Почитание свт. Василия Острожского широко распространялось в Черногории и окрестных областях со второй половины XVIII века, после ликвидации турецкими властями Печского Патриархата и прихода греческих епископов (1766), власть которых не признал Цетинский митрополит. Монастырь Острог стал одной из главных святынь Черногории, а Василий Острожский - олицетворением борьбы за независимость страны от турецкого владычества. Согласно монастырскому преданию, в Остроге до нашествия в 1852-1853 году Омер-паши хранилась рукопись Жития Василия Острожского, о ее дальнейшей судьбе ничего не известно, скорее всего была уничтожена турками. Краткое проложное житие и канон Василия Острожского были написаны патриархом Василием  во время его пребывания в Остроге, опубликованы в " " в 1861 году. В житии особое внимание уделено борьбе свт. Василия Острожского против " латинской ереси " и таким чертам его характера, как гостеприимство, милосердие, терпимость и всепрощение. Имя свт. Василия есть в общей стихире сербским святым, автором которой является митр. Карловацкий Иоанн (Джорджевич) (1769-1773). " Акафист иже во святых отцу нашему Василию митрополиту Острожскому чудотворцу " написан в 1947  году свящ. Василием. В уставе служба отмечена красным крестом с полукругом внизу. Василию Острожскому посвящено свыше десятка храмов, напр., в Автоваце, Благае, близ Мостара, Мишлене под Любине, в Невесине (Босния и Герцеговина), в горах Синяевина, Кумборе близ Херцег-Нови, Доброте (Черногория), храм Сербской Православной Церкви в Чизолме (шт. Миннесота, США) и др. Наиболее известной является соборная церковь в Никшиче , построенная в 1876-1877 годах по проекту русского архитектора М. Преображенского при денежной помощи российского имп. Николая II и Святейшего Синода Российской Церкви черногорским кн. Николаем для воодушевления соотечественников на борьбу с армией Сулеймана-паши (освящена в 1900). Изображения свт. Василия Острожского получили распространение в XVIII веке. Одно из наиболее ранних - фреска над ракой с его мощами в монастыре Острог. Святитель изображен вместе с пятью святыми в клеймах иконы Успения Пресвятой Богородицы в монастыре Морача работы Гавриила Димитриевича (1713). Иконы свт. Василия находятся во многих храмах, в т. ч. в иконостасе церкви во имя свт. Николая в Дечанах  (написана в 1816 Алексием Лазаревичем). В 1969 году иконописец монастыря Острог Н. Андрич изобразил сцену " Чудеса свт. Василия " .

http://drevo-info.ru/articles/10441.html

К 1848 г. в К. м. находилось 4 церкви: 5-главый Корсунский собор (1803) с чтимой Корсунской иконой (слева от царских врат), принесенной, по преданию, архим. Иоасафом из Стародубья при основании обители; теплая ц. во имя прп. Михаила, исп. Синадского (1804; позднее к ней пристроены трапезная, келарня, братские кельи по образцу афонских мон-рей); ц. свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Иоанна Златоуста в настоятельских кельях; ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (1802); колокольня с часами и св. вратами. За монастырской оградой располагались гостиный, скотный и конюшенный дворы. В скиту, устроенном в 7 верстах от К. м. при рыбном заводе, имелась ц. во имя свт. Митрофана. В монастырской б-ке находилось несколько старопечатных книг, в т. ч. Острожская Библия (1581) ( Мурзакевич. 1848. С. 312). К кон. XIX в. на территории К. м. располагались трапезный храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1888; построен вместо обветшавшего храма еп. Михаила, исп. Синадского), домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 23 апр. 1889 г. еп. Таврическим Мартинианом (Муратовским), в архиерейских покоях нового 2-этажного настоятельского корпуса (1882), 3-ярусная колокольня (1891), 5 братских корпусов, за оградой - обширные гостиничные корпуса, на кладбище - храм Воскресения Христова, освященный в 1857 г. еп. Димитрием (Муретовым). К нач. XX в. у входа в собор был поставлен памятник «Сидящий Афанасий», изготовленный из воска, а рядом устроена касса, в которую прихожане и паломники бросали медные и серебряные монеты ( 1997. 27. С. 6). В 80-х гг. XIX в. соляной промысел для К. м. окончательно потерял значение ввиду отмены акциза на соль. В 1890 г. К. м. снова получил право на добычу соли в Перекопском у. на условиях платы по 16 р. за каждую добытую тысячу пудов соли. Однако уже в 1892 г. игум. Маркиан просил архиерея расторгнуть договор с казенным ведомством о добыче соли (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2172. С. 1-4 об.). К 1892 г. мон-рю принадлежал молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца, построенный на соляных озерах в Перекопском у. В связи с окончательным отказом от добычи соли архим. Маркиан обратился к еп. Таврическому Мартиниану с прошением о безвозмездной передаче молитвенного дома к.-л. близлежащему, вновь образовавшемуся приходу (Там же. С. 4-5 об.). Но земля для выпаса скота и земледелия стала приобретать все большее значение: в 1901 г. К. м. ходатайствовал о возвращении земли Магдалиновской дачи, полученной еще в 1815 г. и якобы захваченной у мон-ря (Там же. Д. 2964).

