Поименный список собора святых Санкт-Петербургской митрополии мая 2023 На  заседании  Священного Синода 16 мая 2023 года ( журнал 31 ) были утверждены  поименные списки местных соборов святых, почитаемых в самоуправляемых Церквах, экзархатах, митрополичьих округах, митрополиях и епархиях. Поименные списки местных соборов святых, почитаемых в Самоуправляемых Церквах, Экзархатах, Митрополичьих округах, митрополиях и епархиях Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (3-я Неделя по Пятидесятнице) Александр Волков, иерей, сщмч. (1918); Александр Невский, в схиме Алексий, блгв. вел. кн. (1263); Александр Саульский, иерей, сщмч. (1938); Александр Свирский, прп. (1533); Александра Феодоровна, императрица Российская, страст. (1918); Алексий Николаевич, царевич, страст. (1918); Алексий Ставровский, прот., сщмч. (1918); Анастасия Николаевна, великая княжна, страст. (1918); Андроник (Никольский), архиеп. Пермский. сщмч. (1918); Анна Лыкошина, мц. (1925); Антоний Дымский, прп. (ок. 1224); Арефа (Митренин), иером., исп. (1932); Арсений (Дмитриев), игумен, прмч. (1937); Арсений Коневский, прп. (1447); Борис Орнатский, мч. (1918); Василий Канделябров, иерей, сщмч. (1937); Василиск Сибирский, прп. (1824); Вениамин (Казанский), митр. Петроградский, сщмч. (1922); Викторин Добронравов, иерей, сщмч. (1937); Владимир Лозина-Лозинский, прот., сщмч. (1937); Владимир Пищулин, иерей, сщмч. (1938); Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский, сщмч. (1937); Григорий Поспелов, прот., сщмч. (1921); Григорий Сербаринов, прот., сщмч. (1938); Димитрий Чистосердов, прот., сщмч. (1919); Екатерина Арская, мц. (1937); Елисавета Феодоровна, великая кн., прмц. (1918); Емилиан Панасевич, иерей, сщмч. (1937); Зосима (Верховский), прп. (1833); Иаков Омучский, прп. (ок. 1412); Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский, свт. (1867); Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий,  Островские, Новгородские, прпп. (XVI); Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч. (1929); Иоанн Ковшаров, мч. (1922);

http://mitropolia.spb.ru/docs/poimennyy-...

пожаров сначала обрушилась крыша главного нефа, в кон. 50-х гг. XX в.- крыша хора и перехода из башни в неф, к нач. 60-х гг.- крыша и верхняя часть башни, в 70-х гг. рушились стены. 19 нояб. 1984 г. 26 жителей Калининградской обл. обратились в горисполком с просьбой зарегистрировать в городе Русское православное об-во. 25 февр. 1985 г. Калининградский горисполком принял решение удовлетворить просьбу инициативной группы. 23 апр. 1985 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил регистрацию правосл. общества в г. Калининграде, тогда же было принято решение о включении приходов Калининградской обл. в состав Смоленской епархии (см. ст. Смоленская и Вяземская епархия ). 21 нояб. 1985 г. Совет по делам религий постановил передать зарегистрированной группе правосл. верующих здание кирхи Юдиттен, находящееся на окраине города. К 1985 г. в здании были утрачены своды, разрушен зап. притвор, разобрана верхняя часть колокольни, внутри храма росли деревья. Через год в восстанавливаемой церкви начались богослужения. После реставрации были устроены большой иконостас в главном храме и малый в приделе Всех святых, в земле Российской просиявших. Решением Синода от 29 дек. 1998 г. Никольский приход г. Калининграда был преобразован в женский монастырь Смоленской и Калининградской епархии. С 2009 г. входит в состав Калининградской и Балтийской епархии. К нач. 2012 г. в К. м. проживало ок. 10 насельниц, настоятельница (с 27 мая 2009) мон. София (Херхенрёдер). При обители действует Гуманитарно-эстетическая гимназия «Пересвет» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, воскресные школы для детей и для взрослых, кузница, столярная мастерская. Среди почитаемых святынь К. м.- копия Белыничской иконы Божией Матери, образ свт. Николая Чудотворца с частицей мощей, ковчежец с частицами мощей вмч. Меркурия Александрийского, вмц. Варвары, мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, прп. Герасима Болдинского, вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны, мц. Татианы, святителей Феофана Затворника и Василия Кинешемского.

