Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1896–1903 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца. 1896–1903 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Яранской епархии Вятской митрополии), находится в с. Николаевском Шабалинского р-на Кировской обл. Основан решением Синода от 22 февр. 1995 г. при приходском храме во имя свт. Николая Чудотворца (1896-1903). Никольский приход открыт по указу Синода от 5 сент. 1884 г. и образован из починков, входивших в состав с. Архангельского Котельнического у. Вятской губ. Первая деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца была куплена, перевезена из с. Прокопьевского того же уезда, собрана и 11 февр. 1884 г. освящена. В 1896 г. на торгах подряд на строительство каменного храма в с. Николаевском получил мастер, крестьянин Готовяхин. В сохранившемся теплом каменном храме, возведенном по благословению еп. Вятского и Слободского Сергия (Серафимова) , Никольский престол освящен 25 сент. 1903 г., левый, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»,- 20 янв. 1906 г. Церковь была обнесена деревянной оградой с каменными воротами (1911). Первоначально в деревянном храме служили только священник и псаломщик. С окт. 1884 до 1891 г. служили свящ. Гавриил Адрианович Мултановский (род. в 1857 в г. Елабуге, окончил Вятскую ДС «со званием студента») и псаломщик Петр Дмитриевич Краснопёров. В 1890 г. была открыта диаконская вакансия, с 12 июля того же года служил диак. Александр Иванович Цветков (род. 10 дек. 1862), одновременно преподававший в церковноприходской школе. В 1902 г. ему было преподано архипастырское благословение за труды по народному образованию. В 1912 г. в причте церкви состояли священник, диакон и псаломщик. Приход включал 26 селений и насчитывал 1631 мужчину и 1669 женщин, ему принадлежали: 4 дес. 600 кв. саж. усадебной земли, 17 дес. 640 кв. саж. пахотной, 1 дес. 1800 кв. саж. сенокосной земли, 14 дес. под лесом, 5 дес. 1404 кв. саж. неудобной земли. К 1915 г. в приходе имелись церковноприходская школа (с 1884) и 2 земские: Николаевская мужская в самом селе (с 1910) и смешанная в починке Росляки Котельничского у., в 10 верстах от села (с 1912). В 1905 г. в церковноприходской школе учились 56 мальчиков и 15 девочек. 11 дек. 1911 г. Никольский храм посетил еп. Вятский и Слободской Филарет (Никольский).

http://pravenc.ru/text/2566168.html

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца (Агия-Мони; греч. Μον τν Ιερων, Αϒα Μον), во имя свт. Николая Чудотворца, муж., действующий, принадлежит Пафосской митрополии Кипрской Православной Церкви . Расположен на обрывистом лесистом склоне горы Ройя между с. Статос и мон-рем Хрисорройятисса , от которого отстоит приблизительно на 1 км. Считается одним из древнейших мон-рей Кипра. По преданию, И. м. был основан в нач. IV в. прп. Евтихием (пам. кипрская 7, 8 авг.) и свт. Николаем Чудотворцем, тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в М. Азию, а прп. Евтихий остался в И. м. до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), к-рый нашел в ризнице И. м. пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (в наст. время утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского «О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова» (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в И. м. хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресв. Богородицей. В 1754 г. эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX в. омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 г., или была похищена при разгроме мон-ря турками в 1821 г. В 963 г. в И. м. останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X-XII вв. мон-рь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время рукописи из И. м. хранятся в Национальной б-ке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в И. м.,- Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Paris. gr. 668) - датируется 954 г. Мон. Климент (впоследствии игумен И. м.) переписал декабрьскую Минею-Четью (Paris. gr. 1531, 1112 г.) и Синаксарь (Paris. gr. 1588, 1-я четв. XII в.), на к-рых впосл. были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших И. м. с 1227 по 1407 г., заметка о дарении мон-рю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления франц. династии Лузиньянов (1192-1489) И. м. имел 3 подворья.