http://pravenc.ru/text/2458759.html

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/1840353.html

Сейчас, после фундаментальных работ Густава Анриха, Нэнси Шевченко, Джерардо Чоффари и многих других, сомнения в смешении житий двух святителей с именем Николай полностью исчезли. При этом до настоящего времени ни один автор или редактор жития святителя Николая Мирликийского не пошел по пути удаления из его жизнеописания сведений и событий, относящихся к другому ликийскому святому. Впервые это сделали мы с архимандритом Владимиром (Зориным) при издании нового текста жития святителя Николая по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Простое чудо Надо сказать, что святитель Николай не раз чудесным образом помогал и мне. Мы с архимандритом Владимиром (Зориным) заканчивали написание жития св. Георгия Победоносца. И хотели посетить Каппадокию, родину великомученика. Пришли к одному из спонсоров, а он вдруг говорит: «В Турции уже жарко, туров сейчас очень мало, а у меня едет группа моих сотрудников по Италии: Милан, Венеция и Рим,— у них случайно освободилось два места. Езжайте лучше с ними». Он позвонил в агентство, ему сказали: «Поздно, сегодня последний день». – «Последний — вот и оформляйте». – «Сейчас уже обед, у них же нет с собой паспортов». – «Нет, у них паспорта с собой, они собирались в Каппадокию». – «Ну, присылайте с секретарем их паспорта…» И попали мы в Италию, приехали в Венецию. Где находится храм свт. Николая, не знаем. Поселили нас на острове Лидо. На следующий день — экскурсия на Санта-Марко, главный остров города. И тогда от экскурсовода мы узнали, что гроб с мощами свт. Николая находится в храме на Лидо. Нужно, сказала она, сесть на такой-то катер. Дело шло к вечеру, мы очень устали. Решили, что отправимся к мощам святителя на следующий день. Но по ошибке перепутали катер, и он доставил нас не к причалу нашей гостиницы, а к причалу у храма свт. Николая. Мы зашли в храм. Дверь открыта, внутри никого. Через несколько минут вышел настоятель патер Джованни Палудет. Оказалось, что он в отпуске и заехал в храм на 15 минут, для того чтобы забрать тираж только что вышедшей книги о мощах свт.

http://pravmir.ru/pravda-o-svyatitele-ni...

Разделы портала «Азбука веры» ( 111  голосов:  4.5 из  5) Молитва не пропадет В нашей деревушке восстанавливается храм свт. Николая. По преданию, недалеко от храма была обретена юродивым икона св. Параскевы Пятницы, которую мужики отняли у него и принесли в храм, откуда она чудесно перенеслась на место обретения, к источнику. Впоследствии там построили женский монастырь, который теперь разрушен, а вода в источнике целебная. Храм восстанавливается чудом и со скорбями. Заделаны проломы в стенах, вывезены десятки тонн зловонного мусора, забетонирован пол, вставлены рамы. Однако свод храма кирпичный; он раскрыт и разрушается от осадков. Нужно бы покрыть купол железом, чтобы он не рухнул, но наших сил на это не хватает. А молиться в церкви хочется. Надеемся, что и священника Бог пошлет. В мае, в день памяти свт. Николая, из Вышнего Волочка приезжал священник служить молебен с акафистом. А через неделю, на Троицу, умерла старушка Мария Томкина, которая особенно любила и почитала свт. Николая. Святитель дважды являлся ей. Мария рассказывала нам об этом на праздничной трапезе после чтения акафиста. Один раз ее еще девчонкой арестовали за уход с работ и содержали в бывшем доме священника напротив церкви, где она всю ночь молилась и плакала. А утром «тяжелая», как говорила Мария, мужская рука легла на ее плечо, и свт. Николай сказал ей, что ничего с ней не будет. Мария, окрыленная, прошла мимо милиционера, потеряв весь страх, с полной уверенностью в своем спасении. Действительно, через два часа ее освободили. Мы спрашивали Марию, почему она думает, что это был свт. Николай. Она объяснила это тем, что она именно ему больше молится. Второй раз Мария видела святителя в зимнем лесу, когда возила на лошади дрова для железной дороги. Нам она рассказывала, что всегда усердно молилась свт. Николаю, чтобы благополучно довезти дрова и не опрокинуть воз. Под одной горкой, где многие переворачивались, на согнутой березке сидел старичок, весь в черном. Он поприветствовал ее. Когда приехали на место, бабы ее спрашивали: «Почему он тебя поприветствовал, а нас нет?» А мужики, которые ехали сзади, стали спрашивать, кого они там видели. На обратном пути на этой березке никого не было; не было и следов. Николай Дубровин, д. Тубосс Тверской обл. Перепечатано из народной газеты во славу Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры» (http://www.piter.orthodoxy.ru/) Рекомендуем 29 комментариев Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1795  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2586 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/chudesa-nikolay...