http://pravenc.ru/text/1319979.html

В главном храме Успения Божией Матери находятся иконы с частицами мощей святых, а также ковчег с мощами святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и ковчег с мощами святых сщмч. Гермогена, еп. Тобольского, свт. Иннокентия, еп. Иркутского, свт. Феодосия, еп. Черниговского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, прп. Лаврентия Черниговского, прав. Феодора Ушакова, прмц. вел. кн. Елисаветы и ин. Варвары, которые выносятся на поклонение верующим за всенощным бдением. В роще на территории монастыря находится поклонный крест, посвященный памяти братии монастыря, убитой в 1920-е годы. Здесь постоянно совершаются панихиды и проходят крестные ходы. Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ] Адрес: Красноярский край, г.Красноярск, п.Удачный, ул.Лесная, 54. Тел.: +7 (391) 299-14-12 . Проезд: Автобусом от остановки " Предмостная площадь " до поселка " Удачный " E-mail: summ_krsk@mail.ru . Паломнику [ править править код ] Где остановиться [ править править код ] Летом 2015 года в СМИ появилась информация, что при обители в сентябре 2015 года появится гостиница для паломников: В красноярском поселке Удачном в результате реконструкции Успенского мужского монастыря и на его территории в сентябре появится гостевое подворье для всех желающих прихожан. В пресс-службе российского благотворительного фонда «Сафмар», выделившего 12 млн рублей на реконструкцию подворья (гостевого центра, то есть бесплатной гостиницы — прим. ред.), пояснили, что оно будет принимать гостей и паломников. Каждый нуждающийся — как паломник, так и обычный гость — или прихожанин сможет получить в гостевом подворье «кров, еду, а также поговорить с настоятелем и получить духовную поддержку». Открылась ли гостиница - на данный момент точно не известно. Вы можете уточнить информацию по телефону: 8(391)299-14-12 Расписание богослужений [ править править код ] Монастырь открыт ежедневно с 8:00 часов до 19:00 часов. Богослужения совершаются ежедневно.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярский_У...

Расцвет творчества К. совпал с перестройкой, когда в России усилился общественный интерес к дворянской культуре, религии, церковным традициям; начиналась эпоха возрождения забытых святынь. Первостепенной творческой задачей для К. стало определить, как национальность художника выражается в его произведениях, в чем состоит особенность рус. школы монументального искусства. Для этого К. шел по пути изучения фактов истории, биографии исторических деятелей и использования традиц. художественных форм. Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г. Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г. Важным этапом в творчестве К. стала работа над монументом прп. Сергию Радонежскому, установленным близ Троице-Сергиевой лавры (с. Радонеж, Московская обл., 1988). Он стал первым в СССР памятником духовному лицу и был возведен без согласования с органами власти. Планировавшаяся установка осенью 1987 г. была запрещена, а монумент «арестован». Однако через год под влиянием общественного мнения открытие состоялось. Монумент расположен на холме, имеет высоту 3 м и представляет собой обобщенный образ старца, на фигуре к-рого помещено рельефное изображение мальчика. С одной стороны, скульптурный образ напоминает о Житии прп. Сергия, где описано явление старца отроку Варфоломею. С другой - его можно воспринимать как образ прп. Сергия одновременно в детстве и в старчестве (подобное соединение разновременных событий в одном изображении характерно для русской иконы). Памятник прп. Сергию Радонежскому - это новая ступень в творчестве скульптора, открытие для себя истории Др. Руси, неразрывно связанной с церковной культурой, и переход от формальных художественных исканий к отечественным традициям понимания формы. Впосл. К. создал памятники мн. деятелям православной Церкви - монахам, подвижникам, молитвенникам: прп. Серафиму Саровскому в Сарове (Нижегородская обл., 1991); равноап. кн. Владимиру в Севастополе (1993, архитекторы А. Л. Шеффер, А. И. Баглей) и Белгороде (1998); прп. Илии Муромцу (Муром, 1999), равноап. кнг. Ольге (Псков, 2003); свт. Савве Сербскому (Белград, Сербия, 2004) и др. Выразителен камерный памятник вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне (Москва, Марфо-Мариинская обитель, 1990). Интересен по композиции последний из монументов - вмч. Георгию Победоносцу на бульваре Победы в Рязани (2006), ставший символом города. Для установки памятников К. приглашал к сотрудничеству архитекторов, но порой и сам выступал в этой роли, поскольку имел необходимые знания по первой, строительной специальности. Созданные К. памятники святым нередко вызывали дискуссии в церковной среде по поводу их художественного решения и соответствия канонам правосл. искусства.