http://pravenc.ru/text/293607.html

Москва. Кремль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Гостунского). Церковь Николы Гостунского, Никола Льняной, Никола Мокрый /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1506. Год утраты:1817 (разобрана из-за ветхости) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Ивановская площадь Координаты: 55.751354, 37.620566 Изменить описание объекта Вид в Кремле у Спасских ворот на Архиерейский дом и церковь Николы Гостунского, работа художника Ф.Я. Алексеева и его учеников, 1800-е годы. Источник: альбом " Допожарная Москва " . Елена Григорьева 1 июня 1800 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя свт. Николая Чудотворца " Гостунского " в Кремле, Собор Николая Чудотворца Гостунского. Собор был построен супругой Ивана III, Софьей, на месте подворья ханских баскаков близ Спасских ворот с целью выжить татар из Кремля. Церковь сперва была деревянная и носила название Николы Ельняного, так как построена была из елового леса. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте церковь каменную, перенеся в нее из села Гостуни Лихвинского уезда икону Николая Чудотворца, и церковь стала известна под именем Николы Гостунского. В конце XVI века был здесь дьяконом Иван Федоров - первый Московский типографщик. В 1812 собор был опустошен неприятелем, но оставался в целости. В 1817 г. Николо-Гостунский собор " как обветшавший и по местоположению своему и по бедности архитектуры " был разобран до основания. Часть мощей, древняя резная деревянная икона свт. Николая Гостунского (ныне находится в церкви Ризоположения) и вся утварь были перенесены во второй ярус Успенской (Петроковской) звонницы колокольни Ивана Великого. Прежде там помещалася собор Рождества Христова. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М. Издательство братства святителя Тихона. 2001 Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля, почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого. Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

http://sobory.ru/article/?object=42595

Никольская. Церковь Николая Чудотворца. Никольская Нутренская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Тотемское барокко , Барокко Год постройки:1798. Адрес: Вологодская обл., Сокольский р-н, д. Никольская Координаты: 59.594753, 41.785511 Проезд:От трассы Чекшино - Тотьма по указателю на Борщовку и далее по главной дороге (мягкий грейдер, 5 км) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Старинная церковь, освященная в честь Николая Чудотворца, располагается рядом с селом Большедворье. Строительство каменного комплекса датируется концом восемнадцатого века, первое богослужение упоминается 1798 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко. Центральный объем возведен формой обширного трехэтажного четверика с пологим сферическим чашеобразным куполом с широкими полями. Глава была одна, на небольшом восьмигранном барабанчике вторичного типа. С восточного торца располагается двухэтажная пятигранная апсида с конусной конхой. С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, оканчивающаяся трехъярусной колокольней с обширным восьмигранным ярусом звона, купол которого утрачен. В наружной отделке из кладочного декора представлены - широкий карниз, украшенный фризом, фигурные обрамления оконных проемов, пилястры по граням. Внутренняя отделка практически не уцелела, есть несколько едва различимых фрагментов фресок. В настоящее время церковь Николая Чудотворца пустует и сильно обветшала, восстановительные работы в скором времени не предполагаются. http://www.2rf.ru/rest/10221 Церковь в честь свт. Николая Чудотворца в Нутренском улусце основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1798 г. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, прор. Илии. В 1788 г. в приходе числилось 391 человек, в 1868 г. - 1152. Нутряной улусец. Кирпичная церковь в честь св.Николая Чудотворца построена на месте обветшавшего деревянного храма, первые письменные упоминания о котором встречаются в 1623-1625 гг. Каменный нижний тёплый храм построен и освящен в 1795 г., верхний холодный — в 1798 году. В 1801-м пристроена колокольня, через 91 год перестроенная в формах эклектики. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=06399