Сергия Дмитриева и прихожан в юж. крыле братского корпуса была оборудована часовня во имя свт. Николая Чудотворца, начат ремонт здания. В часовне служили молебны с акафистом свт. Николаю Чудотворцу. У входа на территорию мон-ря возвели звонницу. По прошению прихожан Никольского храма дер. Николо-Малица 14 июля 2005 г. клирику Троицкого собора («Белая Троица») иером. Борису (Тулупову) было поручено осуществлять по совместительству служение в бывш. мон-ре. 23 июня 2008 г. по решению Синода М. м. был открыт, наместником назначен иером. Борис (Тулупов). В 2012 г. игум. Борис стал настоятелем. В 2012 г., спустя 90 лет со дня закрытия обители, впервые в мон-ре был совершен монашеский постриг в малую схиму 2 иноков. Восстановлен братский корпус, колокольня, трапезная с открытой арочной галереей, ограда с 4 угловыми башнями. Возведен 2-престольный Покровский храм (по образцу храма Положения пояса Пресв. Богородицы мон-ря Ватопед ), первая литургия в к-ром совершена 3 июня 2012 г., в день Св. Троицы. После 1917 г. почти все реликвии, переданные Шуваловым, были разграблены. После окончания Великой Отечественной войны верующие, тайно сохранившие икону свт. Николая, передали ее в храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»), единственный действовавший в Калинине (ныне Тверь). Летом 2010 г. икона свт. Николая была возвращена в монастырь. К 2016 г. в М. м. находилась частица мощей свт. Николая в храмовой иконе, ковчеги с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, свт. Арсения, еп. Тверского, прп. Саввы Вишерского. Городское Николо-Малицкое кладбище расположено на земле, ранее принадлежавшей мон-рю. В 1945-1971 гг. здесь похоронены 3 архиерея и 6 пресвитеров. На том же кладбище находится могила иером. Стефана (Соколова; 1947), последнего насельника закрытого мон-ря. Подворьями М. м. являются Жёлтиков в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Могилевская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. Кувшиновского р-на Тверской обл., Нектариева в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

