Тула. Церковь Владимирской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Владимирская церковь - приходский храм (ул. Войкова/Пионерская) во имя иконы Владимирской Божией Матери и св. Николая Чудотворца. По сохранившимся сведениям, в 1600 г. на его месте была построена деревянная церковь во имя св. Николая. В XVII и XVIII вв. он писался «что за земляным валом» или «что за земляным городом». Такое название удержалось за ним до нач. XX в., хотя самого вала не существовало уже полтора столетия. В нач. XVIII в. деревянную церковь разобрали и на ее месте в 1705 г. поставили каменный храм с совр. наименованием. Церковь имела 2 этажа: нижний — во имя св. Николая (завершен в 1705 г.) и верхний — во имя Владимирской Божией Матери (завершен в 1712 г.). Средства на постройку храма были собраны из добровольных пожертвований. Наиболее известными жертвователями были прихожане: С. Я. Губин, Пальцевы, Дружинины, Ксенофонтовы и Сабинины. В последующие 2 столетия храм неоднократно достраивался и перестраивался. Несколько раз страдал от наводнений. Ныне в нем размещен Тульский областной архив.  ВЛАДИМИРСКАЯ (НИКОЛО-ЗАВАЛЬСКАЯ) ЦЕРКОВЬ.  Приход образован в XVII в. Первый деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца построен в 1600 г. Находился за городским земляным валом, откуда произошло название " Никола за валом " . Каменный двухэтажный храм построен в начале XVIII в. В 1705 г. освящена нижняя церковь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в 1712 г. - верхняя в честь иконы Владимирской Божьей Матери. С этого времени церковь получила новое название - " Владимирская, что за валом " . В 1773 г. внизу устроен первый придел во имя преп. Нила Столбенского, в 1835 г. - второй придел во имя архидиак. Стефана. В 1831 г. в верхней церкви устроен придел во имя мчч. Кирика и Улиты, в 1832 г. - во имя свт. Митрофана Воронежского. Закрыта на основании постановления Тулгубисполкома от 19 июля 1924 г.

http://sobory.ru/article/?object=02137

К 1848 г. в К. м. находилось 4 церкви: 5-главый Корсунский собор (1803) с чтимой Корсунской иконой (слева от царских врат), принесенной, по преданию, архим. Иоасафом из Стародубья при основании обители; теплая ц. во имя прп. Михаила, исп. Синадского (1804; позднее к ней пристроены трапезная, келарня, братские кельи по образцу афонских мон-рей); ц. свт. Николая Чудотворца с приделом свт. Иоанна Златоуста в настоятельских кельях; ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (1802); колокольня с часами и св. вратами. За монастырской оградой располагались гостиный, скотный и конюшенный дворы. В скиту, устроенном в 7 верстах от К. м. при рыбном заводе, имелась ц. во имя свт. Митрофана. В монастырской б-ке находилось несколько старопечатных книг, в т. ч. Острожская Библия (1581) ( Мурзакевич. 1848. С. 312). К кон. XIX в. на территории К. м. располагались трапезный храм во имя свт. Иннокентия Иркутского (1888; построен вместо обветшавшего храма еп. Михаила, исп. Синадского), домовый храм во имя свт. Николая Чудотворца, освященный 23 апр. 1889 г. еп. Таврическим Мартинианом (Муратовским), в архиерейских покоях нового 2-этажного настоятельского корпуса (1882), 3-ярусная колокольня (1891), 5 братских корпусов, за оградой - обширные гостиничные корпуса, на кладбище - храм Воскресения Христова, освященный в 1857 г. еп. Димитрием (Муретовым). К нач. XX в. у входа в собор был поставлен памятник «Сидящий Афанасий», изготовленный из воска, а рядом устроена касса, в которую прихожане и паломники бросали медные и серебряные монеты ( 1997. 27. С. 6). В 80-х гг. XIX в. соляной промысел для К. м. окончательно потерял значение ввиду отмены акциза на соль. В 1890 г. К. м. снова получил право на добычу соли в Перекопском у. на условиях платы по 16 р. за каждую добытую тысячу пудов соли. Однако уже в 1892 г. игум. Маркиан просил архиерея расторгнуть договор с казенным ведомством о добыче соли (ГА Респ. Крым. Ф. 118. Оп. 1. Д. 2172. С. 1-4 об.). К 1892 г. мон-рю принадлежал молитвенный дом во имя свт. Николая Чудотворца, построенный на соляных озерах в Перекопском у. В связи с окончательным отказом от добычи соли архим. Маркиан обратился к еп. Таврическому Мартиниану с прошением о безвозмездной передаче молитвенного дома к.-л. близлежащему, вновь образовавшемуся приходу (Там же. С. 4-5 об.). Но земля для выпаса скота и земледелия стала приобретать все большее значение: в 1901 г. К. м. ходатайствовал о возвращении земли Магдалиновской дачи, полученной еще в 1815 г. и якобы захваченной у мон-ря (Там же. Д. 2964).