http://pravenc.ru/text/1841520.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 2 марта), чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола имп. мч. Николая II Александровича . Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. (Душеполезный собеседник. 1917. Окт.), Пресв. Богородица дважды явилась во сне крестьянке Евдокии Андриановой из дер. Починок Бронницкого у. 13 февр. Евдокия услышала только слова Богородицы: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». 26 февр. она видела белую церковь, а в ней восседавшую величественную женщину, лик которой был сокрыт. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. 2 марта 1917 г. в с. Коломенском близ Москвы она поняла, что ц. Вознесения Господня и есть та самая церковь, к-рую она искала. Вместе с настоятелем свящ. Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в к-рой Евдокия узнала явленный ей образ. Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского мон-ря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято рус. правосл. народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, к-рые рассылали по стране. Икону возили на молебны в др. храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед Д. и. молилась прмц. вел. кн. Елисавета Феодоровна с сестрами (Сергиевские листки. 18). Один из списков в сер. 20-х гг. XX в. находился в ц. во имя св. Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне в С.-Петербурге. Служба и акафист Д. и. были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие Д. и., названное Акафист акафистов. Др. служба была составлена В. В. Богородицким (Акафист Пресв. Богородице явления ради чудотв. Ея иконы Державныя в с. Коломенском, близ града Москвы, 2 марта 1917 г. Джорд., 1984. С. 37-40).

http://pravenc.ru/text/171741.html

Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) пострижен в мантию с именем в честь прп. Михея Радонежского. 17 окт. 1892 г. рукоположен Можайским еп. сщмч. Тихоном (Никаноровым ; впосл. архиепископ) во диакона, 16 мая 1893 г.- во иерея. По окончании академии со званием канд. богословия назначен 7 сент. 1896 г. смотрителем Жировицкого ДУ. 4 дек. того же года перемещен в Москву на должность ризничего Синодальной ризницы Московского Кремля и настоятеля кремлевского храма во имя Двенадцати апостолов. В 1897 г. возведен в сан игумена. 5 янв. 1898 г. назначен настоятелем Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 6 июля 1900 г. определением Синода вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, но уже 9 авг. того же года в связи с событиями в Китае (т. н. Боксерским восстанием, сопровождавшимся нападениями на иностранцев и кит. христиан) назначен в санитарный отряд Красного Креста им. имп. Марии Феодоровны на госпитальном судне «Царица», к-рое было срочно отправлено из Одессы на Дальн. Восток. Окормлял русских раненых, эвакуируемых в Порт-Артур и Владивосток, а затем в Европейскую Россию. По возвращении из Китая назначен 2 июня 1901 г. настоятелем херсонесского во имя св. кн. Владимира мон-ря. Михей (Алексеев), еп. Уфимский, с братией Оптиной пуст. Фотография. Ок. 1915 г. 19 мая 1902 г. М. был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской и Слободской епархии. Хиротонию в Александро-Невском соборе Вятки возглавил Вятский и Слободской еп. Никон (Софийский ; впосл. архиепископ). Резиденцией М. в Сарапуле стал Старцево-Горский Иоанно-Предтеченский мон-рь. Как викарий М. отвечал за миссионерскую деятельность среди удмуртов и марийцев. Много занимался благотворительностью, в т. ч. заботился о беспризорных детях. В связи с организацией в Вятской епархии детских приютов был близко знаком с вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной , в дальнейшем продолжал сотрудничать с ней в деле благотворительности.