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИНЦОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Клинцовской и Трубчевской епархии Брянской митрополии), г. Клинцы Брянской обл. Открыт решением Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г. Расположен на высоком берегу р. Московка. Первоначально на месте К. м. находился старообрядческий деревянный храм в честь Вознесения Господня (1778-1780), возведенный выходцами из Стародубья. В 1850 г. при входе на Вознесенское кладбище была построена деревянная часовня для почитаемого прихожанами образа свт. Николая Чудотворца. На кладбище погребены первые поселенцы, родоначальники города, купцы, основатели первых типографий и фабрик, священнослужители, почетные граждане Д. О. Зубов, П. М. Поляков, Ф. М. Синельников, А. Н. Барышникова и др. В 1845-1847 гг. Вознесенский приход стал единоверческим. Вместо обветшавшей деревянной была построена 2-этажная каменная часовня; 1 авг. 1913 г. «поставлен крест на новой св. Николы часовне при Вознесенской церкви» (ГАБО. Ф. 251. Оп. 1. Д. 92). В 1930 г. храм был закрыт, впосл. приходские здания разрушены. С 1934 г. Никольская часовня использовалась под производственные нужды. 29 сент. 1972 г., после пожара в единственном правосл. приходе г. Клинцы, местные власти передали верующим здание часовни. Ее переоборудовали под храм, 1-м настоятелем к-рого стал свящ. Андрей Жамойтин (1929-1995). К основной, бесстолпной части храма (с узкими окнами, 8-скатной кровлей и луковичной главой на цилиндрическом световом барабане), выдержанной в формах новгородско-псковской архитектуры XIV-XV вв., с разных сторон примыкают деревянный входной тамбур с главкой, прямоугольная апсида и боковые пристройки, одна из которых имеет отдельный вход с крыльцом и лестницу на хоры. С 1994 по 2005 г. Никольский храм являлся подворьем Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 7 сент. 2005 г. по благословению Брянского еп. Феофилакта (Моисеева) была образована жен. община. Решением Синода от 27 дек. 2005 г. подворье было преобразовано в жен. обитель во имя свт. Николая Чудотворца, настоятельницей назначена мон. Зосима (Полковник), ранее проживавшая в Одрине во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-ре . Лит.: СПАМИР: Брянская обл. М., 1998; Перекрестов Р. И. Прошлое и настоящее Свято-Никольской ц. в Клинцах//Труд (Клинцы). 2001. 16 авг.; Кровко В. Клинцам - 300 лет: Ист.-краевед. очерк. Клинцы, 2004. Иером. Диомид (Кузьмин) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1841433.html

Программа «Звонильной недели» 23 апреля 2006 г. 23:07 В рамках V Пасхального фестиваля в столичных храмах пройдет «Звонильная неделя». Завершится она Большим Пасхальным звоном 9 мая.    23 апреля, воскресенье 15.30 — храм Христа Спасителя    24 апреля, понедельник 13.30 — храм Христа Спасителя 15.30 — Богоявленский собор в Елохове 15.45 — храм Никиты Великомученика в Старой Басманной слободе 16.15 — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе    25 апреля, вторник Вереница звонов. Никитские колокола: 15.30 — храм Вознесения Господня у Никитских Ворот («Большое Вознесение») 15.45 — храм Федора Студита у Никитских Ворот 16.00 — храм Вознесения Господня на Никитской («Малое Вознесение») 16.15 — храм Воскресения Словущего, что на Успенском вражке    26 апреля, среда Вереница звонов. Колокола Кремля и Зарядья: 15.30 — Колокола Московского Кремля 15.45 — храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади 16.00 — храм Василия Блаженного (Покрова на Рву) 16.15 — храм Варвары Великомученицы на Варварке 16.30 — храм Свт. Николая Чудотворца «Красный звон» 16.45 — храм всех Святых на Кулишках    27 апреля, четверг 14.00 — храм Николая Чудотворца в Звонарях 14.15 — Богородице-Рождественский женский монастырь    28 апреля, пятница 15.00 — храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках 15.30 — храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках    29 апреля, суббота Вереница звонов. Колокола Остоженки и Арбата: 14.00 — храм Христа Спасителя 14.15 — надвратная колокольня Храма Христа Спасителя 14.30 — Державная колокольня Христа Спасителя 14.45 — храм Пророка Ильи Обыденного 15.15 — храм Свт. Николая в Старом Ваганькове 15.45 — храм Симеона Столпника на Поварской 16.00 — храм Спаса Преображения на Песках 16.30 — храм Свт. Николая на Щепах    30 апреля, воскресенье 14.00 — храм Казанской Божьей Матери на Красной площади 15.30 — храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках    1 мая, понедельник Вереница звонов. Замоскворецкие колокола: 14.30 — храм Григория Неокесарийского в Дербицах

http://patriarchia.ru/db/text/107223.htm...