http://pravenc.ru/text/2458759.html

Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) Икона Божией Матери «Споручница грешных». Ок. 1848 г. (ц. свт. Николая Чудотворца в Хамовниках) «Нечаянная Радость» икона Божией Матери была передана в 1835 г. по завещанию прихожанки Александры Куницыной в Неопалимовскую ц. в Хамовниках (после 1930 судьба иконы неизвестна). Другой список XVIII в., почитавшийся патриархами Пименом (Извековым) и Алексием I, происходил из царского дворца и был пожертвован в ц. Благовещения на Житном дворе (разрушена в 1932). Вероятно, этот образ (или образ из закрытой в 1918 Константино-Еленинской ц. в Тайницком саду Кремля) после 1917 г. был передан в Воскресенскую ц. в Сокольниках, а с 1944 г. пребывает в ц. во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. Др. почитаемые иконы «Нечаянная Радость» находятся в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще и в ц. во имя вмч. Феодора Стратилата у Мясницких ворот. «Споручница грешных» икона Божией Матери прославилась в 1844 г. в Орловской губ., ее мироточивый список в 1848 г. передали в храм во имя свт. Николая в Хамовниках, где перед ним совершилось множество исцелений. Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Икона Божией Матери «Утоли моя печали». 2-я пол. XVIII в. (?) (ц. свт. Николая Чудотворца в Кузнецах) Страстная икона Божией Матери явилась и прославилась чудесами исцелений в Н. Новгороде в 1-й пол. XVI в. Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте сретения иконы у Тверских ворот возвели храм в ее честь, а в 1654 г.- мон-рь, получивший название Страстного. Мон-рь был упразднен в 1919 г., но богослужения в его соборе продолжались до 1928 г. После сноса большинства построек мон-ря в 1937 г. образ был перенесен в Воскресенскую ц. в Сокольниках, где находится в наст. время. Икона Божией Матери «Три радости» - копия образа «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (Мадонна в кресле, Madonna della seggiola, ок. 1513, Галерея Палатина, Флоренция) кисти Рафаэля . На рус. списках образа позднее стали добавлять изображение прав. Иосифа Обручника и писать их в греко-визант. стилистике, в зеркальной композиции. Первообраз был привезен из Италии в нач. XVIII в. и помещен над входом перед папертью Троицкой ц. на Грязех у Покровских ворот. Икона прославилась в сер. XVIII в.: по молитве матери сын вернулся из плена, ее оклеветанный муж был оправдан и возвращен из ссылки, а конфискованное имущество возвращено. В 1861 г. Троицкая ц. на Грязех была перестроена (архит. М. Д. Быковский) и освящена митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) в честь иконы Божией Матери «Три радости». После закрытия храма в кон. 1929 г. образ пропал, с 1992 г. во вновь открытом храме имеется его список (сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Царь мч. Николай II. Роспись ц. свт. Саввы Сербского мон-ря Жича, Сербия. 1935 г. Мастер Н. Ф. Мейендорф Царь мч. Николай II. Роспись ц. свт. Саввы Сербского мон-ря Жича, Сербия. 1935 г. Мастер Н. Ф. Мейендорф В среде рус. эмиграции Н. А. и царская семья открыто почитались как мученики с 20-х гг. ХХ в. Одной из форм этого распространенного почитания стало сооружение на народные пожертвования храмов-памятников в честь убиенного царя, хотя и освященных во имя др. святых. Так, в 1928 г. была выдвинута инициатива возведения в Брюсселе храма во имя св. прав. Иова Многострадального - в память «Царя-Мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных». Был создан Комитет по сооружению храма-памятника, в ряде стран действовали его отделы и работали специальные представители. 2 февр. 1936 г. храм был заложен, но из-за задержки, вызванной второй мировой войной, его освящение первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) состоялось только в 1950 г. В Белграде на рус. участке Нового кладбища в 1930 г. была заложена Иверская часовня. В 1931 г. ее освятили Сербский патриарх Варнава (Росич) и первоиерарх РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий) . С внешней стороны часовни в особых нишах были помещены доставленные с Афона образы свт. Николая - в память Н. А. и свт. Алексия - в память цесаревича Алексия. В 1933 г. рядом с часовней был установлен памятник с надписью по-русски на лицевой стороне: «Вечная память Императору Николаю II и 2 миллионам русских воинов Великой войны». В 1934 г. в Шанхае был освящен новопостроенный храм во имя свт. Николая. Этот храм воспринимался как «святое сооружение-памятник страданий, перенесенных Русским народом за время революции, символом которых нам являются мучения и смерть Царя Мученика и Его Августейшей Семьи». В 1936 г. в Харбине была воздвигнута часовня в память об убиенных Н. А. и югославском кор. Александре. Памяти Н. А. и его семьи также был посвящен храм свт. Николая Чудотворца в Брисбене (Австралия), построенный местной рус. общиной в 1936 г.