http://pravenc.ru/text/2563836.html

Крестный ход на Красной пл. Фотография. 1917 г. Крестный ход на Красной пл. Фотография. 1917 г. 19 сент. 1904 г. в память освобождения крестьян от крепостной зависимости на Миусской пл. был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского (архит. А. Н. Померанцев). В этот день митр. Московский Владимир отслужил литургию в Успенском соборе Кремля, после к-рой многотысячный крестный ход двинулся на Красную пл. Из Иверской часовни вынесли чудотворную икону Божией Матери, и торжественная процессия направилась по Тверской и Тверской-Ямской улицам. По пути ее встречали духовенство и прихожане окрестных храмов. На месте буд. собора поставили шатер из красного сукна, в к-ром поместили Иверскую икону и почитаемый образ Спасителя (XVII в.?), до нач. XIX в. находившийся в киоте на стене Москворецких (Водяных) ворот Белого города, а затем в часовне Всемилостивого Спаса у Москворецкого моста. На месте возведения буд. храма был совершен молебен. Торжественным крестным ходом сопровождалось освящение собора в честь Иверской иконы Божией Матери (1904-1908, архит. П. А. Виноградов) Николо-Перервинского мон-ря. 7 сент. 1908 г. из Иверской часовни у Воскресенских ворот была вынесена чудотворная Иверская икона, тысячи верующих двинулись в Николо-Перервинскую обитель. Во главе процессии следовал сщмч. Владимир. Из 24 храмов, находившихся на пути шествия, выходило духовенство, под колокольный звон выносили иконы и хоругви, процессия останавливалась, митрополит прикладывался к иконам и благословлял народ. На следующий день главный престол нового собора был освящен сщмч. Владимиром, 3 др. архиереями, 13 архимандритами московских и подмосковных мон-рей в сослужении др. представителей духовенства. В мае 1913 г. совершалось прославление патриарха сщмч. Ермогена. 11 мая после всенощной крестный ход с хоругвями, хрустальными Корсунскими крестами, запрестольным образом Божией Матери, большим образом сщмч. Ермогена и др. святынями возглавил Антиохийский патриарх Григорий IV. Др. крестный ход, включивший процессии из разных московских храмов, состоялся после поздней литургии. В нем принимали участие патриарх Григорий, митр. Московский свт. Макарий (Невский), вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. Процессия направилась к Лобному месту. После статьи у Лобного места шествие через Никольские ворота вернулось в Успенский собор. 11-12 мая 1914 г. во время всенощной и после литургии были устроены крестные ходы с открытыми мощами святителя.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

8 авг. 1910 г. Тульским и Белёвским еп. Парфением (Левицким; впосл. архиепископ) возведен в сан архимандрита. Часто посещал сельские храмы Белёвского у. С началом в 1914 г. первой мировой войны в Спасо-Преображенском мон-ре был устроен лазарет на 12 чел., из к-рых 5 были на полном содержании мон-ря; в обители готовили бесплатные обеды нищенствующим и семьям солдат, находившимся на фронте, а также вдовам и сиротам. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1915). 18 окт. 1916 г. Синод постановил направить П. для миссионерской службы в Алеутскую и Североамериканскую епархию , однако по просьбам жителей Белёва, обращению вел. кн. прмц. Елисаветы Феодоровны и прошению П. был оставлен в России; 18 янв. 1917 г. поступил в распоряжение протопресвитера военного и морского духовенства. Сначала П. был священников в 301-м пехотном Бобруйском полку на Северном фронте, затем, 28 марта того же года, был назначен проповедником в Особую армию на Юго-Западном фронте, последнее назначение было 18 сент. 1917 г. проповедовать чинам 257-го запасного пехотного полка в г. Брянске. Затем вернулся в Москву и служил в Свято-Владимирской ц. 26 февр. (11 марта) 1918 г. П. был определен настоятелем тверского Жёлтикова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . 13 апр. 1918 г. назначен благочинным 1-й половины мон-рей Тверской епархии. 25 сент. 1918 г. арестован в Твери по обвинению в контрреволюционной агитации среди населения, в частности солдат. Находился в тюрьме до кон. нояб. в качестве заложника. После того как за него подали ходатайство мать Анна Васильевна и сестра Варвара Константиновна, а также прихожане Жёлтикова мон-ря, П. был освобожден с тем условием, что покинет Тверь. Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 24 янв. 1919 г. назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 14 февр. 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение П. и 15 февр.- хиротония. Пребывал в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня мужском монастыре . По приезде в мон-рь сразу восстановил уставную службу. Привлек прихожан к участию в службах в качестве певчих. Часто произносил проповеди. В мон-ре преподавал детям Закон Божий. 14 апр. 1920 г., согласно постановлению Синода, переселился на подворье Городецкого в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастыря в г. Канавино (ныне в черте Н. Новгорода).