Высота храма до яблока креста - ок. 55 м. Главный крест (4,8 ´ 2,7 м) и крест над звонницей сделаны из хрусталя, призмы (до 18 см) к-рого заправлены в золотую оправу. 9 колоколов звонницы пожертвованы рус. послом в В. гр. П. А. Капнистом, 10-й, самый большой, отлит из металла, подаренного командованием Красной Армии после освобождения В. в 1945 г., освящен в 1948 г. В 1945 г. собор, хотя и сильно поврежденный, был открыт в юрисдикции Московского Патриархата прибывшим в окт. 1945 г. в В. архиеп. Фотием (Топиро). Собор имеет 2 престола: в верхнем этаже находится храм во имя свт. Николая. Внутреннее пространство ц. свт. Николая имеет форму правильного креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на 4 колонны красного гранита с богато орнаментированными капителями и напоминает визант. храм. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местный и праздничный ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны рус. художниками Ф. А. Бруни и А. А. Харламовым в визант. стиле. По рис. Бруни венецианскими мастерами была выполнена мозаичная икона Воскресения Христова, помещенная во фронтоне крыльца. Помимо традиц. икон ц. свт. Николая украшена витражами - образ свт. Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время второй мировой войны, а также образы в 3 верхних окнах алтарной апсиды - Господь Вседержитель, Божия Матерь и св. Иоанн Предтеча. Нижняя церковь зимняя, освящена в память имп. Александра III, во имя его небесного покровителя св. Александра Невского. Храм по размеру меньше верхнего, низкие сомкнутые своды покоятся на массивных столбах. рядом с церковью находятся адм. помещения, канцелярия епархии, библиотека и т. п. Лит.: Schnerich A. Wiens Kirchen und Kapellen. W., 1921; Eisler M. Das barocke Wien. W., 1924; Missong A. Heiliges Wien. W., 1948, 19703; Donin R. K. Der Wiener Stephansdom und seine Geschichte. W., 19522; Малюжкович В. , прот. Св.-Николаевский кафедральный собор в Вене//ЖМП. 1969. 12. C. 8-14; Сененко М. С. Вена. М., 1970. (Города и музеи мира); Денисова М. Д. , Овчинников К. В. , Талалай М. Г. Никольский храм в Вене: Мат-лы для исследования//Петербургские чтения-99. СПб., 1999. С. 190-193.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Посещение Святейшим Патриархом храма свт. Николая Чудотворца в Толмачах и молитва перед Владимирской иконой Божией Матери 6 июля 2005 г. 16:07 Москва, 6 июля. в день, когда Русская Православная Церковь отмечает праздник Владимирской иконы, Святейший Патриарх Алексий посетил храм Святителя Николая в Толмачах для молитвенного поклонения чудотворному образу Владимирской иконы Божией Матери. Фото: С. Власов, Патриархия.ru Фотоальбом «Посещение Святейшим Патриархом храма свт. Николая Чудотворца в Толмачах и молитва перед Владимирской иконой Божией Матери» Фотоальбом «Посещение Святейшим Патриархом храма свт. Николая Чудотворца в Толмачах и молитва перед Владимирской иконой Божией Матери» Фотоальбом «Посещение Святейшим Патриархом храма свт. Николая Чудотворца в Толмачах и молитва перед Владимирской иконой Божией Матери» Фотоальбом «Посещение Святейшим Патриархом храма свт. Николая Чудотворца в Толмачах и молитва перед Владимирской иконой Божией Матери» Фотоальбом «Посещение Святейшим Патриархом храма свт. Николая Чудотворца в Толмачах и молитва перед Владимирской иконой Божией Матери» Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/27529.html

В Сербии отметили 20-летие переноса мощей свт. Николая Велимировича Вальево, 5 апреля 2011 г. В Сербии торжественно отмечено 20-летие переноса мощей святителя Николая (Велимировича), епископа Охридского и Жичского в его родное село Лелич из США. Этот юбилей был торжественно отмечен на родине святого, где почивают его мощи. В день перенесения мощей 3 апреля епископ Вальевский Милутин совершил в Леличе Божественную литургию в сослужении многочисленного духовенства разных епархии СПЦ. На праздник съехались верующие со всей Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины и других мест. После литургии состоялась традициионая праздничная трапеза, на которой к собравшимся обратился собрат Хиландарского монастыря на Афоне иеромонах Досифей. В течение всего дня в монастырь приезжали многочисленные паломники для того, чтобы поклониться мощам святителя Николая, сообщает сайт Вальевской епархии . Ровно 20 лет назад мощи «всенародного владыки» Николая были перенесены из США в храм свт. Николая Мирликийского в Леличе. Эта святыня на протяжении нескольких лет привлекала множество паломников и почитателей еще до его официального прославления в лике святых. После земной кончины в 1956 году тело святителя было похоронено в монастыре Свт.Саввы в Либертвилле. Спустя почти полвека мощи были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года, где их на аэродроме встречали Сербский патриарх Павел, многочисленные архиереи, духовенство, монашество и народ. Торжественная встреча тогда же была устроена в храме Свт. Саввы в Белграде, а затем в Жичском монастыре, откуда мощи были перенесены в его родное село Лелич и положены в храме свт. Николая Мирликийского. Православие.Ru 5 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46330.html

Храм свт. Николая на Русском подворье/Фотогалереи сайта Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU Фотогалереи  »  Праздник свт. Николая в итальянском городе Бари  »  Первый день на итальянской земле. Русское подворье Праздник свт. Николая в итальянском городе Бари Храм свт. Николая на Русском подворье Архитектурный комплекс русского подворья Храм в честь свт. Николая Чудотворца в г. Бари был построен в начале XX века по проекту А. В. Щусева. Памятник святителю у входа в подворье © Фотогалереи сайта Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/gallery/image30_79...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010