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Никольское. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Упоминалась как церковь Николая Чудотворца на Сянжеме, в Сянжемской трети Вологодского уезда, в окладной книге 1618 года. В 1908 г. в состав 1-й половины прихода входили с. Никольское и деревни Никольской волости: Андреевская, Вакраново, Горка Органова, Гузяево, Давыдково, Кисматка, Левинская, Мелентьевская, Пешковская, Погорелка, Подгорная, Рыжково, Родионка, Силуяновская, Угол, Яковлевская. В состав 2-й половины прихода - деревни Никольской волости: Алексеевская, Горка Пигалева, Горка Яловица, Житьево, Завозиха, Залесье, Заречье, Митенская, Молевская, Мякотиха, Новое, Реутиха, Рудиха, Семениха, Соболиха, Согорская, Созониха, Холодный Ключ, Ярыгино; Бельтяевской волости: Афониха. В 1867 г. прихожане (в количестве 1445 душ мужского пола) приобрели за свой счет для приходской церкви новый колокол в 232 пуда, ценой до 3712 руб. серебром. Возобновлённый после пожара в тёплом храме престол во имя свт. Николая Чудотворца освящён 27 ноября 1877 г. Одной из крупнейших церквей, находившихся в районе, был храм Николая Мирликийского Чудотворца, что на Сямженском Стану. Имя Николая Чудотворца в нашем крае носила или каждая вторая церковь, или один из ее приделов. Название «на Стану» в толковом словаре С. И. Ожегова объясняется как лагерь, место стоянки, воинский стан; в этимологическом словаре русского языка: стан или на стану – это место остановки, лагерь. Скорее всего, Ратинский Улусец и Сямженский Стан, имеют похожие значения. В первом случае: это место остановки татарского отряда, во втором – русской дружины. Вероятно, появление обоих этих названий связано с одним и тем же событием в истории края. Не сохранилось никаких документальных известий, ни преданий, когда и в связи с чем была построена данная церковь. На основании документов, имеющихся в Вологодском архиве, известно, что по грамоте 1766 года вместо сгоревшей (вероятно, от молнии) холодной деревянной церкви Рождества с приделами Николая и Ильи, деревянная церковь была построена и освящена в 1771 г., а приделы были по строены и освящены: Николая – 7, а Ильи – 8 августа 1774 г. (ГАВО, ф. 496, оп. 1, д. 3061, лл. 7-14) . В другом документе говорится, что по грамоте от 8 октября 1793 года, вместо ветхой деревянной Николаевской церкви построена каменная теплая. Документ датирован 3 ноября 1795 г., а храм был освящен 18 ноября (ГАВО, ф 496, оп. 1, д. 4402. лл. 118 – 123).