Ломбардия и Пьемонт: ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Милане, ц. Рождества св. Иоанна Предтечи в Турине, ц. свт. Амвросия Медиоланского в Павии, ц. свт. Спиридона Тримифунтского в Верчелли, община Зачатия св. Иоанна Предтечи в Варесе, община в Виадане; Эмилия-Романья: ц. вмч. Димитрия Солунского в Болонье, ц. свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, в Парме, община прп. Иова Почаевского в Реджо-нель-Эмилия, община вмч. Георгия Победоносца в Ферраре; Тоскана и Лигурия: ц. Успения Пресв. Богородицы в Ливорно (с парекклисионом Св. Троицы в память существовавшей здесь одноименной церкви (1757), разрушенной землетрясением 1953 г., при к-рой действовало Греко-православное братство Св. Троицы), ц. свт. Николая Чудотворца и Благовещения Пресв. Богородицы в Генуе, кладбищенская часовня Всех святых в Генуе, община Трех святителей в Пизе; Флоренция: ц. ап. Иакова, брата Господня, во Флоренции (бывш. католич. храм XI в. с барочными перестройками XVIII в., предоставленный в 2006 г. правосл. общине католич. архиепископом Флоренции), община мц. Анастасии Римляныни в Сиене; Римини, Марке, Абруцци и Молизе: ц. Введения Пресв. Богородицы и свт. Николая Чудотворца в Римини (службы в т. ч. на слав. и румын. языках), парекклисион свт. Николая Чудотворца в Римини (в котором хранится плечевая кость этого святого, привезенная в Римини из Бари в 1177 г., 1-я правосл. служба совершена 9 мая 2009), ц. мучеников Сергия и Вакха в Урбино, ц. арх. Михаила в Сан-Марино (румынская община), община святых Феодора и Татианы в Фано, община Трех святителей (св. Бессребреников) в Л " Акуиле, община равноапостольных Константина и Елены при ц. св. Антония в Кьети, община в Камерино, организуется община св. Анны в Мачерате; Лацио и Центральная Италия: сокафедральный собор вмч. Феодора Тирона в Риме (VI в., переданный католич. Церковью Италийской митрополии в 2000 и освященный Патриархом Варфоломеем в 2004), ц. ап. Андрея Первозванного в Риме (основанная К-польским Патриархом Афинагором, при ней груз. община), ц. первомч. Стефана в Риме (румын. община), серб. община свт. Саввы Сербского в Риме, ц. св. Герасима в Перудже, ц. свт. Геннадия, патриарха К-польского, в Авеццано, община ап. Андрея Первозванного в Читта-ди-Кастелло (служба совершается раз в месяц в ц. св. Иеронима), румын. община св. Никодима в Алатри, организуются еще одна правосл. община в Риме, а также в Кори и Кассино;

http://pravenc.ru/text/1237713.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОНАСТЫРЬ ИЕРЕЕВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Монастырь Иереев во имя свт. Николая Чудотворца Свт. Николай Чудотворец и прп. Евтихий. Икона. 1708 г. (монастырь Иереев, Кипр) По преданию, монастырь был основан в начале IV века прп. Евтихием и свт. Николаем Чудотворцем , тогда еще мирянином. Прп. Евтихий носил камни для строительства церкви из святилища богини Геры, а Николай Чудотворец их обтесывал. Воздвигнув храм, свт. Николай подвизался там непродолжительное время и затем вернулся в Малую Азию, а прп. Евтихий остался в монастыре до конца жизни. Эта легенда была записана ученым дидаскалом, возглавлявшим Греческую школу в Никосии, Ефремом Афинянином (впосл. патриарх Ефрем II Иерусалимский (1766-1771)), который нашел в ризнице монастыря Иереев пергаменную рукопись с Житием прп. Евтихия (утрачена) и частично опубликовал ее. В Житии говорилось, что Николай Чудотворец был послан Богом в помощники прп. Евтихию и что построенный святыми храм был посвящен Божией Матери. В одном из списков соч. Неофита Родосского " О героях, полководцах, философах, святых и других именитых людях, произошедших из Кипрского острова " (Рим, 1659), сделанном, по всей видимости, архим. Паисием (впосл. архиепископ Кипрский (1759-1767)), говорится, что в монастыре Иереев хранилась часть омофора свт. Николая Чудотворца, подаренного ему, по преданию, Пресвятой Богородицей. В 1754 году эта реликвия была перенесена для безопасности в Киккский монастырь . В XIX веке омофор был утрачен: эта святыня или сгорела во время пожара 1813 года, или была похищена при разгроме монастыря турками в 1821 году. В 963 году в монастыре Иереев останавливался основатель Великой Лавры прп. Афанасий Афонский , покинувший Св. Гору после избрания Никифора Фоки императором. В X - XII веках монастырь процветал, в нем находился скрипторий (в наст. время монастырские рукописи хранятся в Национальной библиотеке в Париже). Древнейший из сохранившихся манускриптов, созданных в монастыре Иереев, - Толкование свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея - датируется 954 годом. Мон. Климент (впоследствии игумен монастыря Иереев) переписал декабрьскую Минею-Четью (1112 г., ) и Синаксарь (1-я четв. XII в. ), на которых впоследствии были сделаны записи исторического характера, в т. ч. перечень 14 игуменов, управлявших монастырем с 1227 по 1407 год, заметка о дарении монастырю не названным по имени кипрским королем подворья Агиофродиси. Всего в период правления французской династии Лузиньянов (1192-1489) монастырь Иереев имел три подворья.

