Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой Андрей Васильевич; 16.10.1874, Полтавская губ.- 19.06.1933, Нью-Йорк, США), архиеп. Североамериканский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). В 1894 г. служил учителем народной школы, в 1895 г.- псаломщиком и учителем церковноприходской школы, в 1896 г.- надзирателем братской церковно-учительской школы в г. Лубны Полтавской губ. Во время обучения на миссионерских курсах КазДА пострижен в монашество ректором академии еп. Антонием (Храповицким) с именем в честь сщмч. Аполлинария , еп. Равеннского. По окончании курсов в 1900 г. состоял учителем образцовой школы при Литовской ДС. В 1905 г. окончил КДА со степенью канд. богословия и был назначен преподавателем Житомирского ДУ в сане иеромонаха. С 20 сент. 1906 г. преподаватель КДС, с 9 нояб. 1910 г. инспектор семинарии. 15 мая 1911 г. возведен в сан архимандрита. Аполлинарий (Кошевой), еп. Сан-Францисский (РПЦЗ) Аполлинарий (Кошевой), еп. Сан-Францисский (РПЦЗ) 22 окт. 1917 г. в Киеве А. был хиротонисан во епископа Рыльского, викария Курской епархии, с 10 нояб. также настоятель рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря . С окт. 1917 по сент. 1918 г. являлся заместителем члена Поместного Собора РПЦ еп. Курского Феофана (Гаврилова) . 11 июня 1919 г. назначен епископом Белгородским, викарием Курской епархии. В февр. 1920 г. эмигрировал в Сербию, священноначалием Сербской Церкви был направлен в один из серб. мон-рей. А. участвовал в подготовке «Общего собрания представителей Русской заграничной Церкви» (позже переименованного в Русский всезаграничный церковный Собор), к-рое проходило 21 нояб.- 2 дек. 1921 г. в г. Сремски-Карловци (Югославия). Вместе с митр. Евлогием (Георгиевским) , архиеп. Анастасием (Грибановским) и еще 31 членом Собора А. выступил с протестом против офиц. заявления большинства соборян в поддержку идеи восстановления на российском престоле династии Романовых. 13 апр. 1922 г. Высшим церковным управлением за границей (ВЦУЗ) А. был направлен в Палестину для урегулирования ряда церковных дел, в июне 1922 г. назначен управляющим делами Русской духовной миссии в Иерусалиме . Однако Патриарх Иерусалимский Дамиан не признал А. главой миссии, заявив, что этот пост должен занимать архимандрит. В нач. 20-х гг. XX в. в Иерусалим из России, сопровождая гроб с останками вел. кн. прмц. Елисаветы (Елизаветы Федоровны), прибыл ее духовник игум. Серафим (Кузнецов) , бывш. настоятель Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии. В результате возникшего между о. Серафимом и А. конфликта последний запретил игум. Серафима в священнослужении. Патриарх Дамиан не признал запрещения и потребовал от руководства РПЦЗ отзыва А. из Иерусалима. В февр. 1923 г. А. переехал в США, с 10 февр. 1924 г. епископ Виннипегский, викарий Североамериканской епархии, с 14 дек. того же года епископ Сан-Францисский.

http://pravenc.ru/text/75632.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Анне» найдены статьи: АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.) АННА мц. Адрианопольская (пам. 22 или 23 окт.) - см. Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия АННА дочь Фануила, пророчица из колена Асира, св. (пам. 3 фев., 28 августа) АННА св. пророчица, мать прор. Самуила (пам. 9 дек.) АННА иудейский первосвященник, (6-15 по Р.Х.) АННА († 1018 ?), св. блгв. кнг., вероятно, первая супруга вел. кн. Ярослава Мудрого (пам. 4 окт., 10 февр. и в Соборе Новгородских святых) АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АННА († нач. X в.), прп. Левкатская (пам. греч. 23 июля) АННА (Благовещенская Мария Алексеевна; 1898-1937), прмц. Ярославская (пам. 26 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Ежова Анна Ивановна; 1885-1937), прмц. (пам. 16 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Анне.html

Священный Синод утвердил тексты служб Собору Липецких святых, прп. Далмату Исетскому, прмц. вел. кн. Елисавете и блгг. кнн. Василию и Константину Ярославским 29 июля 2017 г. 21:35 Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4972022.ht...