http://sobory.ru/article/?object=59603

Римский театр в Мирах Ликийских При св. равноап. Константине I Великом (правил на Востоке в 324-337) единая провинция Ликия и Памфилия была разделена на 2 части. С созданием новой провинции Ликия Миры, вероятно, стали ее столицей, но точно засвидетельствовано это только в период правления имп. Феодосия II (408-450). Флавий Немесий Олимпий, «светлейший муж» (vir clarissimus), поставил в М. Л. памятник имп. Констанцию II (337-361). Ок. 430 г. в М. Л. род. известный софист и ритор Николай. К сер. V в. город приходит в упадок. При имп. Маркиане (450-457) по указанию префекта претория Востока Палладия (450-455) и наместника провинции Артимеона в М. Л. были построены новые здания, площади, стены и город вновь был расширен до прежних размеров. После сильного землетрясения 529 г. М. Л. были отстроены имп. Юстинианом I . В нач. 542 г. М. Л. в течение 40 дней страдали от принесенной по морю бубонной чумы. Крестьяне из окрестных сел не заходили в город, и, как следствие, в М. Л. прекратились поставки зерна, муки, вина и дров. Возложив вину за это на игумена мон-ря Св. Сиона Николая, архиеп. Филипп просил наместника Ликии и первых горожан арестовать Николая, но тот избежал ареста. Ок. 550 г. Филипп поставил в М. Л. во епископа Пинары св. Николая Сионского, к-рый с того времени ежегодно 6 дек. устраивал паломничество в М. Л. на праздник свт. Николая Чудотворца, называемый Росалии, и посещал его мартирий. К празднику были приурочены проведение регулярного синода епископов Ликии, а также проведение местной ярмарки. Во 2-й пол. VII-IX в. М. Л. пострадали от араб. нападений с моря, наибольшим разрушениям подвергся храм свт. Николая, расположенный за стенами старого города. В сент. 807 г. арабский флотоводец Хумайд ибн Маюф взял город: арабы по ошибке вскрыли вместо гробницы свт. Николая соседнюю ( Theoph. Chron. P. 483), сильный шторм уничтожил часть араб. флота. Византийцы приписывали спасение мощей святого и гибель арабов вмешательству в ход событий свт. Николая. В 824 г. митрополит М.