http://drevo-info.ru/articles/13679998.h...

В 1680-1681 гг. в К. м. был построен и 6 авг. 1681 г. пребывавшим на покое бывш. митр. Унгро-Влахийским Варлаамом († 1702) освящен каменный 5-главый собор во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом Благовещения Пресв. Богородицы и левым - ап. Иоанна Богослова. Собор построили на средства генерального судьи Войска Запорожского И. М. Домонтовича († 1683), к-рый впосл. был там погребен. В храме был установлен резной позолоченный 5-ярусный иконостас; с зап., сев. и юж. сторон устроены обширные хоры. Свод храма поддерживали 2 столба, «окруженные иконостасами с образами, из которых некоторые украшены серебряными ризами». В 1744 г. имп. Елизавета Петровна внесла пожертвование (1000 р.) на ремонт храма, который осуществлялся в 1808 и 1813 гг. В результате удара молнии в 1846 г. был поврежден средний купол. 28 июня 1849 г. после ремонта Черниговский архиеп. Павел (Подлипский) освятил отремонтированный собор. В 1803-1804 гг. в К. м. вместо ветхой деревянной ц. в честь Преображения Господня была возведена одноименная теплая каменная церковь с трапезной (в 1853 перестроена). При входе в храм, слева и справа, располагались 2 кладовые. В 1823-1825 г., при игум. Гервасии († 1831), вместо дубовой была поставлена каменная 2-ярусная колокольня (в 1853-1870 перестроена и надстроена 3-м ярусом). В обители имелись каменные одноэтажный настоятельский корпус (1834), ограда (XIX в.), хозяйственные службы. В 1746-1749 гг. в «Ветхом монастыре» (Скитке) был возведен новый деревянный на каменном фундаменте храм свт. Николая Чудотворца (в 1800 отремонтирован). К 1859 г. единственной постройкой оставался скит. Трехкомнатную келью свт. Димитрия приобрел известный конотопский пчеловод П. И. Прокопович († 1850) и перевез в свое имение в с. Пальчики Конотопского у., в К. м. сохранились только фундаменты. Святыней К. м. была икона свт. Николая Чудотворца, по преданию явившаяся «в древности». Она находилась в скитской Никольской ц. 6 сент. 1812 г. по благословению архиеп. Черниговского Михаила (Десницкого) этот образ был перенесен в «Новый монастырь». К кон. XIX в. в Никольском соборе хранились икона свт. Николая, украшенная серебряной чеканной ризой, а также частица мощей вмц. Варвары. На особой деревянной дощечке было «изображено 9 чудес, совершившихся по перенесении мощей в обитель». Каждый вторник в К. м. читали акафист вмц. Варваре, а 4 дек. совершали крестный ход с мощами вокруг обители, ежегодно 9 мая - крестный ход из К. м. в Скиток ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 274).

http://pravenc.ru/text/2462069.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010