Ныне же мы, недостойнии, умиленною душею и сокрушенным сердцем вас призываем и тепле вопием: утвердите нас в вере святей, научите нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди Его. Пастырем нашим будите правило веры, болящым врачеве изряднии, печальным утешителие, гонимым заступницы, юным наставницы, нам же всем благосерднии и теплии молитвенницы. О, добропобеднии новомученицы и исповедницы! Умолите Господа Бога, да соблюдется в вере Православней Отечество наше, град наш утвердится до скончания века и в нем достойно и праведно прославляется Имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Собор новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии: 1 . Александр Волков, сщмч.: Январь 8 2 . Александр Саульский, сщмч.: Июнь 1 3 . Александра, царица, страстотерпица: Июль 17 4 . Алексий, царевич, страстотерпец: Июль 17 5 . Алексий Ставровский, сщмч.: Октябрь 14 6 . Анастасия, великая княжна, страстотерпица: Июль 17 7 . Анна Лыкошина, мц.: Октябрь 11 8 . Арефа (Митренин), присп.: Ноябрь 6 9 . Арсений (Дмитриев), прмч.: Декабрь 3 10 . Борис Орнатский, мч.: Июнь 13 11 . Василий Канделябров, сщмч.: Декабрь 3 12 . Вениамин (Казанский) Петроградский, митр., сщмч.: Август 13 13 . Викторин Добронравов, сщмч.: Декабрь 28 14 . Владимир Лозина-Лозинский, сщмч.: Январь 8 15 . Владимир Пищулин, сщмч.: Февраль 10 16 . Григорий (Лебедев), Шлиссельбургский, еп., сщмч.: Сентябрь 17 17 . Григорий Поспелов, сщмч.: Март 26 18 . Григорий Сербаринов, сщмч.: Январь 8 19 . Евгений Боткин, прав., страстотерпец: Июль 17 20 . Екатерина Арская, мц.: Декабрь 17 21 . Елисавета, вел. кн., прмц.: Июль 18 22 . Емилиан Панасевич, сщмч.: Декабрь 3 23 . Иларион (Троицкий) , Верейский, архиеп., сщмч.: Июль 24 , Декабрь 28 24 . Иоанн Ковшаров, мч.: Август 13 25 . Иоанн Кочуров, сщмч.: Октябрь 13 26 . Иоанн Сарв, сщмч.: Декабрь 3 27 . Иоанн Стеблин-Каменский, сщмч.: Август 2 28 . Иоанникия (Кожевникова), прмц.: Декабрь 3

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Председатель Синодального отдела по социальному служению епископ Пантелеимон в день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершил Литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия 19 июля 2012 г. 13:42 18 июля 2012 года, в день празднования обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению , возглавил Божественную литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы, которая была основана в 1907 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной после трагической гибели ее мужа великого князя Сергея Александровича. Совпадение празднования памяти святых знаменательно для Марфо-Мариинской обители. Великая княгиня Елисавета Феодоровна особо почитала преподобного Сергия Радонежского, который был небесным покровителем ее супруга. Богослужение в Марфо-Мариинской обители также совершили викарий Сан-Францисской и Западно-Американской епархии епископ Сиэтлийский Феодосий и наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва . По окончании Литургии был совершен крестный ход по обители и отслужен молебен перед мощами прмц. вел. кн. Елисаветы. В тот же день, 18 июля, в Новоспасском монастыре в храме преподобного Романа Сладкопевца, где располагается усыпальница бояр Романовых, была совершена панихида по великому князю Сергею Александровичу Романову, останки которого были перезахоронены здесь в 1997 году. По благословению епископа Воскресенского Саввы еженедельно, по субботам, в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре будут служиться панихиды. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2351932.ht...

Заинска Мензелинского у., лишившимся всего имущества. В июле 1914 г. в ознаменование посещения Уфимской епархии вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной, с 1910 г. состоявшей Августейшей покровительницей Уфимской миссии среди язычников и иных иноверцев, при жен. мон-рях епархии были открыты приюты им. вел. княгини для воспитания девочек-сирот из инородческих семей, в частности, при М. м. был создан приют на 10 девочек. Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. М. м. помогал армии и тылу. Сестры оказывали помощь в уборке и обработке полей семействам призванных в войска лиц, без различия их вероисповедания. Мон-рь выдавал окрестному населению хлеб, муку, овощи, сено, солому, дрова и т. д. Уже осенью 1914 г. при обители был открыт приют для солдатских дочерей (на 20 чел.) с полным содержанием. Тогда же в обители было приготовлено помещение для лазарета на 10 кроватей. Осенью 1914 г. М. м. пожертвовал на исполнение заказов Красного Креста 1000 аршин холста. В швейных мастерских сестры (ок. 80 чел.) занимались безвозмездным пошивом белья для армии, изготовлением чулок и проч.; монахини посылали в действующую армию пожертвования (белье, теплую одежду, полотенца и проч.), к Пасхе готовили сотни посылок с крашеными яйцами и куличами; собирали пожертвования в пользу раненых воинов. 1917-2016 гг. Вскоре после Февральской революции 1917 г. Временное правительство приступило к осуществлению либеральной церковной политики. 20 июня 1917 г. было издано постановление о передаче Мин-ву народного просвещения церковноприходских школ, к-рые переходили в ведение городских и уездных управ, получив статус народных уч-щ. Проводилось это постановление в жизнь с трудностями; в Мензелинске оно пришлось на позднюю осень 1917 г. На приглашение городского головы явиться на собрание по поводу передачи Мензелинску церковноприходских школ игум. Маргарита ответила, что монастырская школа должна остаться при обители, к-рой принадлежат и имущество, и здание школы; учительницами состоят послушницы обители; кроме того, ради сохранения религ.