http://pravenc.ru/text/2563358.html

В нач. XVIII в. старый храм «святого Николая, что называется Старыя Большия главы» «от престарелости и горелости» был разобран, и на его месте с 1718 г. возводился 2-этажный собор с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца и верхней - в честь Иверской иконы Божией Матери (освящена 18 сент. 1735 (1736?)), впосл. переосвященной в честь Успения Пресв. Богородицы. В 1760-1763 гг. в нижней Никольской ц. на средства купца А. Д. Кондикова в память об отце был пристроен придел во имя вмч. Димитрия Солунского (в 1812 разобран). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1718–1736 гг., перестроен в 1801 г. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1718–1736 гг., перестроен в 1801 г. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. По легенде, к-рая приводилась в описаниях М. Г. м. XIX - нач. XX в., причиной сооружения верхнего храма был трагический случай в семье кн. Дмитрия Кантемира. Якобы 15 авг. 1734 г. в аварии на Никольской ул. погибла дочь князя, ехавшая в экипаже с отцом (М. Д. Кантемир скончалась в 1757 - см.: Московская энциклопедия. М., 2008. Т. 1. Кн. 2. С. 105-106). В 1795 г., когда обрушился верх собора, имп. Павел I выделил 15 тыс. р. на капитальный ремонт. Всего же на перестройку собора по проекту архит. М. Ф. Казакова было израсходовано ок. 30 тыс. р. Перестроенный храм украсили классическими портиками и куполом с люкарнами, увенчанным фонариком с крестом. Вход в верхний Успенский храм Никольского собора. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. Вход в верхний Успенский храм Никольского собора. Фотография. Нач. 30-х гг. ХХ в. 1 окт. 1775 г. в Никольском соборе состоялась хиротония архиеп. Славянского и Херсонского Евгения (Булгариса) , к-рую в присутствии имп. Екатерины II Алексеевны возглавил Московский митр. Платон (Левшин). В соборе неоднократно совершал богослужения богослов архиеп. Астраханский и Ставропольский Никифор (Феотоки) , в 1792-1800 гг. настоятельствовавший и пребывавший на покое в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском монастыре .

http://pravenc.ru/text/2564226.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВЛАДИМИРСКИЙ АЛЕКСИЕВСКИЙ (НОВОАЛЕКСИЕВСКИЙ) В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. Алексиевский мон-рь. Фотография. 2004 г. (Владимирской и Суздальской епархии), основан решением Свящ. Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 ц. во имя свт. Николая Чудотворца). На месте В. А. м. в XIII-XVIII вв. существовал муж. мон-рь во имя равноапостольных Константина и Елены, а также находившийся во владении обители приходский храм во имя свт. Николая Чудотворца в с. Добром. Возможно, Константино-Еленинский мон-рь был основан при блгв. кн. Андрее Юрьевиче Боголюбском, об этом косвенно свидетельствует топографическое положение обители - у дороги из Владимира в Боголюбово, в плотно заселенной местности, археологические находки на к-рой датируются XI-XIII вв. Близ обители, на противоположной стороне дороги, в Яриловой долине, находился мон-рь во имя вмч. Феодора Стратилата, основанный не позднее XII в. В 1276 г. игум. Константино-Еленинского мон-ря св. Феодор был хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Церковь во имя равноапостольных Константина и Елены (бывш. Никольская). Кон. XVIII — нач. XIX в. Фотография. 2004 г. Запустевший в XIV в. Константино-Еленинский мон-рь ок. 1370 г. был возобновлен свт. Алексием , митр. Киевским и всея Руси. Возможно, тогда мон-рь стал домовым митрополичьим (позднее Патриарший, с 1753 синодальный). Во 2-й четв. XV в. в мон-ре была учреждена архимандрития, до 90-х гг. XV в. его настоятели были одновременно архимандритами митрополичьего нижегородского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . На короткое время после пожара в 1725 г. обитель была приписана к боголюбскому в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) мон-рю . В 1764 г., уже самостоятельный, Константино-Еленинский мон-рь был причислен к второклассным обителям. 11 апр. 1775 г. указ Синода предписывал упразднить обитель из-за ветхости единственного каменного храма и др. строений, настоятеля с братией перевести в Волосов во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . Все монастырское имущество было передано в Никольскую ц. в с. Добром. Оставшийся без надзора Константино-Еленинский храм с приделами в честь Благовещения Пресв. Богородицы и свт. Алексия Московского, по-видимому, вскоре разрушился или был разобран.

