1930 гг.: Док-ты из Архива ОВЦС МП//ЦиВр. 1998. 2. С. 75-110; 3. С. 105-124; 4. С. 124-145; 1999. 1. С. 218-261; Переписка свт. Тихона (Белавина), Патриарха Всероссийского, и митр. Евлогия (Георгиевского), 1921-1922 гг.//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 93-111.

http://pravenc.ru/text/187191.html

    1993, 7 апреля — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые после 1918 г. совершил богослужение в Благовещенском соборе Московского Кремля.     1993, 3 октября — В воскресенье в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II в сослужении с членами Священного Синода при многотысячном участии верующих были совершены Божественная литургия и молебен перед чудотворным Владимирским образом Пресвятой Богородицы специально доставленным из Третьяковской галереи в связи с политическим кризисом в стране. Святейший Патриарх коленопреклоненно прочитал перед иконой молитву свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, «О спасении державы Российския и утолении в ней раздоров и нестроений».     1993, 4 ноября — В день праздника Казанской иконы Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил и возглавил первое богослужение в воссозданном на Красной площади Казанском соборе (построен в 1635 г. князем Димитрием Пожарским в память об избавлении Москвы от иноземного нашествия и о прекращении смуты в России).     1993, 17 декабря — Чудотворная Толгская икона Пресвятой Богородицы возвращена из музея в Толгский женский монастырь Ярославской епархии при посещении Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Ярославской епархии.     1993, 18 декабря — Истечение слез из иконы Пресвятой Богородицы в селе Боян Черновицкой области.     1994, 3 июня — В день праздника Владимирской иконы Пресвятой Богородицы чудотворная икона на время богослужения была перенесена из Третьяковской галереи в Успенский патриарший собор Московского Кремля.     1994, (июнь?) — Начало мироточения двух икон Пресвятой Богородицы в женском Скоропослушницком монастыре, что в г. Печора (Республика Коми) Архангельской епархии.     1994, 2 июля — Начало мироточения от Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находящейся в приделе новомучеников Казанской церкви с. Пучково Нарофоминского р-на Московской обл.     1994, 11 декабря — Начало мироточения икон свт. Николая и Христа Спасителя в Никольском храме с. Завьялово в Удмуртии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

постановил принять ВЦУЗ под свое покровительство с предоставлением ему на своей канонической территории права особой юрисдикции над рус. духовенством и беженцами. В состав ВЦУЗ были включены архиеп. Евлогий и проживавшие в Сербии рус. епископы Гавриил (Чепур) и Михаил (Космодемянский). Деятельность ВЦУЗ заключалась в организации церковной жизни рус. эмиграции и управлении зарубежными рус. духовными миссиями и приходами. Уже 29 нояб. 1920 г. на заседании ВВЦУ ЮВР в эмиграции рассматривался вопрос об упорядочении пришедших в упадок дел Русской духовной миссии в Иерусалиме , временным начальником к-рой был назначен иером. Мелетий. 13 апр. 1921 г. для управления делами миссии ВЦУЗ направило в Иерусалим архиеп. Анастасия (Грибановского). После переезда в февр. 1921 г. в Сербию митр. Антония ВЦУЗ передало ему управление рус. церквами в Сербии. В нач. апр. 1921 г. оно поручило митр. Платону (Рождественскому) упорядочить церковную жизнь в США и принять Североамериканскую епархию от архиеп. Александра (Немоловского) , 15 апр. 1921 г. направило архиеп. Евлогию указ, подтверждавший его статус управляющего рус. церквами в Зап. Европе, включая Болгарию и Румынию. В том же месяце по согласованию с архиеп. Евлогием ВЦУЗ назначило Лубенского еп. Серафима (Соболева) настоятелем рус. храма в Софии с последующим поручением ему управления рус. приходами в Болгарии. Окормление рус. приходов в Греции и на Кипре по решению ВЦУЗ передавалось еп. Ермогену (Максимову) . 23 июля 1921 г. митр. Антоний, архиеп. Феофан (Быстров) и еп. Вениамин (Федченков) составили прошение Патриарху свт. Тихону о предоставлении ВЦУЗ полномочий высшего органа церковного управления над всеми рус. церквами за границей, в т. ч. в Сев. Америке, Японии, Китае, Финляндии, Прибалтике и Польше, и о назначении председателя ВЦУЗ Наместником Всероссийского Патриарха за границей. 13 окт. Синод РПЦ под председательством Патриарха свт. Тихона рассмотрел полученное 25 сент. прошение членов ВЦУЗ и постановил: «Ввиду нецелесообразности подчинения существующему за границей Высшему Церковному Управлению Русской Церкви всех православных церквей и общин Московского Патриархата за пределами Сов.