http://pravenc.ru/text/2580154.html

Мужской монастырь в честь Ризоположения (с. Томашовка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь в честь Положения Ризы Божией Матери во Влахерне - православный мужской монастрыь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь был образован как скит Свято-Введенского монастыря 22 ноября 2000 года решением Синода УПЦ. Место для монастыря было выбрано братией монастыря при содействии администрации Фастовского района и председателя Томашевского сельского совета на месте бывшей усадьбы пана Хаецкого. Усадьба была в разрушенном состоянии. В настоящий момент братия восстанавливает усадьбу и строит монастырь при содействии местных властей, прихожан и спонсоров монастыря. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] 13 июля Традиционный крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение» от храма Св. Ахистратига Михаила с. Белогородка до монастыря к Престольному празднику 15 июля Престольный праздник Положение ризы Божией Матери во Влахерне 18 июля Храмовый день Св. прмц. Вел. Кн. Елисаветы Феодоровны 31 августа мчч. Флора и Лавра начало монастырской жизни 4 сентября Грузинской иконы Бохией Матери 13 сентября Положение пояса Божией Матери 6 ноября иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» 21 ноября Св. Архистратига Михаила начало литургической жизни монастыря Богослужения [ править править код ] Будни: утром 7–30, вечером 17 часов-летом Утром 6–30, вечером 16 часов-зимой Местонахождение [ править править код ] Адрес : 08510 Киевская область, Фастовский район, с. Томашовка Телефон: 0456545649 Проезд: Електричкой с ж.д.вокзала или автобусом со ст. Дачная до Фастова, на автобусе до Томашовки (автобусы с Фастова до Томашовки ходят летом чаще, зимой реже) Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Монастырь 2012.Томашовка. монастир в ПЕРЕЗВОН Ризоположенческий МУЖСКОЙ монастырь.Томашовка. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Прот. Борис Пивоваров Иконография Митр. Макарий (Невский) в Шамординском мон-ре. Фотография. 1917 г. Митр. Макарий (Невский) в Шамординском мон-ре. Фотография. 1917 г. Иконография М. после его прославления создавалась преимущественно в иконописной школе при МДА на основе мн. сохранившихся фотографий, запечатлевших святителя в разные годы его служения (см., напр., воспроизведенные в кн.: Макарий (Невский), митр. Единое на потребу: Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. М., 2011. Т. 1. Вкл.). Репродукции и рисунки, иллюстрирующие книги А. И. Макаровой-Мирской, относятся в основном к алтайскому и томскому периодам жизни М. ( Макарова-Мирская А. И. Апостолы Алтая. Х., 1909. С. 39, 45, 64, 73, 115, 139 и др.; она же. На служении Алтаю. Х., 19142. С. 10, 59, 130, 175 и др.). Интересный фотоснимок из частного собрания, запечатлевший М. во время его визита в Троице-Сергиеву лавру, судя по присутствующим лицам, был сделан между 1912 и 1915 гг., когда наместником обители являлся архим. Товия (Цимбал). На значительном количестве фотографий М. запечатлен в период управления Московской митрополией и в последние годы жизни на покое в Николо-Угрешском мон-ре, в т. ч. вместе с патриархом Московским и всея России свт. Тихоном и др. духовными лицами, с оптинскими старцами прмч. Исаакием (Бобраковым) и прп. Анатолием (Потаповым) в Шамординской Казанской обители в 1917 г., со сщмч. Сергием Мечёвым, с прмц. вел. кнг. Елисаветой Феодоровной, с духовными чадами (см., напр.: Святая Угреша: К 625-летию основания Св.-Никольского Угрешского мон-ря/Сост.: С. В. Перевезенцев, игум. Иоанн (Рубин). М., 2005. С. 137-140; Летопись Николо-Угрешского мон-ря, 1905-2009. М., 2009. С. 72, 100, 128, 161-162. Ил. 74, 124, 166, 217-219; Оптинский альманах. [Козельск,] 2009. Вып. 3: Святыня под спудом. С. 26). Свт. Макарий (Невский), митр. Московский и Коломенский. Портрет. 1912–1916 гг. (ЦАК МДА) Свт. Макарий (Невский), митр. Московский и Коломенский. Портрет. 1912–1916 гг. (ЦАК МДА) Редким живописным произведением является портрет 1-й четв. XX в. (Митрополичьи покои ТСЛ; см.: Духовные светочи России. С. 187. Кат. 166), созданный в Москве неизвестным художником, вероятно, вскоре после назначения М. на Московскую кафедру. Судя по сдержанному, почти монохромному колориту, мастер использовал фотографию (ср.: Макарий (Невский). 2011. Т. 1. Вкл.). Святитель изображен фронтально, поколенно, сидящим возле стола, правая рука лежит на столе, левой держит четки. Облачен в темную рясу и белый клобук с крестом, на груди - панагия, воспроизводящая подлинную реликвию, принадлежавшую М. еще до его назначения в Москву, и справа - 3 орденские звезды (или 2 звезды и наградной знак). Черты лица и небольшая седая борода соответствуют запечатленным на фотоснимках того времени.

http://pravenc.ru/text/2561280.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010