http://pravenc.ru/text/2562980.html

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, которые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство – революционную борьбу – считал недопустимым. Святитель резко выступил против революции 1905–1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. 43. С. 1350–1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. 44. С. 1993–1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном... революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. 14. С. 617–636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен. В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской жен. обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г. Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тема завершающего раздела «Концепции» - миссионерское служение мирян. Их, согласно документу, целесообразно привлекать к такой деятельности через выполнение различных миссионерских поручений: так, миряне могут участвовать в комплектовании б-к книгами миссионерского содержания, содействовать созданию в публичных б-ках миссионерских центров и проведению тематических выставок, посвященных событиям церковной жизни. Желательно ориентировать компетентных мирян на содействие церковному присутствию в интернет-пространстве; «поощрять общение мирян во внебогослужебное время, в частности через проведение собраний и совместных трапез... после... богослужения, в первую очередь с целью обсуждения вопросов духовной и церковной жизни» (Там же. 3. 6). В «Концепции» подчеркнута роль женщин в миссионерском служении. Наиболее перспективными направлениями миссионерского служения женщин в «Концепции» названы участие в деятельности благотворительных учреждений по примеру Марфо-Мариинской московской женской обители милосердия , созданной прмц. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной, проповедь Евангелия в больницах, родильных домах, в детских домах и интернатах, в местах лишения свободы для женщин (Там же). Миссионерское служение совершают все автокефальные правосл. Церкви с учетом специфики своей паствы и местных условий. Миссионерская деятельность в разной мере и разных формах осуществляется и инославными Церквами, с особенным размахом - Церковью католической, а также протестант. деноминациями. М. католич. Церкви вышло за пределы Европы и Средиземноморья на рубеже XV и XVI вв. в результате появления испан. и португ. колониальных империй. В то время католич. миссионеры не исключали применения насильственных методов, тем более таких приемов, как «подкуп душ» для обращения язычников в христианство. С особенной ревностью действовали миссионеры из «Общества Иисуса» ( иезуиты ). В миссионерских целях в 1622 г. папа Григорий XV учредил Конгрегацию пропаганды веры (Congregatio de propaganda fide), переименованную в 1967 г. в Конгрегацию евангелизации народов (Congregatio pro gentium evangelizatione). Эта конгрегация осуществляет общее руководство деятельностью присутствующих на всех континентах католич. миссий и миссионерских обществ.

http://pravenc.ru/text/2563376.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ЕЛИСАВЕТА Александровна Ярыгина (1879-1937), мон., прмц. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА мц. Адрианопольская (пам. 22 окт.) - см. Александр Епископ, Ираклий Воин, Александр Епископ, Ираклий Воин, Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия, мученики Адрианопольские ЕЛИСАВЕТА Николаевна Крымова (1877-1937), мц. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Викторовна Куранова (1877 - 1937), мц. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Николаевна Самовская (1860-1937), мц. (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Ивановна Сидорова (1875 -1937), мц. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Александровна Тимохина (1881-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСАВЕТА Григорьевна Румянцева (1873-40-е гг. XX в.), исп. (пам. 31 июля, в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕЛИСЕЙ прп. Киево-Печерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_44.html

сестричеств, организованная Отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на богослужении во время освещения ц. свт. Митрофана Воронежского сестричества во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы. Фотография. 5 нояб. 1995 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на богослужении во время освещения ц. свт. Митрофана Воронежского сестричества во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы. Фотография. 5 нояб. 1995 г. В 90-х гг. в М. е. появился ряд реабилитационных центров для наркозависимых людей: «Дом милосердия» - душепопечительский центр им. прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны при храме свт. Николая в с. Ромашкове Одинцовского р-на (1992), правосл. братство трезвости при храме святых Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского р-на (1994), душепопечительский центр для лиц, пострадавших от оккультизма и псевдорелиг. орг-ций, во имя прав. Иоанна Кронштадтского на Крутицком Патриаршем подворье (1996). Реабилитационные мероприятия включали участие в таинствах, психологическую, социальную помощь, трудовые послушания, паломнические поездки, создание катехизаторских и психотерапевтических групп, психотерапию, работу в группах самопомощи. Оказывалась помощь в поиске рабочего места. Освещения паллиативного отд-ния при городской клинической больнице 51 прот. Михаилом Крутинем и сестрами милосердия сестричества во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 10 февр. 2017 г. Освещения паллиативного отд-ния при городской клинической больнице 51 прот. Михаилом Крутинем и сестрами милосердия сестричества во имя свт. Петра, митр. Московского. Фотография. 10 февр. 2017 г. В нач. 90-х гг. в Москве были зарегистрированы первые учреждения, оказывающие помощь детям-сиротам: школа-приют во имя прп. Сергия Радонежского (1992, с 1999 специальный (коррекционный) детский дом 43 СВАО Москвы), православный Свято-Софийский детский дом (смешанный) (1993), духовно-воспитательное благотворительное учреждение при храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (1994), правосл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010