http://pravenc.ru/text/161107.html

Архимандрит Иустин, в свою очередь, в частности, отметил: «Благодарим Ваше Святейшество за то, что Вы явили свою любовь и благословили нас посетить с мощами святого Спиридона 12 городов России. По Вашему благословению мы посетили Сибирь, Урал, и везде гостеприимство русских митрополитов было поистине авраамовым. Передаем благопожелания нашего митрополита Нектария и надеемся, что и Вы когда-нибудь посетите с Патриаршим визитом Керкиру и поклонитесь там мощам святого Спиридона». Архимандрит Иустин также поблагодарил организаторов принесения мощей — В.Е. Бабия и других сотрудников Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира со стороны России, и представителей Паломнического центра «Святогора» со стороны Греции. Святейший Патриарх Кирилл в знак благодарности передал в дар митрополиту Керкирскому, Паксийскому и Диапонтийских островов Нектарию юбилейные панагию и крест, созданные к 100-летию возрождения Патриаршества в Русской Православной Церкви — копии панагии и креста, изготовленных по благословению святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. В дар архимандриту Иустину был преподнесен наперсный крест и книги о Московском Кремле и Храме Христа Спасителя. Организаторы принесения честных мощей святителя Спиридона Тримифунтского в пределы Русской Православной Церкви В.Е. Бабий, Г.В. Дюмин и Г. Цацанидис получили в дар иконы преподобного Сергия Радонежского. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/5280915.ht...

В 1921 г. определением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода на Варшавскую кафедру был назначен митр. сщмч. Серафим (Чичагов) , не допущенный польск. властями в страну. В сент. 1921 г. Патриаршим экзархом в Польше стал Минский архиеп. Георгий (Ярошевский) , в янв. следующего года в сане митрополита возведенный на Варшавскую кафедру. Вскоре под нажимом польск. властей митр. Георгий и ряд др. правосл. архиереев избрали курс на достижение правосл. Церковью Польши полной автокефалии. 23 мая 1924 г. свт. Тихон направил письмо митр. Дионисию (Валединскому) , занявшему Варшавскую кафедру после гибели митр. Георгия († 8 февр. 1923), с резким осуждением самочинного отделения Польской Церкви от Всероссийского Патриарха. В авг. 1924 г. польск. Синод обратился к Патриарху Тихону с просьбой о даровании автокефалии Польской Церкви, ответа от Святейшего Патриарха на это послание не последовало. Тогда митр. Дионисий послал письмо с такой же просьбой к К-польскому Патриарху Григорию VII , к-рый 13 нояб. 1924 г. подписал томос о даровании Польской Церкви автокефалии. 17 сент. следующего года томос был зачитан представителями К-польского Патриархата в храме св. Марии Магдалины в Варшаве, с того времени Варшавская митрополия продолжила свое существование в качестве первенствующей кафедры ПАПЦ (см. Варшавско-Бельская епархия ПАПЦ). Церковно-общественные организации С янв. 1856 г. в В. е. действовало попечительство о бедных духовного звания, в 1889 г. был создан Попечительский фонд для обеспечения заштатного духовенства, вдов и сирот из духовного сословия, в 1895 г. фонд получил новый устав, согласно к-рому в его состав вошли все священнослужители епархии. В 1890 г. Холмско-Варшавский архиеп. Леонтий учредил стипендию, к-рая выплачивалась вдовам и сиротам клириков. В 1903 г. в Варшаве открылось Об-во распространения религиозно-нравственного просвещения в духе правосл. Церкви. К нач. XX в. при приходах епархии действовали 243 б-ки. Церковь во имя свт. Николая Марликийского в Замостье. 1604 г. Литография. 1896 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150457.html

В Редакционную комиссию Собора были избраны: митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл — председатель комиссии, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, архиепископ Краснодарский и Новороссийский Исидор, архиепископ Сумский и Ахтырский Иоанафан, архиепископ Рижский и всея Латвии Александр, епископ Пинский и Лунинецкий Стефан, епископ Бронницкий Тихон, епископ Верейский Евгений. В функции Редакционной комиссии входит разработка на основе докладов и дискуссий на Соборе проекта итоговых документов, которые представляются архиереям для обсуждения и принятия. В Мандатную комиссию вошли: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел — председатель комиссии, епископ Гомельский и Жлобинский Аристарх, епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Участникам Архиерейского Собора были представлены следующие доклады по вопросам, вошедшим в повестку дня: Представлению и обсуждению докладов были посвящены пленарные заседания 18 и 19 февраля. Мандатная комиссия представила сведения, что в Соборе принимают участие 133 архиерея, из которых 115 управляющих епархиями, 17 викарных и 1 пребывает на покое. 20 февраля 1997 года в рабочих заседаниях был сделан перерыв. В этот день члены Собора совершили паломничество к святыням Москвы (Иверская часовня у Воскресенских ворот, молебен в Успенском Патриаршем соборе Кремля, Донской монастырь, молебен перед ракой с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, посещение Новоспасского монастыря, Богоявленского кафедрального собора с молебном перед мощами свт. Алексия, митрополита Московского, посещение Храма Христа Спасителя и храма св. Георгия Победоносца на Поклонной горе. 21 февраля, в пятницу, Архиерейский Собор продолжил свои пленарные заседания, во время которых была продолжена дискуссия по повестке дня и другим вопросам церковной жизни, а затем выработаны и приняты итоговые документы. После доклада Редакционной комиссии и подробного обсуждения Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующие Определения: В тот же день, 21 февраля, в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие постоянные члены Священного Синода митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Солнечногорский Сергий, а также митрополит Одесский и Измаильский Агафангел и епископ Верейский Евгений. Они подробно ответили на вопросы журналистов об основных вопросах, обсуждавшихся на Соборе. 22 февраля, в субботу, члены Архиерейского Собора совершили паломничество Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где молились у мощей Преподобного Сергия Радонежского. Затем они посетили Московские Духовные Академию и Семинарию, а также Художественно-производственное предприятие «Софрино». Вечером Преосвященные архиереи молились за Всенощным бдением в Свято-Даниловом монастыре в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/5829663.ht...