http://pravenc.ru/text/154977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЛЮКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ) Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ) находилась на левом берегу р. Вори по правую сторону Стромынского тракта близ дер. Авдотьино Богородского у. Московской губ. (ныне Ногинский р-н Московской обл.). По преданию, записанному в XIX в. настоятелем Б. п. архим. Венедиктом, ок. 1606 г. в лесу, на берегу р. Вори, поселились насельник сожженного польск. войсками Стромынского мон-ря иеросхим. Варлаам и старицы разоренного Успенского Пречистенского мон-ря (в с. Аристове) игум. Евдокия и казначея Ульяна с послушницами: о. Варлаам на заброшенном кладбище при ветхой деревянной часовне, игум. Евдокия там, где впосл. возникла дер. Авдотьино, названная ее именем, мон. Ульяна - на горе, позже названной Ульяниной. Принесенную с собой чтимую икону свт. Николая Чудотворца подвижники поместили в часовню, где стали служить вечерню, читать Псалтирь. На богослужения приходили окрестные жители. Ок. 1615 г. о. Варлаам с помощью прихожан, к-рые положили начало общине, построил небольшую Никольскую ц. После кончины иеросхим. Варлаама храм опустел. В XVII в. место подвигов подвижников получило название Берлюковского монастырища, предположительно по имени разбойника Берлюка (или Бирюка). Днем он выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконкой на груди, испрашивая у проезжих милостыню, а ночью грабил. Награбленное Берлюк хранил в пещере на берегу р. Вори. К XVII в. относится первое упоминание в документах Никольской ц. (в писцовых книгах Московского у. 1631 г.: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке Воре. Пашни худые земли церковные, что был храм Николая Чудотворца»; в дозорных книгах 1680 г.: «Николая Чудотворца церковная земля, Черноголовской волости в пустоши, что была сельцо Берлино»). Собор во имя Св.Троицы. Фотография. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/78164.html

Большинство сведений, содержащихся в древнейших житийных памятниках, посвященных свт. Николаю Мирликийскому, подтверждается также результатами археологических раскопок в Ликии, предпринятых в XIX-XX веках. Так, сохранились не только храм, построенный свт. Николаем Мирликийским, но и место встречи святого со стратилатами – Плакома, площадь в андриакском порту, покрытая плитами. В древности на ней был расположен рынок, и его остатки видны и сейчас. Расположенная близ Миры и когда-то процветавшая гавань Андриаке сейчас заболочена, порт давно прекратил свое существование, но значительные объемы многих зданий прекрасно сохранились: целый ряд портовых и других построек, каменные цистерны, акведук, несколько храмов и огромное зернохранилище. По предположению историка А.Ю. Виноградова, именно в это зернохранилище капитаны из «Деяния о хлебовозах» выгрузили хлеб. Хорошо сохранились и остатки зданий древней Патары – места рождения свт. Николая Чудотворца. Представление о внешности свт. Николая мы получаем из его иконографических изображений, сделанных еще при его жизни. Поскольку святитель был покровителем мореплавателей, немало его рукодельных изображений развозились в разных направлениях Средиземноморья кораблями, проходившими через порт Миры. Согласно результатам анатомо-антропологического исследования святых мощей свт. Николая, для проведения которого в 1953 году впервые была вскрыта гробница в г. Бари (куда мощи были перевезены итальянцами предположительно в 1087 году) лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека. Возглавлявший научно-исследовательскую группу итальянский антрополог и анатом, профессор Луиджи Мартино установил, что «по строению черепа и скелета святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа; с высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Рост великого святого составлял 167 сантиметров. Современники описывали архиепископа Николая Мирликийского как человека, отличавшегося необычайной кротостью и смирением: «Он одевался очень просто, без всяких украшений, имел лик, исполненный святости и благодати. От него исходило удивительное сияние, как от пророка Божиего Моисея». Мощи свт. Николая Чудотворца до сих пор обильно мироточат. По словам исследователей, некоторые части мощей, точнее, позвонки, могут скоро раствориться в благоухающей жидкости и просто исчезнуть через несколько десятков лет, если не принять должных мер по их сохранению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010