В дар Его Святейшеству митрополит Владимир преподнес икону Собора святых, в земле Молдавской просиявших. Затем к Предстоятелю Православной Церкви Молдовы и всем собравшимся обратился со словом Святейший Патриарх Кирилл. «Именно на годы Вашего правления выпали сложнейшие периоды жизни Вашего народа, и Вам хватило мудрости, верности Богу и Церкви, чтобы сохранять в единстве стадо свое и вносить особо существенный вклад в жизнь народа и государства», — сказал Святейший Владыка, вручая митрополиту Владимиру памятную панагию. Каждому архиерею Митрополии Молдовы Первосвятитель подарил напрестольное Евангелие на молдавском языке. С сожалением отметив, что нынешний визит ограничен посещением Кишинева, Святейший Патриарх Кирилл выразил надежду, что в будущем сможет побывать в каждой из епархий Православной Церкви Молдовы. Каждому приходу страны Предстоятель Русской Церкви благословил передать Евангелия на молдавском и церковнославянском языках. В дар кафедральному собору Кишинева Святейший Владыка передал плащаницу Божией Матери. В благословение всем верующим были розданы иконки святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Затем в соборе Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил новобрачных и обратился к ним со словами напутствия. Каждой паре Святейший Патриарх подарил иконы Спасителя и Божией Матери. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 .

http://patriarchia.ru/db/text/1642809.ht...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в храме свт. Николая в Кузнецкой слободе 7 февраля 2007 г. 15:21 7 февраля, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в храме свт. Николая в Кузнецкой слободе. Его Святейшеству сослужили епископ Бронницкий Амвросий , настоятель Николокузнецкого храма прот. Владимир Воробьев и московское духовенство. За богослужением пели женский и мужской хоры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Во время Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий совершил диаконскую хиротонию Сергия Правдолюбова. По окончании Литургии Его Святейшество возглавил молебное пение перед чтимым храмовым списком чудотворной иконы «Утоли моя печали», принесенным в Москву в 1640 году. Затем от лица священнослужителей и прихожан храма, учащих и учащихся Свято-Тихоновского университета Святейшего Патриарха Алексия приветствовал настоятель храма, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев. Отец Владимир преподнес Его Святейшеству портрет святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, отметив, что Небесный покровитель православного университета любил молиться пред иконой Божией Матери «Утоли моя печали». Святейший Патриарх Алексий обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/193239.htm...

Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата Дата создания: 1920 г. Описание: Moskva Patriarhaadi Eesti Õigeusu Kirik Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (ЭПЦ МП) получила право самоуправления томосом свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, в 1920 г., что было подтверждено томосом Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 г. Высшим органом, при содействии которого Предстоятель ЭПЦ МП управляет Церковью, является Собор ЭПЦ МП. Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть. Членами Собора является все духовенство ЭПЦ МП (исключая заштатных и запрещенных в служении), а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год. В период между сессиями Собора Предстоятель ЭПЦ МП управляет ЭПЦ МП при содействии Синода ЭПЦ МП, состоящего из Предстоятеля ЭПЦ МП, викарного архиерея (если есть), а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года. Предстоятель ЭПЦ МП является председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости. Отделы Эстонской Церкви: Ко дню празднования 90-летия образования архиерейской кафедры в Ревеле 29 ноября — 2 декабря 2007 г. в Эстонской Православной Церкви были учреждены медаль сщмч. Исидора Юрьвского и орден сщмч. Исидора Юрьевского, трех степеней. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 40 ) в составе Эстонской Православной Церкви образована Нарвская епархия в административных границах города Нарва, волостей Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), волостей Торма, Касепяя, Пала (уезд Йыгевамаа), волости Алатскиви (уезд Тартумаа). Иные административные территории Эстонии Синод отнес к Таллинской епархии , управляемой митрополитом Таллинским и всея Эстонии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия с 7 сентября 2017 г. возрождена газета «Православный собеседник» — официальный печатный орган Эстонской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244442...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010